Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Антропонимическое исследование по пьесе М. Горького «На дне»

« Без имени – нет человека »

М. Горький

У драмы М. Горького «На дне» (1902) трудная, но счастливая судьба – судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты (и даже настоящие клошары – французские босяки).

Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М. Горького, итог двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции – «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни.

Первый из сохранившихся набросков пьесы относится приблизительно к ноябрю 1901 года. Он содержит поиски фамилий и имен действующих лиц. Обратим внимание на возраст ночлежников: от 20 до 40 лет – время расцвета, самоосуществления личности Что не соответствует реальности. Для них это уже конец жизни. Небезынтересен тот факт, что каждый из трех последних актов пьесы заканчивается смертью. Эти события свидетельствуют не только о нравственно-бытовых устоях «босячества». Важен подтекст – прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. В ночлежке.

Стоит также заметить, что в постановках последних лет режиссеры исключительно вольно обращаются с горьковским текстом, в частности, в списке действующих лиц опускают такие «незначащие», с их точки. Подробности, как возраст персонажей, меняют их пол, объединяют две роли в одну (например, не так давно роль Татарина и Кривого Зоба исполнила женщина) и т. п. , что, конечно, приводит к искажению авторского замысла. Подобные инновации, думается, вызваны зачастую чрезвычайной сложностью и противоречивостью драмы М. Горького, справиться с которой во всей ее полноте по плечу далеко не всякому мастеру, так что приходится упрощать.

В одном из писем М. Пришвину М. Г орький заметил : « Знаком я был с одним монахом, но - редкий случай! - забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лиц о. Вот оно слово-то сила какая!»

Наименованиям своих героев М. Горький уделяет особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

При этом обращает внимание на себя внимание то, что М. Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии (Михаил Иванович Костылев), у других - имена и прозвища (Васька Пепел), у третьих - лишь фамилии (Сатин, Бубнов). Однако большинство ночлежников имеют лишь имена (Лука, Настя) или прозвища (Актер, Квашня). такая система наименований во многом объясняется тем, что М. Горький изображает особый мир, мир людей «без паспортов» , силой различны й обстоятельств оказавшихся на «обочине жизни».

Социальный конфликт делит всех действующих лиц на два полюса : «мир хозяев» и «мир бездомных» , хотя в общественном и нравственном плане «хозяева» не так уж далеко ушли от обитателей ночлежки.

Что таят имена представителей «Мир а хозяев»?

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. - Имя содержателя ночлежного дома побуждает разнообразные ассоциации, объединенные, однако, неким общим негативным смыслом. Так, в фольклоре Михайлом Иванычем (наравне с Михаилом Потапычем) зачастую именуется «хозяин леса» - медведь. На ассоциацию с косолапым указывает и фамилия Костылева: костылять - хромать.

Вместе с тем следует обратить внимание и на иные грани семантики слова костыль -шест, палка, посох с поперечной насадкой; клюка под мышку для хромых и безногих. Святая душа на костылях! шуточное приветствие, Бог суди твои костыли! крючки или притворство. Костыльничать - нищенски выпрашивать. Костылять - ходить с костылем/ бить. Очевидно, что фамилия персонажа, безусловно, указывает на притворство, ложную святость, ханжество ее носителя - обладателя «хромой души».

Нельзя не сказать и об этимологии имени хозяина ночлежки. Михаил (др. - евр. « равный богу Яхве» , «кто как бог» ; в святцах можно встретить и такие толкования: могучий, умный, прекрасный); Иван (др. - евр. «Бог помиловал» ). Архангел Михаил - один из самых важных персонажей священной истории. Во многих как устных, так и письменных сказаниях Михаил выступает как посредник между людьми и Богом. Архангел Михаил стоит со своей ратью на страже врат небесного Иерусалима, выполняя функцию охранительную загробного мира и водителя душ.

