Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Афоризмы античности. Мифы и легенды

АФОРИЗМЫ АНТИЧНОСТИ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Для всего есть великое множество хороших слов.

К. Паустовский

Люди привязаны к своему прошлому, тем более, если оно было прекрасным.

Культура – построение многоярусное. И если высшее её проявление – искусство, то её фундамент, кирпичики, из которых строится здание – язык.

Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами языка – важная часть общей культуры человека.

Подлинная любовь к языку невозможна без глубоких и всесторонних знаний о нем, без овладения его смысловыми и выразительными богатствами.

В истории не было такого периода, когда литература древних греков и римлян оказалась бы в полном забвении. В современной жизни мы часто встречаемся с сохраненной, сбереженной античной культурой. Существует множество картин, сюжеты и содержание которых четко определены (о чем свидетельствуют и подписи под картинами). Осознание и понимание содержания, смысла изображенного на картине, выраженного словом – то, чему следует учиться у времени.

Авгиевы конюшни

В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Возникшее отсюда выражение «Авгиевы конюшни» применяются для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения.

Авгий, в греческой мифологии сын Гелиоса (по другим источникам – Посейдона). Он славился бесчисленными стадами, и не удивительно, что уборка его скотного двора представлялась великим подвигом, достойным такого героя, как Геракл.

Геракл брался очистить его конюшни за один день при условии, что Авгий отдаст ему десятую часть своих стад. Герой выполнил свое обещание, но Авгий, узнав, что тот действовал по приказу Эфрисфея, которому в это время служил, отказался от расплаты. Позже, освободившись от неволи, Геракл в отместку пошел на Элиду войной.

Вначале Геракл потерпел поражение – он тяжело заболел, да и на помощь к Авгию подоспели его племянники Малиониды, но, в конце концов, он все-таки захватил Элиду, убил Авгия и его сыновей, дочь его Эпикасту взял в плен, а на престол посадил законного царя Филея.

По другим легендам, Авгий не был убит Гераклом, вернулся в свое царство и после смерти почитался как герой.

«Когда раз в неделю Рая открывала кладовку, чтобы почистить "Авгиевы конюшни", оба петуха пулями выстреливали наружу и, понимая, что время на свободе у них очень ограничено, старались успеть сделать как можно больше пакостей!» (А. Каневский. Что-нибудь пушистенькое).

Геркулес. Геркулесов труд, подвиг. Геркулесовы столбы

Геркулес (Геракл) - герой греческих мифов, одарённый необыкновенной физической силой: он совершил двенадцать подвигов. Выражение «дойти до Геркулесовых столбов» употребляется в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки. Имя героя стало нарицательным для человека, обладающего большою физической силой. Выражение «Геркулесов труд. Подвиг» употребляется, когда говорят о деле, требующем необыкновенных усилий. Выражение «Геркулес на распутье» применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.

«Но, слава Богу, у нас на корабле есть офицеры со здравым умом, которые отлично умеют расценить неизбежные для начала всякой войны недохватки организации, но до ваших геркулесовых столбов не дойдут» (Л. Соболев. Капитальный ремонт).

— «Это нечто по желанию экспериментатора можно будет превратить или в универсальное вещество, или в энергию. Вот до каких геркулесовых столпов нездравомыслия и зазнайства доходят некоторые горячие головы!» (В. Шефнер. Девушка у обрыва).

Антей

В греческой мифологии Антей- гигант, сын Посейдона и Геи, великан. Его местопребывания Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью, но был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл на пути к саду Гесперид встретил Антея и одолел его, оторвав от земли и задушив в воздухе.

Образ Антея используют, говоря о силе, которой человек обладает, когда он связан с родной землёй,

Аполлон

В греческой мифологии Аполлон- бог солнца, юности, поэзии, музыки и искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.

Аполлон Бельведерский

Сын Зевса и Лето, олимпийский бог. Родился на острове Делос. Собираясь разрешиться от бремени, Лето долго скиталась, преследуемая гневом ревнивой Геры, супруги Зевса, и посланным ею змеем Пифоном. Только плавучий островок Астерия, пустынный и скалистый, наконец дал ей приют. Там, под пальмами родила Лето близнецов – Артемиду и Аполлона, и с этого момента островок прочно прирос к морскому дну и стал называться Делос, что означает «являю». Священным стал остров, явивший миру светлого бога, священным деревом Аполлона стала пальма, а священной птицей – лебедь, ибо семь раз пропели лебеди в честь рождения Аполлона; потому и струн семь на его кифаре.

Родившись, потребовал Аполлон лук, лиру и пожелал прорицать волю отца своего Зевса. Венок из лавра был присужден Аполлону за достижение в искусствах, менее распространенные атрибуты – посох – как хранителя стад, лебедь – символ красоты, шар – символ универсальности, волк – один из его образов, которому первоначально поклонялись.

Ариадна нить

Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.

Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра.

Ариадна в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога Гелиоса, сестра Федры. Увидев Тесея на состязаниях, устроенных Миносом в память её брата Андрогея, Ариадна влюбилась в героя и решила ему помочь. Наученная Дедалом, она вручила Тесею волшебный клубок, который, разматываясь, вывел его из Лабиринта, где обитал кровожадный Минотавр.

