Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема войны в произведениях поэтов: В. Е. Никифорова, Е. Ф. Снегирёвой, А. С. Баранова.

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни.

Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.

Но современное молодое поколение мало интересуется прошлым своей Родины: забываются страшные годы Великой Отечественной войны, всё меньше и меньше остаётся ветеранов и тружеников тыла, которые победили, сносятся памятники героям Великой Отечественной войны. Современная молодёжь занята другими проблемами, а память о Великой войне уходит в прошлое.

Меня заинтересовала тема изображения событий Великой Отечественной войны в творчестве местных поэтов.

В школьной и сельской библиотеке своего села я не нашла никакой заинтересовавшей меня литературы. За помощью обратилась в районную библиотеку, сельскую библиотеку с. Ножовки, РЦПИ управления образования. Опубликованных сведений о жизни А. С. Баранова не оказалось вообще, поэтому при помощи руководителя была организована встреча с женой умершего Александра Семёновича Тамарой Васильевной. Собранные материалы помогли мне исследовать эту проблему.

Я определила цель своей работы: исследовать произведения местных поэтов о Великой Отечественной войне, установить уровень знаний учащихся трёх школ Ножовского поселения о творчестве местных поэтов, посвящённых теме Великой Отечественной войны.

Достичь названной цели я могла, решив ряд задач:

- систематизировать имеющиеся автобиографические сведения о В. Е. Никифорове, Е. Ф. Снегирёвой;

- собрать сведения о жизни А. С. Баранова;

- перечитать произведения местных поэтов о войне и составить картотеку;

- определить, как в произведениях местных поэтов В. Е. Никифорова, Е. Ф. Снегирёвой, А. С. Баранова отображены судьбы людей во время Великой Отечественной войны;

-исследовать и обобщить результаты анкетирования учащихся 9 классов трёх школ о творчестве местных поэтов, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.

Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу исследования: стихотворения местных поэтов В. Е. Никифорова, Е. Ф. Снегирёвой, А. С. Баранова, воспевают героизм советского народа, творчество местных поэтов о Великой Отечественной войне неизвестно большинству учащихся 9 классов Ножовского поселения.

Предмет исследования:

- произведения местных поэтов,

- знания учащихся Ножовской средней общеобразовательной школы, Ножовской вспомогательной школы, Верх-Рождественской основной общеобразовательной школы о творчестве местных поэтов.

Объект исследования:

- стихотворения В. Е. Никифорова «Труженикам тыла», «Родная школа», «Зимние былины», «Солдат», «Солдатская память», «Сашка», «Сказание о планшете», «Сороковые трудовые», «Последний бой».

- стихотворения Е. Ф. Снегирёвой « Мы – послевоенные»,

« Была война».

- стихотворения А. С. Баранова « Русь», «Здесь зимой по ночам», «Мои седые старики», «Это пламя на снегу», «Курская дуга», «Залечились от взрывов поля», «Помолчите, господа, помолчите».

- учащиеся 9 классов трёх школ Ножовского поселения.

При проведении исследования мною были использованы следующие методы: теоретические, эмпирические, математические.

Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы на уроках, во внеклассных мероприятиях в школах Ножовского поселения, в работе сельских библиотек, школьных музеев.

1. КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ

МЕСТНЫХ ПОЭТОВ

1. 1. Краткая автобиография Никифорова В. Е.

Родился 19 марта 1930 года в с. Ножовка, ныне Частинского муниципального района Пермского края, в семье служащего , в огромном доме метеостанции с обширными пристройками ещё царской государственной племофермы.

Отец мой, Никифоров Ефрем Иванович, был выходцем из крестьянской семьи среднего достатка. Известен был во всём Оханском уезде образованным, интеллигентным человеком.

Мать Никифорова Анфиса Петровна, была малограмотная, но очень добрая, заботливая и справедливая домохозяйка.

В пять лет я уже знал азбуку. Писал буквы. Знал счёт и цифры, учился играть в шахматы со старшими братьями.

В 1947 году стал комсомольцем и поступил заочно учиться на курсы бухучёта ВЗУК и закончил их. В это время я уже пописывал для себя стихи. После окончания семилетки в 1950 году поступил в Осинское педучилище на отделение начальных классов. С 1955 года начал работать в школах Ножовского куста; физруком в средней школе, на лесоучастке - в начальной; В Рябчатах перевёз школу из зоны затопления и в ней работал. С 1959 года остался окончательно дома в средней школе. Двенадцать лет работал воспитателем пришкольного интерната, по совместительству вёл пение, немецкий язык, музыку в детском доме.

