Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Территориальная подвижность населения посёлка Сингапай

С развитием общества возрастает подвижность населения. В течение своей жизни люди успевают побывать в очень многих местах. Но большая часть передвижений приходятся на уже известные человеку места: из дома на работу, из города на садовый участок и т. д.

Человеческое общество становится всё более подвижным. Население не подвижная масса, а «комплекс колебающихся частиц». Эти колебания совершаются в течение суток, недели, года. Поэтому, например, численность населения населённых пунктов меняется во времени.

Во многих странах значительная часть городского и сельского населения участвует в маятниковых миграциях населения.

В последние 10-20 лет значение маятниковых миграций в территориальных перемещениях населения существенно возросло. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций населения близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Между тем трудовые поездки сопровождаются значительными потерями времени у многих работников, «транспортной усталостью». Трудовые поездки влекут немалые материальные затраты как общество в целом (постоянная необходимость крупных капиталовложений в инфраструктуру), так и у отдельных лиц.

МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ

МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ – выразительный, но по смыслу совсем неточный термин (миграция в строгом смысле – это смена места жительства) для обозначения трудовых поездок (поездок на работу). В английской лексике лицо, совершающее ежедневные межпоселенные трудовые поездки, именуется словом commuter. Маятниковые миграции – выразительная особенность современной городской жизни.

Некоторые авторы в состав маятниковых миграций включают не только трудовые поездки, но и другие виды внутригородских перемещений: за покупками, в лечебные и культурные учреждения, « школьные» (в некоторых странах транспортировка детей в школы и из школ на специальных автобусах), рекреационные и т. д.

Между тем трудовые поездки сопровождаются значительными потерями времени у многих работников, «транспортной усталостью». Трудовые поездки влекут немалые материальные затраты как общество в целом (постоянная необходимость крупных капиталовложений в инфраструктуру), так и у отдельных лиц.

Культурный портрет маятникового мигранта заметно отличается от культурного портрета жителя центрального города, куда мигрант ездит каждый день. Главное различие между ними заключается в том, что маятниковый мигрант каждый день вынужден тратить два-три часа на дорогу. Именно за это время формируется основные отличительные признаки маятникового мигранта, делающие его непохожим ни на жителя крупного города, ни на жителя мелкого городка, не работающего в центральном городе. Маятниковая миграция - ежедневное преодоление значительного расстояния, впитывание пространства, ежедневный переход из одной социокультурной среды в другую.

Маятниковый мигрант преодолевает пространство не один, а в обществе своих «товарищей по несчастью» в автобусе или вагоне электрички. Там-то и образуется своеобразный «социум-в-пригородном-транспорте».

Маятниковый мигрант изо дня в день меняет обстановку скромного провинциального городка на атмосферу каменных джунглей большого города и обратно. Вполне естественно, что при этом человек приобретает особые психологические свойства. Маятниковые мигранты часто не адресуют свое «чувство места», «чувство родины» к своему родному городку или поселку, расценивая свое проживание как временное или вынужденное. В тоже время маятниковый мигрант не может считать и центральный город своим родным местом. Таким образом, с одной стороны, маятниковый мигрант с некоторой долей презрения относится к своему родному городу, ставит себя выше тех своих земляков, кто не работает в центральном городе, а с другой – его не признают в центральном городе за полноправного гражданина, не допускают к решению городских вопросов. Мигрант как бы зависает в пространстве, стремясь при этом все-таки проникнуть в число граждан центрального города. Маятниковый мигрант порой способен стараться подражать всему, что делают в центральном городе: остервенелое хождение в театры, музеи, посещение выставок и т. д. Это привело к тому, что маятниковые мигранты гораздо больше знают о подробностях культурной жизни центрального города, чем собственно горожане. В Москве такое глубокое знание культурной жизни уже служит признаком провинциализма.

От такой «подвешенности» маятникового мигранта страдает больше всего не он сам, а его родной городок или поселок. Лучшая часть населения пригорода практически не живет здесь, равнодушна к процессам, приходящим в нем. В пригородных населенных пунктах идет расслоение людей на маятниковых мигрантов и «аборигенов». Постепенно самые умные и предприимчивые «вымываются» из пригорода. Центральный город предстает в виде эдакого паука, тянущего соки из окружения.

Маятниковому мигранту присущ здоровый консерватизм. С одной стороны, он не живет в глухой деревне, которую обходят всякие новшества, с другой – на него слабее воздействуют социальные болезни, присущие крупнейшим городам (например: наркомания).

Факторы, определяющие подвижность населения: 1) развитие транспорта; 2) распределение мест работы и жительства; 3) увеличение свободного времени; 4) рост уровня жизни.

Изучать массовые передвижения населения необходимо для того, чтобы организовать хозяйство, особенно работу транспорта, работу ГИБДД и др. организаций.

Оценить подвижность населения можно по многим показателям. Самый простой из них – расстояние, которое средний житель проехал за определённый промежуток времени. Так же можно выяснить, какая доля населения и как часто выезжает за пределы своего населённого пункта или какая доля жителей регулярно проводит отпуск вдали от дома.

Территориальная суточная подвижность

Мы рассмотрели суточные передвижения жителей посёлка Сингапай. Для этого:

1. Выяснили численность населения посёлка, количество работающих на предприятиях и организациях посёлка.

