СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

А. Т. Твардовский – поэт особой судьбы и таланта

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, -

Взялся за гуж - не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая - быть самим собой,

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью- то душу отпустила боль.

А. Т. Твардовский

Почему я выбрала эту тему? Моя преданная любовь к творчеству Твардовского, создавшего неумирающие произведения о Великой Отечественной войне.

Скоро наша страна будет отмечать столетие со дня рождения одного из самых народных писателей и поэтов Александра Трифоновича Твардовского. На уроках литературы, изучая его творчество, я поймала себя на мысли, а всё ли я знаю об этом мастере слова. Решила прочесть его произведения, изучить статьи из литературной энциклопедии, отзывы о нём его друзей и недоброжелателей, писателей, прошедших через войну 1941-1945 годов, видевших Твардовского на полях сражений, в землянке, работающего в трудных условиях военного лихолетья, а потом и в мирное время.

Из того материала, который я прочла, передо мной открылся удивительный мир настоящего русского человека, патриота, любящего свою землю и свой народ и сумевшего отразить в творчестве все этапы нашей страны в понятной лиро-эпической манере повествования. Его произведения столь убедительны и понятны, читая их, ясно представляешь себе картины жизни простых людей в колхозе, на стройках, в городе и в деревне, в годы тяжёлых испытаний. И сразу понимаешь, что этот человек не солгал ни разу, писал о том, что сам видел, пережил, перечувствовал, ничего не утаил, а если и ошибался в чём-то, то откровенно писал об этом, корил себя за минуты слабости или чрезмерный пафос строительства новой жизни советской страны. Он всегда восторгался нашим народом-победителем до конца своих дней, учился у народа и стойкости, и языку, и вере, и правде.

Александр Трифонович Твардовский вошёл в историю советской и русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая её изнутри. Он был художником слова, запечатлевшим удивительные проявления необъятной русской души. Духовно-творческая эволюция поэта вобрала в себя все основные события действительности нескольких десятилетий, отразила судьбы народного сознания, его взлеты и

3 обольщения. Фёдор Абрамов справедливо сказал о том, что "Твардовский - это история нашего общества. Понять Твардовского - понять эпоху во всём её драматизме, сложностях и противоречивости".

Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

Изучив его жизненный и творческий путь, я поняла, что он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.

Твардовский - специальный корреспондент. Поэма «Василий Тёркин»

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.

Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть "Дневник председателя колхоза".

В 1938 году А. Твардовский был принят кандидатом в члены Коммунистической партии. Во время войны с белофиннами А. Твардовский- офицер Красной Армии, специальный корреспондент газеты Ленинградского военного округа "На страже Родины". В то время он написал запоминающиеся стихи о красноармейцах-героях, совершавших подвиги во имя матери-Родины. В газете "На страже Родины" А. Твардовский участвовал в создании юмористического отдела. Вместе с ним в этом отделе работали Н. Тихонов, В. Саянов, Н. Щербаков, С. Вашенцев, Цезарь Солодарь, художники Б. Брыскин и В. Фомичев, которые рисовали занятные шуточные картинки к стихам А. Твардовского, изображавшие необычайные фронтовые приключения бывалого и храброго красноармейца Васи Теркина. Вася Теркин совершал на войне удивительные подвиги: он брал в плен вражеских солдат, доставлял донесения, на лыжах "пролетая леса выше, над бурливою рекой"; однажды он даже вытянул "кошкой" из кабины вражеского самолета шюцкоровца. У многочисленных читателей - красноармейцев ,сражавшихся на финском фронте, фельетонный «Теркин» имел исключительно большой успех.

Поворотными для поэта А. Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом.

Отсюда — прекрасное знание военной темы, которая на долгие годы будет ведущей в его творчестве.

С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной:

То была печаль большая,

Как брели мы на восток.

