Спорт  ->  Летние виды спорта  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Аллабердино и Максютово

Когда-то жили три брата: Аллаберде, Максют и Мулькаман. Они выбирали удобное место жительства и все трое остановили свой выбор на правом берегу реки Юшатырь. Здесь они увидели обширные степи, сладкие воды, рощи, богатые различными ягодами поля. Конечно, это привлекло внимание братьев. Самый старший из них - Аллаберде обосновался на этом месте, где находится теперь село Аллабердино. А его младшие братья: Максют и Мулькаман расположились на верховьях реки Юшатырь. Максют - на месте села Максютово, а Мулькаман - на месте Верхнего Максютово, т. е. Урге Ауыл.

В честь Мулькамана назвали гору, которая находится между этими сёлами.

Из поколения в поколение передаётся ещё одна легенда.

Башкиры, жившие в Уральских степях, далеко уходили в поисках кочевий и выпасов. Однажды они оказались в этих краях, поднялись на гору Мулькаман, оглянулись вокруг и увидели, что кругом зелёные луга, по ним протекает полноводная река. И берега этой реки, и широкая долина оказались им удобными для пастбища. Спустились кочевники к реке, чтобы напоить лошадей, а в ней видимо – невидимо рыбы. Словом, им понравился богатый уголок природы. По возвращению к тем местам, где находились их соплеменники, они рассказали им о своём открытии. Пришли к выводу, что надо переехать к Юшатырь. Так и сделали, погнали свои табуны лошадей, стада коров и отары овец. И сделали шатры, шалаши - первые дома. «О, о, шатры красивые » - говорили они. Отсюда и пошло название реки. Со временем букву О заменили на Ю и название реки стало Юшатырь. Так появилось село Максютово, что в переводе с башкирского означает умиротворение. По надписям на могильных плитах можно прочитать, что село было основано в 1583 году.

Алмала.

Село было основано крепостными татарами, переселившимися из Казанской губернии и доставшиеся сыну Тимашева Николаю в качестве приданного его жены, дочери крупного татарского землевладельца Тевкелева. О происхождении названия села рассказывает легенда: « Девушка и парень татарской национальности сильно любили друг друга и когда они решили пожениться отец невесты, недовольный калымом, спрятал свою дочь. Долго искал её жених Руслан бай. Много слёз пролил он по невесте, а они текут и до сегодняшних дней. Состарился он. Потерял силы, но помнил о своей невесте всё время. А она, увезённая отцом, тоже проливала слёзы по жениху. Объединившись, эти слёзы образовали реку, которую сначала называли Русланбаем. А затем переименовали в честь красоты невесты в Алмаллу, что в переводе с татарского означает яблонька. По названию речки и стали называть село, расположившееся на ней. »

Благовещенка.

В день благовещения пресвятой Богородицы 1908 года десять безземельных семей киевлян приехали в Оренбургскую губернию, и на небольшой речушке Верхняя Чебенька , в ста километрах на север от Оренбурга, образовали на земле помещика Тимашева безымянный хуторок.

Управляющий имением Яценко отвёл переселенцам участок арендованной земли в пятьдесят казённых десятин, а хозяин помещик Тимашев, узнав в какой день образовался хутор киевлян, дал ему название «Благовещенский».

Новосёлы избрали Терентия Бевзюка старостой в хуторе. Жили хуторяне дружно, завидовать друг другу было нечему – у всех по одной лошади и корова на 5-7 душ семьи.

Через 2-3 года по Столыпинской земельной реформе вокруг хутора поселились 22 хозяйства отрубников.

Шли годы. Хозяйство отрубников поднимались в гору, экономика же переселенцев киевлян не оказывала сколько – нибудь заметных сдвигов. Они на своих небольших участках с трудом сводили концы с концами.

Ветеран войны и труда, Попеско Павел Семенович, рассказывает, как это было: «Встретила нас голая степь, а в степи змеи и волки. Установили в одну линейку технику, полевые вагончики, палатки. Суровость целинных просторов не смутила молодёжь, комсомольцев. Сделали трактористы первую борозду в безмолвной степи, и она ожила гулом тракторов, жирными пластами плодородной земли, которая должна служить людям. И на следующий год места, где рос ковыль, заколосились пшеницей. В десяти километрах от тех мест находилось озеро. И совхоз назвали «Озёрным».

