Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции и праздники

Место общее и память общая

Давным-давно, ещё в первобытные времена, человек совершал какие – то обряды, справлял особые дни, которые назывались праздниками. В этом нас уверяют ученые, которые приводят доказательства в виде наскальных рисунков, изображающих человека в звериных шкурах, непонятно раскрашенных и т. д.

Жизнь людей – это череда будней и праздников. Но будних дней намного больше. Ведь жизнь человека не легка, ему приходится много трудиться, поэтому накапливается усталость. Нужна разрядка. И поэтому появляются праздники. Но с другой стороны – человек в древности не мог объяснить многих явлений природы и появляется религия – вера в сверхъестественные существа. Сверхъестественными способностями человек наделил деревья, животных, воду, огонь и др. В трудные минуты жизни человек искал помощи у потусторонних сил. Так появились обряды, а праздники и религия слились воедино. С тех самых древних времен праздники и обычаи передаются из поколения в поколение, повествуя молодежи об их корнях. В последнее время очень заметно, что в нашей стране происходит возвращение к истокам – к традициям и обычаям наших предков.

Мы являемся потомками древних славян и поэтому переняли их традиции и обычаи. Славянских праздников было много. Именно поэтому целью моей исследовательской работы является изучение славянских обычаев и традиций. Задачами исследовательской работы являются следующие:

Поиск информации о славянских праздниках.

Изучение традиций, ритуалов этих праздников.

Изучение деятельности населения, связанной с праздниками.

Изучение общности праздников разных народов.

Эту цель и задачи я реализовала на примере исследования самого яркого праздника летнего цикла славянского земледельческого календаря – дня Ивана Купалы. Он приходится на 24 июня (7 июля). Иванов день впервые в этом году отмечали жители нашего села.

Этот народный праздник летнего солнцестояния известен под разными именами по всей Европе. Он продолжается 2 – 3 дня, достигая своей кульминации в ночь на 24 июня – самую короткую ночь года. В свое время церковь приурочила 24 июня ко дню Рождества Иоанна Крестителя. Эта уступка была продиктована необходимостью придать христианский оттенок древней традиции, с которой люди упорно не желали расставаться. Свою роль здесь сыграло и то, что по евангелистскому преданию Иоанн крестил приходящих к нему водным крещением, «купал» их. Постепенно Купала обрел христианское имя: Иван, Янко и т. п. Однако все ритуалы купальского праздника, пожалуй, единственного в Европе так полно сохранившего свою дохристианскую обрядность, говорят о том, что в народном сознании он остался языческим праздником огня и воды, апофеозом торжествующего солнца.

Этот праздник отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы года постепенно «угасало», день становился короче, а ночь длиннее.

Именно на этот период времени приходит наивысший расцвет природы: солнце в зените, растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов, день считается самым длинным в году, а ночь – самой короткой.

Я уже говорила о том, что предки наделяли магической силой стихии природы. А в день Ивана Купалы, как они предполагали, силы огня, воды, земли, растительности была очень велика. И настолько, что им предписывали охранительные, очистительные, целебные свойства.

Например, вода. Это непременное условие этого дня. Обязательным было массовое купание людей в водных источниках, умывание водой или росой, мытьем в бане, обливание водой. Считалось, что если в этот день купаешься или обливаешься водой, то все лето будешь здоров. А помыться в бане, да ещё и с ивановским веником (т. е. веником, собранным из трав в день Ивана Купалы), значило укрепить и восстановить жизненную энергию и здоровье. Девушки и женщины на рассвете в Иванов день совершали ритуальное омовение росой. Чтобы собрать росу, по мокрой траве таскали скатерть и выжимали её в какую-нибудь посудину. Считалось, что, умывая росой лицо и руки, тем самым прогоняют болезни и очищают кожу от прыщей и угрей. А вот в Сибири такой росой лечили заболевание глаз. У нас есть соседка, она уже старенькая, так вот она говорит, что если искупаться утром рано в росе в день Купалы, то будешь здоров весь год. Только не всякий встанет так рано и испытает это поверье на себе.

