Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Амгинский улус

Актуальность. Красавица-Амга

Поэтами, композиторами, писателями, художниками она воспета в песнях, стихах, рассказах, преданиях старины и изображены в картинах. Амгинская природа славится своей прекрасной природой. Здесь можно любоваться девственной природой, лугами полных яркими цветами, теплой прозрачной рекой и конечно символом Амги – сардаана.

На берегах Амги растут разные полезные для здоровья человека растения. Живут и размножаются многие представители фауны Якутии: тут и соболи, олени, изюбры, бурые медведи, волки, зайцы и еще много других животных.

Издавна на берегах Амги, селились древние люди. Они охотились, занимались рыбной ловлей в реке Амге. На многовековых скалах, которые возвышаются на ее берегах, они рисовали животных, людей, бытовые сцены и т. д. Эти наскальные рисунки являются историческими памятниками. Эти памятники в наши дни исчезают под влиянием человека и природных явлений. Из этих наскальных рисунков мы узнаем очень много интересного о жизни наших предков. Мы считаем, что изучение и сохранение исторических памятников является актуальным.

Целью нашей работы является изучение писаниц Амгино-Нахаринского наслега и сравнение с работами художника Кирилла Петровича Гаврильева.

Писаницы Амги

Наскальные изображения – петроглифы открыты и исследованы в разное время. Особенно большое количество писаниц отмечено в Сибири. Широко распространены наскальные изображения и на территории Республики Саха, где на сегодняшний день зафиксирована и исследована 115 писаниц, в том числе, и Амгинские писаницы.

Для определения возраста петроглифов исследователи широко используют ряд современных методов датирования. Но, это обстоятельство не всегда позволяет окончательно и точно установить возраст писаниц, а дает лишь приблизительную дату. При рассмотрении вопроса возраста наскальных изображений особое место, на наш взгляд, занимают сюжетно-образные, стилистические и композиционные характеристики, без которых вообще трудно воспринимать изобразительное искусство, а тем более древнее.

К каждому хронологическому периоду исследователи отнесли определенную группу петроглифов, выполненную в той или иной изобразительной манере, выделили наиболее типичные образы и сюжеты, характеризующие тот или иной период, а также особенно подчеркнули композиционные варианты поздних культур на территории Якутии. Это хорошо заметно на части писаниц Южной Якутии, где отмечается самый многочисленный пласт бронзового и раннего железного веков, предоставленных многофигурными композициями людей и животных (Алдан, Олекма, Сылгылыыр и Оннес на Амге. ).

Из 115 писаниц, зафиксированных в настоящее время на территории Якутии, ни одна не сохранилась в хорошем состоянии. До нас дошли лишь фрагментные остатки некогда существующих отдельно и композиционно собранных наскальных изображений, отражающих первобытное верование древнего населения края. Из 5 тыс. наскальных рисунков, зафиксированных на писаницах Якутии, историческому анализу подвергнуто лишь незначительное количество хорошо сохранившихся изображений. Большие трудности в определении исторического места петроглифов связаны и с отсутствием работ. Правда, незначительные работы на эту тему имеются. Наскальные изображения раннего неолита (4 тыс. до н. э. ) по рекам Токко, Мая, Амга, Алдан этого временного пласта предоставлены изображениями оленей, лосей, людей, а также сценами из жизни охотников, гибели и размножение животных. Главным элементом является своеобразные головы у животных, а также материалы жертвоприношений, обнаруженные у подножия скал и в скальных расщелинах. Животные того времени переданы реалистично, в динамике и пропорционально.

Поздний неолит характеризуются появлением в наскальном живописи Якутии изображений масок-личин, которые считались не характерными для таежной зоны Восточной Сибири. Личины обнаружены на Лене, Олекме, Амге, Мае, Алдане. Основная часть личин сосредоточено в Южной Якутии.

В позднее время у писаниц Амги практиковался культ с шэнкэнами – посредниками между божеством – и человеком - таежным жителем. Значимость идолов-шэнкэнов, в первобытных верованиях древних народов Якутии велика. Этот вид культурного почитания скал с рисунками сохранялся до недавнего прошлого. Достаточно отметить, что на сегодняшний день в Якутии зафиксировано более 100 идолов - шэнкэнов, расположенных у 16 писаниц и отдельных скал без рисунков.