В 1960 году после долгих хлопот и только с предъявлением своих произведений и газетных публикаций всех жанров поступил заочно в Свердловский госуниверситет имени Горького. Через два года его оставил, потому что надо было бросать учительство и устраиваться куда – то в редакцию, т. е. уезжать. Да я и поныл, что, работая с семьёй смогу писать стихи. Решил жить с семьёй при земле и хозяйстве.

В 1967 году поступил учиться в Пермский пединститут.

Стихи, газета, фотография, заочная учёба, общественная работа, семья требовали от меня полной отдачи и упорного труда. В 60- годы после простуды тяжело заболел, несколько раз отдыхал в санаториях, очень часто лежал в больницах.

С 1987 года стал директором Ножовской вспомогательной школы.

В 1990 году ушёл на пенсию, но стихи продолжаю писать. Я благодарен своим родителям, это они передали на всю жизнь заряд честности, совести, любви к природе, к труду, к родному краю, отсюда и к родине – России. Поэтому я никогда не пасовал на жизненном пути перед трудностью, не просил подачек, не хныкал, не жил за счёт чужого труда не воровал и не завидовал богатству, а честно, как отец, выполнял свой трудовой долг перед семьёй, обществом, народом.

1. 2. Краткая автобиография Снегирёвой Екатерины Фёдоровны.

Я родилась 1 декабря 1946 года в селе Ножовка Еловского района Пермской области в семье Фёдора Павловича и Зои Александровны. В семье была четвёртым ребёнком. Отец до войны – учитель истории. Во время войны он попал в немецкий плен. От концлагеря его спас латышский помещик, который в числе прочих пяти человек купил его у немцев в работники. После войны отец работал в леспромхозе. А мать моя в детском садике работала няней почти всю свою трудовую жизнь. Она знала множество стихов и песен. Голос у неё был сильный, чистый и приятный. С детства запали мне в душу русские народные песни, которые пели у нас в доме на редких праздниках. Жили бедно, но дружно.

В 1952 году пошла я в школу. Первой учительницей была Евдокия Андреевна Тетерина. В Ножовской школе проучилась с первого по девятый класс. Училась хорошо, но с дисциплиной были проблемы. В старших классах принимала участие в выпуске стенных газет. Тогда же начала писать первые стихи.

В 1962 году я поступила в Краснокамский целлюлозно – бумажный техникум. Выбор этот, конечно, был случайным, более того. Я ослушалась родителей, о чём позднее глубоко сожалела. После окончания техникума, нас, молодых специалистов, направили на новый завод – гигант Ижевский завод тяжёлых бумагоделательных машин. Там и прошла вся моя трудовая жизнь. Работала в конструкторском отделе, здесь стала сотрудничать в заводской малотиражной газете «Буммашевец», где печатались мои стихи.

Связь с родным селом никогда не прерывала, ведь здесь был родительский дом и самые близкие моему сердцу люди.

В феврале 2005 года страшно и трагично оборвалась жизнь моей старшей сестры Тамары Федоровны. Это событие вернуло меня в родительский дом. Течёт время – меняется мир. Простому человеку всегда нужны для счастья работа, которую делаешь с удовольствием, семья, где любят и понимают и, конечно, здоровье.

1. 3. Биография Александра Семёновича Баранова

( из воспоминаний жены Тамары Васильевны)

«Александр Семёнович родился в 1950 года в селе Ножовка. Учился В Ножовской школе. После окончания восьми классов уехал из села и поступил на работу в « Нефтеразведку». Перед армией вернулся в село, где работал в совхозе водителем. С 1969г. По 1972 служил во Владивостоке в морфлоте, на подводной лодке. Был командиром взвода. Сослуживцы очень уважали Сашу, после армии часто писали письма. Один из сослуживцев писал, что он за Сашей мог пойти в огонь и воду.

После армии Александр вновь пошёл работать в «Нефтеразведку». Поступил учиться в горный техникум, но не доучился, так как работа была связана с полевыми выездами.

