Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Агропромышленный комплекс Якутии: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Актуальность. За годы, так называемых аграрных реформ сельское хозяйство пришло в сильный упадок. Политика разгосударствления и приватизации собственности в агропромышленном комплексе, якобы преследующая цель дальнейшего совершенствования производственных отношений на селе, раздробило крупное сельскохозяйственное производство на мелкие натуральные и полунатуральные хозяйства. Тяжелым, невыносимым бременем лег на плечи местных сельхозтоваропроизводителей невиданный диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, охотничье промысловое сырье, с одной стороны, и на промышленные товары для селян – с другой.

Сельское хозяйство в экстремальных условиях Крайнего Севера – явление само по себе уникальное. Коренные этносы Якутии, столь плодотворно занимаясь земледелием и скотоводством в краю, биоклиматический потенциал которого многократно ниже, чем в среднем в мире, по существу, ежедневно, ежегодно совершают подвиг в общечеловеческом масштабе.

И потому России и всему человечеству исторически суждено и необходимо не только сохранить сельское хозяйство на Севере, но и дальше его развивать. Тем более сельское хозяйство в Якутии – это основа развития материальной культуры ее коренных этносов. Дело в том, что уровень материальной культуры, соответственно и духовной, любого этноса, а основном, определяется уровнем культуры их традиционного производства. И якуты, и эвены, и эвенки, и чукчи, и юкагиры традиционно занимаются соответственно скотоводством, земледелием и оленеводством, охотой, рыболовством. И там, где компактно они проживают, преимущественно и объективно будут развиваться лишь эти отрасли по причине, что государство здесь не в силах сиюминутно развернуть в широких масштабах нетрадиционные виды производства.

Общий обзор Якутии. Природные возможности территории

На севере России более 10 млн квадратных километров территории лежит на многолетнемерзлых породах. Это составляет почти половину площади, на которой распространены на северном полушарии многолетнемерзлые породы (вечная мерзлота).

Данная обширная зона имеет следующие наиболее важные природные особенности:

• резко континентальный климат (годовая амплитуда колебаний температуры воздуха доходит до 80-100ºС);

• сильная изменчивость погодных условий (поздневесенние и летние заморозки до 3ºС, жаркая сухая погода летом с температурой воздуха 33-38ºС, суховеи с влажностью воздуха 20-30%);

• короткий вегетационный период (50-90 дней) с дефицитом тепла, а на северо-востоке страны и недостатком влаги;

• близкое к поверхности земли залегание многолетней мерзлоты с ее охлаждающим влиянием на почву и растения;

• низкое плодородие мерзлотных почв.

Российский Север играет существенную роль в экономике страны. Он обеспечивает 60% всех валютных поступлений. Здесь добывается 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 2/3 золота, 90% меди и никеля, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 40% рыбной продукции, половина лесных ресурсов. Из северных регионов поступает в федеральный бюджет около 1/3 всех налогов и сборов.

Вместе с тем социально-экономические проблемы северных регионов приобретают всевозрастающую остроту. Человек на этом огромном пространстве с экстремальными природными условиями должен обеспечиваться комфортными жилищными условиями, высококачественной пищей, иметь разнообразное моральное удовлетворение и разрядку. Эти материальные и духовные стороны жизни на Севере полнее и лучше разрешаются хозяйствованием на земле.

В природопользовании, под которым понимается совокупность воздействий человека на природную среду в процессе хозяйственной деятельности, можно выделить географические и исторические факторы.

В качестве первых в Якутии выступают суровые климатические условия, которые ограничивают развитие сельского хозяйства, особенно отраслей земледелия. Для развития, в частности, очень выгодных вследствие скороспелости свиноводства и птицеводства якутянам приходится вкладывать такие большие средства в строительство капитальных толстостенных помещений и отопление их в течение большей части года, что удорожает их продукцию, сводя на нет практически всю выгоду.

Овощеводство, кроме некоторых культур, как выращивание картофеля, капусты и некоторых корнеплодов и то только на одной трети территории республики, требует возделывания в закрытом грунте, что тоже исключает какую-либо ощутимую выгоду.

Хлебосеяние тоже подвергается риску со стороны поздневесенних и раннеосенних заморозков и летней засухи и оно достаточно хорошие урожаи дает один раз в несколько лет при удачном сочетании достаточно высоких температур в начале и конце периода роста растений и значительных осадков.

Плодоводство в массовом порядке и вовсе невозможно. Есть, конечно, попытки экспериментального выращивания плодовых культур, но сколько-нибудь значительных посадок, приносящих экономическую выгоду не может быть.

Что касается возможностей продовольственной охоты на зверя, боровую и водоплавающую птицу, то они ограничены кормовыми ресурсами лесов и водоемов. Продовольственная охота по всей территории Якутии сейчас имеет только вспомогательное значение, тогда как еще в начале прошедшего столетия она имела в тундре и горнотаежных районах поддерживающее жизнедеятельность значение, то есть ведущее.

Второй интересной, но объяснимой особенностью размещения природопользования является то, что главная отрасль современного хозяйства, горнодобывающая промышленность, развивается за редкими исключениями (Кангаласский уголь, Мохсоголлохские мергеля и некоторые другие) за пределами староосвоенных сельскохозяйственных районов. Наши сельскохозяйственные земли находятся в местах, где морские и континентальные (речные и озерные) осадки многокилометровыми толщами скрывают магматические и метаморфические породы основания платформы. Все полезные ископаемые, связанные с магматизмом и метаморфизмом за исключением осадочных, находятся в местах, где такие породы обнажаются в складчатом основании платформы и горных областей. Поэтому то получилось, что большинство полезных ископаемых (алмазы, золото, олово и др. ) ближе всего к зоне добычи подходят в малоосвоенных районах складчатых гор разного возраста на востоке и юге республики, а также на плоскогорье Западной Якутии.

