Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

А. П. Киселев: жизнь и деятельность в Воронежском крае

История Родного края – источник неисчислимых загадок и тайн и раскрыть их подсилу только исследователю. Изучать историю своего края – это значит передавать опыт от поколения к поколению, а это возможно занимаясь краеведением.

Краеведение – это область исторических знаний, которая даёт огромные возможности для творческих исследований и открытий, приобщает к духовно-нравственным ценностям и культурному наследию своего края.

С историей Воронежского края связаны имена деятелей литературы, таких как А. Кольцов и И. Никитин, художников И. Крамского и Н. Ге, а также замечательных педагогов Н. Ф. Бунакова и А. П. Киселёва.

Многим педагогам А. П. Киселев известен как автор знаменитых и стабильных учебников по математике, а воронежским краеведам-исследователям известна и другая сторона деятельности Андрея Петровича Киселева. Он был известным общественным деятелем Воронежского края. О нем говорили, что он талантлив, красив и демократичен, полон жизни и трудолюбив, педантичен и неудержим в разнообразных увлечениях.

Определение роли и значения деятельности А. П. Киселёва в общественно-культурной жизни Воронежского края явилось целью исследования по теме: «А. П. Киселёв: жизнь и деятельность в Воронежском крае».

Детство. Годы учёбы.

Андрей Петрович Киселев был выдающимся русским просветителем и замечательным педагогом. На протяжении многих десятилетий его называли законодателем школьной математики. Его имя известно не одному поколению учащихся нашей страны. Около 100 лет, начиная с 1884 г. , оно неизменно стояло на обложках учебников по основному курсу школьной математики.

А. П. Киселев родился в городе Мценске Орловской губернии 30 ноября 1852г. в бедной мещанской семье. Впоследствии в документах о своем происхождении Андрей Петрович указывал: "Из купеческого звания". Но, вспоминая свое детство, он говорил, что после смерти отца семья жила в бедности и в биографии называл ее мещанской. Из недвижимости их многодетной семье принадлежал лишь один деревянный дом. "Обучался на медные гроши", - писал он о себе. И добавлял: "Хорошо учился". В течение одного года он посещал церковно-приходскую школу, затем три года учился в уездном училище. Уже в ученические годы в нем обнаружился и особый интерес к математике, ставшей его любимой наукой, и пробудились педагогические склонности, желание и умение донести учебный материал школьникам, сделать его ясным и понятным. Так рассказывает об этом сам Киселев: "Вскоре я стал помощником учителя, вроде ассистента. Зададут новый урок, надо объяснить его ученикам. Я выхожу к доске и всему классу объясняю. Складно выходило. А кто туго понимал, я еще на переменке объясню и дома помогу. Смотрю - мои товарищи подтягиваются. В моем классе все ребята хорошо учились по математике". Сотоварищи по уездному училищу за склонность к математике прозвали его профессором. В уездном училище Киселев пробыл три года, после чего в его судьбе произошла важная перемена. В Орле жил родственник Киселевых, состоятельный торговец. Узнав, что Андрей хорошо учится в уездном Мценском училище, он взял его на свое полное содержание и поместил в Орловскую классическую гимназию. Для поступления в Орловскую классическую гимназию (с одним латинским языком) Киселев должен был предварительно подготовиться по языкам. Осенью 1865 года он был принят во второй класс. Гимназия давала ученикам хорошие знания, особенно по истории и языкам. Серьезно было поставлено и преподавание математики. У Андрея Петровича остались благодарные воспоминания о преподавателе этого предмета Склярове. "Учился в гимназии на "отлично". Окончил на круглые пятерки, золотую медаль в награду получил".

Золотая медаль - золотая мечта каждого выпускника. У Андрея, способного и волевого мальчика, она сбылась. Но было у него другое огромное, заветное желание, ради которого он не пожалел и своей высокой гимназической награды. "Очень хотелось мне поступить в Петербургский университет. А денег, чтобы ехать в Петербург, не было. Подумал, подумал и продал я свою медаль за 75 целковых, золотая ведь была, и тронулся в путь". В гимназические годы, мечтая о Петербурге, Андрей не оставлял занятий частными уроками, что дало ему возможность сделать некоторые сбережения.

Второго сентября 1871 года осуществился желанный час Киселева. И перед ним распахнулись двери университета. В этот день он был зачислен студентом физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета, одного из крупнейших высших учебных заведений в Европе.

Неизгладимое впечатление на молодого А. П. Киселева оказали преподававшие тогда в университете: П. Л. Чебышев, А. Н. Коркин и О. Сомов. Слушал А. П. Киселев лекции Ю. В. Сохоцкого, только что начинающего свою деятельность Е. И. Золоторева, Д. К. Савина и тогда уже известного химика Д. И. Менделева.

В университете Андрей Петрович сделал первые шаги самостоятельного творчества в области математики. Он представил на факультет своё сочинение по высшей алгебре на тему "Отделение корней".

15 января 1876 года "по испытании научные степени, утвержден Советом университета в степени кандидата физико-математического факультета по математическому разряду". 24 января 1876 года ему выдан диплом об окончании университета. В канцелярии Санкт-Петербургского учебного округа Киселев получил свидетельство от 27 января 1876 года за N553 на звание учителя гимназий и прогимназий по предметам физики и математики.

