Производство  ->  Металлургия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тайна алхимии

Алхимия. При этом слове у большинства наверняка возникает образ старика алхимика, сидящего среди нагромождения различных колб, снадобий и порошков. Что же на самом деле скрывается за этим термином?

Интересуясь историей различных наук, мы проявили интерес к истории химии, а, в частности, к такому периоду в химии, как алхимия, поскольку он окружён наибольшим количеством тайн и загадок.

Пятнадцать столетий многие поколения алхимиков с непомерным усердием закладывали самый первый камень в основание химической науки, преодолевая враждебное отношение окружающих. В само слово «алхимик» вкладывали колдовской смысл, сдобренный чем-то из области магии.

Используя специальную дополнительную литературу, мы постарались, как можно больше узнать об алхимии, о вкладе алхимии в развитие химии, разузнать про мифы и легенды этого периода.

Изучая дополнительную литературу, мы пришли к выводу, что период алхимии нельзя оценивать однозначно, мы считаем, что алхимия имеет двойственное значение в истории химии. Алхимики упрямо стремились к цели (трансмутации неблагородных металлов в золото), которая с точки зрения современной науки не может быть достигнута химическим путём. Однако алхимики дали человечеству полезные естественно - научные знания. Это, прежде всего отрицательный результат эксперимента по трансмутации неблагородных металлов в золото. На этой основе в науке был сформулирован важнейший принцип химического качества, который Д. И.

Менделеев определил следующим образом: получить из одного вещества другое – невозможно. Тем самым наука обогатилась знанием химического предельного превращения

Золотоискательское направление алхимии, считающееся в науке бесполезным и вредным, на поверку оказалось чрезвычайно полезным в истории становления науки.

Главное же, что алхимики оставили после себя, можно понять из следующего высказывания Д. И. Менделеева: «Алхимики делали множество опытов, открыли многие новые превращения ».

Если алхимики открыли много новых превращений, то надо полагать, что это было сделано на основе открытия новых многих веществ. Тогда правомерно задать вопрос: синтезом или разделением природных смесей алхимики открыли новые вещества? Очевидно, вторым способом, поскольку алхимический синтез в отсутствие знаний о составе веществ не мог осуществлять осмысленно.

Алхимия занималась разделением и очисткой веществ. Не имея строгого критерия частоты веществ, алхимики по роду своей деятельности непрестанно и остро ожидали чуда созерцания неожиданных свойств чистых веществ. Их страстное увлечение веществом граничило с магией, волшебством, поэзией, фантастикой, религией.

Алхимики выполняли тяжелую, черновую, рутинную работу по получению из нереакционноспособных смесей химически активных чистых веществ. Благодаря этому появилась возможность осуществлять быстрые превращения и изучать их при многократном повторении.

В конце средневековья поток химической информации захлестнул Европу. Это свидетельствует не о том, что алхимиков сменили более умелые и сообразительные.

Кончилась страшная рутина по накоплению чистых веществ – исторически первого предмета химии.

Главная особенность фундаментального вклада алхимии в науку заключается в искусственном создании не существующего в готовом виде предмета химии в отличие от предметов физики, биологии, географии и т. д. Первый предмет химии, созданный алхимией, оказался в полном смысле рукотворным. Могут ли при этом возникать сомнения по поводу роли алхимии. В этом и состоит величайший подвиг алхимии.

Конечно, в нашей статье мы рассмотрели далеко не все особенности этого загадочного и интересного периода в и истории химии. Ясно одно, алхимия внесла огромный вклад в развитие науки. Следует воздать должное алхимикам за те усилия, которые они вложили в дело становления химии. Даже если взгляды алхимиков о составе веществ и сути химических превращений были наивными и ошибочными, современная наука не могла бы возникнуть без экспериментального базиса, построенного этими энтузиастами опытного исследования. Они были вдохновлены верой в магическую силу материальных операций с веществом, сулящих им возможность получения неограниченной власти над природой.