Победив Минотавра, Тесей бежал с Крита вместе с Ариадной, но везти её в Афины, он не хотел. Тесей покинул спящую Ариадну на острове Наксос. На этот счет существует множество легенд. По одним, Ариадна сама сошла на берег, а Тесей не мог за ней последовать из-за поднявшейся внезапно бури, по другим – Тесею явился во сне бог Дионисии потребовал Ариадну к себе.

По некоторым преданиям, Ариадна, брошенная на Никосе, умерла от тоски, но самый распространенный вариант мифа – тот, в котором Ариадну полюбил Дионис, увенчал её сияющим

Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он отвез в святилище Аполлона на Делосе – ведь именно Аполлон посоветовал ему заручиться поддержкой Ариадны венцом и сделал своим супругом.

На самостоятельность Ариадны ссылается Ясон, уговаривая другую внучку Гелиоса, Медею, последовать её примеру – помочь любимому и бежать вместе с ним.

«Дети, может быть, не меньше нас, взрослых, ищут одного руководящего начала и ариадниной нити, которая бы выводила их из лабиринта их детских недоразумений» (Н. Шелгунов. Письма о воспитании).

Ахиллесова пята

Выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл)- один из величайших героев Троянской войны, сын героя Пелея и богини Фетиды.

Желая сделать своего сына бессмертным, Фетида держала своего ребенка в священных водах подземной реки Стикс и натирала амброзией, а по другой легенде – закаляла его в огне. Как-то ночью Пелей увидел своего маленького сына объятого пламенем и бросился на жену с мечом, поэтому лишь одна пятка у Ахилла Оскорбленная Фетида покинула мужа, а Пелей отдал сына на воспитание мудрому кентавру Хирону. Тот вскормил будущего героя мозгом львов и внутренностями медведей, научил его владеть оружием, бегать быстрее оленей, играть на кифаре и врачевать раны. Самый юный из последнего поколения героев, Ахилл не был в числе женихов Елены, но Фетида знала, что ему суждено погибнуть в Троянской войне, которая из-за Елены вспыхнет, и пыталась спасти его от судьбы. осталась незакаленной. Когда Парис похитил Елену у Менелая, Фетида спрятала сына на острове Скирос, среди дочерей царя Ликомеда, переодев его в женскую одежду. Там жил он под именем девушки Пиры(имя означает – «рыжеволосая»), и только одна из царевен, Деидамия, знала, кто он такой.

Она полюбила Ахилла и вступила с ним в тайный брак.

Когда ахейские вожди узнали от предсказателя Калханта, что для успеха похода необходимо участие Ахилла, на Скирос был послан Одиссей. Под видом купца явившись в царский дворец, он разложил перед царевнами ткани и драгоценности вперемешку с оружием и велел своим воинам, оставшимся снаружи, трубить тревогу. Все девушки разбежались, и только Ахилл схватил меч, щит и бросился сражаться. Так хитрость Фетиды оказалась бесполезной, и Ахилл вместе с другими

Фетида погружает младенца Ахиллеса в воды священной реки Стикс, чтобы сделать его неуязвимым. Автор - Donato Creti (1671 - 1749).

героями выступил в поход. Уже после отъезда Деидамия родила ему сына Пирра.

Ахилл отбыл в Фитию, где собрал пятьдесят кораблей мирмидонских воинов, и вместе с Патроклом, любимым другом, присоединился к ахейскому воинству. Пятнадцатилетний Ахилл возглавил греческий флот и, пристав к берегу Азии, тут же вступил в бой с противником и тут же обратил его в бегство. Наутро, однако выяснилось, что по ошибке ахейцы пристали не к Троаде, а к Мисси и воевали с мисийским царем Телефоном, своим союзником. Пристыженные, ахейцы повинились перед телефоном и отплыли было в путь, но поднялась буря и принесла их корабли обратно в Авлиду.

Тем временем Телеф, раненый Ахиллом, узнал от оракула, что рану его может исцелить лишь то же копье, которым она нанесена. Он прибыл в Авлиду и в обмен на исцеление (Ахилл присыпал рану Телефа ржавчиной с острия копья – и она тут же зажила) указал грекам путь на Трою.

Во время плавания Ахилл покорял острова, лежащие на их пути. Когда Трою не удалось взять первым приступом, ахейцы, расположившись лагерем, осадили лагерь, а Ахилл возглавил многочисленные походы, разоряя азиатские города на суше и с моря.

В «Илиаде» Гомера Ахилл хоть и сын богини, - обычный человек. Сразив убийцу Патрокла – Гектора, он привязывает его за ноги к колеснице и волочит вокруг лагеря. По предсказанию, смерть Гектора предвещала скорую гибель и самому Ахиллу. Сразив Мемнона, Ахилл ворвался было в Трою, но здесь у Скейских ворот, как и было предсказано умирающим Гектором, погиб от руки «мощного бога и смертного мужа». Аполлон направил стрелы лучника Париса: одной стрелой тот попал Ахиллу в пятку, за которую когда-то держала его мать, закаляя его тела, - единственное уязвимое место у героя, - а второй поразил его в грудь.

