Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Cекреты названий московских улиц

«Как много в этом звуке»

Впервые я почувствовал себя москвичом, когда первый раз пришел с мамой в Кремль. А еще когда мы заблудились в центре Москвы среди многочисленных переулков с загадочными названиями: переулок Волков, Сверчков, Сивцев Вражек. Мне показалось, что здесь, наверное, водилось много волков или было в домах много сверчков. А Вражки мне казались «врагами», и я с опаской поглядывал на прохожих. Но мама объяснила мне, что Волков и Сверчков – это фамилии бывших владельцев домов на этой улице, а «Вражки» - совсем ни какие не враги, а овраги. Но никаких оврагов я, сколько ни высматривал, не нашел.

«Они были давно-давно, много веков назад, а мы, потомки, бережно храним память об этом», - сказала мама.

Интересно, а какие тайны хранятся под другими именами? Так во мне проснулся исследователь секретов названий московских улиц. Конечно, мне помогали умные и серьезные книги, знания взрослых. Я узнал имена историков, которые посвятили изучению нашего города всю свою жизнь, например: И. Е. Забелин, М. Н. Тихомиров, П. В. Сытин и других. Есть даже целая наука, изучающая названия улиц, переулков, и называется она топонимика. Я буду использовать дальше слово «топонимы», означающее название улицы или какой-то местности.

Еще я понял, что исследования происхождений названий улиц не закончены. По многим вопросам среди ученых до сих пор ведутся споры.

Я надеюсь, что моя работа дополнит интересными фактами материал, который мы изучаем на уроках москвоведения и риторики.

Самое важное, что я хотел сказать своей работой, - это то, что не зря наши предки так бережно пронесли через века память о прошлом и сохранили свою историю в названиях московских улиц. Нам надо у них учиться.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЗВАНИЙ МОСКОВСКИХ УЛИЦ

Глядя на современные кварталы многоэтажных домов, на непрекращающийся поток машин на площадях и улицах Москвы, трудно представить себе облик нашей столицы в давние времена. Первое поселение образовалось на мысу между Москвой-рекой и впадающей в нее рекой Неглинной. Это был «мал древян град», позже Кремль, который постепенно разрастался и приобретал очертания неправильного кольца. Вот так был заложен радиально-кольцевой принцип расположения улиц Москвы (в дальнейшем образовалось второе кольцо – Китай-город, потом третье – Белый город и, наконец, – Земляной вал).

По берегам двух рек раскинулись селения, которые в начале превосходили этот град и по величине, и по богатству, и по известности: Всполье, Драчи, Пески, Глинищи, Остров, Озерки, Ржищи, Яндова, Семчинское, Воробьево, Ваганьково, Воронцово, Сущево, Хвостово, Напрудное, Михайловское на Яузе (притоке Москвы-реки) и т. д. Позже именно на их месте сформировались регулярные улицы и переулки.

Всего ученые насчитали более 70 названий объектов, расположенных вокруг Кремля (селения, монастыри и местности – Загородье, Занеглименье, Заяузье, Заречье и т. д. ), на которых впоследствии сформировались улицы, переулки, набережные, площади. Московская топонимика бережно хранит названия некоторых селений: улица Воронцово поле, улица Сущевский вал, Хвостовские переулки, Напрудный переулок, Озерковская набережная и Озерковский переулок и многие другие, о которых я буду рассказывать в своей работе.

На Руси слово улица письменно зафиксировано в древнейшем русском памятнике – «Изборнике» Святослава 1076 года. Самая древняя улица Москвы – Великая улица, название которой упоминается в летописи 1468 года. Она шла изнутри юго-восточного угла Кремля вдоль берега Москвы-реки по посаду (мимо современной гостиницы «Россия») до церкви Анны. Правда, это название может быть отнесено к именам собственным с некоторым допущением, так как оно просто характеризовало величину улицы (великая, то есть большая) по отношению к другим. Когда появились улицы более значительные, эта улица свое имя утратила.

Происхождение самого слова улица до конца не ясно, но его древняя основа по своему значению близка к следующему ряду понятий: лить, течь, вода. Правда, теперь (вот уже по крайней мере лет пятьсот), оно имеет совершенно определенное значение: «простор меж двух порядков домов» (толковый словарь В. И. Даля), по которому производится движение транспортное или пешеходное.

Надо отметить, что обычай присваивать улицам имена сложился не сразу. Это вполне естественно, так как для ориентации в городе при сравнительно небольшом размере территории и ограниченности населения вполне достаточен был адрес, состоящий из имени человека.

К XV - XVI векам в Москве сложилась уличная система. Австрийский дипломат XVI века С. Герберштейн в своих «Записках о Московии» отмечает, что Москва «имеет много улиц».

