Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема дьявольщины в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого

Ряд названий художественных произведений Л. Н. Толстого уже указывает на возможность темы дьявольщины в его творчестве («Первый винокур, или как чертёнок краюшку заслужил», «Дьявол», «Отец Сергий», «Разрушение ада и восстановление его») Частым у Толстого является упоминание о дьявольском, бесовском начале в человеке как об особенности психики.

Тема борьбы Бога и Дьявола затронута в той или иной степени практически во всех произведениях Толстого. Через искания героев, через их размышления и поступки Толстой пытается найти ответы на мучившие его самого вопросы. Эти вопросы вечные: что есть добро и что есть зло, что в душе человека дано Богом, а какие поступки и мысли продиктованы Дьяволом. Зачастую человек не в состоянии разобраться в себе, в мотивах своих поступков. «Крейцерова соната» в этом отношении одно из самых характерных произведений-исповедей, размышлений, именно поэтому я выбрала это произведение как объект исследования.

Толстой в «Послесловии к «Крейцеровой сонате» приходит к выводам о браке: идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие служению Богу и людям, а потому с христианской точки зрения – падение, грех?

«Семейная идея» в «Крейцеровой сонате» искажена, доведена до крайностей. Ничего положительного о браке Позднышев не говорит.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЫ»

После того, как Толстой закончил свою работу над повестью, 9 мая 1890г. , он писал в своём дневнике, что все его мысли, которые он высказывал в последнее время, принадлежат не ему, а тем людям, которые были близки ему по душе. Он принимал любую критику, любые комментарии, вопросы, мысли и планы, которые могли прислать ему посторонние люди в своих письмах.

Так и создалась «Крейцерова соната»: он написал ее, опираясь на мысли и чувства одной женщины, славянки. После они встречались с ней, и она произвела на Толстого большое впечатление.

Но самым главным поводом написания повести является встреча светских и литературно-артистических людей, которая состоялась весной в доме Льва Николаевича Толстого, в Москве, в Хамовническом доме. На этой встрече присутствовали самые выдающиеся люди, такие как художник Репин, актёр Андреев-Бурлак, учитель музыки детей Толстого скрипач Лассото. Как раз он и сыграл большую роль в написании произведения. На этой встрече он сыграл произведение Людвига Ван Бетховена, великого немецкого композитора, создателя героического музыкального стиля, автора 9-ой симфонии, той самой «Крейцеровой сонаты».

В этот раз музыка произвела на Толстого какое-то особое впечатление, и под этим впечатлением он решил написать рассказ, который должен был перед публикой прочесть Андреев-Бурлак, а Репин нарисовать картину к произведению.

Лев Николаевич знал Репина давно, а вот Андреева-Бурлака совсем недавно, но, встретившись с ним, он понял, что это «свой» человек, Толстому очень нравилось, как Андреев-Бурлак умеет обратить на себя внимание, заставить слушать себя с восторгом всю публику, поэтому актёру и поручили такую роль.

Когда Лев Николаевич прочитал начало своей повести будущему чтецу, тогда между Толстым и Андреевым-Бурлаком возник диалог, который в произведении, оказался рыданиями Позднышева, главного героя «Крейцеровой сонаты». Вот поэтому «Крейцерова соната» и имеет такую особенную форму диалога, превращающегося в длинный монолог. Этому диалогу «соната» обязана Андрееву-Бурлаку, сам Толстой писал в своём дневнике, что именно Бурлак внушил ему создать рассказ, да рассказ, ведь писатель планировал написать всего лишь маленькую историю, о которой рассказал ему Андреев-Бурлак. Он рассказал Толстому о том, как однажды на железной дороге один господин сообщил ему о своём несчастье, об измене жены, этим сюжетом и воспользовался Толстой. Но, не дождавшись окончания повести, Андреев-Бурлак умер, и Толстой, увлёкшись написанием рассказа, придал ему размер целой повести.

Первоначально Толстой назвал своё произведение «Как муж убил жену», но, прослушивая неоднократно симфонию № 9, «Крейцерову сонату» Бетховена, он раз за разом осознавал скрытую в ней боль, трагичность и страсть, и невольно сопоставлял сонату, как отражение личной трагедии в жизни Бетховена, с трагедией Позднышева из повести.

Лев Николаевич начал работать над повестью осенью 1887года, но он не раз подвергал текст переделке, текст переписывался 17 раз, и некоторые из этих редакций были капитальными, в повести оставался только заложенный первоначальный смысл. Вот некоторые отрывки из его дневника: 2 июля 1889г. : «Писал «Крейцерову сонату». Недурно. Кончил всё. Но надо всё теперь сначала поправить». И ещё день спустя он снова писал в своём дневнике, что будет переделывать произведение. Но 24 июля 1889 года Толстой понял, чего не хватает в повести, о чем написал: «Поработал над «Крейцеровой сонатой». Кончил начерно. Понял, как всю надо преобразовать, внеся любовь и страдания к ней».

