Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Томск. Историческое формирование городских районов

С 1700 года Томск из приграничной крепости воинов, таможенников превращается в притрактовый город ремесленников, ямщиков и купцов.

Город расширялся вдоль рек Томь и Ушайки. Томичей называли «речными» прозвищами, как «бакланники» и «муксунники».

Так каким же был тогда Томск? Вот что писал И. Г. Глемин – член Петербургской академии наук и участник Второй камчатской экспедиции: «Город как бы делится на две части, одна на возвышенности, а другая – в низине. На возвышенности находится четырёхугольная деревянная крепость, построенная по обычному в России для деревянных строений образцу; с запада от неё полверсты до Томи, а прямо с южной стороны, под горой, на которой стоит крепость, течёт речка Ушайка, приводящая в движение мельницу чуть выше по течению. Во всех четырёх углах крепости и у двух ворот, расположенных на северной и южной сторонах, есть деревянные башни Внутри крепости - деревянный кафедральный собор, дом воеводы, канцелярия, несколько каменных амбаров и цейхгауз. На колокольне кафедрального собора имеются куранты, которые по старинному обычаю отбивают часы восхода и захода солнца. На южной и северной сторонах построено много частных домов. Рядом с северной находится часовня, а у южной – приходская церковь.

Нижняя часть города самая населённая, и так как Ушайка течёт посередине, она как бы делит её на правую и левую половинки. В последней располагаются главные здания двух монастырей, женского и мужского, при них есть церковь. Ещё в этой части города находится Татарская слобода.

В правой части есть ещё три приходские церкви и большой четырёхугольный гостиный двор, все из дерева. В нем 45 лавок». Но это лишь общий план. А вот детали подробно описывает П. С. Паллас – ученый немец, участник другой экспедиции в Сибири. «Нельзя себе ничего беспорядочнее представить, как узенькие, кривые и одна другую пересекающие улицы, дома, один другого загораживающие, и скверные лачужки, которые все сие многолюдное место составляли».

Но Паллас отметил такую важную деталь: деревянный город постоянно страдал от пожаров, и после каждого такого бедствия новые улицы застраивались уже организованно. Постепенно сформировались городские участки.

На правобережье Ушайки – это: Воскресенская гора, Пески, Заозерье, Кирпичи, новая деревня, Шведская гора; на левобережье – Юрточная гора, монастырь, место Нижняя Елань, Заисточье; на обоих берегах – Уржатка.

Бывший острог на Воскресенской горе, растянувшийся уже до Белого озера, оставался административным центром города и расширялся, и хорошел. На рубеже 18-19 веков церковь была заменена на каменную. Она и доныне радует глаз строгостью своих линий и устремлённостью к небесам.

К этому району примыкало первое городское кладбище (район ул. Дальнеключевской и начало ул. Пушкина. Теперь стоит завод («Сибкабель»), кадетский корпус). Оно называлось Вознесенским.

Под горой вдоль Томи место называлось Пески (проспект Ленина, ул. К. Маркса, Р. Люксембург, Б. и М. Подгорная и пересекающие их переулки до пер. Дальнеключевского ). Здесь стояли две деревянные церкви: во имя Сошествия Святого Духа (Духовская, 1652 г. ), и Богоявление Господнего (Богоявленская, 1630г).

Богоявленский храм был центром Нижнего Томска. Он встречал прибывших по реке. На его площади стояли звонница, лобное место, темница, эшафот. К нему прилегало и кладбище. Храму катастрофически не везло – он горел в 1639, 1741, 1769 годах, пока был не выполнен из кирпича. И стал первой Томской каменной постройкой, к тому же двухэтажной.

Заозерье (ныне от Ц. рынка до ул. Бердской и от пр. Ленина до р. Томи). Оно было заселено несчастными угличанами. Из-за московских царедворцев именно в Угличе, в 1591 году был убит царевич Дмитрий – последний Рюрикович. Но за политические козни рассчитывались холопы – 30000 человек было отправлено в сибирскую ссылку.

Во второй половине 18 века в городе началось каменное строительство и нужно было место для выделки кирпича, и одновременно где можно было взять глину, песок и воду. Этим местом оказался район – Кирпичи (между склоном Воскресенской горы и Ушайкой. Сейчас это между ул. Яковлева и ул. Октябрьской).

А далее находилось самое окраинное и малое по площади историческое место с названием Новая Деревня ( от ул. Больничной до р. Ушайки и от ул. Яковлева до ул. Сев. -Казанской ). Это место было образовано в конце 17 в. монастырскими крестьянами из Тобольска.

К числу освоенных мест надо отнести Шведскую гору: здесь томичи-католики 18 столетия основали кладбище ( сейчас это место « первого» Каштака). Каштак с перевода тюрпского топонима : кыштаг- «зимняя гора», кашта- « местность на бровке», кастаг- « вражья гора». В двух вариантах присутствует слово « гора». Но почему « шведская»? Версия гласит: на этом месте похоронили непереживших ссылку шведов и их пастора , присланных из Тобольска в 1714 г. Причём легенды включают в число усопших две известные персоны. Первая- это шведский драгун, первый муж Марты Скавронской, которая потом стала женой Петра Великого, а затем и императрицей Екатериной 1, а вторая личность - генерал Шлипенбах, герой пушкинской « Полтавы» ( « Сдается пылкий Шлипенбах»).

Наиболее обжитым районом считалась Юрточная гора. ( Ныне от р. Ушайки до ул. Герцена и от ул. Источной до ул. Красноармейской). Правда, татарские юрты и жилищ « бухарцев» переместились в Заисточье. На горе жили новоприбывшие мещане - была такая попытка навести порядок « с пропиской» - крестьян выселяли из Томска в сельскую местность, а мещане, обосновавшихся в деревне, переселяли в город.