Начало педагогического пути

Воронежское реальное училище

Окончив университет, Киселев приехал в Воронеж и стал работать преподавателем математики, механики и черчения в Воронежском реальном училище, которое открылось 17 ноября 1876 года. Реальное училище было построено на территории бывшей усадьбы коллежского асессора К. А. Константинова, в 1876 году город купил эту усадьбу и использовал ее большое пространство со стороны Студенческой. В городах России реальные училища с 6-летним и 7-летним сроком обучения организовывались по указу 1872 года. В отличие от гимназий главное внимание в реальных училищах уделялось математике, физике, естествознанию, древние языки в них не изучались. Выпускники реальных училищ не имели права поступать в университеты, но могли продолжать образование в технических, торговых, промышленных высших учебных заведениях. Из них комплектовались кадры инженеров, техников, экономистов.

А. П. Киселев, став преподавателем реального училища, купил усадьбу неподалеку от него, на Большой Садовой. Неказистый дом Андрея Петровича стоял вплотную к приметным вяхиревским зданиям. В Воронеже Киселев прожил более сорока пяти своих лучших лет, самый активный и плодотворный период жизни. Здесь, в Воронеже, окреп и расцвел его замечательный педагогический дар, пришел первый успех, а затем и широкое признание как верного служителя "царице наук", математике. Начиная служебную деятельность, Киселев уже 13 сентября 1876 года педагогическим советом реального училища избирается в члены хозяйственного комитета, а 24 октября назначается классным наставником для четвертого класса.

К каждому делу, которое начинал Андрей Петрович, он относился серьезно, вдумчиво, творчески, что было неотъемлемой чертой его характера. К преподаванию любимого предмета он приступал с интересом и вел его с полной самоотдачей.

"Знал я, что многие ребята недолюбливают математику. Скучный, говорят, предмет и учиться трудно. Много я думал над тем, как сделать предмет интересным, чтобы лучше ребята усваивали математику. Начал я все наглядно объяснять. Дома приготовлю всякие фигуры, разрежу их на части, а на уроках показываю опыты. Измеряем площади кубов, фигур различных. Задаю ребятам занятные задачки. А главное - старался объяснять все точно, ясно. Сам придумывал новые простые доказательства для теорем и задач". Заботясь о том, чтобы всеми учащимися был усвоен преподаваемый им материал, Андрей Петрович помимо учебных занятий с недостаточно успевающими учениками вел дополнительно внеклассную работу.

В 1879 году 6 октября А. П. Киселев "приглашен сверх прямых его обязанностей по Воронежскому реальному училищу преподавателем физики по найму в Михайловскую Воронежскую военную гимназию". В этом же году по рекомендации попечителя Харьковского учебного округа Киселев принимает участие в шестом съезде русских естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге, для чего ему выдается 100 рублей из специальных средств реального училища. С тех пор Киселев систематически принимал активное участие в этих всероссийских съездах, проходивших в Москве, Петербурге, Киеве. Здесь он встречался с коллегами-математиками России, живо обсуждавшими вопросы преподавания предмета в школах. На съездах в секции математиков Андрей Петрович избирался председателем, выступал с докладами.

О росте авторитета Киселева в педагогической среде свидетельствует предпочтение, отданное ему в 1883г. , при утверждении руководящего совета открывшейся в Воронеже частной женской гимназии А. Н. Гоголь-Яновской.

Об этом в своих мемуарах пишет создатель общедоступной элементарной школы в Воронеже Николай Федорович Бунаков «Записки Н. Ф. Бунакова. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной 1837 – 1905 гг. », также избранный членом и председателем попечительского совета новой гимназии.

Киселев был человеком обширного круга интересов, больших познаний в области различных наук, их новшеств, открытий. Когда в 1881 году в Воронеже было учреждено "Общество вспомоществования учащимся", Киселев и Бунаков были приглашены в качестве лекторов для публичных выступлений с целью сбора средств в пользу общества. Воронежский губернатор предложил, а попечитель Харьковского учебного округа утвердил темы лекций: Бунаков - "О Пушкине" и "О Некрасове", Киселев - "О телеграфе" с иллюстрацией опытов. О своих лекциях Бунаков писал, что они прошли "с полным успехом". Успех в этом новшестве сопутствовал и Киселеву. Как лектор-просветитель он завоевал благодарную признательность слушателей. Новые тенденции в деятельности благотворительных организаций: знакомство широкой публики с достижениями современной науки импонировали слушателям лекций. Привыкшие к мелодраматическим спектаклям с трогательными названиями в подобных мероприятиях воронежцы, радовались нововведениям и встретили лекции Киселева с интересом и удовольствием. Это отмечала и пресса. Газета "Дон" от 5 января 1892 года поместила хвалебный отзыв об одном из его выступлений, с которым интересно познакомиться: "Публичная лекция "Исследование состава солнца и других небесных тел посредством спектрального анализа", прочитанная А. П. Киселевым 2 января в зале реального училища, привлекла массу публики. Этого и надо было ожидать по двум причинам: во-первых, само содержание лекции не безынтересно для каждого, а, во-вторых, симпатична была сама цель ее - воспомоществование пострадавшим от неурожая в Воронежской губернии. Нельзя не высказать искренней благодарности к лектору за все старания, которые он приложил к тому, чтобы столь серьезный и важный отдел физики, как спектральный анализ, сделать вполне доступным для понимания каждого.

Кроме того, все сказанное в лекции обставлялось опытами, при помощи электрического света, вполне удавшимися. Громким и внятным голосом начал лектор свою лекцию. Сперва в кратких словах он объяснил преломление и разложение световых лучей. Блестящим образом на опытах лектор показал смешение цветовых лучей, а затем приступил уже к самой сущности лекции, именно спектральному анализу и исследованию посредством него солнца и других небесных тел. Изложение лекции было очень понятно: опыты и рисунки не оставляли желать ничего лучшего. Закончилась лекция долго не смолкавшими аплодисментами и каждый, уходя, уносил в себе довольное и благодарное чувство. Все чтение продолжалось около двух часов, с перерывом на четверть часа».