В основе формирования московской топонимики, определившей ее черты на века вперед и ее особенности, лежат три принципа:

1. Она складывалась и развивалась на протяжении нескольких веков и сохраняла верность исторической традиции.

2. Названия давались жителями, утверждались общественным мнением, были подвластны лишь народной воле, а не диктовались сверху. И только октябрьская революция изменила это правило.

3. Московские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности, являясь не искусственной схемой, а живой, естественно развивающейся системой.

Как известно, правил без исключений не бывает. Был всё же случай, когда название улицы было изменено по велению царя, и народ это принял.

Издревле возле нынешней станции метро Кропоткинская, от переулка Сивцева Вражка до Москвы-реки, там, где сейчас площадь Пречистенские Ворота и Соймоновский проезд, был глубокий овраг, прозванный Черторый. По оврагу Черторыем назывался также текущий по нему ручей. Такое название (как будто «нарыл черт»), овраг получил за причудливый, неровный характер рельефа и русла реки, за его труднопроходимость.

По Большой Чертольской улице проходила дорога в Новодевичий монастырь, где главным храмом был собор во имя иконы Пречистой Смоленской Богоматери. Путь царя в этот монастырь лежал от Кремля вдоль Москвы-реки через Чертолье, затем от Большой и Малой Чертольских улиц мимо Девичьего поля. Упоминание черта по дороге в монастырь к иконе Пречистой Богоматери было непристойно. Заметив это несоответствие, царь Алексей Михайлович, отец Петра I, повелел ее переименовать. Это был первый случай переименования улицы Москвы. Надо сказать, что переименование было чрезвычайно редким явлением, оно воспринималось исключительной формой наказания, кары, унижения. В данном случае мысль царя и обоснование переименования были понятны москвичам, и Москва переименование признала. Таким образом, Малую Чертольскую улицу переименовали в Волхонку, а Большую Чертольскую – в Пречистенку. От всего «чертова» гнезда названий до настоящего времени дошел только Чертольский переулок.

Познакомившись с исторической основой формирования радиально-кольцевой структуры улиц города, рассмотрим конкретно, как же происходило образование названий московских улиц.

НАЗВАНИЯ МОСКОВСКИХ УЛИЦ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПУНКТУ

Первая и главная роль улицы – быть проходом и проездом к какому-либо определенному пункту. Поэтому первоначальный принцип образования названий улиц заключался в указании, куда они ведут. Это и отразило наименования первых улиц, которыми стали древние дороги, шедшие от Кремля в соседние княжества, города, торговые села, к подмосковным монастырям. Одной из основных дорог удельной Москвы, была дорога к «стольному» Владимиру – Владимирская, известная с 1395 года.

Этот принцип сохранился и в современных топонимах:

- в город Тверь вела улица Тверская;

- в город Дмитров – улица Дмитровская;

- на Золотую орду – улица Ордынка;

- к «Трем прудам» - Трехпрудный переулок;

- к «Живодерке старой» (то есть к месту, куда сводили животных для продажи) – Живодерный старый переулок на Тишинке;

- к Зачатьевскому монастырю – Зачатьевские переулки.

Таким образом, когда улицы и переулки уже существовали, но еще не обрели устойчивых наименований, первоначальные формы названий имели следующий вид: «к Белому городу», «к Земляному городу», «к Красным воротам», «к Пятницкой церкви», «к Трем прудам», «к Живодерке старой». Основные улицы Москвы в течение веков не меняли своего местоположения, не меняли и «имен»: таковы Тверская, Покровка, Сретенка, Арбат.

НАЗВАНИЯ МОСКОВСКИХ УЛИЦ ПО ПРИРОДНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ МЕСТНОСТИ

Топонимы Московских улиц доносят до нас сведения о природных особенностях этих мест: о почве, растительности, горах и оврагах, пашнях и лугах, реках и озерах.

Всем известно, что Москва стоит на холмах. Недаром возникла поговорка о том, что «Москва стоит на семи холмах». Но не все знают, что цифра «семь» в диалектах и фольклоре значит «много». Гористый характер рельефа Москвы подразумевает то, что это были небольшие возвышенности, холмы, скорее, место среди болот, нежели просто высокие горы в современном значении. О московских холмах и возвышенностях говорят следующие названия: Краснохолмская набережная, Краснохолмская Нижняя улица - от топонима Красный Холм, что означает «красивый холм».

От названия Три Горы образовались улицы Трехгорный вал, Трехгорная застава, Большой, Малый и Средний Трехгорные переулки.

Лыщикова Гора – в настоящее время это крутой берег Яузы, там, где расположен Лыщиков переулок. Название, видимо, дано по фамилии Лыщиков. А в основе фамилии лежит «лыщик» - «пронырливый, бойкий человек», видимо, владелец земли и селения на ней.