Стихи муж начал писать давно, ещё с детства. Но более серьёзно начал заниматься, когда работал, писал о природе. С армии домой письма писал в стихах, очень жаль, что я их не сохранила.

В 1973 году с разведкой приехал в г. Соликамск, там женился. В 1976 г. Поступил в техникум от комбината, успешно его закончил. После окончания техникума поступил в Пермский политехнический институт, окончил учёбу в 1985 году. Работал инженером- механиком. Проработал на комбинате более 20 лет, Александру Семёновичу было присвоено звание «Ветеран труда».

Александром Семёновичем было разработано много рационализаторских предложений и было внедрено много нового в технологии производства, за что неоднократно поощрялся. Он разработал методичку, по которой до сих пор делаются расчёты.

По состоянию здоровья перешёл работать экономистом, закончил экономическое отделение института. Хорошо разбирался в экономических вопросах, к нему часто обращались за консультациями. Был одним из лучших экономистов на предприятии.

Работая на производстве, продолжал писать стихи. Стихи Александра Семёновича печатались в городских газетах: «Соликамские вести», «Соликамский рабочий», «Бумажник», « Наш город», «Учительская газета». Через прессу стихи Александра Семёновича отметили и пригласили в городской поэтический клуб «Лира». В Сборник стихов поэтов г. Соликамска и Соликамского района « Родники» вошли и Сашины стихи

В 2000 году вышел сборник Александра Семёновича « Пламя на снегу»

В 2003 году вышел ещё один сборник «Тебе одной»

Очень хорошие отзывы о стихах Александра были в Дягилевской гимназии, на филологическом и философском факультетах Пермского государственного университета, в пермском союзе писателей. Александра Семёновича приглашали в г. Березники на фестиваль «Решетовские чтения», где был награждён дипломом.

Мой муж готовил ещё один сборник стихов, но, к сожалению, выпустить не успел».

В ноябре 2005 года после поездки в Чехословакию случился инфаркт, умер Александр Семёнович 16 ноября.

В предисловии к сборнику стихов « Душа и плачет, и поёт» Александр Семёнович писал « Поэзия – это стихия. Стоит к ней прикоснуться, как она влечёт тебя в свои чарующие дали. Одно мгновение – и ты уже не сопротивляешься ей, а сам с неудержимой страстью стремишься достичь новых и новых глубин её загадочного мира. Как велика сила слова! Как притягательна их красота! И как хочется познать хотя бы крошечную частичку того, что несёт в себе всеобъемлющее поэтическое слово».

2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕСТНЫХ ПОЭТОВ

2. 1. Тема войны в произведениях В. Е Никифорова.

В стихотворении «Труженикам тыла» Владимир Ефремович вспоминает своё военное детство, тяжёлый труд и уверенность в том, что эти двенадцатилетние мальчишки в тылу тоже воевали с фашизмом, вносили в победу над фашизмом свою долю:

Была война , но мы не воевали,

Нам было только по двенадцать лет.

На конный двор мы сворой прибегали,

Лишались школы – в том секретов нет.

Поля пахали и бороновали,

Не спали ночи – лошадей пасли.

И каплей силы, всё- таки мы знали,

В победе над фашизмом помогли

Тема лихого детства продолжается в стихотворении «Зимние былины», автор вспоминает зимнюю стужу, голод, рваную одёжонку, тяжёлый детский труд и заботу матери, которая переживала, оберегала сына от беды, с молитвой отправляя из дома. Мальчишки по Каме возили на лошадях зерно из Ножовки в Елово. Пробиравший насквозь зимний ветер, усталость валили с ног лошадей, а мальчишки со слезами на глазах

Тут и свист, и крики вечереет.

Кони вяло ноги волокут.

Лес трещит, Буланый мой слабеет,

Встал И я берусь за кнут.

Бъю Сам плачу. Снова бъю

Метров пять ещё, а он не тянет,

Я клочок сенка ему даю.

Достаю последнюю картошку,

Подношу к булановским губам:

- На , за мной шагни ещё немножко,

Ну, вот так ещё и всю отдам

В стихотворении «Родная школа» автор пишет о ребятах, которые со школьной скамьи ушли на войну и погибли. И теперь только со школьных фотографий они смотрят на других учеников, пришедших в любимую школу.

И вся наша комсомолия,

Не допив, не долюбив,

В батальоны строилась

По плечу шинель скроив.

