Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Бережное отношение к воде

В одной книге я прочитал такое выражение «Вода – это самое распространённое и удивительное вещество на нашей планете». Помните стихотворение «Мойдодыр» Корнея Ивановича Чуковского?

« Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане, всегда и везде – Вечная слава воде!»

Вода – самое необходимое и привычное вещество на нашей планете. Я решил сам убедиться в том, что вода, действительно распространённое вещество на планете Земля. Но что в ней удивительного? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, и я пошел в библиотеку. Что такое вода? Ответ на этот вопрос я нашёл в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Вода – это жидкость без запаха, цвета, вкуса, представляющая собой соединение горючих газов водорода и кислорода. Формула воды – Н2О.

Вода – самое распространённое вещество на нашей планете

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить.

Что же такого особенного в ней? Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.

Если бы земля быстро вращалась, то она казалась бы вся голубой. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду: в воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов.

Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах - это вода с растворёнными в ней различными веществами.

В теле животного вода обычно составляет больше половины массы. Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Она самая широкая, самая удобная дорога, суда везут по ней тяжелые грузы, пассажиров.

Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн.

Мы живем в Ханты - Мансийском округе. В среднем 45% площади округа, а на севере до 80% занято болотами. По территории округа рассыпаны десятки тысяч мелководных озер. (Приложение 1)

Исключительную роль в природном комплексе играют реки, а среди них одна из величайших рек земного шара – красавица Обь с притоком Иртыш.

Однако учеными доказано, что в водах Обь – Иртышского бассейна постоянно присутствует высокое содержание металлов, таких как железо, медь, цинк, марганец.

Особенно критическая ситуация складывается по загрязнению водоемов нефтепродуктами. Это подтвердилось и по опросу, который я провел. 44% ответили, что источником загрязнения природной воды являются нефтепродукты, 15% - люди, 21% - заводы, 20% - мусор с кораблей. Необходимо помнить, что нефть и ее производные токсичны для водных организмов. Залитые же нефтью озера являются ловушками для водоплавающих птиц (уток, гусей, чаек). Страдает и потомство, так как пленочное нефтяное загрязнение, попадая на скорлупу яиц, губит зародышей птиц.

Общее неблагоприятное состояние водных объектов, безусловно, снижает качество питьевой воды. Подземные воды, используемые для централизованного водоснабжения, содержат избыток железа и марганца. А 100% опрошенных подтвердили, что их не устраивает качество питьевой воды. Безусловно, общее снижение качества воды ведет к ухудшению здоровья человека.

Думаю, что запасы воды на Земле не бесконечны, они истощаются. И пришло время задуматься о том, как жить сегодня, чтобы завтрашний день был чистым, светлым и радостным.

Круговорот воды, его экологическое значение в природе

Я помню, на уроках окружающего мира нам учитель рассказывал, что вода находится в постоянном движении. Испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливается в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т. п.

Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе. Из всех выпадающих осадков 80% попадает непосредственно в океан. Для нас же наибольший интерес представляют оставшиеся 20%, выпадающие на суше, так как большинство используемых человеком источников воды пополняется именно за счет этого вида осадков. Проще говоря, у воды, выпавшей на суше, есть два пути. Либо она, собираясь в ручьи и реки, попадает в результате в озера и водохранилища. Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод. Поверхностные и грунтовые воды и составляют два основных источника водоснабжения.

Оба этих водных ресурса взаимосвязаны и имеют как свои преимущества, так и недостатки в качестве источника питьевой воды.

Вода – самое удивительное вещество на нашей планете

Что может быть удивительного в самой обыкновенной воде? Я не знал, где можно найти информацию, которая доказала бы это. В библиотеке мне предложили энциклопедии из серии «Я познаю мир» - Физика, Химия. Опрос моих одноклассников показал, что только 30% детей знают свойства воды, 47% смогли ответить на вопрос, что такое вода. Поэтому я начал свое исследование. Некоторые свойства воды я смог проверить опытным путём.

Вода – это единственное известное нам вещество, которое встречается на поверхности Земли в жидком, твердом и газообразном состоянии. Вода в жидком состоянии – это обычная вода. Вода в твёрдом состоянии – это лёд или снег. А вода в газообразном состоянии – это водяной пар.

Вода может переходить из одного состояния в другое. Превращение воды зависит от температуры.

В жидком состоянии вода текучая. Она принимает форму любого сосуда, в который её наливают. Текучесть воды связана с тем, что её молекулы соединены друг с другом не очень крепко.

В твёрдом состоянии вода оказывается, когда замерзает. Её молекулы при этом начинают крепко держаться друг за друга. Поэтому лёд, пока не растает, станет вести себя как любое твердое вещество, то есть будет сохранять свою форму.

В газообразном состоянии вода переходит при нагревании. Молекулы пара при этом разбегаются довольно далеко друг от друга, из-за этого их невозможно удержать в том же ковшике, в котором так легко удержать воду. Молекулы пара обязательно разлетятся из ковшика по всей комнате.

Со всеми тремя состояниями воды мы сталкиваемся и летом, и весной, и осенью, когда падают осадки: дождь, снег, град, туман, роса или иней.

