Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема мести в творчестве А. Дюма-Отца

Мы полагаем, что названная тема очень важна для творчества А. Дюма, которое мы выбрали в качестве объекта исследования. Выбор предмета исследования – темы мести в романах французского писателя - вполне обоснован: даже имея самое общее представление о творчестве А. Дюма, невозможно не обратить внимания на то, что мотив мести вплетается в сюжеты многих его произведений. Мы считаем, что А. Дюма-отец осуждал людей, одержимых жаждой мести и выдвигаем это предположение в качестве гипотезы нашего исследования. Тема исследования представляется тем более интересной, что она предполагает довольно необычный взгляд на творчество А. Дюма. В данной работе мы ставим перед собой цель проследить, каким образом мотив мести воплощается в том или ином произведении и какую позицию в этом вопросе занимает сам автор. Выбранная тема изучена довольно мало, что делает ее актуальной. В качестве методов исследования мы использовали анализ, синтез, сравнение.

Наше исследование имеет практическую значимость, так как может использоваться на уроках литературы.

Прежде чем анализировать те или иные темы в творчестве писателя, необходимо определить в русле каких литературных традиций он создавал свои произведения, поскольку творчество писателя невозможно рассматривать в отрыве от литературных традиций эпохи, в которую он творил. Начало творческого пути А. Дюма-отца – двадцатые годы XIX века – совпало с эпохой окончательного формирования романтизма, превратившегося к тому времени в общенациональное литературное явление. Влияние романтизма так или иначе проявляется едва ли не во всех произведениях, созданных во французской литературе первой половины – середины XIX века. Романтики глубоко интересовались своеобразием национального характера, особенностями национального духа и культуры, а также своеобразием различных исторических эпох, поэтому это влияние особенно отчетливо заметно в чрезвычайно популярном в указанную эпоху историческом романе, в жанре которого так часто писал Александр Дюма. Романтики защищают творческую свободу художника, его фантазию. Их привлекают фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волнуют необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Традиционным для романтиков становится элемент рока, судьбы.

Особыми качествами отличается главный герой романтического романа. Зачастую он предстает в образе мятежника, сильной, страдающей личности, находящейся в конфликте с действительностью.

Однако практически одновременно зарождается новый литературный метод – реализм. Многочисленные достижения писателей-романтиков начинают переосмысляться и получают новое развитие. Можно сказать, что на основе опыта писателей-романтиков постепенно складывалось следующее направление во французской литературе – реализм, в котором продолжали жить художественные приемы, созданные писателями эпохи романтизма. Однако реализм имеет и свои особенные черты, в числе которых повышенный интерес к воссозданию правдивой картины действительности, к точной психологической характеристике героя. Меняется и герой романа. Теперь это уже не одержимый страстями мятежник (герои Гюго, например), а, зачастую, реально оценивающий действительность прагматик (герои Бальзака).

Творчество Дюма стало ничем иным, как отражением происходившего в то время во Франции литературного процесса, а именно перерастания принципов романтического восприятия действительности в принципы реализма. Оно совмещает в себе, таким образом, черты обоих литературных направлений. Так, в его романах мы есть место тайнам, бурным страстям. Но, в то же время, отображение действительности уже можно очень часто назвать реалистическим. Это неудивительно, поскольку большинству романов Дюма, предшествовали не только произведения романтические, но и романы Бальзака, Стендаля. Вот, например, как повествует писатель о том, что произошло после смерти Клариссы («Шевалье д’ Арманталь») - женщины, о которой трогательно заботился добряк Бюва и чью маленькую дочь он взял после этого на воспитание: «Бюва не мог понять, как это никто не увел ребенка из комнаты сразу же после смерти матери, и глубокая жалость, которую он испытывал к малютке, взяла верх над тяжелым чувством, заставившим его остановиться у двери. Бюва решительно нажал на дверную ручку, но дверь оказалась запертой. Тут ему послышалось, будто его зовет привратница. Он подбежал к лестничному пролету и спросил, у кого ключ от комнаты покойной госпожи дю Роше. – За этим я вас и зову, - ответила снизу привратница, - () забыла вам его передать () Его передал мне хозяин, после того, как увез мебель. – Куда увез?! – воскликнул Бюва. – Ваша соседка, господин Бюва, была небогата, наверняка она кругом должна. А зачем хозяину все эти дрязги? Вот он и вывез мебель в счет оплаты за квартиру. Что ж, это справедливо, господин Бюва () – Но где же сиделка? – Сиделка, как увидела, что ее подопечная умерла, так сразу и ушла. Ведь ее работа окончилась. ()» Далее Дюма приводит страшную в своей достоверности и безыскусности сцену: «Дрожащими руками он с трудом вставил ключ в замок и распахнул дверь. Кларисса лежала на снятом с кровати соломенном тюфяке посреди совершенно пустой комнаты. Угол простыни, наброшенной на нее был откинут, - очевидно, это сделала маленькая Батильда () Бюва взял девочку на руки и унес в свою комнату. Она не сопротивлялась, словно понимала всю свою беспомощность и все свое одиночество. Затем он уложил Батильду в свою постель, ибо хозяин увез из комнаты Клариссы всю мебель вплоть до детской кроватки. » (5;118) Думается, увидеть произошедшее именно так мог только взгляд реалиста, и только перо писателя реалиста могло так скупо, сжато и естественно передать весь ужас случившегося.