Семнадцать дней оплакивали нереиды Ахилла во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день пепел его поместили в золотую урну, где уже хранился прах Патрокла (так завещал Ахилл при жизни), и похоронили у мыса Сегей.

«Позиции неприступны на моём участке. Но, рассматривая объективно создавшееся положение в целом, я считаю своим долгом указать на уязвимое место в системе нашей обороны. Вот она — ахиллесова пята! Гольвитцер протянул руку и обвёл на карте фронт к северо-западу от Витебска» (В. Клипель. Медвежий вал).

Венера

Персонаж римской мифологии, первоначально - богиня садов.

Позднее, под влиянием предания об Энее, отце основателей Рима Ромула и Рема,

Венеру стали отождествлять с греческой богиней любви и красоты Афродитой, матерью Энея, и почитать как покровительницу римлян. Гай Юлий Цезарь считал её прародительницей рода Юлиев.

В образной поэтической речи - красивая женщина.

Венера – мать Купидона, её спутницами являются Три Грации. Среди её многочисленных атрибутов – пара голубей или лебедей ( и те и другие могут везти её колесницу), створка раковины, дельфины ( и те и другие напоминают о её рождении из моря), её волшебный пояс, горящий факел (оба разжигают любовь), пламенное сердце. Её может сопровождать Купидон, летящий рядом.

Роза священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их.

Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду, Венера родилась из моря – из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в воду Кроном.

Яблоко раздора

Выражение это употребляется в значении: предмет, причина спора, вражды.

Эрида, в греческой мифологии богиня вражды, раздора, дочь Ночи, она породила споры, тяжбы, войны и убийства, не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида стала причиной Троянской войны, бросив на пиршественный стол яблоко с надписью «Прекраснейшей» и породив тем самым губительный раздор между богинями Герой, Афродитой и Афиной.

Троянский царевич Парис, сын Приама и Гекубы, отличался Парис необыкновенной красотой, в него даже влюбилась нимфа Энона и была его супругой, пока он не женился на Елене.

Когда между богинями возник спор из-за яблока раздора, Зевс назначил его судьей, дабы он определил, которая же из них – прекраснейшая. Явившись к Парису в сопровождении Гермеса, богини пытались склонить его каждая на свою сторону: Афина обещала ему славу и победы в боях, Гера – власть и богатство, а Афродита – брак с прекраснейшей из смертных женщин. Парис отдал яблоко Афродите – и тем настроил Геру и Афину против рода Приама и всех троянцев.

«Дело переходило из инстанции в инстанцию и служило «Яблоком раздора» между судебной и административной властями» (Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина).

«Известно. , что Франция – естественная противница Австрии и что Италия была постоянным между ними «яблоком раздора»» (Добролюбов, Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура).

Зевс

Зевс- громовержец.

Олимпийское спокойствие.

Золотая монета с изображением Зевса.

В греческой мифологии верховный бог, отец и царь богов, глава олимпийских семьи. Зевс – властелин грома и молнии. Переносно: грозный начальник.

Переносно: грозный начальник

Кронос, как известно, боясь лишиться власти, проглатывал своих детей, и Рея спасла Зевса, обманув мужа: она дала проглотить ему камень, завернутый в пеленки. Позже этот камень был доставлен в Пифоне под Парнасом, и ему поклонялись смертные. Некоторые почитали его как «пуп земли» или как пуп младенца Зевса.

Рея тайно отправила Зевса на Крит и скрыла его в пещере Дикты (поэтому «Диктийский» стало одним из эпитетов Зевса). Там его вскармливали нимфы молоком козы Амалфеи и охраняли куреты и корибанты; чтобы заглушить плач младенца Зевса, они плясали, кричали и гремели щитами. Крит – древнейшее место поклонения Зевсу; там его почитали в образе быка. Не случайно похитивший Европу Зевс – бык доставляет её именно на Крит.

Зевс – сын Реи и Кроноса, поэтому его называют Кронид.

Он - исконно греческое божество, имя его обозначает «светлое небо»; связывают его имя с греческими словами жизнь», «орошение», «то, через что все существует».

Афина и Гермес. Фреска, роспись плафона.

Возмужав, Зевс, как и было предсказано, лишил Кроноса власти, но перед этим получил обратно из его утробы всех своих братьев и сестер, опоив Кроноса зельем. Братья признали старшинство Зевса, отдали ему громы и молнии и вместе с ним начали борьбу с титанами за власть. Гекатонохейры пришли на помощь Зевсу, и он, сверкая грозными перунами – молниями (по одной из версий, он получил их не от братьев, а от кузнецов – киклопов), победил титанов и бросил их в Тартар.

Поначалу Зевс мыслился владыкой и живых, и мертвых, он вершил суд над умершими и объединял в себе начала жизни и смерти. Это архаическое божество называли Хтонием – подземным и поклонялись ему в Коринфе. Позже, однако, Зевс поделил власть с братьями: царство мертвых досталось Аиду, море – Посейдону, а себе Зевс взял

Олимп и стал именоваться Олимпийским, или Фессалийским (гора Олимп расположена на севере Греции, в Фессалии), олицетворяя только светлую, животворную силу.

