Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Аптека души

В толковом словаре В. И. Даля (2004г. ) слово «библиотека» - место для хранения книг и самое собрание их; книгохранилище, книжница. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о замечательном сокровище, и, бывает, что не всегда ценим и бережем ее. В древности библиотеки называли аптеками для души. Данная тема представляет особую актуальность и в наши дни. Ведь в книгах содержатся важные мысли, идеи, опыт предшествующих поколений, таким образом, мы можем воспользоваться всеми этими знаниями, которые накоплены человечеством. верным другом, нужно уметь выбрать книгу, ум

Книга помогает в труде, воспитывает и учит. Но чтобы она стала надежным и верным другом, нужно уметь выбрать книгу, уметь ее читать, уметь пользоваться библиотекой, знать, что такое библиография, знать, как пользоваться каталогом и т. д.

В древности библиотеки называли аптеками для души. Данная тема представляет особую актуальность и в наши дни.

Ведь в книгах содержаться важные мысли, идеи, опыт предшествующих поколений, таким образом, мы можем воспользоваться всеми этими знаниями, которые накоплены человечеством.

В начале ноября 2007г. Новозаведенская сельская библиотека отмечала свое 60-летие. Обучающиеся краеведческого кружка нашей школы поставили цель изучить историю библиотеки родного села, как части всемирного культурного наследия.

В связи с выбранной целью, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю появления книги;

- выявить строение книги;

- изучить – историю библиотечного дела;

- структуру работы библиотеки в России и Ставропольском крае;

- собрать информацию о библиотеки с. Новозаведенного.

Краткие сведения об истории книги, о том, как она рождается, об устройстве библиотеки, о каталогах, о библиографии мы узнали из книги «Юным друзьям книги» (Глухов, 1965), а также из методического сборника для обучения школьников основам библиотечно-библиографических знаний «Библиотечные уроки. Выпуск 1»(2007).

В «Большой Российской энциклопедии» (2004) имеется информация о первых библиотеках в Древней Руси и развитии библиотечного дела в России.

О развитии библиотечного дела в Ставропольском крае изложено в «Энциклопедическом словаре Ставропольского края» (2006), в региональном учебнике А. И. Кругова (Ставропольский край в истории России, 2001). В книге «Наш край» (1977) в сборнике документов, исторических материалов найдены документы, касающиеся развития библиотек, на Ставрополье с 1777г. до революции 1917г. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее важные моменты, связанные с созданием книги и развитием библиотечного дела.

Для решения поставленных задач были использованы литературные источники ( 1,2,3,4,5). С группой обучающихся в краеведческом кружке проводились экскурсии в школьную, сельскую библиотеки, на которых библиотекари знакомили нас с работой библиотеки. На библиотечных уроках мы узнали о структуре книги, как пользоваться справочной литературой, как найти нужную книгу. Собирая материал о библиотеке родного села, проводился опрос работников библиотеки, как работающих, так и старожилов, находящихся сейчас на пенсии.

Среди учащихся СОШ №23, с. Новозаведенного было проведено анкетирование «Мои читательские предпочтения».

Используя литературу собраны высказывания ученых, писателей, поэтов о библиотеке, о чтении, о роли книги в жизни человека.

Данный материал можно использовать на библиотечных уроках, классных часах и других внеклассных мероприятиях.

3. Историко- географическая справка с. Новозаведенного.

Георгиевский район расположен на юге Ставропольского края. Село новозаведенное расположено на востоке Георгиевского района, на левом берегу реки кумы. Село было образовано в 1784 году, на земле прежде принадлежащей горцам и татарам. Местное название «Касаево» произошло от имени жившего здесь татарского князя Касая.

Коренные жители села – выходцы из Воронежской, Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний.

По данным последней переписи (2002г. ) в селе проживает 5244 человека.

На территории села три с/х предприятия с разными профилями производства; это птицефабрика, зерновое хозяйство и плодовое хозяйство.

Через село проходит автомагистраль Мин-Воды-Кочубей. На территории нашего села обнаружены скифские курганы, относящиеся к 7-6 вв. до н. э.

От папируса до современной книги

Долог и тернист был путь к современной книге. У разных народов были и разные способы письма, и разные материалы. До наших времен дошли «книги» на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте и бересте.

