Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции русского пира в творчестве Державина

Творчество Г. Р. Державина связано с темой «русского пира», ведущей к русскому фольклору, с особенностями изображения русского хлебосольства в 18 веке, с направлениями европейской культуры (фламандским искусством натюрморта). В одах, стихах, посланиях Державин представил окружающий мир в ярком цвете, в богатстве звуков и ощущений. Для искусства нет низких тем, если относиться к ним с любовью. По сути, пир Державина – натюрморт в слове. И сегодня тема пышности стола актуальна.

Понять современный мир без изучения культурного наследия невозможно. Среди множества подходов к осмыслению культуры общества литературоведческий анализ занимает одно из ведущих мест: он позволяет осознать духовность общества, изучить связь с культурой других стран и осмыслить вклад творческой личности в развитие культуры своей страны. Одним из та ких представителей является Г. Р. Державин.

В различных разделах реферата обосновывается выбор темы и роль Державина в изображении пиров в русской литературе. Понятия «русское хлебосольство», «пир на весь мир», «пир горой», «русское гостеприимство» широко представлены в устном народном творчестве. В 18 веке, времени осознания роли славянской нации в мировой истории, когда большое значение имело прославление мудрой монаршей власти и ее хлебосольства, в изображении русского пира Державиным прослеживается тесная связь с фольклорными традиция ми. Для раскрытия этой темы мы проанализировали значительную часть литературного наследия русского поэта и выяснили, что изображение застолья «в цвете, вкусе и запахе», этой, казалось бы, низкой сферы человеческого бытия, ведется у Державина в высоком стиле, свойственном жанру оды. Парадокс? Отнюдь нет. Для державинской поэзии нет «низких» тем: все является пред метом искусства, главное - суметь это мастерски подать. С этой задачей поэт прекрасно справляется.

Особый раздел реферата составляет анализ социологического опроса школьников об их отношении к еде, застолью и роли обильного угощения в создании настроения праздника и ощущения комфорта.

Тема русского пира в творчестве Державина имеет связь не только с национальными русскими традициями, но и с направлениями европейской культуры, в частности, фламандской школой живописи, с жанром натюрморта. Таким обр азом, Г. Р. Державин отражает в своем поэтическом творчестве тенденции со временной ему культуры, является выразителем исторического развития России.

Обоснование выбора темы

Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.

Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.

Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.

Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.

Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?

В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.

Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения - значительная часть поэтического наследия поэта.

Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.

Традиция русского пира в устном народном творчестве

Традиция русского пира, хлебосольства ведет свое начало от фольклора. Вспомните наиболее свойственную русской народной сказке концовку: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». (Сказки «Иван Быкович», «Сивка-бурка»). Известны и другие концовки: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». («Кащей Бессмертный»). В сказке « Про Емелю-дурака» читаем: «А по приезде задали пир на весь мир». Пир символизировал собою благополучное завершение дела, осуществлен ие мечты, достижение желаемого.

Баба Яга встречает Ивана расспросами, а он ей отвечает: «Ты сначала добра молодца накорми-напои, баню истоп и, а потом уж и спрос веди». Ведущийся исстари обычай угощать вошедшего в д ом путника означал гостеприимство хозяев и отражал веру людей в то, что з а добро им отплатится добром же.

Мечта о благоденствии, о богатом урожае запечатлена в народной сказке «Репка»: «Выросла репка большая-пребольшая». Что это, как не желание жить безбедно, иметь в течение года полные закрома и обильную еду? Известно, что основным продуктом питания русского народа были зерновые и репа. Само выражение «пир на весь мир» идет от фольклора. Многие русские пословицы и поговорки запечатлели уважительное отношение народа к еде, угощению, пи рогам, русскому хлебосольству: «Есть – лучше дела нету», «Клади в рот густо, не будет в брюхе пусто», «У нас на Руси прежде гостю поднеси», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Красен обед пирогами», «Большому куску рот радуется». В этих и многих других пословицах отражена жизнь народа, е го коллективное сознание, его понимание нравственных правил и норм.

В языческих представлениях об усопших сильна была вера в то, что душа покойного еще остается некоторое время на земле, следит за осуществлением обряда похорон, и поэтому необходимо оказать усопшему почести, устроить поминальный обед, причем сытный, из любимых блюд усопшего, и любой имел право сесть за стол. Исследователь обычаев, мифов, преданий наших предков историк и фольклорист А. Н. Афанасьев представил богатый материал по изучению воззрений славян на природу и, в частности, проведению пиров в честь на родных праздников: «В мае на семик после песен и гуляний следует общий пир, изготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, мол ока, яиц и других припасов; на покупку вина и пива назначаются денежные вз носы».