Стихотворение « Солдат» – это ода солдату – победителю, который вернулся с Победой домой, но воспоминания о войне живы в его памяти. Война окончена, но у солдата – победителя впереди огромный труд по восстановлению разрушенного хозяйства.

Вспоминая теперь былое,

Он кипучим мирным трудом

Строит самое дорогое –

На своей земле отчий дом.

Стихотворение «Солдатская память» затрагивает тему вечности подвига солдата – победителя, который

Бился израненным, бился здоровым,

В небе, в лесах, на суше и в море.

Падал? Неправда! Он снова и снова

Без промаха бил по фашистской своре.

Подвиг советского солдата увековечен в памяти русского человека на века, потому что это была битва за Россию, за родные просторы, за любимых людей, за свою свободу и независимость.

В бронзе, в граните на постаменте,

В стройках, в улыбке детей и солнце

Встал он в века за мир против смерти!

Стихотворение «Сашка» написано спустя 30 лет после победы. Посвящено односельчанину Владимира Ефремовича, который в семнадцать лет служил в десятой роте. Под Старой Руссой герой совершает подвиг – идёт на уничтожение вражеского дзота во имя спасения своих товарищей. Очнувшись в госпитале, ножовский боец вспоминает мать, родную землю, ради которой он дрался. Эти воспоминания помогают парню побороть смерть, обрести силы. В заключении автор, восхищаясь мужеством Сашки, пишет:

Он дом материнский прославил

Сквозь раны и трудность.

«Сказание о планшете» - это посвящение ножовской матери Ставровой Анфисе Борисовне, чей сын погиб в небе, идя на таран. Стихотворение написано спустя 31 год после Победы. Матери погибшего героя вернули планшет сына, в котором она находит последнюю записку сына. Сын вспоминает двух своих старших братьев, которые тоже ушли на фронт, вспоминает проводы на фронт « под женский недомолвленный причет до самого Еловского причала». Лётчик понимает, что он погибнет, но в последние мгновения он пишет:

Но помни, мама, тут и ты со мной.

Последний раз от нечисти фашистской

Я заслоню тебя самим собой

Жму на таран, прощай

Владимир Ефремович воспевает и подвиг сына, и подвиг матери, потому что она живёт и не устала ждать:

Для всех троих дорожки расстелила.

Такое только может делать мать,

Такое только матери под силу.

Стихотворение «Сороковые трудовые» автору далось нелегко, он его датирует 1975 – 1978 г. г. Автор полон уверенности, что подвиг людей, кто ковал победу над фашизмом в тылу, тоже останется в памяти народной. Победить захватчиков удалось только благодаря единству фронта и тыла.

И он стоял, и я стоял

Так годы те мы выстояли вместе.

Броню ковал я. Он врагов стрелял –

Как клятву, долг мы выполнили вместе.

В стихотворении « Последний бой» Владимир Ефремович рисует образ бойца, который бьёт фашистов из автомата, «запевая сквозь зубы» «Катюшу». Песня помогает бойцу выстоять в этом последнем бою победного 1945 года.

Хотел стереть он кровь с лица,

Да сил на это не хватило.

Товарищ на руках его

Понёс на встречу санитарам

А рядом с раненым бойцом весна победная шагала.

2. 2. Тема войны в произведениях Екатерины Фёдоровны Снегирёвой.

Стихотворение «Была война» посвящено воспоминаниям о детях, которые приехали в Ножовку из блокадного Ленинграда. Екатерина Фёдоровна восхищается мужеством маленьких ленинградцев спустя 40 лет после победы:

Как мало жизни оставалось в них,

Как много чести, мужества и веры

Дальше автор обращает внимание на то, что эти голодные ребятишки помогли и сельчанам «в беде достойно жить». Заканчивает своё произведение словами о долгожданной Победе и надеждой на то, что в будущем будет всё спокойно:

Встречай с пригорка розовый рассвет,

Услышишь скоро – правнучка Катюша

Тебе агукнет что – нибудь в ответ.

В стихотворении «Мы – послевоенные» автор благодарит тех солдат, которые погибли, защищая Родину за то, что послевоенные дети могут спокойно спать и не пугаться от грохота взрывов; благодарит матерей погибших героев, которые молились ночами за своих детей и надеялись на Победу. В конце автор обращается к своим ровесникам с напоминанием о том, что послевоенные дети должны продолжить дело погибших героев и хранить мир на земле.