На Север все больше проникают новые отрасли сельского хозяйства. Продукт сельского хозяйства – это результат взаимодействия сил природной среды (климата, почвы и т. д. ) и жизненных функций растений и животных (энергии роста, развития, размножения и т. д. ). В этом взаимодействии «живым ферментом» служит человеческий труд. Чем ниже уровень производительных сил, тем слабее роль данного «фермента», следовательно, тем сильнее зависимость результатов труда от воздействия нежелательных факторов природной среды. Поэтому при решении возникающих проблем размещения и сочетания отраслей сельского хозяйства приходится учитывать существующие объективные особенности исследуемого региона:

1. Север располагает самым жестким биологическим потенциалом для ведения сельского хозяйства. Так, например, в Якутии даже на более благоприятной ее части, занимающей менее 10% территории, продолжительность безморозного периода едва составляет 80-90 дней, что в 2 раза короче требуемых для большинства среднеспелых культур.

2. Территория республики по уровню влагообеспеченности лежит далеко за порогом так называемой границы рискованного земледелия (в земледельческих районах Якутии в год выпадает немногим более 200 мм осадков вместо 400 мм и более для устойчивого ведения отрасли). Это не может не сказаться на результатах труда работников сельского хозяйства.

3. Якутия располагает крупными массивами тундровых и лесотундровых фиторесурсов, не пригодных для общепринятых в районах умеренного климата отраслей животноводства (скотоводство, коневодство и пр. ).

4. Низкая плотность населения, его очаговое размещения, территориальная изолированность населенных пунктов, слабая развитость дорожной сети – один из важных факторов, определяющих особенности размещения сельскохозяйственного производства на Севере.

5. Крупные промышленные центры, создаваемые на Севере, вносят коренное изменение не только в размещение потребителей, но и в дислокации сельскохозяйственного производства, в структуре отраслей. При этом центр тяжести в производстве ряда продуктов, особенно малотранспортабельных, постепенно смещается со старых сельскохозяйственных районов на новые. В последних находят себе место также те отрасли, которые могут развиваться на индустриальной основе.

Сельскохозяйственное зонирование территории республики и основные проблемы развития продовольственного рынка

В конце 60-х годов впервые на уровне республики научно разработаны и внедрены (Ф. И. Головных) зоны специализации на основе экономических, производственных показателей существующих государственных сельхозпредприятий. Разработка велась с учетом совокупности природно-хозяйственных условий, также сопутствующих к ним основных факторов сельскохозяйственного производства. Данный вариант зонирования имел существенные недостатки и упущения. Так, например, в некоторых случаях улус относился к двум зонам одновременно, что вызывал определенные организационные и производственные трудности. Поэтому впоследствии было решено определить сельскохозяйственное зонирование по административно-территориальным границам улусов республики. Такой подход имел наиболее практическую основу по размещению производительных сил отраслей сельского хозяйства. С учетом этих недостатков Н. Н. Тихоновым выделено 10 сельскохозяйственных зон (1971г. ). Данное сельскохозяйственное зонирование с переходом на рыночные отношения претерпело значительные изменения. Так, по решению государственных органов власти республики в 1992 г. созданы новые ценовые экономические зоны Е. А. Борисов, В. Р. Дарбасов, совместно с Минфином и МСХ РС(Я), сущность которых заключалась в использовании их как инструментарий в механизме по распределению финансовых ресурсов. При этом исходили из определения, что сельскохозяйственные улусы республики следует разделить на 8 ценовых зон в целях защиты цен на основные виды сельскохозяйственной продукции: Арктическая, Северная, Вилюйская, Среднеленская, Западная, Алданская, Пригородная, Заречная.

В последние годы исполнительные органы республики отошли от этого сложного и спорного положения по ценовому зонированию сельскохозяйственных улусов. Поэтому, в данное время действует Постановление Правительства РС(Я) №53 от 26. 01. 01 г. , где определено утвердить только 3 ценовые экономические зоны: Северная, Вилюйская, Центральная. Принцип зонирования улусов основывался как ранее, т. е. объединения улусов в целях упрощения работы по закупке продукции. Данный вариант зонирования имеет недостатки и упущения, т. к. объединяются улусы не схожие по природно-хозяйственным условиям. Например, Горный и Томпонский улусы включены в Центральную зону, хотя они расположены северо-восточнее с не очень благоприятными природно-климатическими условиями по сравнению с другими улусами данной зоны, что ущемляет сельхозтоваропроизводителей при низкой закупочной цене. При закупке продукции заготовительными организациями объективно не учитывается себестоимость произведенных в разных улусах продукции, что также ущемляет интересы сельхозтоваропроизводителей отдельных районов республики. Поэтому на рынке сельскохозяйственной продукции происходят колебания объемов производства и цен, наблюдаются существенные перекосы в ценах между видами и группами продукции. В связи с этим необходимо ввести механизм поддержки и дифференцированного подхода хозяйствам, расположенным в менее благоприятных условиях и производящих необходимые для республики сельскохозяйственные продукты. Это обуславливает необходимость формирования в бюджете республики финансовых резервов для поддержания производства в хозяйствах.

В настоящее время в целях стабилизации и обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития АПК республики, восстановления и наращивания аграрного потенциала, объективного отражения себестоимости и затрат труда продукции сельских товаропроизводителей, повышения уровня жизни сельского населения назрела необходимость зонирование территории Республики Саха (Якутия).

