Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Болдинская осень – время шедевров

Крылатое выражение «болдинская осень» стало синонимом плодотворности и некоторой загадочности поэтического творчества. Представление о загадочности поэтической деятельности А. С. Пушкина в болдинский период в знакомстве читателя с одним из периодов жизни поэта, с наиболее значимыми произведениями, оказывающими неоспоримое влияние на духовное развитие современных читателей, написанными в этот промежуток времени и их подробном исследованием.

Мы были обеспокоены тем, что ученики 9-10 классов не знают такого важного периода жизни великого писателя А. С. Пушкина, как Болдинская осень.

Говоря о классиках русской литературы, невозможно не вспомнить такого великого поэта и прозаика, как Александр Сергеевич Пушкин. Трудно представить, что кто-то может не знать столь яркую и гениальную личность русской литературы.

Во время повторения, казалось бы, изученного материала произведений А. С. Пушкина Болдинского периода у нас возник вопрос: «В какой мере ознакомлены современные ученики с этим жизненным периодом А. С. Пушкина?» Мы решили провести анкетирование среди учеников 9-10 классов нашей школы и задали следующие вопросы:

1) Что такое Болдинская осень?

2) Какую роль она сыграла в жизни А. С. Пушкина?

3) Какие произведения были написаны в этот период?

По результатам проведенного опроса, мы выяснили, что лишь 20% учащихся знают, что такое болдинская осень,35 % из них имеют представление о произведениях этого периода, но не знают, какие произведения были написаны в этот период. А 45% учащихся даже не слышали об этом периоде.

На основании всего этого мы сделали выводы о том, что нынешнее молодое поколение обладает недостаточными знаниями об этом самом плодотворном периоде в жизни и творчестве одного из выдающихся классиков русской литературы, и потому темой нашего проекта стала «Болдинская осень в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина».

Информацию мы находили на различных интернет ресурсах, а также в художественных и биографических книгах, написанных известными пушкинистами и исследователями.

Информация была распределена и сообща задействована в проекте. Каждый подбирал определенную часть, письменную аргументацию. После чего она была включена в текст как презентации, так и письменного паспорта.

Первый этап нашей работы.

Мы начали свою работу с того, что подобрали материал по 1830,1833 и 1834 годам жизни А. С. Пушкина в Болдино и изучили его.

Александр Сергеевич любил осень – в это время года его не томили излишнее возбуждение или ярость, как в летнюю или весеннюю жару, и он мог спокойно творить. Однако в Болдино, нижегородское имение своего отца, он приехал в подавленном настроении. У него было много забот. Пушкин рассчитывал заложить деревню и вернуться в Москву. Его свадьба с Натальей Гончаровой откладывалась на неопределенный срок, потому, что у невесты не было приданого. Александр Сергеевич готов был венчаться даже при таком раскладе обстоятельств, но тщеславная мать невесты не могла этого допустить. Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое, которое он якобы получал за невестой. Александр Сергеевич был опечален тем, что за всеми хлопотами пропадет осень – лучшее его рабочее время. Однако Пушкин почувствовал прилив бодрости и начал реализовывать творческие задумки прошлых лет, которые не успел воплотить в жизнь из – за светской жизни. В Болдине он планировал пробыть всего лишь месяц, но внезапно началась холера. Это было для Пушкина тоже своего рода очарованье, не совсем мирное, но электризующее и дразнящее творческие силы Александра Сергеевича. Таким образом, «Болдинской осени» суждено было стать знаменитой и самой плодотворной порой в творчестве Пушкина.

В Болдино Пушкиным создаются новые произведения и реализуются замыслы прежних лет, в совершеннейших творениях воплощается весь накопленный им жизненный и художественный опыт. Позднее, уже возвратившись из Болдино, Пушкин подведет (далеко не полные) итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, написанную октавами (стихов 400)несколько драматических сцен или маленьких трагедийсверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не всенаписал я прозою 5 повестей» Так написал Пушкин своему другу Плетневу 9 декабря 1830 года.

