Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Башкирия в русской литературе.

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силён:

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён.

Своею жизнью я гордиться вправе-

Нам с русскими одна судьба дана. -*

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

(Мустай Карим. )

В этом году в нашей республике Башкортостан отмечается большое событие –юбилей 450 лет добровольному присоединению башкирского народа к русскому государству. Сегодня , когда прошло четыре века мы понимаем , что значило это для нас.

Мы благодарны нашим предкам , которые приняли ещё в те времена единственно верное и мудрое решение, просить «Белого царя»принять башкирский народ под своё крыло.

Мирное объединение проходило не сразу. «Жалованные грамоты», текст и смысл медленно, но верно доходили в глубинные районы башкирских лесов и степей. Так к лету 1557 года все башкирские племенные объединения согласились быть составной частью Русского государства.

Все предварительные соглашения были оформлены в Москве между ИваномIV и башкирскими послами, которые из рук в руки получили специальные грамоты с договорными условиями вхождения, которые в последующие годы не нарушались.

Добровольное вхождение Башкирии в состав Московского царства имело прогрессивное значение для становления Российской империи. Началось бескровное водворение русских людей в широкие просторы Азии, Сибири, Дальнего Востока. , Таким образом, все североазиатские народы оказались под защитой русского царя.

Присоединение Башкирии к Русскому государству, сыграло важную историческую роль в развитии экономики и культуры края, открыло широкие возможности для непосредственного общения башкирского народа с русским народом, сблизило их и положило начало великой дружбе русских и башкир.

После присоединение к России в Башкирии побывало много русских ученых, путешественников, писателей. Обширный край привлекал внимание своими необъятными просторами и богатыми недрами, своеобразной этнографией и интересным местоположением - на границе Европы и Азии.

В 18 столетии организуется несколько экспедицией для исследования края. В 1734 году в составе «Башкирской экспедиции», возглавляемой И. И. Кириловым, в Уфу приезжает П. И. Рычков, впоследствии первый в России член – корреспондент Академии наук. В результате многолетнего изучения истории, природы, экономики и хозяйства Оренбургского края Рычков создал труды, имеющие большое значение для изучения прошлого Башкирии.

В 19 веке начинается литературное «освоение» Башкирии. Жизнью народов «далекой восточной окраины» интересуются крупные художники слова – А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, М. Л. Михайлов, М. Е. Салтыков – Щедрин, Г. И. Успенский, Д. Н. Мамин – Сибиряк, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький и другие. Русские писатели посещают Башкирию и создают яркие художественные произведения, в которых находит отражение жизнь, быт, история башкирского народа, чудесная природа края. Писатели – гуманисты с большим сочувствием относились к трудовому башкирскому народу, осуждали колониальную политику царизма и утверждали в своем творчестве идеи дружбы, равенства и братства всех народов России.

Немало произведений о башкирах создали русские писатели первой половины 19 века. В них отражены тяжелое положение башкир, их история, культура героическая борьба против царизма и иноземных захватчиков. Творчество А. С. Пушкина, В. И. Даля, П. М. Кудряшева и других пронизано глубоким сочувствием и искренней симпатией к башкирскому народу.

Впервые слова «башкирец» встречается у Пушкина в начале 20 – х годов в романтической поэме «Братья разбойники». Это один из пассивных персонажей, упоминаемых поэме. Запоминающиеся образы башкир – борцов за свободу и независимость – Пушкин создал в середине 30 – х годов в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка», посвященных изображению Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Их написанию предшествовала большая работа по изучению печатных источников, официальных и архивных документов, а также поездка осенью 1833 года в Завололжье и Оренбуржье – места, связанные с пугачевщиной. Два дня пребывания поэта в Оренбурге были насыщены до предела. самой интересной для него была беседа с 75 – летней казачкой Ириной Афанасьевной Бунтовой в деревне Берды. Лично видевшая Пугачева, она рассказала ряд ярких эпизодов, богатых образами и бытовыми подробностями. Её рассказы почти полностью вошли в тексты пушкинских произведений о Пугачеве.

Поездка в Оренбургский край дала Пушкину богатый материал для произведений «История Пугачёва» и «Капитанская дочка» ,в которых восстание изображено как совместная борьба угнетённых народов с целью «ниспровержения престола и истребления дворянского рода».

Пушкин внимательно прислушивался к воспоминаниям старожилов, легендам и песням жителей Оренбуржья о Пугачеве, его сподвижниках и той грозной эпохе. Поэт хорошо знал, что народные предания драгоценны и незаменимы для историка, потому что дают его рассказу печать живой современности.