При зонировании территории необходимо учитывать прежде всего природно-климатические условия, географическое положение размещения, специализации производств, экономические факторы (наличие трудовых ресурсов, производство продукции, закупочные цены и реализация продукции, спрос и доход, затраты, прибыль, транспортная схема между предприятиями-производителями и рынком сбыта и т. д. ). Только на основе комплексного анализа этих факторов можно объективно подойти к зонированию территории республики. Основными принципами разработки по сельскохозяйственному зонированию в условиях рыночных отношений являются следующие направления и критерии:

• по административно-территориальным границам улусов республики;

• природно-хозяйственной специализации;

• социально-экономическим показателям улусов республики;

• расчету себестоимости и закупки сельхозпродукции заготовительными организациями;

• приоритетности перспективного развития отрасли с точки зрения финансовых показателей предприятий и размещения производительных сил.

Наиболее важным показателем при разработке зонирования и размещения специализации сельскохозяйственного производства является экономическая эффективность. На экономическую эффективность сельскохозяйственного производства и его отдельных отраслей большое влияние оказывают региональные особенности и многочисленные факторы (специализация, размеры хозяйства, отраслей и внутрихозяйственных подразделений, фондовооруженность труда, продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур, качество продукции, уровень технической и технологической оснащенности производственных процессов, сдаточные и закупочные цены на продукты и т. д. ). Влияет также резкая дифференциация заработной платы и выплата по ним по улусам республики. Отдаленность населенных пунктов и городов, отсутствие нормальных наземных транспортных связей с промышленными улусами республики повышают затраты на транспорт, что в итоге сказывается на себестоимости и при сбыте продукции. Обеспечение местными продуктами питания городов и промышленных центров республики сельскохозяйственными улусами чрезвычайно затруднено. К этим трудностям добавляется недостаточный уровень развития материально-технической базы и сравнительно высокая капиталоемкость основных отраслей сельского хозяйства.

Экономическая эффективность производства одноименных продуктов силу различия природных и экономических условий по сельскохозяйственным зонам, районам и отдельным хозяйствам неодинакова. Однако это обстоятельство учитывается недостаточно, в результате чего размещение и специализация сельскохозяйственного производства имеет много недостатков. Исходя из этого, первоочередной задачей является снижение себестоимости, увеличение объемов производства сельскохозяйственных продуктов питания местного производства за счет внедрения оптимальных сельскохозяйственных ценовых зон, отвечающих требованиям рыночных отношений, и путем улучшения размещения и специализации сельскохозяйственного производства с точки зрения выгодности, его концентрации, использования новой техники и технологии, организации переработки, перевозки и хранения продуктов.

Чтобы успешно решить эти задачи и обеспечить значительное увеличение и удешевление производства продуктов сельского хозяйства, необходимо:

• улучшить размещение сельскохозяйственного производства по территории Якутии с учетом природно-экономических условий сельскохозяйственных зон, предприятий разных форм собственности, экономической эффективности отдельных видов продукции;

• добиться рационального размещения специализированных хозяйств по производству мяса, молока, яиц, картофеля и овощей и др. Видов продуктов питания;

• расширить посевные площади картофеля, овощей и кормовых культур за счет оптимального использования сельскохозяйственных угодий;

• создать прочную кормовую базу путем вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых в настоящее время природных кормовых угодий и значительного повышения их урожайности, максимально использовать земельные и природные ресурсы, бережное отношение и охрана земель любого назначения.

Эффективное использование земельных и трудовых ресурсов основных производственных фондов каждого хозяйства и максимальное увеличение производства продуктов при минимальных затратах во многом зависят от рациональной специализации и размещения сельскохозяйственного производства. Природно-климатические условия Якутии и наличие обширных естественных кормовых угодий исторически обусловило резко выраженное животноводческое направление сельского хозяйства. Возможности земледелия ограничены. Зерновые культуры, картофель и овощи выращиваются в Центральной и Западной Якутии. Хотя перспективы развития картофелеводства и овощеводства в Южно-Якутской зоне имеются. Природные условия и рельеф этой зоны позволяют развитие данных направлений растениеводства. Более влажный температурный режим в Алданском и Усть-Майском улусах благоприятно воздействует на урожайность не только картофеля, но и других овощных культур. Так, после внесения органических удобрений (навоза), урожайность картофеля увеличивается до 43%, а в центральных засушливых улусах республики без орошения – 8%, при внесении минеральных удобрений повышается урожайность картофеля на 104-113%, в центральных улусах – на 30-70% (по данным ЯНИИСХ).

Исходя из этого основные сельскохозяйственные предприятия в Якутии с развитым животноводством мясо-молочного направления, картофелеводческо-овощеводческими, зерновыми хозяйствами расположены в зонах западных и центральных улусов. В улусах Западно-Арктической и Восточно-Арктической зоны развиты оленеводческо-промысловые хозяйства республики, а в зонах Северо-Восточных и Южно-Якутских промышленных улусов животноводо-оленеводческо-промысловое направление сельского хозяйства.

На территории республики можно выделить 6 сельскохозяйственных экономических зон.

Эти зоны могут быть применены для расчетов себестоимости продукции по улусам, установлении тарифов и цен при закупке сельхозпродукции, рационального размещения всех форм хозяйств, распределении товарных кредитов по улусам, дифференцированного подхода при финансировании Правительством республики сельских товаропроизводителей.

Продовольственный рынок становится интегрирующей и контролирующей составляющей всего продовольственного комплекса. В этой связи производства продовольственных товаров выступает как система бизнеса, в котором производство, потребление и реализация неотделимы. Таким образом, спрос не продукты питания во многом определяет и предложение продовольствия.

Продовольственный рынок - это регулируемый механизм становления и функционирования самоорганизующего конкурентного, равновесного товародвижения продовольствия от производителя к потребителю, определяющими параметрами которого является платежоспособный спрос, предложение, цены.

Основными факторами, определяющими конечный спрос на продовольствие, являются: цены, денежные доходы населения и его структура, потребительские вкусы и предпочтения.