В Болдине Пушкиным также создается «Домик в Коломне» - «повесть, писанная октавами», философские стихи, бесподобные образцы любовной лирики. В стихотворениях этой поры отчетливо звучит мотив прощания. Близкая свадьба ощущается Пушкиным как важнейший рубеж его жизни, как завершение большого этапа пройденного пути; здесь, в Болдине, он расстается с прошлым. С благодарной нежностью Пушкин прощается с женщинами, которых знал и любил когда - то, которые подарили ему минуты счастья и вдохновения («Прощание», « Для берегов отчизны дальней»,

«Заклинание»). Он прощается с юностью, с ее мечтами и надеждами:

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне – теперь их нет:

Они прошли иль изменились

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Здесь же Пушкин прощается с героями главного труда всей своей прошлой жизни – с героями «Онегина»: «Прощай, и если навсегда, \То навсегда прощай»,- эти сточки Байрона он поставил эпиграфом к последней главе романа. В последних числах ноября Пушкин уехал из Болдина.

1830 год

"Болдинская осень" 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта.

Однако март 1830 г. был тяжелым для Пушкина. Ф. Булгарин начал развернутое наступление на поэта. Ободренный правительственной поддержкой, он перешел от двусмысленных похвал и язвительных намеков к клевете и открытому глумлению. 22 марта 1830 г. в «Северной пчеле» (№ 35) была опубликована известная статья, в которой седьмая глава «Евгения Онегина» и «Полтава» провозглашались «совершенным падением» таланта Пушкина.

«Критику 7-ой песни в Северной Пчеле пробежал я в гостях и в такую минуту, как было мне не до Онегина», — писал Пушкин (XI, 150). Однако нарочито небрежный тон этих строк вряд ли отражал действительное настроение поэта. Лучшим доказательством этого являются многочисленные контрудары Пушкина, стремившегося раскрыть читателю подлинное лицо Видока.

В 1830 году под редакцией Дельвига в Петербурге начинает выходить "Литературная газета" - орган писателей пушкинского круга. Разражается одна из самых яростных войн в истории русской журналистики; обвинения приобрели скоро очень конкретный, личный характер. Поэта обвиняли в раболепии и заискивании перед сильными мира сего (Н. Полевой), чудовищной безнравственности, соединенной с противоестественными наклонностями к либерализму (Ф. Булгарин), в исключительно пародийном значении его творчества, вершиной которого следует считать "Графа Нулина" (Н. Надеждин). Еще больше доставалось его друзьям, менее знаменитым и любимым публикой, особенно Дельвигу как редактору. Литературная битва кончилась резким вмешательством правительства, газета была временно закрыта, Дельвиг отстранен от ее руководства. Суровые объяснения с Бенкендорфом, оскорбительные и пугающие, привели к тому, что Дельвиг заболел, и вскоре случайная простуда унесла его из жизни. Пушкин прекрасно понимал, что значит все это и куда клонится. Не случайно произведения болдинской осени исполнены грозных предчувствий, мотивов смерти и трагедии. Дело было, конечно, не в одних внешних обстоятельствах. Усталой неудовлетворенностью и даже чувством горького разочарования в жизни звучат лирические создания этого периода "Брожу ли я вдоль улиц шумных. ", "Безумных лет угасшее веселье. " и др. Воздух времени, изменившийся после воцарения Николая I, становился все более душным. Чуть позднее Пушкин писал по поводу кончины Дельвига: "И мнится, очередь за мной. "

А счастье было так близко. Решение жениться было вызвано не одним только чувством к Наталье Николаевне Гончаровой. Были и другие увлечения, вместе с тем Пушкин искал семейного счастья, тепла домашнего очага, он устал от вечной жизни "на больших дорогах", беспорядочного холостого существования; кроме того, его творчество, тот новый путь, на который он выводил отечественную литературу, требовали внутренней свободы и отказа от внешней вольности поэтического поведения. Все это он надеялся найти в союзе с первой красавицей московской "ярмарки невест" Наташей Гончаровой; добиться этого брака ему стоило большого труда. В сущности, Пушкин искал спасения. Будущее виделось ему грозным. И грозы скоро загремели.

Обстоятельства требовали незамедлительных и энергичных действий, а Пушкину было не до журнальных споров: он уехал в Москву с твердым намерением добиться руки Н. Н. Гончаровой. Сложными и, видимо, в достаточной степени мучительными сделались в это время и отношения с Е. М. Хитрово, засыпавшей его из Петербурга письмами.

В этих условиях Пушкин вряд ли мог немедленно ответить на оскорбительный выпад Ф. Булгарина — обязанность эта падала на его друзей.

