Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чтение моих одноклассников: анализ проблемы чтения семиклассниками

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

На протяжении всей истории России, с появлением первых книг на Руси, книге придавалось особое значение. Еще князь Владимир “повелел учиться писанию греческому и славянскому” своих детей и боярских, а так же “и у простых людей повелел брать для учения книжного”. Чтению в Киевской Руси обучали детей с 6-7 лет. Чтение рассматривалось как обязательное условие праведной жизни: “Нельзя построить корабль без гвоздей, нельзя сделать праведником без чтения книг”.

Знаменитый “Изоборник” Святослава (XI в) содержит “Слово о чтении книг” с советами как надо читать: “Читая, всей душой и умом вникай в прочитанное смысл каждого слова внедри в глубину сердца своего”.

К середине XX столетия Россия была самой читающей страной в мире. Книга имела значение как наиболее важный источник истории культуры. Уровень развития способности к чтению у населения является своего рода показателем благополучия в обществе, прочитанное и переработанное сознанием человека оставляет след в его душе, влияет на его мышление, речь, поступки и даже внешний облик. Наукой доказано, что человек активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным.

Особое внимание необходимо уделить роли чтения художественной литературы в развитии личности. Слово, художественное, образное, обладает еще большей силой воздействия на сознание человека, власть его умножается десятикратно. Талантливое произведение воздействует на человека в течение долгого времени, иногда всю жизнь.

Чтение - это форма речевого общения людей через печатные и рукописные тесты, информационно-познавательный процесс, один из видов речевой деятельности, который состоит в приеме и смысловой переработке текстовой информации.

С развитием телевидения, информационных технологий наблюдается в России, как и во всем мире, спад чтения литературы детьми и подростками.

Если раньше умение читать было главным источником познания мира, то с появлением телевидения, медиаресурсов, Интернета необходимость в таком источнике для многих отпала. При таком подходе литература перестает участвовать в нравственном становлении личности. Со временем стало ясно, что не информацией одной жив человек. Информатизация должна быть уравновешена гуманизацией человека и, следовательно, чтением. По мнению Тихомировой И. И. все заметнее в гуманитарной сфере зазвучало мнение, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведет к подъему культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом.

Кризис чтения с детьми и подростками вызывает тревогу и опасения общественности и государственных деятелей России. В высказывании Елены Лаховой Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей затронут вопрос о детском чтении: «Мы забыли о роли книги в образовании и воспитании детей. По результатам международного тестирования 15-летние школьники оказались по качеству чтения на 33 месте из 40 развитых стран».

Михаил Ненашев опубликовал открытое письмо министру культуры “Думаю, обращение “Российской газеты” с таким многозначительным названием “Скажи, что ты читаешь, и я скажу, какой будет Россия!“ – ждет забвение. И знаете почему? Вопрос, поставленный газетой, опоздал этак на 7- 10. Теперь нужно говорить, не какой будет, а какой уже стала не читающая Россия – невежественной, безнравственной, криминальной”.

Как не читающую Россию превратить в читающую? В читающую – не для выполнения школьных заданий, и не для увеселения, и не для разгадывания кроссвордов, а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей, внуков и страны в целом. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. “За преступление это, - сказал он, - человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей”.

От того, что и как будут читать дети и подростки зависит вся последующая жизнь человека. «То, что знаешь в детстве,- писала Марина Цветаева,- знаешь всю жизнь».

Мы считаем, что книга не менее важна для человека, а тем более для ученика; так как она развивает культуру речи, грамотность письма, память.

Проблемы детского и подросткового чтения побудили нас провести исследование чтения подростков МОУ СОШ№15. Нами было опрошено 42 ученика седьмых классов МОУ СОШ№15.

Цель исследования – анализ чтения как один из элементов досуга детей и подростков, реализующих возможности своего саморазвития.

Задача нашей статьи определила задачу выявить место чтения в структуре интересов ребенка как фактора формирования личности.

Практическую значимость своей работы мы видим в использовании ее результатов на уроках литературы, для привлечения преподавателем учащихся к творческому чтению книг, без которого невозможна плодотворная учеба.