Власть над морем досталась Зевсу не без труда. Гея – Земля рождала и восставляла против него страшных хтонических чудовищ. Такими были гиганты, с которыми олимпийским богам пришлось вести великую битву (гигантомахию), Тифон, которого Зевс одолел не сразу и с помощью других богов. Да и сами олимпийские боги, Гера, Посейдон и Афина ( а по некоторым мифам – и Аполлон) однажды, сговорившись, сковали Зевса, - его спасла тогда Фетида, выведя из Тартара сторукого Бриарея.

Зевс страшится судьбы свергнутых Урана и Крона, и когда Гея предвещает ему рождение более сильного, чем он, сына, он проглатывает первую свою жену Метиду, чтобы этого не случилось. С тех пор Метида – мудрость, поглощенная Зевсом, всегда показывает ему, что есть зло и что - благо.

Ио в облике коровы, и Гера, уговаривающая Зевса подарить ей эту корову.

Так же без колебаний он позже отказывается от брака с Фетидой, у которой, по предсказанию, должен был родиться сын, силой превосходивший отца, и выдает её замуж за смертного Пелея.

После Метиды Зевс взял в жены богиню справедливости Фемиду. Она навсегда осталась ему советчицей, сидит у подножия олимпийского трона и ведет с ним беседы.

Третья – и последняя – законная супруга Зевса – его сестра Гера. Она родила от Зевса Гебу, богиню юности, Илифию, покровительницу рожениц, и бога войны Ареса. Гера традиционно ревнива и преследует многочисленных возлюбленных Зевса и его детей.

Браки же Зевса вносят в мир гармонию и разумную красоту. У богини Фемиды родились от Зевса горы – божества смены времен года, размеренности и порядка, и майоры – богини судьбы.

У богини Мнемозины, с которой Зевс провел девять ночей, родились девять муз – покровительницы искусств и наук,

Океанида Эвринома (по другим мифам, она древнейшее божество, правившее миром до Урана и Геи) родила сияющих харит, олицетворяющих радость, красоту и веселье; кроткая Лето – грозного, прекрасного Аполлона и богиню – охотницу Артемиду.

От Зевса родилась и мудрая Афина, и – по некоторым версиям, в том числе гомеровской, - Афродита.

Смертные женщины рождали Зевсу героев-победителей древних чудовищ (ПерсейГеракл, Сарпедон), мудрецов (Минос, Радаманф, Эак) и основателей городов (Зет и Амфион). Многие мифы о земных влюбленных Зевса сохраняют следы древнего обожествления животных: Леде Зевс явился в облике лебедя, Европе в виде быка, Персефоне – змея; нимфу Ио, чтобы скрыть её от Геры, Зевс превратил в корову, а Каллисто – в медведицу.

В отличие от коварных, буйных и необузданных богов предшествующих поколений, Зевс стоит на страже законности и порядка.

Ящик Пандоры

Пандора в греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. Когда Прометей похитил для людей огонь, разгневанный Зевс решил их наказать и велел Гефесту вылепить из земли и воды прекрасную женщину. Афина одела её в прекрасное платье и увенчала золотым венцом, оры и хариты наделили её прелестью, а Гермес вложил в неё лживую и коварную душу. Имя Пандора означает «всеми одаренная»: все боги наделили её дарами. Пандора соблазнила Эпиметея, брата Прометея, и стала его женой, хотя Прометей и уговаривал брата ничего не принимать от Зевса. Когда Пандора открыла сосуд (ящик, ларец), врученный ей богами, все несчастья, старость, пороки, болезни и бедствия вылетели оттуда и распространились по земле. Говорят, только надежда осталась на дне сосуда - Пандора заткнула его и не дала ей вылететь.

«Если ящик Пандоры со всеми скверностями на вас опрокинут — так от всех уж не отбрехаешься». (Лесков. Смех и горе).

«Год 1938-й, успевший за одиннадцать месяцев наделать немало неприятностей и бед, уже перед самым своим уходом извлёк из своего "ящика Пандоры" кое-что и для меня лично. телефонный звонок принёс мне известие о гибели брата». (Б. Ефимов. Работа, воспоминания, встречи).

Химера

В греческой мифологии чудище, рожденное Эхидной и Тифоном. Туловище у Химеры спереди львиное, в середине – козье, а сзади – змеиное, и три головы: льва, козы и змеи, изрыгающие из пасти пламя.

Обитала она в горах Ликии и опустошала окрестности. Ликийский царь Иобат послал на бой с Химерой Беллерофонта, и тот убил её, взлетев над ней на крылатом Пегасе. Сперва он поразил Химеру стрелами, а потом протолкнул ей в глотку кусок свинца. Свинец расплавился от её огненного дыхания, и Химера умерла.

Иносказательно химера – нечто нереальное. Плод воображения.

Беллерофонт верхом на Пегасе. Роспись потолка.

