Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тридцатьдней с Йозефом Гайдном

«Когда своими музыкальными познаниями я старался помочь нашим бедным согражданам, я был счастлив выполнить одну из моих самых приятных обязанностей».

Й. Гайдн

Книга «История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом» была издана в Вене в 1810 году. Труд Диса и сегодня остаётся одним из основных источников сведений о жизни, характере, облике композитора.

Биограф композитора был по профессии художником, выполнял заказы на декоративные работы, рисовал с натуры в окрестностях Рима. В дальнейшем работал директором картинной галереи князя Эстергази, при поддержке которого была опубликована его книга о Гайдне. Дис страстно увлекался музыкой, но был в ней дилетантом, поэтому больше стремился создать житейский облик Гайдна. Он хотел добиться предельной правдивости в изображении композитора, чтобы его черты получились «словно отражёнными в зеркале». Дис скрупулёзно записывал всё, о чём помнил композитор. А ещё он использовал многое из статей, опубликованных в «Лейпцигской музыкальной газете». Эти факты позволяют согласиться со словами Диса о том, что его труд – это «своего рода дневник».

Книга построена в виде 30 глав. 30 глав – 30 встреч («посещений») с великим человеком. «Я собирал отдельные черты: пусть каждый читатель по-своему составит на их основе целое» - такое пожелание высказал автор в предисловии к первому изданию. В данной работе я попытаюсь это сделать: воссоздать из 30 «посещений» образ великого композитора, «нарисованный» им самим и его современником Альбертом Кристофом Дисом.

Воспитание

Из книги Альберта Кристофа Диса мы узнаём, что Гайдн был воспитан в богобоязненности. Его семья была религиозной, что в последствии отразилось на его творчестве и образе жизни. Родители даже хотели видеть его в будущем священником. Отец был дружен с учителем, с которым решил посоветоваться о дальнейшей судьбе мальчика. Разговор был долгим: отец никак не хотел оставить мысли о духовном сане. Наконец, наступил решающий момент – оба сошлись во мнении, что Йозефу следует заняться музыкой и впоследствии честно зарабатывать свой хлеб где-нибудь на посту церковного регента или даже капельмейстера.

Дом в Рорау, где родился Гайдн

Милостивый Господь нередко возмещает отсутствие земных благ духовными талантами. Пребывая повсюду, Он посетил и малую хижину, в которой 30 марта 1732 года увидел свет Йозеф Гайдн. Это Он наградил ребенка редким музыкальным даром.

Гайдн – отец, странствуя в молодости по нуждам своего ремесла, научился немного играть на арфе. «Он любил петь и сам как мог, аккомпанировал себе на этом инструменте», - сообщает автор книги – «Страстную увлеченность музыкой он сохранил и после женитьбы. Все дети принимали участие в его концертах, разучивали песни и работали над своим голосом. Когда отец пел, пятилетний Йозеф аккомпанировал ему, водя палочкой по деревяшке. Детское воображение рисовало ему при этом, будто он играет на скрипке. Любовь отца к пению, несомненно, следует считать первопричиной того, что Гайдн с самого раннего детства был вовлечен в предназначенную ему сферу». Почему же отец не отдал его учиться своему ремеслу, или не определил его в духовное звание, что было заветной мечтой обоих родителей? «Этого не произошло», - поясняет Дис – «ибо Йозеф благодаря своим концертам стал настоящей знаменитостью – и для соседей, и для самого школьного учителя. Когда бы ни заходила речь о пении, все они не могли нахвалиться сыном каретника и его чудесным голосом».

Поскольку семья была бедной, родители привили ему столь необходимые бережливость и аккуратность: «Отец его, простой каретник и рыночный судья в торговом местечке Рорау, был женат на особе, служившей кухаркой у владельцев местечка. Привычку к опрятности, усердию и порядку супруги передали своим шестерым сыновьям, среди которых Йозеф был старшим».

Внешность

Впервые А. К. Дис увидел Ф. Й. Гайдна 15 апреля 1805 года: «При встрече лицо его было радостно, а глаза удивительно проницательны. Бодрый взгляд, смуглый, с румянцем, цвет лица, в высшей степени чистое платье – Гайдн был полностью одет: в напудренном парике, и, вопреки отекам, в туфлях и перчатках – все это отметало всякую мысль о недугах и придавало семидесятитрехлетнему старцу здоровый облик человека лет за пятьдесят. Это впечатление подкреплялось и средним, отнюдь не тяжелым телосложением».