Анализ чтения семиклассников проводился с помощью анкетирования.

В итоге были получены следующие результаты.

На вопрос «Любите ли вы читать?» 32 (78,6%) человека ответили утвердительно, 10 (23,3%) человек признались в своей нелюбви к чтению.

Как часто дети читают, мы попытались выяснить, предложив им три варианта ответов на это вопрос, 9 (21,9%) человек ответили, что читают регулярно, от случая к случаю 22 (53,6%) человек, когда задают в школе 11 (26,8%) человек.

Если сопоставить результаты ответов на вопросы «Любите ли вы читать?» и «Чем вы занимаетесь в свободное время?», «Как часто вы читаете?», то результаты показывают, что только 9 (21,9%) предпочитают чтение другим интересам на основании чего можно сделать вывод, на первый вопрос учащиеся отвечали не совсем искренне.

Читательские предпочтения учащихся

Из диаграммы видно, что тенденция в сторону популяризации чтения, то есть чтение журналов развлекательного жанра, облегченных для восприятия и понимания, особо не требующих включения мыслительного процесса для обдумывания содержания текста. Но все же большинство ребят предпочитают читать книги, самых разнообразных литературных жанров.

Как видно из таблицы №2 литературных жанров, предпочтение отдается фантастической и детективной литературе, что абсолютно не удивительно, ведь в нашем исследовании принимают участие младшие подростки. Чуть меньший процент респондентов отдает предпочтение исторической литературе, что также характерно для данного возраста.

А вот чтение поэзии и научно – популярной литературы не очень популярны среди наших читателей, хотя, возможно, с возрастом их интересы и предпочтения изменятся в сторону этих литературных направлений. Сказки, которые пользуются в основном популярностью у младших школьников, все же читаются младшими подростками.

Большинство читающих ребят обсуждают прочитанные книги с друзьями (39%), с родителями (31,7%) и с библиотекарями (3,5%), ни с кем не обсуждают (12,2%). Они делятся своими чувствами и впечатлениями от прочитанной книги, дают свои оценки, рекомендуют, что стоит читать, а что нет.

На вопрос «Как часто посещаете вы библиотеку?» ребятам было предложено три варианта ответов: каждую неделю, 2 раза в месяц, один раз в месяц. По результатам общей выборки 31,7% детей приходит в библиотеку два раза в месяц и 51,2% 1 раз в месяц.

Результаты опроса показали, что 28,1% подростков читают что-то интересное, для души, а не только по школьной программе.

Домашней библиотекой пользуются 51,2%, 24,3% пользуются библиотекой друзей и только 14,6% пользуются фондом школьной библиотеки. Это указывает на то, что школьные библиотеки не могут удовлетворить все возрастающие потребности детей, фонд в основном ветхий, мало пополняется новой современной литературой для подростков.

Для многих семиклассников чтение книг – это еще и совместное с родителями проведение досуга, так как 87,7% ответили, что дома у них читают и родители.

В заключение нашей анкеты мы просили ребят написать название и авторов трех своих любимых произведений. Результаты показали, что наряду с современными литературными жанрами подростки любят и читают классическую литературу. Например, в качестве своих любимых авторов указали Пушкина, Гоголя, Толкиена, Усачева. Максимальное количество голосов из классической литературы получило произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и А. С. Пушкина «Выстрел». Из современных авторов произведения Дмитрия Емца из серии «Таня Гроттер» и книги Э. Блайтона «Тайна девочки с пуделем», «Синяя птица» и так далее. Подростки читают книги Носова, Крапивина, Твена.

Анализ чтения как один из элементов досуга детей и подростков, реализующих возможности своего саморазвития подтвердил, что основной задачей педагогов школ и библиотекарей является выявление интересов учащихся к чтению книг в структуре образования и воспитания как фактора формирования личности и ее самоопределения в обществе. Поэтому 2007 год объявлен ЮНЕСКО Годом чтения. Сегодня разработаны три программы, нацеленные на развитие и пропаганду чтения. Как сформировать интерес к книге, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности и уровня чтения в нашем обществе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)