Гора Крутицы - этот древний топоним сохранился в нескольких названиях современной Москвы: Крутицкие набережная, улица, 1-й – 3–й Крутицкие переулки, улица Крутицкий вал.

О низких местах Москвы говорят топонимы Вражки (вражек – старая форма слова овраг) в разных частях Москвы: современный переулок Сивцев Вражек, названный по ручью Сивец; Успенский Вражек – там, где сейчас Успенский переулок. Вообще самой холмистой и овражистой частью Москвы было Заяузье.

Топоним Балканский переулок берет свое название от слова «балкан», которое, по определению А. Н. Островского, обозначает «продол между лесом и нагорьем».

Местность между реками Неглинной и Черторыем называлась Болото, что свидетельствовало о болотистом характере почвы. Это отразилось в следующих названиях: современная Болотная набережная и площадь; Моховое болото – там, где теперь Моховая улица; Козье болото – там, где теперь Малый Козихинский переулок. Трудно сказать, почему болото называлось Козьим, но, возможно, это были пастбища для коз. На Болоте находились монастырские сады и огороды.

Местами почва в Москве была глинистой и песчаной, о чем свидетельствуют такие названия местностей, как Глинищи и Пески. Глинищи оставили свой след в топониме Малый Спасоглинищевский переулок. Название местности Пески сохранилось в названиях Николопесковского и Спасопесковского переулков.

О лесах, среди которых возникла Москва, рассказывают следующие названия:

Боровицкая площадь (слово бор здесь значит «лес, преимущественно хвойный», «высокое сухое место») и Елоховская улица (елоха – ольха).

Название Дербеневской набережной, улицы и двух Дербеневских переулков говорит о том, что когда-то здесь был густой лес – непроезжие дебри. В основе этого слова лежит слово дербень или дербина – «заросшая, запущенная пашня».

Любопытно также, что раньше существовала такая местность, как

Сосенки (там, где теперь находится Политехнический музей), что говорит о том, что на этой территории были когда-то сосновые рощи.

Современное название Старосадского переулка образовано от топонима Старые Сады. Также это отражено в названии Садового кольца.

В Москве Х1V в. зеленели поля, и современная улица Полянка действительно была полем. Дело в том, что между современными улицами Полянкой и Пятницкой в Заречье и между Полянкой и Большой Ордынкой существовала местность, которую наши предки называли Всполье, т. е. «край поля, большого безлесного пространства за городом». В ХI-ХVII вв. это был край города. Здесь проходило оборонительное кольцо Земляного вала, за которым начинались поля и леса. Название данного топонима дошло до наших дней только в одном имени: Вспольный переулок.

В названии Голутвинские переулки скрыто слово, вышедшее из употребления, - голутва, что значит «просека или вырубка в лесу». Уже в 1504 г. здесь было поселение – Голутвинская слобода. Она, возможно, возникла на такой вырубке. Названия этих переулков говорят нам о том, как осваивались земли вокруг Москвы, как развивалось земледелие в то время, когда старые поля и пашни оказались в пределах города и были застроены. Но есть и другое мнение. Ведь здесь было подворье Голутвина монастыря из Коломны. А, может, оба предположения и не противоречат друг другу. Возможно, что при выборе места для монастырского подворья сыграло роль знакомое название – Голутвинская слобода.

РЕКИ, РУЧЕЙКИ, ОЗЕРКИ

До 1389 г. в Москве существовал не только топоним Озерки, но и само узкое продолговатое озеро (типа старицы) вдоль русла Москвы-реки, память о котором сохранилось в виде названия Озерковская набережная.

Некоторые улицы носят названия речек и ручьев, некогда протекавших по городу, а теперь заключенных в трубы и спрятанных под землей. Самая известная из них – Неглинка, текущая под улицей Неглинной. А само название реки Неглинная можно связать и с характером окружающей почвы. Вероятно, река была названа Неглинной по неглинистому дну и берегам в отличие от глинистой почвы в других окрестностях. Наличие другого варианта произношения топонима, а именно Неглимна, дало основание академику В. Н. Топорову соотнести его с балтийским словом «gilme», что значит «глубокое место в реке или озере». Тогда из этого следует, что Неглинная – «река, изобилующая глубокими местами, омутами, ямами». Это вполне вероятно – ведь даже был мост через реку. Но сейчас нет уже ни реки, ни моста – остались одни названия.

