Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиционный хакасский орнамент

Узоры и орнаменты

Традиционные узоры разных народов мира в последнее время привлекают к себе внимание все большего числа исследователей. Количество книг и статей, в которых орнаментальные узоры рассматриваются специально или используются в качестве сравнительного материала, постоянно растет. Это явление дает импульс в выявлении особенностей и своеобразия хакасского орнаментального искусства, требующего подробного рассмотрения.

Изучение орнамента как исторического источника имеет важное значение для выяснения происхождения того или иного народа, для изучения этапов его истории, а также для выявления уровня его экономического развития.

Тему хакасского орнамента для научной работы я выбрала, потому что я живу в Хакасии, «музее под открытым небом», мне интересна история родного края, история его искусства, а особенно традиционный хакасский орнамент. Он завораживает своей красотой, индивидуальностью, яркими красками. Мое первое знакомство с хакасским орнаментом произошло на уроке «История Хакасии». Меня очень заинтересовали его узоры, завитки, лепестки и розетки. Какова история его возникновения? Откуда появился хакасский орнамент и каково его современное состояние, возможность использовать традиционный хакасский орнамент в современной одежде? Все это подтолкнуло меня к написанию этой работы.

Традиционный орнамент означает орнамент узора мастеров и мастериц имена которых не известны, но творчество их изменялось веками, не изменяя мотивов. Орнаментальные формы отшлифовывались в течение веков мастерами и ремесленниками, таким образом, они результат коллективного творчества. Традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления, об окружающем мире. В них есть определенные черты, сходные или отличные с орнаментикой других народов.

Объектом настоящего исследования является орнаментальное исскуство средневековых хакасов VI-Xвв. Рассматриваемый период – эпоха политического сплочения енисейских этнических групп, эпоха возникновения и расцвета феодального государства на территории Хакасско - Минусинской котловины.

В процессе написания работы использовались материалы таких известных авторов как, Богатеевой З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя детского сада; Иллюстрированная этнография хаксов (Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова; Кидиекова И. К. Орнамент хакасов; Кызласов Л. Р. , Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник; Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).

Историческое значение хакасского орнамента

Исследование традиций бытового искусства - важная часть исторической науки.

Орнамент - часть этого искусства - связан с назначением, конструкцией предметов, которые он украшает. Главный признак орнамента - ритмическая повторяемость мотивов. Известный исследователь сибирского орнамента С. В. Иванов наделяет его организующим началом, выявляющим технику и конструкцию предметов, где всякое нарушение. ритмической основы лишает его правильности построения (Иванов, 1963). Термин "традиционный" применяют к орнаментальным узорам мастеров и мастериц, имена которых остаются большей частью неизвестными, творчество их протекает в рамках выработанных и изменяющихся в веках художественно-декоративных, зачастую неизменных мотивов.

Орнаментальные формы отшлифовывались в течение веков мастерами и ремесленниками, таким образом, они результат коллективного творчества.

Традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления, об окружающем мире. В них есть определенные этнические черты, сходные или отличные с орнаментикой других народов. Как элемент культуры народа, орнамент - историко-культурный источник.

Хакасское орнаментальное наследие в последнее двадцатилетие переживает по настоящему возрождение. Это выражается в активизации народного творчества в республике, в возрождении народных праздников, обрядов и обычаев.

Хакасский орнамент вышивки разнообразен, в него входят различные по времени возникновения и стилистическим признакам слои. Он самобытен, но самобытность не исключает подражательности. Сочетание мотивов может быть то довольно однородным, то более многообразным. Роль и значение орнамента в хакасском искусстве огромны.

Он увеличивает эмоциональную выразительность вещи в целом, поскольку в определенной форме получает отражение чувств народной мастерицы. Сам по себе орнамент находится в тесной связи с произведением декоративного искусства, с его формой, назначением, материалом. В основе декоративных особенностей хакасского орнамента лежат устойчивые принципы его художественного языка.

Орнамент все еще познается нашей наукой описательно. Исследователей, главным образом, интересует происхождение, этнографические, временные различия форм орнамента (Киселев, Иванов, Кызласов).

Многие исследователи стараются расшифровать возможные символы того или иного древнего мотива (Соколова, Рыбаков). Существуют математические исследования в области орнаментики (Маршак, Кызласов). Все перечисленные методы применимы в исторических исследованиях, но ответа на вопросы художественной специфики орнамента они не дают. Объясняется это тем, что этот весьма сложный вид искусства является самой "чистой" моделью художественного восприятия вообще, так как обращен к нашей интуиции, к подсознательному ощущению выразительности ритма, цвета, формы и мало затрагивает интеллектуальную сферу зрителя.

Анализ семантики орнамента показал, что многие хакасские узоры имеют магическое происхождение, у ряда мотивов есть скрытый символический смысл. Нет сомнения, что многие хакасские орнаменты в древности были своего рода идеограммами, несли определенные идеологические функции, служили оберегами. Что касается современного хакасского орнамента, символический элемент в нем играет второстепенную роль. Никто из мастериц не знает древней символики, но это не страшно для жизни орнамента. Чем более растеряна символика, тем более выявляются качества узора, тем свободнее они развиваются в новых условиях.

Хакасский орнамент далеко не однозначен по отношению к природной форме. Он богат вариациями - от выразительного обобщения и стилизации до следования конкретной натуре, но видеть воспевание и стилизацию готовых природных форм не приходится. Поэтому говорить об изобразительности народного орнамента как его качестве невозможно из-за того, что изобразительный смысл с течением времени давно утрачен, а может быть его и никогда не было. О долгой жизни узора говорит и то, что многие хакасские орнаментальные мотивы имеют чисто технологическое происхождение (на металлических украшениях, резьбе по дереву).

Структурный момент господствует над конкретно изобразительным - вот почему хакасский орнамент так легко подчиняет ритмической, симметричной схеме реальный мир.

Если говорить о роли и смысле хакасского орнамента в прикладном искусстве, то они сводятся к упорядочению видимого мира, они являются важными связующими зрительных связей между вещами.

Хакасский орнаментальный образ - сложная, многоступенчатая структура, в которой необходимо определить ее основные уровни - уровень порядка, симметрии, ритмической организации, вариативности, цвета, динамики.