Пиршества, сытные обеды сопровождали жизнь народа в наиболее знаменательные моменты, а также воплощали его мечты о счастливой и благополучной жизни. Отсюда берет свое начало и широко распространенный сказочный сюжет о скатерти-самобранке, причем достается она бедным, но готовым подели ться с другими последним куском людям. В произведениях устного народного творчества отразилась не только повседневная жизнь народа, но и его психология, его сознание, быт и культура.

Державинская поэзия пиров и застолий

Тема роскошных пиров и застолий шагнула в поэзию Державина из реальной жизни. Будучи в молодости мушкетером Измайловского полка, 19-летний Державин стоял на часах во время пиров и праздников, проводимых в велико лепных дворцах Москвы. Во времена Державина была мода описывать праздники, на которых присутствовали высокие особы, и печатать подобные описания отдельными книжками. Здесь, в сочетании стихов и прозы, была важна каждая деталь, подробность, чтобы изобразить все «великолепие и изобилие угощения владычицы», - писал Державин. Широка и картина, охватывающая щедрость государыни: «злато и сребро» Сибири, «редкие рыбы седых океанов», «тельцы и дичь» Украины, «с Дона сладкие и крымски вкусны вина». Вот уж поистине дипломатия государственного служащего: не забыть ни о ком и ни о чем: «Оби лье жирное здесь простирает длань»!

В 1780 г. в оде «К соседу моему господину Н. » автор напрямую касается жизни петербургской знати:

Кого роскошными пирами

Из венских чистых хрусталей,

Кого столь славно угощаешь

И для кого ты расточаешь

Сокровища казны своей?

Первым поэзию русской жизни, выраженную в этих стихах («сластей и ананас ов горы», «подносят вина чередой,/ И алиатико с шампанским,/ И мозель с сель терской водой»), почувствовал Белинский, считая эту оду одним из лучших произведений Державина: «Сколько в этих стихах одушевления и восторга В этом виден весь дух России 18 века, когда великолепная роскошь прохлады, п иры, казалось, составляли цель и разгадку жизни».

Главная сила поэзии Державина – в неизвестной классицизму изобразительности. Он обрел новую степень поэтической свободы, смело смешивая стилистические пласты. Исследователь творчества Г. Р. Державина литературовед Н Зубков отмечает, что «вряд ли верно причислять Державина к представителям классицизма, так как его поэзия – совершенно новое явление по сравнению с поэзией Сумарокова, Хераскова, Ломоносова, более близкое к сентиментальному направлению. Державин ввел новые темы и новые формулы для их выражения, прорываясь за границы классицизма». Сам же Державин свои главные заслуги видит в том, что он «истину царям с улыбкой говорил».

Все ценности: Бог, государство, во главе которого должен стоять мудрый царь, верное служение царю – остаются незыблемыми, и только сам поэт ощути л в себе способность выбирать точку зрения, глядеть на «высокий» предмет не только издали и снизу вверх, но и вблизи, и наравне, тут же с непринужденностью переходя к предмету «низкому». Без поэтической смелости не нашла бы выражения и гражданская: невозможно было бы «истину с улыбкой говорить». Сам Державин называл свою поэтическую свободу «пареньем».

Оказалось, что мир в поэзии может быть показан зримо и ощутимо. Поэты русс кого классицизма, описывая, например, природу, в десятках стихотворений не упоминали ни одного названия дерева или животного, ни одного звука, кр оме пастушьих свирелей. У Державина любое стихотворение непременно наполнено множеством наименований самых разных предметов и звуков. Особен но прославились державинские описания обедов и пиров, опирающиеся как н а традиции фольклора, так и на исторические особенности времени: «шекснинска стерлядь золотая» («Приглашение к обеду»), «там славный окорок вест фальской,/ там звенья рыбы астраханской» («Фелица»), «что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером/ там щука пестрая – прекрасны!» («Евгению. Жизнь званская»). Самые «затертые» аллегории Державин умел оживить и сделать зри мыми, и здесь высокое и забавное не мешают друг другу.

Свободный переход от «высокого штиля» к просторечию и наоборот – самая характерная черта державинского стиля, который сам автор называл «забавным русским слогом». «Забавный» не значит непременно смешной, ближе к истине это причудливый, своевольный. По эстетическим законам классицизм а высоким слогом описывается «высокий» предмет, «низким» - низкий, но у Державина поэзия обрела силу делать поэтическим все, к чему ни притронется.