При становлении регионального продовольственного рынка необходимо, прежде всего, руководствоваться следующими общими принципами формирования рынка:

• необходимостью обеспечения сбалансированности спроса и предложения товаров;

• созданием условий для формирования свободных хозяйственных субъектов различных форм собственности и хозяйствования;

• обеспечением свободы товаропроизводителей и потребителей в определении цен, передвижении товаров в рыночном пространстве;

• формированием конкурентной среды с помощью соответствующей организационно-экономической структуры производства и обмена, антимонопольного законодательства;

• равноправием субъектов рынка вне зависимости от избранных ими форм собственности;

• объединением потенциала хозяйственных субъектов и государства в формировании эффективной рыночной инфраструктуры;

• соединением интересов продавцов и покупателей при приоритете покупателя, всех сфер и отраслей регионального комплекса.

На региональном уровне имеется возможность установить уровень доходов населения путем поддержания уровня занятости, развития малого предпринимательства, сферы услуг, ремесленничества, промыслов и т. д. Самый радикальный способ повышения уровня доходов – это рост производительности труда на действующих и вновь создаваемых предприятиях. Достаточно высокая эластичность спроса при дефиците продовольствия с ростом денежных доходов является условием повышения устойчивости функционирования продовольственного рынка.

Региональная целевая экономическая политика при формировании сбалансированного продовольственного рынка начинается с разработки отраслевых программ по основным видам продовольствия – хлебу, мясу, молоку и т. п. основными разделами таких программ должны стать следующие:

• рынок продукта: где, сколько, по каким ценам купят данный продукт;

• стратегия маркетинга: на какие рынки следует ориентироваться. Характеристика основных потребителей продукта;

• конкуренты: из других регионов и свои родственные фирмы, раздел рынка или ориентир на монополию;

• товаропроизводители: производственные мощности, потребности в ресурсах для эффективного ведения хозяйства, источники удовлетворения потребностей (в трех вариантах – оптимальных, средних и худших условиях производства);

• риск: анализ ситуаций, при которых продукт может быть не получен, не реализован. Стратегия преодоления риска;

• стратегия финансирования программы по данному продукту: приоритеты, источники финансирования, финансовые и реальные инвестиции, их объемы и эффективность;

• организационная часть программы. Сформировать один отраслевой, представительный, совещательный и рекомендательный центр по разработке и реализации указанной программы.

В единой системе производства продовольствия должны быть организованы стабильные связующие звенья – торговые связи в виде оптовых продовольственных рынков; банки, кредитующие производство и реализацию сельскохозяйственного сырья и продовольствия; консультационные службы для сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых предприятий, а также другие рыночные структуры, не относящиеся к аграрно-промышленному производству, а лишь содействующие его развитию.

Агропромышленный комплекс региона представляется как совокупность структур, снабжающих население продовольствием и обеспечивающих, при необходимости, ввоз тех или иных видов продовольственных товаров, производство которых в республике невозможно или экономически нецелесообразно и вывоз товаров, перепроизводство которых в регионе экономически оправдано и целесообразно.

Региональный продовольственный комплекс на Севере представляет экономически взаимосвязанную совокупность сельского хозяйства и интегрированных с ней отраслей народного хозяйства. Цель комплекса - максимальное удовлетворение растущих потребностей населения региона в свежей сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки при минимальных затратах живого и овеществленного труда. Роль регионального продовольственного рынка в формировании фонда потребления невысока. Примерно 60-80% потребностей региона в продуктах питания удовлетворяется за счет ввоза из других краев и областей страны.

Создание региональной системы продовольственных баз как условия обеспечения продовольственной безопасности республики в сложной финансовой ситуации в стране требует: во-первых, усилить роль продовольственных рынков в формировании собственных ресурсов, обеспечив открытость и прозрачность финансовых операций на них; во-вторых, устранить производственные причины потерь продукции и создать технологически надежную инфраструктуру в отраслях производства и переработки. Чтобы вывести отрасли сельскохозяйственного производства и переработки основных продуктов питания из финансового кризиса, необходимо стабилизировать объемы закупок и заготовок сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств республики.

При решении проблемы продовольственного обеспечения населения республики необходимо определить и отрегулировать: во-первых, возможный уровень обеспечения населения республики основными продуктами питания местного производства; во-вторых, наличие финансовых средств в республике и механизм завоза продовольственных товаров в соответствующем объеме и ассортименте, что особенно актуально при осуществлении финансовых и торговых операций в условиях повышенной инфляции, а также в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, усложняющих схему доставки продовольственных грузов извне.

В качестве системообразующего фактора для системы регионального продовольственного рынка принимаем его агропромышленный комплекс (АПК). С ним системно связаны подсистемы: сбыта и распределения, продовольственного резерва, потребления продовольствия, управления, кадрового, информационного, финансового, материально-технического и технологического обеспечения, исследований и разработок.

Каждая подсистема состоит из определенных элементов, объединенных между собой через различные связи. Объединение подсистем в систему осуществляется на следующих принципах:

• функциональном – подсистемы обеспечивают выполнении главной цели системы (продовольственного обеспечения региона);

• организационном – подсистемы связаны между собой определенной соподчиненностью для выполнения главной цели системы;

• ресурсном – подсистемы обеспечивают количественные и качественные характеристики всей системы;

• технологическом – для подсистем формируется способ связи, соответствующим целям.

Принципами формирования структуры системы определяется связь четырех основных типов между подсистемами: функциональная, организационная, ресурсная, технологическая.

Таким образом, система продовольственного обеспечения региона – это система взаимосвязанных подсистем, имеющая главной целью надежное (бесперебойное) и достаточное (по медицинским нормам) снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующее от опасности голода или недоедания, а также структурированная по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому принципам.