Благодарное.

Название села связано с историей заселения. В середине 18 века земли принадлежали двум помещикам. По одну сторону р. Чебеньки было владение Тимашева, по другую – помещика Соколова. После отмены крепостного права на тимашевских землях разрешили селиться молоканам – людям, принадлежавшим одной секте. Земля вокруг была плодородная, урожаи из года в год были хорошими, люди жили зажиточно. Когда к молоканам приехал их наставник (это он добился в Государственной Думе разрешения поселения молокан), то люди на вопрос: «Как вам тут живётся?», отвечали: «Мы довольны и благодарны». Одно село стали звать Благодарном, другое – Довольным. Последнего уже давно нет. А колхоз «Благодарное» считается самым крепким хозяйством в районе. В сознание людей, населяющих село, крепко засела мысль о коллективном труде. Со времён первых поселений люди селились общинами, коллективно выполняли все работы, делили вместе и беду, и радость. Наверное, поэтому здесь, возник, колхоз и совсем нет желаний, заняться фермерством.

Давлеткулово.

История села начинается с 1684 года. Лошадь стала причиной появления села Давлеткулово. Старожилы рассказывают об этом так: «Долго искали табун лошадей кочевники мраковских степей, и вот, наконец, нашли – около реки Юшатырь, мирно паслись лошади; отвели хозяева их домой, но через некоторое время лошади снова пропали. Второй раз нашли их на старом месте. Так и пришлось хозяевам здесь поселиться, и дали селению название «Караум». Но со временем село переименовали на Давлеткулово.

Екатеринославка.

Село образовалось в 1886 году. Помещик Аничкин проиграл свое поместье в карты. А земли здесь были целинные, не заселённые. На эти земли стали съезжаться переселенцы с Украины из Таврической, Киевской и Екатеринославской губерний. Первоначальное название села – Аничкино (по фамилии помещика), а затем название было переименовано в Екатеринославку, т. к. большая часть переселенцев была из Екатеринославской губернии.

Ивановка.

Деревня была основана в 1763 году. Заселена жителями села Барашина из – под города Москвы. В ту пору на горе были Березовские полки, заросшие малиной, чилигой. Козиной овраг (это овраг где варили асфальт) был покрыт берёзовым лесом. Пологая часть горы (названная позже Катальной, потому что зимой на ней катались на санях дети и молодёжь) имела родник, с которого текла вода. Чтобы не попала она, в деревне сделали вал, и вода стекала в сторону Репьёвки (теперь к гаражу). Ивановка была ограждена жердями.

Застройка села первоначально производилась в два порядка – «верхний» ближе к горе и «нижний» к реке. Получалась широкая улица и вот посреди этой улицы против каждого дома стояли деревянные амбары (склады для хлеба), такая застройка в случае пожара оберегала крестьянский хлеб, находившийся в амбаре. Застройка производилась на земле, приобретённой у помещика Тимашева. Куплена только пахотная земля, на большее денег не хватало.

Село было решено назвать в честь помещика Иванова. Так в 1780 году были завезены крепостные крестьяне, эта дата в селе считается датой образования села.

Прекрасная, завораживающая местность, окаймленная с трёх сторон холмами, поросшими широколиственным лесом, ручеёк, текущий по низине и затем наполняемый другими, на равнине, в степи, превращается в речушку, переходящую местами в глубокие озерца,- всё это около трёхсот лет тому назад привлекло внимание переселенцев из села Ташлы. Они стали вырубать, выкорчёвывать лес, строить, вести хозяйство. Так, на месте прежней необжитой территории появилась деревня, переросшая в село. Назвали её Ключи. Вероятно, из-за множества родников (ключей), бивших в округе из-под земли.

В центре села друг против друга возвышались церкви: православная и австрийская. Сегодня мало кто знает разницу между селом и деревней. В старину селом считался тот населённый пункт, который имел церковь, если её не было в сельской местности, то именовали деревня. Церкви мирно сосуществовали. И перезвон их колоколов часто плыл над селом, зазывая верующих.

р. Купля – Недалеко от истока в 20-х годах на левом берегу речки находилось селение «обоззавод». Там делали телеги, сани, упряжь и другие предметы для гужевого транспорта. Этот товар покупали, т. е. шла купля – продажа. Отсюда и название реки – Купля.

Гора Мулькамантау.