Некоторые люди представляли в своем воображении Гайдна несколько иным, чем есть на самом деле, а, увидев, говорили, что это не он. Например, в Вене, один итальянский аббат, который много слышал о Гайдне и был поклонником его музы, увидев композитора, сказал: «Это не Гайдн, невозможно, чтобы это был он! Гайдн должен быть высоким, красивым и солидным, а не маленьким и невзрачным, как тот человек в толпе». Очевидно, фантазия нарисовала ему облик человека молодого, красивого и богато одетого, однако это не соответствовало действительности. Вот, что пишет автор книги в главе «О внешности, характере и привычках Гайдна»: «Он был среднего телосложения, суховат. Его ястребиный нос, как, впрочем, и все лицо, был сильно изрыт оспой, из-за чего ноздри имели разную форму. Сам он считал себя уродом».

По описанию Диса, рост Гайдна был несколько ниже среднего: «Ноги его казались слишком короткими по сравнении с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей. Черты его лица были довольно правильны, взгляд – выразительный, темпераментный, и одновременно добрый, располагающий. Когда Гайдн был серьезен, его лицо выражало достоинство, однако во время бесед я чаще видел Гайдна веселым, улыбающимся. При этом я не помню, чтобы он громко смеялся».

Характер

У Йозефа был легкий, веселый нрав, яркий темперамент, хорошее чувство юмора. «В характере Гайдна», - писал Дис, - «гениальность сочетается с шутливостью, насмешливостью и детской непосредственностью». В его жизни было много юмористических моментов. Как-то раз молодой композитор и его друзья решили устроить «кошачий концерт» в переулке Тифен Грабен г. Мариацеля. Йозеф предложил всем разойтись по закоулкам и по сигналу начать играть то, что первым вспомнят, а если кого-то поймают, то зачинщиков не выдавать. Музыканты, как и условились, начали играть, и зазвучала такая какофония, «что местные обыватели повысовывались из окон и стали осыпать руганью, шикать и свистеть им. К тому времени подоспела стража». К счастью, всё закончилось благополучно.

Гайдн не однажды проявлял истинное человеколюбие. Приюту св. Марка он помогал облегчить печальное существование самых бедных граждан. Одиннадцатилетнего племянника Маттиаса взял в свой дом после смерти сестры, дал образование, сделал своим наследником. Ещё один пример любви к ближним. За шесть недель до смерти в присутствии свидетелей было зачитано завещание, в котором композитор указал имена всех, кому хотел что-либо оставить. В этом списке были родственники, знакомые, даже слуги: «Добрые люди были поражены щедростью их господина. Их будущее оказалось обеспеченным, и они благодарили Гайдна со слезами на глазах».

Биограф композитора осветил и такую черту характера, как доброта: «Гайдни с великими и с малыми мира сего всегда был прост и добросердечен. Он был любим всеми». Он был любим, потому, что умел дружить со всякими людьми. А ещё он умел прощать. Например, своего ученика И. Плейеля, который оказался в сетях интриганов, настроивших его против своего учителя. «Он и сейчас смеётся», - сообщает автор «Истории жизни» - «если при нём упоминают имя Джиардиани» - итальянского скрипача, который обозвал Гайдна «немецкой собакой».

Дис также не раз упоминал об излишней, как ему казалось, преувеличенной скромности музыкального гения, с которой тот противостоял похвалам. И даже считал, что она «скорее достойна порицания».

Но самая лучшая черта характера Гайдна – умение быть нужным и признательным людям: «как только появлялась возможность, он благодарил всех, кто помогал ему в своё время. Не забывал он и о своих многочисленных родных». Особенно композитор был верен чувству благодарности по отношению к князю Эстергази, он «поклялся, что будет служить князю, пока смерть не настигнет его самого или его господина». Князь-благодетель не только дал работу Гайдну и хорошо её оплачивал, но и дважды отстраивал дом музыканта, пострадавший от пожаров. Он назначил Гайдну пожизненную пенсию.