Художественную структуру хакасского орнамента хотелось бы выявить на основе вышивального искусства, наиболее полно дающего возможность систематизировать.

В искусствоведении орнаментом называется узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, эстетическое дополнение к объекту или произведению искусства, предназначенное для украшения. Это особая область пластического искусства, относящаяся к его неизобразительным видам (архитектуре, декоративному искусству), в которых создаваемые формы не предполагают аналогий в реальной жизни. Характерная особенность орнамента — наличие в его мотивах как изобразительных, так и неизобразительных элементов. Орнамент сопровождает все виды пластического искусства; он — связующее их звено, оттого граница между ними относительна.

Данное определение орнамента касается его внешних признаков. Оно не отвечает требованиям исторической науки. Известный советский исследователь орнамента С. В. Иванов отмечал, что общепринятого глубокого научного определения понятия «орнамент», которое дало бы характеристику его не только как украшения, но и как формы художественного выражения эстетического осмысления человеком действительности, нет.

Единого мнения о происхождении орнамента тоже нет. Этот вопрос — составная часть проблемы зарождения искусства. Хорошо известно, что истинной почвой для возникновения искусства как формы общественной деятельности явился труд. Но любое создание рук человеческих может стать произведением искусства только тогда, когда в нем выражены эстетические чувства человека, его способность образно видеть действительность и наслаждаться прекрасным. Предпосылкой возникновения эстетического чувства является художественная деятельность человека, которая рождается непосредственно в труде. «Для возникновения эстетического чувства и художественной деятельности понадобились не века, а целые сотни тысяч лет развития человека и его культуры. Первобытное искусство было итогом длительной подготовки в процессе творческой деятельности человека, результатом развития человеческого труда и мысли, прошло долгий и сложный путь, пока не достигло своего замечательного расцвета в верхнепалеолитическое время»с жизнедеятельностью народа в целом.

Значение искусства в жизни людей определяется его двумя основными функциями: познанием действительности и воспитанием человека. Средневековое орнаментальное искусство также выполняет эти социально-психологические функции. Воплощая фантастические формы освоения действительности в «бессознательно-художественную переработку природы», оно служило также проводником воззрений своего времени, обладало идейно-нравственной и эстетической функциями, оказывавшими непосредственное влияние на человека.

Орнаментальное творчество, как и другие формы искусства, «находится в тесной связи с историей формирования народа и его культуры, отражает развитие специфических этнических черт данного народа на различных исторических этапах». Развитие орнамента вместе с развитием культуры «не может служить опровержением глубокой традиционности многих его форм, переживающих века и тысячелетия»

Структурно-содержательное единство — черта, делающая орнамент важным историческим источником. Традиции в орнаменте живут очень долго. Среди устоявшихся элементов узора под влиянием различных факторов могут появляться новые элементы, видоизменяться старые. Но орнамент на каждом этапе своего развития представляет собой структуру (в которой гармонично сливаются традиционное и новое), образуя оригинальную, присущую только данному времени форму. Орнамент тесно связан с уровнем развития экономики, хозяйственными особенностями и бытом народа, его обрядами и обычаями, мировоззрением, а также художественным вкусом и уровнем эстетического восприятия и понимания гармонии и ритма, характеризующих любой узор. Кроме этого на развитие орнамента влияют этнические процессы, различные формы взаимодействия в условиях нормального, мирного развития народов и в экстремальных условиях смешения этнических групп в результате войн, переселений, образования новых племенных объединений. Этнические и культурные взаимосвязи народов, несомненно, затрагивают и область искусства и отражаются прежде всего в орнаменте.

Способность орнамента служить историческим источником подчеркивают все без исключения исследователи, принадлежащие к различным школам мирового искусствознания (единства в понимании возможностей и глубины исследовательских задач нет. Как правило, на первый план выдвигаются задачи определения хронологии орнаментированных предметов и культур, представленных ими. Но возможности орнамента этим не ограничиваются. Изучение орнамента как исторического источника имеет важное значение для выяснения происхождения того или иного народа, для изучения этапов его истории, а также для выявления уровня его экономического развития.

Интерес исследователей, занимающихся изучением истории того или иного народа, его культурных связей, к орнаменту вполне обоснован и имеет давнюю традицию. Передовые деятели русской науки прошлого столетия, изучая народное творчество, осознавали значение орнамента как важного и совсем еще не раскрытого источника для изучения культуры и истории народа в целом. Например, известный критик и искусствовед прошлого века В. В. Стасов писал, что в узорах русской вышивки «лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон древнерусской национальности».

Цвет в хакасской вышивке

В течении многих столетий хакасские вышивальщицы выработали свои принципы цветового решения, которые придают вышивке ярко выраженное национальное своеобразие. Цвет наряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышитых изделий. Цвет оживляет орнамент. Благодаря цвету значительно обогащается ритм: четче акцентируются отдельные мотивы.

В хакасской вышивке первое, что бросается в глаза - изысканно-нарядное звучание, строящееся на контрастном сопоставлении черного или белого фона и чистых ярких тонов блестящих шелковых ниток, которыми вышиты изделия.

Впечатление "живописности" вышитых узоров результат того, что в вышивках есть элемент глубины, которую создает черный фон, удерживающий все узоры в одной плоскости. Он активен, глубина его не разрушает поверхности вышивки, а придает ей большее пластическое богатство. Фон как бы ярче выявляет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона, так как фон поддерживает самые смелые сочетания цветов и приглушает их порой излишнюю яркость.

В расцветке употребляется ограниченное количество цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразные сочетания из этих цветов дают- богатый декоративный эффект. Хакасские вышивальщицы не применяли различные градации одного итого же цвета. В расцветке узоров большинства вышивок преобладают ясные, сочные цвета ниток. Более ранние изделия почти монохромны; они вышиты нитками одного или двух-трех цветов. Монохромность связана и с техникой шитья.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.

Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.

Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мугпкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.

Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла. Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла. Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки. Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.

По технике наложения нитки, шов - вышивка бывает трёх типов:

Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).

Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.

Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).

Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).

Характеристика узоров хакасского орнамента

По начертанию отдельных элементов хакасские орнаментальные узоры можно разделить на геометрические и растительные.

