Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Анализ санитарно-гигиенических условий в школе

Состояние здоровья детей в России сегодня вызывает обоснованную тревогу. 30-35% детей, поступающих в школу уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушением психического здоровья,в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта. К окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

Ученые доказали тесную взаимосвязь между появлением у детей, так называемых, «школьных» болезней и гигиенических условий в школе.

Поэтому главный вопрос при организации учебно – воспитательного процесса в школе- вопрос здоровьесбережения. В своей работе я исследовала реальные условия обучения в конкретной школе №2 г. Озеры и проанализировала их соответствие санитарно- гигиеническим нормам по некоторым параметрам.

Цель работы: анализ санитарно-гигиенических условий в школе №2 г. Озеры

Задачи:

- познакомиться с нормами САНПИНа;

- исследовать воздушно-тепловой режим;

-исследовать естественную и искусственную освещенность в учебных помещениях;

- проанализировать подбор школьной мебели для учебных кабинетов;

-провести анализ учебной нагрузки учащихся школы, продолжительности уроков, времени выполнения домашнего задания.

Исследование воздушно- теплового режима

Воздушно- тепловой режим - один из факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности воздуха и т. п. Любой показатель изменяется в разных пределах, но существуют:

- оптимальные параметры - это изменение показателя в малых пределах, они определяют зону комфорта, в которой работоспособность - максимальна;

- допустимые пределы - это изменение показателя в широких пределах, за пределами которых нарушаются санитарно- гигиенические нормы.

Температура

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от их назначения: максимальна- в учебных комнатах, ниже- в коридорах, самая низкая- в мастерских и спортзалах. Для измерения температуры использовался ртутный термометр.

В таблице приведены результаты измерений, проводимых в центре помещений на уровне моего роста осенью(в ноябре).

Помещение Допустимые параметры,ºС Результаты измерений,ºС

Кабинет№12 15-22 18

Коридор 15-20 17

Мастерская 14-17 17

Спортивный зал 14-17 16

Результаты измерений показывают, что санитарные нормы к температурному режиму в этих помещениях соблюдаются. Положительное влияние на поддержание оптимальной температуры воздуха, очевидно, оказали следующие факторы:

-замена старых окон на стеклопакеты в 2008году;

-капитальный ремонт отопления в школе в 2007 году.

Для определения равномерности изменения температуры в кабинете №12 проведены замеры по диагонали помещения на расстоянии 0,2м от наружной и внутренней стен и посередине на 3-х уровнях: 0,1-1-1,5м от пола. Из диаграммы видно, что перепад температур воздуха от наружной и внутренней стен не превышает 2ºС, а по вертикали-2,5ºС на 1м, что соответствует оптимальным нормам.

Влажность

Наиболее благоприятным для жизнедеятельности человека считается воздух с относительной влажностью 40-60%.

При низкой влажности воздуха увеличивается потеря влаги организмом, высыхание слизистых оболочек носа, гортани, глаз, что ведет к ухудшению состояния организма.

При высокой влажности испарение с поверхности тела происходит очень медленно, что действует на организм угнетающе. Влажность я измеряла с помощью психрометра.

Помещение, № Норма, % Результат, %

11-2 этаж 52

12-2 этаж 53

1-1 этаж 40-60 54

6- 1 этаж 46

кабинет механизации 51

16 (кабинет информатики) 46

Очевидно, что влажность во всех учебных комнатах соответствует гигиеническим нормам.

Профилактика загрязнения воздуха

1). Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы :

- численность учащихся соответствовала гигиенической норме вместимости;

- выполнялся режим проветривания;

- проводилась ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены;

- занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях.

В классах должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося.

Помещение Норма площади на одного учащегося, Реальная площадь, кв. м Площадь на одного учащегося по кв. м результатам измерения, кв. м

№ 11 1,7-2,2 46 2,3

№12 1,7 – 2,2 48 2,4

Кабинет механизации 2,5-3 46 3

Кабинет информатики 1,7-2,2 46 3

Гигиенические нормы вместимости учебных кабинетов в нашей школе соблюдается.

2). Должен строго соблюдаться режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через форточки и дверь. Чистота воздуха помещений поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Рекомендуется сквозное проветривание, когда одновременно открыты и форточка, и дверь, оно в 5-10 раз эффективнее по сравнению с обычным ( проводится в отсутствии учащихся). Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.

Температура наружного воздуха,ºС Время проветривания, мин.

