Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Творческий мир А. Т. Костиной

Знания по краеведению должен получать каждый гражданин цивилизованного государства. В России родиноведение начиналось с древнейших времён. Родной край с его историей, культурой, географией и этнографией изучали наши предки ещё в XV веке. Размах же научное краеведение приобрело в XIX веке, когда исследования вели университеты, научные общества, архивные комиссии, земства.

«Серебряным веком» отечественного краеведения считается первая четверть XIX века. Заслугой краеведения является распространение знаний о крае, его духовной культуре среди населения, особенно молодого поколения.

В 20-е годы, в отсутствие истории как учебного предмета в учебных заведениях на занятиях по краеведению учили ценить историческое прошлое, традиции, культурное наследие, памятники старины, фольклор, героев своего народа.

В начале 30-х годов на советское краеведение обрушились репрессии. Общества были закрыты. к услугам краеведения обращались в трагические годы Великой Отечественной войны, когда надо было спасти от голодной смерти жителей блокадного Ленинграда, изыскать, необходимые военной промышленности, полезные ископаемые.

Восстановление краеведения началось в конце 50-х годов: проводятся краеведческие конференции, открываются музеи.

Во второй половине 80-х годов создаются краеведческие общества, вернулось краеведение и в школы. Теперь его изучают на уроках географии, истории и литературы. Это способствует приобретению нравственной опоры и духовной культуры в лучших традициях и обычаях народа.

Исходя из сказанного, я поставила перед собой цель расширить изучение литературного наследия черлакского Прииртышья через народное творчество Анны Тихоновны Костиной.

Таким образом обозначились следующие задачи:

1. Познакомить с жизнью частушницы.

2. Услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в мир частушки.

3. Через народное слово прививать любовь к малой родине.

Из истории частушки

Знаете ли вы, что такое частушки? Пожалуй, каждый из вас на этот вопрос утвердительно. Если сами не помним ни одной, то по крайней мере, слышали их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров.

Частушки возникли во второй половине 19 века. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Слово «частушка» первоначально одно из названий коротких, «частых»(в отличии от «протяжных», «долгих») песен. В литературу слово частушка вошло из очерка Глеба Успенского «новые народные стишки» (1889). В этом очерке писатель впервые дал краткий анализ явления в песенной культуре народа.

На первых стадиях бытования этих песен в разных местностях их называли по-разному: просто песни, короткие песни, хохотушки, причудки, прибавки, собирушки, прибрешки.

При общей характеристике содержания частушек их называли молодёжным жанром. И не случайно. В частушках поётся о том, что занимает, волнует молодых людей- парня и девушку, от подросткового возраста до брака.

В конце 19 начала 20- го частушке заговорили широко в печати, они были молодёжными по составу поющих людей. Эти песни первоначально слагались и распевались только в кругу девушек и парней. Пожилые люди не считали частушки серьёзными песнями, относились к ним пренебрежительно. Время шло, молодые старели, но не забывали песен своей молодости. Постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов.

А судьба сложилась так

Автору частушек, о которых я хочу рассказать, уже за 70, она моя землячка. Это Анна Тихоновна Костина.

Родилась Анна Тихоновна 19 сентября 1929 года в селе Ануйске, Истокского района Алтайского края в крестьянской семье. В марте 1930 года отца обвинили в контрреволюционной пропаганде и расстреляли 26 апреля 1930 года.

Хозяйство родителей было признано кулацким, и семья подлежала высылке за пределы района. Ане было всего в ту пору 9 месяцев. Мать была вынуждена отдать дочь- малютку своей родной сестре. Так у девочки появились приёмные родители: Сафоновы Тихон Николаевич и Евдокия Яковлевна. Им приходилось часто менять место жительства, так как тогда преследовали тех, кто брал на себя воспитание детей «врагов народа».

В 1937 году Аня пошла в первый класс школы № 14 г. Омска. Только в 1940 году семье Сафоновых разрешили удочерить девочку. В это же год семья переехала в село Елизаветинка Черлакского района, здесь она закончила семь классов, а уже среднее образование получила в Черлаке. тех, кто брал на себя воспитание детей «врагов народа».

В 1937 году Аня пошла в первый класс школы № 14 г. Омска. Только в 1940 году семье Сафоновых разрешили удочерить девочку. В это же год семья переехала в село Елизаветинка Черлакского района, здесь она закончила семь классов, а уже среднее образование получила в Черлаке. На этом учёба не закончилась. В 1949 году Анна Тихоновна получила звание учителя начальных классов, окончив 1-ый педагогический класс при 38-ой школе г. Омска. А через год она стала студенткой Омского пединститута историко- филологического факультета. Учёбу закончила в 1955 году и стала работать учителем русского языка в Нововаршавском районе.

Годы жизни , прожитые Анной Тихоновной, назвать лёгкими нельзя, но она считает, что они, несмотря ни на что, были интересными.

Очень любит она читать, заниматься рукоделием, работать на даче, общаться с людьми, а в свободное время да под настроение писать частушки, которые шагают в ногу со временем.

Основные мотивы творчества

Частушки А. Т. разнообразны по своему идейно- тематическому жанру. В частушках на тему любви отчётливо прослеживается индивидуальное выражение образов парня и девушки. Во многих частушках говорится о несчастной, неудачно сложившейся любви, автор рисует печальные любовные ситуации.