Геометрический орнамент в чистом виде встречается в хакасском шитье реже. Он чаще всего является контуром, окаймляет растительные композиции, уточняет и завершает общую композицию узора или одежды. Однако, выступая в бесконечных вариациях, некоторыми своими мотивами приближается к растительным формам. Таким своеобразным "переходным" гибридом является спиралевидный мотив, который выступает то чисто геометрической формой, то приближаясь мягкостью линий к растительному варианту. Спирали и волнообразный побег. На кожаных войлочных изделиях встречается одиночный мотив спирали, состоящий из короткого завитка. Спираль с двух сторон одной линии - его вариант. Встречаются эти два варианта на кожаной обуви, украшают войлочные ковры, женские сумочки, спинки шуб и секпенов. На кожаных изделиях спираль связана со швом из горизонтально расположенных коротких стежков из сухожильных ниток, на войлочных изделиях - тамбурным швом созхрткен, на женских сумочках нанчых - с золотым шитьем, швом по настилу на ткани - швами созирткен и орбе. Многообразны комбинации спирали. Таблица вариантов мотива спирали показывает характерные образцы жизни спиралевидного узора в изделиях хакасских мастериц. На тыльной стороне большого пальца рукавиц, на передней части обуви спираль завершается трехлепестковым полупальметтами разной формы или закрученными завитками- сибирик, которые могут повторяться дважды и трижды, четырехлопастными цветочными мотивами. Часто хакаски в спираль вводят трилистник. Чаше, чем простые спирали, встречается закрутка одной линии навстречу друг другу, при этом мотив повторяется два или четыре раза (МАЭ, 2390-16). Более геометрический характер носит композиция из простых завитков, повторяющихся по линии проймы рукавов на спине секпена и сегидека, с двух сторон обрамленных двойной цепочкой тамбурного шва.

Непосредственно от мотива спирали вырастает волнообразный стебель, выступающий в вышивке в различных вариантах. Хакасские вышивальщицы называют этот мотив cn6ipiк xooc, отмечая его широкую распространенность во всех видах народного искусства хакасов.

Волнообразный стебель служит для украшения каймы по пройме и центральной оси спинки сегвдекев и секпенов, окаймляет полы платья. Встречается двух типов.

С более геометризированными формален. Характерным образцом может служить узор на спинке (МКМ, N 2321), где от выступов зигзагообразной полосы отходят, заполняя треугольное пространство, спирали или они вырастают одна из другой . При этом сохраняется две полосы, ограничивающие cn6ipitc xooc. Этот тип волнообразного стебля выполняется всегда тамбурным швом созiрткен.

Большая группа волнообразного стебля обрастает ответвлениями растительного характера - трилистниками, трех – четырех лепестковыми полупальметтами, рассеченным листом или многолопастными розеттами. Изгиб волны зависит от местоположения узора. На подоле платья он может быть более широким, размашистым. Ответвления стебля чаще всего превращаются в полупальметты. В одном волнообразном узоре участвует не более двух, очень редко трех элементов орнамента. В зависимости от композиции, он участвует в создании неожиданных орнаментальных узоров. Парное расположение побега на спинке секпена создает определенную уравновешенность композиции. Спиралевидный в основе характер узора подчеркивается цветом ниток. Каждое звено завитка акцентируется своим основным цветом, этот тип орнаментального узора связан с швами созхрткен и орбелеп. Техника швов подчеркивает протяженность, извилистость, подвижность волнообразного мотива.

Волнообразный побег со спиралями характерен для орнамента металлических изделий хакасов XIX века. В разнообразных вариантах он встречается на сбруйных и седельных украшениях, на металлических пластинах, браслетах и перстнях и существует также в двух типах:

Гравированные и выполненные в технике насечки серебром двойные спирали геометрического характера, вырастающие из одного побега, примыкающие к бордюру из зигзагообразных фигур с двумя границами-линиями.

Выполненные в той же технике спиралевидные побеги растительного характера, с более насыщенными мелкими завитками на ответвлениях, встречающиеся на многих уздечных и сбруйных металлических накладках.

Разнообразие орнаментальных вариаций спирали и волнообразного стебля вряд ли было возможно без воздействия других видов хакасского народного творчества. Иначе остались бы непонятными элементы узора, которые существовали в образцах художественного металла, дерева, кожи, ткани. Если сопоставить композицию и отдельные детали узора, то здесь обнаруживается большое сходство, иногда и полная идентичность. Почти все виды орнамента, начиная со спиралевидных и кончая растительными мотивами, были свойственны и металлу, и дереву, и тиснению по коже.

Цветочные мотивы

Растительные мотивы хакасского орнамента нельзя уводить к природным образцам. Мастерица не намеревается передать определенное растение, а руководствуется при создании орнаментальной схемы традиционной манерой. Если мастерица, например, хотела бы изобразить дерево, она не подразумевает ни березу, ни ель, ни лиственницу, а представляет идею дерева, не прибегая к точной передаче ботанических образцов. Это отчетливо выражается в орнаментике. Хакаски не включили ни одного растения своей отечественной флоры в круг традиционных мотивов орнамента, хотя большая часть вышитых изделий украшена растительным орнаментом. Что касается терминологии, она сохранилась в геометрическом орнаменте, а те немногие существующие названия отдельных растительных мотивов ничего общего не имеют с ботаническими прототипами. Например, различные ответвления в древовидном орнаменте называются азыр - отросток, понятие, далекое от наименования растительного узора, скорее абстрактное, которым можно определить самые различные ответвления, будь они роговидные, лепестковые или символизирующие древовидные схемы.

Цветочные мотивы в хакасской вышивке лишены конкретных прототипов. Напротив в них можно найти отдаленные примеры схемы передневосточного лотоса. На ранних изделиях (например, сумочка цанчых эта схема выглядит так: две волюты заключают в себе трехлепестковый узор, из них два крайних лепестка отходят от средней, подчиняясь ритму волют. На другой стороне сумочки от основания двух волют-спиралей вырастает пятилепестковый узор. Число лепестков всегда нечетное: три, пять, семь. Эти цифры традиционны, такое же сочетание характерно для числа пратов - пятиугольных аппликаций, украшающих спинки шуб. Этот узор, названный нами условно "мотивом лотоса" как единичный встречается на головных уборах и спинках нагольных шуб, зеркально-симметрично по горизонтали - на сумочках, кисетах и рукавицах и завершает сложные цветочные композиции, которые Шнейдер назвал "фантастическими цветочными узорами, многие из мотивов которого возникли под сильным иранским влиянием" .

