Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Башкирские письмена

В преддверии празднования 450 летия вхождения Башкирии в состав России мне было интересно узнать как можно больше о нашей Республике, о самобытных традициях гостеприимного башкирского народа. Я стала читать различные сказки, легенды повести. Одна легенда мне очень понравилась, но в ней не было части текста. Поэтому мне стало интересно восстановить эту легенду и рассказать о ней. Вдруг она кого-то заинтересует, и он тоже расскажет ее своим друзьям.

Башкортостан,

Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, Кому не пел курай

Г. Молодцов

Башкирия – это моя республика. В ней я родилась, выросла и живу. Башкортостан богатая страна! Прекрасная страна! Есть горы, вознесшиеся выше облаков, есть степи, ровные как стол, есть реки, есть огромные водохранилища. Как не восхищаться нашей республикой!

Мне наша республика очень нравится, и я люблю читать различные сказки, легенды, повести и рассказы. И вот однажды в газете «Истоки», которую выписывает мама, я прочитала начало одной интересной легенды.

Легенда звучала так:

- Давным-давно, в стародавние времена, когда еще не было ни Уралтау, ни Агидели, жили в одном ауле два любящих сердца: девушка Наргиз и молодой джигит Саит. Они мечтали соединить свои судьбы, но на свадьбу не было денег, так как они оба были из бедных семей.

Жил в этом ауле и бай, было у него три жены. Стал этот бай заглядываться на дочь бедняка - красавицу Наргиз. Отцу девушке он предлагал большой калым, но отец, живший в бедноте, ни за что не соглашался отдать свою дочь богатому баю против воли Наргиз. Весь аул был на стороне молодых, каждый хотел помочь молодым как мог.

Поэтому бай решил пойти на хитрость. Он назначил молодого джигита сотником и отправил его охранять земли от чужого нашествия. Саит простился со своей любимой и обещал по возвращении сыграть свадьбу.

Но время шло, появились и весточки весны, а от Саита все нет вестей. Бай снова предлагает отцу красавицы выдать дочь замуж за него, мол, Саит, наверное, уже давно погиб. Но Наргиз непреклонна в своем решении, она ждет милого.

Случилось так, что в ту самою пору, когда зима была самая лютая, у отца девушки закончилось зерно. И ему ничего не оставалось делать, как попросить зерна у бая, чтобы прокормить свою большую семью. Бай дал зерно, но с одним условием, что тот с нового урожая отдаст ему зерна в два раза больше, чем получил. Старик – отец согласился.

Когда пришло время отдавать зерно, отец загоревал. Ведь зерна может не хватить семье даже на зиму, не то чтобы отдать баю. Бай ждал такого поворота дел. И тут же предложил, что если он отдаст ему свою дочь в жены, то он простит долг. Наргиз погоревала, погоревала, но делать нечего, согласилась. Только поставила одно условие, мол, хочет она сделать своему возлюбленному последний подарок – вышить кушак. На что бай согласился. Стали готовиться к свадьбе.

Когда Наргиз выполнила работу, она показала ее баю, он посмотрел и ничего не заподозрил. Примерив на себя кушак и поняв, что тот ему маленький, он велел отправить его с гонцом Саиту на охраняемые рубежи.

Когда Саит получил подарок, он понял, что это письмо от его возлюбленной Наргиз. Он прочитал его. Там говорилось, что.

(Здесь легенда оборвалась, текс был утерян)

Недолго думая, Саит тронулся в путь. Вернувшись, домой он заплатил за отца девушки долг перед баем. И тогда Наргиз не пришлось выходить за старого бая замуж. Но свадьба в ауле все же состоялась. А женихом и невестой были - Наргиз и Саит.

В легенде был нарисован пояс джигита, но как я уже сказала, часть текста была потеряна и я не смогла узнать, почему же Саит так быстро вернулся домой. Мне стало интересно, что это за пояс, для чего он предназначен и что на нем было вышито? Я нарисовала этот пояс и пошла с ним в библиотеку, пытаясь найти разгадку там. Но разгадка сразу не давалась. Сначала я узнала, что пояс - подарок был вышит девушкой - орнаментом, с помощью вышитых символов. Появились новые вопросы. Что такое орнамент и символы?

Орнамент – одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Слово орнамент в переводе с латинского языка означает «украшение», «узоры». Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на изображения. Позже орнамент представляет собой продуманный наполненный символическим содержанием рисунок. Издавна орнаментом украшали упряжку и убранство коня, хозяйственную утварь, одежду будничную и ритуальную, обувь, жилище и его убранство.