Показывая в «Истории Пугачёва» роль народных масс в восстании,

Значительное место уделяет Пушкин башкирам во главе с их вождём Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видит в усилившемся в 18-м веке самодержавном гнёте. Он с гневом пишет о расправе над участниками восстания в 40-х годах 18 века «Казни, произведённые в Башкирии генералом князем Урусовым, невероятны. Около 130 человек были умерщвлены посреди всевозможных мучений. » « Остальных , человек до тысячи (пишет Рычков ) простили, отрезав им носы и уши» Многие из сих прощенных должны были быть живы во времена Пугачёвского бунта» Не случайно в произведениях Пушкина встречаются «прощённые», но не смирившиеся башкиры-пугачёвцы, у которых отрезаны носы и уши.

Подчеркивая широкий народный характер восстания , Пушкин пишет: «С каждым днём силы Пугачёва увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч ; ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям; но около их скопилось неимоверное количество татар, Башкирцев , бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода. » Башкиры были не только активными участниками восстания, но и составляли надёжный тыл. «Корм и лошадей доставляли от Башкирцев », замечает Пушкин. Решив захватить Уфу Пугачёв отправил туда своего верного соратника яицкого казака Ивана Зарубина –Чику. Уфа была осаждена обосновавшимся в селе Чесноковка десятитысячным отрядом. В осаде Уфы Пушкин подчёркивает особое значение башкир: Чика взбунтовал окрестные деревни, большей частью башкирские,и отрезал город от всякого сообщения. «Положение дел было ужасно. Общее возмущение Башкирцев, калмыков и других народов , рассеянных по тамошнему краю, отовсюду пересекало сообщение. Войско было малочисленно и ненадежно. Начальники оставляли свои места и бежали, завидя башкирца с сайдаком или заводского мужика с дубиною»

Башкиры ,как показывает Пушкин, участвовали и при взятии Казани. На территории же Башкирии восстание бушевало и после поимки Пугачева; оно окончательно было подавлено лишь в конце 1774 года, когда были схвачены Салават Юлаев и его отец Юлай Азналин.

Если «История Пугачёва» написана преимущественно на основе архивных документов , то в романе «Капитанская дочка»,наряду с историческими , широко использованы также фольклорные документы и записи бесед с очевидцами Пугачёвского восстания. В романе ярко воплощены образы Пугачёва, его сподвижников, повстанцев , в частности башкир. Вот как рисует писатель образ безымянного «башкирца», схваченного с «возмутительными» листами Пугачёва. Первое же предложение настраивает на тревожный лад: «Башкирец с трудом шагнул через порог ( он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. » Облик «башкирца» обрисовывается через восприятие Гринёва, не сочувствующего повстанцам, что усиливает воздействие этого образа на читателя. «Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его ещё сверкали огнём. «Эхе ! – сказал комендант, узнав , по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. - Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты , знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди-ка поближе; говори, кто тебя подослал?»

При штурме Белогорской крепости, как и во многих других боевых операциях, участвовали башкиры. «По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, - пишет Пушкин,- разъезжали человек двадцать верхами. Они ,казалося, казаки, но между ними находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанамвскоре степь усеялась множеством людей, вооружён- ных копьями и сайдаками. Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв. » Не остались башкиры в стороне и при расправе над защитниками крепости, сохранившими верность царице. Знаменательно, что безымянный , изуродованный карателями «башкирец» показан вольнолюбивым и смелым. Он , даже лишён возможности говорить, потому что у него отрезан язык за участие в прежних восстаниях против царизма, тем не менее это активный , непримиримый борец за свободу и счастье народа. «Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого мы допрашивали накануне. Он держал в руке верёвку»

Казалось бы Пушкин должен этот случай представить в трагическом свете , но симпатии автора на стороне «изувеченного башкирца», совершившего справедливое возмездие.

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки», реалистически отразивших народное восстание против царизма и дворянства, было гражданским подвигом Пушкина: он увековечил память о Пугачёве и призывал народ помнить о нём.

Образ безъязыкового, изувеченного башкирца имеет широкое обобщающее значение: в нём отразилось свободолюбие угнетённого народа, народа , лишённого прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь. Образом безымянного башкира-пугачёвца Пушкин как бы утверждает мысль о невозможности убить стремление к свободе и счастью.

Особенно много писал о Башкирии уроженец Уфы С. Т. Аксаков. Его отец был прокурором Уфимского земского суда. Детство будущего писателя прошло в Башкирии, и в последующие годы он был тесно связан с родным краем. В двух своих трилогиях- охотничьей («Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника») и автобиографической («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания») Аксаков дал превосходное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства.

Непревзойдённый мастер в описании природы, Аксаков не был равнодушным созерцателем красивого пейзажа: писатель показал, каким резким контрастом на фоне роскошной природы казались «исхудалые, как зимние мухи, башкирцы» и их «наполовину передохшие от голода табуны и стада». Несмотря на то , что Багров имел немало положительных качеств, он , как и всякий помещик, привык к неограниченной власти, был жесток с крестьянами и дворовыми и требовал безропотного повиновения всех членов семьи. С беспощадной правдивостью пишет Аксаков об обычаях уфимского дворянства 18 века: «В те времена в Уфимском наместничестве было самым обыкновенным делом покупать киргизят и калмычат обоего пола у родителей и родственников; покупаемые дети делались крепостными слугами покупателя».