Как видим, имя Михаил имеет устойчивые ассоциации с темой «загробного мира» , но, закрепленное за хозяином ночлежного дома, оно теряет свои светлые свойства, соотнесенные с высоким, небесным началом и наполняется противоположным по смыслу - мрачным содержанием. Михаил Костылев будто бы озабочен спасением своей и чужих душ. Словно добрый пастырь - даже не пастырь, а чуть ли не настоятель монастыря, он елейно обращается к ночлежникам: « Братия вы моя несчастная, никудышная , пропащая. »,заверяя при этом: «. я вас всех люблю. » Однако ни к христианской всепрощающей любви к ближнему, ни к обычной - человеческой, супружеской - он органически не способен.

Стоит обратить внимание на форму отчества персонажа, приведенную в списке действующих лиц: не Иванович, а Иванов - именно в такой форме писались отчества представителей «неблагородных» сословий в официальных документах до Октябрьской революции.

У Горького Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа , не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете всякое деяние наше усчитывают». Наташу он называет «еретицей, шкурехой», что подчеркивает его сомнительную, с точки зрения автора, позицию правоверного христианина. Для Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

Создав целую систему наименований хозяина подвала, М. Горький убедительно раскрыл его лицемерие, бесчеловечность. Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

Василиса Карповна, его жена,26 лет. - В первую очередь укажем на то, что имя Василиса созвучно названию фантастического животного василиск - живой метафоре дьявола. Согласно средневековым представлениям, василиск, несмотря на небольшие размеры, невероятно свиреп и убивает взглядом или дыханием (реже - шипением). В демонологии Василиск стал символом открытой тирании и насилия дьявола. « Василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных » (Рабан Мавр).

Довольно редкое сейчас имя Василиса (греч. « царица, жена басилевса, архонта, правителя, царя» ) и раньше встречалось не часто. Это излюбленное имя главной героини русский сказок - всегда положительной, необыкновенной красавицы Василисы Прекрасной, Василисы Премудрой, доброй, жертвенной, преданной. Горьковская Василиса красива, но по своим душевным качествам она полная противоположность народной героини. В сказках Василиса обычно выступает в роли дочери, жены или пленницы Змея Горыныча или Кощея Бессмертного. Отметим достаточно очевидные в данном случае параллели. Василиса одновременно и жена, и пленница Костылева (а по возрасту годится ему в дочери), жадность которого сродни Кощеевой, и она тоже по-своему несчастна. Отчество хозяйки ночлежки происходит от редко встречающегося сегодня мужского имени Карп(греч. «плод» ). Однако его прямое значение мало что дает в плане характеристики Василисы. Более продуктивным представляется его осмыслением по законам «народной этимологии» , т. е. не обращаясь к греческим корням, а опираясь на русский язык, в котором карп - пресноводная рыба. В фольклоре рыба зачастую является ипостасью змеи. Заметим также, что у славян существовало поверье, что сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея.

Образ Василисы не столь однозначен как это принято утверждать. Она действительно «озверела» , недаром именно злосчастная Настя находит если не оправдание, то по крайней мере объяснение злобы, переполняющей Василису : « Озвереешь в такой жизни. Привяжи живого человека к такому мужу, как ее. » С этой точки зрения имя и отчество хозяйки ночлежки своеобразно дублируют друг друга, подчеркивая звериное начало, победившее в ней человеческое.

У Горького Василиса под стать Костылеву. Откровенно циничная, она не притворяется в любви к ближнему, не говорит ни о совести, ни о чести. В ней ни осталось даже капли порядочности и стыдливости. Она могла бы сойти за бездушное существо, если бы не ее неуемная жадность, какая-то свирепая, нечеловеческая зависть к возможному счастью сестры Натальи с Пеплом.

Наташа, ее сестра, 20 лет. - Наталья (лат. «родная», « к рождению относящаяся , природная» ) в святцах иногда толкуется как предсказательница. Она может быть вспыльчивой и обидчивой, но внешне скромна и кротка, даже слегка легкомысленна. Причина выбора данного имени для героини заключается в том, что Наташа в конечном счете разделяет страдальческую судьбу ночлежников.

С этой точки зрения не безынтересен тот факт , что в фольклоре имена Наталья и Настасья часто оказываются взаимозаменяемыми (обратим внимание также на то, что одна из кратких форм обоих имен - Ната). Таким образом, образы Наташи и Насти в драме поставлены в параллель, что, кстати, подчеркнуто мотивом несбывшейся любви ( рассказы Насти о Рауле и признания в любви Васьки Пепла).