Папирус – это растение, которое в изобилии росло по берегам Нила в древнем Египте. Несколько тысяч лет назад египтяне научились изготовлять из него тонкий, хрупкий, светло-коричневый писчий материал. писали на нем деревянными палочками, черными чернилами или красками. Из сердцевины растения делали узкую ленту длиной в несколько метров.

В древнем мире в Месопотамии папируса не было, и поэтому шумерийцы, ассирийцы, вавилоняне делали свои книги из глины. на влажной мягкой глиняной дощечке писцы трехгранной палочкой выдавливали знаки, похожие на клинья. Письменность эта называется клинописью, после чего дощечки обжигали. Каждая плитка имела размер тетради: 32х22 см, а в толщину – 2,5 см. Одна книга состояла из десятков табличек и хранилась в деревянных ящиках.

На весь древний мир славилась Александрийская библиотека в Египте. В ней было собрано около 700 тысяч свитков. Царь Пергамского царства Евмен 2 решил создать библиотеку, превосходящую Александрийскую. Когда об этом узнали египетские цари, то они запретили вывозить папирус в Пергамское царство. Тогда, как гласит предание, пергамцы и научились из шкур животных выделывать новый писчий материал – пергамент. Большой лист пергамента стали сгибать вчетверо в виде тетради. Несколько тетрадей сшивали вместе и получалась книга, которую называли кодексом. Готовую рукопись заключали в прочный переплет из деревянных досок, обтянутых кожей.

Наши предки-славяне писали на бересте – коре березы. Знаки наносились костяным стерженьком с ушком вверх, сквозь которое продергивалась тесемка. На бересте писали не только небольшие записки, но и книги.

Пергаментные книги были очень дороги, ведь для рукописи в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Береста же очень дешевая. Поэтому она и получила такое широкое распространение на Руси.

Ни один писчий материал не поучил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создаваться целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи.

Спрос на книги возрастал, и мастерские уже не могли его удовлетворить. Поэтому люди стремились упростить процесс изготовления книг. В середине XY века в Германии была создана первая типография, а уже к концу века во многих городах Европы появились типографские мастерские. В 1563 году

-6- русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец отпечатали первую книгу. Это была церковная книга «Апостол» (Глухов, 1965, с. 9-15).

Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. В современной типографии, оснащенной новейшим оборудованием принцип печатания, остается прежним на печатную форму наносят краску, потом к форме прижимают лист бумаги – на бумаге получается оттиск.

Оглядываясь на путь, пройденный книгой, убеждаешься, что над ней потрудились очень многие люди.

Строение книги

Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает книге парадный вид, она подскажет, кто написал книгу, как она называется. А если есть иллюстрация, можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая это произведение.

Откроем книгу. первая страница книги – титульный лист. Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:

1. Кто написал это произведение;

2. Каково его заглавие;

3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению;

4. В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило в свет.

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И делает он это в предисловии. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

В конце книги обычно дается ее оглавление по главам или частом повествование. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст. Обложка, титульный лист, предисловие и послесловие, оглавление – 2, это основные элементы книги, они направлены на то, чтобы помочь определить ее назначение, оградить от возможных ошибок при выборе литературы для чтения.

История библиотечного дела

Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Сирийском Соборе в Киеве. В 11 – 12 вв. появляются библиотеки при русских монастырях в Киеве (Печерский монастырь), Полоцке, Новгороде и других культурных центрах, а также при храмах.

В 15-17 вв. возникают первые учебные библиотеки. Реформы Петра 1 привели к появлению новых специальных библиотек ( навигацкой, ремесленных и др. ). В 1714г. в Санкт – Петербурге открыта крупная многоотраслевая библиотека общественного пользования, переданная в

1725г. Академии наук. Появляются предложения об открытии публичных библиотек. Развитие библиотек после Октябрьской революции 1917г.

определялось В. И. Ленина «О постановке библиотечного дела» (1918), «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР (1918), «О централизации библиотечного дела в РСФСР»(1920), которыми предусматривалось создание в стране единой библиотечной сети, общедоступность библиотек, планомерное снабжение их новой литературой.

