Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Анализ поэтического и прозаического текстов

А. С. Пушкин «Арион»

Нельзя не задуматься о судьбе, когда читаешь стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Стихотворение рассказывает нам о неком певце, который плыл на челне и пел пловцам. Но идея не в этом. Повсюду, что бы мы не делали, мы должны опираться на веру в себя, в людей, которые находятся рядом, и в Создателя. Сам певец является игрушкой для развлечения пловцов, занятых «настоящей» работой, его занятия – ничто по сравнению с работой людей, прилагающих уйму усилий, чтобы сдвинуть челн с места. Но лишь в певце была та самая беспечная вера, которая вселяла в его сердце надежду и уверенность в завтрашнем дне. Стихотворение можно разделить условно на три части: каждая часть – что-то особенное, играющее определенную роль в целой композиции. Следует заметить, что число три считается волшебным числом, и с этим нельзя не согласиться. Стихотворение всецело окутано волшебством: из всего экипажа выжил лишь один певец, в то время как все остальные погибли под тяжестью мучений, вызванных стихией. Это можно назвать «манной небесной», и мы волей-неволей начинаем понимать, что вера не только освещает путь, но и является сильнейшей защитой.

Первая часть говорит: «Нас было много на челне», следовательно, челн был огромен, на нем было довольно много людей, чтобы сдвинуть с места такого исполина, требовалось множество усилий. Заглянем вперед. Судно терпит крушение, но выживает лишь наш герой. Это можно назвать каким-то добрым предзнаменованием, ведь таких чудес не бывает. А до этого вокруг царили тишина и идиллия, лишь пение певца, да плеск воды под веслами нарушали незыблемую тишину, что превосходно передано с помощью аллитерации «щ – ш – сь».

Ничего не предвещало беды, даже «умный кормщик, в молчанье правивший», не заметил ничего странного, а ведь у руля всегда умный и уверенный в себе капитан. А вокруг тишина.

Передавая тишину, спокойствие и умиротворение, автор в то же время предупреждает о какой-то опасности приемом «умолчания», используя многоточие.

И вдруг неожиданное наваждение, нет, скорее это реальность. Не зря автор начинает третье предложение с наречия «вдруг», оно позволило преломить ситуацию, изменить настроение. Незыблемая пучина вод вмиг исказилась от внезапного порыва ветра: «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный». Появившиеся звуки «лн – влн – мл – нл – мн», «др – х – р – рм – ц» мгновенно меняют тишину и идиллию на ужасную картину бури и хаоса. Ветер налетел с такой силой и быстротой, что челн потерпел крушение. Для ветра вода, что для человека лист бумаги, одно движение рук – и она измята. Так и здесь использовано олицетворение «измял», то есть Ветер без излишних церемоний, недрогнувшей рукой поверг судно в пучину. Это произошло с такой мгновенной быстротой: сила ветра и быстрота волн были так неудержимы, что в тексте не нашлось места словам о крушении челна в этот момент. «Вихорь шумный». Казалось бы этот эпитет не выдает ничего необычного. Ведь шум – обычное явление, сопровождающее ветер, но для людей, которые в тот момент находились там, этот шум казался яростным рыком голодного зверя. В конце предложения автор поставил многоточие. Эффект умолчания как нельзя лучше раскрывает всю трагичность случившегося. Уже ничего нельзя сделать, люди обречены. Не нужно тратить лишних слов, все и так ясно «Погиб и кормщик и пловец» - автор объединил сотню человек в одно слово «пловец», это значит, что просто-напросто выделить некого, все как один опустили головы пред смертью. Авторский знак «отсутствие запятой» перед второй «и», как в устойчивом сочетании, в этом предложении указывает на заурядность ситуации: слишком часто люди склоняют голову перед опасностью, ударами судьбы, это слишком часто встречающееся явление. Весь трагизм этого автор подчеркнул восклицательной интонацией предложения.

«Лишь я, таинственный певец», - лирический герой называет себя таинственным не случайно. Ведь никому не известно, почему он один выстоял перед непримиримой стихией. «На берег выброшен грозою», - гроза тут является рукой, возможно, самого Бога. Ибо он решил спасти певца и дать ему твердую почву под ноги. Испокон веков люди считают, что гроза и молнии – признак присутствия божественного начала. Подтверждается избранность героя. И вот уже герой на берегу сушит одежду под солнцем, которое как все небеса, радуется чуду. «Я гимны прежние пою», - оказывается, он пел гимны, а гимн, как известно, - песня, которая воспевает и обоготворяет кого-то или что-то, быть может, поэтому Бог был так благосклонен к певцу. Интересно, что лирический герой сушит не просто одежду, но «ризу влажную мою». Риза, как известно верхняя одежда священников, надеваемая во время богослужения и символизирующая простой хитон Христа, означающая милосердие и защиту милостыни. Тем самым прослеживается общая мысль, сквозная тема этого стихотворения и произведений А. С. Пушкина «Поэт», «Пророк», «Поэт и толпа» и других о поэте и поэзии. Поэт наделен частью божественной силы, отмечен Богом.