Вклад алхимиков в науку, будучи чисто практическим, оказался равным по значению всем современным и будущим химическим теориям. Речь идёт о рукотворном создании исторически первого предмета химической науки – чистых веществ.

Кто знает, если бы не период алхимии, каков был бы уровень развития современной химии. И мы полагаем, что алхимия – это один из главных этапов в процессе прогрессивного развития общества.

Надеемся, что наша работа будет интересна тем кто, когда - либо изучал химию, поможет расширить знания об истории этой древней науки.

Величайший подвиг алхимиков

История алхимии

Алхимия процветала с самых ранних времён и как доказательство тому служит то, что ещё в XV веке до н. э. В Египте, Месопотамии, Китае древние ремесленники получали ртуть из киновари. По-видимому, образование её прямым соединением серы с ртутью им было известно.

Золотой век алхимии начался с завоеваний арабов в Азии и Африке, около времён уничтожения Александрийской библиотеки. В VII – XII вв. в странах

Ближнего Востока (Месопотамия, Сирия) – в городах Дамаске, Багдаде, Кардове – возникли научные центры, в которых работали многие арабские алхимики.

Легковерные саранци, знакомые с баснями о талисманах и небесных влияниях, горячо верили чудесам алхимии. При великолепных дворах Альмандора и Гарун–аль–

Рашида профессора герметической науки нашли покровительство, учеников и вознаграждение. Всё – таки от вышеназваннного периода до одиннадцатого столетия единственный известный алхимик – аравиец Гербер, собственное имя которого

Джабир– ибн–Хайан. Его попытки превратить неблагородные металлы в золото повели к разным открытиям в химии и медицине. Так же Гербер разработал, на основе

Аристотелевского учения серно ртутную «теорию» происхождения металлов.

Крестоносцы привезли алхимию в Европу. Идея о существовании первичной материи, способность приобретать определённые качества в отдельных началах, стихиях и изменять эти качества в процессе превращения одного начала в другое, приобрела у Европейских алхимиков иной смысл. Абстрактные Аристотелевские начала – стихии, они постепенно заменяются «принципами» (сера и ртуть), несущими в себе определенный элемент вещественных начал.

Европейские алхимики производя манипуляции с веществами, с целью получения квинтэсенции, непроизвольно начали изучать зависимость свойств веществ от их состава. В известной мере именно они за многие столетия подготовили «материально – техническую» базу для последующих исследований в области химии.

Главные практические вклады алхимии приходятся на 8-12 вв. в арабском мире и на 12-14 вв. в Европе. Получены серная, соляная и азотная кислоты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской – лаборатории – стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны различные операции с веществами, такие как: дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание, до постоянного веса. Расширен ассортимент веществ используемых в лабораторной практике: нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьма. Разработаны классификации веществ. Впервые описано взаимодействие кислоты и щёлочи. Открыта сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох и фарфор. Бонавентура (13 в. ), установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате А. Бэкона «Зеркало алхимии» можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометричности состояний и принципу постоянства состава. Ему не принадлежит систематизированное описание свойств семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного свойства алхимия должна разделить с химическим ремеслом.

Алхимики, хотя химия очень обязана им и хотя в своих разысканиях они наткнулись на много драгоценных открытий, вели вообще печальную и неприятную жизнь, и многие из них умерли в совершенной бедности, если не подверглись худшей участи.

Известные имена в алхимии

В алхимии было много известных имён, но нам хотелось бы остановится на двух – Марии - Еврейке (иначе Марии Контской) и легендарной египетской царице Клеопатре

Когда и где жила Мария – Еврейка, своеобразная тайна за семью печатями. Не сохранилось ни одного её сочинения. Между тем Зосима. , ссылается на неё как на авторитет в древней алхимии. Поэтому, очевидно, она жила до или в начале первого столетия нашей эры. Более поздние авторы – алхимики, желая возвысить её авторитет идентифицировали её с Мириам, сестрой Моисея. Несомненно, Мария – Еврейка – реальное историческое лицо. Её труды были хорошо известны алхимикам того времени. Зосима в своих трудах постоянно цитирует её сочинения.

