Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тульская веточка Пушкиных

Отблеск света великого имени падает на всех, кто так или иначе, пусть даже в малой степени, связан с ним. Поэтому-то так непреходящ наш интерес к судьбам потомков А. С. Пушкина – как самых близких, так и отдаленных.

Особым предметом гордости живущих в Тульском крае является то, что много лет – больше ста! – в Туле проживают потомки Александра Сергеевича Пушкина, а точнее – его брата Льва Сергеевича – «Левушки», как его называли родные и друзья. Потомков Льва Сергеевича Пушкина, более столетия назад поселившихся в Туле, в нашей Пушкинской школе мы называем «тульской веточкой Пушкиных».

Итак, в Туле уже больше ста лет живут люди, в жилах которых течёт кровь Ганнибалов-Пушкиных, так как в 1900 году внук Льва Сергеевича Пушкина – Борис Иванович Нейкирх (сын его младшей дочери Марии) – женился на тулячке Ольге Ивановне Тихомировой и пустил на нашей тульской земле крепкие корни. В Туле он жил на улице Волкова, 12 (ныне улица Г. Успенского). Сохранилось письмо Б. И. Нейкирха, где он писал: «Мать (Мария Львовна – А. Т. ) дала мне письмо к Л. Н. Толстому с просьбой оказать мне содействие в получении места в Туле». Письмо к Толстому было написано старшей дочерью А. С. Пушкина – Марией Александровной Гартург. (Мария Львовна была в близких отношениях с двоюродной сестрой – М. А. Гартунг, лично знавшей Л. Н. Толстого. ) Граф Толстой рекомендовал Б. И. Нейкирха Н. В. Давыдову – председателю Тульского окружного суда, который и определил его в Крестьянский поземельный банк делопроизводителем, где внук Льва Сергеевича Пушкина проработал много лет.

Именно в Туле родились все четверо детей Бориса Ивановича: два сына и две дочери.

О сыновьях, к сожалению, мы знаем не много: оба закончили школу в Туле; Нейкирх Сергей Борисович (1908-1939), любимец семьи, имел слабое здоровье, прожил неполных тридцать лет, похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле рядом с родителями; Нейкирх Виктор Борисович (1911-1950) окончил Московский университет, был женат на сестре известного авиаконструктора А. И. Микояна, работал в авиационной промышленности, умер в Москве, где и похоронен.

Дочери – Нина и Мария – ещё до сравнительно недавнего времени были, как говорится, живы и здоровы. Обе жили в Туле. Мария Борисовна Нейкирх (1901-1992) умерла 15 лет назад, Нина Борисовна (1906-1994) – 13.

Младшая из сестер – Нина – с детства болела астмой, замуж не выходила; семья старшей сестры была и её семьёй. Как сообщила нам вдова единственного сына Марии Борисовны (Юрия Петровича Дорофеева) Т. Г. Дорофеева, «Нина Борисовна жила в однокомнатной квартире в Туле на улице Болдина. Работала все время бухгалтером. Много сил и энергии отдавала творчеству А. С. Пушкина. Много времени посвящала пушкинским мероприятиям, которые проходили в Туле, выступала в школах, дворцах, музеях. Она много знала о потомках Александра Сергеевича и Льва Сергеевича Пушкиных в России и за границей. Умерла Нина Борисовна в 1994 г. , похоронена на престижном кладбище в Туле – Всехсвятском. На её похоронах было много пушкинистов, был митинг, был некролог в газете. На памятнике написано, что она правнучатая племянница А. С. Пушкина».

Мария Борисовна в 1921 году вышла замуж, была домохозяйкой. (До 1924 г. она работала в ВЧК, где и познакомилась со своим будущим мужем).

Её муж – Петр Иванович Дорофеев (1900-1973) происходил из семьи священнослужителей, был по образованию инженером-металлургом, много лет работал управляющим конторой «Мосснабчермет».

Сёстры Мария и Нина хорошо помнили Марию Львовну Пушкину – свою бабку. Переписывались с нею, бывали у неё в Москве.

В семейном архиве Дорофеевых сохранилась открытка, написанная 11-летней Машей Нейкирх: «Милая и дорогая бабушка, поздравляю вас и дедушку с праздником Рождества Христова и желаю вам здоровья и всего хорошего. Любящая вас Маруся. 12 декабря 1912 года».

Как старшая в семье, Мария, ещё будучи гимназисткой, часто ездила к бабушке в Москву одна и впоследствии вспоминала о том, что Мария Львовна была всегда подтянута, опрятна, с прекрасной толстой косой, спускавшейся по всей спине.

Сестры Нина и Мария учились в Туле в гимназии.

Мария Борисовна вспоминала впоследствии: «Я училась и окончила женскую гимназию, где сейчас находится средняя школа №6.