Мотив "лотоса" часто вырастает внутри арочных соединений и так называемых сердцевидных фигур, заполняя их внутреннее пространство. Пальметта, обрамленная с обеих сторон стеблем, образующим сердцевидный медальон -обычный мотив орнамента, которая является центром многоузорных композиций. При шитье каждый элемент выполняется швом толдырып, заполняя его и тем подчеркивая его лепестковый характер узора. Волюты, превратившиеся в спиральные завитки, всегда связаны с тамбурной цепочкой соз1рткен.

Узор лотоса - символ мира у многих народов Востока -на территории Южной Сибири встречается уже в татарском искусстве, где в скифское время он развивался из "отросткового" орнамента.

В таштыкскую эпоху этот узор завершает орнаментальные композиции. В средневековом орнаменте он превращается в трилистник и пятилистник. В народной вышивке лотос в силу специфики мягкого материала вновь принимает более растительные очертания, чем в татарских, таштыкских и средневековых металлических изделиях.

Листья в хакасском орнаменте больше напоминают природные образцы. Хакаски передают их как округлые или заостренные многолопастные отростки на стебле. Лепестки всегда дополняют основной узор. Как единичный мотив лист выступает в волнообразном стебле, сохраняя и повторяя постоянно свою остроовальную изгибающуюся форму. Узоры хакасской вышивки дают представление о нескольких (традиционных вариациях листа:

закругленный лист или с закругленным в завиток концом,

двухлепестковая полупальметта, где первый лепесток плавно изгибается, а второй отходит от него, изгибаясь в противоположную сторону,

трехлепестковая полупальметта, где создается более напряженный ритм. Первый лепесток почти закручивается в спираль, от него отходит более короткий и третий - как бы выпрямляет и уравновешивает всю композицию. Это наиболее часто встречающиеся варианты лепестковых мотивов. Характер может меняться в зависимости от их остроконечной или округлой формы. Двухлепестковые полупальметты хакасские вышивальщицы называют iki азыр - два отростка, трехлепестковый - ус азыр - три отростка, что наряду с техникой шитья на старинных кожаных изделиях, где узор далек от растительного характера, подчеркивает мысль, что как лист этот мотив, возможно, развивался значительно позже.

Хакасские мастерицы придает полупальметтам изысканные и разнообразные очертания, расширяют или суживают узоры, приспосабливая их к композиционному решению всего узора, растягивая в ленту в волнообразном побеге, где они отличаются исключительной продуманностью и законченностью Форм. Особенно частое соединение парных симметричных по вертикали двухлепестковых полупальметт создает узор, напоминающий расправленные крылья птицы, металлических амулетов-оберегов, которые чрезвычайно распространены у хакасов.

Различные комбинации из полупальметт составляют основной фонд дополняющих узор орнаментальных композиций на вышитых изделиях.

Розетты

К растительному орнаменту примыкает мотив розетты, он применялся хакасскими мастерицами в украшении центров узора. Это характерно для вышивки старинных кисетов, сумочек нанчых, головных уборов. Количество цветочных лепестков колеблется от 4 до 7. Большей частью встречаются четырехлепестковые розеты. Варьируется форма лепестков. Простейший узор из повторяющихся удлиненных лопастей носит название чахаях хооз - цветочный узор. Существует и другое название узора кун хоозы - узор солнца. Лепестки могут принимать округлые и часто почти круглые очертания. Довольно часто встречается центрическая розетка, образуемая путем поворота оси, проходящей через центр круга, в одну сторону по часовой стрелке так, что получается распространенный у многих народов, чрезвычайно распространенный в хакасском народном искусстве солярный знак в виде вихревой розетки с повернутыми в одну сторону как бы заостренными лепестками. В Хакасии она называется ай хоозы - луна и ибхркх хоос -вращающийся узор. Розетты выполняются швом толмырып и созхрткен. Каждый лепесток от начала до конца выделен, как техникой шва, так и цветом ниток.

В многофигурных орнаментальных композициях появились новые разнообразные вариации розеток. Они все более приближаются к растительным образам - раздвоенные лопасти, остроконечные лепестки, в сочетании с округлыми, многолепестковые от 3 до 10 розетты - свободно варьируются в волнообразном побеге и в узорах на наплечьях, манжетах, рукавицах. Именно к ним относится определение их как цветка - чахаях хоозы.

Мотив розетты - один из распространенных на металлических изделиях и на резьбе по дереву. Важным отличительным признаком розетт на металлических и деревянных предметах является оформлением ими центра. Кроме трех исключений, розетта состоит всегда из четырех округлых лепестков и включается в круг. Этот прием можно наблюдать и в вышитых изделиях. Можно предположить, что солярный характер узора является причиной ее господствующего положения в оформлении центров в изделиях разных видов народного искусства. А цветочный характер узора стал осознаваться хакасскими мастерицами позже, когда появилась возможность варьировать мотивом. Значительную, роль сыграли, вероятно, привозные ткани, знакомство с образцами русского народного искусства.

Волнообразный побег, пальметты и полупальметты создают разнообразные узоры. Рассматривая построение орнамента из этих мотивов, можно выделить следующие основные композиции.

Волнообразное построение орнамента, занимающее нижний бордюр платья при помощи изогнутого побега или ломаного стебля, в изгибах которого подчиняясь его движению, расположены полупальметты или двулистники, розетты, обращенные попеременно то в одну, то в другую сторону. Этот же орнамент украшает спинки сикпенов и шуб от плеч до талии по линии кроя рукава и в строгом подчинении местоположению.

Замкнутая композиция: в центре выделен основной мотив - заключенная в медальон пальметта, трилистник, "лотос", который обрастает зеркально-симметричными по вертикали ответвлениями из полупальмет, розеток или отростков. Узор завершает пальметта или трилистник. Эта композиция характерна для наплечьев размером 30x20 см, рукавиц 20x10 см.

