Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тайны топонимики Старого Оскола

<<Красно дерево плодами, а человек делами>>. Так гласит народная мудрость. В нашем славном городе Старом Осколе много людей, которыми по праву гордится оскольская земля. Целью нашего исследования является знакомство с топонимикой Старого Оскола и биографиями выдающихся людей, чьи имена увековечены в названиях улиц города.

Главной задачей нашего исследования было выяснить, какой смысл вкладывается в такое понятие, как слобода и какими были люди, чьи имена увековечены в названиях улиц нашего города.

Предметом нашего исследования являются улицы и слободы города Старый Оскол. Объектом исследования является связь названий улиц и биографий выдающихся людей города.

Актуальность этой темы видится в том, что современная молодёжь должна знать, кем гордится город и быть настоящими патриотами своего Отечества.

При работе над статьей мы применяли историко-хронологический метод, изучали архивные данные в музее, а так же пользовались книгами Никулова А. П. <<Оскольский край>>, Белых Николая Никифоровича <<Частичка Родины>>. Для оформления иллюстративных материалов использовали информационные технологии.

В настоящее время в Старом Осколе проживает 225,6 тыс. жителей. Это крупный, динамично развивающийся промышленный и культурный центр Белгородской области.

Но мы наше исследование начнём с небольшого исторического экскурса в прошлое, в век шестнадцатый. Город Оскол был основан в 1593 году как один из южных форпостов Русского государства, служивший для защиты от набегов чужеземцев. Первая крепость в этих местах, Усть-Ублинский острог, была поставлена русскими в 1572 году на Муравском шляхе, по которому крымцы ходили к Москве. Построенный на реке Оскол, которая впервые упоминается в летописях в связи с походом князя Игоря на половцев в 1185 году, город в разные годы входил в состав Киевской, а затем Курской губерний.

Вероятно, и тогда люди пытались объяснить происхождение названия реки, но до сих пор оно так и осталось загадкой. Существует версия, что это слово связано со старославянским словом "оскол" - осколок, обломок, скала и диалектного "оскалять", что значит обнажать. Ландшафтные особенности края - изрезанная оврагами и баками местность, оголенные меловые холмы по берегам реки укрепили мнение краеведов в этом.

Наука уже доказала, что реки Оскол, Псёл, Северный Донец, Ока, Ворскла имеют ледниковое происхождение и берут своё начало на просторах водораздельной возвышенности от Ельца до Белгорода.

Люди конца ледникового периода, живя вблизи кромки льда, не затронувшего наш край, безусловно, заметили, что огромные массы воды из-под ледника в районе современного Ельца дробились потом (раскалывались) водораздельной возвышенностью, как огромной гребёнкой, на целый ряд речек и рек различного направления.

Под впечатлением этого факта и при наличии у человека опыта скалывания более тонких пластин от большого камня для изготовления каменных орудий, первобытные люди могли рассматривать дробление могучего водного потока на ряд более мелких потоков - рек в качестве результата работы какого-то неведомого существа, "раскалывающего" воду на части, как человек раскалывал на части камни.

Отсюда и могло зародиться в сознании людей и передаться потомству понятие "Оскол" (Осколок), присвоенное потом в качестве наименования одной из рек ледникового происхождения.

Четыреста лет назад в городе проживало около 1,5 тысячи человек. Это был город стрельцов, казаков, пушкарей, солдат и торговых людей. В XVII веке его неоднократно штурмовали татары, в 1617 году город был почти полностью разрушен литовцами, но вновь перестраивался. Оскольская крепость быстро обросла слободами, названия которых остались в памяти местных жителей - Ямская, Стрелецкая, Пушкарская, Ламская, Ездоцкая, Казацкая, Троицкая.

История появления этих названий достойна внимания.

Ездоцкая слобода. Название Ездочной или Ездоцкой слободы происходит от станичных ездоков, поселившихся в 1616/17 гг. в пределах крепости на <<Сведенской поляне>> в районе храма Пророка Ильи (который сохранился до настоящего времени). После завершения в крае станичной службы, ездоки слободы перешли в категории копейщиков, рейтар, солдат, а впоследствии в разряд однодворцев, государственных крестьян, сохраняя при этом свои земельные владения и передавая их из поколения в поколение.

Казацкая слобода. Казаки - категория служилых людей, выполнявших довольно широкий спектр государевой службы: сторожевая, посольская, караульная, передача срочных сообщений, сопровождение грузов и др. Казаки получили землю в северо-западном пригороде, куда и переселились после разорения города в 1616/17 гг. К концу столетия категория воинской казачьей службы была прекращена и большинство из них перешли в разряд государственных крестьян и ремесленников. С начала 17 столетия в Казацкой слободе стал развиваться гончарный промысел, который сохранялся здесь до середины XX столетия.