А ещё существовал обычай в этот день обливать всех встречных водой. Когда я была намного младше, то мы с подружками в этот день набирали в разные ёмкости воду и обливали тех, кто подходил к нашему дому. Или набирали воду в пластиковые бутылки и обливали друг друга. Тогда я не задумывалась, почему мы так делаем? Почему никто не обижался, что его облили водой? Мама мне говорила, что в дни её детства тоже так делали. Но самое главное, что в этот день разрешали купаться на речке. А оказывается, что обливание водой в этот день наши предки придавали большое значение. Да и сейчас, возвращаясь к истокам, мы вспоминаем обряды предков и стареемся их воспроизвести. 7 июля в нашем селе прошло празднование дня Ивана Купалы. Днем в сельском парке собралось много народа. Всем понравилось театрализованное представление со сказочными героями: Бабой Ягой, лешими, русалками, кикиморами.

Именно они провели церемонию открытия купального сезона. А затем был большой концерт. Выступали наши школьники, пела песни вокальная группа, читали стихи, играли в различные игры.

После всего этого многие направились на нашу речку.

День то ведь длинный. Почти все места, наиболее подходящие для купания на нашей речке, были заняты купающимися. Особенно много народу собралось на «Краске». Здесь у нас есть залежи разноцветной глины и в этот день все – от мала до велика мазались глиной и купались в реке.

А также устраивали соревнования друг с другом, играли в разные игры.

Наши предки тоже устраивали игрища, особенно молодежь. Забав было много. Например, «Малечина – Калечина». Несколько человек брали в руку палку длиной до 70 сантиметров и должны были удержать её в вертикальном положении на кончиках пальцев одной руки как можно дольше. При этом ходили и приговаривали:

«Малечина – Калечина

Сколько часов осталось до вечера,

До зимнего? Раз, два, три»

Особенно много было подвижных игр на воде: бои в ушатах, бои на воле, гонки с бревном и др.

Также водили хороводы, пели песни, например:

Девицы цветы щипали

Да Ивана пытали:

«Что это за цветы?» -

«Это цветы Купалы,

Девицам – умывалы,

А пареньям – воздыханья!».

Сохнут, сохнут парении,

За грядами сидючи,

На девицей смотрючи,

Что девицы хороши,

А парении – голыши.

Моя прабабушка – Плюснина Агафья Лазаревна приехала вместе с семьей в наше село ёще до войны из Воронежской области Леворостопшанского района.

Она мне рассказывала, что у неё на родине день Купала особо не справляли, так как много работали. Но вечером на берегу реки собирались кто мог, и пели песни и частушки под гармонику. Купались, обливали друг друга водой. А тех парней, кого звали Иванами, хватали за руки, за ноги и в речку бросали. Это для того, чтобы дождь вызвать. А если эти парни кому в деревне попадались, то их обливали водой из ведра.

Не обходится этот день без гаданий. Мы на речке с подружками плели венки их разных трав и цветов и пускали по воде: у кого плывет дальше и не тонет, будет счастлива, а у кого утонул или возле берега остался, то считали, что особого везенья не буде. Но это мы так, скорее для развлечения и не серьезно. А вот наши прабабушки в день Ивана Купалы вили венки из определенных трав: Ивана – да – Марьи, лопуха, Богородицкой травы, медвежьего уха. Венки опускали в воду обязательно вечером, наблюдая, как они плывут. Если венок тонет, то суженный разлюбил и замуж за него не выйти. А ещё бросали веник из бани через голову и смотрели, куда комлем упадет – туда и замуж выходить. Гадали девушки на кольце в воде, гадали по решету, на полотенце, считали коль в тыне и многое другое. Гаданьям верили. Особенно гаданиям с костром.

В ночь на Ивана Купалу разводили большой костер из сучьев и соломы. Гадающий прыгает через костер с разбега. Удачный прыжок (если пламя не коснется прыгающего и не будет искр) означает скорое замужество или удачу в делах.

Вообще огонь в жизни наших предков играл большую роль. Главной особенностью купальской ночи являлись очищающие костры. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте или на меже. В огонь подбрасывали березу, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса от телеги, поджигали их и спускали с пригорков. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели сами болезни. Вокруг костров плясали и прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.

Моя прабабушка помнит песенку, которую слышала в детстве от своей мамы, моей прапрабабушки Архиповой Матрены Семеновны. Эту песенку пели в купальскую ночь, прыгая через костер:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут наши трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

У нас этот обычай – прыгать через костер – как-то не очень распространен. Но когда я расспрашивала своих односельчан о традициях Иванова дня, одна женщина рассказала, что в их семье уже много лет является традицией в ночь на Ивана Купалу всем вместе идти на речку, окунаться в воду и прыгать через костер. Они верят, что вода в эту ночь имеет целебную силу и приносит здоровье и благополучие. Хотите - верьте, хотите - нет, но в этой семье даже простудными заболеваниями болеют очень редко.

Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Участники выстраивались друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги – дон, диги- дон

Убегай скорее вон.

При последних словах первая пара, не разжимая рук, бежит вперёд, а водящий пытается догнать. Если кого поймал, то становится с ним в пару, а кто отделился от пары, тот становится впереди гореть (водить).

Характерная примета Иванова дня - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

Иван купала - хорошие травы

Иванов день пришёл - траву собирать пошёл.

Часть трав и цветов собирали днём, часть ночью, а некоторые - только на утренней россе. Когда рвали травы, говорили: « Земля мати, благослови меня травы братии и травы мне мати». Травы и цветы, собранные в этот деть, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали их, почитая более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, их бросали в печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Из чудесных трав, собираемых в это время, крестьяне почитали «плакун – траву», которая по их мнению, прогоняла злых духов. Трава чернобыльник, по народному поверью, охраняет дом и двор от нечистой силы. Трава «зяблица» помогает от бессонницы. Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. Мать – мачеху, багульник заготавливали на случай простуд, кашля. Всего не перечислить. Но главным героем растительного мира становится в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о кладах. Цветок папоротника, якобы, раскрывается всего на несколько мгновений, ровно в полночь на Иванов день. С ним можно видеть все клады где бы они не находились. А так же , тому, кому посчастливиться сорвать цветок, приобретает невиданную власть над всеми. Этому человеку откроются любые замки и двери.

Но все это – очень красивая легенда, связана она с тем, что в отличии от других растений, папоротник никогда не цветет. Но наши предки хотели верить и верили в цветущий папоротник. Ведь овладеть тайнами и скрытыми знаниями – мечта многих людей.

Да и мы сейчас собираем травы, лечимся настоями из них. Завариваем травы, веря в их целебную силу. И вениками из травы да веток деревьев попариться не прочь.

У нас в селе живет Лалина Валентина Борисовна. Она приехала в Саскаль почти сорок лет назад из Прибалтики. Валентина Борисовна рассказала нам, что у неё на родине тоже отмечают день Ивана Купалы. Но у них он называется Янова ночь или день Яниса. В этот день люди надевают на головы венки из дубовых ветвей. Всех прохожих угощают особым сыром с тмином и ржаным хлебом. К этому дню обязательна прополка огородов. Считается, что Янис проверяет, кто как работает. Ещё этот день называют Днем Трав, тмак так как знающие люди собирают целебные травы. Но делают это только вечером, чтобы травы дольше сохранялись высушенными. А букетами из Иван-да-Марьи, валерианы, клевера одаривают человека по имени Ян (Янис). По рассказам Валентины Борисовны, в этот день селяне водят хороводы вокруг большого дуба, поют песни. А когда приходит ночь, то зажигают костры на берегу реки или озера и танцы, и хороводы продолжаются вокруг костра. И много поют, устраивая песенные соревнования. А в два часа ночи поджигают старое колесо от телеги, вымазанное дегтем и спускают с при горка в сторону заката. Колесо считается символом солнца, а со дня Яниса солнце идет на убыль.

Праздник – это веселье, хорошее настроение. Праздник сближает людей всех возрастов. И так прекрасно, что у нас умеют веселиться и других людей веселить. Благодаря нашим предкам, мы имеем возможность снимать напряжение будних дней веселыми праздниками.

Мы изучаем традиции предков. Мы перенимаем опыт прошлого народа. Недаром в нашем селе уже несколько лет подряд отмечают Масленицу всенародными гуляниями, а теперь вспомнили и о дне Ивана Купалы. Я надеюсь, что и дальше мы не забудем наследие наших предков. Ведь кому как не нам, живущим в селе, сохранять «предания старины глубокой». Ведь именно сельский житель ближе к природе и именно там больше верят в чудеса, и передаются из поколения в поколение накопленные знания.

Проводя свое исследование по народным праздникам, я пришла к выводу, что многие традиции и обычаи у народов нашей страны и других стран очень похожи. Таким образом, можно предположить, что корни у разных народов были общими. Так пусть в нашей жизни будут только праздники и хорошие традиции, которые будут общими для всех людей на Земле.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)