Беллофонт в греческой мифологии один из знаменитых героев старшего поколения. По одним источникам – сын Посейдона, по другим – сын коринфского царя Главка. Юношей он убил своего родственника Беллера, откуда и получил своё имя. Возможно, впрочем, имя негреческого происхождения и означает «победитель чудовищ»

Орфей

Имя его стало синонимом замечательного музыканта, певца.

В греческой мифологии знаменитый певец, сын музы Каллиопы и фракийского речного бога Эагра (или Аполлона), брат певца Лиина.

Музы научили его петь и играть на лире, и своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая ссоры между героями. Когда «Арго» проплывал мимо острова сирен, Орфей заглушал их голоса.

Вернувшись из Колхиды, Орфей женился на Эвридике и поселился во Фракии. Когда Эвридика умерла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в царство Аида и игрой на лире заворожил адского пса Кербера, перевозчика Хирона, ириний и прочих подземных обитателей.

Аид и Персефона, растроганные горестной песнью Орфея, вернули ему Эвридику, наказав ему не оглядываться на жену, пока он не выйдет с ней в свой дом. У выхода из Аида Орфей, не выдержав, оглянулся – и вновь потерял Эвридику, теперь уже навсегда.

Вернувшись на землю, Орфей был безутешен – отныне, тоскуя по Эвридике, он избегал женщин.

Когда во Фракию явился Дионис со свитой сатиров и менад, Орфей отказался его почитать. Он считал величайшим из богов Гелиоса, называя его Аполлоном. разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, и те разорвали его на куски. Голова Орфея поплыла по реке Гербр к острову Лесбос и там стала прорицать и творить чудеса. Куски тела растерзанного певца собрали музы, а гибель его оплакивали птицы, звери, деревья и камни. По легенде, изложенной Овидием, менады в наказание за убийство Орфея были превращены в дубовые деревья. Лира Орфея была превращена в созвездие и вознесена на небо.

В образе Орфея объединены различные мифологические мотивы – о магическом воздействии музыки, о сошествии в Аид.

Цербер

Геракл укрощает Кербера. Чернофигурная керамика.

В греческой мифологии страж Аида, трехголовый пес (по Гесиоду – пятидесятиголовый) со змеиным хвостом, порождение Тифона и Эхидны. Коварный и беспощадный, Кербер встречает входящих в Аид, приветливо виляя хвостом, но свирепо кидается на тех, кто пожелает покинуть царство мертвых. Только Орфею, когда тот пытался вернуть Эвридику, удалось зачаровать Кербера своим пением.

Геракл, выполняя приказ Эврисфея, вместе с Меркурием и Минервой спустился в подземный мир, чтобы привести Гадеса Цербера. Плутон разрешил Геркулесу поймать пса, но условием было не использовать никакого оружия. Геркулес связал и выволок Кербера из Аида, чуть ли не задушив его, но потом привел обратно в мир теней. Кербера вырос цветок аконит, который заваривала в свои зелья волшебница Медея. Когда Орфей спускался в царство мертвых, сопровождавшая его Сивилла дала Керберу лепешку с сонной травой; лишь благодаря этому Эней смог туда войти.

Имя адского пса Цербера стало синонимом свирепого и неподкупного стража.

Танталовые муки

В переносном значении – невозможность получить желаемое, находящееся на расстоянии «вытянутой руки».

В греческой мифологии сын Зевса и Плуто, царствовавший в Южной Фригии, возле горы Сипил. Зевс любил сына, часто навещал его и даже приглашал на Олимп, на трапезы богов, - и Тантал, возгордившись, вообразил себя равным олимпийцам. Он уносил с олимпийских пиров нектар амброзию и угощал своих друзей, он разглашал божественные тайны. Тантал похитил золотую собаку, охранявшую когда-то младенца Зевса на Крите, и клялся великой клятвой, что никогда её не видел.

Зевс долго прощал дерзости сына, но однажды, принимая у себя олимпийцев, Тантал решил испытать их всеведение и, зарезав своего сына Пелопа, сварил его и подал на стол в виде прекрасного кушанья. Боги, возмущенные, не прикоснулись к еде, одна Деметра, печалясь по похищенной дочери, съела в рассеянности кусок лопатки Пелопа.

Зевс сложил разрубленные куски в котел и велел Гермесу оживить мальчика. вместо съеденной лопатки Пелопу выточили новую, из слоновой кости, - с тех пор у всех потомков Пелопа белое пятно на плече.

За злодеяние Тантала царство его было разрушено, а сам он низвергнут в Аид, где расплачивается за свои преступления знаменитыми «танталовыми муками»: изнывает от жажды и голода, стоя по колено в воде, окруженный прекрасными плодами, и трепещет от страха, глядя на огромный утес, нависший у него над головой и готовый вот-вот рухнуть.

Потомки Тантала наделены гибельными страстями, и их преследует гнев богов (Агамемнон, Орест).

Колесо фортуны

В римской мифологии богиня счастья, случая и удачи, соответствующая греческой Тихе.

Поначалу Фортуне поклонялись как богине плодородия, урожая, материнства, женщин. Её праздник справлялся 11 июня и совпадал с днем покровительницы плодородия и деторождения Матер Матуты.