Стрелецкая слобода. Название свое слобода получила по роду службы категории оскольских воинов - стрельцов. Основная воинская обязанность стрельцов - несение городской караульной службы, оборона города в случае нападения противника. Наделялись стрельцы землей в юго-восточном пригороде <<за рекою за Большим Осколом к Ровенскому лесу>>.

Пушкарская слобода (Пушкарка). Рядом со слободой стрельцов в Большом остроге располагались дворы пушкарей в затинщиков. Данная категория служилых людей по прибору обслуживала крепостную артиллерию. Пушкари получили земельные наделы на востоке от города об межу со стрельцами и Елецкой дорогой <<за рекой Осколом к Ровенскому лесу и к речке Убли до ублинского мосту прямо к Ровенскому бояраку>>.

Ямская слобода. Основана слобода в 1600 году. Ямщики, как оскольский служилый люд, заключали с правительством договор на длительный срок по перевозке государственных грузов и почты, имея все необходимое для <<гоньбы>> - лошадей, подводы, упряжь. Располагались дворы <<ямских охотников>> за протоком речки Осколец у южной окраины города.

Слобода Ламская. Первое упоминание о слободе встречается в архивных документах за 1636 год. Происхождение названия связано с древнеславянским понятием <<лам>>, что означало низкое место, пойменный дут. На этом месте находились земли городских священников и других категорий служилых людей.

Слобода Гумны. Впервые упоминается в архивных материалах за 1720 год. В районе современного микрорайона <<Приборостроитель>>, при дороге у моста через речку Осколец с давних времен располагались хозяйственные и торговые сооружения, в частности городские общественные бани. В том же районе были организованы места ссыпки хлеба - <<гумно>>, что и определило название слободы.

В старооскольской экономике XIX века господствовали традиционные промыслы. Были известны местные мастера по изготовлению повозок, кожевники и табачники.

Застраивался Старый Оскол строго по плану от 16 января 1784 г. , утверждённому Екатериной II. Большинство из 30 кварталов города Старый Оскол представляли собой прямоугольники, за исключением примыкающих к обрывистым склонам, конфигурация которых зависела от рельефа местности. Дома города Старый Оскол строились фасадом на внешнюю сторону квартала, а хозяйственные постройки располагались в основном в глубине дворового места. В середине кварталов небольшие участки земли были заняты под сады и огороды.

Есть в Старом Осколе такое интересное топонимическое явление, как слободы. Совершим небольшой исторический экскурс.

В старинные времена слободой на Руси называли поселение, жители которого временно освобождалось от государственных повинностей. Потом так стали называть села с некрепостным населением, городские районы с местным самоуправлением. Во всех случаях название "слобода" было связано со словом "свобода". Потом уже понятие слободы расширилось, так стали называть просто пригородные поселки без особых привилегий в плане свободы. Но, странным образом, заложенный в это слово первоначальный смысл отразился на слободской жизни уже в ХХ веке.

Пригородные слободы Старого Оскола: Стрелецкая, Ямская, Казацкая, Ездоцкая, Ламская, село Гумны - все они благодаря своему промежуточному статусу "ни город, ни деревня" оказались мало затронутыми социальными экспериментами и катаклизмами середины века. Возьмем коллективизацию. В те годы в Стрелецкой, конечно, был организован колхоз "Большевик", в который еще входили близлежащие деревни Каменьки и Анпиловка и село Незнамово. Память об этом колхозе сохранилась в названиях слободских улиц - Колхозная, Большевистская. Но если в деревнях у коллективизаторов было поле для деятельности - объединять хозяйства единоличников, ликвидировать кулачество, то со слободских-то что возьмешь? Они, слободские, образ жизни вели сельский, а работали-то в городе - кто на станции, кто на фабриках.

Или, скажем, такой факт - при организации колхозов крупный рогатый скот обобществлялся, а кое-где, в порядке "перегибов на местах", в колхоз забирали даже мелкий скот и птицу. А в Стрелецкой, как и в других слободах, большинство хозяйств как держали коров - так и продолжали их держать, не говоря уже о кабанчиках, козах, курах да индюках. С выпасом и заготовкой сена тоже особых проблем не было. Это за покос на колхозных землях можно было запросто в цугундер загреметь, а заливные луга в пойме Оскола к колхозу почему-то не отошли, и их для этих целей пользовали слободские жители. Те, кто держал коров, в складчину нанимали пастуха, да еще по очереди его кормили. Наличие скотины помогло пережить голод в начале 30-х, потом войну и голодные 1946-47 годы. После войны грянула другая напасть: запретили держать скот в городах. Но слободские поселения - они городом-то не считались. И тут пронесло. А когда слободы все же присоединили к городу - уже наступили совсем другие времена, нравы смягчились, и суровость российских порядков снова стала компенсироваться их тотальным несоблюдением.