г. Мулькамантау – носит имя одного из трёх братьев башкир, которые заселяли эти места – Мулькаман.

Хребет Накас.

хр. Накас – Накасс, меридиональный хребет на правом берегу р. Большой Ик (высота 667м). Здесь же начинается река Накасс, правый приток Большого Ика. Авторы словаря топонимов Башкирии считают, что название от башкирского накас – «малый», «куцый».

Новая Америка (Рудное).

Это село возникло в 1909 году. С 1861 года в этом месте стали давать крестьянам земельные наделы. Земля, принадлежавшая помещику Тимашеву, была очень плодородной. Первыми переселенцами были семьи Пушкарёвых и Скрябиных. Они выкорчёвывали участки леса и построили 4 дома. Когда управляющий Тимашева увидел, как крестьяне осваивают новые земли, то воскликнул: «Ну вот и открыли Новую Америку!» С тех пор село стало называться Новой Америкой, а междуречье-Старой Америкой (до этого село называлось Старым Хутором).

В голодный 1921 год США оказывали жителям села гуманитарную помощь. Название села продержалось до 1961 г. На сходе сельчане решили назвать своё село Березовкой, но областные власти дали ему своё название-Рудное, хотя в округе никаких залежь руд не обнаружено.

Разномойка.

Давным-давно на месте села жило племя каракепчаков. Реку, протекающую через село, они называли по-каракепчакски «Таналык»-«телячья река». Сейчас это название сохранилось в названии одной из улиц, выходящей к реке, но несколько изменилось на Тананык.

После отмены крепостного права из центральных губерний земли села начали заселять крестьяне. А окрестные земли русских начали заселять украинцы, чуваши, мордва. Поселение на месте села было самым крупным в округе. Здесь по четвергам собирался большой базар. Чтобы попасть в село надо было через брод проехать речку. Моста в этих местах тогда не было. Берега реки в этом месте крутые. Съезжая с них, люди сталкивались друг с другом в реке. Если утром приходилось купаться поневоле, столкнувшись, то в обед после базара здесь купались с удовольствием все национальности, живущие в округе. По этому поводу даже есть частушка:

Я казак, а ты хохол,

Русский вон купается,

Потому-то Таналык

Разномоем называется.

По месту купанию речку стали называть Разномоем, затем оно изиенилось на Разномойку, а затем по названию речки было названо село.

Репьёвка и Козловка.

С давних пор Оренбуржье славится пуховыми платками, а пух для платков вычёсывают из коз.

Это было так давно, что для нас стало сказкой. Так вот, есть у нас две деревни, точнее село Репьёвка и деревня Козловка, название которых произошло с древних времён. В те времена люди не могли вязать пуховые платки, т. к. у них не было пуха. Люди ходили охотиться на коз, но кроме мяса ничего не брали, потому что на месте с. Репьёвка росло много репейника. Когда люди шли на охотиться, а козы жили как раз там, где сейчас д. Козловка, козы убегали от них и прятались в репьях. Люди ловили некоторых, но весь пух был залеплен репьями и на него не обращали внимания.

Однажды осенью люди устроили большую охоту и чтобы поймать много коз, они подожгли репейник. На следующий год на выжженном месте стали строить дома и сажать огороды, т. к. здесь было ровное место и журчали родники. Козам негде стало прятаться, старые репьи повылетали из шерсти, и люди заметили пух, тёплый и нежный. Женщины научились вязать платки, которые ценят во всём мире.

А эти сёла стали называться Репьёвка и Козловка.

Синие горы.

Синие горы – скальные останцы в виде столбов высотой 4 метра, сложенные кремнием, доломитами розового – синего цвета.

Слудные горы.

Слудные горы – На поверхность выходят известняки, гипсы и слюда.

Ташла-Исакова Деревня.

И сливается с вечным мгновенное

В живописном селении

Н. Глазков.

Село Ташла образовано в 1763 году, в переводе с башкирского «ташлы»-каменистая. О происхождении села гласит легенда: «Сын Сеита, по имени Искак, был молодой, прекрасный мужчина, который имел высокий, стройный стан, образованный ум, добрую душу, обучался в Казани и хорошо знал персидский и арабский языки, арифметику, историю, начальные основания физики и философию по системе Аристотеля; был очень набожен, читал алкоран и часто посещал мечети. Занятия и упражнения Искак, по обыкновению большей части каргалинских татар, составляли в торговле. Нкобыкновенное счастье молодого татарина в коммерческих оборотах удивляло многих. Искак, занимаясь торговлей, мало жил дома, в основном он ездил по разным местам, но больше всего по Башкирии.