Прошло почти 100 лет после принятия декретов, но главный принцип – общедоступность библиотек – сохраняется и в новое время. Сейчас широко применяются компьютерные технологии.

Государственную политику в области библиотечного дела проводит Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Большая Российская энциклопедия, 2004 с. 688 – 691).

Библиотечное дело в Ставропольском крае – одна из старейших сфер культурной жизни.

Началось с первых церковных и учебных книжных собраний, возникших благодаря распространению просвещения и открытию постоянных учебных заведений, при которых в конце 30-х гг. 19в. были открыты учительские и ученические библиотеки, в 1839г. в Ставрополе появилась первая частная библиотека. В 1852г. силами общественности города была создана публичная библиотека с книжным фондом в 546 томов. К началу 70-х гг. 20в. в крае работала 1041 массовая библиотека с книжным фондом 9,3млн. экз. , 1112 школьных, 314 технических и специальных библиотек при научных учреждениях, высших и средних учебных заведениях. Кроме государственных, в крае функционировала сеть колхозных, профсоюзных и ведомственных библиотек. В 2005 г. в крае действовали 638 библиотек, на 5,5% вырос объем электронного каталога (Энциклопедический словарь Ставропольского края, 2006. с. 32. ).

Библиотеки являются хранилищами духовных богатств народа, без них не было бы развития человечества, технического прогресса.

Библиотека и структура ее работы

Когда входишь в библиотеку, первое, что бросается в глаза – это полки.

На полках расположились книги научные и художественные. Для расстановки литературы на полках разработана специальная система. Все научные книги располагаются по отраслям знаний. Художественная литература по алфавиту. Библиотека не просто хранит книги и выдает их для чтения. Она активно пропагандирует лучшие, самые злободневные книги, помогает выбрать лучшее, обращает внимание на это лучшее.

Библиотека состоит из абонемента и читального зала.

На абонементе книги дают для чтения домой. В читальном зале проводятся беседы о книгах, читательские конференции, здесь заседает клуб любителей книг.

Всю эту разнообразную работу организует, направляет и проводит библиотекарь.

Задача библиотекаря – научить читателя пользоваться библиотекой, ее фондами, справочно – библиографическим аппаратом и работе с книгой. (Библиотечные уроки, выпуск 1, 2007, с7).

Чтобы найти нужную книгу библиотекари используют каталоги. Слово «каталог» означает опись, перечень. Каталоги состоят из карточек. На каталожной карточке указана фамилия, имя и отчество автора, название книги, в каком городе ее издавали, в каком издательстве она родилась, сколько в книге страниц, есть ли в ней иллюстрации и т. д..

Существует алфавитный и систематический каталоги.

Алфавитный каталог – самый простой. Достаточно знать фамилию писателя, книга которого тебе нужна (или заголовок книги, если нет автора), а в алфавитном каталоге она сейчас же найдется.

В систематическом каталоге – хорошо искать пока еще неизвестную книгу на нужную тему. Потому что все книги данной библиотеки перечислены здесь по отраслям знаний.

На каждой карточке сделано пометка – шифр книги в верхнем левом углу. Это условное обозначение места хранения книги в данной библиотеке.

На книжных полках книги расставляются в таком же порядке, как и карточки в систематическом каталоге.

Умение пользоваться каталогом необходимо читателям библиотеки при выборе нужной книги.

Ориентироваться в безбрежном море книг помогает библиография.

Библиографией – «библио» - книга, «графа» - пишу, называется область деятельности по подготовке и передаче читателям информации о произведениях печати.

Сначала это были описи библиотек, затем карточные каталоги, разнообразные списки, указатели, обзоры книг и статей. Все эти издания назывались библиографиями, а по современной терминологии – библиографическими пособиями. (Библиотечные уроки. Выпуск 1, с. 77, Глухов, 1965, с. 67). Библиография необходима всем и во всяком деле. Невозможно представить себе студента, ученого и даже школьника, который мог бы обойтись без библиографии.