Наташа – луч солнца, согревающий души босяков своим душевным теплом. Именно она заботится о больной Анне и просит Клеща, чтобы он обращался с женою поласковее. Именно она приводит в ночлежку Луку. Она же поддерживает вместе с Лукой Настю во время ее рассказа о якобы бывшей любви. Непорочная, чистая девушка, мечтающая о яркой, наполненной жизни, является в драме своеобразной проекцией образа Офелии. В костылевской ночлежке, в сумрачном, душном подвале, похожем на пещеру, Наташа как бы олицетворяет целомудренную природу. Однако на «дне» жизни нет места чистой, естественной натуре. Вот поэтому этот тихий ангел, Офелия ночлежки Наташа в итоге искалечена нравственно и физически. По словам Медведева, «она без вести пропала».

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. - Фамилия произведена от популярного в старину нецерковного имени Медведь(одно из имен-заменителей медведя-Михайло Иваныч Топтыгин, так что между образом содержателя ночлежки и блюстителя порядка, убежденного в том, что жену можно бить «для порядку»,существует «идейная» связь). Как одно из воплощений дьявола, медведь символизировал похоть и жестокость (сравните также косматый - одной из имен дьявола). Из текста пьесы известно, что Медведева зовут Абрам(разговорная форма от Авраам) (др. - евр. «возвышенный отец»; «отец множества(народов)» ) Иваныч. Можно предположить, что это имя соотноситьс я с мотивом притязаний бравого «бутошника» на руку и сердце Квашни, но скорее всего этимологическое значение имени в данном случае не играет существенной роли. Гораздо больший интерес вызывает просторечие авраамиться, зафиксированное в словаре В. И. Даля, со значением «ханжить благочестием».

Кроме того, образ Абрама Медведева сопоставим с библейским Авраамом: безгранично преданный Богу он готовился принести Ему в жертву собственного сына. Похоже ведет себя в отношении собственной племянницы и Медведев: не только сам не вступается за избиваемую Костылевыми Наташу, но и другим не позволяет.

Как имена обитателей ночлежки отразились на их судьбах?

Васька Пепел, 28 лет. Прозвище персонажа: «пепел» - легкая масса, остающаяся от чего-нибудь сгоревшего. Символизирует мимолетность жизни человеческой, растрачиваемое человеческое тело, смертность.

Итог судьбы Васьки Пепла печален. Он так и не нашел своего пути, оказался на каторге. Его положительные природные задатки , все, что делает человека человеком здесь, в ночлежке, на «дне» жизни, превратились в холодный пепел. Недаром он заявляет о себе: «Живешь-живешь – все хорошо! И вдруг – точно озябнешь». Он признается: «мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал». Духовно, как и все этой ночлежке, он мертв.

Думается, что не случайно и имя персонажа – Василий, что значит «царственный». Потомственный профессиональный вор, по словам Луки, красавец, крепкий парень, явно «царствует» в ночлежке (у него даже отдельная комната), хотя в конце концов и терпит крах. По внутреннему складу он более других готов принять совет Луки – «выпрямиться» и уйти в достойную жизнь. В нем есть нравственный стержень. Прозвище Пепел не дает ему подчинить свою жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь и там встать на ноги. Возможно , он туда отправиться, но по этапу.

Клещ Андрей Митрич, слесарь , 40 лет. - Фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Эгоистичный, озлобленный, Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую он по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. Об этом, о бращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства никто тебя не любит, не уважает». Он как будто бы «высосал» , как клещ, все силы у своей жены, поэтому она и умерла.

Имя его Андрей, что значит «мужественный», не соответствует его натуре. Поэтому босяки и зовут его пренебрежительно – Андрюшка.

Если взглянуть на его отчество, то оно образовано от имени Дмитрий. Происхождение этого имени связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры («посвященный Деметре, богине плодородия»). Возможно, это может указывать на тот факт, что этот человек, связан с «плодородной почвой», то есть с «нормальным миром», может сделать что-то полезное.