Общность духовных интересов, культурных запросов, заинтересованное внимание к бурным событиям общественной и политической жизни России сближала Киселева с большим кругом передовой интеллигенции Воронежа. В их обществе Андрей Петрович находил также друзей, разделявших его увлечения.

Они были современниками; оба – педагоги, оба многие годы жили и работали в Воронеже. Оба приехали в Воронеж из Петербурга. Только один из них – на десять лет раньше другого. Оба любили наш город, ставший для Бунакова таким же дорогим, как родная Вологда, а для Киселева – как родной Мценск. Бунаков был старше Киселева на полных 15 лет. Они работали в разных учебных заведениях, преподавали совершенно различные учебные предметы, но несмотря на это, они многие годы поддерживали приятельские отношения.

Н. Ф. Бунаков отмечал в дневнике, что он "близко сошелся с Киселевым". Киселев встречался с ним не только на служебном поприще. Встречались они и в такой обстановке, о которой Н. Ф. Бунаков в своих записках благоразумно умалчивал. Писать об этих встречах было небезопасно: рукопись могла попасть в руки жандармов и принести серьезные неприятности, как самому их автору, так и А. П. Киселеву. И все-таки теперь мы вполне определенно знаем, что педагоги нередко встречались у их общего знакомого местного врача С. М. Мартынова. Андрей Петрович часто бывал в доме Бунакова, где собиралась компания приверженцев шахмат, и обратил на себя внимание как талантливый шахматист. В воспоминаниях, относящихся к 80-м годам XIX века, Бунаков пишет: "В Воронеже в то время собралось немало любителей шахматной игры, между которыми были и серьезные шахматисты, изучившие теорию шахматной игры и достигшие большого искусства: А. П. Киселев, И. И. Пляпис, Д. П. Кандауров, А. Д. Александров. Они собирались у меня, и мало-помалу в моей квартире устроился шахматный клуб. Собиралось иногда 20-30 человек, играли на 6-8 досках, устраивались турниры. А рядом с игрой шли разговоры и споры о современных событиях русской жизни. Это были живые и разумные вечера, которыми я очень дорожил". А. П. Киселев и Н. Ф. Бунаков посещали велосипедный кружок, организованный хозяином механического завода В. Г. Столлем. Собрания проходили на территории завода (ныне ул. К. Маркса, 67). Интересен тот факт, что дни рождения Бунакова и Киселева приходятся на ноябрь месяц: 27 – у Бунакова, 30 – у Киселева.

Бывая в обществе друзей Н. Ф. Бунакова, Киселев приблизился к обитателям необычно интересного дома, получившего у воронежцев название "Ноев ковчег". Этот дом, в котором жил Бунаков и где располагалась, получившая общероссийскую известность, общедоступная элементарная школа с двухгодичным сроком обучения, принадлежал Антонине Васильевне Кравцовой-Блюммер. «Ноев Ковчег» стоял на пересечении с улицей Левая Суконовка, главным фасадом обращен на восток. С середины XVIII века здесь была суконная мануфактура, принадлежавшая купцу А. П. Гарденину. В 1813 году пришедшую в упадок фабрику приобрел купец И. С. Башкирцев, он восстановил производство. В начале 1857 года владельцем дома стал штабс-капитан Г. К. Канусевич, а в конце того же года – поручик Ю. А. Блюммер. В доме поручика поселился вместе с женой его брат, штабс-капитан П. А. Блюммер. В этом доме бывали представители разных направлений того времени, из-за этого дом получил название «Ноев ковчег».

Выслуга лет давала Киселеву право на получение званий. Указом правительственного сената по департаменту Геральдики он был произведен в 1883 году в коллежские асессоры, в 1884 году - в Надворные советники, в 1886 году - коллежские советники. Год за годом протекли первые 15 лет жизни Андрея Петровича в Воронеже. Годы, наполненные неустанной педагогической работой, кипучей общественной деятельностью, вдохновенным научным трудом, приносившие и творческие радости, и ощутимые результаты, успех.

Неожиданно в устоявшуюся, размеренную, подчиненную строгому распорядку жизнь семьи Киселевых вторглись неприятные перемены. Андрей Петрович вопреки его желанию "Предложением господина Попечителя Харьковского учебного округа перемещен на должность учителя математики и физики в Курскую мужскую гимназию". Причиной немилости властей послужила, как отмечают биографы Киселева, "неблагонадежность" его жены. Эта "неблагонадежность выразилась в том, что Мария Эдуардовна Киселева принимала участие в "комитете по вспомоществованию бедным учащимся". С благотворительной целью комитет поставил пьесу, которая губернатором была сочтена "неблагонадежной".

Михайловский кадетский корпус

В конце 1891 года, 20 декабря, Киселев был произведен в статские советники, о чем свидетельствует Указ правительствующего Сената по департаменту геральдики. В течение одного учебного года работал Киселев в Харькове. Благодаря участию директора Михайловского Воронежского кадетского корпуса, не смирившегося с вынужденным отъездом Киселева и отсутствием его в преподавательском составе, Андрей Петрович был возвращен в Воронеж. Уже 11 октября 1892 года "Высочайшим приказом о чинах гражданских военного ведомства определен в Михайловский Воронежский кадетский корпус штатным преподавателем математики и физики". Михайловский кадетский корпус, основанный на пожертвование генерал-майора Н. Д. Черткова, располагался в возведенном для него монументальном трехэтажном здании в 1845 году по замыслу петербургского военного инженера Карла Дятлова. Здание было взорвано фашистами во время Великой Отечественной войны.

