Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема Рождества в литературе и живописи

(или стихотворение Б. Л. Пастернака как дань развитию традиций мировой культуры, русской культуры, русской духовности)

Однажды на одном из уроков литературы учитель прочитал нам стихотворение Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда». Оно заворожило нас своим мелодичным звучанием. Евангельский сюжет, составляющий основное содержание стихотворения, передан автором простым, доверительным языком. И при этом создалось ощущение присутствия в стихотворении тайны и неведомого нам чуда.

Ни для кого не секрет, что большинство школьников воспринимает Рождество Христово только как составляющую зимних каникул, с многочисленными развлечениями, подарками, причудливо украшенными елками и праздничным оформлением улиц. И даже многим родителям, бабушкам и дедушкам не ведомо ни о Чуде явления более двух тысяч лет назад в наш мир Сына Господа, ни о его спасительной роли для этого мира, ни о традициях этого праздника в мировой культуре, русской культуре и русской духовности.

Мы об этом Чуде узнали из литературных источников при изучении истории создания «Рождественской звезды». Литературные источники привели нас к живописному наследию великих мастеров эпохи Возрождения и философскому наследию этого периода (флорентийскому философу Пико делла Мирандола). Далее нам открылось огромное влияние на жизненные взгляды Пастернака наследия мировой христианской культуры, русской культуры. Мы поняли, что тайна стихотворения в том, что автор сумел воплотить это великое наследие в своем стихотворении.

Следующим направлением наших исследований было изучение православных традиций, которые существовали в нашей стране до запрета их в 20-ые-30-ые года прошлого столетия государственной властью.

Рождество как национальный праздник в современной жизни нашей страны существует недавно, с 1991 года; были долгие десятилетия, в которые праздник этот был под запретом. И даже рождественская елочка наших прабабушек и прадедушек стала в современной жизни символом Нового года, а не этого великого праздника.

Роман «Лето Господне» И. С. Шмелева переносит нас во времена наших прабабушек и прадедушек, когда праздника Рождества ждали как Чуда, приходящего ежегодно, готовились к его приходу. Было много радости - это и подарки, и всевозможные увеселения, и праздничный стол. Были и рождественские колядки, когда ряженые ходили по домам и славили Христа. Мы решили воссоздать сценарий этих колядок. Но очень важным, нам кажется, для нравственного состояния общества, что к ежегодному приходу этого Чуда люди готовились задолго до праздника: соблюдали рождественский пост.

Название «Лето Господне» взято Шмелевым из святого писания. Придя в Назаретский храм, Христос прочитал пророчество Исайи о том, что придет помазанник Божий « проповедовать лето [здесь:эра] Господне благоприятное», и сказал: «Ныне исполнилось писание сие»(Евангелие от Луки).

В романе о Чуде Рождества мы узнаем через восприятие ребенка, наивного, чистого и доверчивого. Глазами ребенка мы видим народное представление о Чуде. Автор создал художественный мир, отражающий явления русской православной жизни, в которой все связано, взаимообусловлено и освящено Чудом Рождества:

«В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы Ставили под образа, на сено. Почему?. А будто – Дар Христу. Ну будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла Видно! Первая звезда, а вон – другая И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то!. звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Рождество твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет.

Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась Бывало думал: «Если к ней идти – придешь т у д а. Вот прийти бы и поклониться вместе с пастухами Рождеству!»

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

В 746 году от основания Рима Цезарь Август издал указ о переписи населения по всей Римской империи. Каждый иудей обязан был записаться по месту происхождения его рода. Так как праведный Иосиф вел свою родословную от Царя Давида, то для записи своего имени он должен был отправиться в Вифлеем – на родину своего царственного предка. Туда же, не смотря на свое положение, вынуждена была отправиться и Мария, подлежащая переписи наравне с мужчинами как единственная оставшаяся в живых из своего рода.

После весьма утомительного для Марии пути они, наконец, оказались в Вифлееме.

Но запоздавших путников ждало разочарование – гостиницы и постоялые дворы Вифлеема были переполнены прибывшим для переписи людом. Пришлось им устраиваться в находившейся неподалеку от Вифлеема пещере, где обычно во время непогоды укрывали скот.

В этом-то убогом пристанище, вдали от людей, в святую ночь 747 года от основания Рима или 5503 года от сотворения мира и свершилось величайшее таинство Богоявления – Рождение Христа-Спасителя.

Спеленав Сына взятыми из Назарета пеленами, Пресвятая Мария положила Его в ясли, где обычно лежала солома для кормления скота. По преданию, здесь же были привязаны вол и ослик, которые своим дыханием согревали Божественного Младенца.