Когда Пушкин писал это стихотворение, возможно, он был под воздействием своего свободолюбивого настроения, которое было переполнено желанием верить и творить. Если верить, то вера обратится в чудо, а если веры нет, то на сторону человека никогда не встанет Мессия, чтобы вершить добро и справедливость, и тогда не избежать участи тех самых пловцов, которых поглотило море.

Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет певцу выстоять.

Анализ прозы.

И. А. Бунин «Надежда»

Надежда

Начало рассказа – описание «одного из последних счастливых дачных дней», проведенных героем и еще с кем-то в прошлом году. Герой говорит от себя и еще от кого-то, но все они сохраняют свое инкогнито. Имена не важны. Текст написан, чтобы показать, что нет ничего невозможного, что нет границ у воспоминаний и мечтаний, что мечтать и вспоминать в какой-то степени полезно для ума и для сердца. Еще герой беседует и делает экскурс в давно минувшие дни (толи он пишет письмо – не зря рассказ начинается с вопросительного предложения). Счастье рассказчика согласно состоянию природы: осень, ливни, сады, дорога. – все для героя грустно «лишь это только воспоминания», но в то же время радостно, т. к. он мысленно беседует с кем-то особенным для него и вспоминает все до мельчайших подробностей. Текст так четко раскрывает нам все детали, что кажется, я сам был там. Все это было летом, а теперь осень. Первый абзац полон прилагательных, которые в целом характеризуют дачи, оставленные своими хозяевами на осень. Незначительное количество эпитетов не меняют представляемую картину. Некоторые из хозяев остались, должно быть это самые преданные и заботливые хозяева. А еще рассказчик вспоминает летние дни, когда все дачные домики были полны жизни, когда вся природа благоухала, когда сады дышали зеленью. Но воспоминания переходят на последние дачные дни, когда они прощались с морем. Как же все-таки не хотелось уезжать, жизнь на даче до весны также заманчива: шум бушующего в темноте моря, романтичные обрывы, длинная аллея тополей, усеянная гравием и опавшими листьями. Все это чудесно. Переполнение олицетворениями (прохлада расширила, простор убегал) и эпитетами (вольным полукругом, спокойный простор, темно-лиловые спины) создает в образе картину волшебной страны, где круглый год, не смотря на время, пейзаж предстает в ярких и чудесных тонах, потому что оно наполнено воспоминаниями, а теперь приходится только «шагать и слушать», потому что остальное все «замерло».

Подошли к морю, к тому месту, где «мы» останавливались, чтобы полюбоваться на море, на его прозрачную воду у берегов, на дно, заваленное темными камешками, которые отлично контрастируют с небесной лазурью. Описание моря рисует картину, на которую можно смотреть и любоваться, не отрываясь ни на секунду. Море, закат, пенные волны бьются о скалы. В тот день все было не так. Мы увидели «Надежду». Интересные сравнения использует повествователь: «сказочная плавающая колокольня», «королевский бриг», которые передают нам, что это воистину чудесный, божественный корабль неземной красоты. Когда смотришь на него, хочется поскорее забраться на его палубу, дотронуться рукой до его бортов и обрести единую с ним душу.

Вот мы подобрались к нашей цели – к надежде. Герой рассказывает, что «Надежда» перебороздила множество океанов, повидала множество стран. Когда она входила в гавань, то сразу выделялась на фоне других кораблей, заслоняла их своей красотой. Ведь остальные судна перевозили не живой груз, а всего-навсего товары. А наша героиня возила на себе людей – веселых матросов. Это значит, что она для них является надеждой, которую они ревностно берегут каждый в своем сердце.

Повествователю самому хотелось стать моряком и взойти на это судно, хотелось посмотреть, как живут люди в других странах. Глядя на «Надежду», мы можем живо представить горизонты, к которым она стремилась. Вот оно воображение! Герой уже мысленно там, на борту, среди других моряков, которым посчастливилось больше, чем ему. Желание оказаться там, лишь усиливалось, когда он представлял себе это

Но мечты не сбылись, они так и остались мечтами. Но надежда умирает последней, поэтому и в старости герой будет мечтать о том волшебном корабле, который навсегда раскрасил в новые яркие тона те дачи, сады, аллеи и море, которое было единственной нитью, связывающей героя с кораблем.

Нужно верить, нужно мечтать, стремиться «к новым горизонтам, новым и манящим далям». Может не мы, но наши потомки «воочию увидят все, что мы только предчувствуем и что волнует нас несбыточными надеждами»

Надежда умирает последней

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)