Пусть летят мои частушки

Песенкой беспечною.

Любовь из моды не выходит,

Остаётся вечною.

Моё сердце покорил

Синеглазый гармонист.

Мне колечко подарил,

Когда упал осенний лист.

А когда пришёл Покров,

Землю снегом он покрыл.

Синеглазый гармонист

Меня в ЗАГС пригласил.

Гармонист редко снимает

Свою тальяночку с плеча,

Я пою, а он играет

Любовь наша горяча.

В частушках А. Т. нет чувств безысходности, непоправимого горя. Образу обиженной девушки не свойствен душевный надлом, страдания. Она сильная, твёрдая по характеру, неунывающая над своими неудачами. Она не собирается упрашивать милого вернуться к ней.

А я, залёточка, хочу тебе сказать,

Хоть изменил ты мне, не буду я страдать.

Я на вечёрочку с подружкою пойду,

Себе залёточку там по душе найду.

Центральным героем частушки является деревенский гармонист, которого любят многие девушки.

Я частушки буду петь,

Ты цыганочку плясать,

Молодого гармониста

С тобой будем завлекать.

Молодой гармонист

Игрой в округе славится,

И синеглазая девчонка

Ему очень нравится.

Зря мы пели и плясали,

Гармониста завлекали,

Гармонист, как пень сидел,

На нас даже не глядел.

Синеглазая девчонка

Только бровью повела,

Молодого гармониста

С вечеринки увела.

Надо отметить, что тема любви центральная в творчестве А. Т. , но далеко не единственная. Её частушки помнят о судьбе всей России- матушки, которая «горькие слёзы проливает» и в которой война.

На фронт ушли наши залётки,

А мы в тылу осталися.

Коров доим, землю пашем,

Им помочь стараемся.

Это, бабы, не беда,

Что в похлёбке лебеда.

Беда, когда фашист стреляет,

Занимает города.

Ой, война, война, война,

Что же ты наделала,

Мово мужа загубила,

Меня вдовою сделала.

Частушки о войне правы в своей скорби. Они выражают горе общее, народное. Окончилась война, меняется настроение людей, меняется настроение частушки.

Четыре года воевали,

День Победы долго ждали.

В сорок пятом майским днём

Вошёл праздник в каждый дом.

Вернулся с фронта мой залётка,

Я цвету как маков цвет.

Ничего, что у залётки

На руке трёх пальцев нет.

Сколь оставила война

В каждом доме горюшка,

Поседела не одна

Вдовья головушка.

Меняется жизнь, меняется и сюжет частушек. В первые годы перестройки в частушках нашёл своё отражение и дефицит товаров.

Мчится тройка с перестройки

И не остановится.

Жизнь от этой перестройки

Лучше не становится.

Раньше всюду было мыло,

Стоило копеечки-

Теперь в магазин пойдёшь,

Стоит рубль не найдёшь!

В магазин теперь войдёшь:

Ой, какая красота!

Теперь очереди нету,

И на полках пустота.

Перестройка несёт за собой и новые проблемы.

Подскочили в десять раз

Цены на продукты.

Нам теперь не по карману

Масло, мясо, фрукты.

Мэр на праздники, на хлеб,

Выделил дотацию.

После праздника: О Боже!

Булка в два раза дороже.

Раньше наша медицина

Тоже бесплатною была.

Теперь хочешь жизнь продлить,

За всё надо заплатить.

Особое место в творчестве нашей частушечницы занимает тема родного края, где выражается любовь к нему.

Я любила и люблю

Околок наш берёзовый-

И туман над Иртышом

На восходе розовый.

Под ногами снег скрипит,

И позёмка стелется.

Разыгралася вовсю

Белая метелица.

Затрагивает А. Т. в своём творчестве и проблемы экологии нашего всем родного Иртыша.

Был когда-то наш Иртыш

Полноводною рекой,

А теперь там гладь да тишь,

Не ходит рыбы никакой.

Стал Иртыш наш дорогой

Неухоженной рекой,

Стал богат лишь островами

Под зелёною травой.

Автор частушек живёт проблемами родного посёлка, её волнует буквально всё, чем он живёт.

Мы черлакские девчата

Сейчас частушки вам споём,

О том, как жили мы когда-то,

О том, как нынче мы живём.

Баню первую продали,

Те, кто и не строили,

По кирпичу всю разобрали,

Гаражи построили.

Какие валенки катали!

Всех в районе обували,

Как с заводом мы расстались,

Так без валенок остались.

Наш Черлак сиял огнями,

Теперь стоит он в темноте,

Позаботьтесь теперь сами

О столбе и фонаре.

Но не смотря ни на что, любовь к родному посёлку остаётся.

Ой, Черлак, Черлак, Черлак,

Моя родина вторая.

Ни на какую заграницу

Я тебя не променяю.

Заключение.

Частушечный мир Анны Тихоновны отличается разнообразием тем, но объединяет их настроение бодрости и активного жизнеутверждения. Её творчество обладает большой притягательной силой, стержневым мотивом которого является любовь к родной земле, милому сердцу Прииртышью, малой своей родине.

Творчество моей талантливой землячки способствует нравственному воспитанию. И пока будут на земле самобытные творцы русского слова, мы можем с уверенностью сказать:

Исполнится всё, и в положенный срок

Зерно упадёт в разомлевшую пашню

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)