Свобода Державина кажется тяжелой, неуклюжей. Пушкин назовет его стихи « дурным переводом с какого-то чудесного подлинника». И эта оценка понятна. Не могут не резать слух строки вроде «Рев крав, гром жолн и коней ржанье» (кравы – коровы, жолн – вид дятла). Но именно Державину Пушкин был обязан главным своим достижением – освобождением от заданных наперед правил поэтического слова. У Державина первого в России поэтический образ перестал зависеть от предмета рассуждения. Державин нашел поэзию и в русском гостеприимстве: «сядь, милый гость» («Гостю»), и в домовитости:

Счастлив тот, у кого на стол

Хоть не роскошный, но опрятный

Родительские хлеб и соль

Поставлены.

Каждый год 3 июля справлялся его день рождения, а 13-го, еще пышней, именины. Хозяин сиял радушием, выказывая себя благосклонным и хлебосольным санов ником и расточителем:

Я озреваю стол и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером

Там щука пестрая – прекрасны!

Нововведением Державина явилось включение в оду образца натюрморта, который потом блестяще предстанет и в других его произведениях, отмечает Федоров В. И. , исследователь истории русской литературы.

Державин хотел – хотел воинских парадов и подвигов, славы и богатства, х отел любви, хотел есть и пить – хотел жизни. Наивно-гастрономическое, грубочувственное отношение Державина к миру внесло новую ноту в поэзию 18 века:

Поэзия тебе любезна,

Приятна, сладостна, полезна,

Как летом вкусный лимонад.

Державин ценит земные блага и земные блюда; хоть и свидетельствует о нем князь Вяземский, что он был больше гастрономом в стихах, чем на деле, лаком ка и хлебосол, наклонный к теме гостеприимства, он охотно развертывает с вою скатерть-самобранку, на которой есть все, на что способно воображение поэта. Красочность материального мира, изображенного поэтом, безусловно, близка к искусству натюрморта, ведущему начало от фламандской школы живописи и имеющему широкое распространение при оформлении обеденной залы. Какой поистине фламандской радостью бытия проникнуто описание в стихах Державина обеденного стола! Но возникает необходимость останови ться на влиянии искусства живописи на искусство поэтического слова.

Связь поэзии Державина с искусством натюрморта

Встретив в критической литературе упоминание о фламандских живо писцах, мы решили обратиться к словарю по искусству: «Для фламандской живописи, развившейся в 17-18 веках на территории южных Нидерландов, характер но выполнение полотен для украшения дворцовых интерьеров, изображающих натюрморты, трактовка которых отличается повышенной декоративностью , пышностью».

Эта же пышность свойственна и пиршествам в изображении Державина. Здесь не только буйство красок, но и поэтизация самых простых блюд, таких как щи или домашний пирог. Радость жизни заставляет поэта воспринимать всю радугу красок (пурпур в ягодах, серебро трепещущих лещей), богатство ее звуков (рога зов, свист соловьев, коне й ржанье), чувствовать природу на ощупь (бархат-пух грибов). Время развития фламандской живописи в европейском искусстве и сам термин «натюрморт», появившийся в середине 18 века (его употребил Дидро в статье о французском живописце Шардене) совпадают со временем творчества Державин а. И в произведениях живописцев, и в стихах Державина в изображении еды, снеди значимость простых, обыденных предметов возрастает, она может подниматься до философского значения, когда изображение вещей приобретает самостоятельное художественное значение.

Представленная художником роскошь застолий обладает иногда и сложным подтекстом: здесь угадывается и лесть автора, поющего славу щедрому хозяину, и явная декоративность, введенная для приукрашивания дворцовой жизни, и внимательный глаз бытописателя, от которого не ускользнет ни одна мелочь. К тому же, как живописец, Державин достиг мастерства в изображении стола, введя ошеломляющую яркость красок, неисчерпаемое разнообразие форм и видов нарисованных предметов, даров земли и моря. При этом форма, фактура и цвет каждого предмета написаны тщательно и с любовью. Во многих стихотворениях Державин предстает не только как частный человек с его вкусами и пристрастиями, но и как поэт, который сумел сделать поэтическими самые обыкновенные предметы.