Возобновившаяся жизнь семьи Киселевых в Воронеже вновь входила в привычное русло. Она протекала живо и интересно. В их доме на Садовой улице (ныне улица Карла Маркса) собиралась молодежь, друзья детей гимназистов. Дом располагался напротив завода Столля. До Первой мировой войны завод был крупнейшим в городе. Столль слыл известным в России производителем сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой промышленности. В. Г. Столь в 80-90-х годах XIX века превратил свой большой дом, стоявший в городской усадьбе, в культурно-спортивный комплекс города. Организовал здесь в 1882-1883 годах первый велосипедный кружок Воронежа.

Наглядности при чтении лекций, как и в учебных классах, Андрей Петрович придавал первостепенное значение. С этой целью он привез из Англии Румкорфову катушку, необычный для слушателей прибор, который был его необходимым помощником. О широте кругозора, богатой осведомленности, а также о высокой культуре Киселева-лектора, его искусстве преподнесения научных знаний с похвалой отзывался журнал "Русская школа" за 1903 год в статье Н. Белозерского: "На лекции о воздухоплавании Андрей Петрович демонстрировал шары, сделанные из бумаги, наполненные теплым воздухом. С потолка на публику скользили по воздуху небольшие планеры. После открытия Рентгена Андрей Петрович приобрел за границей большую катушку Румкорфа и при помощи ее устроил ряд лекций о рентгеновских лучах. На лекции ходила и интеллигенция, и простой люд. Как не похож Андрей Петрович на некоторую часть преподавателей математики и физики того времени".

Многолетний безупречный труд Киселева последовательно отмечался высокими наградами, украшавшими его послужной список: "Всемилостивейше пожалован орденами: Святой Анны 3-й степени (1894г. ), Святого Станислава 2-й степени (1896г. ), Святой Анны 2-й степени (1899г. ). На основании приказа №60 по Военному ведомству в 1896 году Киселев был удостоен Серебряной медали в память царствования императора Александра III". Архивные документы вносят в биографию Киселева все новые и отдельные штрихи, и значительные факты.

Преданный служитель "царицы наук" Киселев никогда не замыкался в рамках кабинетной работы. Андрей Петрович называл счастливыми тех людей, которые способны чем-либо увлекаться. Мир его интересов был широк и многогранен. Помимо занятий фотографией и шахматами он довольно много времени уделял спорту. Он любил горный туризм (часто ездил в Швейцарию), футбол, теннис, коньки. С огромным удовольствием занимался велосипедным спортом, позже стал одним из первых в России владельцев автомобиля французской марки Делоне де Бельвилль. По инициативе Киселева в Воронеже был создан первый спортивный кружок, который провел за городом несколько соревнований по легкой атлетике и водному спорту. Но так как у полиции возникли подозрения, занятия кружка прекратились.

В 1910 году исполнилось двадцатипятилетние педагогической деятельности Киселева. Общественность Воронежа отметила эту дату. В преподнесенном ему письме воронежцы чтили его заслуги как талантливого педагога и общественного деятеля.

"Глубокоуважаемый Андрей Петрович! Исполнившееся двадцатипятилетие Вашей педагогической деятельности, протекшей всецело в г. Воронеже, дает нам желанный повод приветствовать Вас и как выдающегося педагога, и как просвещенного деятеля.

Мы, воронежцы, приветствуем Вас как честного труженика, сумевшего пройти тернистый путь русского учителя с непоколебимой верностью высоким идеалам, не поддаваясь внешним влияниям и оставаясь просвещенным и гуманным педагогом, искренне преданным своему делу и широко понимающим его. Вы не только живым словом проводили Ваши научные знания. Вы выступали как даровитый составитель целой серии математических учебников, принятых в большинстве учебных заведений России.

Но Ваша деятельность не ограничивалась честным и гуманным исполнением своего служебного долга как педагога и гражданина: при массе Вашего специального труда Вы никогда не отказывались придти на помощь просветительным учреждениям нашего города. Ваши труды в сфере народного образования, в комиссии народных чтений, которая Вам обязана своим прекрасным началом, и целый ряд талантливых, полных интереса публичных лекций, прочитанных Вами с благотворительной целью в пользу общества вспомоществования учащимся, комиссии народных чтений и других благотворительных учреждений, навсегда оставят в нас чувство высокой признательности и уважения.

И в настоящее время Вы несете нелегкий труд, оставаясь во главе училищной комиссии.

Сердечное спасибо Вам за все, глубокоуважаемый Андрей Петрович! Дай Бог, чтобы Ваша плодотворная деятельность еще долгие и долгие годы протекала среди нас на пользу нашего родного города". Под адресом стояло сто восемь подписей.

Общественная деятельность А. П. Киселева

В 1910 году Андрей Петрович оставил преподавательскую работу. В прощальном приказе по Кадетскому корпусу от 24 декабря 1910 года, подписанном директором корпуса генерал-майором Репиным, отмечались высокие достоинства Киселева как одаренного педагога и человека огромной эрудиции.

«А. П. Киселев прослужил в должности штатного преподавателя математики и физики 9 лет. Зная прекрасно преподаваемые им предметы, следя за наукой и обладая несомненными выдающимися педагогическими способностями, он тем самым приносил большую пользу своим ученикам в смысле умственного их развития и сообщения им солидных знаний. Владея даром слова и способностью вполне обстоятельно и доступно разъяснить более трудно понимаемые части курса, он всегда добивался того, что результат занятий его учеников, даже с небольшими способностями, был всегда очень хороший. Стремясь, чтобы ученики основательно осваивали преподаваемые им сведения и сохраняли их надолго в своей памяти, он пояснял свои уроки опытами, которые исполнял всегда точно, аккуратно и наглядно. Слушая неоднократно ответы его учеников во время года и на экзаменах. Я всегда радовался толковым ответам и основательному пониманию ими пройденного. Он был всегда ровен, спокоен и серьезен на уроках и требователен в оценке знаний учеников. И, несмотря на это, у него в течение 9 лет службы так и не было случая, чтобы кто-нибудь из кадетов был занесен в классный журнал или выслан с урока. При этом дисциплина и порядок в классе были образцовыми».

