Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Бековская основная общеобразовательная школа

Национальность и традиции

Меня стала интересовать моя национальность, наш язык, одежда, традиции. Я расспрашивала своих родителей и бабушек, почему наша внешность отличается от других живущих в нашем селе. Они рассказали мне о том, как много у нас общего и перенятого друг у друга. И тогда больше всего меня заинтересовали рассказы об обычаях и традициях нашего народа.

А особенно меня заинтересовал рассказ об удивительном дереве, которое я знаю с детства. Таким образом, я узнала о берёзе много интересного, о чём расскажет мой реферат.

Почему берёзу считают символом нашей Родины?

Привлечь внимание своих одноклассников к одному из символов нашей Родины - берёзе, показать её красоту, пользу.

О березе

Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

В своём реферате я хотела бы вам напомнить об одном из деревьев, которое всем знакомо и удивительно красиво в любое время года. И как оно значимо для моего телеутского народа.

Прозрачным зелёным кружевом нежных молодых листьев покрывается оно ранней весной. Золотисто - жёлтым становится осенью, зимой принакрылась снегом точно серебром. Летом растрепала шёлковые косы, шелестя зелёными серёжками. Она воспета в песнях, её ласково называют берёзонькой, с ней сравнивают стан девушек << словно белая берёза стройна>>. Я знакома с ней со страниц первых своих книжек - это красочные картинки к сказкам и мультфильмам. Берёза - любимое дерево России и живет она до 150 лет. Ещё наши предки знали о целебных свойствах дерева. Лекарственными считаются отвары почек и листьев. И в настоящее время используют её ветви в виде берёзовых веников, запаривают целебные настои, чаи, собирают берёзовый сок, чагу (берёзовый гриб). Используют древесину и кору. Из древесины изготавливают активированный уголь, который применяют при пищевых отравлениях. Из бересты - она отделяется тонкими, как бумага, слоями - народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. А так же лыжи, мебель, посуду, игрушки. Почками и побегами лакомятся птицы и звери.

С русской берёзкой связаны судьбы многих жителей нашей Сибири. Это дерево является не только лекарственным, целебным, но и вдохновляет многих людей на творчество. Она завораживает нас своей величавой красотой. Воспетая в поэзии, берёзка играет особую роль в природопользовании Сибири. Глядя на неё, обретаешь душевное спокойствие, мыслишь о прожитом и мечтаешь о будущем. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит.

В своем реферате я хотела бы рассказать о том, какое важное значение имела береза в жизни народа в прошлом, и как мой народ относится к этому священному дереву и в настоящее время.

Праздник Троица

Хотелось бы немного напомнить о празднике Троица. День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви. На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка. На Троицын день все православные церк - ви украшаются зелеными ветками берез и других деревьев. По полу разбрасывается свежая трава. Так с древних времен делали все христиане, так делают верующие и в на - ши дни, потому что вся жизнь в мире рас - цветает от Духа Божья. На Троицу в церковь люди шли с цвета - ми и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы вы - сушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь ис - пользовали их как лекарство. В народе этот праздник еще называли име - нинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. На Руси с давних времён празднуется Березкин праздник - семик. Это четверг перед Троицей, а название <<семик>> значит, что идёт седьмая неделя после Пасхи. В эту пору берёзы одеваются в зелёную листву. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые вет - ки и траву собирали, чтобы на Трои - цу - в воскресенье, украсить ими свой дом. Там они вы - бирали молодую березку - сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в пес - не поется: <<Белую березку заломаю.>>. Моло - дое деревце <<завивали>>, то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригиба - ли ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Обряд <<завивания березки>> пришел из да - лекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг <<заломанной>> березки начинался веселый хоровод.

Считалось, что дерево <<не обидится>> если его срубить с любовью во имя такого большого праздника. В эти дни берёзку наряжают, поют ей песни, и водят хороводы.

Телеутский обряд сом

Немного о моем народе. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около 2 тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, Верховская, Шанда, Ново-Бачаты на территории Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Это так называемые <<бачатские телеуты>> по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби).

