Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тульский художественный музей. Зал живописи 19 века

Экскурсия. На высоких светлых стенах – полотна в массивных деревянных рамах. Многие из них – портреты (женские, мужские, детские). На одиноких посетителей с высоты взирают представители известных российских фамилий и неизвестные лица. Мимо одного из женских портретов я не смогла пройти равнодушно. (Вот этот портрет).

На нас смотрит молодая женщина в расцвете красоты и жизненных сил. Красота ее особая: это красота умная, в отличие от бездушной красоты многих женских портретов. Черные глаза, черные волосы, черное платье, черный газовый шарф, - все это подчеркивает золотистую, с розовым оттенком кожу лица, мел рук, придают образу романтичность и внутреннюю значительность.

Кто же эта незнакомка? Смотрю на надпись под портретом : Н. В. Ильина – Кампанари. Художник – А. Беньелор, Париж, 1849 год, холст, масло.

Итак, полотно написано в середине 19 века за границей (!), художником-французом(?) или итальянцем(?), имени которого я никогда не слышала. Вторая фамилия изображенной на картине тоже иностранная. Значит, она имеет какие-то иностранные корни? И как портрет этой женщины оказался в Тульском музее?

Со всеми этими вопросами я подошла к экскурсоводу1. Оказывается, этот портрет передан в Тульский музей в 1989 году (16 лет назад) итальянскими по- томками княгини Зинаиды Александровны Волконской, той самой Волконской, которую А. С. Пушкин назвал «Царицей муз и красоты». Надежда Васильевна

Ильина-Волконская-Кампанари – ее родственница (приемная дочь сына княгини

Александра Никитича Волконского и его супруги Луизы Леопольдовны фон

Лилиен-Волконской). Портрет долгое время хранился в домашнем собрании

З. Волконской в Риме, где она провела вторую половину жизни, а теперь передан потомками на родину в Тулу.

Так я получила ответы на некоторые свои вопросы. Однако возникли новые: кто такая З. А. Волконская? Был ли с ней лично знаком А. С. Пушкин? Почему эту женщину поэт назвал «Царицей муз и красоты»? Посвящал ли ей стихи? И действительно ли Тульская земля является родиной Волконской?

Итак, я стала искать ответы на поставленные вопросы, используя энциклопедические издания, работы тульских краеведов и материалы местной печати.

Зинаида Александровна Волконская происходила из старинного и извест- ного рода князей Белосельских-Белозерских. Отец ее, камер-юнкер царского двора Александр Михайлович Белосельский, состоял российским чрезвычайным посланником при саксонском дворе. Это был известный дипломат екатеринин- ского времени, человек просвещенный и талантливый, писатель, член Российской

Академии, близкий знакомый Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина. Мать, Варвара

Яковлевна, происходила из рода графов Татищевых.

Место и время рождения Зинаиды Александровны Волконской разные исследователи называют по-разному. В работах Вадима Соколова и Михаила Бороздинского – это Турин, 1792-ой год(, а по словам Дориана Романова, в альбоме отца Зинаиды Александровны найдена запись, сделанная рукой бабушки М. Д. Татищевой, что ее внучка родилась 3 декабря 1789 года в Дрездене. (

В 1792 году в Турине (на тот момент это город королевства Пьемонт), куда был переведен А. М. Белосельский, умерла мама Зинаиды Александровны, оставив супругу двух дочерей. Их воспитанием занялась сначала бабушка, а затем – отец. Именно Александр Михайлович стал главным наставником дочери.

Природа одарила ее букетом талантов – литературным, музыкальным, артистическим. Она обладала замечательным голосом – глубоким контральто, которому впоследствии завидовали многие европейские оперные знаменитости.

Окончательно в высшем свете ее закрепило замужество. Зинаида Александровна стала женой князя Никиты Григорьевича Волконского, флигель-адъютанта Александра I. Брак оказался неудачным, супруги вскоре разошлись. Однако это не помешало Зинаиде Александровне всю жизнь поддерживать добрые отношения с Волконскими. От этого брака у нее остался сын Александр, родившийся в 1811 году.

В том же 1811 году она уже носила титул флигель-адъютанши и действительной камергерши. В 1815 году Александр I включил ее в состав русской делегации на Венском конгрессе, где решалась судьба Европы после разгрома Наполеона. ( Надо сказать, что тот конгресс остался в памяти его участников как «танцующий конгресс»: ежедневно во дворце австрийского императора давались роскошные многолюдные балы. Между прочим, именно тогда получил признание вальс (до этого его считали «бесовским танцем» и не разрешали на светских балах). Королевой Венского вальса стала Зинаида Волконская. В те дни познакомиться с необыкновенной русской княгиней спешили самые знаменитые люди Европы.

Вместе с императорской свитой она исколесила Европу. Судите сами: Дрезден, Прага, Вена, Париж, Лондон, Верона

Приведем выдержки из хроники тех лет:

1815 год. Княгиня выступает с концертами перед избранной публикой в Вене. Успех полный. В Алжире она ставит оперу Россини “Итальянка в Алжире”, еще неизвестную французской публике.