Вещь, выполненная своими руками, передает тепло (жар) человеческой души. Многие из вышитых изделий служили подарками во время праздников. Традиционно свадебными подарками были нагрудники, кисеты, носовые платки. Первый подарок невесты-башкирки жениху состоял из вышитых орнаментом нательных рубашек, носовых платков и широкого красного пояса. В приданое русской невесты входили наволочки для подушек, скатерть, занавеси, тоже вышитые узорчатым орнаментом. Очень многое изменилось с тех времен, но и сейчас башкирские невесты дарят жениху и его родственникам вышитые орнаментом рубаху, платки, кисеты, а победители состязаний на сабантуях получают нарядное полотенце с узорным шитьем. На протяжении многих столетий башкирский орнамент прошел сложный путь развития, но и сейчас он остается одним из популярнейших форм художественного творчества народа, признанным украшать народный быт.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно – растительные узоры. Кстати, это характерно и для русского орнамента. Только в русском орнаменте особое внимание уделяется геометрическому орнаменту, растениям и животным. А в башкирском – почти полное отсутствие реалистических изображений животных и людей, обусловленных запретом ислама изображать живое.

Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы выполнены в технике счетных швов и в ткачестве. Криволинейно – растительные – в технике аппликация, свободных вышивок (тамбурном, или косой сеткой). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным. Для фона чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета.

Башкирский орнамент почти всегда симметричен. Орнамент же русского народа состоит из ритма, т. е. из многократно повторяющегося рисунка. И он чаще выполнен в одной цветовой гамме (Гжель).

Башкирский орнамент, также как и русский, выполняется в виде символов. Каждый символ несет свое значение. С помощью вышитых символов можно было написать письмо или рассказать о том или ином событии.

РОМБ – основа, символ земли и плодородия

РОМБ не пустует племенами. Юрта. Он становится идеограммой жизни и блага.

Музыка курая

КУСКАР – символ завитых бараньих рогов

Мясо животных, пища

ВИХРЕВАЯ РОЗЕТКА - плодородие, оберегает дом, солнце

Сердечность гостеприимность

Девочка, мальчик

Бегущая волна

Лук со стрелами

Оберег, талисман

Башкирский орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогатился рисунками, приносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.

Пояс, который подарила Наргиз, является частью мужского национального костюма башкир. Пояса мужчин были довольно разнообразны: БИЛБАУ, КАПТЫРГА и К М Р.

Изучив пояс, я поняла, что это пояс - билбау, на котором Наргиз вышила письмо своему любимому. Что же содержалось в письме?

Сопоставив символы орнамента на поясе с символами, которые я исследовала, вот что я узнала: что это письмо рассказывает о событиях, которые произойдут в ближайшее время в ауле Саита.

Вот что там было написано на нижней части пояса:

Вышитая половинка солнца говорит о том, что через пол месяца, т. е. через две недели будет большое событие для аула.

Два ромба говорят, что между двумя населенными юртами, будет свадьба. Свадьба это много еды (мяса) и музыки курая. Это подтверждается множественными символами музыки и мяса. Эти символы также используются в оформлении свадебного костюма молодоженов.

Верхняя строка гласит:

Используя символы птицы и бегущей волны, Наргиз попросила любимого лететь к ней так быстро, как летают птицы. Изобразив треугольники и пирамиды, она сообщила любимому, что она в своих молитвах будет просить аллаха оберегать его в пути. И что ее сердце гостеприимно ждет его. Кисти, украшавшие низ пояса тоже оберегали Саита в пути.

Таким образом, Наргиз попросила Саита вернуться домой. Вернувшись домой, Саит заплатил за отца девушки долг перед баем. И тогда Наргиз не пришлось выходить за старого бая замуж. Но свадьба в ауле все же состоялась. А женихом и невестой были - Наргиз и Саит.

Написав статью, я пришла к выводу:

1. Что при помощи вышитых символов можно написать письмо, или рассказать о каком - то событии.

2. Что символы башкирского и русского орнамента, выполненные на различных вещах – схожи.

3. Хотя мы и разные, но мы едины и живем в мире и согласии уже 450 лет, и нас ждет общее будущее.

За короткое время я узнала столько интересного и полезного о родном крае, народных орнаментах и с удовольствием ответила на свои вопросы. Надеюсь, что и других ребят заинтересует культура, литература и история нашей много национальной Родины.

Мне хочется закончить свое выступление словами Баязита Бикбая.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Пусть девушки твои цветут,

Красивы, беззаботны,

И реки пусть твои текут,

Чисты и полноводны.

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравниться высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся,

И пусть в любой твоей семье

В пять, раз прибудет счастья!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)