Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиционные головные уборы народа коми

Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала, на бескрайних просторах северной тайги издавна живёт трудолюбивый коми народ. В письменных источниках первые упоминания о народе коми относятся к X-XII векам. Однако истоки его истории, культуры уходят корнями в глубокую древность. Ближайшие предки коми-зырян и коми-пермяков (,,пермь” и,, зыряне” названия-синонимы, означающие,,живущие на краю”,так упоминали народ коми в древних рукописях) жили в I тысячелетии до нашей эры на огромной территории от Волго-Камья на юге до бассейна Печоры на севере, от западных склонов Урала на востоке до Северной Двины на западе.

Народное творчество коми уникально и самобытно. Оно донесло до наших дней яркие, своеобразные элементы древней языческой культуры. Кроме того, заимствованные от других народов элементы культуры перерабатывались настолько применительно к своей среде и традициям,что становились частью коми искусства.

Древняя одежда предков коми также является ценнейшей памятником народ ного творчества. Она восстанавливается в основном по материалам археоло гических раскопок.

Народный женский костюм состоял из длинной рубахи, перехваченной поясом, длинной распашной одежды, богатых нагрудных и поясных украшений. Голову украшали височные кольца, различные виды головных венчиков и повязок, в концы кос вплетались накосники. Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс. Его основными элементами является рубаха и сарафан, прямой или косоклинные. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Очень важное место в костюме коми-женщины играл головной убор, самый нарядный элемент костюма. Он является одной из важнейших составных частей народного костюма и завершает весь ансамбль.

По головному уборы женщины можно было определить её социальное положение, возраст, местность, где она живёт. Наиболее ярко украшались свадебные и головные уборы молодых женщин до рождения первого ребёнка.

Для всей территории России, в том числе и Коми, характерны две резко различающиеся категории головных уборов - девичьи и головные уборы замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без их предварительного заплетания. Старинный вид прически коми-девиц представлял собой совсем не заплетённые, а распущенные по плечам волосы. Позже девушки начали заплетать свои длинные волосы в косу, вплетать в неё ленты, но всё равно на свадьбе и на похоронах своих родителей было принято распускать волосы. Также волосы распускали при выполнении языческих обрядов и таинств.

Девичьи головные уборы были довольно простыми по способу изготовления. В зависимости от места бытования материал был разный.

Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешками, бисером, блёстками. Жившие на берегах реки Летки девушки носили берестяной обруч, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером, так называемый «коловедич». Ширина его составляла 2 см, на затылочной части крепилась петля, в которую продевали распущенные волосы. Коловедич - вероятно, наиболее древний из традиционных головных уборов коми девушек.

Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный венец коми-невесты - «юрной» ( юр- голова, ной - сукно), особенно популярный на берегах Печоры, представлял собой очелье на твёрдой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами, блёстками. Рисунок этой вышивки чрезвычайно прост, но своеобразен. По красному фону, доминирующему в вышивке, бисером вышит узор. Его схема на всех головных уборах такого типа одинаковая. Вся плоскость очелья разделена на четыре круга, в которые вписаны своеобразные пятиконечные фигуры, напоминающие людей с расставленными руками и ногами. Между кругами - крестообразные фигуры с радиально отходящими во все стороны лучами. Вышивка предаёт свадебному венцу особую нарядность. Тыльная часть, стягивающая очелье, делалась чаще всего из хлопчатобумажной ткани. Согласно старинным обычаям, юрной надевали в день свадьбы после ритуального расплетения косы и посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом или парчовым платком для того, чтобы уберечь девичью красу от сглаза. Вышивать юрной умели не все женщины: имелись специальные мастерицы, выполняющие работу на заказ. Его берегли и передавали по наследству.

В Удорском районе праздничным головным убором девушки была парчовая повязка высотой до 25 см, которая застёгивалась сзади на пуговицы и завязывалась бантом. На голове она имела вид цилиндра без дна. Повязка украшалась своеобразной парчовой вышивкой с характерными сверкающими переливами, мерцающей игрой светотени. В данной технике выполняется множество орнаментальных мотивов, но в основном преобладают растительные.

Девичьи головные уборы имели много общих черт с уборами славянских девушек. Восточные славянки также носили обручи из древесной коры в виде круга, обшитого тканью и декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом; повязки из парчи и шелка, завязывающиеся сзади бантом, в центральной Руси богатые девушки по большим праздникам надевали «коруну», нарядный головной убор, отделанный драгоценными камнями и парчовой вышивкой. У южных славянок одним из самых распространённых головных уборов был венок, берестяной обруч, украшенный живыми цветами.