Шли худые, шли босые

В неизвестные края,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

Как военный корреспондент, он участвовал в боях на Украине; вместе с воинами, державшими оборону против яростно наступавших гитлеровцев, находился на Западном фронте; участвовал в битве за Москву, а позднее - в освобождении от фашистских оккупантов Белоруссии, Украины, Польши; дошел до Берлина.

В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество.

Стихи А. Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта ( стихотворение "Армейский сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки. ". В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две строчки". Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война «незнаменитая», но жизнь ему была дана единственная - через нее-то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий

Как будто это я лежу.

А поэма «Василий Теркин» останется непревзойденной поэтической летописью войны. Поэма близка и понятна многим умудренным опытом войны защитникам Отечества и нам, совсем еще юным, потому что написана простым и образным народным языком большим и ярким художником, повествующем о волнующих событиях Отечественной войны:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Автор откровенно беседует с читателями, в лирических отступлениях грустит и печалится о гибели бойцов, радуется победам и балагурит вместе со своим героем:

Ночью, первым из колонны,

Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны первый взвод.

И плывут бойцы куда-то,

Притаив штыки в тени.

И совсем свои ребята

Сразу — будто не они.

Поэма удивительно органично соединила в себе высокий патриотизм боль, и потери войны и безудержный солдатский юмор, помогающий выстоять в самых трудных условиях:

— Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Не мудрствуя лукаво, поэт создает образ героя, Василия Теркина, близкого и понятного миллионам читателей. Он умело воюет, поддерживает дух товарищей, если надо, подаст пример, сбив из трехлинейки самолет. Нехитрые рассуждения автора понятны и близки бойцам, о которых и для которых писал Александр Трифонович Твардовский. Неунывающий герой поэмы ведет за собой читателя от заснеженного Подмосковья через просторы России и Европы до развалин Берлина. И всегда он полон сил, оптимизма и готов выполнить любое задание:

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Теркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

В образе Василия Тёркина А. Т. Твардовский сумел воплотить народный характер русского солдата на войне, рассказать о самом сложном и высоком через простое. Он создал настоящего героя - обыкновенного русского солдата.

“Василия Теркина” можно без преувеличения назвать поэтической энциклопедией Отечественной войны, художественным памятником той великой и трагической эпохи. Герой поэмы Твардовского – Василий Теркин- олицетворяет собой весь народ. В нем нашли художественное воплощение русский национальный характер, его существенные черты и качества.

В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: «писал очерки, стихи ,фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки», но главный его труд военных лет - создание лирической поэмы “Василий Теркин” (1941-1945).

Параллельно Твардовский пишет цикл стихов «Фронтовая хроника», работает над книгой очерков «Родина и чужбина». Тогда же им были написаны такие шедевры лирики, как «Две строчки»(1943), «Война – жесточе нету слова» (1944), «В поле, ручьям изрытом » (1945), которые были впервые опубликованы уже после войны, в январской книжке журнала ,,Знамя” за 1946 год.

«Жестокая память» в произведениях «Страна Муравия», «За далью – даль», «Дом у дороги», «По праву памяти», «Я знаю никакой моей вины»

Александр Трифонович Твардовский вошёл в историю советской и русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи. Он был художником слова, запечатлевшим удивительные проявления необъятной русской души. Духовно-творческая эволюция поэта вобрала в себя все основные события действительности нескольких десятилетий, отразила судьбы народного сознания, его взлеты и обольщения. Фёдор Абрамов справедливо сказал о том, что "Твардовский - это история нашего общества. Понять Твардовского- понять эпоху во всём её драматизме, сложностях и противоречивости". Творчество Твардовского пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью».

Так, 1930 год-это насильственное создание в деревне коллективных хозяйств, сопровождавшееся раскулачиванием. Была раскулачена и сослана его семья: отец, мать, брат. Вначале Твардовский верил в благо "великого перелома", был молод, сотрудничал в комсомольских газетах, писал статьи и стихи, поэмы, одну из которых назовет "Страна Муравия", полагая, что будет радостной и счастливой жизнь крестьян в новой России. Позже он с горечью напишет об этом в своем дневнике, что это были заблуждения.