Нетронутость слободского уклада жизни проявилась не только в хозяйственном, но и в духовном плане. В городе в 20-е - 30-е годы были уничтожены все 6 действовавших церквей: Соборная Рождественская и Николаевская на Нижней площади, Успенская на углу улиц Курской и Успенской (Ленина и Октябрьской), Благовещенская на углу Курской и Панской (Революционной), Гурьевская на городском кладбище, Покровская на углу улиц Белгородской и Космодамианской (ныне Комсомольская и Коммунистическая). Церкви были не закрыты, не отданы под клубы или хотя бы склады, а именно разрушены. Закрыто или уничтожено было подавляющее число сельских церквей. В слободах же не уничтожили ни одного храма! В Стрелецкой действовала Троицкая церковь, в Ездоцкой - Ильинская, в Ямской - Воздвиженская, в Казацкой - Вознесенская. В селе Гумны храм Александра Невского закрыли в 30-е годы, но сразу после войны открыли снова. Были, конечно, и потери: часовенку возле Стрелецкой церкви отобрали под колхозные нужды, с Ямской церкви сняли колокола, но сами церкви - не тронули! Видимо, у оголтелых устроителей "новой жизни" в их богоборческом угаре не дошли руки до слободских церквей: городские "воинствующие безбожники" рушили церкви в городе, районные - в селах, а слободы - что слободы, ни село, ни город.

Вот и получилось, что после присоединения к городу пяти слобод и села Гумны, в Старом Осколе оказалось пять действующих церквей! Это в 1954 году, когда разворачивалась новая волна гонений на церковь. Под эту кампанию прикрыли храм Вознесения в слободе Казацкой, опять же, не разрушая его. Но четыре действующих церкви оставили. Многие города и размером побольше, и историей побогаче - и то не все могли похвастаться хотя бы одной действующей церковью, а тут - целых четыре!

В настоящее время существует условное внутреннее деление Старого Оскола на "Новый город", " Ленина" и "Микрорайон". "Ленина" - это старая часть города. Топоним "Новый город" (северо-восточная часть города) появился в середине 70-х, когда началась застройка микрорайона Жукова. А вот название "Микрорайон" появилось в середине 60-х, когда за Гумнами были построены дома № 3, 4-5 и 27 микрорайона "Горняк", и это место так официально и называлось - Микрорайон. И это обобщенное название укоренилось за всем жилым массивом на юго-западе города.

Изучая топонимику города, мы в первую очередь обратили внимание на улицы, названные именами почётных граждан Старого Оскола.

Улица Абельдяева

Абельдяев, Василий Семенович - полковник медицинской службы. Родился в 1902 г. Во время Великой Отечественной войны глава эвакогоспиталя № 1926. Эвакогоспиталь был сформирован в первые дни войны, прошёл свой путь по многим фронтам. Инициатор создания областной туберкулезной больницы. Военврач 3 ранга, заслуженный врач РСФСР. Награжден орденом Ленина. Умер в 1988 г. Почётный гражданин Старого Оскола.

Решением исполкома № 242 от 20 апреля 1990 г. одна из улиц носит имя Абельдяева.

Улица Наседкина

Наседкин, Филипп Иванович (1909 - 1990) - писатель, член Союза писателей СССР. Его именем названа улица в юго-западной части города Старый Оскол.

Родился Филипп Иванович в селе Знаменка Старооскольского уезда Курской губернии. В годы Великой Отечественной войны Наседкин работал комиссаром Главвсеобуча СССР. В это время тяжело заболел и потерял зрение. Будучи незрячим, написал 16 повестей и романов. Начал печататься в 1931 (рассказ <<Набат>> в журнале <<Подъём>>,Воронеж). Произведения писателя посвящены подвигам комсомольцев в годы Гражданской войны, трудовым будням молодёжи.

За создание романа <<Великие голодранцы>> писатель был награждён премией Ленинского комсомола. Поставленный по роману спектакль ставился на многих театральных сценах страны. Два романа писателя - <<Великие голодранцы>> и <<Красный чернозём>> - были экранизированы.

4 декабря 1987 года Наседкину было присвоено звание <<Почетный гражданин города Старый Оскол и Старооскольского района>>.

Решением исполкома № 615 от 1 декабря 1978 г. одна из улиц носит имя Наседкина.

Улица Токарева

Токарев Моисей Степанович (1913 - 1943) - гвардии майор. Участник советско-финской войны. Лётчик-истребитель Моисей Токарев совершил более двухсот боевых вылетов, провёл сорок один воздушный бой, в которых лично сбил шестнадцать вражеских самолётов и два - в группе (по другим данным его общее число побед составляет двадцать два самолёта противника). Герой Советского Союза (1942). 8 июля 1943 года в районе города Старого Оскола Белгородской области сбил в неравном бою четыре вражеских самолета, но и сам героически погиб. Похоронен в городе Старый Оскол в братской могиле №1. Его именем названы улица в городе Донецке, улица и школа № 2 в городе Старый Оскол.

Решением исполкома № 222 от 5 мая 1965 года одна из улиц названа именем Героя Советского Союза Токарева.