Следует отметить, что одна и та же композиционная схема не ведет к однообразию узора. Даже сходные по очертаниям мотивы наполнены каждый раз другим содержанием. Вся композиция производит впечатление фантастически разросшихся от центральной фигуры стержней с отростками, иногда мотивы имеют вид кустов со свободными разветвлениями и завитками. Свободные расходящиеся во все стороны завитки придают узору особую пышность, которую усиливает полихромность до 10-12 цветов, играющих на черном фоне изделия. Центральная фигура с ответвлениями белого, бирюзового, золотисто-желтого, оранжевого, бордового, малинового, зеленого цветов сияют на черном бархате. Узоры принимают различный характер в зависимости от техники шитья. Если весь узор выполнен тамбурным швом, то графичность, легкость узора подчеркивает его линейный рисунок и тем напоминает старинные аппликации по войлоку и коже. Шов орбе особенно подчеркивал движение "ствола", "стержней", расцвечивал детали узора внутри контуров. Гладьевый шов толдырып напоминал приемы раскраски. Цветные нити соединялись в локальные пятна, без полутонов и плавных переходов. В их расположении соблюдается определенный ритм: одинаковый цвет равномерно повторялся в деталях узора строго симметрично и подчеркивал зеркальное построение орнаментальной композиции.

Весь узор в целом как по силуэту форм, так и по ритму не производит тяжеловесного впечатления, напротив, в нем есть большая легкость и ясность, направление отростков свободно охватывается взглядом. Узор не сливается с фоном в единую ковровую поверхность, а стелется как бы сверху по гладкому фону. Нет в узоре и разреженности. Отростки стеблей, завитки и полупальметты достаточно сближены. Особенности стиля узора, круг мотивов, подчеркнутая центральная фигура, зеркальная симметричность узора, свободное распределение небольшого числа мотивов, все это говорит о том, что мотивы раньше расчленялись, что они были освоены, может быть позаимствованы, но это заимствование было своеобразно переработано.

Хакасские волнообразные узоры и узоры с центрической фигурой е ответвлениями находят себе некоторые аналоги и в современном орнаменте казахских Кызыл тонов и бешпетов - женской верхней одежде. Близость эта сказывается в сходстве очертаний отдельных орнаментальных фигур, в назначении вышитых предметов.

Вместе с тем при некотором сходстве хакасских и казахских узоров, в них есть различия, которые позволяют говорить о своеобразии и оригинальности хакасских узоров: казахские мастерицы казалось бы, пользуются тем же репертуаром орнамента (трилистники, отростки, ломаный стебель), но он соединен своеобразно б горизонтальные композиции, отдельные элементы орнамента. носят более тяжеловесный характер, округлы и расплывчаты, значительно скупее по колориту, в них нет того цветного богатства, которое отличает хакасские узоры, принимающего в сравнении с казахскими и более дробные, графичные, витиеватые очертания (Оразбаева, 1961, табл. 110).

Волнообразный побег, пальметты и полупальметты встречаются в искусстве якутов в резьбе по дереву и на металлических украшениях. У. Йохансен истоки якутских мотивов ищет в древних культурах Саяно-Алтая, в искусстве южно-сибирских кочевников. Большое значение она придает орнаментированным изделиям из первого и второго Пазырыкского курганов. У. Йохансен убеждена, что тюркоязычные группы активно включили в состав своего орнамента все перечисленные выше мотивы и варьировали ими в пределах своих творческих возможностей /Йохансен, с чем нельзя не согласиться.

На растительные узоры, которыми любили украшать бляхи сбруи и поясов киргизские литейщики и ювелиры, обращает особое внимание С. В. Киселев. Уместно обратить внимание на волнообразный орнамент с отходящими в местах изгиба полупальметтами, украшающий сердцевину бляхи, случайно найденную в Минусинской котловине. Волнообразный побег, покрывающий поверхность стремени культуры чаатас (6-10 вв. ), изданный А. О. Хайкелем и Тальгреном, где каждая спираль завершается четырехлистником. На Центральной оси побег образует сердцевидный медальон, внутри которого вырастает трилистник.

Орнаментированные бляхи из коллекции Лопатина и Адрианова, относящиеся к аскизской культуре украшены гравированным волнообразным узором, который складывается из побега с ритмично повторяющими отростками из двух-трех удлиненных и загнутых лепестков с небольшими утолщениями посередине. Один из листьев закручен внутрь, второй отходит от него, постепенно выпрямляя -третий. Волнообразный побег подчиняется форме изделия, образуя зеркально-симметричную композицию. Орнаментальный узор складывается не более чем из двух мотивов. Кроме волнообразного побега распространенным был узор с центральной фигурой с ответвлениями. В роли центрального узора выступали цветочные розетки, трилистник и пятилистник, заключенные в сердцевидный медальон, лировидный мотив "лотоса", мотив цветка, в точности повторяющий узор в виде лепестков цветка на копенской бляхе. 00 этой копенской бляхе с цветком С. В. Киселев сказал как о "первой из нитей, связывающих современное искусство хакасов с их кыргызской древностью".

Древовидный узор

Е. Р. Шнейдер в вышивке хакасов помимо растительных мотивов находит "также мотивы более древних геометрических форм, происходящих от изображения птицы в комбинации с деревом". В хакасской орнаментике древовидный узор встречается в разных вариациях. Схема его проста. Древовидный узор на "подставках" - трех отростках со стволом в центре, от которой отходят отростки разнообразной формы. Отростки имеют более или менее растительную форму, направлены симметрично от ствола вверх. Древовидные композиции являются целостным осмысленным сюжетом с соподчиненными частями. Пышно разбросанные по обе стороны ствола отдельные элементы узора завершаются трилистником или пятилистником. В создании 'древовидного узора участвуют почти все мотивы растительного орнамента, при этом необходимым становится некоторая удлиненность и заостренность отростков и лепестков, которые помогают создать рост узора "вверх". Древовидный узор украшает тыльную сторону рукавиц, наплечья, кисеты и сумочки нанчых, шьется тамбурной цепочкой созхрткен, этим продолжая традиции линейного рисунка и швоморбе, расцвечивая летали узора внутри контуров и напоминая приемы раскраски.