Вместе с тем бывший слесарь еще не совсем оторвался от «нормального мира » , поэтому имеет и фамилию, и имя, и отчество. И если вначале он не признавал босяков за людей, был высокомерен и груб с ними («рабочий человек») , то в конце он чинит гармошку Алешке, чинит , потому что теперь мир ночлежки – его мир.

Анна, его жена, 30 лет. – Имя Анна (от др. – евр. ) «милостивая» ; производит впечатление человека, обладающего каким-то тайным знанием, умеющего предвидеть будущее. Анна - натура жертвенная. Она может полюбить человека больного или пьющего, явного неудачника или психопата и нести свой крест в течение всей жизни, ничуть не сожалея о такой доле.

То же самое можно сказать и о героине пьесы. Она говорила, что жить ей осталось недолго. Замужем была за Клещом, человеком который не любил ее и ждал того дня, когда она умрет. Она даже отдает свою еду Клещу. Анна принадлежит смерти при жизни. «потеряла имя!. » - так актер объявляет о смерти Анны.

Настя, девица, 24 года. В перев оде с греческого – «воскресение», «возрождение».

Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». Вся эта сцена глубоко символична, ибо на столе единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни. В христианской мифологии свет означает не только божественность или святость, но и знаменует собой духовное вознесение. Устремление к свету – это обретение человеком смысла бытия, пути в результате воскресения и преображения духа после тяжелого периода небытия. Возможно, это может означать то, что Настя сможет выбраться из этого «мертвого мира», «дна жизни».

Квашня, торговка пельменями , под 40 лет. Слово «квашня» образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Именно Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение.

Вместе с тем слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь. Нечто подобное можно сказать и о новоявленной хозяйке подвала. Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не на «дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет». С «вершины» своего нового положения Квашня уже начинает тиранить окружающих.

В начале действия она весело приветствует своего жениха Медведева, а обвенчавшись с Абрамкой, пользуясь властью, таскает его за волосы, гонит прочь. Под мрачный аккорд смерти Актера начинается в ночлежке власть Квашни.

Бубнов, картузник, 45 лет. - Фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражение «гол как бубен», « тяжбу завел - стал как бубен гол» и др. Таким «пустяковым» , «голым» , бесшабашным человеком и является, по сути дела, Бубнов. И действительно, с одной стороны, Бубнов - промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов « только пьяный и похож на человека».

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты - любимое занятие ночлежнико в и порой они называют Бубнова просто Бубен. Подчеркнем что слово «бубен» имеет и значение «лентяй» , « тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: « Ленив я. Страсть как работать не люблю!» В. И. Даль приводит поговорку: «У него в голове бубны». Итак, и в этом смысле имя героя вполне соответствует сути его натуры.

Горький в данном герое раскрывает всю темноту и холодность души бесстрастного регистратора реальности.

Барон, 33 года. Назван по своему прошлому социальному положению, который «нет-нет да вдруг и покажет барина из себя». Самый безвольный из всех ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием.

Подлинная фамилия Барона, не случайно указанная автором – Дебиль, образованная от латинского debilis , что означает слабый. Дебильность – относительно легкая степень психического недоразвития. За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Не понимает, зачем жил: каждый этап жизни тридцатитрехлетнего Барона словно отмечен определенным костюмом, жизнь прошла «как во сне», кроме отпечатка иронии на его прозвище ничего не осталось.

Сатин, приблизительно одного возраста с Актером, лет под 40. – фамилия или прозвище?. Сатин происходит от Сата, Сатя - сокращенные варианты имен Сатир (в греч. мифологии сатиры-боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они влюбчивы, задиристы, наглы, любят вино); Саторин (возможно из лат. sator - сеятель, переносное инициатор); Саторний/Сатурний (лат. Сатрунов (сын),т. е. Юпитер или Плутон); Сатарнил/Сатурнил (возможно, из лат. Сатурналия - карнавальное празднество в честь Сатурна, во время которого избирался шуточный царь господа и слуги менялись своими обязанностями; эти праздники рассматривались как воспоминания о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства); Саторний/Стаурний (лат. фамильное имя в роде Апулеев из Saturnus ; по преданию, Сатурн - древнейший царь Лациума, давший людям законы, научивший их земледелию ; впоследствии отождествлялся с греч. Кроном, богом времени).