Улица Черняховского

Черняховский Иван Данилович (1906-1945) - генерал армии, дважды герой Советского Союза. Принимал активное участие в обороне г. Воронеж, командуя 18 танковым корпусом, затем приказом Верховного Главнокомандующего был назначен командующим 60-й армией. Несмотря на огромную занятость, Черняховский находил время для того, чтобы встречаться и с командирами разных рангов, и с бойцами. Он знал, как много значит для них слово командарма. В начале декабря 1942 года было созвано совещание армейских снайперов. Его открыл Черняховский.

Командарм знал многих из отличившихся в боях, и поэтому его речь была конкретна. Он назвал знаменитых снайперов, таких, как Абдулов, Беляев, Климов, уничтоживших свыше сотни гитлеровцев каждый. Черняховский сообщил, что снайперы 60-й армии в общей сложности выбили из строя так много гитлеровцев, что из них можно было бы собрать без малого дивизию. Командарм призвал снайперов беспощадно истреблять фашистов. Снайперы 60-й надолго запомнили встречу со своим командармом.

В ходе Восточно-Прусской операции в 1945 году Черняховский был смертельно ранен. Его именем назван город Черняховск в Калининградской области.

Улица Бежко

1943 год стал решающим годом наших побед. В феврале победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистским войскам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны. Полной победой наших войск закончилась историческая битва на Курской дуге.

Старый Оскол был освобождён частями 107-й стрелковой дивизии полковника П. М. Бежко. Произошло это 5 февраля 1943 года, когда главные силы 40-й армии в составе Воронежского фронта осуществляли уже следующую наступательную операцию на харьковском направлении.

Маршал Советского Союза М. В. Захаров, бывший начальник штаба Степного фронта, в своих воспоминаниях пишет:

<<Для нас, участников боев за Харьков, на всю жизнь останется памятной ночь с 22 на 23 августа 1943 года. Огромные массы войск были сосредоточены на сравнительно небольшой территории, прилегающей к Харькову. Воины нашего фронта прекрасно понимали, что начинается решающий этап победоносного наступления на харьковском направлении - штурм города>>.

В боях на улицах Харькова участвовали соединения 53-й, 69-й и 7-й гвардейской армий. С запада в город ворвались 89-я гвардейская Белгородская (командир генерал-майор М. П. Серюгин) и 107-я стрелковая (командир полковник П. М. Бежко) дивизии 53-й армии.

23 августа 1943 г. Харьков навсегда был возвращен советскому народу. Отмечая это выдающееся событие, Москва салютовала освободившим город войскам 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Улица Пашкова

Пашков Иван Захарович (1897-19810) - участник трёх войн. Имеет 11 правительственных наград. В декабре 1942 года Пашкову И. З. было присвоено звание генерал-майора.

Родился в 1897 году в селе Каплино Старооскольского района. В послевоенные годы генерал-майор командовал прославленной гвардейской Краснознамённого ордена Суворова стрелковой дивизией, затем стрелковым корпусом.

Решением исполкома № 242 от 20 апреля 1990 г. улица имени генерала Пашкова переименована в улицу Пашкова.

Улица Мартыновой

Огромный ущерб причинила война краю и городу Старый Оскол. В сельском хозяйстве из-за отсутствия техники и живой тягловой силы иногда приходилось пахать на коровах, нередко поля обрабатывались вручную. Но 1947 год был высокоурожайным, когда удалось собрать зерновые от 15 до 22 центнеров с гектара. В некоторых колхозах собрали рекордные урожаи. К примеру, звено П. В. Мартыновой колхоза "Новый мир" получило 32,9 центнера пшеницы с гектара (2 января 1948 года П. В. Мартыновой присвоено звание Героя Социалистического труда).

Улица Прядченко

Прядченко Григорий Кононович родился в селе Орлик бывшего Старооскольского уезда 9 мая 1895 года. Юноша с отличием окончил 4 класса и учителя советовали ему, поступить в реальное училище. Но для учёбы были нужны немалые деньги, а их у семьи Прядченко не было. Поэтому четырнадцатилетний Григорий пошёл работать на сапожную фабрику.

В 1918 году он был избран председателем уездного исполнительного комитета. Прядченко способствовал открытию новых школ (в Знаменке - сельскохозяйственной, в Орлике - средней), поддерживал посадки парков, садов, лесных угодий. Лично участвуя в посадке урочища <<Солодкий Яр>> близ родного Орлика, он начертил в его центре, гигантскую пятиконечную звезду и разместил на ней саженцы сосны. Свыше 90 лет прошло с тех пор. И если подняться на самолёте, то может быть, зелёная звезда ещё предстанет удивлённому взгляду и невольно напомнит о своём создателе.

С 1923 года Прядченко занимал высокие партийные должности. На всех постах, по свидетельству современников, Прядченко показывал себя высокообразованным работником. В его обширной библиотеке имелись книги по разным областям знаний: металлургии, банковским операциям, кожевенному делу, лесоразведению, садоводству, тепличному хозяйству, разделке древесины. И не было среди них такой, которая осталась бы без внимания.