У коми, также как и у славян, головные уборы замужних женщин были более разнообразны. Замужней женщин убирала голову волосником. Это были шапочки из шелковой или шерстяной материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям коми, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидели ее простоволосою. Обычай закрывать волосы замужней женщине очень древен, он существовал не только на территории Коми края, но и по всей Руси. В его основе лежит представление о том, что открытые волосы замужней женщины приносят несчастья - неурожай хлеба, падёж скота. Дело в том, что в народных представлениях волосы - средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные волосы воспринимались как заместитель (двойник) человека. Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы "на том свете дать отчет за каждый волос". Верили, что с волосами и бородой можно отнять у человека силу и здоровье, а манипулируя волосами, даже сделать старика молодым и, наоборот, обратить молодого в старика. Волосы символизируют множество, богатство, изобилие и счастье. О том, что непокрытые волосы служили дурным знаком, говори также изображение всех представителей нечистой силы с длинными, распущенными волосами.

Лишь в 19 веке, под влиянием городской цивилизации этот обычай начал исчезать и сохранился лишь местами.

Коми, живя на столь значительной территории, локально распадаются на несколько групп. Соответственно мы видим большое разнообразие женских головных уборов: треюк, сорока, сборник, круглый повойник, самшура.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и причёска была более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке. К традиционным головным убором коми- зырянок относится сборник, особенно он был распространён на Верхней Вычегде, Сысоле и Верхней Печоре. В прошлом женщина впервые надевала сборник на свадьбу и носила затем по праздникам примерно до 45-50 лет. Шили сборники из шёлка и парчи, более бедные - кашемира или сатина с вышивкой гладьевым способом вприкреп. Сборник имел коническую форму. Шили его на подкладке, он состоял из чепца и твёрдого околыша, ширина которого спереди достигала 10 см, а сзади снижалась до 4 см. Впереди чепец имел твёрдый валик, и ткань была собрана. На лобную часть сборника повязывали «патку» - платок, расшитый золотом, сложенный в виде полосы. Иногда поверх сборника вместо патки надевали девичью повязку - ленту. Кроме того, сборник покрывали ещё большим платком - «чышьян ота», закалывая его концы под подбородком. Носили его с молоду и до глубокой старости. Сборник хранили как ритуальный головной убор и передавали из поколения в поколение.

В течение многих столетии происходил синтез русской и коми культур, поэтому женские головные уборы коми имеют большое сходство с русскими.

Русские девушки также в первый раз одевали женский, закрытый головной убор, кокошник, в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже - на картон). Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник носили все богатые женщины Руси, они украшали их драгоценными камнями и нитями из золота и серебра.

В Коми обширную группа составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. К этой группе относится свадебный и праздничный головной убор ижемок «треюк», или как его ещё называли «ошувка». Шили треюк из парчи с подкладкой из коленкора или сатина. Под треюк надевали простой чепец - «волосник», а сверху покрывали красивым шёлковым платком с бахромой - «сырья чышья». Волосник представлял собой род чепца из пестряди, дно его было овальной формы.

В южных районах коми края по Лузе, Сысоле и Летке был известен мягкий головной убор - сорока. Он состоял из двух самостоятельных уборов. Первый надевался непосредственно на волосы и представлял собой круглую шапочку, сшитую из ситца или связанную из ниток. Сама сорока состоит из четырёх частей: налобник, позатыльник (хвост), и две завязки (крылья).

У «сороки» вышито очелье - налобник, боковые завязки «крылья» и «хвост». Вышивали сороки хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными нитками без предварительного нанесения рисунка по счёту нитей. Орнамент состоит из широких узорных полос с очень плотной вышивкой набором, косым стежком и крестом. Орнаментальные мотивы из геометрических и сильно геометризованных элементов. Такая вышивка характерна для южных групп коми - прилузских, летских, сысольских. Носили сороку надвинутой на лоб, полностью убирая волосы. Её умела шить каждая крестьянка.

Близкие по форме головные уборы известны у удмуртов, верхневолжских карел и особенно у марийцев.

Весьма оригинальной является также вышивка на других женских головных уборах коми. Узорами покрывались очелья кокошников и затылки самшур. Наиболее нарядные кокошники сшиты из парчовой ткани, наиболее старые - вышиты рельефной гладью в прикреп. Самые старые кокошники относятся к 18 веку, основой для них служила береста. Сначала из неё вырезали трафарет, который накладывался на ткань и наживлялся нитками на поверхности поля. Затем этот трафарет покрывался прочным гладевым швом. После оформления основного мотива, который нередко заполнял почти всё поле, фон также покрывался теми же нитками более свободными стежками в прикреп. В данной технике выполнено множество орнаментальных мотивов, большая часть которых относится к растительным. Встречаются также сложные композиции из птиц, зверей и неясных фигур.

Самшура, своеобразный чепец с твёрдым дном неправильной трапециевидной формы, очень распространённый убор на территории Коми края. Дно его по краям обшито твёрдым валиком. Шили самшуру чаще из кумача на холщовой подкладке. Затылочную часть расшивали цветными хлопчатобумажными или шерстяными нитками. В более поздних самшурах вышивка заменена нашитыми полосками парчи. Наиболее ярко украшались самшуры молодых женщин до рождения первого ребёнка. Постепенно узор становился сухим и сдержанным. С возрастом он утрачивал свою нарядность.