В «Детских годах Багрова-внука» много страниц посвящено изображению дворянских гнёзд; поместий , уфимского дома, в котором прошло детство писателя.

Вот как описывает он отцовское поместье: «Превосходная земля с лишком семь тысяч десятин , в тридцати верстах от Уфы по реке Белой, со множеством озёр, из которых одно было длиною около трёх верст, была куплена за небольшую цену». Не умалчивает автор и о том , что с этой земли согнали две деревни, чтоб сделать её дворянским поместьем. О беззастенчивом ограблении башкир повествуется в главе «Сергеевка» помещики скупают по дешевке башкирские земли и перегоняют на них своих крепостных. Правдиво показал Аксаков жестокость самодура Куролесова, который издевался над крепостными, избивал и безнаказанно убивал их, придумывая специальные орудия пыток.

Аксакова сильно тревожило происходившее уже в то время истребление башкирских лесов. Ещё в юношеских стихах он воспевал изумительную природу Башкирии -её красивые горы , необъятный простор степей, величественные леса и прелестные прозрачные озёра. А в стихотворении 1830 года «Послание в деревню» явственно звучит тревога за сохранность экологической среды:

И люди набегут толпами,

Твоё приволье полюбя

И не узнаешь ты себя

Под их нечистыми руками!

Сомнут луга , порубят лес,

Взмутят и воды – лик небес!

Имя С. Т. Аксакова особенно близко и дорого для нас жителей Башкортостана. Башкиры

Свято чтут и помнят имя великого русского писателя: в 1991 году открылся Мемориальный дом –музей С. Т. Аксакова. В этом доме в 1795-1797 годах жила семья Аксаковых. Каждый год проводятся Дни С. Т. Аксакова , научные конференции, выставки.

Очень интересно проходят литературно- музыкальные вечера посвящённые С. Т. Аксакову, концерты старинной и классической музыки. Народные праздники Масленица , Рождество собирают в Дом-музей всех любителей и поклонников этого замечательного человека. А Аксаковский Сад излюбленное место отдыха всех уфимцев. В этом парке всегда многолюдно и весело зимой и летом , осенью и весной.

Большой интерес к истории и культуре башкирского народа проявил видный русский лексикограф, этнограф и писатель В. В. Даль, связанный Башкирией восьмилетней административной службой. Интересуясь фольклором народностей обширного края, Даль собирал также произведения башкирского устно-поэтического творчества. Любовно описывает он сказочную красоту природы Башкирии, особенно восхищают его загадочные пещеры и овеянные легендами башкирские озёра Асли и Кандры. Самыми замечательными произведениями Даля на башкирскую тему является творческая обработка эпического сказания о Зая-Туляке и Хыу-хылыу- «Башкирская русалка».

Башкирская тема нашла отражение и в творчестве В. А. Жуковского и А. К. Толстого, побывавших в Башкирии. Она постоянно была в центре внимания местных журналистов и краеведов.

Внимание русских писателей к Башкирии не является чем-то исключительным, автономным. Башкирская тема была частью большой национальной тематики, которая разрабатывалась прогрессивными литераторами на всех исторических этапах развития передовой общественной мысли в России.

Задолго до появления профессиональных башкирских писателей русская литература создала реалистические образы и картины тяжёлой жизни народа, запечатлела прекрасную природу Башкирии. Русские писатели выступили верными друзьями, защитниками угнетенного народа, разоблачали царских колонизаторов, расхитителей богатств края.

Совместная борьба русских, башкир и других народов России против иноземных захватчиков и гнета царизма, нашедшая широкое отражение в литературе, способствовала распространению идей дружбы и братства людей разных национальностей и приближало приход счастливых времен, когда, по словам П. М. Кудряшева, « на берегах рек Уила, Эмбы, Хобды, Кувань и Сыр – Дарьи, где обитает ныне буйная вольность, где рыскает воинственный и неукротимый разбой, через несколько лет будут раздаваться имена Ломоносова, Державина, Карамзина, Дмитриева, Крылова, Жуковского и проч. , будут повторяться на чистом русском языке деяния великих мужей, искусных полководцев, добродетельных монархов, заслуживших и заслуживающих удивление и бессмертную славу!».

Не русский я, но россиянин. Этим

Ты навсегда, душа моя, гордись!

Такого счастья нет нигде на свете.

За десять жизней не отдам я жизнь.

Башкир и русский – спутники в дороге,

Обоих ждет их брага на столе,

Соратники – по воинской тревоге,

А смерть придет – им вместе быть в земле.

И полюбил я силу в человеке,

И научился радость жизни брать,

За это все, за это все – навеки

Тебе я благодарен, русский брат.

(Мустай Карим. )

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)