Но вот наступил июнь 1937 года.

Однажды вечером на дачу семьи Прядченко зашёл сосед - начальник НКВД. После совместного ужина он предложил главе семьи проследовать за ним. В эту ночь забрали первого секретаря обкома, других руководящих работников области и военного округа. Позднее была репрессирована и жена Григория Кононовича - 10 лет она отсидела в тюрьме Томской области без суда и следствия, без единого допроса. В 1956 году оба они были реабилитированы. В полученных семьёй документах значился только факт смерти Григория Прядченко. Указания её причины, места и другие подробности отсутствовали.

Улица имени Бутовой К. В.

Бутова Клавдия Викторовна 25 лет своей жизни посвятила Старому Осколу. Здесь она работала с 1976 по 1991 годы, формировала его планировочную структуру, транспортную сеть, общее композиционное решение. Она была главным архитектором генерального плана застройки и развития Старого Оскола. Именно благодаря ей мы имеем сегодня классическую схему, когда промышленные предприятия вынесены за городскую черту. С городом их соединяет скоростной трамвай.

Василий Николаевич Цыцугин, бывший первый секретарь ГК КПСС, хорошо знал Клавдию Викторовну:

- У неё очень интересный муж - капитан первого ранга Военно-Морских сил, он работал в Академии генштаба, - рассказывал Василий Николаевич. - У неё очень интересный сын, серьёзные строительные должности занимал в Москве. Сама она очень интересным человеком была. Любила творчество С. Есенина, много читала его наизусть.

Талантливый человек талантлив во всём. Клавдия Викторовна писала замечательные картины и дарила их друзьям.

В середине 50-х годов ХХ в. Бутова К. В. являлась главным архитектором генерального плана дальнейшего развития г. Севастополя. , удостоена звания <<Почётный строитель города-героя Севастополя>>.

В 70-е г. г. Бутова К. В. была назначена автором и главным архитектором генерального плана г. Махачкалы в Дагестане.

К. В. Бутова очень точно предугадала перспективы развития Оскола и исходя из этого определила его градостроительную структуру. Если в 70-х годах некоторые сомневались в необходимости таких широких улиц, то сегодня нам завидуют многие большие города. Кроме того, что Бутова Была главным архитектором, она ещё проектировала и конкретные объекты: кинотеатр <<Быль>>, дворец культуры <<Молодёжный>>, проспект Металлургов, проспект Комсомольский. Микрорайон Дубрава. Последний её проект - прогулочная зона в микрорайоне Олимпийский - любимое место отдыха горожан.

Указом Президента от 18 февраля 1994 года N 345 за заслуги в области архитектуры и многолетний добросовестный труд Клавдии Викторовне Бутовой было присвоено почетное звание "ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Решением территориального Совета Народных депутатов № 150 от 26. 06. 2003г. магистрали 3-3, расположенной в северо-восточной части города, присвоено наименование - улица имени Бутовой К. В.

Улица Лиры Абдуллиной

Важным событием в культурной жизни Старого Оскола является фестиваль авторской песни <<Оскольская лира>>, проводимый ежегодно в августе и собирающий множество творческих личностей. Назван фестиваль по имени старооскольской поэтессы Лиры Абдуллиной(1936 - 1987).

Стихи Лиры Абдуллиной были опубликованы в коллективных сборниках <<69 параллель>> (Красноярск, 1966) и <<День поэзии>> (Красноярск, 1967), в альманахе <<Поэзия>> (Москва, 1984), <<Час России>> (Москва, 1988), <<Живое слово>> (Москва, 1991), в журналах <<Новый мир>>, <<Юность>>, <<Огонёк>>, <<Дружба народов>>, <<Енисей>>, <<День и ночь>>, <<Студенческий меридиан>>, <<Подъём>>, <<Литературное обозрение>>, в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.

Лира Абдуллина является также автором пяти поэтических книг - две из них изданы при жизни, остальные - после.

В 1990-м году - уже посмертно - в Железногорске выходит её книга избранных стихов <<Стихотворения>> (Красноярск, 1990). Тексты стихотворений в этой книге опубликованы по рукописи, полученной издательством от В. Нешумова. На слова Л. Абдуллиной написано несколько песен композиторами А. Монасыповым, В. Берковским, Г. Дехтяровым, Ю. Ирдынеевым. Одна из песен (<<А любовь-то лебедем.>>) исполнялась Валентиной Толкуновой, вошла в <<Песню года-1982>>. После смерти <<полуопальной>> поэтессы официальная литературная пресса и критика не особенно спешила с признанием поэта <<вслух>> - хотя бы посмертным.

Ныне одной из улиц Старого Оскола, где похоронена Лира Абдуллина, присвоено её имя, а в Железногорске на доме, в котором некогда проживала поэтесса, установлена мемориальная доска.