Выйдя в отставку, Киселев всецело посвятил свою жизнь научной работе. Он жил в Воронеже на Садовой улице и часто ездил в усадьбу жены в деревню Плясово-Юрасово. Старинную усадьбу с огромным парком, садом, заливным лугом при спуске к реке и лесными угодьями в деревне Плясово-Юрасово Воронежского уезда Киселев приобрел в начале 1900-х годов. Теперь деревня Плясово слилась с селом Хреновым Новоусманского района.

Всю свою жизнь Андрей Петрович строго придерживался распорядка дня, что давало ему возможность успевать во многих делах и находить время для своих увлечений. Нельзя не отметить еще один штрих в характеристике Киселева. В его внешнем облике чувствовались черты, типичные для русского интеллигентного человека. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные фотографии и портретные изображения. Его умное серьезное лицо было красиво своей одухотворенностью, святящимся в глазах вдохновением. Присущ ему был и тонкий вкус, и культура в одежде, неизменно изящной, с оттенком изысканности. В любом костюме он выглядел стройным, подтянутым, что давало повод в близком кругу шутливо называть его щеголем и франтом.

В доме Киселева всегда звучала музыка. Дочери – старшая Елена и младшая Мария - были прекрасными пианистками. Исполнялись произведения любимых композиторов Мендельсона, Скрябина. Большой ценитель классической музыки, Андрей Петрович очень любил и народное пение. Елена Киселева с отличием окончила Воронежскую Мариинскую восьмиклассную женскую гимназию, позднее она стала ученицей И. Е. Репина, профессиональной художницей. Среди работ Е. А. Киселёвой имеются картины, написанные на местные воронежские темы «Воронежские крестьянки», «Портрет А. К. Федяевского». Многие картины находятся в Воронежском областном музеи имени И. Н. Крамского, картина «Маруся» - одна из ценнейших в коллекции Воронежского музея изобразительных искусств имени И. Н. Крамского. Елена Киселёва работала преимущественно в жанре портрета, участвовала в художественных выставках в Мюнхене 1909 г. , Риме 1911г.

Посвятив свою жизнь делу просвещения, Андрей Петрович, прежде всего, организовал школу для деревенских детей. В начале она помещалась в одном из флигелей усадебного дома. В 1904 году при активном участии Марии Эдуардовны на их средства было построено отдельное здание на территории села Хренового, которое сохранилось до наших дней.

Глубокая поглощенность литературным трудом не мешала Киселеву оставаться незаурядной личностью и не сказывалась на широте его интересов.

Как один из почетных жителей Воронежа Киселев с 1905 по 1908 год избирался гласным Воронежской городской Думы, активно работал в земстве. Не забывал Андрей Петрович и своих любимых занятий в часы отдыха. Жители деревни видели его и за игрой в футбол, и на теннисной площадке. Андрей Петрович удивлял всех своей ездой на велосипеде по сельским улицам, и из любопытства за ним бежали удивленные бородатые мужики, как вспоминают старожилы. Любимым его местом отдыха был Крым, куда он в течение многих лет выезжал с семьей.

Еще до выхода в отставку Киселев много и плодотворно работал над созданием учебников. Можно без преувеличения сказать, что наряду с преподавательской деятельностью это стало главным делом жизни Андрея Петровича. Одни за другими выходили в свет новые и новые учебники Киселева, включавшие разработку начал высшей математики. В 1908 году были изданы книги: «Физика» две части и «Начала дифференциального и интегрального исчислений»; в 1911 году – «Начальное учение о производных для 7-го класса реальных училищ» и «Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре»; в 1916 году – «О таких вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов».

Его педагогическая и общественная деятельность в Воронеже возобновилась. В первые послереволюционные годы Киселев был в числе энтузиастов ученых-специалистов, имеющих богатый педагогический опыт, которые пришли на службу делу народного образования. Долго служивший по военному ведомству Киселев, возвратясь к преподавательской работе, вел занятия на высших командных курсах в Воронеже в 1918-1921 годах. Одновременно он работал и в других учебных заведениях, участвуя в борьбе с массовой неграмотностью населения. В конце 1918 года, едва Воронеж был снят с военного положения, в одном из рабочих районов города - Ямской слободе, на Кольцовской улице начали работать школа и курсы для взрослых. Сюда преподавать математику пришел и Киселев.

В эти годы Андрей Петрович вел не только педагогическую, но и большую организационную деятельность, о чем свидетельствуют архивные документы, найденные А. И. Гайворонским.

В середине мая 1920 года губоно дает ему сложное поручение. В связи с постановлением коллегии Воронежского губоно от 17 мая 1920 года об организации с 1 июля краткосрочных курсов для учительских кадров прежней школы, возникла необходимость в приглашении лекторов из Москвы и Петрограда. Решено было поручить это Киселеву. Вероятно, его кандидатура устраивала организаторов, как известного педагога, эрудированного человека, обладающего культурой общения с людьми и располагающего к себе, вызывающего уважение своими внешними данными. Губернский отдел выдал Киселеву ряд документов, удостоверяющих цель, место и время его командировки. Ему вдали мандат, который гласил: «Предъявитель сего тов. А. П. Киселев действительно командирован губоно в Москву и Петроград для приглашения лекторов на краткосрочные курсы для учителей, а посему губнаробраз просит железнодорожную администрацию, лиц и учреждения оказывать ему всяческое содействие для исполнения, возложенного на него поручения.