Когда повесть распространялась в гектографических, литографических копиях и в списках, она не была еще окончательной. Различные отзывы и критика на «Крейцерову сонату» полилась отовсюду, после того, как её прочел Кони в Петербурге в доме Кузминских, в 1889 году. Толстой уже ещё раз хотел переделать текст, но Страхов написал ему, что он создал сильнейшее, но и мрачнейшее произведение в своём творчестве, и что написанное произведение очень хорошее, только тогда Лев Толстой согласился оставить всё как есть и не жалеть об этом.

Но опубликовать «Крейцерову сонату» долго не разрешали, точнее её несколько раз набирали в печать: для сборника памяти С. А. Юрьева, для 13-ой части «сочинений гражданина Льва Николаевича Толстого», восьми частями занималась Софья Андреевна Толстая и она же занималась 13-ым сборником. Чтобы разрешить печать повести, Толстая дошла до самого министра внутренних дел, но и он отказал, сказав, что не может дать разрешение повести не только потому, что в ней присутствуют неудобные выражения, а ещё и вещи, которые нельзя говорить. После чего Толстой скандализировал российское и американское правительство, ведь и в Америке был наложен запрет на публикацию «Крейцеровой сонаты».

Софья Толстая в апреле 1891года добилась слушанья у Александра III, и только тогда разрешили напечатать повесть, но лишь в составе Сочинений, а окончательно сняли запрет в 1900 году.

ТЕМА ДЬЯВОЛЬЩИНЫ В КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ

Я хочу попробовать на примере повести Толстого проникнуть во внутренний мир человека и исследовать воздействие на человеческую психику музыки, внешних обстоятельств, собственных мыслей, опыта, переживаний.

Тема дьявольщины, как отражение внутренней борьбы человека пронизывает всё творчество Толстого. Многие его произведения, так или иначе, затрагивают тему борьбы добра со злом, Бога с дьяволом.

Нельзя не упомянуть, что в основу повести положены размышления автора о браке и семье. Через монолог Позднышева Толстой попытался донести свой взгляд на эту проблему, а взгляд Толстого сформировался, по словам его биографов, под воздействием трёх событий: «Два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. Эти события были: связь с крестьянской женщиной /Аксиньей Базыкиной/ из моей деревни до моей женитьбы. На это есть намёк в моём рассказе «Дьявол». Второе – это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тётки. Она была невинна, я её соблазнил, её прогнали, и она погибла», третье событие, на мой взгляд – это собственный неудачный брак Толстого. Утром первой ночи с молодой женой в Ясной Поляне, в дневнике писателя появляется странная запись: «Ночь, тяжёлый сон. Не она»

Видимо Толстой сохранил в душе полудетский идеал женщины, духовно чистой, вечно невинной и непорочной, позднее у Александра Блока ставшей Прекрасной Дамой. Этот образ Прекрасной, отстранённой и далёкой, но в то же время слившейся с возлюбленным душой женщины видимо хотел видеть Толстой в своей спутнице жизни. Но идеал потому и остаётся идеалом, что он остаётся вечно недостижимым. С возрастом душевный кризис лишь углублялся. Толстой метался от естественных потребностей тела, которые считал греховными, к чистоте духа, платонических отношений с женщиной, женой. В это время происходит его знакомство с одной из сект, в учении которой он нашёл, казалось, ответы на свои вопросы. Секта шекеров пропагандировала целомудренное отношение между мужчиной и женщиной в браке, аскетизм, воздержание. О шекерах упоминает и герой «Крейцеровой сонаты» Позднышев. Толстой в «послесловии к Крейцеровой сонате» приходит к выводам о браке: «Идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие к служению Богу и людям, а потому с христианской точки зрения – падение, грех. Вступление в брак не может содействовать служению Богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели бы целью продолжения рода человеческого».

Нельзя не упомянуть, что как всякий талантливый человек, Лев Николаевич очень тонко чувствовал все проявления прекрасного. Особенно он отмечал воздействие на себя музыки. По своему воздействию на психику человека и его эмоциональное состояние, музыку трудно сравнить с каким-либо видом искусства. Она захватывает человека целиком, ведя его чувства вслед за замыслом композитора. Конечно же, с удесятеренной силой воздействует произведение великих композиторов. Бах, Бетховен, Чайковский, Верди и другие великие оказывали и оказывают на человечество огромное влияние. Влияние звуков на человека исследует и современная наука. Доказано, что с помощью определённых частот звуковых волн, особенно инфразвука можно напрямую вызвать у человека чувство агрессии, испуга, депрессии. Видимо, в своих произведениях великие композиторы интуитивно использовали именно нужные сочетания звуков.

Я думаю, не случайно проводится параллель между чувствами Позднышева из «Крейцеровой сонаты» и нарастанием эмоционального напряжения в одноимённом музыкальном произведении Бетховена.