Мария была весьма искусным алхимиком. Говоря современным языком, её вполне можно назвать экспериментатором, даже изобретателем. Считается, что именно она в своих исследованиях впервые использовала различные типы печей, устройства для нагревания и дистилляции. Согласно утверждениям Зосимы, она изобрела керотакис, известный также, как «печь Марии». Так же Мария – Еврейка, вероятно, сконструировала совершенный аппарат для дистилляции жидкостей называемый «трибикос».

Теперь рассмотрим другую выдающуюся личность в алхимии – Клеопатру.

Хотелось бы сказать, что утверждение о том, что царица Клеопатра действительно занималась алхимией довольно противоречиво. Конечно же, Клеопатра вошла в историю как весьма образованная женщина. Ей под силу было писать трактаты на различные темы. И все же серьёзных доказательств, что именно царица Клеопатра – автор алхимических трудов, нет. Может быть, царица Клеопатра и алхимик Клеопатра не одно и тоже лицо.

Алхимик Клеопатра жила в эпоху, близкую к началу христианской эры. Она могла быть современницей Марии – Еврейки. Её имя и её философский подход к осмыслению мира позволяют заключить, что она жила в Египте. Её работы известны только благодаря описаниям других авторов. Заметный вклад, внесённый Клеопатрой в химию, – это трактат о весах и измерениях.

Из сохранившихся фрагментов трактата видно, что она вводит обозначение весов и единиц, сопоставляя последние с единицами, применяемые в соседних с

Египтом странах. Надо полагать, подобные символы фигурировали на указах царицы

Клеопатры. А может быть, просто древние авторы использовали имя Клеопатры, как имена других известных личностей, чтобы придать своим опусам заведомо больший авторитет.

Единство всего сущего во Вселенной – главная тема всей мистической работы

Клеопатры. В её понимании едины и смерть, и воскрешение (оживление) с помощью заклянённой воды. О чём здесь идёт речь? Точно сказать невозможно. Может быть, иносказательным образом описывается человеческое возрождение на более высоком уровне? Или же просто рассказывается об актуальном для того времени металлургическом процессе получения самого «совершенного металла» (через по– чернение, последующее пожелтение и затем отбеливание).

Клеопатра подчеркивала идею единства различными примерами. Самый необычный – единство душ жениха и невесты. Клеопатра благоговела перед жизнью, т. к. считала, что именно единение красоты природы и красоты рукотворной и составляет смысл всякого бытия.

Что дала алхимия современной науке

Вероятно, каждый современный человек знает, что алхимия ставила своей целью получение золота из неблагородных металлов – железа, меди, свинца и др.

Пытаясь решить свою основную задачу, алхимики поводили множество опытов и тем самым накопили множество знаний о свойствах веществ. Эти знания оказались достаточно ценными, независимо от основной поставленной цели. Они изучали многие свойства известных в то время металлов – золота, серебра, олова, свинца, меди, железа и ртути. Во второй половине VIII в. н. э. алхимики уже освоили такие чисто химически процедуры, как растворение солей, фильтрация растворов, кристаллизация из растворов, перегонка жидкостей при нагревании и многие другие.

Множество опытов проводилось с самородной серой. Были получены сульфиды всех доступных металлов и описаны их свойства.

Заложив основу всей последующей экспериментальной химии, алхимия внесла ещё один неоценимый вклад в развитие всего естествознания. Речь идёт о методах научного мышления. Неожиданно, не так ли? Казалось бы, знания алхимиков были достаточно скромные, а их представления о строении вещества достаточно наивные.