Первыми о сошествии Бога на землю узнали простые пастухи, которые невдалеке от Вифлеема стерегли овечьи стада. Неожиданно небо озарилось дивным светом – Ангел Божий явился им в славе небесной ( в сиянии) и произнес: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

Едва Ангел произнес эти слова, как небесный свет стал ярче – взорам изумленных пастухов предстало великое множество Ангелов. Над погруженной в сон землей раздалась их торжественная песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам Благоволение!».

Потрясенные пастухи решили пойти в Вифлеем и посмотреть, что же случилось.

Необычайный свет от пещеры, находившейся недалеко от городских ворот, привлек их внимание. Заглянув туда, они «нашли Марию, Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» и поклонились Ему.

«Новорожденную надежду Израиля» праведный Иосиф, нареченный отец, назвал, как и было возвещено Архангелом, греческим словом «Иисус». По-еврейски «Иисус» звучало как « Иегошуа» или «Иешуа» и означало: «Иегова спасает» или кратко «Спаситель». В более позднее время Иисуса стали называть еще и «Христос» - это греческий перевод слова «Мессия», то есть «Помазанник».

«Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания [истинного Бога]. Через него (Рождество) поклонявшиеся звездам (волхвы) звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе».

Над пещерой, где родился Иисус Христос, по повелению Господа, засияла необычайно красивая большая звезда. Ее видели многие люди. Царь Ирод, правивший в те времена Иудеей, созвал к себе ученых и поручил им узнать, что случилось. Эти ученые назывались в о л х в а м и.

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему».

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путём отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получил во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА

Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верую приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви.

Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал еще в первом веке евангелист Лука. По преданию, Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В решении Седьмого Вселенского собора 787 года говорилось, что художники-иконописцы должны строго следовать иконографическим канонам при написании образа. Это объясняется тем, что иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Флорентийский философ пятнадцатого века Пико делла Мирандола писал в трактате «Речь о достоинстве человека», что Бог задумал сотворить человека, «чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворения мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом Принял Бог человека и сказал: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь».

До сих пор остаются непревзойденными по силе мысли, страсти, величию характеров и устремлений, многосторонней учености великие творцы эпохи Возрождения. Когда мы соприкасаемся с их творчеством, они словно живые ведут с нами диалог о сути бытия, о величии человеческого разума, об ответственности за судьбы грядущих поколений, о божественном Творце Мира. Неумение понять замысел Творца, по их убеждениям, сулит человечеству неис-числимые бедствия, утрату непреходящих ценностей.

Евангельские темы присутствуют у всех мастеров эпохи Возрождения, теме Рождества посвящен популярнейший в западноевропейском искусстве сюжет «Поклонение волхвов» (Босх, Брейгель, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Веласкес, Рембрандт и др. ). В незаконченной картине Леонардо да Винчи «Поклонение Волхвов» Мария с Младенцем олицетворяют Радость, Добро. Святое семейство окружает многочисленная толпа. Все пришли, чтобы поклониться свершившемуся Чуду, Чуду рождения Христа. Лица людей изображают восторг, удивление, восхищение. Даже изображенные на картине животные разделяют человеческие чувства. Для русского искусства, берущего свое начало от искусства Византии, этот сюжет не характерен, хотя является необходимой частью композиций Рождества в иконописи.

На картине, находящейся в ГМИИ имени А. С. Пушкина, «Рождество (святая ночь» Яна Юста Калькара можно увидеть Святое семейство, окруженное ангелами, поющими хвалу новорожденному Младенцу. Несмело приближающиеся пастухи, получив от ангелов весть, пришли к пещере, от которой исходил несказанный свет.

Художнику, даже самому талантливому, не дано передать на картине божественное сияние, исходящее от младенца, поэтому он изобразил свечу в руках Иосифа, которую затмил несказанный свет.

Влияние великих гуманистов возрождения на искусство России и творчество Б. Л. Пастернака в частности

Мы считаем, приобщаясь к творчеству великих гуманистов эпохи Возрождения, человечество в своих жизненных процессах может обрести гармонию и умиротворение, обрести непреходящие ценности.

Известные деятели российской культуры изучали наследие великих гуманистов, осмысляли его в своих произведениях, используя их идеи для решения вопросов современности.

Б. Л. Пастернак о себе писал: «я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом»

Музыкальному композиторству Пастернак учился и даже получил признание у Скрябина. Остались три законченных его произведения, одно из них («Соната для фортепьяно) опубликовано.