Девственной Фортуне посвящали свою одежду невесты: матроны почитали её за то, что по их просьбе Кориолан пощадил Рим. Учреждение культа Фортуны связывают с царем Сервием Тулием, воздвигшим храм в её честь. Благодаря любви Фортуны Туллий, рожденный рабыней, стал царем. Говорят, статуя Сервия Туллия, стоявшая в храме Фортуны, была прикрыта двойной тогой, скрывающей лицо, - богиня стыдилась своей связи со смертным.

Фортуна была очень популярна в Риме, её почитали как « судьбу сегодняшнего дня», «данного места», «частных дел», как судьбу злую, добрую, мужскую, милостивую и т. п. Вместе с пенатами она покровительствовала семьям, коллегиям, различным объединениям ремесленников и воинов. Фортуну изображали на монетах почти все римские императоры. Ей была близка богиня Фелицитас и другие добрые божества, благоволящие к людям. Сближалась Фортуна также с Исидой и Немесидой.

Изображалась она с рогом изобилия.

Рог изобилия

Как будто из рога изобилия - в огромном количестве, неисчерпаемо.

В древнегреческой мифологии - чудесный рог козы Амалфеи, которая вскормила своим молоком младенца Зевса. По одному из преданий, когда однажды коза случайно обломила себе рог, громовержец сообщил этому рогу чудодейственную способность наполняться тем, что пожелает его владелец. Поэтому рог Амалфеи стал символом богатства и изобилия.

«И как вспомню весь этот несчастный день, то всё кажется, что все эти сюрпризы и нечаянности точно тогда сговорились вместе и так и посыпались разом на мою голову из какого-то проклятого рога изобилия». (Достоевский. Подросток).

« Хинт уверял, что "эликсир здоровья" при его использовании на фермах обеспечит прибавку в продуктивности скота. Подумаешь только! Подай его в автопоилки — и вот он, рог изобилия». (В. Халин. Под крылом покровителей).

Фурия Мегера

В римской мифологии - каждая из трёх богинь мщения (в греч. миф. - эриннии. ). Символ мщения, переносно- злобная, разъярённая женщина.

Эриннии в греческой мифологии богини мести, преследующие преступника эриннии – древние божества, они рождены Геей, впитавшей кровь поверженного Урана. По другой версии, они дочери Ночи и Эреба, что также указывает на их древнее, хтоническое происхождение.

Их имена – Алекто, Тосифона и Мегера. Страшные старухи, со змеями вместо волос, с окровавленными пастями и пылающими факелами в руках, Иринии обитают в Аиде и появляются на земле, чтобы возбудить в человеке злобу и ненависть. Так, ириния Алекто, по наущению Юноны, отравляет ядом безумия латинскую царицу Амату, а вождя рутулов побуждает начать битву с чужеземцем Энеем.

Эриннии – хранительницы законов архаического матриархата. Они преследуют Ореста за убийство матери и гонят его, обезумевшего, по всей Греции. После оправдания Ореста на ареопаге Иринии в знак примирения с «молодыми богами» получают от Афины имя эвмеид, что значит «благомыслящие». Теперь Эриннии призваны хранить законность и правду и в более поздних произведениях (особенно философских) считаются устроительницами космического порядка, без их воли «даже солнце не преступит своей меры».

В Риме Эринниям соответствовали Фурии.

Сизиф труд

Сизиф в греческой мифологии сын Эола и Энареты, основатель Эфира, великий хитрец и обманщик.

Когда Салмоней после смерти Эола захватил трон в Фессалии, по праву принадлежащий Сизифу, тот узнал от оракула, что отмстить за него сумеют дети, рожденные ему племянницей Тиро, дочерью Салмонея. Сизиф соблазнил Тиро, и она родила ему двух сыновей, но, узнав о прорицании оракула, убила детей и вместе с отцом была изгнана из Фессалии – раздосадованный, Сизиф предал огласке её преступление, умолчав о своем.

Сизиф женился на плеяде Меропе и имел от неё сыновей Синона, Орнитиона и Главка, от которого потом родился Беллерофонт. Живя в Истме, он основал город Эфира, который позднее стали называть Коринфом.

По другой версии, власть в Коринфе Сисифу подарила Медея. Возможно, благодаря ловкости и изворотливости Сисифа Коринф и стал центром торговли и мореплавания.

Сисифу удалось перехитрить сына Гермеса, отъявленного плута и мошенника Автолика. Воруя коров из стада Сисифа, Автолик менял их масть, поэтому уличить его было невозможно. Тогда Сисиф пометил копыта своим коровам особым знаком, - говорят, там было написано «украдено Автоликом». Так Автолик был посрамлен, а Сисиф, дабы отомстить вору, соблазнил его дочь Антиклею, поэтому некоторые легенды называют его отцом Одиссея.

Сисиф был единственным, кто знал о похищении Зевсом Эгины, дочери речного бога Асопа. Когда Асоп пообещал дать городу Коринфу, непересыхающий источник воды, Сисиф открыл ему имя похитителя. Зевс позорно бежал от Асопа и, разгневанный, послал за Сисифом богиню смерти Танатос, но Сисиф сумел обмануть и её. Он заковал Танатос в цепи – и люди на земле перестали умирать. Только через несколько лет Арес сумел освободить Танатос, и она первым повлекла в Аид Сисифа.