Чечерский и Капельский переулки названы по речкам Чечера и Капля, протекавшими здесь и сейчас текущими в трубе под землей. Улица Волхонка названа по реке Волхона (Волкона, Волхонка), левому притоку Москвы-реки в центре города, которая, в свою очередь, получила название потому, что на ее берегах росла волкона («дикая герань»). Слово Волкона известно в русском языке с XVII в. В старинном лечебнике есть такая запись: «Волкона – вши и мухи мрут». Такие улицы, как Пресненский переулок, улица Пресненский вал, улица Красная Пресня (до 1922 г. – Большая Пресненская и ждущая возвращения своего названия) названы по реке Пресня, левый приток Москвы-реки. Река названа по пресному, сладковатому вкусу воды. Вот так, вкус воды в реке подчас определяет ее название.

Река Угреша («луговая река») дала название улице Угрешской.

По реке Сетунь (тоже притоку Москвы-реки) назван Сетуньский проезд и т. д.

Вообще, в Москве на протяжении всей ее истории было примерно 150 речек, 800 прудов, озер и болот, и каждый такой водоем имел свое имя.

НАЗВАНИЯ ЦЕРКВЕЙ В ИМЕНАХ МОСКОВСКИХ УЛИЦ

Группа городских названий, произошедших от названий храмов, самая большая, ведь храм, монастырь или церковь были самыми важными объектами в городе. Поэтому местоположение большинства улиц определяется именно названием церквей. Это было сделано людьми сознательно, исходя из жизненного опыта. Настоящим бедствием Москвы, в основном деревянной, были пожары, и поэтому каменные храмы оставались наиболее верными и долговременными ориентирами в городе.

Названия храмов и улиц, получивших от них имена, имеют несколько разновидностей:

1. В честь святых, мучеников, чудотворцев: например, улица Варварка

(XVI в. ) – в честь великомученицы Варвары. Варварка на протяжении своей истории сменила несколько названий:

* XIV в. – Всехсвятская улица, по названию церкви Всех Святых. Эта деревянная церковь была воздвигнута по повелению князя Дмитрия Донского, который возвращался со своим войском по этой улице после победы на Куликовом поле в 1380 году. Церковь была поставлена в память воинов, погибших в этом сражении. Вообще, вся улица была «усеяна» церквями.

* XV в. – Варьская улица. Как считает историк М. Н. Тихомиров, на ней находились вари, в которых варили соль, хмельные напитки.

* XVI в. – улица Варварка, названа после возведения на ней церкви Святой Варвары в 1514 году. Церковь сохранилась до наших дней.

2. В честь христианских праздников: Вознесенская улица, улицы Покровка, Воздвиженка, Рождественка, Благовещенский переулок, Успенский переулок.

3. В честь икон пресвятой Богородицы: Иверский переулок (Иверская икона Божьей Матери), Казанский переулок (Казанская икона Божьей Матери), Тихвинская улица (Тихвинская икона Божьей Матери).

4. Многие топонимы получили свои названия по монастырям:

* улица Сретенка – одна из древнейших по происхождению улиц Москвы. Название связано со Сретенским мужским монастырем, основанным в 1395 году по повелению великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Сюда москвичи принесли на руках из города Владимира икону Владимирской Пресвятой Богородицы для избавления Москвы и России от полчищ ордынского хана Темир-Аксака (Тамерлана, Тимура).

* Улица Рождественка – названа по Рождественскому женскому монастырю, основанному в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского, сына Ивана Калиты – княгиней Марией Кестутьевной.

* Улица Петровка – название дано по Высокопетровскому монастырю, основанному в селе Высоком в XIV в. во имя апостолов Петра и Павла.

Сегодня Москве возвращаются многие исторические названия улиц и переулков, данные когда-то по церквям и монастырям. Возможно, появятся и новые названия, а дадут им имена новые построенные храмы.

НАЗВАНИЯ РЕМЕСЛЕННЫХ СЛОБОД В ИМЕНАХ МОСКОВСКИХ УЛИЦ

Ремесленные слободы – это поселения людей, занимающихся каким-либо ремеслом: производством оружия, посуды, обуви, одежды, ювелирных изделий, писанием икон и т. д. Это были обособленные друг от друга поселки, попасть в которые постороннему человеку на жительство было практически невозможно. Слободами они назывались потому, что пользовались определенной свободой в уплате налогов. Слово слобода является древнерусской формой слова «свобода».

Названия многих слобод сохранились до настоящего времени, хотя сами слободы исчезли к началу ХVIII в. С помощью этих названий мы узнаем о том, какие именно ремесла были развиты в Москве. Расцвет московских ремесел приходится на XV в. , когда город был большим и многолюдным, к тому же стоял на перекрестке важных торговых путей. Не случайно Москва была окружена несколькими оборонительными «кольцами». Эти сооружения защищали слободы, торгово-ремесленную часть Москвы, население которой уже в XVI в. составляло большую часть жителей города.