Самообразование

Йозеф Гайдн имел очень хорошие природные способности. Вот, что об этом пишет Дис: «Ум этот был особого рода: легко и быстро Йозеф усваивал множество наук». Но не только способности сыграли важную роль в формировании будущего композитора.

Родители понимали, что сына нужно серьёзно учить музыке. Они обратились к известному капельмейстеру. «Отец получил многообещающее предложение: Рёйтер готов взять на себя заботу о дальнейшем продвижении его сына. Но тот ещё слишком мал. Следует подождать, пока ему исполнится 8 лет, а до тех пор усердно петь гаммы, чтобы у него сформировался чистый, устойчивый и подвижный голос». Удивительно, что совсем в юном возрасте Гайдн понял, что учить его некому, он должен это сделать сам: «Йозеф нашёл наиболее естественную методу: сам себе сделался учителем». Прослушав его через какое-то время, Рёйтер был ошеломлён и без проволочек принял его в хор при соборе св. Стефана в Вене.

Князь Николай I Эстергази

И в дальнейшем Гайдн также много времени «посвящал самообразованию, в особенности основательному изучению игры на разных инструментах». В шестом посещении Дис рассказывает о том, как Гайдн самостоятельно овладел искусством игры на баритоне: «Желая постигнуть природу баритона, Гайдн тайком от князя начал осваивать его и так увлёкся, что решил стать хорошим баритонистом. Из-за недостатка времени он упражнялся поздно по ночам, и часто занятия эти прерывались криками и бранью жены. Гайдн, однако, не терял терпения и за шесть месяцев добился своей цели».

Желая постигнуть тайны композиторского творчества, Гайдн самостоятельно изучал трактаты ведущих композиторов того времени, в частности, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Маттезона, Иоганна Йозефа Фукса, Пьетро Метастазио.

Учителя и ученики

Наставников у Гайдна было немного. После Рёйтера он стал учеником Никола Порпора, известного капельмейстера и композитора. Порпора был жёстким человеком: «держал Гайдна в строгости, но тот покорно сносил и толчки в бок, и прозвище «бестия». Всё это Йозеф терпел, так как понимал, что должен многому научиться. Он старался выполнять все распоряжения своего наставника и «даже чистил учителю ботинки».

Также, «под руководством знаменитого виртуоза из него выработался хороший скрипач». К сожалению, его имя Дис со временем забыл.

Гайдн сообщил биографу имена следующих своих учеников, их оказалось значительно больше, чем учителей: Гофман, Кранц, Враницкий, Лессель, Фукс, Томиш, Граф, Шпехт, Плейель, Гензель, Детуш, Штрук, братья Польцелли, Нейкомм.

Капельмейстер

«Моя добрая матушка, которая всегда так нежно заботилась о моём благополучии, не дожила до этого времени, но отцу довелось порадоваться, увидев меня в должности капельмейстера» - рассказывал Гайдн А. К. Дису в одной из бесед. Родители всегда желали сыну добра, но особенно они хотели, чтобы он крепко встал на ноги и хорошо зарабатывал. Автор книги подробно рассказывает о том, как Гайдн начинал с заработка в 400 флоринов, постепенно увеличил эту цифру до 1000 флоринов в месяц. А для самого Гайдна эта профессия была важна ещё и тем, что оркестр был для него творческой лабораторией и он мог смело ставить любые музыкальные эксперименты.

Кроме того, композитор обладал ещё одним хорошим качеством, необходимым для получения хорошего результата в работе. «Гайдн всегда был благосклонен и любезен по отношению к оркестру», - писал Дис, - «На первой же репетиции ему удалось настроить оркестр в свою пользу».

Каким образом проявлял Гайдн такое качество, как любезность? «Прося у музыкантов о чём-нибудь, он по-детски протягивал к ним руки, называл то одного, то другого «дорогой мой», или «мой ангел». Лучших виртуозов он часто приглашал к своему столу, чтобы те охотнее посещали индивидуальные репетиции у него дома, был щедр на похвалы, при необходимости искусно вправляя в них свои замечания. Такое отношение снискало Гайдну расположение всех артистов, с которыми он сталкивался. Любовь воодушевляла их при исполнении гайдновских произведений, придавала их игре ту особую прелесть, о которой шла речь выше».