Светлой памятью о том вновь душа полна.

Как повсюду за собой за ручку водили,

Как спешили одарить миром нас сполна!

Многих их уж нет в живых –

Будь земля им пухом!

Нам теперь, ровесник мой, строить и любить.

Как мечталось им тогда ночью у окопа,

И спасённый ими мир от врага хранить.

2. 3. Тема войны в произведениях Александра Семёновича Баранова.

Стихотворением «Русь» открывается сборник стихов Александра Семёновича « Душа и плачет, и поёт». Автор задаёт вопрос «забытой Богом Руси» о том, что же с ней происходит в современном мире? Миллионы русских солдат, умирая, надеялись и верили, что ужасы войны больше не повторятся. Людская память ещё помнит, сколько было пролито крови, но опять « идут сыны седые с богом проклятой войны». В конце автор с болью и тревогой взывает:

« Гей! Сыны и ветераны,

Заслоним страну собой».

В стихотворении « Здесь зимой по ночам» автор рассказывает о материнской памяти. Прилетевшие зимой снегири напоминают постаревшим матерям о погибших детях. Матери от своей боли плачут, но их дети уже не вернутся никогда.

Замерзает слеза на знобящем ветру.

И не сыщет покой снова память от боли

У седых матерей в этот май поутру».

Благодарностью к ветеранам фронта и тыла пронизано стихотворение « Мои седые старики». Автор благодарен ветеранам за то, что они, не жалея себя, ковали победу над фашизмом, и за то, что они и сегодня « в бой идти готовы».

Спасибо вам за ратный труд,

За то, что хлебом дышат нивы.

За то, что птицы вновь поют,

За то, что вы, родные, живы!

Стихотворение «Это пламя на снегу» повествует о том, что красные гвоздики на снегу « будят памяти реку». Годы проходят, война уходит всё дальше и дальше, но

Той войны и боль, и гарь

Не даёт забыть былое

Автор напоминает, что нельзя забыть павшие хлебные поля, земельные лица матерей от скорби и горя, выпавшего на их плечи, переправы и броды, сожжённые леса, поверженный Берлин.

В стихотворении «Курская дуга» Александр Семёнович прославляет русского солдата и генерала, которые были одержимы одной мечтой – одолеть фашистских захватчиков. Бойцы воевали за своих родных, за Россию. До по победы дожили не все, но память о павших вечна:

Кто не дошёл – тем честь и слава,

Для них звучит победный гимн.

В стихотворении « Залечились от взрывов поля» автор рассуждает о том, что после войны прошло много времени, и лица ветеранов просветлели, но Земля помнит ужасы войны. Заканчивается стихотворение вопросами:

Как забыть тех, кто спят вдалеке

В неизвестных, заросших могилах,

Отражаясь звездами в реке

И в просторах безоблачно – синих?

Как забыть тех седых матерей, что вдали у упавшего тына

Ждут сынов с безымянных полей

Над нагнувшейся в скорби рябиной?

Стихотворением « Помолчите, господа, помолчите» автор заставляет задуматься над ценностями мира, которые нельзя купить. Эти ценности вечны, и после нас наши потомки рассудят нас. Поэтому надо помнить и чтить память павших героев.

Помолчите, господа, помолчите,

Оправданий для себя не ищите.

Ночь пройдёт и светлее станет,

Но нельзя схоронить память.

Пусть в этот миг нас с тобой не будет,

Отлетим к тем солдатам павшим.

Нас потомки с тобой рассудят,

Но поймут ли деяния наши?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Война. Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.

Изучив творчество местных поэтов Владимира Ефремовича Никифорова, Екатерины Фёдоровны Снегирёвой, Александра Семеновича Баранова я могу сделать следующие выводы:

Поэты рассказывают о том, что солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам. Жутко становится на душе. Какое горе испытывали люди, когда в дом приходило несчастье. И все же такие семьи надеялись на то, что мужья и дети вернутся домой. Страшно при мысли, что война может начаться. Ведь она не может длиться вечно. Нельзя воевать беспрерывно. Надо думать и о детях, и о матерях, и обо всех людях прежде, чем начать войну. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)