Сначала рассмотрим названия ремесленников – оружейников:

1. Большая и Малая Бронные улицы получили свое название в XVIII в. в память о находившейся здесь слободе бронников. Бронники – «ремесленники, занимающиеся изготовлением воинских доспехов, кованой одежды из металлических пластин, кольчуг, колец».

2. Копьевский переулок получил свое название в 1922 г. в память о том, что в XV в.

здесь, поблизости от стены Китай-города (там, где теперь Большой театр), была слобода, где жили мастера, изготавливающие копья и другое колющее холодное оружие.

3. Большой и Малый Палашевский переулки – здесь селились мастера, изготавливающие палаши. Палаш – «холодное оружие с широким прямым клинком, поздняя разновидность меча» (Словарь русского языка XI-XVII вв. ).

4. Улица Пушечная, идущая от Б. Лубянки до ул. Неглинной. Здесь в XV в. за стеной

Китай-города, в непосредственной близости от реки Неглинной, был основан Государев Пушечный двор. В 1586 г. русским мастером-пушкарем Андреем Чеховым здесь была отлита Царь-пушка весом около 40 тонн, которая сейчас стоит в Кремле. Пушкарь – так в средневековой Москве называли людей, изготавливающих, отливающих пушки. Также в центре улицы Сретенки во второй половине XVII в. и в примыкавших к ней переулках была расположена обширная Пушкарская Слобода, населенная пушкарями.

5. К производству оружия в Москве имеют отношение и такие названия, как

Оружейный и Ружейный переулки. Ружейный переулок получил такое название потому, что когда-то здесь находилась Ружейная слобода. Здесь жили мастера, изготовлявшие деревянные подставки под ружья.

6. Лучников переулок – название свидетельствует о том, что здесь когда-то находилось поселение, слобода мастеров-лучников, изготовлявших луки, стрелы для луков.

Теперь узнаем побольше о ремесленниках мирных профессий:

1. Бараш – «шатерничий; лицо, ведавшее шатром князя, государя». А кроме того, бараш – это «ремесленник, изготовлявший шатры и шатерные принадлежности; обойщик». Видимо, эти ремесленники жили в Барашевской слободе. От названия этой слободы сохранился топоним Барашевский переулок.

2. Басман – «дворцовый казенный хлеб, на верхней корке которого басмились разные фигуры». Хлеб выпекали пекари – басманники, которые жили в своей слободе в районе современных улиц Старая и Новая Басманная, Басманный переулок и тупик. Существовало даже выражение Басманная Палата – то есть пекарня.

3. Воротник – «тот, кто охраняет городские или крепостные ворота, караульный». В настоящее время в Москве есть два переулка: Воротниковский и Нововоротниковский.

4. Гончар – «ремесленник, занимающийся изготовлением глиняной посуды, изразцов-керамической плитки с рисунком, которыми выкладывали и украшали терема, печи в домах; горшечник». Гончарная слобода, где жили гончары, находилась на территории современной Таганки. В современной Москве есть несколько топонимов, оставленных нам на память об этой слободе: Гончарная улица, Гончарная набережная, 1-й и 2-й Гончарные переулки, Гончарный проезд.

5. Котельник – специалист по изготовлению котлов разных размеров, которые шли для приготовления пищи, вываривания соли, винокурения и других нужд. Отсюда названия современных улиц: Котельническая набережная и Котельнические переулки.

6. Улица Кузнецкий мост - это название, появившееся в XVIII в. , сохраняет память о слободе кузнецов, работавших на соседнем Пушечном дворе. Слобода располагалась по обе стороны реки Неглинной, поэтому через реку построили мост. В 1817-1819 гг. река была заключена в трубу, мост был разобран, а былое существование его осталось только в названии улицы Кузнецкий мост.

7. С XVI в. в Москве была известна Таганская слобода, которая располагалась около Таганских (Яузских) ворот Земляного вала. Ее жители изготовляли таганы. Таган – «железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на открытом огне». На таганах варили и жарили пищу в русской печи, которая была в каждом московском доме и избе.

8. Звонарь – «церковный служитель, обязанный звонить в колокола по обряду, в связи с церковной службой или в каких-либо особых случаях» (толковый словарь В. И. Даля). На месте нынешнего Звонарского переулка в XV-XVII вв. находилась Звонарная слобода, в которой жили звонари кремлевских соборов.

9. Кадаш – «мастер-кадочник, бочар, обручник, бондарь» (толковый словарь В. И. Даля). В Кадашевской слободе в XV веке жили великокняжеские кадаши, которые делали кади (кадушки, бочки). Память об этих ремесленниках сохранилась в названиях Кадашевская набережная, Кадашевский тупик, 1,2,3-й Кадашевские переулки.

