Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Торговые связи древних югорчан

Изучение археологических древностей таёжной зоны Западной Сибири началось в конце XIX-начале XX века. Первые научные археологические раскопки на территории округа провел в 1891г. Ф. Мартин на Барсовой горе близ Сургута. Многое сделано такими учёными-археологами как Знаменский М. С. , Паткалов С. К. , Городков Б. Н. , Кузнецовым и другими. Революционные события прервали изучение древностей истории края. В 1920-1930 годы полевые археологические исследования осуществлялись в основном в бассейнах Конды и Северной Сосьвы. В 50-е годы появляются публикации по древней истории народов Обского Севера В. Н. Чернецова. С 70-х годов начинаются ежегодные, масштабные раскопки памятников археологии, которым грозило уничтожение в ходе строительных работ. Основным результатом полевых исследований 70-80-х годов явилось значительное пополнение фондов институтов и университетов. Находки обрабатывались археологическими лабораториями институтов, а затем появлялись в качестве экспонатов в местных музеях.

Посещая Югорский музей и принимая участие в археологических экспедициях, я обратила внимание на металлические предметы найденные на раскопках. Эти предметы не изготовлены местными умельцами, как объяснили мне учёные-археологи С. Ф. Кокшаров и А. П. Зыков. В книге «Угорское наследие» даётся информация о торгово-обменных связях нашего региона с эпохи энеолита. Особенно ярко проявился торгово-обменный характер в эпоху раннего железного века, т. е. в железном веке, в наш регион попало множество предметов из разных регионов.

В своей работе я хотела бы выяснить историю проникновения металлических предметов в наш район.

Задачи:

1) анализ информации археологических отчётов по Эсскому могильнику.

2) изучение литературы по соседним государствам в период с 11 по 16 век.

3) написание работы, в которой будут выделены связи с другими регионами нашей страны.

Тайны серебряных вещей

В сентябре 1985 года житель посёлка Комсомольский (ныне это город Югорск) Ханты-Мансийского округа Геннадий Григорьевич Духанов, человек любознательный и отлично знающий наш край, наткнулся на небольшой островок, где он обнаружил целый клад зарытых сокровищ. Извлечённые из-под земли 53 предмета, несомненно, представляли огромную ценность в изучение истории края. Находки Геннадий Григорьевич передал в Екатеринбург археологам Уральского университета. Коллекция сразу же привлекла внимание специалистов. В то время она была самым крупным собранием западносибирских предметов XV-XVI веков. Археологов заинтересовала место находки, и они побывали на островке в 1986, 1987, 1999 и 2001 годах. Сначала был составлен глазомерный, а затем инструментальный план острова, собраны мелкие украшения из серебра, меди и олова, железные топоры, наконечники стрел, медные котелки. Были осмотрены и все другие островки болотистой поймы Эсса, но сколько – нибудь близких по времени археологических памятников вокруг найдено не было. Неординарность памятника была налицо и требовала более детальных раскопок, которые подтверждали, что это не случайное собрание предметов, а возможно погребение людей. А эти вещи принадлежали людям, жившим далеко от места своего последнего прибежища.

Из найденных в Эсской пойме предметов особенно примечательны и интересны вещи, изготовленные из серебра. Серебряные вещи были привозными. Можно по описанию вещей выяснить их место изготовления. Итак, первый предмет, привлёкший моё внимание это часть женского украшения-очелье.

Очелье представляет собой длинную ленту из тонкого прокованного листа серебра. Размер ленты 49,3 см, ширина 4 см, толщина ленты 1 мм. Лента имеет зауженные концы, на которых пробиты отверстия, декорированная 15 половинками серебряных, украшенных зернью и сканью бусин. К бусинам крепились цепочки с подвесками в виде уточек и рыбок. Очелье с четырьмя сохранившимися привесками было найдено Духановым Г. Г. , а в 1999 году были обнаружены ещё две привески-уточки. Очелье сделано где-то в Верхнем Прикамье в XV-XVI веках с использованием более древних золотоордынских бусин XIII-XIV веков. То есть находка очелья датируется XV-XVI, а бусины, используемые в этом украшении, имеют более старый возраст XIII-XIV в. Наверняка это изделие совершило трудный многокилометровый путь с Камы на берега Оби, и было обменено торговцами на шкурки пушных зверей.

Среди серебряных вещей есть бляхи из тонкой серебряной фольги с тисненым орнаментом.