В «Семейном счастье» героиня делает признание: Бетховен поднимает меня на светлую высоту, летаешь с ним, как во сне, на крыльях». В сонате № 9 возникают совсем другие чувства: «Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке поступки. Сыграть и сделать то, на что настраивает эта музыка». Таким образом, воля композитора подчиняет себе волю слушателя. Толстой не желал и всю жизнь избегал такого подчинения, он считал это подчинение сродни искушению дьявола. Ведь Бог дал человеку свободную волю, а дьявол требует безоговорочного подчинения. Герой Толстого – Позднышев, будучи человеком нервным, с ранимой психикой, подчиняется, в конце концов, дьяволу в своей душе, убивая свою жену. Немалую роль в этом преступлении сыграло воздействие Бетховенской сонаты.

«1 часть сонаты заключает в себе энергию, трагическое благородство тем и редкую глубину чувств. После короткого медленного вступления звучит Presto. Замедленная интонация являет собой как бы препятствие, но препятствие сломлено, и развитие страстной темы возобновляется с прежней напряжённостью. Для первой части характерна прерывистость строения, в бурном звуковом потоке выделяются лирические отступления. Если главной части свойственен характер вопроса, то заключительная (вторая) часть как бы предоставляет ответ. Вторая часть заканчивается огненным финалом – тарантеллой». Интересно включение в сонату тарантеллы – бешеного ритмичного танца, который первоначально исполнялся крестьянами после укуса ядовитого паука тарантула. Батраки считали, что после смертельного укуса единственным спасением и противоядием является исступлённый, доводящий до изнеможения танец. Церковь относилась к этому танцу как к проявлению воли злого духа. Я думаю, что Бетховен, будучи сыном своего века, знал историю тарантеллы, отсюда и завершающие аккорды его сонаты.

Первая часть сонаты как бы олицетворяет юность Позднышева, она была омрачена его встречей с публичной женщиной. Восприняв это двояко,

Позднышев мучается в душе, возводя для себя духовное препятствие к плотскому общению с женщиной. Встреча с будущей женой ломает это препятствие и рождает поток чувств, неимоверную душевную борьбу. В душе Позднышева смешалось всё: ревность, любовь, страсть, богобоязненность, злоба, ущемлённое самолюбие, неуравновешенность и многое другое. Каждый аккорд музыки соответствует главам «Крейцеровой сонаты» Толстого. Повесть имеет ломаный прерывистый ритм, как и жизнь главных героев: «Период любви – период злобы; энергичный период любви – длинный период злобы, более слабое проявление любви – короткий период злобы». Герой ищет выхода и задаётся вопросами, в конце, (что соответствует 2 части сонаты Бетховена) решается на убийство. Сцена убийства – это победа тёмного начала в душе героя.

В первом наброске сцена убийства представлена следующим образом: «На ней была одна рубашка, она подняла обнажённые руки и села на пастели. Да! Как же, отдам я своё! Я подбежал и воткнул кинжал снизу и потянул кверху. Она упала, схватила за руку меня. Я вырвал кинжал руками. Кровь хлынула. Мне мерзко стало от крови её». Как видим, сцена статична и не соответствует ритму тарантеллы. В последней редакции сцена убийства насыщена движениями, в страшной смертельной пляске мечутся три человека: Позднышев его жена и Тухачевский: «Я бросился было за ним, но на левой руке моей повисла тяжесть. Это была она. Я рванулся Я размахнулся и локтем попал ей в самое лицо Я повернулся к ней Левой рукой схватил её за руку, но она вырвалась. Тогда всё-таки я, не выпуская кинжала, схватил её левой рукой за горло, опрокинул навзничь и стал душить. Какая жесткая шея былаОна схватилась обеими руками за мои руки, отдирая их от горла, и я как будто этого-то и ждал, изо всех сил ударил её кинжалом в левый бок, ниже рёбер».

Позднышев находится в состоянии аффекта, вызванным событиями в доме и воздействием «дьявольской» музыки. Он сам говорит об этом: «И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?. Она действует, страшно действует Музыка заставляет меня забывать себя, она переносит меня в какое то другое, не моё положение. «Крейцерова соната» Бетховена раздражает, а того, что надо делать в этом раздражении, - нет. И от того музыка так страшно, так ужасно иногда действует».

С последним аккордом дьявол выпущен на свободу, он торжествует, ибо слабый человек поддался его воле, сломлен, подчинён. Нужно сказать, что такой финал был бы невозможен, если бы человек в течение своей жизни больше слушал голос Бога в душе. А Бог есть любовь, любовь к женщине, любовь к детям, к музыке, Родине, миру вокруг. И если бы в душе Позднышева была эта любовь, дьявольское начало в нём бы не победило, оно бы просто не нашло отклика. Христианская религия учит милосердию и прощению, кротости и смирению. Это и есть воля Бога.

На основании проделанной работы с уверенностью выражаем мысль, что тема дьявольщины в творчестве Л. Н. Толстого является не случайно обозначенной. Любопытно, что данная проблема не разработана и не нашла откликов у критиков, литературоведов, исследователей творчества Толстого.

В дальнейшем нам представляется возможным развернуть работу по данной теме, анализируя другие произведения Л. Н. Толстого. Интересным, на наш взгляд, является соотнесение творчества Льва Николаевича Толстого с творчеством Гоголя, Достоевского на предмет выявления бесовщины, чертовщины, дьявольщины.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)