10. Казенный – «принадлежащий казне, правительству, государству» (толковый словарь В. И. Даля). В Казенной слободе жили люди, имевшие отношение к царскому имуществу, как считает историк П. В. Сытин. Современные московские топонимы, произошедшие от данного слова, – Большой и Малый Казенные переулки.

11. Луб – «внутренняя кора липы или других деревьев, лубяной короб, мера сыпучих и других тел». От него образовано производное Лубянка – «лубяная посуда, лукошко». Возникновение названия Лубянка связывают с новгородской улицей Лубяницей (новгородцы поселились здесь в XV в. ) или со словом псковского диалекта луб (лукошко), которое привезли сюда поселившиеся в Москве в начале XVI в. псковичи. Таким образом, можно предположить, что новгородские или псковские переселенцы «принесли» с собой географическое название и «привили» его в московской местности. На московской почве название могло измениться под влиянием традиции москвичей прибавлять к основе слова «-ка» (типа Петровка, Сретенка и т. д. ). Не исключается, однако, возможность возникновения названия непосредственно в Москве в связи с торговлей лубом (деревом) и лубяными изделиями. Теперь названия улиц Большая и Малая Лубянка, Лубянская площадь, Лубянский проезд, Лубянский сквер нам более понятны.

12. Кожевники занимались обработкой лошадиных шкур и выделкой из них тонкой, мягкой кожи, шедшей на разные изделия повседневного спроса. В районе современного Павелецкого вокзала поблизости от Москвы-реки есть улица Кожевническая. В XVI- XVII вв. , а может быть и раньше, здесь находилась Кожевная слобода или Кожевники. Жители ее назывались кожемяки. Именно такое прозвище носил один из былинных богатырей – Никита Кожемяка, прославившийся необыкновенной силой.

13. Овчинники - мастера, обрабатывающие овечьи шкуры и изготавливающие одежду из них. Их слобода находилась там, где теперь Большой и Средний Овчинниковские переулки.

14. Мясник – «тот, кто занимается убоем скота или торгует мясом» (толковый словарь В. И. Даля). Мясники селились в Москве с XVI в. , а в XVII в. сформировалась Мясницкая слобода. Название этой слободы представлено в имени улицы Мясницкой. А на месте свалки костей от разделанных мясных туш появился Костянский переулок.

15. Печатник – «тот, кто печатает книги». В начале Сретенки, около Сретенских ворот, с конца XVI в. размещалась Дворцовая печатная слобода, в которой жили мастера Печатного двора – первой московской типографии в Китай-городе. Память об этом живет в названии Печатный переулок.

16. Улицы Каретный ряд, Малый и Средний Каретный переулок тоже отражают торгово-ремесленный характер средневековой Москвы. Каретник – «тот, кто изготавливает кареты». Здесь в XVII - XVIII вв. изготовляли различные повозки и торговали ими. Улица Каретный ряд имела раньше другое название – Тележный ряд.

17. Серебряники чеканили серебряную монету в слободе, о которой напоминают нам Серебрянический переулок, Серебряный переулок, Серебряническая набережная. Серебряники также изготовляли серебряные оклады для икон, столовую посуду, украшения.

18. Старомонетный или (Старый Монетный) переулок расположен поблизости от улицы Б. Полянка. Свое название он получил в Х1Х в память о находившемся здесь Кадашевском монетном дворе, где чеканили медную монету.

19. Столешник – так в средневековой Москве называли мастеров изготовлявших скатерти (столешники) и другое столовое белье. Там, где сейчас Столешников переулок, в XVII в. находилась слобода столешников.

20. Садовник – «человек, знающий садовое дело и сам занимающийся им как ремеслом» (толковый словарь В. И. Даля). В современной Москве это слово представлено в названиях: Садовническая улица, Садовнический переулок, проезд, набережная. В XVI- XVII в. на набережной Москвы-реки на месте современной Болотной площади находился государев сад и дома садовников. Это была Нижняя Садовничья слобода. Садовники высоко ценились у московских государей. Так в духовной грамоте (завещании) князь Серпуховский Владимир Андреевич завещает их (крепостных садовников) своему сыну Ивану.

21. Толмач – «переводчик». Там, где сейчас находятся Большой, Малый и Старый

Толмачевские переулки, с XV в. была Толмацкая слобода, в которой жили русские и иноземные переводчики. Они были необходимы при торговых сделках, в ходе дипломатических переговоров.

22. Щепа – «отщепленная, отесанная, отколотая древесная мелочь» (толковый словарь В. И. Даля). В XVII в. на Государевом дровяном (щепном) дворе (местности в округе современной станции метро «Смоленская»), делались срубы для различных дворцовых зданий. Отходами из них была щепа (щепки), поленья. А названия 1-й и 2-й Николощеповские переулки появились лишь в Х1Х в. в память об этом дворе и слободе.