Более двух десятков лет, до начала 19 века, Державин стоял во главе русской поэзии, в его стихах жизнь звучала, сверкала всеми красками, поражала мельчайшими подробностями. Может быть, именно Державин впервые осознал, что искусство слова – это в первую очередь искусство детали. Предметами изображения становились яства и напитки, подробности обстановки комнаты и бытового поведения. «Картина жизни великолепна, и описание семейного о беда, гостеприимство соседа, описание съестных припасов возведено у Державина в достоинство поэзии, как у живописцев – в искусство натюрморта». Тем примечательнее, что от фламандской школы, от красочности материального мира Державин нелицемерно поднимает свой взор к небу и задумывается над тайнами человеческого бытия (ода «Бог»).

Отношение современных школьников к теме пира

Представить современный праздник без праздничного стола так ж е трудно, как и Державину умолчать о богатстве и роскоши уставленного яствами стола. Чтобы убедиться в том, что исследованная нами тема актуальна и сегодня, мы решили провести социальный опрос среди учащихся лицея, причем для создания объективности картины одинаковые вопросы были предложены учащимся младшего, среднего и старшего звена. Тема – отношение школьников к застолью и вкусному обеду в разных жизненных ситуациях: во время семейных праздников, проведения школьных мероприятий и во время поездки или выхода на природу.

Учащимся 5, 6 и 9 классов было предложен о расставить по значимости моменты, связанные с каждым событием:

1. Семейный праздник: а) вкусный обед; б) конкурсы, развлечения; в) подарок.

2. Классное мероприятие: а) интересная программа; б) собственное выступление; в) чаепитие.

3. Выход на природу: а) красота природы; б) игры на природе; в) обед на природе.

Нами было опрошено 88 человек. Оказалось, что предпочтение обеду отдали 77 человек. Это составляет 87,5% участвовавших в опросе лицеистов. Безусловно, преимущество отдано семейным обедам (38,8%); на втором месте - еда на природе (25%); примерно такое же количество опрошенных (24,8%) любит чаепития на классны х мероприятиях. Таким образом, тема пиров осталась актуальна и в наши дни. Нельзя оставить без внимания еще один факт. Шестиклассникам было предложено сделать книгу полезных советов для своих сверстников. Причем можно было предложить свой совет в любой области: как сделать поделку своими руками, как вести себя в какой-нибудь затруднительной ситуации и т. д. То, ч то 15 советов были на кулинарную тему и только 7 – на другие, еще раз подтверждает, что тема вкусной еды отнюдь не безразлична современному школьник у. Мы обращаем наше внимание не столько на эстетические наслаждения, сколько на вкусные блюда, то есть пиры.

Особенности изображения пиров в творчестве Г. Р. Державина опираю тся на традиционные представления русского народа о гостеприимстве, щедрости русской души, ярко отраженные в устном народном творчестве. В творчестве Державина ясно ощущается связь с культурой прошлого, а также с особенностями развития русской культуры в 18 веке. Но Державин пошел дальше своих современников-классицистов, потому что своим творчеством он про демонстрировал, что для искусства нет низких тем, если относиться к ним с любовью, воспевать бытовые радости простодушно и независимо от принятых канонов и правил. Высоким слогом можно писать и об обыденных вещах, говорить о них с восторгом и воодушевлением, не жалея красок. Эта яркость в описании русских пиров сближает Державина с фламандской школой живописи, для которой, как и для поэзии, свойственна пышность и богатая палитра. Эта щедрость изображения, кроме ощущения приподнятости, должна была демонстрировать и щедрость монаршей власти, заботы о дворе и верноподданных, по этому сквозь картину богатейшего застолья легко угадывается лесть, гиперболизация в прославлении земных благ и царской щедрости, а также нескрываемая любовь автора к жизни во всех ее проявлениях. Державин не только разрядил обязательную возвышенность, привитую Ломоносовым, но спустился на землю, изобразил простые человеческие радости; и по сей день сохраняется в его творчестве что-то молодое, живое, современное. Традиции русского пира сильны не только в произведениях фольклора, творчестве Державина, они продолжают сохраняться и в жизни наших современников: ни одно важное событие в жизни русского человека не проходит без сопутствующего ем у праздничного стола, угощения или чаепития. Культура современного общества, естественно, несет на себе отпечаток времени, так же, как несет его культура эпохи Державина, но во всех случаях она позволяет изучать то, что создано веками и актуально сегодня.

В 1913 году, отделенная от Державина почти столетием, Марина Цветаева писала: «Все мы пройдем. Через 50 лет все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом. И мне хочется крикнуть всем еще живым: Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Не презирайте «внешнего»! Цвет ваших глаз так же важен, как их выражение; обивка дивана – не менее слов, на нем сказанных. Записывайте точнее! Нет ничего не важного!».

Это та духовная преемственность, которую на протяжении веков свято хран ит в себе и несет дальше русская литература.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)