Общая численность:2650

Расселение: Россия

Язык: южно-алтайский язык

Религия: шаманизм

Родственные народы: теленгиты, хакасы, шорцы.

Наш телеутский народ тоже не оставил берёзу без внимания, она считается для нас также священным деревом. Из неё никогда не делают кочергу или прутик, для того чтобы погонять лошадей.

Телеуты, отмечая свой весенний праздник <<Сомо>>, как мужчины, так и женщины одевались в праздничную одежду, собирались на поляне у берез возле кама. Сом представляет собой несколько молодых берез, поставленных в ряд неподалеку от дома, в восточной части усадьбы. Березы укреплены четырьмя вертикально вбитыми в землю рейками и двумя, прибитыми перпендикулярно к этим четырем, на высоте примерно 1 м от земли. Одна береза при этом немного отдалена от других - она посвящается невестке данного рода. Сом сооружается при женитьбе сына его родственниками, причем количество березок зависит от родовой принадлежности супруга. К одному из деревьев привязывается туесок, куда засыпается жертвуемая пища. К каждой березке привязываются по две ленты белого, красного, синего цветов. Белая лента посвящается Луне, красная - Огню, синяя - Небу. Сом устанавливается в благоприятные дни после новолуния, по восходу солнца. При этом старший мужчина рода окропляет его утренним молоком, сопровождая все действия благопожеланиями. Оставшимся молоком с соответствующим обращением кормится огонь очага новой семьи. Сом обновляется каждый год главой семейства, жизненную силу которого он (сом) охраняет, либо, в нынешнее время, потомком носителей сакральных знаний. Как свидетельствуют информаторы, сом обновляется перед праздником Троицы, т. е. в первую неделю июня. Очевидно, что здесь произошло наложение двух обрядов, при котором древний не был полностью вытеснен новым, христианским. Обновление сома является первым этапом встречи нового и прощанья со старым годом. Это один из обычаев, который мы почти утратили, когда каждую весну мужчины срубали молодые берёзки и устанавливали в своём дворе и преклонялись им. Это был оберег семьи, здоровья и счастья. Чтобы узнать подробнее о значимости берёзок в жизни нашего народа, я обратилась к родственнице Калишевой Анисье Степановне. Она рассказала, что во время праздника сомо каждая семья берёзки ставила с восточной стороны дома в укромном недоступном для животных, месте. Эти березки и стали называть <<сомо>> как покровителей семейного очага. В каждом роде определенное количество берёзок, у неё 6 штук, в семье моей бабушки 5, а у их соседей 4. Обновляли берёзки 1 раз в год под православный праздник Троицу. В прошлом березки освещал шаман. Рано утром с восходом солнца кам (мужчина) обрызгивал сомо (березу) свежим молоком при этом просил духов беречь семью от болезней. Преклоняются сомам жених и невеста во время свадебного обряда. Для телеутов сом, это то, что для православных иконы. Каждая березка посвящалась определенному божеству.

Во время полевых работ в нашей деревне я провела подворное исследование, распространение сомо. По скольку пожелтевшие березки сомо очень хорошо видно во дворах на значительном расстоянии, то не было необходимости заходить в них. Достаточно было пройти по улице мимо каждого двора и произвести запись. В итоге моих исследований оказалось, что сомо имеется у большинства телеутских семей и в наше время, хотя многие жители соблюдают этот обряд по традиции, чаще не зная и не вникая в его историю.

На основе исследования пришла к выводу: необходимо озеленять улицы поселка берёзами, потому что это красиво и полезно. В ходе исследований было установлено, что изучаемый объект исследования - русская берёза - является популярной для жителей нашего Сибирского края. При этом и школьники, и взрослые стремятся не только хорошо провести время около русской берёзы, но и запечатлеть приятные моменты, связанные с этим деревом в своём творчестве. Использовать лекарственные свойства этого дерева.

И в заключении, я хочу, ещё раз отметить какую силу имеет это дерево и как по разному применяют его в своей жизни люди. И какой глубокий смысл имеет в духовной культуре разных народов.

Удивительная судьба у русской берёзки. На миру - она радость, в любви помощница, в грусти верная подруга.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)