Очень часто древовидный узор намеренно геометризован. Корни обозначены треугольником или тремя отростками, ветви - овальными или ромбовидными изломанными линиями. Мастерицы извлекли самое существо из мотива дерева, они так обще и условно передают его формы, что он смотрится неким символом, идеей. Не случайно, собиратели называли эти узоры фантастическими, непонятными. У хакасов существует понятие "священное дерево". И они не поклонялись дереву, а "водрузивши его, поклонялись богам"

Вероятно, древовидный узор нельзя рассматривать как воспроизведение священного дерева. Может быть это сохранившаяся схема. А украшение древовидным узором сумочки нанчых мастерица Боргоякова Хырначах объясняет так. "Прежде в сумочках нанчых хранили сушенную пуповину, зашивали ее и не расставались с нанчых, он был хранителем души - оберегом. У каждого рода был свой дух-оберег -" птица пурут (беркут), дерево, солнце или другие явления природы". Вполне вероятно, что с символом хранителя души связан и. древовидный узор.

Интересным представляется и тот факт, что "древовидные знаки и деревья на подставках" были также, как" рисунки"птиц, распространены в таштыкское время. Л. Р. Кызласов находит аналогии деревьев "на подставках" у хантов, где они являлись родовыми "знаменами"-тамгами. "Такое совпадение, очевидно, не только позволяет считать таштыкские древовидные знаки также родовыми тамгами, на и при учете отсутствия их в других археологических культурах и у других сибирских народов является еще одним доказательством зарождения ранних угров на территории Хакасско-Минусинской котловины в раннее таштыкское время.

Роговидный мотив

Это не самый распространенный мотив в хакасском орнаменте. Он не встречается в металле и дереве, в коже. В вышивке роговидные мотивы характерны лишь для одной территориальной группы - кызыльцев. Основная форма его яснее всего выражена на выкройке-трафарете. Роговидный мотив имеет различные очертания: в виде стержня с парой симметричных, более или менее закрученных спиралей, с арочными или ромбовидным отростком между спиралями, иногда с пальметтами и суженными отростками сверху. Мотивы располагаются в четырех секторах зеркально-симметрично повторяясь, завершают крестообразные пересекающие фигуры. В узорах кошмы образуют узор в полосе каймы. Выполняется узор тамбурным швом созхрткен. Им украшают верхнюю часть женского головного убора и войлочные ковры. Для украшения •. наплечьев, манжет и рукавиц этот узор никогда не применялся.

Мастерица Тинникова Е. П. из "Софроннар аал называет роговидный узор родовым узором рода "Пурут" (Беркут) - "Пуруттер хоозы". В хакасском варианте роговидный узор скорее напоминает расправленные крылья птицы, а ромбовидный отросток1 между спиралями приближает узор к схеме " расправленные крылья с головой". В таком случае узор находит прямые аналогий :в металле и на наскальных рисунках, где изображен беркут -харахус с распластанными крыльями, с головкой, переданной схематично. Характер " распластанности" крыльев приближает изобразительную схему к орнаментальной трактовке. В хакасской терминологии название этого узора далеко от установившегося в тюркоязычной группе понятия "бараний рог" - кочкор мюйкр в киргизском, кошкар мыйызы в тувинском, кочкармуиз - у казахов, хусин ебер - у бурят.

Ё. Р. Шнейдер связывает возникновение' -роговидного узора с парным изображением птиц в древнеиранском искусстве.

У кочевников Южной Сибири в скифское : время крестовидные фигуры с роговидными ответвлениями на концах были известны лишь на привозных вещах, 'главным образом переднеазиатского происхождения.

С. И. Вайнштейн выявил процесс видоизменения роговидных изображений от стилизованного рисунка головы горного барана до абстрактной орнаментальной фигуры. Ранние исходные формы в Южной Сибири он находит в деревянных украшениях упряжи из первого Пазырыкского кургана на Алтае и поздние модификации этой фигуры выявлены в тувинской орнаментике. Такую же методику в поисках истоков якутского "бараньего рога" предпринимает У. Йохансен.

Ближайшие сопоставления роговидного мотива можно провести с аналогичным узором казахов на тускиизах, на которых аппликационный узор строится в виде парных спиралеобразных завитков, скомпонованных крестовинами по четыре пары в квадраты. Обращают внимание сильно удлиненные волнообразные завитки. Н. А. Оразбаева считает, что узор из сложных парных завитков явно восходит к стилизованному растительному орнаменту, тем более, что "в тускиизах, вышитыми "цветными нитками, преобладают узоры растительного характера" - в узоре бордюра - в виде вьютсяся по всей длине стебля с отходящими в обе стороны ветками пальметообразных цветов и листьев и выполнен тамбурным швом. Сравнивая тускиизы, она подчеркивает преемственность традиций как в форме тускиизов, так и в их орнаментальном убранстве. "Двухсторонние завитки - кошкар муйиз, ромбы с отростками, ромбовидные розетки, треугольники - тумарша, прямоугольник с отростками - тарак, зигзаги - ирек и другие, - все эти узоры широко бытуют в орнаментике всех войлочных и тканых изделий. Кроме того, по элементам узора, а также по колористическому решению казахские изделия родственны киргизским, узбекским и каракалпакским". В казахском орнаменте узор "бараний рог", также как растительные мотивы строится по правилам горизонтальной и вертикальной симметрии, однообразно повторяются по бордюрам, крупные узоры построены чаще по правилам восьмиконечной симметричной композиции и, что особенно характерно, широко распространен негативно-позитивный способ компоновки узоров.