После смерти матери в ссылке он переосмыслит свое творчество, в лирике сложится очень сложная проблематика, появятся грустные ноты, темы памяти, совести, правды без прикрас, это он назвал "генеральной думой". Появляются два главных его образа - дом и дорога, проблемы нравственности и духовности человека: дом-это испытания обновление, поиск.

Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создаст самое сильное своё произведение о войне - "Я убит подо Ржевом". Ведь именно после войны люди получили возможность вспомнить, оценить и смыслить военные события: во время войны было не до того. Бои под Ржевом были одними из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. Стихотворение написано от первого лица, это страстный монолог мёртвого, его обращение к живым. Обращение, на которое имеет право лишь мёртвый- судить живых, строго требовать от них ответа, помнить о погибших. Стихотворение завораживает ритмом, оно довольно велико по объёму, но прочитывается на одном дыхании. В стихотворении присутствует и сам Твардовский - воин, прошедший через "финскую" и Великую Отечественную войну, награждённый орденами и медалями, бывший солдат, ставший подполковником.

Ещё в послевоенное время, в 50-е годы, он создает главную в тот период поэму – «За далью – даль». В ней поэт стремится к честному разговору с читателем, но уже понимает, что это невозможно. Это развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах Родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека ХХ столетия. Твардовский продемонстрировал возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие несомненно и плодотворно.

В книге «За далью - даль» сказано: « Мне дорог мир большой и трудный» Эти слова выражают самую суть, пафос творчества поэта.

В поэме «За далью - даль» назывался один виновник - Сталин. Да, конечно, с самого начала понимал Твардовский, что богов творят люди. И своей доли вины не отрицал: «Не мы ль, певцы почетной темы». Но другие ,более важные строки в главе «Так это было»:

Как грозный дух он был над нами. ,

И даже славой смертной герой обязан был ему заставляют все-таки думать, что, с точки зрения Твардовского,- автора «За далью - даль», винить в беде своей безгласной друг детства должен был не страну, а того, кого люди звали «отцом в стране- семье».

Горестное изумление перед масштабами бедствия, постигшего страну, горькая ирония, куда более горькая, чем «За далью- далью»: «Канонады только не хватило, чтоб с Марса был бы виден он!. ». Глухой протестующий гул тысяч попранных жизней, переданный в многократном повторении одних и тех же рифм ( не знала – начало - держало, мать- рать - воспитать- мать).

И упрек Отчизне-матери, немыслимый в «За далью-даль» ( вспомним главу «Друг детства» : «Винить в беде своей безгласную страну: Причем же здесь страна? » )

Хочется обратиться и к поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти».

В поздней поэме ответ на вопрос, «кто виноват?», оказался многозначным. Вторая глава ее озаглавлена «Сын за отца не отвечает». В буквальном смысле это перекликается с тем пониманием ответственности «сыновей» и «отцов», которое сформулировано в поэме «За далью - даль». Но только в буквальном. По сути же, выдвигая на авансцену этот сталинский тезис конца 80-х годов, поэт не скрывает своего сарказма. Во-первых, потому что в свое время он пользовался в качестве «дымовой завесы» над дальнейшими репрессиями:

Пять кратких слов

Но год от года на нет сходили те слова,

И званье сын «врага народа» уже не при них вошло в права.

Во-вторых, тут есть оттенок самоиронии:

Конец твоим лихим невзгодам ,

Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов,

Что он простил тебе отца

Родного

Ведь именно так и отнесся к тем пяти словам молодой отпрыск «кулацкой семьи» - Александр Твардовский, сначала искренне отрекшийся от семьи, а потом, столь же искренне поверивший в то, что новая формула означала конец его лихим невзгодам. На склоне лет ему стало понятно иное: простить сыну отца родного не может никто, сама по себе такая постановка вопроса противоестественна.