Вода – главное звено, соединяющее живую и неживую природу. Вода пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, наше тело: ведь мы на 70% состоим из воды!

Много ли воды в нашем теле, вы можете сосчитать: массу вашего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

В процессе исследования этого вопроса я опросил взрослых и все 100% подтвердили моё утверждения, что вода – это источник жизни, а для этого ее нужно беречь и экономить.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

Впрочем, разве всё можно рассказать о воде. Ведь с каждым годом мы узнаём о ней всё больше нового и интересного.

Вода нужна всем и всегда

Но что такое вода, и что необходимо сделать, что бы её запасы, ни исчезали? На эти и другие вопросы ответили взрослые и одноклассники. И вот что из этого получилось. Я провел анкетирование среди своих одноклассников, 24 человека. На вопрос о том, сколько человек может быть без воды, все дети определили, что очень мало. Ведь действительно без воды можно прожить не более 3-5 дней. На вопрос об экономии воды только 50% ответили положительно, но объяснить, как это они делают, не смогли. Поэтому я решил составить памятку «Как экономить воду» и раздать детям. Этим я внесу свой маленький вклад в сохранение всей планеты.

Исследование расхода воды

Итак, давайте выясним, бережем ли мы воду?

В наших благоустроенных домах вода в кранах есть круглые сутки, но очень часто о её важности мы задумываемся только тогда, когда её отключают. Чем больше мы потребляем воды, тем больше забираем у природы. Каждый житель города в России в среднем использует 250л. воды в день! Сюда входит та вода, которая используется в пищу, для мытья посуды, уборки, стирки, душа и т. д.

Пользуясь методом наблюдения, я решил проверить, насколько рационально используется вода в домах нашего города. Я наблюдал, как расходуется вода в квартире, где стоят водосчетчики и где еще нет.

1. Семья, состоящая из 4-ех человек, проживающей в квартире без водосчётчиков воды за один день расходует:

- на приготовление пищи- 6-8л

- на гигиенические процедуры- 200л

- принятие душа- 400-500л

- уборка квартиры- 10л

- мытье посуды- 80-100л

- полив цветов- 7л

- стирка- 70-80л

Итого: 900-920л

2. Семья, состоящая из 4-ех человек, проживающей в квартире с водосчётчиками воды за один день расходует:

- на приготовление пищи- 6-8л

- на гигиенические процедуры- 150л

- принятие душа- 300-400л

- уборка квартиры- 10л

- мытье посуды- 40-50л

- полив цветов- 7л

- стирка- 50-60л

Итого: 690-720л

Как видите, разница в потреблении воды значительна (примерно 200л), ведь человек по природе своей привык экономить, пусть не воду, но свои деньги. Вследствие этого, человек расходует воды значительно меньше (неосознанно экономит наши с вами водные запасы), чего и вам советую.

Также мной было проведено более глубокое исследование нерационального расхода воды, и попытался ответить на два вопроса:

Сколько воды мы теряем за один день, если ваш кухонный кран капает?

Вы задумывались над этим вопросом? А я попытался посчитать, конечно, при помощи родителей, сколько за один месяц теряется литров воды, если в кран капает со скоростью 15 мл за одну минуту, за 5 минут – 75 мл, за 1 час – 900 мл, за 1 день – 21л 600 мл.

А за один месяц – 648 литров.

Сколько воды расходуется при чистке зубов?

Пусть сейчас каждый себе ответит на вопрос, как он чистит зубы: под краном или с помощью стаканчика? Так вот понаблюдайте, я уже посчитал, что если чистить зубы просто под краном, то расходуется 10 литров воды за 2 минуты, а пользуясь специальным стаканчиком – 300 мл за это же время.

Экономия воды – это не жадность. Это бережливость, рациональность, забота о поколениях людей, которые будут жить на Земле после нас.

Проведённые мною исследования помогли мне доказать, что вода - самое распространённое и удивительное вещество.

Работать над этой темой мне было немного трудно, но очень интересно.

Трудно потому, что пришлось много прочитать, более тесно общаться с компьютером, но зато я узнал много нового и интересного. Я учился работать с различной литературой, из полученной информации, отбирать необходимый материал.

Я убедился, что вода нужна всем и всегда. В мире нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная и привычная вода. Это самое привычное и жизненно необходимое вещество для человека и всего живого на Земле. Она обладает рядом необычных и неожиданных свойств. Даже сама обыденность воды необычна.

В ходе исследовательской работы я расширил свои экологические знания об окружающем мире, человеке и их взаимодействии. Мне стало ясно, что и от нас зависит жизнь капли воды, реки, океана. А от воды зависит наша жизнь, жизнь всей планеты Земля.

Думайте о будущем, экономьте воду!

Сказка «Путешествие капельки»

“Жил–был Зайчик–попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику–попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился, Зайчик–попрыгайчик? – раздался веселый голос.

Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй! Зайчик–попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит Зайчик–попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Зайчик–попрыгайчик.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик–попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.

– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!”

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)