Горит звезда пресветлая в веках,

Прозрачный свет над крышами струится,

В такую ночь, наверно, людям снится

Осенний сад. И яблоко в руках.

На свет звезды безумней мотылька

Летит душа - полуночная птица.

Кто и за что обрёк меня томиться,

Припав лицом к листу черновика?

Обуглив мне и губы, и глазницы,

Бессонница, быть может, разразится

Всего лишь малой песенкой дрозда.

И всё равно: пусть мука эта длится,

Пока летит полуночная птица,

Пока горит пресветлая звезда!

Решением исполкома № 355 от 15 июня 1990 г. улица имени Лиры Абдуллиной переименована в улицу Лиры Абдуллиной.

Улица Эрденко

В области музыки Старый Оскол прославил Михаил Гаврилович Эрденко.

М. Г. Эрде́нко (1885 - 1940) (первичное написание фамилии Ерденков) - российский советский скрипач, педагог и скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР (1934 ), считается основателем цыганской музыкальной династии Эрденко. Известен также тем, что написал ряд произведений для скрипки в академическом и вместе с тем цыганском стиле.

Родился Эрденко 22 ноября (4 декабря) 1885 года в селе Баранове Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Горшеченский район Курской области) в крестьянской семье. Его отец Гаврила Васильевич Ерденко играл на скрипке, он и явился первым учителем талантливого сына. Уже в 5-летнем возрасте Миша Эрденко выступил в публичном концерте в Харькове.

Мальчику необходимо было учиться, и он поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу Гржимали. В 1904 году Эрденко окончил консерваторию с малой золотой медалью и получил звание свободного художника.

Скрипачу приходилось преодолевать большие трудности, порой в душе артиста рождались сомнения: верен ли избранный им творческий путь? Большую моральную поддержку оказал ему великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой, к которому Эрденко приезжал в 1909 году. Л. Н. Толстой восхищался его игрой: "Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл. ". Великий писатель разделял мнение артиста, который хотел "сделать музыку доступной для народа".

Сольные выступления на Украине, в городах Сибири и Дальнего Востока, в Польше, Японии, Китае, Прибалтике, в Германии. Концерты Михаила Эрденко очаровывали публику. <<Исполнение Эрденко полно темперамента и создаёт впечатление игры Паганини>>, <<Музыкально - скрипичное пламя с Востока>>, - вот неполный перечень газетных заголовков иностранных газет. В Японии, где очень любят скрипку, очень требовательно относятся к исполнителям, концерты Эрденко совершенно покорили японцев. Переполненные залы стоя аплодировали скрипачу и кричали: <<Браво, маэстро!>>.

Решением исполкома № 615 от 1 декабря 1978 г. одна из улиц названа именем Эрденко.

Улица Ерошенко

31 декабря 1889 г. (12 января 1890 г. по новому стилю) в селе Обуховка Курской губернии - вблизи Старого Оскола - в семье крестьян Якова и Евдокии Ерошенко родился третий ребенок, названный Василием.

В возрасте четырех лет он заболел корью. Набожная тетка зимой отнесла его в церковь для окропления святой водой. В результате - воспаление легких и полная слепота. В возрасте семи (по другим данным - девяти) лет Ерошенко был отдан в Московскую школу слепых детей. По окончании ее в 1908 году работал в оркестре слепых в Москве.

В это же время он изучил эсперанто, что дало ему толчок к дальнейшей деятельности. Он связывается с эсперантистами Англии и едет туда для учебы в Королевском институте для слепых и Музыкальной академии для слепых. Через два месяца покидает институт и полгода живет в Лондоне, занимаясь самообразованием. Затем через Париж возвращается в Москву, снова работает в оркестре и изучает японский язык. 27 апреля 1914 года уезжает в Японию. С помощью местных эсперантистов становится студентом Токийской школы для слепых.

Уже через полтора года пребывания в Японии начинает читать лекции на политические темы и писать сказки и новеллы на японском языке.

Вот история создания его первого рассказа.

Иногда Василий выбирается из города, чтобы отдохнуть на озере. У него есть излюбленное место на платформе плавучего ресторана. Он садится в тень в дальнем углу и заказывает, как всегда, нехитрую еду и чай. Платформа слегка покачивается, над головой потрескивает свеча в ярко раскрашенном фонарике, а где-то еще выше светит луна. Двадцатишестилетний юноша пьет чай и слушает музыку. Ему очень нравится древний японский шестиструнный инструмент - шамисэн, но еще больше нравится девушка, которая играет на шамисэне. Ерошенко давно ходит сюда из-за нее. Он сидит, низко опустив голову, и не знает, что эта музыка вскоре переполнит его и заставит обратиться к звучащему печальному слову, заставит писать. И он так и шагнет в литературу из этого плавучего ресторанчика и даже не успеет поднять головы, потому что первый рассказ будет именно об этом: о луне, фонарике, гейше в шелестящем кимоно и низко опущенной голове слепого юноши.