Сисиф, однако, предупредил Меропу, чтобы она не погребала его тело и не приносила жертвы подземным богам. Явившись к Персифоне и Аиду, Сисиф попросил позволения вернуться домой, чтобы совершить все положенные обряды, которыми почему-то пренебрегла его жена. Владыка Аида отпустил его, взяв обещание вернуться через три дня, но Сисиф, вновь увидев свет солнца, конечно, не помышлял о выполнении своего обещания и радовался очередному ловкому обману. Только Гермесу удалось увести его, наконец, обратно в Аид.

Сисиф прославился не только хитроумными уловками – занимался он и разбоем, совершал набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За эти преступления, за обман и козни против богов Сисиф несет в Аиде наказание – вкатывает в гору огромный камень, который, достигнув вершины, тут же срывается вниз, и Сисифу приходится вновь толкать его наверх горы.

Это наказание символизирует тщетность попыток одержать верх над богами. выражение «сизиф труд» означает тяжелую, бесполезную работу, которую постоянно приходится начинать сначала.

Марс. Марсово поле

В римской мифологии один из древнейших богов Италии и Рима, бог войны, а также плодоносящих сил природы и мужской мощи. Марс считался отцом близнецов Ромула и Рема и потому почитался как прародитель римлян. Вместе с Юпитером он возглавлял пантеон римских богов и считался одним из хранителей и защитников римского народа. По имени Марса был назван первый весенний месяц – март, и юноши, рожденные весной, посвящались Марсу, так как ему поклонялись и как богу весны.

В более поздние времена растительно-плодородные функции Марса были забыты, и он предстает грозным и неукротимым богом воны. В бою его сопровождает его супруга Нериевна – Сила, Паллор – Бдительность и Павор – Ужас. Сестрой (или дочерью) Марса считали богиню войны Беллону.

Почитая Марса как хранителя Рима, храм ему все же соорудили вне городских стен, на Марсовом поле, где и проходили военные парады, ибо вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Марсу были посвящены особые церемонии очищения коней, оружия и музыкальных инструментов перед началом военных походов и после их завершения. В октябре в жертву Марсу приносили коня из колесницы, победившей на бегах.

За голову этого коня дрались жители двух кварталов Рима, победившие прибивали голову коня, украсив её хлебами, хвост же несли в храм Весты, где весталки их изготавливали из крови священного коня очистительные курения.

Со временем Марс был полностью отождествлен с Аресом, и на него перенесли многие подробности «биографии» греческого бога войны: Марс влюблен в Венеру, был застигнут Вулканом во время свидания с ней, отсюда его неприязнь к Вулкану; Марс – сын Юноны.

Арес Лудовизи. Римская статуя, мрамор.

Два Аякса

В поэмах Гомера Аяксы – два друга. Герои Троянской войны, совместно совершавшие подвиги, бывшие женихи Елены,

Выражение получило значение: два неразлучных друга.

Аякс Оилид, царь воинственных локторов, привел под Трою ополчение в 40 человек. Его еще называют «малый Аякс» и «быстроногий Аякс», потому что в быстроте бега он уступал только Ахиллу. Это был доблестный воин, искусный копьеметатель. Он отличался дерзким нравом. Во время разграбления Трои Аякс напал на пророчицу Кассандру прямо в храме Афины и поволок её вместе с алтарем. За это Одиссей, чтобы умилостивить богиню, предлагает побить Аякса камнями, но тот нашел спасение у алтаря все той же Афины, и там никто не осмелился его тронуть.

Но на обратном пути разгневанная Афина нанесла на греков бурю. Буря разметала все корабли, а Аякс погиб. Сам Аякс выжил, уцепился за скалу и стал похваляться перед Афиной, что ей не удалось его убить. Тогда Посейдон ударил о скалу трезубцем, и Аякс вместе с обломком скалы исчез в кипящих волнах.

Аякс Теломонид – двоюродный брат Ахилла. Он гордился своим родом, ведущим свое начало от Зевса и Эгины. Аякс привел под Трою 12 кораблей. Его называют «великим» за его огромный рост и силу. В боях Аякс и Одиссей часто сражались рядом, вместе они спасли от троянцев и тело Ахилла, но после сошлись в жестоком споре из-за доспехов героя. Судьи( не без помощи Афины) отдали доспехи Одиссею, и Аякс решил отмстить своему врагу, но Афина навела на него безумие: Аякс, думая, что расправляется с Одиссеем и Агамемноном, перебил стадо быков и овец. Наутро, очнувшись, Аякс от позора кончает собой, заколовшись мечом, который подарил ему когда-то Гектор.

«Товарищи называли их двумя Аяксами, так как они никуда не появлялись друг без друга». (Куприн. Дружба).

Альфа и Омега

Начало и конец, всё полностью (альфа и омега-первая и последняя буквы греческого алфавита).

«У нее в мире никого нет, кроме него, он один для нее все – закон, родство, природа, начало и конец, альфа и омега ее бытия, все, все. » (Лажечников, Ледяной дом).