В мае 1917 года шёл выпускной бал, военный оркестр играл только вальсы. На бал были приглашены выпускники мужской гимназии, что находилась на улице Менделеева. (Сейчас в этом здании – один из корпусов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого – А. Т. ). Шло полное веселье, все танцевали, кружились И вдруг у белых колонн в зале я увидела свою бабушку Марию Львовну Нейкирх, дочь Льва Сергеевича Пушкина, а рядом с ней Марию Александровну Гартунг, дочь Александра Сергеевича Пушкина, которой уже было за восемьдесят лет. Оказалось, они приехали в гимназию, чтобы посмотреть бал и заодно забрать меня домой. По совету М. А. Гартунг, бабушка забрала меня в Москву, и я поступила в лицей гуманитарных наук, который я и закончила. Анатолий Васильевич Луначарский выхлопотал М. А. Гартунг пенсию в размере ста рублей, а бабушке Марии Львовне Нейкирх в пятьдесят рублей, которые она получала вплоть до 1928 года».

С гордостью сестры Нейкирх рассказывали о том, что их, совсем ещё юных, в 1918 г. пригласила в гости вдова Л. Н. Толстого Софья Андреевна. Они на всю жизнь запомнили, как она прислала за ними коляску, как была радушна, как долго водила их по яснополянскому дому, всё показывая и объясняя.

Тамара Геннадьевна Дорофеева так говорит о своей свекрови: «Марию Борисовну я узнала, когда ей было уже 74 года. Она мне сразу понравилась: очень красивая, культурная, со вкусом одетая женщина; во всем её облике чувствовались хорошие манеры, воспитание, образование. Мы с ней сразу нашли общий язык и до конца жизни были очень дружны.

Мы жили отдельно от Марии Борисовны, но часто приходили к ней в гости; у неё всегда была Нина Борисовна. Они любили друг друга и были неразлучны. Пили чай с пирогами: они были большие мастерицы по кулинарии.

Мария Борисовна и Нина Борисовна много рассказывали о Пушкиных-Нейкирхах.

Когда родились у нас дети, Мария Борисовна их тоже очень полюбила. Особенно Петю, ведь он был её первым внуком.

Мария Борисовна играла на пианино, а Петя и Вероника плясали под музыку. Она была очень довольна.

Они тоже любили свою бабушку. Когда ей исполнилось 90 лет и она ослабла, Петя (ему тогда было 14-15 лет – А. Т. ) приносил ей покушать, кормил её, ухаживал за ней.

Я уважала Марию Борисовну и Нину Борисовну за порядочность, скромность, интеллигентность».

К сожалению, я не была знакома с Марией Борисовной (я родилась, когда её уже не стало), а вот Тамару Геннадьевну Дорофееву я знаю очень хорошо. Мне часто приходилось с ней встречаться, говорить с Тамарой Геннадьевной, дарить ей цветы. Она однажды даже поцеловала меня в знак благодарности. Я очень рада, что познакомилась с такой удивительной женщиной!

Итак, у Марии Борисовны был единственный сын – Юрий – Юрий Петрович Дорофеев (17 июля 1924г. – 13 января 1996 г. )

Ребенок рос в радушной, гостеприимной семье.

Когда Юрий учился в школе, он часто отдыхал летом с бабушкой Ольгой Ивановной в Федяшеве (в теперешнем Ясногорском районе – А. Т. ) – имении Гартунгов. Ему там очень нравились лес, река

После окончания школы он поехал учиться в Москву в финансово-экономический институт. Жил у Микоянов – родственников жены дяди Виктора Борисовича Нейкирха.

Работал Юрий Петрович сначала в КГБ (как когда-то родители –А. Т. ), но по состоянию здоровья уволился По своему характеру он мог общаться с людьми любого круга. Видя его способности, тогдашний секретарь Обкома КПСС Хворостухин предложил ему должность директора ресторана «Тула».

Туляк по рождению, Юрий Петрович всю жизнь прожил в родном городе, уезжал только на время учебы в Москву да три года жил в Польше, куда выезжал в составе посольства СССР.

В семейном архиве на фотографиях Юрия Петровича можно видеть в обществе Н. С. Хрущева, Гомулки, Аристова (посла в Польше), Ярузельского. На других снимках он с космонавтами В. Терешковой и В. Быковским.

Своё родство с А. С. Пушкиным он нёс с достоинством, не кичась, но делом доказывая своё глубокое почитание предка.

Так, с участием Ю. П. Дорофеева в центре Тулы – в сквере напротив драмтеатра – был восстановлен бюст великого поэта (созданный ещё к 100-летию со дня его рождения – в 1899г. – на средства, пожертвованные туляками), после чего сквер стал называться Пушкинским.

Юрий Петрович Дорофеев в 1944 году женился на Лидии Николаевне Щуровой. В этом же году у них родилась дочь Нина – Нина Юрьевна Дорофеева (28 сентября 1944 г. )

Мария Борисовна с самого рождения уделяла внучке много внимания, фактически она занималась её воспитанием: прививала вкус к музыке, языкам, интерес и любовь к пушкинской поэзии.

Нина Юрьевна окончила Тульский педагогический институт, факультет иностранных языков, позже получила второе высшее образование – экономическое.

Работала преподавателем в сельскохозяйственном техникуме в Туле.

В 1966 году она побывала в Великобритании, в Лондоне встретилась с двумя правнучками поэта по линии его младшей дочери Натальи. Сейчас Нина Юрьевна на пенсии. Она вдова, носит фамилию мужа – Фетисова. Детей не имеет.