На территории Амгино-Нахаринского наслега нашли 7 писаниц. На писаницах Баасынай, Сылгылыыр, Сибикте на Амге, отмечены рисунки в скелетном стиле, который широко распространен в Сибири. Особенно присущ большинству писаниц Якутии «прямоугольный» и «криволинейный» изобразительный стиль, встречающиеся достаточно широко на писаницах Амура. Особенно много геометрических фигур на Амге. Особую группу составляют наскальные изображения поздних культур.

Творчество художника Кирилла Петровича Гаврильева

Начиная с 90-х годов ХХ века, среди якутских художников идет поиск ориентиров, выводящий за пределы привычной реальности. Миф и фольклор, пронизанные глубинным символизмом, послужили им новой системой эстетического осмысления жизни и мира.

Таким творческим художником является Кирилл Петрович Гаврильев - директор Якутского художественного училища им. П. П. Романова.

Главная тема творчества художника Кирилла Гаврильева - неразрывная связь человека с землей, где он родился.

Кирилл Петрович Гаврильев родился 18 июля 1955 года в с. Ломтука Мегино-Кангаласского улуса. 1979 году окончил Якутское художественное училище, в 1985году – живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.

Творчество Кирилла Гаврильева интересно тем, что предоставляет собой эволюцию от ранних реалистических произведений к сложным обобщенным образам, построенным на богатой игре ассоциативного мышления. Его привлекает многообразие тем, связанных с постижением особых категорий, погружающих зрителя в мир священной мифологии, традиционных верований народа Саха.

Широко известны такие картины как: «Крик белого оленя», «Взгляд Байаная», «Дьоьогой», «Аан Алахчын хотун» и т. д.

К картинам пиктографического характера относятся серия картин «Единство» и «Человек-олень». Пиктографические знаки, многочисленное разнообразие которых встречается на наскальных рисунках, священных ритуальных камнях, берестяных письменах у народов Севера.

Всю жизнь он несет, как петроглифы, генетическую память этой земли, зашифрованную в его душе. Фольклор, верования, обряды, обычаи смутным сном всплывают в его подсознании, толкают к размышлениям.

Художник не изолирован от повседневной жизни. Внешние впечатления тоже имеют свое воплощение, хотя и в привычной для живописца манере. Портрет известного артиста Саха театра Герасима Васильева (2004 г. ) в роли героя спектакля «Николай Доргунов – дитя человеческое» по повести П. А. Ойунского подтверждает его это суждение. Взятое крупным планом лицо улыбающегося артиста, «пробившееся « через чащу леса, с маленьким всадником на голове, как бы буквальная интерпретация понятия орой мэник «острослов, балагур, весельчак», дословно «баловень макушки».

В холодно, синевато-лиловых тонах решена картина «Дисгармония», где на горизонте высится современное здание кристаллической формы, своей мощью корпуса вытеснившее такой хрупкий мир природы - тундру с нежным ягелем, белым оленем и даже мышью, сидящей в норке. Нет приюта в этом урбанизированном мире духу леса Байанаю, образ которого рефреном звучит в ряде произведений К. П. Гаврильева. Серьезную проблему глобальной экологической катастрофы живописец решает гармонией цвета, продуманной композицией. Красиво, но холодно, тихо и наступательно идет технократический прогресс: как в жизни, за скрежетом бульдозеров и вездеходов, не слышно писка маленьких.

Драматические и радостные интонации, тревога и счастье, смятение чувств и умиротворяющее душу успокоение смешиваются в картинах Кирилла Гаврильева, получая, в конечном счете, гармоническое разрешение. Органичность таких сцеплений составляет одно из самых «современных» свойств его живописи. Ибо наша эпоха вообще не знает безмятежных идиллий – подлинное счастье венчает ныне то , что дает в итоге сложной и напряженной борьбы, в том числе и душевной. Такая идея лежит во многих произведениях художника.

Графика Кирилла Гаврильева, неся на себе печать достаточно яркого национального своеобразия, находится в общем, русле поисков постмодерна. Излюбленная техника монотипии позволяет художнику получит на станке фантазию фона и тотемного образа, которую затем он дорабатывает акварелью, тушью или карандашом, и здесь важна только линия, но и общий заданный колорит. Композиция является ярким примером рождения изобразительного символа как инновация с помощью усиления художественного образа.