Уезжая 3 августа 1830г. в Болдино «без уверенности в своей судьбе», А. С. Пушкин пишет П. А. Плетневу, другу и приятелю, письмо о своем – «жениха тридцатилетнего» – душевном состоянии, о московских сплетнях, о расстроенных делах будущей тещи и с тревогой сообщает: «Осень подходит. Это любимое мое время Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь, кроме эпиграмм на Каченовского».

Спустя 9 дней, сообщая Плетневу о «Колера морбус», о письмах невесты, поэт восхищается деревней, предрасполагающей к работе («Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает»), и обещает «наготовить всячины, и прозы и стихов». В следующих письмах октября и ноября, обращенных к Плетневу, Дельвигу, Вяземскому, упоминая о своей трагедии, о журналах, о втором томе Полевого и о литературных спорах, поэт то жалуется, что «стихи с голоду не лезут, хоть осень чудная», то сообщает об «осеннем прилежании», о «детородности осени». Наконец, по возвращении из Болдина 9 декабря Пушкин в письме к Плетневу из Москвы сам подводит итог своему вынужденному заточению: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, написанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон-Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется – и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

К перечню Пушкина следует добавить и критические, и полемические статьи, и незаконченные произведения («История села Горюхина», 10-я глава «Евгения Онегина»), и законченные, но «тайные» произведения («Моя родословная», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др. ).

В календаре болдинского творчества обращает внимание не только количество и качество произведений, но и соседство произведений, резко отличных по жанровым признакам (лирическое стихотворение, повесть, сказка и критическая статья, роман) и порой неожиданные переходы творческой мысли поэта от современности к прошлому, от лирике к сатире, от сатиры к драме, от высокого к низкому, от комического к трагическому.

Обращает внимание и то обстоятельство, что завершение задуманных ещё в 1826 г. маленьких трагедий падает на конец болдинской осени; драматургия, таким образом, завершая предшествующий период творчества поэта, оказывается итогом работы над стихотворениями и прозой в Болдине. Это свидетельствует о глубоко, органичном единстве, лежащем в основе всего творческого пути поэта.

По рассказу болдинского старожила, Пушкин в Болдине работал и по ночам: «Все и на селе и в доме спят, а он пишет; он был живой, порывистый; вскочит и ходит, ходит из угла в угол задумчиво, заложив руку за спину; вдруг садится к столу и пишет, пишет».

Биографы приводят хронологический перечень произведений, написанных в болдинскую осень, ярко характеризующий силу пушкинского гения:

7 сентября – «Бесы»

8 сентября – «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»).

9 сентября – окончен «Гробовщик».

13 сентября – «Сказка о попе и работнике его Балде».

14 сентября – «Станционный смотритель».

18 сентября – окончена VIII глава романа «Евгений Онегин» (впоследствии глава «Путешествие Онегина»).

20 сентября – в девять вечера окончена «Барышня-крестьянка».

25 сентября – окончена IX глава романа «Евгений Онегин».

1 – 10 октября – «Румяный критик мой»

5 октября – «Расставание».

5-10 октября – «Домик в Коломне».

12-14 октября – «Выстрел»

16 октября – 3 декабря – «Моя родословная».

17 октября – «Заклинание».

19 октября – сожжена Х глава романа «Евгений Онегин».

20 октября – окончена «Метель».

23 – окончен «Скупой рыцарь»

26 – окончен «Моцарт и Сальери».

1 ноября – окончена «История села Горюхина».

4 ноября – окончен «Каменный гость».

6 ноября – окончен «Пир во время чумы».

27 ноября – «Для берегов отчизны дальной»

Все эти произведения, как ни различны они и как ни неожиданно соседство одних с другими, подчинены единым целям, вдохновлены единым комплексом мыслей и идей. Русская культура приобрела сокровище, которому не знала и по сей день не знает равных. Талант Пушкина достиг высшей зрелости.

1833 год

В 1833 г. начинается последний, исключительно тяжелый период жизни Пушкина. За ним сохраняется авторитет первого русского поэта, но в основном как эхо славы молодого Пушкина, глубочайшие открытия зрелого Пушкина воспринимаются публикой как признаки упадка. Семья, светские обязанности требовали денег, как оскорбление он воспринял присвоенный ему чин камер-юнкера. Усилились нападки прессы, светские интриги.