Наибольший интерес представляют головные уборы, вышитые золотой и серебряной нитью по бархоту и другим тканям: треюк-ошувка (Ижма) и повойник. Некоторые экземпляры относятся к 18 веку. Они были вышиты по карте, то есть по берестяному шаблону. Предварительно вырезался трафарет, который накладывался на ткань и наживлялся нитками на поверхность поля. Затем он покрывался плотным гладьевым швом вприкреп. Шитьё выполнялось волоченными или прядеными нитями. Употреблялись и нити в виде узкой тонкой полоски драгоценного металла и тонкой проволочки, скрученной в спираль.

Орнаментальных мотивов в данной технике множество, большая часть их относится к изобразительным. Часто встречаются плавно изогнутые ветви с листьями или оленьи рога. Исследовательница народного искусства считает, что некоторые вышивки на подобных головных уборах имеют стилизованное до неузнаваемости изображение богини Рожаницы, то есть женского божества, совершающего акт рождения. Как правило, эти изображения условны, зачастую превращены в трудно читаемый узор, но везде для них характерно чёткое построение распластанной стилизованной фигуры женщины-лягушки, женщины-дерева. Не менее выразительны воспроизводившиеся на головных уборах зооморфные мотивы.

Головные уборы, вышитые по трафарету, характерны не только для коми, но и для русского севера (Архангельская и Вологодская области). По всей вероятности, это вариант северодвинской вышивки. Драгоценную металлическую нить ижемцы получали от архангельских и чердынских купцов.

В Коми головной убор, орнамент на нём - всё являлось оберегом и имело магический смысл. Форма головного убора тесно связанна с обычаями и эстетическими представлениями народа. Головной убор - идея неба, изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. На головных уборах часто изображались птицы. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": "кокошник" (от "кокошь" - петух, кур), " "сорока". Подвески к головному убору, вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как бы имитирующих дождевые струи, обязательны "пушки", изготовленные из лебяжьего или гусиного пуха. С головным убором связаны височные кольца, являющиеся важным женским оберегом. Нижняя кромка древнего кокошника снабжалась y висков несколькими кольцами. Определено несколько способов ношения височных колец.

Височные кольца расположены в волосах. Волосы на голове расчесаны на прямой пробор и идут от затылка к вискам. По обе стороны волосы заплетены в косичку толщиной в мизинец состоящую из трех прядей каждая и идущую от виска за ухо. В верхнее плетение (у виска) продевалось первое кольцо и так далее до 4 штук. Чаще верхнее кольцо было маленьким перстневидным, нижние браслетообразным.

Иногда височные кольца были расположены во фрагментах ткани головного убора. Височные кольца крепились к головному убору не в районе виска, а на уровне ушей, перекрывая их. Они непосредственно продевались через тканевую основу, привязывались к ней ремешками, нашивались или вдевались на дополнительную ленту по несколько штук сразу. Под височными кольцами часто находят детали прически в виде петель волос, спускающихся вниз от виска. Они как бы подстилают височные кольца.

В поле поздний период височные кольца носились как серьги в ушах продетые в мочку уха и выше.

Также женщину охраняли нечистых сил перстни из бронзы и серебра, зооморфные шумящие подвески, с изображением коньков, птиц, которые занимали важное место в космогонических представлениях древних коми; височные кольца, монетовидные подвески, арочные шумящие подвески, являвшиеся символами солнца, плодородия, жизни. Гривная утварь - ожерелья, украшения шеи и груди, была очень разнообразна. Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищенная часть тела. Голова покрыта кокошником ,корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась магическая символика, а шея оставалась открытой. Поэтому древние язычницы стремились обезвредить этот опасный участок изобилием подвесок, бус. Самой интересной частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся на пояс. Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами.

Коми женщины также носили и браслеты, но здесь они были менее распространены чем в центральной и южной Руси, где их использовали для закрепления необычайно длинных рукавов. Браслеты расстегивались тогда, когда женщина начинала ритуальный танец и широко распускала свои рукава. Браслеты украшались гравировкой, чаще всего эта гравировка напоминала изображение воды. Кольца на руках, по всей вероятности, связаны со свадебной символикой и на этих, самых маленьких по размеру украшениях, выступает идея макромира, долженствующего оберегать микромир одной девушки. Все обереги и украшения также как и головные уборы очень берегли и передавали по наследству. Расположение украшений на костюме, материал, из которого они изготовлялись, их форма - всё имело особый смысл.

Но в начале 20 века, хлопчатобумажные и набивные платки, которые раньше надевались на головной убор, стали самостоятельным элементом костюма и впоследствии заменили традиционные головные уборы

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)