Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Типология положительного героя детской литературы советского и постсоветского периода

Литература каждой эпохи создаёт своего Одиссея, Ланселота Озёрного, Д'Артаньяна или Андрея Болконского - своего героя, который воплощает всё лучшее, что в этом времени существует и ценится. Герой, отражая авторскую концепцию и реальные представления о морали, утверждает нравственный идеал и проверяет жизненность современного «кодекса чести». Для читателя, особенно молодого, он становится образцом, ориентиром в вечных вопросах добра и зла, счастья, смысла жизни. В детской литературе советского периода спутниками и учителями юных читателей были герои Л. Кассиля, А. Рыбакова, А. Гайдара, Н. Носова, В. Крапивина, Ю. Сотника, Р. Погодина, Ю. Коваля. Однако та литература ушла вместе с советской эпохой, вместе с литературой Большого Стиля - социалистического реализма. Во времена Великой Переоценки Ценностей претерпели некоторые изменения такие ясные и определённые тогда понятия «товарищества», «достоинства», «долга». Новое время постепенно создаёт своего героя с новым мышлением и «кодексом чести».

В детской литературе советского периода наиболее известны имена А. Гайдара и В. Крапивина, создавших тип положительного героя, долгое время считавшегося эталоном поведения подрастающего поколения.

Гайдар стал наставником, чётко определив свою задачу: «Жить с детьми в настоящем и готовить их для будущего». Все его произведения учат человека с самых ранних лет «честно жить, много трудиться и крепко любить свою огромную счастливую землю», учат без назидательности и наставления, подчиняя этой цели все композиционно-художественные средства и систему образов.

Гайдар знал постоянную жажду деятельности, присущую детям, и в своих книгах сумел удовлетворить эту потребность, показывая своего Героя в действии. Характер его Тимура раскрывается в поведении, поступках. Каждое событие добавляет штрихи к портрету героя - бескорыстного помощника, отзывчивого к чужой беде, умного и рассудительного командира штаба, благородного противника в битве за снежную крепость. Автору дорога романтика гражданской войны, поэтому его герой видит нравственно-этический идеал в красноармейцах. Его команде, как маленькой армии, свойственны те же стремительность, дисциплина, чувство локтя. Однако победу Героя в «бою» с хулиганами в чужом саду автор представляет как результат не силового, а морального превосходства. «Всё может быть - и плохое настроение, и неспокойная совесть, и горе, и потери, и всякие трудности, но надо суметь одну свою жизнь прожить так, как надо, - ясно и честно», - говорят герой и писатель.

Таким образом, Гайдар создал Всадника, который всегда впереди - «простого и милого мальчишку», благородная «игра» которого стала увлекательным и жизненно важным делом не только для гайдаровских героев, но и для нескольких поколений советских детей.

В. Крапивин, подобно Командирам из собственных книг, стал мудрым собеседником, благородным защитником, добрым наставником, ведущим юных читателей по сложным жизненным дорогам. Повести «Мальчик со шпагой», «Трое с площади карронад», «Выстрел с монитора» и другие вобрали и объединили гуманистические заповеди, став «юности честным зерцалом». Не так простодушно, но с той же гайдаровской верой и горячностью Крапивин стремится поднять читателя над обыденностью и вместе с тем с героем выступить против тупости, злобы и подлости, против серого мира, где нужны слепое послушание и задавленная гордость. Герой его словно из «иной жизни - светлой и честной»: всё его существо исполнено романтики - но не советской романтики периода освоения целинных земель, строительства БАМа или исследования Крайнего Севера, а романтики старой и прекрасной, как мечта об Алых Парусах. Согласно канонам романтического, Герой должен найти истоки возвышающего в себе, стать Личностью. И Герой, решая вопрос «быть или иметь» (быть ли до конца честным перед людьми и самим собой или иметь сытую спокойную жизнь), выбирает после сомнений и раздумий раз и навсегда первое - «быть», - становится Дон-Кихотом, рыцарем справедливости. Он Пограничник, и не только когда рассекает пространство Великого Кристалла, но и тогда, когда балансирует на тонкой грани, решая, оправдать ли себя чужими правильными словами или сделать по-своему, потому что осталась в глубине души уверенность, благодаря которой можно различать зло и добро.

Что помогает Дон-Кихоту победить злую силу? Ответ прост: гордый дух, помощь друзей, светлая и благородная цель. Вся жизнь героя звучит как призыв к вечной борьбе с драконом в самом себе, и вечному движению и поиску.

Герои произведений Л. Кассиля очень разные, но в них много общего: все они страстные патриоты, люди чести, презирающие несправедливость и неправду. Анатолий Алексин говорил о героях Льва Кассиля, что они «насыщают душу юного человека витаминами рыцарства, храбрости, стойкой бескомпромиссности».

В повестях Юрии Сотника ведётся весёлый по форме и серьёзный по содержанию разговор о проблемах школы. Герои его книг всегда - исследователи, открыватели, «двигатели прогресса». И герои эти для писателя всегда лучше, чем о них думают взрослые, мысль эта проходит едва ли не через все его произведения.

Устами одного из героев своего произведения Юрий Сотник обращается к своему читателю: «Ты можешь быть кем угодно: полярным исследователем, биологом, химиком, пионервожатым. Прошу тебя только об одном: что бы с тобой ни случилось, всегда оставайся честным, порядочным, смелым. Оставайся Человеком с большой буквы».

Общественно-политическая ситуация 90-х и последующих годов способствовала изменению идейного содержания и созданию нового типа положительного героя детской литературы. Это доказывает проведённый нами анализ произведений, напечатанных в журналах «Пионер» (1996-97гг. ), «Простоквашино» (2005 г. ), других отдельных изданий современных авторов.