В поэме образ Сталина, картины порядков, которые он насаждал в стране, даны в последней строфе крупно, бескомпромиссно. Если в

«За далью - даль» Твардовский за деяниями Сталина готов был признать некую правоту( правда, крутую и жестокую, как неправота), то в поэме «По праву памяти» о правоте уже и не может быть речи. Какая там правота, если « в те года и пятилетки, кому с графой не повезло. »

, следовало, по непререкаемому закону, «быть под рукой всегда - на случай нехватки классовых врагов!» Какая там правота, если «он умел без оговорок, внезапно – как уж припечет – любой своих просчетов ворох перевести на чей-то счет. »! Какая уж там правота, если он считал возможным требовать от своих подданных такого самоотречения, какое прилично только во взаимоотношениях творца и его творений:

Он говорил: иди за мною, оставь отца и мать свою,

Все мимолетное, земное оставь - и будешь ты в раю.

В главе «Сын за отца не отвечает» сарказм Твардовского набирает силу Ювенала. Что ни слово ,то бич свистящий : «дело свято» рифмуется здесь с

« предай родного брата», «прямиком»- с «тайком». И поставленные рядом, несмотря на абсолютную несовместимость, превосходные степени прилагательных: высшая (цель) и лучший (друг, преданный тайком во имя этой цели).

И наконец - разрабатываемый в главе «О памяти» пласт философский. Поэт отвергает попытки разных «молчальников» ( его слово) утопить в забвенье живую быль (и боль) прошлого. Девиз Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво ,тот вряд ли с будущим в ладу. »(сегодня это девиз, притом почти в тех же выражениях ,повторяется с самых высоких трибун).

Голос памяти правдивой слышится нам и в записях Ф. Абрамова. Хотя Абрамову и не удалось воплотить свой замысел книги о Твардовском, но и разоренные записи дают ощущение живого человека во всей противоречивости его облика. Такого Твардовского мы еще не знали

,как не знали некоторых кровоточащих подробностей его биографии. Абрамов, писавший ,не задумывающийся над будущей участью этих материалов, ничего не сглаживал, напротив- выпячивал острые углы личности и судьбы своего героя. Твардовский у него – не только «властитель дум» , «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», но и «крутой, бешеный нрав. Дистанция между собой и людьми. Некоторая чопорность». И о духовной эволюции Твардовского сказано обжигающе обнажено: «Смерть Сталина. 1956 год. Открылись глаза. Выдавливание из себя раба». И еще: «Вся послевоенная история- это раскрепощение. Это преодоление честолюбия ,отказ от почестей Хватило силы».

С 1954 по 1963 год он работает над следующей поэмой «Теркин на том свете». Её опубликуют и потом о ней забудут, как будто ее и не существовало. Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти» (1969)

Мужество Твардовского в нелегких условиях работы в журнале «Новый Мир», его бесстрастие в открытии новых тем и писателей на запрещенные цензурой темы

Не дрогнул А. Т. Твардовский и тогда, когда возглавил журнал "Новый мир". В 1950- 60-е годы Александр Трифонович был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность – в 1950 - 1954, 1958 - 1970 годах). Это был самый читаемый журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» В. П. Некрасова).

Он действительно открыл "новый" мир и новых писателей. Здесь проявились его высокие качества гражданина. Он добился у Н. С. Хрущёва разрешения напечатать в журнале повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", в 1962 году ею зачитывалась вся страна.

Это была первая правдивая книга о незаконных репрессиях народа, лучшей его части. Боролся Твардовский и за публикации В. Шаламова, Б. Пастернака,

В. Гроссмана и других писателей. Его отстраняли от работы в журнале, потом возвращали. Даже тяжело больным Твардовский продолжал публиковать правдивые произведения. Теперь все они изданы огромными тиражами, и народ узнал "жестокую память" и правду о том времени.