23. Ям – «дорожная станция, где ямщики меняли лошадей». Около них формировались слободы на окраине города, при выезде из него. Станции эти – ямы – располагались в 30-60 км друг от друга. Одна из них – Ямская слобода (современный город Ногинск) – дала несколько московских названий – Николоямская улица, набережная и переулок.

24. Слободы военных, стрельцов, в которых жили стрельцы одного полка, часто назывались по фамилиям их командиров – полковников. Таково происхождение Зубовской площади и Левшинских переулков.

25. Патриархи также имели слободы, обслуживающие патриархию: Патриаршие пруды и Патриаршие переулки находятся на месте бывших патриарших слобод.

НАЗВАНИЯ МОСКОВСКИХ УЛИЦ В ЛЕГЕНДАХ

Так как для москвича историческая основа любого названия несомненна, то в тех случаях, когда историческая опора не находилась, народ создавал легенду, ведь московское название просто не могло не иметь объяснения.

На Крымской набережной есть Бабьегородские переулки. Свое название они получили в XVII – XVIII вв. , когда велись работы по укреплению берега Москвы-реки сваями, которые вбивались при посредстве баб - тяжелых подвесных молотов. За то долгое время, что велись работы, эти «бабы» достаточно намозолили глаза окрестным жителям, местность с торчащими сваями прозвали Бабьим городом. Но позже, когда работы были закончены, «баб» разобрали и увезли, память о них сгладилась, и тогда-то возникла легенда о «Бабьем городке».

В легенде рассказывается: было это в XIV веке, подступили к Москве татары, а князя с дружиной в городе не было, одни бабы с детишками и стариками остались. Тогда поставили бабы на берегу Москвы-реки наскоро городок, закрылись в нем и стали оборону держать. Крепко бились бабы, не удалось татарам взять их городок, да еще во время вылазок побили они немало врагов, и татары отступили от Москвы. От этого будто бы и произошло название Бабьегородских переулков.

В 1809 году В. А. Жуковский написал повесть «Марьина роща» - историю из древних времен Святого Владимира о трагической любви прекрасной крестьянки Марии и пастушка – певца Услада, которых разлучил владетель тех мест жестокий витязь Рогдай, отчего Мария умерла. Хоть эта история и была выдумана, наименование Марьиной рощи было сохранено жителями.

Несмотря на ненаучность, подобные предания придают особую прелесть московским названиям, и истинный москвич, даже зная настоящее значение топонима, все же с огромным удовольствием сохраняет в памяти нехитрую выдумку.

ИНОЗЕМНЫЕ ГОСТИ В ИМЕНАХ МОСКОВСКИХ УЛИЦ

И последнее, о чем я хотел бы рассказать в своей работе, - это возникновение имен улиц, связанных с посещением Москвы иностранными гостями.

Одними из первых иноземцев в Москве были татары. Татарское поселение возникло в Кремле, на месте которого основан Чудов монастырь. Это были торговцы, ремесленники и люди, которые занимались перевозкой послов из Москвы в Золотую Орду, ремонтом повозок. Об этом говорит множество топонимов, дошедших из средневековой Москвы до наших дней: Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарские переулки (поблизости от станции метро Новокузнецкая). Здесь была многолюдная татарская слобода.

Поблизости от Кремля есть улица Балчуг. В основе этого названия татарское слово балчег – «грязь, глина». Место было так названо татарами, приезжающими в Москву торговать.

Улица Большая Ордынка тоже в основе имеет татарское слово орда (название государства – Золотая Орда). Она возникла вдоль дороги, ведущей в Орду, и к тому же здесь была слобода Ордынцы. В слободе жили люди, которые возили в Орду поклажу, обслуживали приезжающих из Орды.

Среди иностранцев было много выходцев из Западной Европы, которых в Москве называли общим словом немцы. Для москвичей они были как бы немыми – у них нельзя было понять ни одного слова, ведь они не владели русским языком. Это были преимущественно голландцы, немцы, датчане, французы, англичане. Не так давно в Москве были две Немецкие улицы и Немецкий переулок, переименованные впоследствии в улицу Бауманскую, Иноземную, в переулок Волховский. Они находились там, где раньше была Немецкая слобода, возникшая еще в XVI веке при Иване Грозном. Здесь жили иностранцы – врачи, торговцы, офицеры, ремесленники.

Поблизости от бывшей Немецкой слободы есть улица Лефортовский вал, Лефортовская площадь, набережная и переулок, связанные с именем голандца Франца Лефорта, который был верным помощником Петра 1. Сейчас москвичи весь этот район называют Лефортово.