18 августа 1833 г. , получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою "Историю Пугачева". Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы "Анджело" и "Медный всадник", повесть "Пиковая дама", "Сказка и рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", стихотворение "Осень", переводы баллад Мицкевича "Будрыс и его сыновья", "Воевода".

1834 год

Каждое свое произведение Пушкин был обязан отдавать перед печатанием на просмотр Бенкендорфу, согласно требованию последнего в самом начале 1832 г. Издательские дела усложняются, затягиваются. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против своей воли, получив в 1834 г. свое звание; материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали постоянно денег. В 1836 г. общий долг правительству, по собственному исчислению Пушкина, был огромен - 45000 рублей.

С 1831 г. Пушкин числился на службе в коллегии иностранных дел, но в 1834 г. он попросил отставку с сохранением, однако, права работать в архивах. Ему отказали. Осенью 1834 г. около месяца снова Пушкин прожил в Болдине: "Вот уже 2 недели, как я в деревне. Скучно. И стихи в голову нейдут, и роман не переписываю. " (из письма жене). Окончена лишь "Сказка о золотом петушке".

Второй этап нашей работы.

Мы приступили к более подробному знакомству и анализу произведений Пушкина, написанных в этот период времени.

Анализ произведении А. С. Пушкина

«Повести Белкина»

«Повести Белкина» – первые законченные прозаические произведения Пушкина-прозаика, и не удивительно, что сам автор придавал им особое значение. Он объединил их в единое целое именем вымышленного рассказчика И. П. Белкина. Современная проза давно не удовлетворяла Пушкина; он не раз писал о ее бедности и неразработанности. Сентиментально-поучительные повести или «ужасные» романтические истории заполняли страницы журналов и альманахов. В «Повестях Белкина» Пушкин стремился развенчать подобную литературу, показать ее жизненную несостоятельность, надуманность. Для этого он нарочно прибегает к излюбленным романтиками и читателями ситуациям, но развивает и завершает их совсем иначе. Фантастические события в «Гробовщике» оказываются всего только сновидениями пьяного Адрияна; семейная вражда, запутанные любовные отношения героев «Барышни-крестьянки» разрешаются очень обыкновенно и так же просто и счастливо, как и загадочное исчезновение жениха и венчание с неизвестным в «Метели». Но в «Станционном смотрителе» Пушкин показал, какими бывают подлинные трагедии - без ужасов и тайн, без ложного пафоса, без необыкновенных событий. Это повесть о девушке, соблазненной проезжим офицером, о ее отце, скромном, незаметном человеке, о горе, поруганном достоинстве и разбитой жизни.

В «Повестях Белкина» действуют не исключительные герои, как в романтических поэмах, и не персонажи высокой духовной культуры, как Онегин, а обыкновенные люди в обыденной повседневности. На сцену выступают петербургские ремесленники, провинциальные барышни, офицеры, среди рассказчиков упомянут и приказчик. А станционный смотритель, «сущий мученик четырнадцатого класса», «маленький человек», нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд «униженных и оскорбленных» героев русской литературы.

Отзывы современников Пушкина как в 1831. , так и в 1834г. были довольно лаконичны, разноречивы и пестры, а в основном повести были холодно приняты публикой. Современным Пушкину критикам содержание повестей казалось малозначительным, однако за их «бесхитростностью» кроется глубокий смысл. Повести весьма сложны по своему композиционному строению и смысловой многозначности. Этому способствует широкий диапазон интонаций, то лирических, то иронических, то скорбных, с их тончайшими переходами. Цель и содержание «Повестей» разнообразны. В повестях есть юмор (недаром Пушкин с явным удовлетворением писал Плетневу, что Баратынский, читая их, «ржет и бьется»); есть и пародирование заезженных сюжетов сентиментально-романтической беллетристике о «тайном браке» и любви барина к крестьянке. Но при этом повести объединены общей идеей – о целях человеческого существования, о человеческом достоинстве, о зависимости людских судеб от силы внешних обстоятельств и от способности преодолевать эти обстоятельства собственною волей. Брак Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира оказался невозможным, и они решили не считаться с запретом ее родителей. Та же проблема и в других повестях. Сын помещика Алексей Берестов по взглядам не ровня своему отцу («Он был воспитан в университете К статской службе чувствовал себя совершенно неспособным»). Но хотя мысль о неразрывных узах с Акулиной «часто мелькала» в его уме, он «все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою». Счастливая развязка могла наступить только потому, что случайно открылась мистификация Лизы.

