Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Бал в мировой литературе

Бал в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Актуальность:

О бале, как о светском мероприятии сказано много, и в этом мы не уникальны. Однако нам захотелось углубиться в историю бала и посмотреть на то, как его изображали великие писатели. Поэтому для нас главное в этой теме показать своеобразие и уникальность бала, описанного в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель:

Сопоставить принятые традиции бала с необычными чертами бала в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

1. Прочитать книги об истории бала.

2. Отобразить неповторимость бала М. Булгакова.

3. Научится работать с документами, отбирая нужный материал, и отображать самое главное в презентации.

Объект исследования:

Художественная и специальная литература о бале.

Предмет:

Сцены бала в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Методология исследования:

Работы русский ученых- литературоведов.

Методы:

1. Анализ источников.

2. Отбор художественных произведений, информации.

3. Сравнение традиционного бала и бала М. Булгакова

4. Обобщение собственного опыта работы.

Гипотеза:

Предмет и цель исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу: если М. Булгаков изменил многое из закрепленного в традиции представления о бале, то эта сцена должна быть одной из ключевых в романе.

Наш проект посвящен роли бала в мировой литературе, а именно в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Чтобы ответить, какова же эта роль, надо разобраться, что же такое бал, каковы его черты и основные особенности проведения. С этого мы и начнём.

В России бал возник еще при Петре I, который сам обучал танцам, а его поддержкой была Екатерина I, от которой царь мог получить помощь в проведении первых ассамблей. Структура же бала формировалась постепенно. Первоначально основной составляющей балов было, конечно, застолье с развлечением гостей скоморохами, шутами, фейерверками и скромными попытками танцевать. Однако постепенно танцы стали занимать большее время и главное место аристократических празднеств.

Давайте рассмотрим все основные черты и этапы, которые были определены с Петровских времен. Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Длился бал с 5 часов полудня до 10 часов вечера, когда гости сами должны были разъехаться. На бал дама могла прибыть лишь в сопровождении мужчины, или, в крайнем случае, в сопровождении родственницы почтенного возраста, а молодой человек мог приехать на бал и один. Сигналом к началу служили звуки фанфар или аккорды музыки. Бал открывался выходом одного из хозяев дома, которого сопровождал важный гость или гостья этого вечера. Первая пара обходила зал, приветствуя всех присутствующих и приглашая их к танцу, и постепенно все парами подстраивались к движению первой пары в первый променад бала. (Променад – это торжественное шествие, неторопливая прогулка под ритм музыки. ) Последовательность танцев во время бала образовывала динамическую композицию. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. В общем, бал представлял собой торжественный танцевальный вечер не только с танцами, но и с другими формами развлечения и отдыха.

И вот какие примеры бала приводит литература. Обратимся к описанию бала в романе «Мастер и Маргарита», который получил название «Великий бал у сатаны».

"Бал упал на неё сразу в виде света, вместе с ним звука и запаха". Булгаков стремился создать конкретно-чувственную атмосферу сверхъестественного бала. При описании бала оркестр как бы раскрашивает мрачный мир в яркие тона. И яркие, красивые образы в свою очередь ассоциативно связываются с такими темными как: фонтаны - шипящие котлы, негры в серебряных повязках - черти, свет-тьма.

В основу же «Великого бала у сатаны» лег прием у У. К. Буллита, американского посла. Это можно доказать следующими фактами:

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» мы читаем: "Но самое поразительное — размеры этого помещения. (. ) Как ни мало давала свету коровьевская лампадка, Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной". А вот описание посольства США в Москве: "Пропорции здания почти гигантские, главный вестибюль имеет длину в 82 фута и увенчан чрезвычайно высоким потолком-куполом".

У Булгакова гостей Сатаны развлекают попугаи, обезьяны, медведи, тигры. А вот что написал о рождественском приеме в посольстве молодой тогда его сотрудник, впоследствии посол США в СССР, г-н Джордж Ф. Кеннан: "Мне рассказывали, что для этого самого бала был собран — ради потехи — целый зоопарк разных птиц и зверей, включая медведя, и очень вероятно, что среди них были и попугаи. Нужно добавить, что это был единственный этого рода бал в Москве в эти годы. Ничего подобного никогда не повторялось".

Еще одна деталь – разлетевшиеся птицы. В романе об этом говорится так: "Ай! — вскричал Бегемот,— попугаи разлетелись, что я и предсказывал!— Действительно, где-то вдали послышался шум многочисленных крыльев". В американском посольстве происходило вот что: «несколько сотен певчих птиц, также неодомашненных, еще несколько дней после приема оживленно летали под высокими потолками залов.

А вот одна из деталей приема особенно сильно отразилась в романе. Цветы. В одной из редакций романа написано: «Стены роз молочно-белых, желтых, темно-красных, как венозная кровь, лилово-розовых и темно-розовых, пурпурных и светло-розовых». А вот впечатления жены Булгакова от бала у американского посла: «Масса тюльпанов, роз - из Голландии ()Привезли домой громадный букет тюльпанов».

Но это не значит, что бал Булгакова полностью повторяет прием у некого американского посла. Несмотря на черты сходства, бал Булгакова, несомненно, отличается от традиционного. И уникальность бала в романе «Мастер и Маргарита» проявилась в том, что все гости Воланда - ожившие грешники-мертвецы, которые при этом ещё и являются исторически реальными лицами.

"Вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и лакированных туфлях". Гости на балу появляются из необъятного камина, напоминающего "холодную пасть". То есть Булгаков сумел соединить сверхъестественное с реальностью, при этом внеся, свою видимость бала у Сатаны.

«Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и кричали: "Я восхищен!" Но лес быстро кончился, и его банная духота сменилась прохладою банного зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах». Это описание показывает, что Булгаков стремился создать предметную атмосферу сверхъестественного бала, пространство которого бесконечно расширено. Писатель создал перенасыщенную внешними деталями обстановку бала.

«Но тут что-то громыхнуло внизу в громадном камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях. Из камина выбежал полуистлевший гроб, крышка его отскочила, и из него вывалился другой прах. Красавец галантно подскочилк нему и подал руку калачиком, второй прах сложился в нагую вертлявую женщину в черных туфельках и с черными перьями на голове, и тогда оба, и мужчина и женщина, заспешили наверх по лестнице». Булгаков выражает иронию по отношению ко всему происходящему. Все эти "безголовые скелеты", "выбегающие гробы", "разложившиеся трупы" пародия на людей. Торжество момента намеренно искажается Булгаковым. Смешна свита Воланда, притворно повторяющая каждому гостю: "Я в восхищении!"

В развитии сюжета эпизод бала является кульминацией: это перелом в судьбе мастера и Маргариты. Сцена бала у сатаны как бы стягивает воедино все узлы романа.

"Ежегодно мессир даёт один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Так вот-с: мессир холост. нужна хозяйка. Установилась традиция, что хозяйка должна непременно носить имя Маргариты. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве - ни одна не подходит". В этом объяснении важно многое. Во-первых, сатане необходима земная хозяйка с живой душой. А Маргарита, напротив, добровольно соглашается отдать свою душу дьяволу, то есть играет не ту роль, которую обусловливает имя. Стоит также обратить внимание на то, что с одной стороны, бал привычное светское развлечение, но Булгаков в свой бал вкладывает мистический смысл. Его бал – это граница двух миров, где всё "наоборот".

Перечитывая воспоминания о Булгакове его современников, мы обратили внимание на один эпизод. Кто-то посоветовал писателю убрать из романа скучную и затянутую, лежащую как бы вне основной интриги романа, главу о бале у сатаны. Булгаков возмутился: «ни за что, это одна из важнейших для его глав». А у М. Дунаева есть следующее объяснение: «Воланд для того и посещает Москву, чтобы дать очередной «великий бал». Таким образом можно сказать, что сам Булгаков считал эпизод бала одним из самых основных.

Стоит также обратиться к мнению философ и ученых.

Н. Гаврюшин специально исследовал мотивы романа «Мастер и Маргарита». И обосновал вывод: «Великий бал и вся подготовка к нему – сатанинская антилитургия. Гости Воланда беснуются с криками: «Аллилуя!». Гибель Берлиоза не случайность и включена в магический круг сатанинской мистерии. Отрезанная голова, украденная из гроба – не шуточки. Она превращается на балу в потир, из которого «причащаются» Воланд и Маргарита».

М. Дунаев подробно изучал вопрос о том, что такое собственно «хула на Духа». И вот каков ответ - это отсутствие веры в человеке. Мастер – главный хулитель Господа. Потому что не верит в Его Силу.

Иная роль у Маргариты. Она приглашается Воландом на бал как его царица. Антилитургия нужна бесам, как источник новых сил. Маргарита же, в силу присущих ей магических свойств, становится источником бесовской энергии.

Не случайно и то, что Воланд выбирает себе в помощники именно Маргариту, женщину. «Согласно гностическим представлениям, - пишет Гаврюшин, - София – Премудрость является первой помощницей Богу в акте миротворения». Софии же, или Прекрасной Даме, поклонялись В. Соловьев, А. Блок, А. Белый. Мудровал на этот счет, мечтая о третьем Завете человека и Бога, Д. Мережсковский

Кажется невозможным обвинить Булгакова в сатанизме, но антихристианская направленность его произведения очевидна. Можно говорить, что Михаил Афанасьевич писал этот роман в страшные, горькие годы российской истории, когда казалось, что жизнь действительно творится одним только дьяволом и его подручными, а до Бога «не докричаться».

Мнения всех этих ученых сводятся к одному: эпизод «Великого бала у Сатаны» играет огромную роль во всем романе «Мастер и Маргарита». С помощью этого бала передается не только сущность главных героев, но, возможно, то время, в котором Булгаков написал свой роман.

Выдвигая в начале работы гипотезу, мы предполагали, что бал в романе «Мастер и Маргарита» играет одну из ключевых ролей, а также, что булгаковский бал отличается от реального, чьи традиции формировались и соблюдались со времен Петра I. И действительно, проведя анализ и сравнение, мы увидели, что бал М. Булгакова уникален яркостью, насыщенностью образов, необычностью персонажей на балу, их появлению на торжестве. Писатель старался передать атмосферу бала, показать всю сущность мира, где хозяином является Сатана. Читая эпизод этого торжества, невольно понимаешь, что традиционный бал не имеет почти не чего общего с балом Булгакова, так всё запутано, изменено.

Сама сцена бала, как мы теперь видим, является не заменимой частью романа, переломным моментом, который связывает дальнейшее развитие событий.

И теперь, проанализировав «Великий бал у сатаны», мы с уверенностью можем сказать, что М. Булгаков – великий писатель, который опираясь на традиционный бал, создал свой неповторимый яркий образ этого торжества, которое стало незаменимой частью романа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)