В 1975 году Юрий Петрович Дорофеев женился вторым браком на Тамаре Геннадьевне Никитиной. У них родились дети: Петр (7 октября 1976 г. ) и Вероника (20 марта 1982г).

Тамара Геннадьевна вспоминает: «Когда родился Петя, его (Юрия Петровича – А. Т. ) радости не было предела. Во-первых, сын. Во-вторых, ему ведь было тогда уже 52 года (Тамаре Геннадьевне – 36. А. Т. ). Ну, а о радости по поводу рождения Вероники и говорить нечего, она ведь на него очень похожа.

Детей он очень любил, заботился о них, принимал активное участие в их воспитании. Он был добрым, ласковым мужем и отцом. Если бы не страшная болезнь (ему дважды делали операцию по поводу онкологического заболевания – А. Т. ), он прожил был ещё долго. Он хотел увидеть свадьбы своих младших детей, ему очень не хотелось умирать, но судьба распорядилась иначе. Очень скорбим, любим, вспоминаем. Он похоронен на том же городском кладбище Тулы, где и его родители. Мы часто ходим на кладбище, ухаживаем за могилами»

Петру сейчас тридцать лет. У него серьезное заболевание глаз, но он работает (охранником в школе № 36). Веронике двадцать пять лет. Она работает продавцом.

11 лет (с января 1996 года) Дорофеевы живут втроем.

Это дружная, простая в общении, небогатая семья, помнящая о своем родстве с великим поэтом и гордящаяся этим.

Ученики и педагоги Пушкинской школы не раз бывали у Дорофеевых дома. Они живут в центре Тулы на улице Михеева в обычной двухкомнатной квартире. (До недавнего времени жили на улице Пушкинской! – А. Т. ) Я очень счастлива, что и мне однажды довелось побывать в гостях у Дорофеевых. Это очень гостеприимные люди.

Тамара Геннадьевна рассказывала о своей семье, показывала бесценные фотографии предков мужа: Льва Сергеевича Пушкина, Марии Львовны Пушкиной-Нейкирх, Марии Борисовны Нейкирх-Дорофеевой и свои семейные фотографии, сделанные после замужества за Юрием Петровичем Дорофеевым. – Некоторые из семейных фотографий она подарила Пушкинской школе, а некоторые разрешила отсканировать.

В квартире Дорофеевых сохранились старинные вещи, принадлежащие роду Пушкиных. До недавнего времени в зале стояло огромное – до потолка – зеркало. (Похожее зеркало, с потускневшей поверхностью, можно увидеть в Государственном музее Пушкина в Москве на Пречистенке). В прошлом году Дорофеевы отдали это зеркало в Тульский драматический театр.

В спальне у Дорофеевых стоит туалетный столик старинной работы. Я была в этой спальне и видела этот прекрасный столик, даже прикасалась к нему. Он выглядит очень изящно в скромной спальне Дорофеевых. А еще у этой семьи было фамильное пианино, на котором, как они утверждают, играла (когда жила в имении своего мужа Л. Н. Гартунга в Федяшеве Тульской губернии) старшая дочь великого поэта – М. А. Гартунг. Это пианино щедрые Дорофеевы подарили нашей Пушкинской школе, и после реставрации оно радует всех нас своим обновленным звучанием. Сердце переполняется бесконечным счастьем и гордостью, когда читаешь пушкинские стихи под звуки этого мемориального инструмента.

Тамара Геннадьевна показала нам семейный архив. В нем есть присланная из Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН «охранная грамота», в которой известный пушкинист Н. В. Измайлов подтверждает принадлежность свекрови Тамары Геннадьевны – Марии Борисовны – к роду Пушкиных-Ганнибалов; хранятся письма литературоведа А. М. Бессоновой (автора книги «Ганнибалы в России»), воспоминания, фотографии

С гордостью замечу, что теперь и у нас в Пушкинской школе есть мемориальные вещи, связанные с тульской ветвью рода Пушкиных: пианино (о котором уже говорилось), перчатки Марии Борисовны Нейкирх-Дорофеевой (их подарила в наш школьный музей в один из своих к нам приездов Нина Юрьевна Фетисова), ее кожаная шкатулка, несколько десятков фотографий из семейных архивов Дорофеевых и Фетисовых. С этих снимков на нас смотрят озаренные именем великого поэта лица правнучки Л. С. Пушкина Марии Борисовны Нейкирх-Дорофеевой, ее сына и внуков (Юрия Петровича, Нины Юрьевны, Вероники и Петра).

Нина Юрьевна Фетисова дважды приезжала к нам.

Дорофеевы – частые гости нашей Пушкинской школы. Они любят приезжать к нам и очень бывают благодарны и за приглашения, и за то, что мы с великой бережностью сохраняем в своем школьном музее Пушкинианы подаренное ими, и за нашу любовь к их великому предку, и за уважение к ним – как его потомкам.

Ведь в своих взаимоотношениях с ними мы руководствуемся известными словами Александра Сергеевича Пушкина:

«Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)