Другой, трагический вариант действия этого «расстояния» – в «Станционном смотрителе». Бесцветную жизнь Дуни изменил проезжий гусар, но о дальнейшей судьбе и переживаниях девушки читателю остается строить догадки. Дуня, по-видимому, полюбила Минского, жила в роскоши, но даже не смела послать отцу весточке о себе. Минский же, конечно, не допускал и мысли о каком бы то ни было общении с бедняком отцом и, сунув ему деньги, вышвырнул на лестницу. О драматизме ситуации говорит финал повести – образ печального кладбища и рассказ о Дуне, долго лежавшей на могиле отца.

«Выстрел»

«Из повестей собственно только первая, «Выстрел», достойна имени Пушкина, – заметил Белинский в 1835г. в статье «Повести, изданные Александром Пушкиным». Повесть «Выстрел» имеет ключевое значение – она поэтому помещена первой в цикле.

Три персонажа повести – три образа в галерее пушкинских образов, и краткие эпизоды из их жизни и их судеб даны Пушкиным как «главы, выбранные из большого романа».

Действие повести происходит в местечке ***, где стоит армейский полк. Армейская жизнь скучна и однообразна: «утром учение, манеж; обедвечером пунш и карты». От этой скуки спасает только знакомство с неким человеком, не имевшим военного звания, но тем не менее принадлежавшим армейскому обществу. Его звали Сильвио, ему около 35 лет и его любимое занятие – стрельба из пистолета. Офицеры любили обедать у Сильвио и играть у него в карты. У хозяина была своя система игры: «Если понтеру случалось обсчитаться, то он тот час или доплачивал остальное или дописывал лишнее». Все привыкли к этому, но однажды на обеде присутствовал новый офицер, не знавший о столь странных правилах. Он «в растерянности загнул лишний угол», а хозяин дома тут же уравнял счет. Офицер начал доказывать, что Сильвио не прав, а потом, окончательно разозлившись, кинул в него «медный шандал». Эта ссора закончилась одной- единственной фразой Сильвио: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме». Должен был состояться поединок, но его не было. Люди подумали, что человек, «носивший иностранное имя», попросту струсил. И все забыли об этом недоразумении.

Однажды Сильвио получил письмо, прочитав которое, объявил, что в ближайшую ночь он уедет. Сильвио устроил пир в честь своего отъезда. После праздника между ним и рассказчиком состоялся разговор о том, почему же все-таки тот дерзкий офицер остался жив. Как оказалось, Сильвио не может подвергать себя смерти, участвуя в дуэли, ведь у него есть очень важное дело - месть. Он рассказал о том, что, когда он был молодым офицером, в полк приехал «молодой человек богатой и знатной фамилии», который во всем его превзошел. Найдя повод для ссоры, они решили драться на дуэли. Противник Сильвио вел себя очень спокойно, настолько спокойно, что даже ел черешню, показывая всем своим видом несерьезное отношение к своему оппоненту. Такое поведение противника сбило настрой Сильвио, и он не смог выстрелить. Последний выстрел остался за ним. И вот из письма Сильвио узнал о том, что молодой человек женится, вот и настал момент для последнего выстрела.

Через пять лет рассказчик, живший к тому времени в бедной деревеньке, узнает, что в скором времени к нему должны приехать соседи. Соседями оказались граф, тот самый молодой человек, и его жена. После отъезда из местечка *** Сильвио решил осуществить свои планы: он приехал в дом к графу, где дуэль было решено повторить. И вновь граф должен был стрелять первым.

Бывший офицер прицелился, но попал не в своего противника, а в картину, висевшую сзади. Сильвио навел пистолет, но стрелять все же не стал, он добился того, чего желал многие годы: он увидел на лице человека, стоявшего в ожидании смерти не равнодушие, как много лет назад, а страх и робость. На прощание Сильвио прострелил картину, в которую до этого попал граф, показав этим, что он способен убить противника, но поступил великодушнее.

О Сильвио с удивлением, с восхищением, но по-разному рассказывают повествователь и граф. Двойственным и противоречивым предстает Сильвио в лаконичном рассказе офицера. При этом противоречивость и двойственность его поведения даны одновременно и в восприятии рассказчика, и в восприятии окружающих; последние толкуют поведение Сильвио то как признак храбрости, бесстрашия, обостренного чувства чести, то как признак его трусости, робости, слабости.