Разделение подсистем на функционально-целевые и обеспечивающие определяется тем, что подсистемы потребления АПК, сбыта и распределения продовольствия и продовольственного резерва призваны достичь главной цели – функционирования системы продовольственного обеспечения населения региона. Остальные подсистемы обеспечивают реализацию этой цели.

Первая функциональная ступень продовольственного комплекса региона представлена подготовкой сельскохозяйственного производства с ориентацией на его интенсивное развитие.

Вторая функциональная ступень – основа продовольственного комплекса – собственное аграрное производство, где создается сырье для производства продовольствия и его стоимость.

На третьей функциональной ступени продовольственного комплекса региона тесно переплетаются заготовка, переработка, торговля, включающие большие оптовые рынки продовольствия, экспортно-импортные поставки, специализированную оптовую торговлю, мелкие частные предприятия, мелкооптовые фирмы и магазины, розничную торговлю, сеть предприятий общественного питания, кафе, рестораны. Здесь создается добавочная стоимость.

Четвертая сфера продовольственного комплекса находится во многом в стадии формирования и становления. Развивается и структурно преобразуется научно-образовательный комплекс в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию в условиях рыночной экономики. Как для сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий, торговли и общественного питания, нужна своевременная информация о научных достижениях в соответствующих областях знаний, состоянии конкурентной среды, ценах на ресурсы и товары-конкуренты.

Выделение уровней регионального продовольственного рынка носит практический характер, позволяющий четко определить фактический уровень продовольственного обеспечения региона и увидеть, насколько он соответствует нормативному уровню. После этого можно приступать к решению следующего круга задач: установить совокупность причин и факторов (как внутренних, так и внешних), вызвавших такую ситуацию в сфере продовольственного обеспечения региона; определить критерии оценки уровней продовольственного обеспечения и их необходимые нормы; подобрать соответствующие методы и способы решения проблемы. И на этом основании перейти к конкретным мероприятиям по созданию эффективной системы регионального продовольственного рынка.

Оптимизация организационной структуры сельскохозяйственного производства Республики Саха (Якутия)

Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за годы советской власти прошло значительный путь развития. Маломощные натуральные хозяйства в результате коллективизации средств производства, национализации земли прошли долгий путь социалистического развития, в результате которого сельское хозяйство Якутии превратилось в крупнотоварное производство со значительным производственным и трудовым потенциалом. В настоящее время сельское хозяйство остается одной из важных отраслей экономики РС(Я). Оно дает жизненно необходимую продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления, кроме того, является укладом жизни коренного населения Республики Саха (Якутия). Сельское хозяйство производит свыше 3% валового регионального продукта РС(Я) и сосредотачивает около 3%производственных основных фондов. В сельском хозяйстве занято около 17 тыс. человек – это более 9% работающих в сфере материального производства, причем численность работающих в сельском хозяйстве неуклонно снижается. в 2005 году продукция сельского хозяйства составила более 12,2 млрд. руб. в расчете на душу населения АПК произвел 93кг картофеля, 39 кг овощей, 41 кг мяса в живом весе и 207 л молока (в 2004 г. – 79 кг, 33 кг, 41 кг и 201 л соответственно).

На базе укрупнения хозяйств, усиления специализации и концентрации сельскохозяйственной деятельности, межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в республике был создан мощный агропромышленный комплекс (АПК), который утерял свое значение за годы перестройки. Отличительной особенностью АПК Якутии является отсутствие первой сферы АПК – производство средств производства. В результате более чем десятилетнего периода аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса Якутии произошли значительные социально-экономические преобразования.

Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, осуществлен переход от административной планово-распределительной к рыночно ориентированной системе экономики. Сформировалось многоукладное сельское хозяйство.

На начало 2006 года сельское хозяйство АПК Республики Саха (Якутия) было представлено 287 сельскохозяйственными предприятиями, 169 подсобными хозяйствами несельскохозяйственных предприятий, 4109 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, 273 родовой общиной и 100,5 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Совокупность сельскохозяйственных предприятий республики на начало 2006 г. включало 1 совхоз, 168 производственных сельскохозяйственных кооператива, 38 товариществ, 68 государственных унитарных предприятий, 1 агрофирму, 5 конезаводов, 3 опытно-производственных хозяйств и 3 птицефабрики.

Для производства сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителям предоставлено 1639,2 тыс. га, в том числе более 7% сельхозугодий предоставлено крестьянским фермерским хозяйствам и личным подсобным хозяйствам граждан.

Негативными последствиями перестройки для функционирования АПК стали:

• нарастание диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, что не позволило адаптироваться к рынку большинству действующим коллективным хозяйствам, приватизированным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности;

• кризисное состояние сельского хозяйства. До сих пор примерно 30% (по данным 2005 г. ) сельскохозяйственных предприятий РС(Я) являются убыточными, без оборотных средств, с задолженностью по кредитам, различным государственным внебюджетным фондам, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов.