Но кроме искусств много занимался философией. Стремление прикоснуться к основам европейской философии побудило Пастернака поехать на два месяца в центр тогдашней философской мысли – Марбург. В «Охранной грамоте» читаем: «Историю в Марбурге знали в совершенстве и не уставали тащить сокровище за сокровищем из архивов итальянского Возрождения, французского и шотландского рационализма и других плохо изученных школ. На историю в Марбурге смотрели гениально обобщенно».

Пастернак умеет чувствовать поэзию, разлитую в мире. В образе преображенной действительности она ему является. Мир сам говорит с поэтом и заявляет о себе в его поэзии. Он пишет:р сам говорит с поной действительности она ему является. ире. получил признание у Скрябина. месяца в центр тогдашней философской «Искусство реалистично как деятельность и символично как факт. Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято произвело Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии ее, как сонную, тихо вносят на полотно». ски заявляет о себе в его в егоо поэзии.

О своем понимании итальянской живописи Пастернак. Мы считаем, чтоешения вопросов современностиих произведенияхпохи Возрождения, человечество может обрести гармонию и уми в «Охранной грамоте» пишет: «Надо видеть Карпаччио и Беллини, чтобы понять, что такое изображение». И далее: «Надо видеть Веронеза и Тициана, чтобы понять, что такое искусство»; «Надо видеть Микеланджело Венеции – Тинторетто, чтобы понять, что такое гений, то есть художник».

Самое интересное высказывание читаем дальше: «Главное, что выносит всякий от встречи с итальянским искусством, - это ощущение осязательного единства нашей культуры, в чем бы он его ни видел и как бы ни называл

Италия кристаллизовала для меня то, чем мы бессознательно дышим с колыбели. Ее живопись сама доделала для меня то, что я должен был по ее поводу додумать, и пока я днями переходил из собрания в собрание, она выбросила к моим ногам готовое, до конца выварившееся в краске наблюдениеЯ понял, что история культуры есть цепь уравнений в образах, попарно связывающих очередное неизвестное с известным, причем этим известным, постоянным для всего ряда является легенда, заложенная в основании традиции, неизвестным же, каждый раз новым - актуальный момент текущей культуры. Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное».

Д. С. Лихачев сказал: «Лирика Пастернака тоскует по эпосу, как она тоскует по широко понятой действительности. Поэзия Пастернака тоскует по прозе, по прозаизмам, по обыденности, Пастернак пишет, что «эпос внушен временем». Он сам всегда стремиться быть открытым времени. Он ищет возможности в лирике перейти к эпосу, в поэзии перейти к прозе. Но эпос его остается лиричен, а проза – поэзией. Это бунт против всего косного и неподвижного. Это восстание против устоявшихся жанров и разграничений. И поэтому Пастернак – сын своего времени, времени трех революций, когда рушилось не только государство и строй, но и все перегородки, когда все пришло в движение. Пастернака нельзя понять вне его времени, вне революций и войн».

«Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими»,- пишет Пастернак отцу, живущему в эмиграции.

История создания «Рождественской звезды»

С июля 1946 года Пастернак начал работу над романом, который через двенадцать лет станет всемирно известным под названием «Доктор Живаго», а его автор Нобелевским лауреатом. В октябре того же года в одном из своих писем он так излагал его замысел: «Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

О главном герое будущего романа позднее автор скажет следующее: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским, и когда теперь пишу стихи, я их всегда пишу в тетрадь этому человеку Юрию Живаго». Так рождается цикл, входящий в роман как «Стихотворения Юрия Живаго».

Отказ от авторства своих стихов позволил Пастернаку расширить тематику лирики, включить элементы христианской образной традиции на евангельские сюжеты.

Откровенно продолжая традиции западноевропейской живописи, он в своих стихах свободно располагает евангельские картины среди знакомых заснеженных пейзажей Переделкина, реальные события душевной жизни вплетает в канву традиционных сюжетов.

Замысел стихотворения «Рождественская звезда» в тексте романа связывается с мыслью Живаго о Блоке, которым «бредила вся молодежь обеих столиц», и обещанием своему другу Гордону написать для его студенческого журнала статью о Блоке. В романе читаем: «теплилась святочная жизнь Москвы, горели елки, толпились гости и играли в прятки и колечко дурачащиеся ряженые. Вдруг Юра подумал, что Блок – это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века. Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Итак, родилось стихотворение «Рождественская звезда» как явление Рождества во всех областях русской жизни.