В «Новом мире» только что опубликованы письма Твардовского к М. Г. Плескачевскому и среди них – написанное в апреле 1939 года, где говорится: «нужно выработать в себе прямо-таки отвращение к «легкости», «занятности», ко всему тому, что упрощает и «закругляет» сложнейшие явления жизни будь смелей, исходи не из соображения о том, что будто бы требуется, а из своего убеждения, что это, о чем пишешь, так, а не иначе, что ты это твердо знаешь, что ты так хочешь».

5. Исключенииe «картонной» литературы и уверенность в том, что возврата к прежним временам не будет.

Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений. Немалое мужество нужно было иметь, чтобы опубликовать такие произведения, как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, мемуары И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь », «Сотников»В. Быкова и др. После 1964 года (смещение Хрущева ) нападки на журнал стали еще более ожесточенными ,цензурный прессинг усилился. Но несмотря на такое давление, журнал Твардовского жил и жила вся русская литература. Заслуга «Нового мира» состояла и состоит в том, что возврата к прежним временам, к прежней «картонной» литературе, больше не будет.

Произведения Твардовского многое открывают для нас, читателей, в характере Твардовского, помогают уяснить эволюцию его отношения к жизни и литературе, оригинальность, точность и принципиальность оценок и характеристик. Сам Твардовский в молодости сетовал : «Я не умею писать мало-мальски длинных писем. Очень люблю получать таковые, но писать не могу. Видимо, дух времени. Раньше литераторы оставляли по себе огромнейшее эпистолярное наследство, письма писали с копиями, писали их, как произведения, формулировали в них сложнейшие и серьезнейшие мысли ,давали бытовые картинки ,зарисовки ,характеристики. А теперь писатели, умирая , будут оставлять по себе стенограммы речей , ответы на анкеты и разве еще –авансовые расписки».

Действительно, длинных, многостраничных посланий почти не встретишь.

Александр Твардовский не дожил не то, что до сорокалетия - даже до тридцатилетия со дня Победы.

Не дожил до времени, когда «первый город» в его жизни, который « славой с древности гремел», Смоленск, стал, наконец, городом-героем.

Твардовский любил говорить о «малой родине», которая, по его убеждению ,есть у всякого истинного поэта, и среди пронзительных строк его великой книги военных лет- те, где он вместе с Теркиным задохнулся от счастливых и горьких слез:

-мать земля моя родная,

Вся Смоленская родня,

Ты прости,

За что - не знаю,

Только ты прости меня!

Пройдут годы , а потом целые десятилетия ,но эта овладевшая всем существом поэта ,ставшая «музыкой» его души мысль о своем пожизненном долге перед Родиной в ее самых простецких обличиях ,перед «нашими стриженными ребятами» ,сложившими за нее свои головы ,будет несмолкаемо звучать.

Когда в конце 1971 года умер Александр Трифонович Твардовский, в прощальных публикациях только и было разговору, что о великой поэзии им созданной. Хотя последняя поэма - «По праву памяти» -опубликована не была, да и не могла попасть в печать ,как утверждали люди, читавшие в рукописи, и как понимаем теперь мы все ,получившие ,наконец, к ней свободный доступ. Конечно, и после выхода в свет этой поэмы Твардовский ,как поэт, остается для нас прежде всего автором «Василия Теркина», «За далью- даль» и поздней лирики ,несмотря на то, что в течение семи лет, разделяющие первые издания «За далью-даль»(1960 год) и сборника стихов «Из лирики этих лет»(1967), появилась еще и поэма «Теркин на том свете», законченная в 1963 году. Но Твардовский сделал кое-что и помимо пополнения своего будущего собрания сочинений. Он- и вот об этом-то ни слова не было сказано в дни прощания с ним –редактировал журнал « Новый мир», причем именно шестидесятые были временем расцвета журнала. Характеризуя настроение Александра Трифоновича после его вынужденного ухода из «Нового мира», Абрамов подчеркивает, что «главным потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских утопий», было то,что этот акт не вызвал никакого общественного взрыва.