В одну из поездок своих по делам торговли сын старшины Сеита, молодой Искак, остановился на берегу реки и, пленённой красотой месторасположения, решился основать на том месте селение. По приглашению его из деревень Верхних и Нижних Чебенек явилось несколоко татар, которые основали деревню и назвали её Искаковою, или Ташлою. Первое из них известно не многим, а последнее сохранилось доныне. Татары недолго находились в деревне Ташла: разбойники кирицы принудили их оставить сию деревню и возвратиться в прежние жилища свои. Ташла вскоре была занята русскими, которые распространяли ее и много украсили.

р. Ташлинка – каменистая. Башкирское, татаиское «таш» - камень.

Тугузтемир.

О происхождении села существует легенда: «Однажды башкирский охотник расставил на берегу реки девять капканов. Когда он пршёл проверять их, то капканов не обнаружил. Он ходил по берегу реки, сокрушенно размахивая руками, и кричал: «Тогуз-Темир, Тогуз-Темир» (девять железок, девять железок). Так стали называть реку, а затем и село, возникшее на ее берегах.

Тюркологи утверждают, что численное «девять» указывает не на истинное количество предметов, а на возможные в этой местности железорудные месторождения.

Тюльган.

Много тайн, легенд и преданий хранит Тюльганская земля. Эти легенды и предания так или иначе тесно связаны с топонимами. Многие из них до сих пор хранятся лишь в устной форме, так из поколения в поколение передаётся легенда о происхождении названия Тюльган.

Место где сейчас находится районный центр, раньше называлось «Маракино поле» по имени управляющего тимашевскими землями Маракина. Спустя время, название сменилось на Тюльган. Когда-то пастухи-башкиры пасли скот и увидели в степи много гнёзд, над которыми кружили стаи коршунов. Пастухи воскликнули: «Тюлюген», что в переводе с башкирского означает коршун.

Нельзя исключать связь с тюркским мужским именем Тюлеген (бытует у казахов).

Сам посёлок появился в связи с освоением буроугольного месторождения. Дата основания посёлка 1953 год.

Вторая версия топонима « Тюльган ».

Туй ульган – свадьба « умерла ».

В Башкирии в давние времена жених вёз за невесту выкуп – лошадь. Лошадь за невесту называли – туй. Туй ( по башкирски ) – свадьба. Молодую, жирную лошадь гнали из деревни Исянгулово в деревню Мурапталово. В месте, где сейчас находится хутор Старый Тюльган был родник, где устраивали привал, чтобы напоить лошадь. Возможно, вода в роднике была очень холодная или лошадь была слишком разгорячённая, но только лошадь умирала. В переводе на башкирский « ульган ». И потом говорили, что свадьба «умерла» (с башкирского – туй ульган ). Позднее так назвали речку, из родника которой поили лошадь. Затем на этом месте образовался хутор Тюльган. Потом уже от названия хутора, Тюльганом назвали и новый посёлок.

р. Чебенька – от башкирского «мошкариная». Берёт начало в Мокром лесу, в котором бьют много родников, дающих жизнь реке. А ещё в том лесу много комаров и мошек.

р. Юшатырь – башкиры в уральских степях далеко уходили в поисках кочевий и выпасов. Однажды они оказались в этих краях, поднялись на гору, оглянулись вокруг и увидели, что кругом – заливные луга, а по ним протекает полноводная река. Спустились кочевники – башкиры к реке, чтобы напоить лошадей. Понравился им этот богатый уголок природы. Погнали свои табуны лошадей, стада коров, отары овец, сделали шатры, шалаши – первые дома. «О – о, шатры красивые»,- говорили они. Отсюда и пошло название реки. Со времён букву «О» заменили на «Ю» и название реки стало «Юшатырь».

р. Яман – от башкирского «плохой». Это название дали реке древние кочевники. Означает: плохое место для водопоя скота. Неизвестно, какой была речка в давние времена; а в настоящее время её ширина 1-2 метра, глубина 40 сантиметров, длина 14 километров. Действительно, не самое лучшее место для водопоя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)