Рассказ самого Сильвио о графе и о себе дорисовывает героя и объясняет причину кажущейся его двойственности и загадочности. Мы видим Сильвио злобным мстителем, но человеком цельным и гордым. И необычайный образ его жизни, и противоречивость его поведения, и упражнения в стрельбе – все это подчинено одной цели – отомстить врагу, такому же сильному, бесстрашному, волевому, как он сам, но знатному, богатому.

Сильвио отомстил графу, преподал ему некий урок. Но в повести Пушкина вопрос поставлен глубже: урок получил не только граф, но и Сильвио. Если граф самоуверенно думал, что в любой момент он сможет бесстрашно стоять под дулом пистолета, то и Сильвио был наивен, думая, что он в любой момент и при любых обстоятельствах жизни сможет разрядить свой пистолет. В течение нескольких лет он вынашивал мысль о выстреле-мести, но спустя шесть лет, очутившись перед своим противником, он сам отказался от выстрела.

Сильвио – не демонический характер, он смел и прямодушен. В нем нисколько нет «смиренности». Произошедшая дуэль – не просто битва, а психологическое испытание человека. Сильвио отомстил графу гораздо сильнее, чем, если бы просто убил его. Офицер остался в живых, но с сознанием собственной слабости. Слабости не физической, а моральной. А сила духа и честь для мужчин того времени была важнее всего.

В конфликте с соперником – молодым человеком «богатой и знатной фамилии» – таилась возможность стать в других условиях героем в самом высоком значении этого слова. Так затем и случилось: он погиб, будучи предводителем отряда этеристов (участников освободительной борьбы греческого народа) в сражении под Скулянами.

«Станционный смотритель»

Повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение. Сам повествователь изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, «смотрителе почтённого сословия, написана эта повесть».

В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй части повести мы слышим и самого Вырина.

В мае 1816 г. повествователь проезжает через небольшую станцию. Эта первая встреча описана рассказчиком с явным сочувствием и с симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни.

Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказчик узнает, что Дуня покинула отца, уехав с молодым гусаром, за которым ухаживала во время болезни, в Петербург. Смотритель очень постарел. «Горе превратило бодрого мужчину в хилого старика». И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежение), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно не бритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Симеон Вырин, но как он постарел» – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю и относится с состраданием.

«Похищение» Минским Дуни - это для отца не только личная драма, но и потрясение привычных понятий о нравственности, о чести: он желает своей дочери лучше смерти, чем позорной судьбы, которая, по его мнению, ей грозит. Тихий и скромный «маленький человек» полон решимости протестовать, отправляется и столицу пешком искать справедливости. Но здесь с реалистической правдивостью показаны и проблески протеста «маленького человека», и одновременно слабость этого протеста, робость характера. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским дан так же скупо, как и рассказ о горе Вырина. Четыре небольшие картины прихода смотрителя к ротмистру, полные жизненной правды, рисуютв условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего.

При виде Минского «сердце Вырина закипело», но произнести при этом он сумел только нижайшую просьбу: «Ваше высокоблагородие! Сделайте такую божескую милость!». Еще характерная деталь: швырнув со слезами негодования на землю ассигнации Минского, он, подумав, вернулся, чтобы их взять Отказывается он и от намерения жаловаться на обидчика.

Такая трактовка характера «маленького человека» вызывала не только сочувствие к его горю, но и трезвое понимание его слабостей. Тем самым «смиренность» как черта поведения отрицалась, а вовсе не утверждалась и, тем более, не возводилась в идеал, как считали Аполлон Григорьев и Достоевский.

Повествователь третий раз проезжает через эту станцию. Узнает, что старый смотритель спился и умер, просит показать ему могилу. Мальчишка-проводник рассказывает ему, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

Так счастлива ли Дуня? Что привело ее к могиле отца? Как сложилась ее дальнейшая жизнь? Отвоевала ли право на счастье дочь коллежского регистратора, отца которой не пускали на порог лакеи и горничные гусара Минского, проживавшего отдельно от Дуни?

О счастье Дуни с Минским мы ничего не знаем, но в повести есть несчастье и бесправие Вырина. В центре внимания автора – судьба маленького человека и сострадание к нему.