Несмотря на то, что в 1999-2004 гг. произошло сокращение общей суммы убытков предприятий, сельское хозяйство продолжает оставаться нерентабельным даже с учетом выделенных субсидий. По итогам 2005 г. общая сумма убытков предприятий сельского хозяйства составила 85, 4 млн. рублей, предприятий по производству пищевых продуктов – 81,2 млн. руб. Кредиторская задолженность сельхозпредприятий составила 1107,9 млн. рублей, в том числе поставщикам и подрядчикам – 857,7 млн. руб. , внебюджетные фондам – 170,8 млн. руб. , бюджету – 165,93 млн. руб. , по оплате труда персоналу 80,8 млн. руб. В сфере производства пищевых продуктов кредиторская задолженность 971,8 млн. руб. , в том числе поставщикам и подрядчикам - 516,9 млн. руб. внебюджетным фондам – 66,4 млн. руб. , бюджету – 229, 4 млн. руб. , по оплате труда персоналу – 36,2 млн. руб. При этом кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,5 раза в сельском хозяйстве, а в производстве пищевых продуктов в 1,4 раза;

• на результатах функционирования АПК крайне отрицательно сказался и взятый в начале реформ курс на разрушение крупного сельскохозяйственного производства, форсированное формирование фермерского сектора. Образовавшуюся нишу заполнил низкоэффективный мелкотоварный сектор – фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). ЛПХ населения производит около 72% картофеля, 62% овощей, 65% мяса, около 10% яиц. Доля хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составляет 54%. Что же касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то они производят всего 22% валовой продукции сельского хозяйства. Конечно, это позволяет получить хотя бы минимальный уровень продовольственной безопасности. Но надо признать, что путь этот вынужденный и ведет он к примитивному натуральному хозяйству. Причем мелкотоварное производство не обеспечивает в достаточном количестве продовольственный рынок республики ни сырьем – перерабатывающие производства, ни население – основными продуктами питания, что достаточно ясно отражается.

Нельзя сказать, что сельскому хозяйству не уделяется внимание. Ежегодно из бюджета республики выделяется достаточно финансовых средств с нарастающим итогом, но существенного увеличения продукции и отдачи от затраченных средств нет.

На наш взгляд, есть возможности повышения товарности сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности АПК и самодостаточности в обеспечении продовольствием населения. Об это говорит опыт других стран и регионов России.

Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т. е. в результате посевных площадей, роста поголовья скота и т. п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП.

Возможности экстенсивного развития в республике уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т. е. материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции), является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Агропромышленная интеграция проявляется в следующих основных формах:

• создание многопрофильных объединений, членами которых выступает большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК района. Все эти предприятия с самого начала связаны между собой технологически по производству продуктов питания. Эта модель интегрированной системы была апробирована еще 1986-1988 гг. путем создания агропромышленных комбинатов и районных объединений. Сегодня по этой схеме формируются агропромышленно-финансовые группы;

• формирование объединения на базе одного или двух взаимосвязанных продуктовых подкомплексов районного АПК: молочного, мясного, плодоовощного, свеклосахарного и т. д. Эта форма интеграции порождает гораздо меньше противоречий экономических интересов между участниками, поэтому она получила более широкое распространение.

Агропромышленная интеграция в России в условиях рынка идет различными путями и активно развивается в ряде регионов России. Наиболее успешно в условиях рынка фазу становления и развития проходят агрохолдинги. Например, в 2001 г. в России в 27 регионах действовало успешно 93 агрохолдинга, в том числе в Московской, Ленинградской, Владимирской, Ярославской, Орловский, Белгородской, Самарской, Ростовской, Омской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан.

Разумная кооперация и интеграция взаимно связанных на добровольной основе, но юридически самостоятельно функционирующих предприятий выступают сегодня важнейшим фактором стабилизации экономики. Одним из направлений финансово-промышленной интеграции в АПК становится процесс формирования агропромышленно-финансовых групп (АФГ), включающих банк, производство, заготовку, переработку и реализацию. Формирование АФГ даст возможность восстановить нарушенную управляемость межотраслевых связей на уровне регионального АПК. Нельзя не отметить, что в современных условиях создание АФГ длительно по времени, чрезвычайно трудоемко и дорогостоящее. Наряду с этим в силу многочисленности участников АФГ (как правило, двух десятков) очень трудно согласовать их экономические интересы и обеспечить взаимную выгоду от производственных связей. Например, коммерческие банки не хотят рисковать своими финансовыми ресурсами, вкладывать средства в убыточные предприятия, которых, как известно, в сельском хозяйстве сегодня большинство. Не следует также забывать, что АФГ, интегрируемые сверху, смогут осуществить только быстро реализуемые проекты, а сельское хозяйство так и осталось зоной рискованного бизнеса. Как отмечают специалисты, хотя рентабельность агробизнеса и прибыльность крупных предприятий АПК за последнее время выросли, но инвесторы в виде банков рисковать не хотят. Во многом потому, что по-прежнему нет системы гарантий возврата вложений, нет и отлаженной системы страхования рисков.

В отличие от АФГ агрохолдинги представляют из себя вертикаль но (по технологической линии) и горизонтально (по производителям) интегрированные структуры. Деятельность агрохолдингов может быть высокоэффективной в силу финансовой устойчивости партнеров, гарантированного сбыта произведенной продукции путем ее переработки, благодаря компетенции специалистов предприятий.

Вертикальная межхозяйственная кооперация (интеграция) призвана помочь сельскохозяйственным предприятиям освободиться от посредников, самим перерабатывать продукцию и реализовать ее через сферу торговли на взаимовыгодных условиях.

Вертикальная интеграция – процесс слияния стадий производства, который способствует снижению транзакционных издержек. Чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень развития специализации производства, но тем более сельхозтоваропроизводитель отдален от розничного рынка. Между производителем и рынком возникает целая индустрия специализированных фирм по сбору, переработке, сортировке, упаковке, хранению, транспортировке и торговле продовольствием. В таких условиях возникает потребность в эффективном контроле и управлении всей цепочкой производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. Поэтому возникают фирмы-интеграторы, которые берут на себя контроль над всей цепочкой, над всем процессом продвижения продукции от поля до потребителя. Такой контроль может осуществляться в нескольких формах, но носит общее название вертикальной интеграции.