Летопись библиотеки с. Новозаведенного

На Ставрополье 30-е годы 20 столетия отмечались активной борьбой с неграмотностью и в 1937г. грамотное население составляло 98,7 % (Кругов, 2001, с 226). В это время открывается много учебных заведений, библиотек. В селе Новозаведенном библиотека образовалась в 38-39гг. Об этом нам рассказал Подрезов Василий Михайлович, 1922г. р. Закончив в 1941г. финансово-экономический техникум г. Буйнакска, он приехал домой и с января по август 1941г. работал заведующим библиотекой в то время она находилась на ул. Кооперативной и фонд ее составлял 1000 экземпляров. С ним работали женщины –

Нина Уткина и Марина Уткина. Во время Вов наше село было оккупировано немцами с августа 1942г. по январь 1943г. За это время здание сельсовета было разрушено, а в библиотеке оккупанты устроили конюшню (Рудаков).

После освобождения села от немцев и в первые послевоенные годы жизнь была очень трудная.

Следующий этап – это восстановление библиотеки в 1947 году, в помещении бывшего зернохранилища. Состояло оно из двух комнат, отопление было печное. Первым библиотекарем была Осипова Мария Николаевна, (1923 – 1997г. ), которая родилась в этом селе, закончила школу и медучилище в г. Пятигорске. В 1941г. добровольно ушла на фронт, воевала в Крыму, на Черноморском флоте. По возвращении с фронта ей предложили работу в библиотеке, где она проработала 30 лет, нам рассказал сын Марии Николаевны – Осипов Александр Владимирович, 1962 г. р.

Книжный фонд библиотеки в то время состоял всего из 200 экземпляров, которые занимали один стеллаж. Деньги на приобретение книг выделяло хозяйство, на территории которого была расположена библиотека и сельский совет.

За 10 лет фонд увеличился до 6000 экземпляров, а в 1973г. до 15000 и в библиотеку был принят второй работник – Рудакова Зинаида Денисовна, 1928г. При встрече она многое рассказала о себе и о работе сельской библиотеки.

Зинаида Денисовна родилась 19 августа 1928г. в Белгородской области, до войны закончила педучилище. Во время войны мать Зинаиды Денисовны и трое детей прятались в окопе, который сами вырыли в огороде. Садились рядом друг с другом, если убьют, то чтобы всех сразу. Выжили, отец вернулся с войны раненный. После войны Зинаида Денисовна работала в школе, но так, как послевоенных детей было мало, ее сократили. Родственники пригласили ее в Георгиевск. Зинаида Денисовна была активная комсомолка, хороший организатор, и секретарь комсомольской организации, куда она обратилась в 1953г. , предложил ей работу в отделе Культуры. С 1955 – 1973гг. Зинаида Денисовна – директор ДК с. Новозаведенного, и после травмы с 1973 – 1983г. работает в библиотеке. Она с удовольствием вспоминает годы своей работы: регулярно поступала новая литература, в каждой бригаде была своя библиотечка, во время уборки, организовывали концерты агитбригады, молнии, передвижки, проводились литературные обзоры.

Все это говорит о том, что работа сельского библиотекаря заключается не только в выдаче книг, но прежде всего в организации различных мероприятий, направленных на популяризацию просвещения.

В 1977г. заведующей Новозаведенской сельской библиотекой стала Любовь Ивановна Федорчук, 1958г. , а Мария Николаевна Осипова ушла на пенсию. За два года увеличился фонд и количество читателей – до 2000, поэтому был принят третий работник – Престинская Валентина Владимировна, 1957г. р. , которая стала заведующей библиотекой.

В 1988г. библиотека была переселена в бывшее здание средней школы, где занимала две комнаты. Любовь Ивановна и Валентина Николаевна с ужасом вспоминает 4 года работы в этом здании, дело в том, что здание не отапливалось, из – за проблем с печным отоплением были там и крысы. В 1992г. сельская библиотека переехала в здание достраивающегося ДК с. Новозаведенного. Там еще 2 года не было отопление и электричества. Поэтому в осенне-зимний период все массовые мероприятия проводились вне стен библиотеки: в школе и на передвижках. В декабре 1994г. был введен в эксплуатацию сельский Дом Культуры. Впервые за все существование библиотека работала в нормальных условиях.

В 1995г. библиотекой была проделана большая работа по пропаганде и привлечению читателей, как взрослых, так и детей. Проводились экскурсии в библиотеку, дни открытых дверей, праздники книги, утренники и т. д. ( Федорчук Л. И. , 1958г. р. ).