Старожилым стало и Монастырское место ( от р. Ушайки до пр. Фрунзе и от ул. Крылова до ул. Гоголя ). Здесь стояли постройки мужского Алексеевского и девичьего Христорождественского монастырей. В своё время они заняли пустырь, поэтому они вольготно раскинулись на красивом месте.

В 1721 г. на Алексеевском подворье уже стояли храм, колокольня, кельи, сад и больница. Отдельное место занимало кладбище. В 1710-1711 гг. построили новую церковь, посвящённую Казанской Божией Матери. С той поры монастырь стал называться Богородско-Алексеевским. Как и прежняя, так и эта церковь сгорели. И тогда в 1779-1789 гг. деревянный храм был заменён на каменный. Он имел 7 куполов и 9 колоколен, в том числе колокол Большой в 303 пуда весом.

А вот девичий монастырь никогда не имел ни крестьян, ни земель. Дела обстояли плохо и поэтому всю « недвижимость» передали приходу вместе с каменной церковью, освящённой в 1810 г. Монастыри в России всегда служили местом ссылки. Наиболее известным узником Томской Богородско- Алексеевской обители стал А. П. Ганнибал –эфиоп, военный инженер, генерал- аншеф русской армии, крестник Петра 1 и прадед по матери А. С. Пушкина.

«Еланью» татары называли поляну в лесу, пригодную для сенокосов и хлебопашества. Это удобное место томичи освоили для хозяйства. Оно делилось на две части. Нижняя Елань (р- н ул. Герцена, ул. Советская, нач. пр. Фрунзе ) стала застраиваться в конце 18 в. А Верхняя Елань, расположенная далее к югу и выше по рельефу, пока оставалась для полей и сенокоса. В те времена здесь протекали речки Игуменка и Еланка, ныне закатанные под асфальт.

Заисточье (территория ТЭЦ-1 до Коммунального моста и пр. Ленина до р. Томи ) – это узкая полоса вдоль Томи стала новостройкой 18 в. Второе название этого района Татарская слобода. Сюда переместились татары с Юрточной горы. Они, как давнишние коневоды, возчики и кузнецы, и подселившиеся к ним купцы - «бухарцы», выбрали это место неслучайно. Приманкой был Сибирский тракт. Это самая протяжённая в мире сухопутная почтовая линия длиной 12745 вёрст (13599 км. ) от Санкт- Петербурга до Охотска прошла через Томск. И к 1770 г. все участки тракта в пределах томских земель оказались заселёнными. В Заисточье у подножия Юрточной горы располагался «почтовый» дом. Дорога к западу от его крыльца называлась Московским трактом, а к востоку- Иркутским. Вдоль Московского тракта образовался новый городской район.

А вот район с названием Уржатка, граничивший сразу с Песками, Болотом, Монастырским местом и Юрточной горой, захватывал оба берега Ушайки в самом её устье( ул. Обруб, ул. Набережная Ушайки, пер. Батенькова, пер. Аптекарский, пер. Комсомольский, пер. Пионерский, пер. Нахановича, пл. Батенькова, пл. Конная и часть ул. Ленина). Здесь в 1789-1790 гг. стали перестраивать деревянную Благовещенскую церковь в каменную. Новый храм, освящённый в 1804-1806 гг. стал надолго главным городским собором. Именно Уржатка первые два века служила воротами Томска- города на реке. Здесь, в ушайскинском устье, швартовались лёгкие речные суда, пока не появились тяжёлые пароходы и пристань не переместилась на берег Томи. А судов было немало. Случайно или намеренно , но при выборе местоположения города основатели попали «в десятку». Если в древности «все дороги вели в Рим», то в Сибири XVII – XVIII в. в. «все дороги вели в Томск». Дело в том, что связь с северными и западными острогами и городами вплоть до Тобольска – столицы тогдашней Сибири. Теперь до Урала удобнее и дешевле совершать поездки по рекам Томи, Оби, Иртышу, Туре. А с югом и востоком – Кузнецком, Минусинском, Красноярском и землями, вплоть до Монголии и Китая, отношения всегда поддерживались посуху. Узловой точкой, соединившие речной и сухопутный транспорт стал Томск.

В городе к середине 19 столетия сформировалось несколько новых районов. Болото ( район ул. Загорной, ул. Шишкова, ул. Лермонтова) - здесь были домишки бедняков, постоялые дворы и ремесленные мастерские.

Верхняя Елань (пр. Кирова, ул. Усова, ул. Учебная, ул. Кузнецова, ул. Вершинина) – этот район заняли Иоанно-Предтеченский женский монастырь, пищевые предприятия, ипподром, вузовские корпуса и жильё профессуры.

А ещё с Верхней Еланью, а точнее с Лагерным садом, связан один сюжет знаменитой легенды о томских трущобах. Её сторонники с воодушевлением рассказывают, что именно здесь на обрыве Томи находились выходы из подземных ходов, устроенных «чаерезами» - бандитами, грабившими на тракте обозы из Монголии и Китая. В искусственных тоннелях, куда якобы могла поместиться не то четвёрка, не то шестёрка лошадей, разбойники хранили то, что награбили и перекрашивали угнанных скакунов.

Мухин Бугор (район кондитерской фабрики – Петропавловского собора) – этот район занял каменный собор во имя Петра и Павла, жилища горожан средней руки.

В районе Солдатской слободы (ул. Красноармейская, ул. Белинского и Гоголя ) было жилье отставных нижних чинов. Наиболее крупным районом на рубеже 19-20 веков стала Спичка (Спичфабрика).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)