Авторы В. Майоров, Г. Лесина, С. Генералов, заимствуя традиционные ситуации и проблемы (проблемы человеческих отношений, чувство сострадания, взаимопомощь и т. п. ) решают их на принципиально новом уровне межличностных отношений и изменившихся нравственных приоритетов. Так, в рассказе В. Майорова «Интеллектуальная собственность» повествуется о двух школьниках, которые с помощью изобретательности старшего брата заранее знают контрольные задачи по математике. Предприимчивые «ростки будущего» продают одноклассникам билеты с заданиями за «Сникерсы».

В центре рассказа Г. Лесиной «Шоколадка» - герой, этакий сторонний наблюдатель, которому проще добиться физического превосходства и таким образом расправиться с обидчиками, нежели победить их морально.

Главный герой рассказов из книги С. Генералова «Изобретатель» предпочитает активному преобразованию несовершенной окружающей действительности погружение в свой внутренний мир.

Уход героя в своё «я», его сосредоточенность на узколичных интересах - характерная черта многих произведений современной детской литературы (Д. Василова «Первая любовь, вторая любовь, третья любовь и т. п. », С. Макеев «Ковбойское счастье», Н. Березовский «Хохма», М. Москвина «Моя собака любит джаз (сборник рассказов)).

Радикальные изменения происходят в литературе для самых маленьких читателей. Недавно вышло в свет продолжение серии книг о приключениях в Простоквашино (первая книга - «Каникулы в Простоквашино», 1980 г. ) - «Новые порядки в Простоквашино. Книга для современных детей и родителей».

Доходчиво рассказывает Э. Успенский маленьким читателям о происходящих в стране изменениях: «Во всей стране жизнь заметно начала меняться в лучшую сторону. Всякие ларьки открылись с алкоголем, бани. Заводы, которые экологию портили, позакрывались. И те, которые экологию не портили, тоже позакрывались. Так что многие люди в деревню потянулись.

В Простоквашино жизнь тоже заметно улучшилась - раньше ни одного магазина не было, теперь сразу восемь пивных палаток появилось». И хотя автор во вступлении предупреждает, что «эту книгу лучше читать вместе с родителями» и что она «очень ироничная и с большой долей сарказма», вызывает недоумение, зачем писатель растолковывает суть бандитского наезда. Одна из глав книги так и называется «Наезд на деревню Простоквашино. Глава пятая. Уголовная». Вот лишь некоторые фразы этой главы: «Для меня все вы тут козлы. Гони тысячу баксов, а не то я тебя на счётчик поставлю. Давайте сферы влияния делить».

В книге рассказывается о том, что Печкин приватизировал почту, а конкуренты подбросили ему доллары в коробку перед выборами главы администрации, как кот Матроскин укрыл от преследования пару дезертиров из армии, за это заставив их вскопать огород, как Шарик и всё тот же Матроскин, обидевшись на обвинение в «сепаратизме», ушли в полевые командиры.

Книга Э. Успенского представлена газетой «Комсомольская правда» от 13 октября 2005 года на премию «Анти-Барто».

Писатель Э. Успенский написал ещё три новые книги, в центре которых новый герой детской литературы - Жабжабыч Сковородкин, огромная жаба, которая, еще не выйдя в люди, собралась стать мэром своего городка. Более того, его избирательную кампанию с успехом ведут ученики младшей школы.

Интересно проследить изменение семантического ряда глаголов, характеризующих действия героев. Для эксперимента из отрывков текстов размером со страницу выберем наиболее яркие слова.

А. Гайдар В. Майоров В. Крапивин Э. Успенский

«Тимур и его команда» «Интеллектуальная собственность» «Портфель капитана Румба» Г. Лесина «Новые порядки в

«Шоколад Простоквашино»

скакать продать думать броситься стрелять охотиться торговать читать верещать захватить ворваться занять знать подстроить арестовы-

рвануться заплатить верить засунуть вать помогать организовать надеяться стырить наехать укладывать (компанию) светиться загнуться вооружаться работать допереть («придумать») лететь приставать влипать подбадри- выудить отравлять наказывать вать завернуть («сказать непонятную фразу») скрутить фордака

Очевидно, что у В. Майорова преобладает современная «торговая» лексика, глаголы и действия эгоистической направленности, тогда как у А. Гайдара это глаголы энергичного созидания, активного преобразования действительности. Произведения Г. Лесиной наполнены глаголами действия с негативной окраской, в то время как у Крапивина преобладают слова преимущественно отражающие духовные действия, а также специфические выражения, создающие романтическую атмосферу произведения. Повесть-сказка Э. Успенского изобилует агрессивной лексикой.

Таким образом, даже краткий анализ лексики современных произведений указывает на сужение нравственного и жизненного кругозора героев.

Проанализировав целый ряд произведений детской литературы советского и постсоветского периода, мы приходим к следующим выводам:

• прослеживается явная зависимость типа героя от ценностной ориентации общества;

• в произведениях прошлых лет герой являл собой идеал и мог служить юному читателю примером, образцом при социализации; сегодняшнему герою часто не хватает глубины, тонкости, гуманизма (и автор прячет это зачастую за внешним блеском, динамичным сюжетом);

• герой Гайдара, Крапивина - друг, наставник, учитель; герой Майорова, Лесиной, Генералова, Москвиной - просто ровесник, знакомый;

• возвышенность и одухотворённость литературных ситуаций прежних лет сменяется приземленно-бытовыми, эгоцентричными реалиями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)