Председатель Плотников

Секретарь Сардановский

Управляющий Ублинский. »

Киселеву также вручили 15 мая отношение на имя коменданта станции Козлова (ныне Мичуринск) с просьбой оказать всяческое содействие тов. А. П. Киселеву, командированному в Москву по делам службы при посадке его в штабной или международный вагон".

А 17 мая он получил отношение в отдел подготовки учителей Наркомпроса для оказания ему помощи в подборке лекторов и "не отказать в содействии к беспрепятственному выезду в г. Воронеж тех лиц, которые будут приглашены А. П. Киселевым для указанной цели".

13 мая Киселеву было выдано особое удостоверение в том, что он для доставки родителям "везет с собой внука в Петроград". И еще одно также специальное удостоверение в том, что "квартира" (ул. Карла Маркса, дом N20) и вещи, принадлежащие гражданину Киселеву, реквизиции не подлежат".

Командировка Андрея Петровича длилась полтора месяца. При всей сложности возложенного на него задания оно было выполнено успешно и в срок. Лекторы прибыли вовремя. Назначенные педагогические курсы на 150 учителей школ первой ступени Воронежского, Задонского и Землянского уездов, рассчитанные на четыре месяца, с 1 июля начали работать в Верхней Хаве.

Губоно позаботилось о том, чтобы за время командировки Киселеву была выплачена в Ямской школе задержанная зарплата за пропущенные им уроки в сумме одна тысяча двадцать рублей, так как он был командирован с содержанием по службе в учебных заведениях.

На Верхнехавских педагогических курсах лекции по математике и физике читал сам Андрей Петрович. Он уезжал в командировку скромным учителем Ямской школы для взрослых, а приступил к новой работе преподавателем Института народного образования. Что и зафиксировано в документе, выданном ему губоно 24 июля 1920г. Удостоверение гласит: «Губнаробраз настоящим удостоверяет, что предъявитель сего Андрей Петрович Киселев, преподаватель Института народного образования, распоряжением губнаробраза командируется в качестве лектора на Рождественскохавские педагогические курсы.

Все правительственные, общественные учреждения и железные дороги благоволят оказывать гражданину Киселеву всяческое содействие в исполнении возложенного на него поручения».

На обороте удостоверения стоит сделанная рукой самого Андрея Петровича роспись «Получил А. П. Киселев».

Воронежский институт народного образования, лектором от которого состоял Киселев, указом Наркомпроса в октябре 1920 года был создан на базе организованного в 1914 году Воронежского учительского института. Он стал предшественником нынешнего Воронежского государственного педагогического университета. Одним из главных учредителей нового высшего учебного заведения был Андрей Петрович Киселев.

С 1921 года Андрей Петрович постоянно жил в Ленинграде в доме на 2-й Линии Васильевского острова, в квартире 3, на которую от городских властей имел охранную грамоту. Он занимался преподавательской работой в военных учебных заведениях с 1921 по 1926 год: в Высшей военно-педагогической школе, в Школе военных сообщений, на Смольнинских курсах.

Не оставлял Андрей Петрович труда над совершенствованием своих учебников, которые продолжали переиздаваться огромными тиражами.

Истинный талант, особый склад математического мышления вели его по избранному им с юношеских лет пути служения любимой области науки. Но путь этот не всегда был простым и легким. О том, что ему приходилось стойко преодолевать злые тернии, мы видим из известного нам его письма к сыну Владимиру 8 февраля 1926 года.

После выхода в свет в 1923 году нового труда Киселева "Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические дроби" он написал следующую книгу - "Элементы алгебры и анализа". Рукопись ее он послал в Москву в Государственный ученый совет на утверждение. В кругу ученых мнения разделились, были написаны две взаимоисключающие рецензии. В июне 1925 года решением ГУСа в рекомендации книги к печатанию было отказано. "Конечно, это меня тогда очень поразило и расстроило, - писал он сыну. - Но тогда же я добавил тебе, что все-таки я еще не сдаюсь, а пошлю рецензию. Так я и сделал".

Андрей Петрович сумел доказать, что неблагоприятная рецензия, на основе которой вынесена резолюция, невежественная. Ученый совет учел наличие положительной рецензии и решил вопрос в пользу автора. Андрей Петрович получил письмо, в котором, в частности, говорилось, что труд его не может быть принят в качестве учебника, но он необходим для "научного математического образования, нужен для математической культуры", "Труд Киселева серьезный, научно высокий", "Допустить как пособие для преподавателей".

"Таким образом, - писал Андрей Петрович сыну, - я снова за работой, а потому считаю себя счастливым". "И есть надежда, что геометрия моя может быть со временем (в недалеком будущем) быть удостоена допущением в качестве пособия для преподавателей". "Вчера (воскресенье) мы распили бутылочку мадеры в своем семейном кругу по поводу такого счастливого события".

Однако в списке изданных трудов Киселева "Геометрия, как пособие для учителей" не значится.

На протяжении шестидесяти лет школьные учебники Киселева оставались самыми стабильными. Они выдержали около трехсот изданий общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, изучались и издавались за рубежом. Это доставляло ему и материальную поддержку, и душевный подъем. "Сейчас занимаюсь корректированием печатающейся в Государственном Издательстве моей Геометрии (печатается 35000 экземпляров), - писал он в одном из писем в марте 1927 года, - в мае месяце, надеюсь, она выйдет в свет".

Советское правительство высоко оценило труд Киселева в науке и народном образовании, его заслуги. С 1924 года Андрей Петрович получал персональную пенсию. В 1933 году он был представлен к высокой почетной награде.