Однако именно научное мышление роднит древних и современных ученых. В этом некоторые учёные древности, безусловно, не уступали нынешним исследователям, поэтому не стоит сравнивать или противопоставлять. Просто современные учёные используют в определённый момент те же самые методы, которые были освоены и хорошо разработаны предшественниками.

Таким образом, алхимия – это одно из важнейших звеньев в химии и можно с уверенностью сказать, что алхимия внесла огромный вклад в развитие этой науки.

Философский камень

Процессы изготовления золота средневековыми алхимиками описаны в литературе весьма неполно и приблизительно. Попытки раскрыть методику, которую они с этой целью применяли, делались неоднократно, однако до сих пор нет ни одного объяснения, которое быть экспериментально проверено.

Идея превращать в золото неблагородные металлы зародилась скорей всего в те времена, когда развитие торговых отношений потребовало введения золотых денег.

Возможность изготовлять золото сулила богатство и власть

Итак, начались бесконечные опыты, сопровождавшиеся, как это было принято в то время, заклинаниями, различными мистическими ритуалами. Постоянно появлялись слухи о том, что кому–то это удалось. В разгар поисков возникло твёрдое убеждение, что для превращения металлов в золото необходимо участие особого вещества, называемого «философским камнем».

Некоторые алхимики сообщали, что владеют секретом его изготовления, но хранят рецепт в тайне; другие же описывали рецепт его приготовления, но достаточно туманно.

Ещё существовали версии, исходя из литературных источников, что алхимики не изготовляли, а искали философский камень. Найдя, они расходовали его на получение золота, и когда он кончался, дело алхимика было плохо. Можно предположить, что философский камень представлял собой некое природное образование, минерал – вероятно, очень экзотический, например внеземного происхождения. Возможно, лежит (или лежал) где–то на Земле такой минерал – может быть, метеорит. Найти его конечно не просто, но уж если найдёшь, то можно изготовить некоторое (небольшое) количество золота.

Выходит, что миф о «философском камне» довольно противоречив и однозначного ответа, сказка это или быль, на сегодняшний день нет.

Обманы, связанные с философским камнем

Философский камень открывает в химии широкое поле для обмана. Обещание огромных богатств, которые можно получить при его посредстве, поражают воображение людей. Ведь всегда веришь в то, чего сильно желаешь

Главное, к чему стремятся эти жулики, – это показать людям, как на их глазах взятое для опыта минеральное вещество превращается в драгоценный металл. Для этого они используют тигли или капели. , на дно которых кладут немного золотой или серебряной извести. , а сверху покрывают их массой, состоящей из смеси порошка истолчённых улей с клеем либо воском. Эта масса застывает и выглядит до поры до времени как настоящее дно тигля или капели.

В других случаях они в куске угля делают углубление, засыпают туда золотой или серебряный порошок и заливают его воском. Или берут деревянную палочку, выдалбливают с одного конца; в углубление засыпают золотые или серебряные опилки, а потом закрывают отверстие опилками того же дерева Когда начинают помешивать такой палочкой расплавленное вещество, она загорается, опилки высыпаются и спрятанный внутри драгоценный металл попадает в тигель.

С целью обмана нетрудно примешать драгоценные металлы к свинцовой, сурьмяной или ртутной извести. В свинец совсем нетрудно спрятать золотые или серебряные зёрна или даже небольшие слитки. Иногда для этого золото они предварительно осветляют ртутью и выдают его за олово или серебро. А потом получают золото якобы в результате превращения.

Некоторые «Философы» вещают свои обманы с помощью гвоздей, на половину золотых либо серебряных. Людям внушают, что совершается «превращение», когда железный гвоздь окунают в некую таинственную тинктуру. Выглядит всё довольно заманчиво Однако на деле это не более чем фокус. Все эти гвозди, которые так похожи на железные, на самом деле состоят из двух частей, правда, очень аккуратно спаянных и покрытых краской под цвет железа. Только эта краска и исчезает в таинственном растворе.

Таки образом, с помощью этих или подобных им хитростей было обмануто множество людей.