Проживание в Москве поляков и литовцев из Литовского княжества (торговых людей - купцов) подтверждено топонимом – Старопанский переулок, так как их называли панами. Они привозили в Москву преимущественно различные сукна (объяснить!) и имели здесь свой торговый Суконный ряд. Из Москвы они увозили меха.

А Большая Грузинская улица? В начале XVIII в. в Москву, к русскому царю приехал грузинский царь Вахтанг Леванович, а вместе с ним прибыла большая свита, родственники и войско. Ему и была отведена земля в районе нынешних Грузинских улиц и зоопарка, в который я очень люблю ходить!

Среди иностранцев были и армяне. Они появились в Москве в XV в. Но только в Х1Х веке появился Армянский переулок.

Крымский проезд, Крымский тупик, набережная, площадь напоминают нам о том, что здесь находилось подворье крымских ханов (по-современному посольство), представительство Крымского ханства.

Интересно и пока до конца не выяснено происхождение знаменитой московской улицы Арбат, воспетой многими поэтами.

Название Арбат странное, не похожее на другие московские топонимы. Оно точно не русское и не славянское, а арабское или тюркское. Предположительно, дали название Арбат конечному пункту, где они останавливались перед въездом в Китай-город для торговли, крымские купцы. Но здесь не все так просто. Версий о происхождении этого слова много:

1) От арабского рабад в значении «пригород, предместье». Но в Москве были два объекта, носящие созвучные имена, но не похожие на предместья: Арбатецкая улица и Поле Малый Арбатец.

2) От арабского арба, что значит «повозка». Ведь поблизости от Арбата

(там где сейчас Музей Изобразительных искусств имени Пушкина), находилась слобода колымажных мастеров, изготовлявших повозки – арбы. Однако Арбат появился на 100-150 лет раньше, чем Колымажная слобода, где изготовлялись повозки и Колымажный двор, где их хранили и продавали. К тому же в Москве повозки никогда не называли словом арба.

3) От слова горбат, которое отражает кривую конфигурацию этого района и его неровный бугристый характер. Кривыми в XV в. были почти все улицы и переулки Москвы, которая не была еще городом в современном понимании. Поверхность же этой местности была на редкость ровной и удобной для передвижения. То есть Арбат - как бы антоним слову горбат.

4) От тюркского рибаты (рабаты), что значит «гостиница, постоялый двор на большой дороге». В Москву оно попало от мусульман, говорящих на тюркских языках, прибывающих в город с разными целями. Они останавливались в специально построенных постоялых дворах или гостиницах в разных местах Москвы. Три таких места – современный Арбат, Арбатецкая улица и бывший переулок Малый Арбатец, возможно, и сохранили память об этих событиях. Подтверждением этому является мнение М. Н. Тихомирова, который в книге «Древняя Москва» высказал мысль о том, что мусульмане, приезжавшие в город из Средней Азии, никогда не селились в Москве вместе с татарами из Крыма, а жили отдельно в «рибатах».

«С именем Иван, без имени – болван»

Имя, национальность, название улицы, на которой человек родился, государства, в котором он живет, является основой его жизни и его правом на свое место на земле. Поэтому названия улиц - отнюдь «не звук пустой». Не зря в России к названию места своего обитания всегда относились с уважением и любовью. Уважение к предкам заключалось в сохранении имен и названий, а значит, и того, что за ними стоит.

Правда народной мудрости выразилась и в остроумных пословицах: «Корова без клички – мясо», «С именем Иван, без имени – болван».

В древней Москве наверняка существовали и другие интересные названия, но людская память слабеет с течением времени, старые названия забываются, поэтому так важно не потерять их первоначальные значения, не исказить при переходе от поколения к поколению. Для этого надо чтобы названия древних поселений, профессий не выходили из нашей речи, чтобы не был утерян их первоначальный смысл.

О том, что московские названия обязательно заключают в себе что-то, связанное с местностью, москвичи знали еще задолго до того, как появился первый научный труд, специально посвященный московской топонимике, - книга архитектора, историка и археолога А. А. Мартынова «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями», вышедшая первым изданием в 1878 году.

Занимаясь подготовкой своего доклада, я понял, что восстанавливать старые названия, доискиваться до причины их возникновения, до их смысла – задача очень трудная. Непросто даже собрать и исследовать весь материал - ведь он неисчерпаем. Но в то же время я считаю эту работу важной и очень интересной.

В названиях московских улиц сокрыта история Москвы и вся наша жизнь. А человеческая память хранит только то, что ей понятно, только живые картинки прошлого. Именно это я и постарался сделать в своей работе: по-своему прошлое оживить.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)