В той или иной степени каждый из приведенных вариантов происхождения данного антропонима можно соотнести с персонажем. Сатин - пропоица, задирист, хотя трудно сказать, что он влюбчив, но, видимо, знал успех у женщин. «Рубаха-парень. Плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей. славно!» Вместе с тем его воспоминание однозначно указывает на его причастность к театру. Кроме того, именно Сатин-проповедник свободы и мечты о золотом веке человека и человечности. Заметим также что среди обитателей ночлежки он пользуется безусловным авторитетом, его слушают и слушаются.

Можно также предположить, что Сатин - не фамилия, а прозвище, образованное из переиначенного имени персонажа, Константин>Костянтин>Сатин. (от лат. Константин - стойкий, постоянный. (Константин — сын постоянного). Он утверждает, что никогда ничего никому не простит.

Значение имени Сатин связывают также с именем «князя тьмы» - Сатаны. Сатана - хозяин преисподней. «Сатин травит Костылева, как бы ненароком намекая на связь Василисы с Пеплом. Именно Сатин - настоящий пособник Василисы в ее грязном деле. Он подбивает Василия «прибить» Костылева, жениться на ней и стать хозяином ночлежки. Сатину удалось подчинить своему влиянию Василия, который согласен с ним, что честь и совесть не нужны человеку. Такие же советы он дает и другим обитателям ночлежки. После ухода Луки Сатин становится единственным и единовластным хозяином ночлежки. Он одержал победу и мог позволить себе следующее признание: «Старик подействовал на меня, как кислота на старую монету».

И последнее соображение относительно происхождения фамилии Сатина. Все указанные выше значения, как кажется, вторичны по отношению к первооснове семантики этого антропонима. Приглядимся к его звуковому составу: три согласных (с, т, н) и два гласных (а, и). Переместив на одну позицию вправо гласные звуки, получим стани, что может является указанием на сценический псевдоним одного из основателей Московского Художественного театра - Константина Сергей Станиславский (настоящая фамилия-Алексеев). Косвенным доказательством нашего предположения может служить тот факт, что у бывшего телеграфиста то же имя, что и у первого исполнителя этой роли, - Константин. Так что вполне возможно, что роль Сатина писалась специально, так сказать «под Станиславского». Не случайно так патетичен монолог Сатина о Человеке.

Известно, что многие мысли М. Горького в драме высказывает именно Сатин , в его уста вложены слова о правде, в чем-то сходные с авторским мнением. Сатин (как и Сатана) – страстный бунтовщик против Бога, как своего рода революционер, подвергающий все сомнению. Кроме того, М. Горький неоднократно отождествлял Сатану с разумом.

Актер, приблизительно одного возраста с Сатином, лет под 40. По своей прошлой профессии назван Актер, который действительно потерял свое имя и помнит лишь, что по сцене его называли Сверчков - Заволжский. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный из всех ночлежников.

Все номинации Актера носят экспрессивный характер, подчеркивают его своеобразный босяцкий романтизм, некую отчужденность от быта ночлежки. Сатин называет Актера Миклухо-Маклаем, Сикамбром (сикамбры – древнегерманское племя), Сарданапалом (ассирийский царь, отличавшийся склонностью к роскоши). Лука для самого Актера – «верный Кент» (персонаж трагедии Шекспира «Король Лир»), Наташа – Офелия.

По народным представлениям, сверчок – это своеобразный певец, который «громко сверчит, заливаясь трелью по ночам». В. И. Даль приводит пословицу: «Не велик сверчок, да звонко поет». Актер – «сверчок» , н о не запечный, а заволжский. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.

В конечном итоге Актер уходит, как герой пятого акта трагедии. Это последняя и часто единственная возможность не склониться перед противостоящей силой и утвердить идеи. Но это - роль, на самом деле его смерть – акт отчаяния и неверия в собственные силы к возрождению.