26 декабря во всех газетах было помещено сообщение ТАСС: "Награждение орденом Трудового Красного Знамени преподавателя математики тов. А. П. Киселева. За плодотворную педагогическую деятельность Президиум ЦИК СССР постановил наградить орденом Трудового Красного Знамени тов. Андрея Петровича Киселева, старейшего преподавателя математики и автора учебников, служивших десятки лет одним из основных пособий для обучения по математике".

Вспоминая это событие, Андрей Петрович рассказывал: "15 января я получил телеграмму о том, чтобы я прибыл в Москву 17-го числа для получения ордена в Кремле в здании ЦИК СССР. Нас собралось пятнадцать награжденных. Меня вызвали последним. Я был пятнадцатым. Как только назвали мою фамилию, все присутствующие на заседании ЦИК шумно зааплодировали. Михаил Иванович мне вручил орден. В ответном слове я сказал: "Я приношу правительству свою безграничную благодарность за высокую честь, которую оно мне оказало. Эта честь омолодила меня, по крайней мере, на двадцать лет. Она прибавит мне много новых сил. Я все свои последние годы отдам делу народного образования".

Киселев жил в те годы, когда старая методика преподавания математики себя изжила, а новая только рождалась в борьбе мнений. Многие считали, что Киселев не желает сотрудничать с прогрессивными педагогами-математиками. В годы Советской власти к Киселеву относились как к педагогу, не поддерживающему новые реформистские взгляды; между тем в это время Киселев с увлечением преподавал математику в нескольких школах красных командиров: в 1918–1921гг. — на Высших командных курсах в Воронеже; в 1922–1924гг. — в Военно-педагогической школе в Ленинграде; в 1925г. — был главным руководителем Смольнинских военных курсов; в 1925–1926гг. — в школе военных сообщений.

К сожалению, в те годы руководители народного образования считали, что учебники Киселева устарели и мешают продвижению новой революционной педагогики. В первые годы революции учебники Киселева не переиздавались, и только с 1922г. они стали выходить снова. С появлением рабфаков спрос на них резко возрос.

«Законодатель школьной математики»

«Автор прежде всего ставил себе целью достигнуть трёх качеств хорошего учебника: точности в формулировке и установлении понятий, простоты в рассуждениях и сжатости в изложении».

А. П. Киселёв.

А. П. Киселёв – это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники установили рекорд долговечности, оставаясь долгое время самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны. Подсчитать общий тираж книг Киселёва очень трудно, т. к. его книги издавались как при его жизни, так и после смерти. Они печатались на многих национальных языках народов нашей страны и зарубежных стран. Вот лишь некоторые из учебников А. П. Киселёва:

• 1884г. – «Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» (тираж составил около 5 млн. экземпляров);

• 1895г. – «Краткая арифметика для городских училищ» (тираж 200 тыс. экземпляров);

• 1888г. – «Элементарная алгебра» (тираж 7 млн. экземпляров);

• 1893г. – «Дополнительные статьи алгебры. Курс VII класса реальных училищ» (вышло 7 изданий);

• 1896г. – «Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий» (тираж 65 тыс. экземпляров);

• 1908г. – «Начальное учение о производной», во втором издании – «Начала дифференциального и интегрального исчисления» (вышло 7 изданий) и др.

С 1884 по1870гг. вся страна изучала математику по Киселёву. Главное достоинство киселёвских учебников – простота, доступность, и в то же время чёткость и сжатость изложения. Его книги учили умению думать.

Кстати, учениками даровитого педагога были Г. В. Плеханов, создатель трёхлинейной винтовки С. И. Мосин, электротехник А. П. Лодыгин.

46 лет Киселёв прожил и проработал в Воронеже. Здесь были созданы и изданы главные его учебники. В фондах библиотек города Воронежа, музеях высших учебных заведений и школьных музеях хранятся бесценные учебники А. П. Киселева.

В 1939 году первый библиограф Киселева Александр Яковлевич Маргулис очень своевременно, при его жизни, начал работать над первым вариантом его биографического очерка. Рукопись правил сам Андрей Петрович. Интересно определялось название статьи. Первоначально красивым четким почерком Андрей Петрович написал: "Краткое описание жизни и научной деятельности Андрея Петровича Киселева", затем зачеркнул и надписал вверху листа ясно и лаконично "Андрей Петрович Киселев (Материалы к биографии)". Себя он назвал "Автор общеизвестных учебников по элементарной математике". В текст биографии Киселев внес некоторые уточнения, что-то акцентировал, что-то исключил. Но кроме этого, как пишет он своему биографу: "Я позволил себе сделать некоторые исправления слога в отзыве генерал-майора Репина". В беседе с А. Я. Маргулисом Андрей Петрович говорил: "Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине".

Какой же «тайной» владел Андрей Петрович Киселев? Что обеспечивало его учебникам ни с чем не сравнимую популярность и стабильность?

Во-первых, в отличие от прежних руководств, в учебниках Киселева была предельная аккуратность изложения. Та аккуратность, которой владеют математики высокого класса. Она состоит в ясном разграничении понятий, которые нужно определять через другие понятия, и тех, которые приходится вводить как сами собою разумеющиеся. Сейчас наличие строгости и точности изложения в стабильном учебнике представляется не заслугой, а непременным условием. Но еще в конце 19 века положение было иным.

Второе достоинство всех учебников Киселева – высокое педагогическое мастерство, включающее в себя простоту и доходчивость рассуждений, сжатость и энергичность высказываний, эффективную композицию материала и многое другое, что может быть результатом лишь незаурядного таланта, помноженного на огромную практику преподавания.