Под вертикальной интеграцией, таким образом, понимается контроль одной фирмы (фирмы-интегратора) над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. Под стадией производства и сбыта понимается любой процесс, в ходе которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а продукт продвигается ближе к конечному потреблению. В агропродовольственном секторе такими интеграторами обычно выступают перерабатывающие или торговые фирмы, которые с целью более полного соответствия потребностям рынка подчиняют своему контролю сельхозпроизводителей. Вертикальная интеграция обычно существует в двух формах – производственной контрактации и интеграции собственности.

При производственной контрактации фирма-интегратор заключает долгосрочные контракты с производителями или первичными дилерами, закупающими сельскохозяйственную продукцию непосредственно у сельхозпроизводителей. Контракты заключаются до начала производственного цикла, жестко фиксируют параметры законтрактованной продукции, технологию ее производства, сроки поставки и цены. Часто в таких контрактах устанавливается поставщик ресурсов для производства продукции. Таким образом, сельхозпроизводитель теряет контроль над собственной продукцией - и над процессом ее производства, и над процессом ее сбыта. Он не волен изменить технологию, источники закупки средств производства, покупателя.

Производственная контрактация наиболее распространена в производстве свежих и консервированных овощей, картофеля, сахарной свеклы, семян и мяса птицы. Производственная контрактация получает все большее распространение табачном и свиноводческом секторах. Этот тип вертикальной интеграции присущ тем сельскохозяйственным секторам, в которых для продуктивности и качества продукции большое значение имеет селекция. Производственная координация быстро растет в развитых странах, особенно в США.

Другой вид вертикальной интеграции – интеграция собственности, называемая корпоративной интеграцией. Интеграция собственности означает расширение собственнических прав на две и более стадий производства и сбыта продовольственной продукции. Это более глубокий вариант интеграции, при которой фирма-интегратор получает в собственность часть активов интегрируемых агентов. При этом фирма-интегратор наряду с различными по форме собственности сельхозпроизводителями может владеть и другими предприятиями продовольственной цепочки, например, комбикормовым заводом, перерабатывающим или транспортным предприятием и т. д. Случаи, когда производители сельской продукции продают свою продукцию непосредственно населению (продажа на обочинах дорог, на местном рынке, через местный магазин, реализация по типу «собери сам» и т. п. ), обычно не рассматриваются в качестве примеров корпоративной интеграции.

Одним из основных факторов, определяющих конкурентные преимущества в отрасли согласно теории «национального ромба» М. Портера, является наличии родственных и поддерживающих отраслей, а также развитие эффективных взаимосвязей между ними. Степень влияния межотраслевого воздействия на конкурентоспособность отрасли зависит от формы этого взаимодействия. Мировой тенденцией является создание и развитие интегрированных структур, включающих полный коммерческий цикл. Повышается производительность в этих структурах, повышается способность к инновациям, стимулируется развитие новых производств. Конкуренция и развитие научно-технического прогресса с объективной необходимостью приводят к концентрации и централизации капитала, к концентрации производства, что обусловлено преимуществами крупных предприятий перед мелкими в конкурентной борьбе. Повышение уровня концентрации производства способствует процессу кооперирования и комбинирования сельского хозяйства и пищевой промышленности, развитию интеграционных процессов в агропродовольственном секторе экономики. Интеграция производства влечет за собой рост ресурсного потенциала участников объединения за счет консолидации финансовых ресурсов. Это позволяет аккумулировать достаточные финансовые средства и направлять их на наиболее эффективные участки производственной цепочки, повышает конкурентоспособность расширения ассортимента товаров, повышения качества продукции.

Основу для решения практических проблем организационного оформления территориально-агропроизводственной интеграции составляют территориально-производственные комплексы, представляющие собой объединение на одной территории предприятий, связанных между собой по принципу технологической цепочки, и кластеры, согласно которым производственная структура региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд других. В рамках кластерного подхода усилия администрацией (государственных и местных) должны быть направлены не на совершенствование работы и поддержку отдельных предприятий, а на развитие взаимоотношений – между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и региональными структурами. Задача региональных властей – достраивание технологических цепочек, формирование новых структур, стимулирование модернизации производства, привлечение предпринимательства к участию в агропромышленных кластерах.

Сочетание на практике принципов территориально-производственных комплексов и кластеров дает возможность развития промышленности и сельского хозяйства в направлении, наиболее благоприятном для региона. При этом упор должен быть сделан на взаимосвязь структуры производства с комплексом экономических ресурсов, присущих региону.

Опыт в создании агрохолдингов говорит, что основными проблемами являются:

• потеря управления (при разрастании количества мелких и средних производителей жестко централизованных под единым управлением фирмы-интегратора);

• ошибки в целенаправленной работе с подчиненными структурными подразделениями по стратегиям разработки развития и стандартам работы;

• управленческое давление сверху-вниз, свертывание инициатив снизу, формальное делегирование полномочий нижестоящим структурным подразделениям.

Таким образом, в республике может быть создано несколько крупных структур холдингового типа, включающих в себя сельскохозяйственное производство, переработку, торговлю и другие виды деятельности по отраслям (транспорт, агросервис и т. д. ). В республике, которая специализируется на животноводстве, желательнее создавать агрохолдинги, специализирующиеся по говядине, по мясу птицы и т. д. Такое развитие в АПК РС(Я) возможно и необходимо в связи с относительно благоприятными условиями развития сельского хозяйства в ряде улусов, богатыми запасами биоресурсов, значительными масштабами как внутри республиканского рынка других регионов ДВФО, развивающейся сферой переработки сельскохозяйственной продукции, расширением доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитием лизинга техники и племенного скота, созданием кооперативов различных типов, стимулированием малых форм производства, намечаемых приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», облегчением и удешевлением доставки кормов в связи с введением железнодорожного сообщения.

Продовольственная безопасность республики

При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе. Причем надежность продовольственной безопасности государства достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (например, эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.