1821 год. В Риме издана ее пьеса “Жанна д,Арк” на итальянском языке, в стихах, при исполнении сопровождающеися музыкой. Поставив ее на сцене, Волконская сыграла заглавную роль.

1822 год. Во время Веронского конгресса Зинаида Александровна ставит оперу Джованни Панзиелло “Мельничиха”. Прекрасная Мельничиха в ее исполнении была действительно прекрасна.

1824 год. В доме на Тверской ставится опера Россини “Танкред”. В заглавной роли – Северная Коринна. (Так назвал Зинаиду Александровну Александр Тургенев( по ассоциации с героиней романа французской писательницы мадам де Сталь).

Что же заставило столь блестящую и деятельную женщину покинуть северную столицу, светское общество, двор и переехать в Москву.

Разгадка, на наш взгляд, кроется в том, что придворный свет Петербурга не привлекал Волконскую своей напыщенностью и чопорностью, бездельем. А сама она (об этом уже говорилось) по натуре была человеком очень живым и увлекающимся всем новым и изящным.

Вместе с тем Зинаида Александровна не могла жить без музыки. Но то, что сама сочиняла и исполняла кантаты, романсы, не только не одобрялось, не почиталось, но пренебрегалось придворной знатью. Вот почему ее все время тянуло из Петербурга на свободу.

Любопытно, что ее, не знавшую русского языка, он (язык) очень привлекал ее. Интересовала русская история. И Волконская быстро освоилась, стала писать прозаические и поэтические повести (!) из древней русской истории. Известно, что Зинаида Александровна начала писать роман “Ольга”, где намеревалась показать причины победы в 9-10 столетиях славянских элементов над варяжскими и языческими. ( Но это тоже вызвало недовольство придворных кругов. Против нее начались интриги, сплетни, которые и вынудили ее отвернуться от высшего света и уехать в Москву.

В первопрестольной Зинаида Александровна поселилась в особняке на Тверской, недалеко от Страстной (ныне Пушкинской) площади. Это был один из лучших в ту пору дворцов Москвы. Его классический стиль, огромный герб на фронтоне и два стильных балкона внушали москвичам чувство уважения и подобострастия к его владельцам.

Здесь Волконская открыла литературно-музыкальный салон, ставший очень популярным, где собиралась московская и приезжая интеллектуальная элита. По свидетельству Петра Андреевича Вяземского(, в нем “соединились представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме в этом доме носило отпечаток служения искусству”. Среди тех, кто по понедельникам приезжал в дом на Тверской улице, были Чаадаев и Баратынский, Мицкевич и Козлов, Вяземский и Веневитинов, иА. С. Пушкин Зададимся вопросом: что же привлекало в литературно-музыкальный салон Волконской всех этих людей, чьи имена вписаны в историю развития русской (и мировой) культуры и общественной мысли?

Думается: ум, образованность, вкус, обаяние самой хозяйки салона, ее умение создать непринужденную обстановку и тактично “дирижировать” в собрании блестящих умов и талантов. Ее красота покоряла гостей, голос заставлял верить в существование “страны очарованья”, “отчизны красоты”.

Как я любил твои воспоминанья,

Как жадно я внимал словам твоим

И как мечтал, - признавался замечательный поэт Дмитрий Веневитинов, страстно и безнадежно влюбленный в Зинаиду Александровну – “волшебницу”, “певицу красоты”.

Осенью 1826 года гостем Зинаиды Волконской стал Пушкин, только что вернувшийся из Михайловской ссылки.

По данным М. Бороздинского(, в октябре 1826 года, возможно, у Соболевского или Вяземского состоялось знакомство Пушкина с Мицкевичем и Волконской, которая при первой же встрече преподнесла неожиданный сюрприз, исполнив его элегию “Погасло дневное светило”. Пушкин, по свидетельству Вяземского, “был живо тронут этим” “обольщением тонкого художественного кокетства”, между ними сразу установились теплые дружеские отношения, в основе которых лежало взаимное преклонение. Пушкин стал часто бывать у Волконской. Особенно памятным стал вечер 26 декабря 1826 года, когда Зинаида Александровна устроила у себя вечер проводов уезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь Марии Волконской, бывшей замужем за братом мужа Никиты Григорьевича – Сергеем. Никто другой на подобный поступок не решился бы, и Пушкин, приглашенный на вечер, оценил этот акт гражданского мужества представительницы слабого пола. Сама Мария Волконская вспоминала потом об этом с огромной благодарностью и теплотой. Второй раз им довелось встретиться только через 30 с лишним лет, когда, после амнистии декабристам, чета Волконских побывала в Италии и навестила в Риме 70-летнюю Зинаиду Александровну Волконскую. (

Кстати, Зинаида Александровна занималась также проводами в Сибирь и жены декабриста Екатерины Трубецкой, которая приходилась ей кузиной, и с которой ее связывали не только родственные отношения, но и общие интересы. 10 Московский дом Волконской стал центром оппозиции в старой столице.