В хакасской вышивке роговидный узор "выступает" лишь одним "звеном", единичным узором на изделиях с парой и четырьмя симметричными закрученными спиралями. Такова же схема роговидной композиции на предметах якутского прикладного искусства. Если в хакасском прикладном искусстве этот мотив встречается только в вышивке кызыльцев, то в казахском, киргизском, каракалпакском, алтайском и тувинском прикладном искусстве он - один основополагающий и чаще именно роговидный мотив в первую очередь создает различными вариациями своеобразие орнаментального искусства этих народов. Возможно причины кроются в общении. Качинцы в 16-17 вв. платили дань каракиргизам. Данники (киштымы) платили дань пушниной. Не случайно казахские "богатые старинные тускиизы нередко оторачивались с трех сторон полосами дорогих мехов: чаще всего выдры, иногда бобра и даже соболя". В результате общения расшитые изделия казахских мастериц попадали к обитателям Среднего Енисея, с нами знакомилось местное население и вполне естественно, что мотивы, напоминающие мастерицам их собственные (в данном случае расправленные крылья), принимались за образцы и появлялись в вышивке и сохранились до сегодняшнего дня. Отсутствие термина "бараний рог" в хакасской орнаментике тоже свидетельствует о том, что мастерицами прежде не уделялось достаточно внимания этому мотиву.

Мотивы, заимствованные у других народов. Пурек.

В хакасской орнаментике есть элемент пурек, который органично вошел в круг излюбленных мотивов вышивки. Встречается пурек только в вышивке. Как единичный мотив он не употребляется мастерицами, зато щедро заполняет сложные композиции узоров, украшающие наплечья, манжеты, рукавицы. Пурек как бы слегка своей вогнутой частью"прикасается к стволу" узора. Мотив пурек - в виде плода миндаля - известен во всех странах Ближнего Востока, встречается он в татарской вышивке. В киргизских вышивках (мотив бадам) большей частью он заполняет розетки, симметрично расходится по обе стороны стержня, служит обрамлением изделия. Его делают часто попарно, в таком случае они либо срастаются, либо образуют фигуру с расходящимися в обе стороны завитками. Г. И. Чепелевецкая считает, что "пара бадамов, образующих круг, напоминает восточноазиатский символ мужского и женского начала".

Сходный мотив известен казахам. Преобладает применение его в украшении металлических и деревянных изделий, в вышивке тускиизов. Названия узора не существуют. Мотив "пурек" не встречается в народном искусстве якутов, монголов, ближайших соседей хакасов - тувинцев. Если в казахской, киргизской орнаментике этот мотив органично входит в композицию узора, то в хакасской он, вероятно, воспринят как элемент узора без связи с другими, дополняющими его характерными деталями. По этому пурек в вышивке создает впечатление мотива, принятого "формально", запомнившегося и не столь крепко связанного с основным узором и не дополняющего узор, а привнесенного в нем, Пожалуй ни один из воспринятых хакасами извне мотивов столь явно не обнаруживает свою инородность, как пурек.

С другой стороны, если воспринимать этот мотив как близкий к восточноазиатской паре бадамов, организующих круг и являющихся символом мужского и женского начала, то пурек (почка в переводе) семантически близок к восточноазиатской символике. В этом случае аналогии легко найти в монгольской, бурятской и китайской орнаментике.

Трехлепестковый растительный узор с одним изогнутым лепестком.

В хакасских вышитых изделиях распространен мотив, представляющий собой стилизованный трехлопастный цветок с одним изогнутым лепестком. Трехлопастный цветок встречается в орнаменте кисетов, рукавиц, наплечьев и манжет в самых различных сочетаниях, образующих подчас сложные и витиеватые композиции. Соединенные дополнительными волнообразными линиями, они, попарно соединенные по вертикальной линии, служат часто для заполнения пространства между фигурами, образованными сердцевидными узорами, при этом растительный характер узора усиливается даже в таких узорах, где в основе попарно соединенные роговидные завитки. В узорах с трехлопастным цветком завитки настолько вытягиваются, что приобретают вид растительного побега, что еще более усиливает применение разноцветных ниток и гладью шва толдырыл. В хакасском узоре сочетаются даже в сложных композициях не более трех мотивов. Поэтому повторяясь несколько раз в одном изделии трехлопастный цветок запоминается, четко читается его местоположение, выделен цветом ниток. В центральном поле наплечья, манжет и оплечьев орнаментация, где в центре преобладает либо древовидный "ствол" или скомпонованные в ромбовидную, сердцевидную или трапециевидную фигуру пальметты, стилизованные цветы или завитки типа роговидных, трехлопастный цветок оформляет внутреннее поле центральной фигуры и завершает симметрично вырастающие по обе стороны отростки и завитки. Аналогичный мотив украшает кожаное налучье и колчан, охотничьи сумки башкир. Рисунок трехлопастного цветка идентичен хакасскому, но композиционно он организован крестообразно из четырех линий и обрамлен бордюром из волнообразного побега с трехлопастными цветками в завитках. В башкирском орнаменте зафиксировано его единичное употребление в создании узора.

Чрезвычайно распространен этот мотив в казахской орнаментике, встречающийся в украшении вышитой одежды, в вышивке по бархату, в вышитых тускиизах /Оразбаева. Трехлопастный цветок с одним изогнутым лепестком входит и в орнаментику центрального поля и в бордюр. В орнаментации казахских изделий он входит в крупные узоры, скомпонованных в круги, овалы, крестообразные фигуры, ритмически повторяющиеся вдоль всей длины изделия. Бордюр окаймляет центральное поле с четырех сторон и строится в волнообразном побеге с двумя-тремя растительными мотивами, в том числе одинаковую нагрузку "несет" трехлопастный цветок. В казахском узоре этот мотив связан с тамбурным швом, цепочкой заполняющей лепестки.

Композиционно во всех трех случаях трехлопастный цветок своеобразно входит в узор. Его объединяет лишь форма узорного мотива, усвоенная характерным рисунком мастерицами, которые ввели его в свою традиционную схему построения узора.

Южная Сибирь в первой половине 15 века в результате распада Золотой Орды вошла в состав Сибирского ханства, центр его находился в районе Тюмени. "Ядром Сибирского ханства было тюркоязычное население, родственное казахам, южным алтайцам (в том числе телеутам) и ряду тюркоязычных племен, вошедших в это время в состав узбеков. Не будучи спаяны внутренним единством, племена и народности, входившие в него, связанные с ханом Кучуком преимущественно данническими отношениями, не проявили ни желания и ни усилий поддержать его, и Сибирское ханство быстро пало, а его население частью откочевало на восток, на Обь, Чулым и вплоть до Енисея, т. е. до области кочевий енисейских киргизов".