Это произведение пробуждает глубокое сочувствие к главному герою, его попранным и растоптанным в бесчеловечном обществе родительским чувствам.

«История села Горюхина»

«Летопись села Горюхина» – шутка острая, милая и забавная, в которой, впрочем, есть и серьезные вещи, как, например, прибытие в село Горюхино управителя и картина его управления», – писал В. Белинский. Это высказывание Белинского легко в основу понимания одного из «загадочных» произведений Пушкина.

Небольшой прозаический отрывок в полусерьезном тоне повествует о 55-х годах жизни некоего села Горюхина от процветания до разорения.

Рукопись появилась в печати лишь после смерти Пушкина и долгое время выходила под названием "История села Горохина", пока С. А. Венгеров в 1910 году не воспроизвел в печати зачеркнутое заглавие, узаконив его.

«История села Горюхина» распадается на отдельные части – описания, картины, сцены, характеристики, эпизоды. И пестрота языка и слога произведения определяется не только речевой манерой самого повествователя Белкина, но и многословием врывающихся в текст источников (календари, летописи, предания). То мелькает «краткий и ясный слог с титлами» старозаветного помещика-тирана («4 мая. Снег. Тришка бит»), то глубокомысленная и велеречивая запись дьячка («Свернув трубкою воскрайя одежд, безумцы глумились над еврейским возницею»), то вдруг, как неожиданная реплика, врывается в текст курсив часто встречающегося примечания старосты к ревизским сказкам: «Баба здоровенная», то раздается сатирическая песня. То слышим окрик барина, его грозный приказ, то «немощь беззащитную» и подлинный «плач холопов».

Пёстрый хор голосов звучит со страниц «Истории села Горюхина». Мы можем увидеть и добрых помещиков, и старозаветно-патриархальных крепостников, и грамотных и полуграмотных помещиков и помещиц, а также старост, приказчиков и единственного в деревне грамотея Земского, и «носителей просвещения» – попа и дьячка, и подневольных крестьян, «работающих на пашне, служащих в батраках».

Документы, критически осмысливаемые описания самой жизни, самих нравов, контуры типических образов, живых картин – таков пестрый состав произведения Пушкина.

В «Истории села Горюхина» юмор предваряет гоголевский, щедринский юмор. Но для Пушкина характерны не подчеркивание и выпячивание уродств, а, наоборот, умолчание и недоговоренность. Повествование о «горюхинских», то есть почти о «глуповских», нравах у Пушкина равно распространено и на господ, и на народ. В описаниях обычаев и быта горюхинцев выражено критическое отношение автора к крепостной Руси.

«История села Горюхина» – это повесть, где нищета, пьянство, забитость, жалобы, плач, бесправие, бегство, фальшивые документы даны как основные отличительные и типические признаки жизни деревенской России. Пушкин задумал также показать различные формы ведения хозяйства. Этот замысел выражен в словах: «Образ правления в Горюхине несколько раз изменялся. Оно попеременно находилось под властью старшин, выбранных миром, приказчиков, назначенных помещиком, и, наконец, непосредственно под рукой самих помещиков. Выгоды и невыгоды сих различных образов правления будут развиты мной в течение моего повествования».

Не одними болдинскими впечатлениями вызван горький смех «Истории села Горюхина». Болдино послужило поводом для того, чтобы Пушкин по-новому заговорил о «диком барстве» и «тощем рабстве», а главное, о невозможности мирным способом разрешить основные противоречия эпохи между барами и рабами.

«Маленькие трагедии»

Замысел маленьких трагедий, написанных в Болдине, давно вынашивался Пушкиным. В драматической форме он хотел изобразить страсть- алчность, зависть, любовь, – всецело овладевшую человеком. Но в ходе работы Пушкин расширил первоначальный замысел, психологически развил и углубил его. «Скупой рыцарь»- это драма не только о скупости, но и о разрушении всего человеческого в человеке; «Моцарт и Сальери» – о зависти и о столкновении заурядности и гения, о фанатизме и иезуитстве мысли, стремящейся найти «благородное» оправдание преступлению; «Каменный гость» – о любви и быстрой переменчивой страсти, о верности и измене, о неотвратимости возмездия. Желая подчеркнуть внутреннюю связь этих драматических сцен, Пушкин искал для них общее, объединяющее название. В черновой рукописи он нарисовал титульный лист и набросал несколько вариантов: «Драматические сцены - очерки-изучения; Опыт драматических изучений».