Численность населения посёлка составляет 2544чел, из них дети до 18 лет – 630, от 18 лет и старше - 1914 человек (162 человека неработающие пенсионеры и инвалиды).

Занятость населения на территории посёлка Сингапай.

Название организации, предприятия. Число работающих.

Почта 3 человека

Детский сад 36 человек

ЖЕУ 25 человек

Магазин «Лада» 5 человек

Магазин «Тройка» 2 человека

Магазин «Марина» 8 человек

Магазин «Виктория» 6 человек

Магазин «Сингапай» 9 человек

Администрация 20 человек

000 «ЮНПБС» 1080 человек (170 человек жители посёлка Сингапай)

Амбулатория 20 человек

МОУ «Сингапайская СОШ» 80 человек

ДК «Камертон» 25 человек

ООО «Клен» 60 человек

Таким образом, непосредственно на территории посёлка работает – 1370 человек, из них жителей посёлка составляют примерно 450 человек.

2. Произвели расчёты пассажирооборота автобуса № 109 по маршруту

Нефтеюганск – Сингапай ( таблица 2).

Один рейс маршрутного автобуса № 109 проезжает расстояние 15 км (от остановки «Аэропорт» до остановки «Сингапай») за 40 минут. На маршруте работает два автобуса и за день совершает двадцать восемь рейсов. Один рейс окупается при перевозке шестнадцати человек.

Пассажирооборот автобуса № 109 по маршруту Нефтеюганск – Сингапай в рабочие дни.

Движения автобуса по маршруту Нефтеюганск - Сингапай: Движения автобуса по маршруту

Сингапай -Нефтеюганск:

Время движения Среднее число пассажиров Время движения Среднее число пассажиров

05-50 2 человека 06-30 60 человек

06-30 2 человека 07-10 79 человек

07-10 13 человек 07-50 70-80 человек

08-30 12 человек 09-10 12 человек

09-40 14 человек 10-20 14 человек

11-00 13 человек 11-40 13 человек

12-20 11 человек 13-00 10 человек

13-40 10 человек 14-20 11 человек

15-00 40 человек 15-40 25 человек

16-10 30 человек 16-50 15 человек

16-50 40 человек 17-30 16 человек

17-30 80 человек 18-10 20 человек

19-10 80 человек 19-50 18 человек

20-00 10 человек 20-40 4 человека

Выяснилось, что самыми многочисленными рейсами являются 06-30, 07-10, 07-50 из посёлка Сингапай и 17-30, 19-10 из Нефтеюганска. После опроса пассажиров определили причины перемещения – это проезд до места работы и места учёбы утром и обратно вечером с работы, учащиеся обычно возвращаются на рейсах в 16-10 и 16-50.

В среднем каждый человек тратит на поездку в день до 90 минут. В денежном эквиваленте это составляет – 32 рубля + 24 рубля (по городу) = 56 рублей. В среднем за месяц на транспортные расходы приходится около 1500 – 1800 руб.

3. Опросили жителей, которые работают в городе Нефтеюганск, но для поездок на работу пользуются личным транспортом.

В опросе участвовало 20 человек, которые до места работы добираются личным автотранспортом. Эти люди тратят на поездку до 60 минут в день и 36 километров = 72,9 рубля (расход топлива в среднем 1л на 10 километров, при стоимости бензина 22 рубля).

4. Изучили наличие в посёлке учреждений сферы обслуживания.

Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой обслуживания и маятниковой миграцией. На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город.

Учреждения сферы обслуживания.

Учреждения сферы обслуживания Поселок Сингапай

Почта +

Аптека +

Больница -

Сберкасса -

Дом культуры +

Амбулатория +

Общественная баня +

Ателье ремонта и пошива одежды -

Парикмахерская +

Ателье ремонта обуви -

Стадион -

Школа +

Школа искусства -

Школа музыкальная -

Сделав опрос пассажиров, так же выяснилось, что в дневное время около 20 человек пользуются общественным транспортом для поездок в учреждения дополнительного образования (школа искусств, музыкальная школа спортивная школа), 5-10 человек для получения различных услуг, так как не все учреждения сферы услуг есть в посёлке. Таким образом, в основе маятниковой миграции из посёлка в города лежат не только трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах.

Таким образом, изучив теоретические вопросы, проанализировав пассажирооборот, мы выделили причины перемещения населения: 1)значительное количество жителей посёлка совершает ежедневные межпоселенные трудовые поездки; 2) поездки на учёбу; 3) за покупками; 4) в лечебные и культурные учреждения; 5) и другие перемещения, пользуясь личным или общественным транспортом. Что влечёт за собой немалые материальные расходы и затраты времени, а эти данные свидетельствуют о проявлении маятниковой миграции. Маятниковая миграция это - особенность современной жизни. Особенности маятниковой миграции нашего посёлка важно знать для организации хозяйства, особенно работы транспорта и связи.

Таким образом, изучив данную проблему, мы пришли к такому выводу:

1. Необходимо разработать более гибкий и рациональный график движения автобусов.

2. Обратиться в администрацию посёлка с предложением открытия филиала школы искусств.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)