Русские растительные узоры в хакасской вышивке.

Жизнь племен и народностей Южной Сибири до включения их в состав Русского государства была связана и с восточной частью центральной Азии, где в течение веков, начиная с гуннского' времени, непрерывно шел процесс образования и разрушения государств кочевников с частой сменой их кочевых династий. ' 'Здесь с давних времен происходили столкновения разноязычных племен и оставившие заметные следы в их культуре. Народы вступили друг с другрм в контакт, смешивались, "воспринимали некоторые элементы их культуры, передавали им свои". Хотя культурные связи с Восточной Азией у народов Саяно-Алтая установились еще в древности, но на орнаментику оно не оказывало влияние. Лишь тувинцы с 18 века, с периода господства маньчжуров включили в орнаментику фигуры восточноазиатского происхождения, значительно переработанные на местной почве. "Об этом свидетельствует как почти полное отсутствие в археологических памятниках подобных фигур, так и то, что родственные тувинцам тюркоязычные народы Сибири и Средней Азии, не порабощенные маньчжурами в 18-19 вв. , такие, как якуты, хакасы, киргизы и некоторые другие, сохраняя в своем искусстве многие общие с тувинцами мотивы позднекочевнического слоя, почти не знают фигур восточноазиатского происхождения" .

Южная Сибирь была быстро и довольно мирно освоена русскими и была добровольно включена в состав русского государства. "Вместе с русскими в Южную Сибирь проникла не только централизованная, твердая государственная власть, но и более высокие формы хозяйства, культуры и быта', которые вскоре же оказали положительное влияние на культуру и быт местного трудового населения" .

"С появлением в Сибири русских характер художественной культуры народов этого региона стал заметно изменяться под влиянием русского народного искусства, русские товары и предметы искусства проникли в самые отдаленные районы Сибири, к различным ее. народам" .

Материал хакасской вышивки позволяет поставить вопрос о характере влияния русского искусства на местное. Хакасы, как алтайцы познакомились с русскими и их культурой в середине 18 столетия. Существенное значение имели условия и возможности торговли, ассортимент товаров, покупательная способность населения. Заметно увеличились брачные связи, чему способствовала близость мест оседлости к русским деревням, постоянное общение между представителями двух народов.

Характеристика орнамента бельтир.

Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.

В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.

Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:

Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.

Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.

Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.

В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.

Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.

Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.

Характеристика качинского орнамента

В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.

Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:

Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.

Листик сердечком.

Завиток, почка или бутон.

Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).

Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).

Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Традиционные узоры хакасов характеризуются определенным культурно-историческим и художественным единством. Они ложились как органическая часть хозяйственно-культурной деятельности народа и представляет собой художественно-определенную форму многовекового опыта освоения народом данной экосоциальной среды. Узоры определили все стороны жизни общества, особенности этнической культуры, мировосприятия, традиций, этнографическую историю народа. Традиционные узоры являются продолжением древних культурных традиций.

Хакасия была вовлечена в систему обширных связей европейских и азиатских народов. Орнаментальное искусство испытало влияние как древних, так и современных культур. При этом влияние было взаимным. Южная Сибирь в эпоху переселений и в новые времена (XVII-XXвв. ) представляла собой сложное переплетение культурных контактов, развивавшихся в форме диалога.

Народный костюм хакасов, представленный уникальными в художественном и историческом отношении образцами, является основным кодом многовековой цивилизации.

Опыт изучения домашних ремесел и, в связи с ними, традиционных узоров хакасов, показывает, что их восстановление, реконструкция должны базироваться на научно обоснованном подходе, который призван учитывать особенности развития искусства хакасов в пошлом и настоящем.

Традиционный орнамент означает орнамент узора мастеров и мастериц имена которых не известны, но творчество их изменялось веками, не изменяя мотивов. Орнаментальные формы отшлифовывались в течение веков мастерами и ремесленниками, таким образом, они результат коллективного творчества. Традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления, об окружающем мире. В них есть определенные черты, сходные или отличные с орнаментикой других народов.

Хакасское орнаментальное наследие в последнее двадцатилетие переживает по настоящему возрождение. Это выражается в активном изучение народного творчества в республике, в возрождении-народных праздников, обрядов и обычаев.

Хакасский орнамент вышивки разнообразен, он самобытен. Сочетание мотивов может быть то довольно однородным, то более многообразным. Роль и значение орнамента в хакасском искусстве огромны. Он увеличивает эмоциональную выразительность вещи в целом. Многие исследователи стараются расшифровать возможные символы того или иного древнего мотива но ответа на вопросы художественной специфики орнамента они не дают. Объясняется это тем, что этот весьма сложный вид искусства является самой "чистой" моделью художественного восприятия вообще, так как обращен к нашей интуиции, к подсознательному ощущению выразительности ритма, цвета, формы и мало затрагивает интеллектуальную сферу зрителя. Многие хакасские узоры имеют магическое происхождение, у ряда мотивов есть скрытый символический смысл. Хакасские орнаменты в древности были своего рода идеограммами, служили оберегами. Что касается современного хакасского орнамента, символический элемент в нем играет второстепенную роль. Никто из мастериц не знает древней символики, но это не страшно для жизни орнамента. Хакасский орнамент далеко не однозначен по отношению к природной форме. Он богат вариациями. хакасский орнамент так легко подчиняет ритмической, симметричной схеме реальный мир. определение орнамента никто дать не может, единого мнения о происхождении орнамента тоже нет. известно, что истинной почвой для возникновения искусства как формы общественной деятельности явился труд. Но любое создание рук человеческих может стать произведением искусства только тогда, когда в нем выражены эстетические чувства человека. «Для возникновения эстетического чувства и художественной деятельности понадобились не века, а целые сотни тысяч лет развития человека и его культуры.

В хакасской вышивке цвет на ряду с орнаментом играет значительную роль в декоративной выразительности хакасских вышивных изделий, цвет оживляет орнамент. Впечатление «живописности» вышитых узоров создает черный фон. Фон как бы ярче выделяет каждый мотив, каждый элемент орнамента. Ни один цвет красочной гаммы из узоров не вступает в соперничество с цветом фона. В расцветке употребляется ограниченное количество цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)