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем

«Рождественская звездя» как осмысление православных традиций и традиций эпохи Возрождения

Зимний пейзаж «Рождественской звезды» восходит к российским реалиям, к традиции « иконного» видения описываемого события и мира в целом в русских иконах «Рождество Христово». Присутствие зимы, снега, метели имеет особый смысл: мир людей – неприветливое, суровое, даже жестокое место, куда пришел Младенец, чтобы спасти этот мир.

Теперь попытаемся проследить влияние традиций западноевропейской живописи на художественные образы, созданные Пастернаком в «Рождественской звезде».

Одним из самых ярких представителей голландского искусства эпохи Возрождения является Питер Брейгель Старший. Это широко образованный художник-гуманист, опирающийся в своем творчестве на национальные традиции и фольклор. В его творчестве сложно переплетаются юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и эпический размах в изображении обобщенных картин народной жизни и пейзажей. В его картинах просматривается мощная реалистическая выразительность образов, цельность и монументальность композиции, выразительность силуэтов, сочетающаяся с пространственной широтой и тончайшим ощущением тонального единства, новаторский подход в изображении природной и воздушной среды. Не одно полотно в его творчестве посвящено евангельским сюжетам («Поклонение волхвов», «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев» и др. ).

Все происходящее мы видим на фоне зимнего пейзажа со снегом. Четкие силуэты голых деревьев, множество фигурок суетящихся людей, и только где-то в нижнем левом углу – волхвы, поклоняющиеся Младенцу, и не сразу заметные Мария с Иосифом, прибывшие в Вифлеем.

Картины природы, изображенные в стихотворении, имеют сходство с «Зимним пейзажем» Питера Брейгеля Младшего: на переднем плане – четкие силуэты деревьев, сквозь ветви которых простираются просторы, покрытые снегом, горы, замерзшие водоемы и фигурки людей; а также с картиной «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего, на которой открывается вид с заснеженной горы, по снегу вместе с охотниками бредут собаки, одна из них оглянулась.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,

Могли хорошо рассмотреть пастухи.

- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -

Сказали они, запахнув кожухи.

Обращаясь к евангельскому сюжету, поэт дает нам зримую картину событий, максимально приближенную к быту, к восприятию любого человека. Это происходит за счет присутствия в сюжете деталей, изображающих реалии повседневной жизни, поэтому в стихотворении так много прозаизмов, лексических единиц с нарочито сниженной стилистической окраской.

Пастухи в стихотворении отождествляются с крестьянами – земледельцами, о чем свидетельствует характер тропов в описании звезды Рождества:

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Восточный колорит стихотворению придают волхвы, сопровождаемые верблюдами:

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы

Повествование о волхвах дополняется конкретными бытовыми деталями. Процессия описана как бы с широкого обзора, но в то же время четко, без воздушной дымки: видно и сбрую осликов, и их мелкие шажки. Такую процессию, движущуюся по заснеженной улице фламандской деревни можно увидеть на картине Питера Брейгеля Младшего.

Совместное поклонение ангелов и людей Чуду встречается как на православных иконах – в соответствии с текстом рождественского кондака, - так и на картинах Эль Греко, Боттичелли и др.

Поклонение волхвов, сопровождаемое большим количеством людей, можно увидеть на картинах Боттичелли, Леонардо да Винчи и др.

У камня толпилась орава народу.

Светало. Означились кедро стволы.

- А кто вы такие? – спросила Мария.

- Мы племя пастушье и неба послы,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал весь сияющий

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума

В «Лете Господнем» об этом старинном ласковом напеве-молитве мальчик, герой повествования, размышлял: «И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет». Мы тоже верим в это, несмотря на то, что многое утрачено у русского народа из того великого духовного и культурного наследия, накопленного многими поколениями. Мы однажды слышали очень грустное и настораживающее высказывание одного иностранца о нашей стране: «Россия – страна уникальной многовековой культуры, но живущее в ней сейчас поколение не является носителем этой культуры».

«Бог задумал сотворить человека «чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворение мира), любил ее красоту, восхищался ее размахом. »

Исследуя историю создания стихотворения Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда», мы познакомились с древними христианскими традициями, с творчеством великих мастеров эпохи Возрождения и поняли, что к этим традициям и искусству Византии восходит вся мировая культура. Б. Л. Пастернак, глубоко впитав великое наследие и отразив его в своем стихотворении, напоминает нам, живущим в 21-ом веке, что «предопределены Рождеством»:

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры

Все злей и нелепей дул ветер из степи

Все яблоки, все золотые шары.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)