Вероятно, все пресловутые россказни о превращении металлов в золото или серебро воздействием на них порошка или философского эликсира – не что иное, как результат нескольких таких мошенничеств, тем более, что эти мнимые философы исчезают, показав один или два опыта. Возможно также, что способы приготовления их порошка или тинктуры, удавшиеся в нескольких случаях, переставали давать результаты, потому что были израсходованы либо сосуды с золотом, запрятанным в них тайком, либо вещества содержащие золото.

Может вызвать уважение бескорыстие этих мнимых философов, проявляющееся в их отказе от доходов и почестей, которые могли бы принести трас мутации. Но это ложное бескорыстие – один из самых больших обманов, так как оно помогает им распространять и поддерживать мнение о возможности получения философского камня и создаёт условия для ещё более ловких проделок, а так же для возмещения различных расходов и избытков.

Джабир ибн Хайян (Гебер) о происхождении металлов

от сухого испарения в недрах земли сначала образуется сера, а от влажного испарения – ртуть, а затем уже от соединения серы («отца металлов») с ртутью («матерью металлов») получаются различные металлы. Сера – однородное вещество очень крепкое по составу. Ее материя жирна, однако отделить ее масло простой перегонкой невозможно. При накаливании сера как бы исчезает. Она летуча, как дух. Если металл прокалить с серой, он сильно увеличится в весе. Все металлы могут вступать в соединения с серой: все- но только не золото! Сера – черное тело и не в силах обратить ртуть ни в золото, ни в серебро, на чем иногда настаивают иные философы.

Краткие сведения о Зосиме

Зосима – древнегреческий ученый, живший на рубеже III – IV вв н. э. в Александрии (город Акхмим). Один из основателей алхимии. Автор 28 томов книг, которые считают энциклопедией алхимии.

Английский историк химии Э. Холмъярд характеризует сочинение Зосимы как «сбивающий с толку хаос египетской магии, греческой философии, гностицизма, неоплатонизма, вавилонской астрологии, языческой мифологии вместе с загадочным, иносказательным языком, что делает понимание алхимической литературы столь трудным и неопределенным»

В своих книгах Зосима рассказывает, как делать золото и серебро из других металлов, об испарении «божественной воды», о «предвидениях Зосимы».

Практические сведения Зосимы содержаться в трактате «Об инструментах и печах».

Керотакис

Древние ремесленники использовали устройство для хранения теплых красок и горячего воска – керотакис.

Мария – Еврейка изобрела печь для нагревания и дистилляции, которая получила название керотакис.

Керотакис древних ремесленников Керотакис Марии- Еврейки

Трибикос

Из сочинений Зосимы: «Я опишу вам «трибикос». Аппарат, который известен под этим названием, сконструирован из меди и описан Марией –Еврейкой. Описание его конструкции свидетельствует о том, что Мария –Еврейка владела ремеслом и искусством создания алхимической аппаратуры. Мария говорит:» Сделай три трубки из мягкой меди. И пусть эти трубки будут тоньше той, которая идет на изготовление сковороды для печенья. Длина трубок должна быть около полутора локтей (45 см + 45/2 см). Сделай также широкую трубу шириной с ладонь и отверстием, соответствующим перегонному шлему. У трех тонких трубок должны быть отверстия, к которым присоединяется шейка легких сборников, надеваемых на трубки словно на иглы. Они располагаются как большой и два последующих пальца одной руки. В нижней части перегонного шлема имеются три отверстия, к которым присоединяются трубки. Когда конструкцию соединяют, они просто закрепляются. Через трубку, оказавшуюся выше других, поступает по мере накопления пар. Затем перегонный шлем надевают на глиняный сосуд, содержащий серу, и соединение промазывают жидким мучным тестом, надевая на концы трубок стеклянные сосуды, достаточно большие и прочные, чтобы они не лопнули от очень горячей воды, попадающей в них при перегонке».

Трибикос

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)