На смену традиционным жанрам в произведениях Гаврильева мы видим новое: синтез ирреального и обозримого предметно-пространственного бытия, разгадку тайного кода символов-знаков. Искусство Кирилла Гаврильева выражает устойчивую тенденцию перерастания художественного пластического образа в декоративную символичность: сегодня, мы наблюдаем активный живой процесс совмещения образного языка традиционных символов с современными стилевыми характеристиками.

В сериях картин «Единство» и «Человек-олень» художник показывает изображения животных, бытовые сцены людей и ритуальные церемонии («Поклонение солнцу» 1998г. , «Полет шамана» 1998г. ). Автор широко использует скифские мотивы, а также знаки-метки для живого скота под общим названием Тамга

Варьируя фоны, от густо-черных до светлых радужных тонов, Кирилл Гаврильев придает им то эффект поверхности горной породы, кожи, бересты или коры дерева в котором изображены писаницы. На центральное место композиции он помещает образ тотема почти без изменений, в архаичном его естестве, иногда раскрашивает, добиваясь некой «телесности». Динамика, драматургия сюжета, во многом, зависят от фона. В картине «Единство» черный цвет – это и долгая полярная ночь, и ограниченное пространство, где пытается сохранить свое потомство мать-олениха. Кружева ягеля вносят тревожную ноту и, одновременно, наполняют сюжет сказочной темой. В «Летящем шамане» пестрый фон, построенный на штриховом ритме, это выражение движения в композиции и в то же время душевного беспокойства главного героя, находящегося в состоянии медитации.

Сравнительный анализ наскальных рисунков

Амгино-Нахаринского наслега

На территории Амгино-Нахаринского наслега есть 7 писаниц.

Древние художники, изобразившие на наскальных рисунках не знали ни композицию, ни технику рисования, ни перспективу, а очень хорошо показывали ритмы, движения людей и животных. Это можно увидеть в писаницах, которые находятся на территории нашего Амгино – Нахаринского наслега, чтобы изучить писаницы мы ездили в Суруктаах Хайа и Онньоойу.

Мы увидели, что в писаницах, рисунки выполнены красной, бордовой, светло-красной и вишневой охрой, который передает с каменной породой в общем теплый колорит. Здесь тоже изображены звери, люди, геометрические фигуры и показываются бытовые сцены, образ жизни древних людей и в основном охота.

В ту пору стали изображать трехпалых существ, стилизованных фигур людей и животных. Ученые предполагают, что трехпалость конечностей есть художественное отражение трех основополагающих начал мироздания – огня, воздуха, воды, а сама трехпалая фигура означает землю. А мы думаем, что древний художник изобразил пришельцев из космоса.

К эпохе бронзы можно отнести рисунки, отражающие оленеводческую тематику, обнаруженные на Онньоойу. Композиция с оленями и человеком воспринимается как живая и целостная сцена из жизни оленевода. Изображение оленя сильно геометризовано, а рога его обозначены лишь маленьким штрихом. В этих рисунках можно увидеть изображения, похожие на солнце, на мой взгляд, показывают неотрывную связь наших далеких предков с космосом, с природой.

Удивительно, что древние художники изготавливали из природной охры и древесного угля такую краску, которая не поддается разрушению тысячелетиями. Краска позволяла передавать многие цветовые гаммы и оттенки.

Картины Гаврильева стилизованы под наскальные рисунки, отличаются глубоким лиризмом и философичностью масштаба темы.

В этой главе мы проделали анализ писаниц и картин по следующим пунктам:

1. Контуры

2. Объем рисунков

3. Колорит изображения

Рассмотрим картину «Человек - олень» Гаврильева и оленя с писаниц Суруктаах – Хайа. Перед нами символический контур оленя, встающего на задние копыта, и олень с писаниц. В обоих изображениях прослеживается динамичность.

Контуры четкие, в картине изображение как бы подчеркнуто двумя контурами: внутри темной краской, внешний контур светлый.

Объем. Присутствует теневой объем в картине, а на наскальном рисунке объем передан с помощью пустого «живота», создающего впечатление «тучности» животного.