В паузах между игрой на шамисэне девушка спускается в зал. Ерошенко почти безошибочно догадывается, когда она смотрит в его сторону, и еще ниже склоняется к своей чашке чая. Между ним и гейшей устанавливается незримая связь. Василий стал замечать, что при его появлении шамисэн начинал звучать как-то иначе, взволнованнее и проникновеннее. Девушка при его появлении начинала играть для него. И он был за это ей благодарен и мог часами сидеть и слушать, не поднимая головы.

Однажды шамисэн вскрикнул, словно предвещая беду, и наступила томительная тишина. Василий Ерошенко услышал, что девушка, которую он полюбил всем сердцем и которая полюбила его, не стоит больше на своем возвышении. Шелковый шелест ее одежд надвинулся и замер. И она, подойдя к нему, спросила, почему он всегда сидит с опущенной головой. Ерошенко поднял голову, и гейша увидела, что он слепой. Он был очень красив, у него были светлые пышные волосы, взволнованное лицо, но вместо глаз - тесно слепленные веки.

Он мог с нею разговаривать, мог слушать ее, но он не мог увидеть, какая она красивая. Больше ее шамисэн не звучал для него, как раньше, и вскоре девушка перестала его замечать. Молодая и красивая гейша не понимала, что у него всего-навсего нет глаз, а видит и чувствует он лучше других. И если бы она позволила прикоснуться к своему лицу, он бы увидел ее руками и рассказал бы всему миру о ее неземной красоте. Он бы сказал ей много редких слов, но она ушла, она теперь далеко, и Василий Ерошенко решил сказать эти слова всем людям. Прошло всего полтора года, как он живет в Японии, но именно на японском языке он пишет свой первый рассказ. В нем есть все: и человек с опущенной головой, и луна, и фонарик, и горький упрек гейше в том, что ее ослепил фонарик, а луну она не заметила.

Печально закончилась первая любовь двадцатишестилетнего юноши, радостно началось его творчество. Вслед за "Рассказом о фонарике" он пишет второй рассказ, "Дождь идет", и в 1916 году почти одновременно в двух журналах: "Кибо" и "Васэда Бунгаку" - появляются оба произведения молодого писателя.

Он назовет свою сказку "Тесная клетка". Сам Ерошенко, заточенный в клетку из вечной темноты, лучше других понимал этот образ. Люди должны были его понять, потому что они заточены в еще более тесные клетки из предрассудков и невежества. Эти клетки подчас им нравятся. Они полируют решетки, украшают замки, вместо того чтобы богатырскими руками раздвинуть прутья и выйти на свободу. Но нет для них ничего страшнее свободы. Тигр, от имени которого ведется аллегорическое повествование, пытается указать всем дорогу к выходу. Проникнув во дворец раджи, он освобождает канарейку, но канарейка не хочет улетать в большой мир. Он пытается освободить рыбок из аквариума, чтобы они могли снова попасть в огромное, бескрайнее море, но рыбки посмеиваются над своим освободителем. Он разрушает ограду, за которой сгрудились овцы, и предлагает им свободу, но овцы забиваются в угол своего полуразрушенного хлева и не двигаются с места. И тогда тигр понял, что для овец нет ничего опаснее свободы, что, "по-видимому, не было и для канарейки ничего страшнее свободного мира, ничего ужаснее и беспокойнее свободы, и рыбки нырнули на дно аквариума, потому что для них, рыбок, не было ничего страшнее прекрасной реки и ничего не было ужаснее и беспокойнее бескрайнего моря".

- Рабы! Рабы людей! Всюду рабы, - восклицает тигр.

И в этих словах отчаяние и гнев самого Василия Ерошенко, который в путешествиях по Востоку и европейским странам все время наталкивался на рабство - откровенное или прикрытое конституционными правами.

В этой публицистической сказке он заявляет впервые совершенно открыто о своем желании бороться с тесной клеткой. В этой сказке он выступает уже и как большой мастер. Удивительно точен сам прием, при помощи которого писатель строит свое гневное и глубоко эмоциональное повествование. Тигр лежит в клетке, он ненавидит людей, которые приходят в зоопарк. Но потом оказывается, что это всего лишь дурной сон, что тесная клетка пригрезилась ему, а на самом деле он, могучий и сильный царь зверей, на свободе. А в конце сказки вдруг оказывается, что клетка была правдой, а приснилась ему свобода.

Сегодня на родине Василия Ерошенко в селе Обуховка открыт дом-музей писателя. На плите памятника, в небольшом углублении под стеклом вместо фотокарточки лежит книжка Василия Ерошенко "Сердце орла". Обложка её такая же ярко-желтая, как одуванчики, рассыпанные по всему полю до самого леса. Как на могилу солдата кладут простреленную каску, так положил кто-то на могилу писателя книжку.