от+10до -6 4-10

от+5 до0 3-7

от 0до-5 2-5

от -5до-10 1-3

Ниже-10 1-1,5

В сентябре и мае, когда на улице тепло, форточки в кабинетах в течение всего времени занятий открыты. В остальные месяцы проветривание проводится на переменах, но не систематически и без учета длительность проветривания в соответствии с температурой наружного воздуха.

Предложение: систематически проводить проветривание кабинетов. Коэффициент аэрации

Ка=Sвсех форточек : Sпола

-оптимальный 1:30,

-допустимый 1:50 , это значит, необходимо открывать в каждом кабинете 2 форточки на указанный в таблице срок.

3). Влажная уборка помещений препятствует загрязнению воздуха. В начальных классах она проводится 2 раза в день, в других помещениях- 1 раз после занятий.

Предложения: проводить влажную уборку между 1-й и 2-й сменами и после занятий- 2 раза в день во всех помещениях; ежедневно протирать шкафы, подоконники.

2. Освещенность

Значительное влияние на работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещения должны иметь как источник искусственного освещения, так и естественное освещение.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает необходимые условия для роста и развития учащихся. Соблюдение норм освещенности – необходимые условия сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждение быстрой утомительности глаз и снижения зрения.

Естественное освещение

Естественное освещение определяется основными нормативами и косвенными показателями.

Основные нормативы: - расположение здания и расположение окон (д/б естественное левостороннее освещение; при глубине более 6 метров необходимо двустороннее освещение, при этом не допускается направление светового потока спереди и сзади обучающихся). Неравномерность естественного освещения помещений не должна превышать отношение 3/1.

-достаточный коэффициент естественной освещенности (Ке. о. );

-достаточный световой коэффициент (Ксв. ); достаточный коэффициент заглубления (Кз. ).

Ориентация окон помещений школы.

Помещение Ориентация окон. Оптимальная Допустимая Реальная

Кабинеты 1-6, 12 Юг, Восток, Ю-В Не >25% Ю-З и Запада Ю-З

Кабинеты черчения, ИЗО Север, С-В, С-З Кроме Ю-В, Ю-З, Востока, Запада Ю-З

Кабинет биологии Юг Кроме Ю-В, Ю-З, Востока, Запада Ю-З

Ориентация окон соответствует нормам.

Ке. о. – отношение освещенности данной точки в помещении в люксах (лк) к освещенности снаружи под открытым небом вблизи при рассеянном свете.

Ксв. – отношение застекленной поверхности всех окон помещения к площади пола.

Кз. – отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения.

Кабинет Световой коэффициент Коэффициент заглубления

№ норма результат норма результат

11 0,1

12 0,15

1 0,25-0,166 0,1 0,5 0,3

Черчения 0,25

Информатики 0,25

Световой коэффициент в кабинетах 11,12,1,6 ниже нормы; коэффициент заглубления -низкий, что частично компенсирует недостаток естественной освещенности.

На уровень естественной освещенности влияют косвенные показатели:

-размер и конфигурация окон, их чистота;

-размер простенков, высота подоконника, расстояние от верхнего края окна до потолка;

-окраска интерьера помещения;

-расстановка и окраска мебели;

-расположение вблизи высотных зданий и деревьев.

В классных комнатах нашей школы на подоконниках стоят цветы, но они низкорослые и не мешают проникновению света. Шторы на окнах – тюль длиной 1,6 м.

Школа находится в 7 м от автодороги, поэтому запыленность окон достаточно велика, необходимо мыть их 1-2 раза в месяц внутри, и не менее 3-х раз в год снаружи. Режим мойки в школе соблюдается частично: снаружи окна моются реже.

Окраска стен – бежевая, кремовая – спокойные тона. Доска окрашена в зеленый цвет.

Расстояние от школы до ближайших высотных зданий более 30 м; около школы в 5 м от здания растет высокая пушистая ель, частично затеняющая комнаты № 11, № 12.

Искусственная освещенность

Искусственная освещенность (ИО) осуществляется в нашей школе лампами накаливания и люминесцентными лампами. Для определения достаточности искусственного освещения определим:

- гигиеническую норму ИО= удельная энергоемкость х площадь пола(Вт х м2)

- фактическую ИО= мощность 1 лампы х число ламп

Помещение Площадь пола, Вид ламп УЭМ, Вт / кв. м Число ламп Мощность лампы, Вт Норма ИО Факт кв. м ИО

№ 12 48 Накаливания 43-48 7 150 2064 1050

Кабинет черчения 46 накаливания 43-48 7 150 1978 1050

Актовый зал 198 Накаливания 43-48 37 100 8514 3700

Спортивный зал 276 люминесцентные 25 6 500 6900 3000

Кабинет информатики 46 люминесцентные 25 16 40 1150 640

Искусственная освещенность во всех помещениях ниже гигиенической нормы более, чем в 2 раза. Для достижения нормы, например, в кабинете№12 необходимо увеличить число ламп накаливания в 2 раза.