Но говорить о преобладании реалистических черт в творчестве А. Дюма над романтическими нельзя. Влияние романтизма совершенно отчетливо находит свое отражение в образах главных героев произведений французского романиста, в выборе многих сюжетов.

Так, например, подлинно романтический характер присущ Эдмону Дантесу – главному герою романа Дюма «Граф Монте-Кристо». Говоря о теме мести в произведениях французского романиста, следует заметить, что сюжет этого произведения полностью построен на идее справедливого возмездия. Можно сказать, что в этом романе тема мести получила свое наиболее яркое воплощение.

Любопытна история возникновения романа

Отправной точкой для создания образа графа Монте-Кристо стала история молодого сапожника Франсуа Пико, узнанная писателем из главы «Алмаз и мщение» шеститомного издания «Мемуаров» Жака Пеше, некогда служившего директором бюро по расследованию дел о заговорщиках и эмигрантах. Из этой главы Дюма почерпнул ряд фактов, но сама история была практически полностью преображена. Простой сапожник под пером писателя превратился в графа Монте-Кристо – волевого, решительного, благородного и романтичного человека. Изменился характер героя – изменились и способы, которые избирает он для наказания порока. Пико просто убивает своих врагов, руководствуясь при этом только жаждой мести. Пико – пусть не совсем обычный, но все же убийца. Дантес – романтик, благородный герой. Он не просто мстит конкретным людям, - в их лице он наказывает порок. Дюма, выбрав в качестве отправной точки характер – весьма заурядный – реально существовавшего человека, преобразил его до неузнаваемости, наделив возвышенной и мятежной душой, бурными страстями, редкостным благородством. Словом, создал подлинный романтический характер.

Закономерен и финал необыкновенной истории, лежащей в основе сюжета романа – ослепленный ненавистью, Пико, живущий только местью и убивающий своих врагов, сам погибает, в конце концов, от рук мстителя. Дантес же, осуществив свою месть, сохраняет и свое богатство, и свое положение в обществе. Однако можно ли говорить в данном случае о счастливой концовке романа? Отомстивший всем своим врагам Эдмон Дантес уплывает от берегов Франции лишь со своей верной спутницей Гайде. Он покидает Родину без надежды на счастье и душевный покой, осознав безысходность избранного пути.

Заметим, что тема мести присутствует во многих произведениях А. Дюма. Назовем хотя бы некоторые из них: «Три мушкетера»: миледи мстит Атосу и д’Артаньяну, д’Артаньян мстит миледи и т. д. ; «Двадцать лет спустя»: Мордаунт мстит мушкетерам и другим врагам миледи; «Капитан Ришар» : Фридрих Штабс мстит Наполеону; «Граф Монте-Кристо»: Эдмон Дантес мстит своим врагам. В некоторых романах («Капитан Ришар», «Три мушкетера») тема мести «вплетается» в повествование. В других («Граф Монте-Кристо», например) она является сюжетообразующей.

Причины мести героев часто совпадают:

- «Граф Монте-Кристо» - месть за разрушенную жизнь, за смерть отца

- «Три мушкетера»:

- д’Артаньян – месть за гибель любимой женщины

- миледи – месть за обман (д’Артаньян выдавал себя за де Варда), за нарушение ее планов (история с подвесками)

- Атос – месть за оскорбление его чести, месть за друга

- «Двадцать лет спустя» - Мордаунт – месть за гибель матери

- «Капитан Ришар» - Фридрих Штабс – месть за Родину, за страдания любимой женщины.

Можно предположить, таким образом, что Дюма, уделяя столько внимания идее мщения, одобряет ее. Тем более, как мы видим, этой идее подвержены в произведениях французского писателя не только отрицательные (миледи, Мордаунт), но и положительные герои. Однако следует пронаблюдать, что происходит с героями, вступившими на путь мщения.