В декабре 1952 года Василий Ерошенко закончил свою главную книгу. Жить ему после этого осталось три дня. Ровно столько, сколько ему нужно было, чтобы отдать последние распоряжения и составить завещание. Свет в окне, горевший ночи напролет, погас, погасла и жизнь замечательного человека. Смерть он встретил мудро и без страха, потому что успел завершить свой путь так, как хотел, и жил после приговора врачей столько, сколько ему нужно было для книги. Его последние слова были: "Могу спокойно умереть. Тут плоды моих долгих раздумий". Не знал он, что его долгие раздумья пропадут, исчезнут бесследно, и главная книга так никогда и не увидит света. Племянница на большом пакете надписала адрес, по которому Василий Яковлевич Ерошенко попросил ее послать рукопись. И она послала, а адрес забыла. И так прочно забыла, что спустя несколько лет, сколько ни старалась, не могла его вспомнить.

По недосмотру был сожжён архив писателя. Но несмотря на это, хочется надеяться, что <<рукописи не горят>> и имя Ерошенко не забудется.

Решением исполкома № 82 от 17. 02. 1989г. улица имени В. Ерошенко (между микрорайонами <<Космос>> и <<Олимпийский>>) была переименована в улицу Ерошенко.

Микрорайон Ольминского

Михаи́л Степа́нович Ольми́нский (настоящая фамилия Алекса́ндров; 3 (15 октября) 1863, Воронеж - 8 мая 1933, Москва) - деятель революционного движения в России, публицист, историк, литературный критик и историк литературы.

Родился в Воронеже в многодетной семье мелкого чиновника. В 1883 году окончил гимназию в Воронеже, в том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Автор публицистических, исторических, литературоведческих работ и воспоминаний. Как литературный критик особое внимание уделял творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, пропагандировал литературное наследие А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского. С 1926 по 1929 год - член редакции журнала <<На литературном посту>>. С 1932 года главный редактор и председатель редакционной комиссии по изданию сочинений Салтыкова-Щедрина.

Умер в 1933 году, похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Именем революционера названа улица в Харькове, улица в Кривом Роге, проезд Ольминского в Москве, улица Ольминского в Санкт-Петербурге. 2 августа 1985 г. микрорайон

№ 7 был переименован в микрорайон Ольминского.

В 2010 году для увековечения памяти о Героях Советского Союза, родившихся на территории Старооскольского городского округа, и формирования у жителей бережного отношения к истории, духовному и культурному наследию родного края принято решение присвоить мемориальные наименования улицам в новом районе индивидуальной застройки, расположенном в северной части Старого Оскола. Они будут носить имена А. А. Анпилова, П. М. Болтенкова, К. Г. Кучерявченко, А. Н. Прокудина, А. В. Репкина, Д. В. Тулинова, П. Д. Тебекина.

В заключение несколько слов о городской символике.

5 августа 1800 г. император Павел I повелел составить "Общий гербовик Российской империи".

Полный герб города Старый Оскол представлял собой французскую форму щита, т. е. прямоугольник, основание которого равно 8/9 высоты, выступает в середине нижней части острием и имеет закругленные нижние углы. Внутренняя часть щита разделена диагональю с правого верхнего до нижнего левого. В нижней части, в зеленом поле золотая соха, а в верхнем - красном поле-ружье. В вольной части, слева Курский герб - в серебряном щите слева направо по диагонали лазоревая перевязь с тремя серебряными летящими куропатками. Венчает городской герб серебряная башенная корона с тремя зубцами. Окружают щит 2 золотых колоса, соединенных алой Александровской лентой.

К счастью, и сегодня название города Старый Оскол звучит на самом высоком уровне.

Именно здесь родился Фёдор Владимирович Емельяненко (р. 1976) - спортсмен, выступающий в смешанных единоборствах (сокращённо MMA от англ. Mixed Martial Arts), самбо и дзюдо, является четырёхкратным чемпионом мира по ММА в тяжёлом весе по версии Pride FC, двукратным чемпионом мира по ММА в тяжёлом весе по версии RINGS, трёхкратным чемпионом мира по ММА в тяжёлом весе по версии W. A. M. M. A, четырёхкратным чемпионом мира по боевому самбо, а также заслуженный мастер спорта по самбо и мастер спорта международного класса по дзюдо (на 2010).

Здесь живёт и трудится Фёдор Иванович Клюка (р. 1942) - руководитель Стойленского ГОКа (1988 - 2003), президент Союза горнопромышленников России, президент ассоциации "Агропромышленная корпорация <<Стойленская нива>>, президент ООО "Управляющая холдинговая компания <<ПромАгро>>. Заслуженный горняк России. Академик, действительный член академии горных наук. В списке 100 богатейших бизнесменов России 2004 находился на 98 месте (210 миллионов долларов).

Мы надеемся, что и в дальнейшем слава Старого Оскола будет приумножаться его жителями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)