Горестное изумление перед масштабами бедствия, постигшего страну.

Со страниц книги «Ровесник любому поколению» нам явлен человек великой целеустремленности, великой жажды правды ,великой, неподкупности и несгибаемости. Таким человеческим монолитом остался Твардовский в памяти одного из своих соратников по «Новому миру».

Ведь и Абрамов, касаясь редакторства Твардовского, признает, что тот «влиял на нас, когда просто сидел за своим редакторским или письменным столом». В. Л. Кондратьев же, как правило, наблюдал Твардовского именно в этом ракурсе. Не случайно свой рассказ он начинает с описания одного рабочего дня Твардовского – из «самых обычных редакционных дней».

Главными чертами личности Твардовского, которые выделяет в нем Кондратьев , были: высокая отзывчивость к всем болям и радостям мира, умение ставить перед собой и решать все более трудные и высокие (никак не обойтись без этого слова в разговоре о Твардовском!) задачи.

В книге уделено место и человеческим слабостям героя. Впрочем, это недостатки и слабости того свойства, которые по собственному признанию мемуариста , «лучше достоинств иного человека». И хоть портрет Твардовского приобретает тут, по воле автора, черты некоторой благородности ,но, право ,мне не доставало бы, не расскажи ее Кондратьев ,истории со слабым стихотворением М. Исаковского , которое ,скрепя сердце ,решает напечатать Твардовский. Или совершенно необычного для Твардовского телефонного разговора с И. С. Соколовым- Микитовым( отдавшим материал, обещанный «Новому миру», в другое издание),когда справедливый гнев редактора постепенно уступил место сочувствию к человеку ,попавшему в беду.

Справедливости ради следует признать, что книга Кондратьева дает портрет Твардовского, проигрывая в этом отношении как воспоминаниям

Ю. Трифонова (я имею в виду материал, напечатанный в «Огоньке», в комплексе с ранее публиковавшимися «Записками соседа»), так и записям

Ф. Абрамова.

Но, к счастью, мы имеем теперь возможность прочитать и то, и другое, и третьеПодробная ,основанная на большом фактическом материале «документальная повесть о Твардовском А. Т. » А. Кондратовича дополнит отрывочные, но глубокие и главное ,ошеломляющие правдивые записки Ф. Абрамова. И в плодотворном взаимодействии с ними воспоминание Ю. Трифонова, прозаика, в отличие от Абрамова - истинно «новомирского» автора ,- как раз не близкого «Новому миру» и находящегося с его редактором в сложном отношениях притяжения ,–отталкивания. Тем ценнее идентичность итоговых оценок всех троих. «Ровесник любому поколению»- по Кондратьеву. «В июне шестьдесят девятого года я видел зрелого человека ,один вид которого внушал: он победит!»( Ю. Трифонов). «Твардовский после смерти не только живет. Он продолжает расти» ( Ф. Абрамов)

Дерзновенный и любимый труд Твардовского

Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.

Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС),ему постоянно приходилось испытывать на себе давление консервативных сил.

В 1970 году он был очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Через полтора года после этого поэт умер. Как писал один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».

К Твардовскому, как и к Пушкину, никогда "не зарастёт народная тропа" и не только в год его столетия, а потому, что его творчество близко и понятно простому человеку. Не зря ведь в Смоленске русский народ собрал деньги на памятник народному литературному герою Васе Тёркину и народному поэту Александру Трифоновичу Твардовскому. Сооружение памятника на народные деньги будет прекрасным и ощутимым выражением всеобщей любви к своему герою, защитнику Отечества, и великому русскому поэту.

Они сидят вместе и "ведут" задушевную беседу. Уверена: наша страна в июне 2010 года достойно отметит юбилей великого поэта, воина, гражданина, ведь всё его творчество - поэтическое свидетельство истории. За это мы его и любим, с удовольствием читаем и учим его произведения ,развиваем в себе лучшие качества личности. Спасибо ему за это.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)