В «Скупом рыцаре» Барон благоговеет над своим золотом, чуть ли не поэтически обожествляя его, но за этой страстью раскрывается страшная суть накопительства – ценою страданий и гибели многих. В основе «Моцарта и Сальери» – противопоставление двух типов художников, одного – бескорыстно преданного искусству, предельно чистого в своих помыслах, и другого, в рассуждениях которого столь значительны мотивы «славы», «пользы», к которым он постоянно возвращается. Преданность Сальери искусству эгоистична, она оборачивается роковым исходом – преступлением; финал трагедии является ответом на поставленный вопрос – гений и злодейство несовместимы.

После этого мы привели примеры наиболее значимых стихотворений Болдинской поры.

Стихотворения А. С. Пушкина

«Прощание с прошлым»

Болдинская осень ознаменовалась необыкновенным приливом вдохновения. Словно знал поэт, что после женитьбы уже не будет такой свободы, сосредоточенности.

С благодарной нежностью Пушкин прощается с женщинами, которых знал и любил когда-то, которые подарили ему минуты счастья и вдохновения. Он прощается с юностью, с ее мечтами и надеждами:

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне - теперь их нет:

Они прошли иль изменились

Мир вам, тревоги прошлых лет!

«Прощание».

Жить, мыслить, страдать и мечтать – этот мотив звучит в любовных элегиях «Заклинание», «Прощание». Основной темой болдинской «любовной трилогии» является характерная для любовных элегий тема расставания, разлуки. Пушкин прощался с молодостью, с холостяцкой жизнью. Вспоминал события прошлого, думал о будущем. Вероятно, к Воронцовой обращено стихотворение «Прощание». Но не опустошенным, разочарованным страдальцем, а стойким и преданным прошлому – предстает лирический герой любовного монолога. Воспоминания для него не безжизненны, следы минувших дней им не забыты; ему чужды жалобы на мир, на судьбу, он не утратил ни надежды, ни страданий любви. Он – страстный и дерзкий мечтатель:

Прощание

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

«Безумных лет угасшее веселье»

Но главенствует в его лирических переживаниях Наталья Гончарова. С ней связана болдинская элегия:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

В элегии как бы подводится черта под прежней жизнью. Любовь «блеснула» сейчас ему, но какой загадочной «прощальной» улыбкой, словно потом она не во всем окажется доброй и уже теперь «сулит» поэту «труд и горе».

Ощущение безвременья после поражения декабристов Пушкин выразил в стихотворении «Бесы», написанном в Болдине: «Сбились мы. Что делать нам?» Кто будет тот «вожатый», который укажет верную дорогу?

«Бесы» — чрезвычайно сложное произведение пушкинской лирики. Это — и реалистическая картина метели, в которой кружится сбившийся с дороги одинокий путник. Это — и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это в конечном счете— и стихотворение о самом себе, о своем месте в жизни, о своем отношении к окружающей действительности. Все стихотворение — сложнейший сплав самых многообразных элементов пушкинского отношения к жизни, к своей судьбе, к окружающей действительности; и все это — единое целое, обусловленное определенными общественными сторонами русской жизни и жизни самого Пушкина, без чего стихотворение не может быть понято до конца во всей его глубине.

Четвертый этап нашей работы.

Мы хотели бы завершить свою работу подведением итогов о Болдинской поре в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Размышления над обстоятельствами Болдинской осени подвели нас к не лишенным интереса заключениям. В 1830-х – 40-х годах в литературе получила распространение исключительно плодотворная идея определяющего воздействия окружающей среды на судьбу и характер отдельной человеческой личности. Говоря о «заточении» в Болдино, нельзя не отметить, какой вклад оно внесло в классическую русскую литературу. Жизнь в Болдине была для Пушкина нелегка: страшная болезнь, ходившая вокруг, неизвестность судьбы невесты Александр Сергеевич не был баловнем судьбы. Однако он властно преобразил мир, внес в него свое душевное богатство, не давал «среде» торжествовать над собой. Заставить Пушкина жить не так, как он хочет, было невозможно. Поэтому даже такой тяжелый период его жизни, как Болдино, является не только самым плодотворным, но еще и невероятно светлым, заставляющим взглянуть на серую обыденность совершенно по-другому.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)