В 1827 году на один из вечеров Зинаида Александровна пригласила к себе цыганский хор. Присутствовавшая на вечере знаменитая итальянская певица Анжелика Каталани подарила свою шаль цыганке Стеше в знак восхищения ее пением. Этот эпизод послужил Пушкину поводом для создания стихотворения “Княгине З. А. Волконской”, он передал его хозяйке салона вместе с поэмой “Цыганы” в качестве посвящения.

Среди рассеянной Москвы,

При толках вальса и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется, и пылает гений.

Певца, плененного тобой,

Не отвергай смиренной дани,

Внемли с улыбкой голос мой,

Как мимоездом Каталани

Цыганке внемлет кочевой.

О своих литературных и музыкальных планах З. А. Волконская не раз советовалась с Пушкиным. (Так в октябре 1827 года, когда поэт был в Петербурге, она написала ему: “Вот уже несколько дней, как я отложила для Вас эту пару строк, любезный Пушкин. Я все забываю передать их Вам, а все оттого, что когда вижу Вас, то становлюсь мачехой относительно своих собственных чад (т. е. произведений).

Возвращайтесь! Московский воздух как будто полегче. Великому русскому поэту подобает писать и среди раздолья степей, или под сенью Кремля: творец “Бориса Годунова” принадлежит городу царей”.

Об Александре Сергеевиче Зинаида Александровна отзывалась как о гении, который “весь - сила, весь – изящество, весь – непринужденность, который является то дикарем, то европейцем, то Шекспиром и Байроном, но всегда русским, переходит от лирики к драме, от песен нежных, влюбленных, простых, иногда грубых, романтических или едких, к важному и наивному тону строгой истории”.

В 1829 году З. Волконская с сестрой и сыном уехали в Рим. Ее отъезд многие исследователи связывает с событиями, последовавшими за 14-ым декабря 1825 года. Нет, она не была республиканкой, но текущая в ее жилах кровь Белосельских-Белозерских, считавших своим прямым предком Рюрика, дух просвещения, которым она пропиталась в Европе, восстали против царя, с азиатской жестокостью расправившегося с отпрысками древнейших и славнейших российских родов. Она обратилась к Николаю I с просьбой о помиловании государственных преступников, но это заступничество мало что дало.

В Италии Зинаида Александровна приняла католичество, причем католичкой была очень рьяной. Ее вилла в Риме стала русским культурным центром за рубежом. Здесь она принимала многих русских знаменитостей и старых друзей, среди которых были Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Жуковский, почти все русские художники. В переписке с Россией Зинаида Александровна часто интересовалась делами Пушкина. А на своей римской вилле она распорядилась посадить аллею воспоминаний, установить на ней обелиски в честь Пушкина, Жуковского, Баратынского, Веневитинова

В Россию Зинаида Александровна больше не вернулась. Хотя по сведениям Л. А. Черейского, около 20 июня 1836 года она приезжала в Петербург и покинула его только 1 августа. По-видимому, здесь она встретилась с Пушкиным. Умерла княгиня Зинаида Александровна в 1862 году, по слухам, в нужде, обобранная патерами и монахами, но зато причисленная церковью к лику “блаженных”.

Но как же связана З. А. Волконская с нашим Тульским краем? Дело в том, что князья Белосельские издавна владели вотчинами на Тульщине. Отец Зинаиды Александровны еще по Третьей Всероссийской подушной переписи (ревизии) 1763 года значился владельцем села Урусово и деревни Княжевой Веневского уезда16 (ныне принадлежащей совхозу “Коммунар” Новомосковского района). В Госархиве Тульской области хранятся документы о наследственных имениях в селах и деревнях Веневского уезда: Михайловское, Княжевая, Мурашкино, Якушево, Погореловка, Ватино, Сварухи, Алексеевское. Родовая помещичья усадьба князей Белосельских находилась в селе Михайловское17 (ныне дер. Михайловка в 10 км южнее Венева).

После смерти А. М. Белосельского (1809) наследницей его имений стала дочь – Зинаида. Позднее это имение перешло по наследству к ее сыну Александру Никитичу, а в 1878 году – к его приемной дочери – Надежде Васильевне Ильиной – Волконской – Кампанари.

В Михайловском, родовом гнезде Белосельских, прошли детство Зинаиды Александровны, ее сына Александра и, возможно, Надежды Ильиной. Сюда на летние месяцы приезжали Белосельские, с Михайловским связаны их представления о родине.

По имеющимся сведениям З. А. Волконская неоднократно бывала в своем Урусовском имении и очень любила его. (Об этом свидетельствуют многие вещи и предметы, взятые здесь бывшим Центрархивом в 1919-1920 гг. , а также сравнительно недавно присланные ее потомками из Италии в Тульский областной художественный музей. )

Конечно, многое из того, что связано с адресатом лирики Пушкина в нашем крае, не сохранилось, но сама земля – наша Тульская земля! – помнит, как по ней ходила эта замечательная женщина, воспетая великим поэтом. И мне очень отрадно сознавать, что “отблеск гения” коснулся и наших родных мест, пусть косвенно, пусть призрачно. Отрадно чувствовать причастность к великой жизни!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)