Предложения по увеличению освещенности:

- увеличить число ламп накаливания в 2 раза ( их стоимость 8,5 руб. / шт. );

- замена ламп накаливания на лампы дневного света ( стоимость – 24 руб. / шт. )

Последний вариант наиболее оптимальный, т. к. , хотя они и дороже, но срок службы ламп дневного света в 8-15 раз больше, и их КПД в 2-3 раза больше, чем КПД ламп накаливания.

Школьная мебель

Предметы оборудования для школы должны соответствовать физиологическим особенностям и антропометрическим данным учащихся. Оборудование должно способствовать правильной, удобной позе, соответствовать пропорциям тела.

Диаграмма соответствия номера мебели и группы роста учащихся нашего класса.

Школьная мебель имеет светло- коричневые оттенки натурального дерева, изготовлена из древесных стружечных материалов, поверхность столов гладкая, матовая.

Схема расстановки мебели в кабинете № 12.

Расстояния между рядами( 60см), от классной доски до первых столов( 2,2м), от наружной стены до первого ряда столов( 60см) соответствует нормам.

Исследование учебно-воспитательной работы

Суточный биологический ритм-это колебания функционального состояния организма. Так, в ночное время отмечается низкий уровень функционирования всех физических систем. В дневное время он повышается. Современными научными исследованиями установлено: с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов наблюдается повышение умственной работоспособности у детей школьного возраста. В эти часы отмечается максимальная эффективность усвоения материала при наименьших психических затратах организма. Согласно нормам для школы в расписании уроков для обучающихся 1 ступени основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, для обучающихся 2-3 ступени на 2-4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Её уровень нарастает к середине недели и остаётся низким в конце и начале недели. Поэтому распределение нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы максимальный объём приходился на среду, четверг. В эти дни расписание уроков должно включать либо наиболее предметы, либо предметы средней тяжести, но в большом количестве.

Сложность учебных предметов в баллах.

Предмет Трудность, баллы

Математика, русский яз. 11

Ин. Яз. 10

Физика, химия 9

История 8

Литература 7

Биология 6

Физкультура 5

Черчение 3

Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся

Одним из компонентов учебно- воспитательной работы является недельная нагрузка учащихся. В зависимости от профиля школы

( наша школа имеет агротехнологическое направление) количество часов по разным предметам может быть различно, но общее количество часов в неделю не должна превышать установленные гигиенические нормы.

Режим работы школы:

1-9 классы – 5-дневная учебная неделя;

10-11 классы – 6-дневная учебная неделя; длительность каждого урока – 40 минут, продолжительность перемен – 10 минут, большой перемены – 20 минут. Всё это соответствует гигиеническим нормам.

Анализ суммарной недельной нагрузки учащихся сделан по расписанию 2008-2009 уч. года.

Класс Допустимая недельная Реальная недельная нагрузка Допустимое время выполнения Реальное время выполнения нагрузка д/з, часы д/з, часы

7А 31 31 2,5 2

7Б 31 31 2,5 2

8А 32 32 3 2,5

8Б 32 32 3 2,5

9А 32 32 4 3

9Б 32 32 4 2,5

10А 36 36 4 3,5

Диаграмма ежедневной нагрузки учащихся 10-го класса

Учащиеся 10 класса в четверг немного перегружены, но недельная нагрузка полностью соответствует норме и в остальные дни нагрузка ниже нормы.

Проведенная работа для меня была очень интересна. С результатами анализа всех компонентов санитарно-гигиенических условий в школе ознакомлены учащиеся на ученической конференции, педагогический коллектив, администрация школы.

Надеюсь, что моя работа получит практическое применение по улучшению санитарно-гигиенических условий в нашей школе. Ведь замена осветительных приборов – это сравнительно небольшие материальные затраты, а проведение влажной уборки, проветривание учебных кабинетов вообще не требует материальных затрат – только разъяснительная работа.

Очевидно, что соблюдение санитарно-гигиенических норм существенно повысит работоспособность учащихся, окажет положительное влияние на здоровье учащихся и педагогов.

Стол учителя парта парта доска дверь окно шкаф

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)