Колорит. Художник уловил полутона выцветающей охры на камне. Силуэт оленя выдержан в буро – красных тонах, как и олень с писаниц. Окружает оленя с картины свет и цвет заходящего.

Вторая картина Гаврильева «Поклонение солнцу» и наскальный рисунок с Суруктаах – Хайа. Перед нами ритуальный танец как в картине, так и на наскальном рисунке.

Контур. Черные силуэты человечков держатся за плечи и кланяются символическому солнцу. В картине нет контуров, изображение представляет собой сплошной мазок кистью со стилизованными выцветаниями. На наскальном рисунке замечены сероватые контуры людей, заполненные красной краской.

Объем. Объем в обоих изображениях отсутствует, рисунки плоские. Пространство создается с помощью хоровода изображенных людей.

Колорит. С помощью выбранных цветов создается динамика в картине Гаврильева, а наскальный рисунок статичен.

Подведем итоги: картины Гаврильева стилизованы под наскальные рисунки. Стилизация удалась художнику, благодаря скурпулезному изучению техники наскальных рисунков. Художник четко ориентируется в характере и возрасте наскальных рисунков.

Изложение пройденного

Работая над темой, я узнал очень много о древних писаницах, наскальных рисунков предков. На территории Республики Саха на сегодняшний день зафиксировано и исследовано 115 писаниц, в которых содержатся 5 тысяч наскальных рисунков - петроглифов. Ни одна писаница не сохранилась в хорошем состоянии. Историческому анализу подвергнуто лишь незначительное количество хорошо сохранившихся изображений.

Каждый хронологический период несет определенную группу петроглифов, выполненную в той или иной изобразительной манере.

Поздний неолит характеризуется появлением в наскальной живописи Якутии изображений масок-личин. Основная часть личин сосредоточена в Южной Якутии. Личины обнаружены и на Амге.

В позднее время у писаниц Амги практиковался культ с шэнкэнами – посредниками между божеством – и человеком - таежным жителем.

Изучил писаницы Амгино-Нахаринского наслега, на территории которого найдены 7 писаниц. Они представлены изображениями оленей, лосей, людей, а также сценами из жизни охотников, гибели и размножения животных. Древние художники, изобразившие на наскальных рисунках не знали ни композицию, ни технику рисования, ни перспективу, но очень хорошо показывали ритмы, движения людей и животных. У них все-таки был свой стиль изображения. Так, на писаницах Баасынай, Сылгылыыр, Сиибиктэ отмечены рисунки в скелетном стиле. В наскальных рисунках Амги заметно много геометрических фигур, что является своеобразным «прямоугольным» и «криволинейным» изобразительным стилем.

Я узнал, что древние художники изготавливали из природной охры и древесного угля такую краску, которая не поддается разрушению тысячелетиями. Краска позволяла передавать многие цветовые гаммы и оттенки.

Я узнал биографию Кирилла Петровича Гаврильева, его работы, и проанализировал работы Кирилла Петровича. Творчество Кирилла Гаврильева интересно тем, что представляет собой эволюцию от ранних реалистических произведений к сложным обобщенным образам, построенным на богатой игре ассоциативного мышления.

К картинам пиктографического характера относятся серия картин «Единство» и «Человек-олень». Пиктографические знаки, многочисленное разнообразие которых встречается на наскальных рисунках, священных ритуальных камнях, берестяных письменах у народов Севера.

Искусство Кирилла Гаврильева выражает устойчивую тенденцию перерастания художественного пластического образа в декоративную символичность: сегодня, мы наблюдаем активный живой процесс совмещения образного языка традиционных символов с современными стилевыми характеристиками.

Подведем итоги: картины Гаврильева стилизованы под наскальные рисунки. Стилизация удалась художнику, благодаря скурпулезному изучению техники наскальных рисунков. Художник четко ориентируется в характере и возрасте наскальных рисунков. Кирилл Гаврильев своими работами внес огромный вклад для сохранения исторических памятников.

Но среди нас есть люди, которые варварски относятся к историческим памятникам; марают и не берегут древние писаницы - это мы видели в писаницах Амгино-Нахаринского наслега. Мы в будущем году решили организовать экспедицию по спасению наскальных рисунков. Мы должны изучать и беречь исторические памятники нашей Якутии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)