Наконец, нужно учитывать, что Киселев много раз перерабатывал свои учебники, непрерывно трудился над их улучшением и постепенно довел их до высокого качества.

5. Памятные места в Воронеже.

Иногда, видя какие-либо достопримечательности нашего города, мы не задумываемся о том, с чьим именем они связаны. В Воронеже огромное количество мест связанных с именами великих людей, в том числе и с именем Андрея Петровича Киселёва.

Первое здание находится на проспекте Революции, 8. Сейчас здесь расположено здание Воинской части, а раньше здесь располагалось Механико-Техническое училище имени Петра Великого. А. П. Киселёв входил в состав комиссии по организации училища.

Следующее здание находится по ул. Батуринская, 40. Здесь с 1884-1893гг. содержала первую в Воронеже частную женскую гимназию талантливый педагог А. Н. Гоголь-Яновская (1843-1895). Эту гимназию называли «воронежским институтом». Здесь преподавал математику А. П. Киселёв. Сейчас на этом месте находится жилой дом.

На доме номер 6 по улице Феоктистова с 1995 г. висит мемориальная доска, на которой написано, что здесь находилось здание Воронежского Михайловского кадетского корпуса, который был открыт в 1845 г. В этом учебном заведении, здание которого не сохранилось, преподавал А. П. Киселев.

Если вернуться назад. на проспект Революции, то справа от памятника Петру Первому мы увидим улицу 20-летия ВЛКСМ, которая вливается в проспект как-то незаметно, с тыльной стороны Петровского сквера. Исконное ее название – Поднабережная. Если пройтись по ней в сторону водохранилища, то на доме номер 37 мы увидим мемориальную доску, на которой написано, что здесь располагалась школа известного педагога Н. Ф. Бунакова. Дом вошел в местную хронику под названием «Ноев ковчег». В этом доме часто бывал А. П. Киселев.

В центре Воронежа находится всем известный Дом офицеров, в котором располагалась Мариинская женская гимназия. Среди знаменитых выпускниц гимназии – дочь известного педагога А. П. Киселева Елена Андреевна Киселева (1878-1974гг. ). Если мы пройдемся по улице Карла Маркса, то наше внимание привлекут два здания, которые связаны с именем Киселева – это дома под номерами 55 и 67. Первый (здание сохранилось до наших дней), с 1897 до начала 20 века принадлежал врачу, писателю, публицисту, члену исполкома «Народной воли» С. В. Мартынову. Свой дом он предоставлял для нелегальных собраний воронежских социал-демократов. В доме часто бывал А. П. Киселев. Второе здание в конце 19 века принадлежало В. Г. Столлю, который организовал в Воронеже велосипедный кружок.

По адресу ул. Пушкинская, 16 находится здание бывшего приходского училища, при организации которого возглавлял училищную комиссию А. П. Киселев.

Следующий адрес – ул. Студенческая, д. 36. Здесь находилось Воронежское реальное училище, в котором преподавал А. П. Киселев. Сейчас в этом здании располагается воинская часть. На фасаде здания 16 декабря 2002г. была открыта мемориальная доска. Это событие было приурочено к 150-летию А. П. Киселева.

Одно из учебных заведений нашего города носит имя А. П. Киселева – МОУ лицей «ВУВК им. А. П. Киселева». Есть даже улица, названная в его честь в 1974 г. в поселке Придонском.

К сожалению, до наших дней не сохранился дом, в котором проживал А. П. Киселев по ул. Садовая, он был снесен в 70-е годы прошлого века и на его месте построен многоквартирный дом. Не сохранилось и великолепное по своей архитектуре здание кадетского корпуса. Но, не смотря на это воронежцы помнят, о «законодателе школьной математики». Так, например. В 2002г. в Воронежском государственном университете прошли «Киселевские чтения», посвященные 150-летию со дня рождения А. П. Киселева.

И в пожилом возрасте Андрей Петрович сохранял бодрость, живость и ясность мысли, интерес к жизни.

Содержательный, многосторонне одаренный, целеустремленный труженик Киселев и не мог быть заурядным человеком в каждодневной жизни. Так, одной из особенностей его характера была точность во всем и неукоснительное исполнение выработанного годами режима. Обязательное следование распорядку дня оказалось для него роковым. Живя на даче в селе Ольгино, в районе Лахты, Андрей Петрович ездил в город принимать ванну в определенный день, час и соответствующим поездом. Это случилось и холодным осенним вечером. Торопясь из Ленинграда к поезду согласно обычному расписанию, он попал под сильный дождь, промок и заболел воспалением легких. Лекарств сегодняшнего времени тогда не было. Врачи тщетно боролись за его жизнь. Он умер 8 ноября 1940 года. Ему было 88 лет.

Похоронен Андрей Петрович на Волковом кладбище, на почетных Литературных мостках. Его могила, рядом с могилой великого химика Д. И. Менделеева, сохранилась. Огромная научная библиотека Киселева, включающая редкие издания книг по математике русских и иностранных авторов, которую он собирал всю жизнь, поступила в библиотеку имени Ушинского Академии наук РСФСР.

Мы нередко измеряем величие ученого количеством добытых им новых результатов. Кто знает, каких достижений добился бы А. П. Киселев, если бы отдался «результативной» математике. С его талантом и трудолюбием, с его ясным математическим мышлением он добился бы, вероятно, многого. Но он сознательно пожертвовал «большой наукой» ради дела народного просвещения. И с этим делом справился блестяще.

Педагогическая и общественная деятельность Андрея Петровича Киселева оставила огромный след в истории Воронежского края. Изучая и анализируя архивные документы и другие источники, мы можем по-новому оценивать исторические события, внося свой вклад в становление современной истории своего родного края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)