За внешним шутовством, игрой слов всегда кроется глубокий смысл. Именно Актеру Горький вложил в уста мысль о необходимости веры человека в свои силы: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу»

Лука, странник, 60 лет. Сокращенное от имени Лукиан, которое в переводе с латыни означает «светлый», «светящийся». Имя Луки неоднозначно. Сразу возникает евангельская проекция: Лука явно играет мессианскую роль. Евангелист Лука был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти. Библейский Лука готовил людей к восприятию Божественных истин. Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о высшем призвании людей. «Лука» - это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, любовью.

Надо, наверное, быть слепым, чтобы не заметить явную ассоциацию имени Лука со словом <лукавый>, однако, как это часто бывает, слишком явное указание на какое-либо качество вызывает обратный эффект. Не исключено, что именно намек на хитрость, содержащийся в имени, вызовет в душе у Луки неприятие какой бы то ни было лжи и неискренности как своей, так и чужой. Имя все же заставляет Луку задуматься над проблемой человеческих взаимоотношений, что обычно помогает ему неплохо разбираться в психологии и тонко чувствовать собеседника.

Именно с приходом Луки в ночлежку, многие герои сразу потянулись к нему как к чему-то очень близкому, родному, «светлому». Анна даже сказала: « на отца ты похож моего на батюшку такой же ласковый мягкий» Он давал жильцам советы, говорил, что выход есть, но не говорил какой, каждый должен был сам найти его.

Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных. Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по - недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены.

Что касается «лукавства», то все осознавали, что Лука говорил не правду, но они понимали, что этим он пытается их утешить и поддержать, поэтому на ложь не обращали внимания. Он хорошо разбирался в людях, мог без особых усилий найти такое слово, которое подойдет в данной конкретной ситуации для определенного человека. Хорошо разбирается во многих проблемах жизни , знает, что правда может быть убийственной для человека, и именно поэтому Лука всех обнадёживает, хотя и понимает, что многим из них никогда не дождаться ничего хорошего в этой жизни.

С конца первого до развязки третьего действия находится Лука на сцене. Он успевает побеседовать с каждым, появляется там, где речь заходит о смысле жизни, без устали «творит» варианты для успокоения заблудших.

В изображении М. Горького именно вере, но не истине, не деянию отдает Лука предпочтение. Он призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылевскую ночлежку добром и верой, теплом и светом, хотя бы на время. Кто Лука - лукавый, двуличный человек или «светоносный»? На эти вопросы сложно ответить однозначно, ведь даже сам драматург порой видел в своем персонаже святого, порой лжеца, порой утешителя.

Алешка, сапожник , 20 лет. Имя происходит от древнегреческого слова « алекс», означающего «оберегающий», «защищать». Но в отношении Алешки можно сказать только то, что заботится только о том, чтобы Василиса ему ничего не сделала, была починена гармошка, да всегда была выпивка, больше его ничего не интересует. Васька, Алешка – употребление просторечного уменьшительного суффикса в именах снижает их значение , унижает человеческое достоинство, «умаляет», уничижает Человека.

Кривой Зоб, ключник. Зоб – ненормальное ожирение нижней части шеи под подбородком. Думаю, что этим прозвищем автор хотел указать на какие-то внешние черты героя, возникшие, по всей видимости, по причине той среды, в которой он жил, в отсутствии каких-либо нормальных условий для жизни.

Татарин, ключник. В старину татарами звали не только татар, но и всех иноземцев с востока. А прозвище Татарин мог получить не только иноземец, но и русский, живущий как татарин. По тому, как говорит Татарин, можно понять, что он на самом деле не русский. Он свято чтит законы (Коран), любит когда все честно, справедливо.