«Первым и последним словом, альфой и омегой всей его жизни было, как у всех поэтов, - его собственное я». (Тургенев, Рецензия на «Фауст» Гете. )

Прометей. Прометеев огонь

Прометей в греческой мифологии сын титана Иопета, двоюродный брат Зевса; известен как богоборец, предавший богов и помогавший людям. Мать Прометея – океанида Климена. У Эсхила, однако, Прометей называет своей матерью богиню правосудия Фемиду, отождествляя её с Геей – Землей.

Имя Прометей означает «провидец», «предвидящий». Наделенный от матери даром ясновидения, Прометей в битве титанов с олимпийцами предвидел победу мудрости, а не силы. С помощью Прометея Зевс расправился с титанами, не пощадил его братьев: Менетия он сбросил в тартар, а Атланта обрек держать на плечах небесный свод. Один лишь Эпиметей избег наказания – должно быть за свою простоту: его имя означает «мыслящий после», «крепкий задний умом».

Прометей хоть и союзничал с Зевсом, помнил о своем древнем происхождении от «старших богов»; он так и не вошел в сонм олимпийцев, хотя с Гефестом и Афиной его связывала крепкая дружба: их сближала мудрость и покровительство ремеслам.

Говорят, Прометей рассек Зевсу голову топором, помогая появиться на свет Афине. Кроме прозорливости, отличался Прометей милосердием к поверженным и слабым: его сочувствие вызывает не столько наказанный Атлант, но даже сраженный Зевсом Тифон, не говоря уже о «жалком племени людей».

По одной из легенд, Прометей сам создал людей из глины - и еще сотворил их, в отличие от зверей, смотрящими вверх, в небо. По другой – людей и животных создал Зевс из земли и огня, а Прометею и Эпиметию было поручено наделить их разными способностями. Неразумный Эпиметий отдал зверям все средства защиты, все приспособления к жизни, оставив человека нагим, сирым и безоружным. Тогда Прометей, чтобы спасти род человеческий, научил людей ремеслам, обычаям, земледелию, строительству домов и кораблей, чтению, письму и гаданию – все искусства у людей от Прометея.

Это очень не понравилось Зевсу – ведь люди, научившись облегчать себе тяготы жизни, возгордились и испортились. Общественные законы, понятия стыда, совести отошли на второй план – этому не учил Прометей людей, это были Зевсовы законы. Но Зевс не стал исправлять людей, а, в довершение зла, создал Пандору.

Прометей научил людей жертвоприношениям, причем для богов сжигались худшие части животного – кости и жир.

Чтобы помочь людям, Прометей похитил с Олимпа огонь. Узнав о похищении огня, Зевс велел приковать Прометея к скале в горах Кавказа, и каждый день посылала своего орла выклевывать ему печень, которая за ночь вырастала вновь. Прометей предвидел все это, когда шел на дерзкий подвиг, но, жалея людей, готов был принять за них муки.

«Любя вашего друга, вы любите в нём не что-нибудь частное, случайное. но тот прометеев огонь, то божественное начало, которое есть общее наследие человеческой натуры, словом — идею». (Белинский. Статьи о народной поэзии).

Лета. Кануть в Лету

В греческой мифологии Лета- река забвения в Аиде, подземном царстве. Название реки стало символом забвения; «кануть в лету» означает: навсегда исчезнуть, быть забытым.

В греческой мифологии Лета – река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из неё воду и забывали всю прошлую жизнь название реки стало символом забвения, возникшее отсюда выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.

«Эта иллюзия заставляла спорщиков забывать, что событие, о котором они говорят, описано, может быть, ещё год назад и давно кануло в Лету». (М. Новорусский. Записки шлиссельбуржца).

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня.

(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

- Так, понимаете, и слухи о капитане Копейкине канули в реку забвения, в какую-нибудь эдакую Лету, как называют поэты. (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»,I, «Повесть о капитане Копейкине»).

Возлияние (поклонение) Бахусу (Вакху)

Бахус (Вакх)- в римской мифологии - бог вина и веселья.

В латинском варианте Бахус, одно из имен бога виноделия Диониса. Отсюда название посвященного Дионису празднества с обильными возлияниями – вакханалия.

Популярный бог вина, первоначально бог плодородия, являвшийся в облике быка или козла, обряды поклонения, которые сопровождались безумными оргиями, когда животные раздирались на куски, и его мясо съедалось сырым, что символизировало съедение самого бога.

Сам Бахус изображался в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего тирс – жезл, увенчанный сосновой шишкой (древний символ плодородия) и иногда увитый плюющем.

Бахус был рожден из бедра своего отца Юпитера. Он был вшит в него Меркурием после того, как его мать Семела была испепелена молнией Юпитера, будучи на шестом месяце беременности. Меркурий передал родившего младенца нимфам, жившим в гроте на горе Ниса, чтобы они заботились о нем.

Среди тех, кто помогал его растить, были сатиры, менады и силены. Бахус изображался упитанным мальчуганом с вьющимися волосами, которому сатир подает вино из меха или из рога изобилия.

Троянский конь. Дары Данайцев

Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их примет, получает.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)