Они копируют форму щитков для защиты руки лучника то удара тетивы, хорошо известных по археологическим находкам XII-XVII века в Западной Сибири, но в этом качестве использоваться не могли, а являлись лишь церемониальными украшениями. Щитки были сделаны, скорее всего, ювелирами Казанского ханства, сохранившими традиции ремесла домонгольской Волжской Булгарии. Изделиями золотоордынских Волжской Булгарии и Казанского ханства были и серебряные сканые однобусинные серьги и трёхбусинные височные подвески, имеющие многочисленные аналоги в материалах западносибирских могильников XIV- начало XVII века. Ажурная серебряная бусина, спаянная из тонкой серебряный проволоки, подобна золотым ажурным бусинам времён поздней Золотой Орды из Симферопольского клада начала XV века. К XV-XVI векам относятся найденные на острове разнообразные полые паяные пуговицы из серебра и меди, изготовлявшиеся в Средней Азии.

Находки характеризуют культуру зауральских вогулов в период, предшествующий вхождению таёжного Зауралья в состав Русского государства. Они отражают оживлённые торговые связи аборигенов Северо-Западной Сибири с татарскими государствами, возникшими на обломках Золотой Орды, и с находившимся под их влиянием финно-пермским населением Верхнего Прикамья.

История одного украшения

Есть в коллекции предметов-вещь, проливающая свет на отношения Московского государства с остяко-вогульскими княжествами на рубеже XV-XVI веков. Это русский перстень-печатка, отлитый из высококачественного серебра. Обнаружение в этих местах этого уникального предмета просто невероятно. Как он мог попасть на остров на болото?

Щиток-печатка перстня имеет сердцевидную форму. Внешняя поверхность ровная, внутренняя выпуклая. На внешней поверхности нанесено рельефное (гравированное) изображение дерева. С двух сторон оно фланкировано двумя фигурами людей в фас, с повёрнутыми в профиль головами. В отставленных руках обеих фигур, Обращённых к краям печатки, изображены сабли, направленные остриями вниз. У правой фигуры в другой руке изображен ещё один предмет, поднятый на уровень лица,- в нём угадывается чаша либо рог для питья. На дужках перстня с обеих сторон щитка расположены литые барельефные орнаменты. На внешней поверхности щитка-печатки прослеживается глубоко въевшееся овальное пятно красно-коричневого цвета. Такие же следы сохранились в углублениях орнамента на прилегающих к щитку участках дужки. Скорее всего, это какое-то органическое вещество (сургуч, воск), сохранившееся до наших дней благодаря пропитавшим его окисям серебра. Точных аналогов находка не имеет, однако известны похожие вещи среди бронзовых литых перстней-печаток Северо-Восточной Руси XV- начало XVII века. Близка манера орнаментации прилегающих к щитку частей дужки, иконография фигур человека. Владельцами этих перстней-печаток были русские князья, бояре, чиновники княжеской администрации довольно высокого ранга. Русский перстень оказался среди вещей на аристократическом вогульском могильнике благодаря неспокойному XV веку в нашем крае. Вооруженные выступления местной знати заканчивались переговорами с русскими властями. В 1484 году в Москву с богатыми дарами приехал остяцкий князь Пыткей – «от всей земли Кодские и Югорьские» просить за пленных. «Печалование» остяка перед Иваном III поддержал владыка Филофей, « и князь великий пожаловал тех князей полоненных, отпустил их в свою землю». Возможно, именно тогда и был вручен перстень какому-то знатному вогуличу, находившемуся в составе делегации пелымского князя. То, что эсский перстень использовался в качестве печати при скреплении какого-то документа, доказывают остатки органического вещества, может быть воска.

В результате я пришла к следующим выводам.

В Советском районе в период железного века, а именно с 10 по 16 века поступало много импортных предметов, привозимых из таких стран как Волжская Булгария, Казанское ханство, Средняя Азия, государство Верхнего Прикамья и Русское государство. Многие из этих государств расположены достаточно далеко. Добраться до нашего края было нелегко, но многих путешественников-торговцев это абсолютно не смущало. Выгодные торговые связи сулили, по-видимому, неплохую выгоду и не какие трудности не пугали купцов. Мягкая рухлядь - это стоило немалых денег. Вот почему даже труднодоступные края вскоре стали привычными для многих торговых людей. Многие предметы, похоже, даже привозили на заказ по сделанным рисункам. Так что пушнина, как основная валюта того времени открывала пути для многих государств в наш край.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)