Особенно ему удавалось расположить к себе вокалистов, людей капризных, требующих к себе особенного отношения. Поэтому «Гайдну было очень приятно, что даже итальянские певцы, чьи слух и голоса с раннего детства приучены к мелодичному, чуждому диссонансов и учёной сложности оперному стилю их родины, стараются грациозно передать неожиданные интонации и модуляции, столь частые в его музыке. Впрочем, эти певцы то и дело давали Гайдну понять, что они преодолевают все трудности лишь из особого к нему расположения».

Записные книжки

Из «Истории жизни» читатель может узнать о том, что Гайдн вёл записные книжки, которые хранил в специальном бюро.

Что он в них записывал? Что об этом поведал нам автор?

«Показанные мне Гайдном маленькие записные книжки содержат мало пригодного для печати. Например, Гайдн фиксировал в них свои и чужие визиты, поездки в окрестности Лондона, описания городов, анекдоты, театральные новости, стихи, курьёзы – одним словом, множество вещей, которые могут броситься в глаза иностранцу в Лондоне», - констатирует Дис, – «Немногие сведения, касающиеся самого Гайдна, даны здесь вкратце. Эти записи призваны были лишь напомнить ему о тех или иных случаях. Украшенные его чувством юмора, они часто варьировались им в устных рассказах. Потому, вероятно, и оказывалось, что один и тот же анекдот звучал каждый раз по иному». Но это не совсем точно. Ведь помимо перечисленного Гайдн фиксировал в записях интересные случаи (в одной из книжек была описана церемония присуждения ему докторской степени Оксфордского университета), связанные с тёплыми приёмами, хранил в них расписки должников (что свидетельствует о склонности к порядку), письма – неисчерпаемый источник сведений о композиторе. Значит, записные книжки Гайдна не стоит называть «малопригодными», они являются бесценным материалом не только для биографов, но и для всех, кто интересуется творчеством композитора.

Творчество

Однажды Дис спросил Гайдна, нет ли у него какой-нибудь системы или правила, с помощью которого можно добиться успеха у публики. На что композитор ему ответил: «Охваченный огнём творчества, я не думал об этом. Я писал так, как приходило в голову, а исправления вносил позже, сообразуясь с законами гармонии. Иными приёмами я никогда не пользовался. Порой я брал на себя смелость пренебречь школьными правилами, но никогда не поступался требованиями слуха. В таких местах я ставил надпись «con licenza» (вольность). Когда меня уличали в ошибках, ссылаясь на учебник Фукса, я просил своих критиков указать слуховые погрешности, и те вынуждены были признать мою правоту». Через некоторое время он продолжал: «Сам я не слышу в тех местах ошибок, более того, они кажутся мне красивыми. А потому прошу покорно позволить мне нарушать правила».

Визитная карточка Гайдна

Из воспоминаний Диса напрашивается вывод, что композитор какой-то специальной системе не задумывался, а ставил перед собой простые задачи: «Первоначальной целью Гайдна – насколько можно судить по его вокальным сочинениям – всегда было увлечь чувства публики посредством прелестной, ритмически уравновешенной мелодии. Так он незаметно подходил к своей главной задаче – тронуть сердца слушателей. Наконец, он давал своей музыкой богатый материал для критического осмысления. Несомненно, и спустя столетия пытливый ум получит высокое наслаждение от такого анализа».

В следующее посещение композитор снова подчеркнул эти же мысли о своём творчестве: «Если что-либо кажется мне красивым, если мои слух и сердце удовлетворены, то я скорее оставлю небольшую грамматическую погрешность, нежели принесу красоту в жертву сухому школярству».

Музыкальные мысли звучали в голове Гайдна постоянно, он буквально фонтанировал ими: «часто меня мучительно преследуют музыкальные идеи, мне невозможно от них избавиться – они окружают меня словно стеной. Если меня преследует Аллегро, пульс мой бьётся всё быстрее, я не могу заснуть. Если это Адажио, то пульс замедляется. Воображение играет на мне, как на клавире». А чуть позже Гайдн ещё раз повторил, что он «действительно, живой клавир».