Под продовольственной безопасностью государства понимается способность страны обеспечить продуктами питания свои потребности за счет собственных ресурсов. Продовольственная безопасность является одной из главных составляющих экономической безопасности государства. Региональная продовольственная безопасность решает проблему создания минимума продовольственной базы и обеспечения безопасности от возможных экстремальных ситуаций. Республике предстоит решить задачу усиления ее роли в формировании собственных ресурсов и потребностей. Для этого наряду с преодолением спада и стабилизацией производства основных продуктов питания, необходимо устранить причины, порождающие потери, и создать надежную базу в отраслях производства и переработки.

В мировой практике 20-30% импорта в реализации продовольственных товаров свидетельствует о критической черте, за которой следует потеря продовольственной безопасности. Россия закупает сейчас около 40% потребляемых основных продуктов питания, а например, гг. Москва и Санкт-Петербург на 70-80% зависят от импортных поставок. А это зачастую ведет к нарушению отечественного аграрного сектора, приводит к угрозе экономической безопасности, в частности, в обеспечении продовольствием населения.

Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) является традиционной отраслью экономики. Продовольственный рынок Якутии имеет специфические особенности, обусловленные, прежде всего, большой зависимостью от завоза продовольствия.

Возможности местного производства в обеспечении населения продуктами питания все еще недостаточны. Увеличение объемов производства, расширение ассортимента продукции переработки могут быть достигнуты не только при увеличении объемов продукции сельского хозяйства. Использование таких резервов, как совершенствование структуры сельскохозяйственного производства, повышение качества сырья, поступающего на перерабатывающие предприятия, развитие специализированного транспорта, холодильного и складского хозяйства, может значительно увеличить производство продуктов питания.

Себестоимость продуктов местного производства выше, чем завозной. Поэтому, казалось бы, выгоднее завозить из других регионов России и республик СНГ. Но государство должно оказывать поддержку именно местному производителю для повышения конкурентоспособности его продукции. Другим фактором, определяющим преимущество местного продовольствия является то, что в последние годы поставщиками оказались экологически неблагополучные регионы Ближнего и Дальнего зарубежья.

Внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность республики, в частности, на продовольственное обеспечение населения вызываются следующими факторами: 1. Недостаточное производство местных продуктов питания; 2. Суровые климатические условия для развития земледелия, в частности, отрасли растениеводства; 3. Низкая себестоимость продукции сельского хозяйства в других благоприятных в климатическом отношении регионах России.

Внутренние факторы, негативно влияющие на продовольственное обеспечение республики, определяют следующие моменты: неблагоприятные климатические условия: неразвитость инфраструктуры отраслей сельского хозяйства; сложная транспортная схема доставки продукции сельского хозяйства во внутренние районы (улусы) республики; отсутствие или нехватка перерабатывающих предприятий внутри республики, которые могли бы переработать местную продукцию до конченого продукта; относительно высокая себестоимость продукции местного производства, чем завозная.

Как уже отмечалось, в качестве системообразующего фактора продовольственной безопасности республики выступает его агропродовольственный комплекс (АПК). С ним связываются подсистемы: закупа, хранения, сбыта и распределения; продовольственного резерва (фонда); потребления продовольствия; управления; кадрового, информационного, финансово-кредитного и материально-технического обеспечения.

Для достижения продовольственной безопасности республики необходимы:

• увеличение продовольственного снабжения населения за счет собственного производства;

• государственный протекционизм для развития традиционных отраслей, а также зернового хозяйства, семеноводства, селекционно-племенной работы, ветеринарии и аграрной науки;

• разработка и принятие закона «О национальной продовольственной безопасности»;

• создание республиканского страхового (резервного) продовольственного фонда в размере не менее 15-20% от общей ресурсной потребности;

• оптимизация численности крупного рогатого скота на уровне 300-350 тыс. , табунных лошадей 150-200 тыс. , северных оленей 230-270 тыс. голов;

• формирование системы (модели) внутреннего продовольственного рынка, с определением зональных тыловых баз городов и центров с закреплением улусов-поставщиков;

• развитие семейной экономики как основного фактора самообеспечения продовольственными ресурсами и благосостояния сельской семьи.

Таким образом, основными направлениями модернизации агропромышленного комплекса являются:

• государственный протекционизм развития традиционных отраслей республики, зернового хозяйства, промышленного птицеводства и свиноводства, семеноводства, селекционно-племенной работы, аграрной науки;

• государственное регулирование сельхозтоваропроизводителей на уровне достаточной мотивации и стимулирования увеличения объемов производимой продукции, лизинговой поставки техники и оборудования;

• политика государственной защиты сельхозтоваропроизводителей путем введения гибкой системы квотирования и пошлин на определенный перечень продуктов, ввозимых из-за пределов республики;

• государственная помощь оказывается путем компенсации затрат на содержание маточного контингента сельскохозяйственных животных;

• научное обеспечение для совершенствования технологии и технического оснащения, стабильного выхода на внешний рынок (экспорт конины, сиговой рыбы, пантов и пушнины);

• расширение энерго- и газоснабжения сельских населенных пунктов, перевод жилищно-коммунальных хозяйств на местные угольные и углеводородные ресурсы;

• оптимизация структуры сельхозпроизводства по укладности, размерам, специализации и размещению хозяйств, уровню их кооперирования.

Республика должна иметь четкую программу снабжения крупных городов и промышленных узлов местным продовольствием путем создания экономических предпосылок взаимовыгодных рыночных отношений города и села. Города и промышленные центры в счет поставок сельхозпродукции должны обеспечивать сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства техникой, удобрениями, должны осуществлять строительство производственных объектов. Только тогда мы сможем сами себя обеспечивать, только тогда агропромышленный комплекс Якутии может развиваться дальше.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)