Обращает внимание и тот факт, что тем или иным образом практически каждое действующее лицо драмы соотносится с миром животных: Сатин рычит (хрюкает по определению Бубнова), Лука – каркает и воет, Василису именуют гадюкой, Ваську – «бешеным псом», Актера с Анной – «бараном и ярочкой», Наташу – овцой. Медведев, по слову Бубнова, «вроде осла» , Клещ – «баран», «индюк», «курица» (не говоря уж о его «насекомой» фамилии), для Луки ночлежники (как, впрочем, и все люди) – «черненькие блохи», для Насти – «бродячие собаки», для Сатина – «скоты» и пр. Подобные уподобления встречаются в пьесе слишком часто. С одной стороны, этот факт можно трактовать как указание на то, что в «голом» - оказавшемся вне социума, потерявшем (или отвергшем) духовные ценности и ориентиры, - человеке пробуждается зоологическое, звериное начало – древний, первобытный инстинкт. С другой стороны, зоонимы (названия животных) являются важной составляющей «потусторонней» символики горьковской драмы о «бывших людях». Дело в том, что, согласно древнейшим представлениям, люди на «том свете» превращаются в змей, лягушек, львов, мышей, куриц, насекомых и тому подобные зооморфные существа.

В пьесе «На дне» люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. «Без имени - нет человека» , — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы : кто физически, кто морально. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.

В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение «бывшего человека» с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: «Дальше!» — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”.

«Без имени – нет человека». В прямом смысле эти слова воспринимать нельзя. Думаю, имеется в виду то, что с грязной, грешной душой – нет человека. Он перестает им быть в лицах окружающих, как только позорит, бесчестит свое имя.

Вот и жители ночлежки, каждый в отдельности, потеряли свое имя. Сатин – потому то карточный шулер, Барон – потому что авантюрист-альфонс с сомнительным прошлым, Настя – потому что девочка-проститутка, Клещ и его жена Анна – потому что обозлены на весь мир, Актер – потому что спился и потерял имя, Васька Пепел – потому что вор и бандит. Единственный лишь светлый образ - это Лука, но и у него в жизни не все так безгрешно: у него нет паспорта. Нет паспорта – нет имени.

Имя должно звучать гордо. Имя определяет человека. Оно либо превозносит его, либо обнаруживает его недостатки. А у большинства жителей ночлежки это не имена, а клички: Пепел, Барон, Клещ, Актер. Что лишний раз символизирует то, что, как к людям, к ним больше не относятся. Как будто у них кто-то отобрал имена за проступки и назвал по-новому, в соответствии с их грехом. Настя, Наташа, Лука, Анна имеют имена. Это, возможно, обозначает, что у них был шанс вылезти со дна, вновь носить имя, вновь стать «человеками».

Но они не могут реализовать себя, так как, будучи выброшены из жизни, более никому не нужны. Это ввергает их в отчаяние которое изливается заунывным мотивом тюремной песни, сочинённой самим Горьким («Как хотите стерегите я и так не убегу», - в этой строчке слышится безысходность жизни и социальная инертность персонажей).

В пьесе «На дне» имена героев по-своему рассказывают о персонажах. Они являют читателю степень погружения того или иного ночлежника на дно. Одни, как Костылёв, едва ли вообще принадлежат к этому донному миру. Другие стараются сохранить в себе человеческое и остаются с частью имени, а недостающую часть органично замещает прозвище (Васька Пепел). Те, кто совсем завязли в трясине безысходности, потеряли и имена. Актёр даже говорит, что вовсе забыл своё имя, но всё же пытается возродить в себе человека, вспоминает, что ему аплодировали зрители, пытается воспроизвести свои любимые стихи. Справедливости ради стоит отметить, что почти все ещё удерживают в себе что-то высокое. Но некоторые совсем умерли душой, например, Барон и Бубнов (не совсем ясно, почему последний сохраняет фамилию).

Пьеса М. Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали.

В костылевской ночлежке люди жестоки друг к другу, их жизнь сделала их такими. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки, что утрата веры — это и утрата жизни. Люди, у которых жизнь в «прошлом», утратили имена, фамилии, остался «голый человек». Можно только добавить : утрата имени – это тоже утрата жизни.

Именно поэтому Горький встает на защиту Человека, его права на достойную жизнь. Истинный гуманизм с точки зрения Горького: смотреть жестокому миру в лицо, но верить в победу света над мраком, в Человека с большой буквы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)