Очень многие считали, что в основе инструментальной музыки Гайдна лежат словесные темы. Дис однажды поинтересовался об этом: «не пытался ли он выразить кокетливость, чопорность и т. д. в какой-либо части из симфонии». «Это случалось редко, - промолвил Гайдн. – Обычно в инструментальной музыке я давал простор чисто музыкальной фантазии».

В книге А. К. Диса замечательно описаны истории возникновения или постановки некоторых произведений Гайдна, например, оперы «Хромой бес», «Прощальной симфонии», оперы «Верная Констанца», ораторий «Сотворение мира» и «Времена года».

Незаметно автор книги переходит к оценке творчества Гайдна. Дис утверждал, что «всё в его произведениях поёт», что «основные музыкальные темы, как серьёзные, так и юмористические, наделены значительностью и мощной простотой, способны равно увлечь любителей и знатоков». Вот, что он пишет о гайдновской гармонии: «смелые, неожиданные, но никак не нелепые модуляции», «следует учесть также его знание характерных особенностей и выразительных возможностей инструментов». Дис также отметил оригинальность музыкального мышления композитора: «он обладал своей собственной манерой», «в его творчестве явно проявляется склонность к комическому». Автор книги предложил свою классификацию произведений Гайдна: «на первом месте стоят симфонии и квартеты», «на втором – сочинения для фортепиано», «затем следуют духовные произведения Гайдна, и, наконец, музыка для театра». В конце последней главы автор делает важнейший вывод: «Ни один из композиторов прошлого века не сделал столько для развития инструментальной музыки, сколько наш «папа Гайдн».

Кроме того, Дисом составлены два списка гайдновских произведений, с восемнадцати до семидесятитрёхлетнего возраста и сочинённых в Лондоне.

Слава

27 марта 1808 года Гайдн был удостоен величайших почестей. В университетском зале общество любительских концертов давало последний в этом сезоне концерт. При выходе из кареты композитора встретили представители высшей аристократии. «Столпотворение было столь велико, что следить за порядком был вызван военный наряд. Сидящий в кресле Гайдн был высоко поднят над толпой и под звуки труб и литавр внесён в зал, где многочисленное общество приветствовало его криками: «Да здравствует Гайдн!».

Композиторская судьба Йозефа Гайдна сложилась на редкость счастливо. Слава о нём распространилась ещё при жизни. Сначала он сумел завоевать слушательскую аудиторию в Англии, затем это стало сенсацией и у него не родине.

Гайдн буквально купался в лучах славы, он был обласкан публикой, которая преподносила ему дорогие подарки: от Академического общества питомцев Аполлона, были получены им диплом и золотая медаль. Золотые и серебряные медали он почти каждый год получал из Парижа.

Ему оказывали знаки внимания королевские особы. В 1781-1784 г. г. Гайдном были созданы квартеты и отосланы принцу Генриху Прусскому и его отцу Вильгельму, в ответ были получены золотая медаль и кольцо. Русская императрица Мария подарила ему перстень после того, как он с учеником Нейкоммом передал ноты своих произведений.

И «чем шире распространялась слава Гайдна, тем более гордился им князь (Николай). Его очень порадовало, когда в 1780 году Филармоническая академия в Модене сделала Гайдна своим членом и наградила дипломом в знак признания его художественных заслуг».

Различные академические общества включали маэстро в число своих членов и вручали ему награды, например, Шведская академия наук и изящных искусств. В 1801 году ту же честь оказала ему Академия искусств в Амстердаме, Национальный институт наук и искусств в Париже.

Ещё при жизни, в 1793 году Гайдну был поставлен памятник на родине.

Одной из самых приятных наград было присуждение в 1804 году Большого диплома почётного гражданина Вены.

«Весь просвещённый свет словно соревнуется, неустанно оказывая нашему Гайдну знаки высокого уважения, - отмечает в своём труде Альберт Кристоф Дис, – «Имя Гайдна сияет как звезда – вот подлинный триумф искусства!». Озарённым лучами славы увидели Йозефа Гайдна современники, таким же его видим и мы – его потомки.

Монета 50 евро с изображением Ф. Й. Гайдна и дворцом Эстергази

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)