Миледи («Три мушкетера»), всеми силами стремившаяся отомстить своим врагам – мушкетерам, казнена. Мордаунт («Двадцать лет спустя»), отомстивший палачу, казнившему миледи, и искавший любой возможности отомстить мушкетерам, погибает. Фридрих Штабс («Капитан Ришар»), мечтавший убить Наполеона, расстрелян. Достаточно благополучно, на первый взгляд, складывается судьба Эдмона Дантеса – героя романа «Граф Монте-Кристо». Однако можно ли говорить о том, что он счастлив? Удаляется от родных берегов одинокий парус, а значит, Дантес остается без друзей, без любимой Мерседес. Месть изменила и опустошила его.

Все благополучно складывается и для мушкетеров в финале романа «Три мушкетера». Миледи казнена, а, значит, остановлена цепь ее злодеяний, мушкетеры могут торжествовать. Но счастливы ли они? В романе «Двадцать лет спустя», когда д’Артаньян и Атос встречаются после многолетней разлуки, д’Артаньян обращается к другу: « я хотел вас спросить, не испытываете ли вы порой внезапных приступов ужаса, похожих на - Угрызения совести? – подхватил Атос. – Я договариваю вашу фразу, мой друг. И да и нет. Я не испытываю угрызений совести, потому что эта женщина, как я полагаю, заслужила понесенную ею кару. Потому что, если бы ее оставили в живых, она, без сомнения, продолжала бы свое пагубное дело. Однако, мой друг, это не значит, чтобы я был убежден в нашем праве сделать то, что мы сделали. Быть может, всякая пролитая кровь требует искупления. Миледи уже поплатилась; может быть, в свою очередь, это предстоит и нам». (2; 129)

То есть, наказав миледи, друзья не находят покоя, мучаясь угрызениями совести. Возможно, именно по этой причине они так долго не встречались друг с другом – встречи напоминали бы о казни миледи, о свершенной мести, о которой им хотелось бы забыть.

Таким образом, мы видим, что герои, избравшие для себя путь мести, осуждаются автором. Почему же, однако, за свершенную месть Дюма одних героев карает смертью, а других «милует», наказывает только угрызениями совести. Мы полагаем, что мушкетеры избежали более жестокой участи, поскольку они не считали месть, подобно Штабсу, миледи или Мордаунту главным делом своей жизни. Их месть – стремление положить конец злодеяниям шпионки кардинала. Но, чтобы доказать миледи и самим себе, что в этой мести нет ничего личного, Атос находит бетюнского палача, который и осуществляет казнь. Палач тоже хочет показать всем, что вершит правосудие и только карает зло, а не выполняет чью-то злую волю, поэтому он отказывается от вознаграждения за свою работу. Стремление восстановить справедливость, а не любой ценой отомстить врагу – вот, что отличает мушкетеров от миледи или Мордаунта.

Можно сказать, что то как герой осуществляет свою месть и то как он потом относится к содеянному позволяет автору лучше передать основные черты характера, дать более яркий портрет этого героя.

Думается, что желание добиться торжества справедливости спасает от более горькой судьбы и Эдмона Дантеса. Его цель – воздать по справедливости не только тем, кто заслуживает наказания, но и тем, кто достоин вознаграждения. Мало того, верша свою месть, Дантес старается привести своих врагов к мысли о раскаянии, тем самым как бы очищая их души от зла и жестокости. Но в какой-то момент Дантес понимает, что у человека нет права карать и миловать по своему усмотрению. Ему становится страшно и, говоря о себе, он просит Максимилиана Морреля: «Попросите ангела, охраняющего отныне вашу жизнь, Моррель, не забывать в своих молитвах человека, который, подобно сатане, возомнил себя равным Богу и который понял со всем смирением христианина, что только в руке Божьей высшее могущество и высшая мудрость». (1;507) Таким образом, мы видим, что сам Дантес раскаялся в своем стремлении уподобиться Богу и вершить суд над людьми.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

- Поскольку период творчества А. Дюма совпадает по времени с эпохой окончательного формирования романтизма и зарождения реализма, мы можем говорить о присутствии в его произведениях как элементов романтизма, так и реализма. Демонстрируя нам романтические душевные порывы героев, романтические страсти, тайны, приключения, Дюма раскрывает тему мести в произведении как реалист, показывая какие разрушительные последствия она может иметь для человека, для его душевного состояния.

- В некоторых романах А. Дюма-отца («Капитан Ришар», «Три мушкетера») тема мести «вплетается» в повествование. В других она является сюжетообразующей («Граф Монте-Кристо», например)

- введение в повествование темы мести позволяет автору ярче и точнее обрисовать характер героя

- говоря о позиции, занимаемой по отношению к проблеме мести самим автором, мы можем сказать, что автор осуждает человека, взявшего в руки карающий меч и так или иначе обязательно наказывает его.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)