Последующие пять лет были очень не простыми. Вместе с трудностями страны переживала трудности и библиотека. За эти годы не поступило ни одной новой книги, поступление периодических изданий резко уменьшилось.

В 1999г. администрацией ЦБС было предложено филиалом брать деньги с читателей в сумме 1 рубль в месяц, но это мероприятие себя не оправдало. Многие читатели возмущались, что библиотека стала платной, а некоторые демонстративно сдавали книги и больше не брали. И дело не столько в сумме, сколько в принципе: библиотекой всегда пользовались бесплатно. Несмотря ни на какие экономические и социальные трудности в обществе, люди шли в библиотеку.

Большим спросом пользовались подшивки прошлых лет таких газет, как «А» и «Ф» и «Семья», журналы «Крестьянка», «Здоровье», «Смена», а детские журналы «Свирель», «Пионер», «Мурзилка» никогда не лежали на полке, а передавались из рук в руки.

Проводились различные мероприятия, викторины, устные журналы и литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам, так запомнился вечер, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина «Тебя как первую любовь, Россия сердце не забудет» (Престинская В. В. , 1957г. р. ).

С 2001 года наметились положительные изменения с поступлением литературы, в этом году поступило 214 экземпляров книг, справочные издания по различным отраслям. В селе были избраны новый Глава сельской администрации – Титоренко А. Н. и зам. главы Абрамов В. М. Эти люди

-11- принимали активное участие в жизни библиотеки, заходили, интересовались проблемами. Зам. главы администрации Абрамовым были напечатаны объявления с просьбой помочь библиотеке, подарить хотя бы одну книгу.

Принесено 80 экз. , книги конечно не новые, оформлению не подлежат, но и за это спасибо.

18 мая 2002г. в День края по библиотеке был открыт мини-музей «Наследие». Пока это три выставки под стеклом: 1) «Село мое: история, культура, быт», 2) «Сыны Отечества, солдаты в грозный час», 3) «Личность в истории села».

В 2003г. была увеличена подписка на периодические издания. Читатели принимали активное участие в Акциях «Лидер чтения» и «Восхождение на книжный Эверест». Победителями стали учащиеся СОШ №23 – Дубинина Инна, Клюжина Марина, Попова Оля.

Библиотека принимала активное участие в «Жатве – 2004», работники библиотеки совместно с ДК выезжали в бригады, привозили рабочим свежие журналы и газеты, выпускали молнии.

В 2004г. – исполнилось 220 лет образованию с. новозаведенного и работники библиотеки принимали активное участие, как в подготовке праздника, так и его проведении: составлении сценария, оформлении выставки прикладного искусства.

В 2006г. было проведено много мероприятий, посвященных 60-летию Победы над фашистской Германией. В музей были подарены новые экспонаты, фотографии сельчан, не вернувшихся с войны.

К 35-летию со Дня образования сельхозартели птицефабрика «Кумская» в 2006г. было изготовлено выступление на радио, оформлена выставка, собран материал о птицефабрике.

Сейчас в нашей библиотеке работают 3 библиотеки.

Престинская Валентина Владимировна 1957г. заведующая библиотекой, Федорчук Любовь Ивановна 1958г. р. и Кулешова Наталья Алексеевна 1971г. р.. В разные годы работали также Семенова Любовь Павловна, Охраменко Наталья Васильевна, Чурсинова Эмма Андреевна, Мячина Анна Васильевна. Все эти женщины внесли определенный вклад, частицу своей души в то, чтобы библиотека родного села процветала и приносила пользу людям.

Работники сельской библиотеки с. Новозаведенного принимают участие во всех мероприятиях РБС, и не раз были награждены Почетными грамотами и призами. Это говорит о творческом подходе.

Кулешова Наталья Алексеевна, 1971г. р. ведет детский клуб «Чиполлино» для начальных классов, на котором изучают литературные произведения, рисуют иллюстрации. Наталья Алексеевна стала победителем в конкурсе на лучшую выставку.

Наша библиотека работает по инновационной программе «Новый образ сельской библиотеки».

Фонд нашей библиотеки – около 30 тысяч изданий включает детскую, художественную, краеведческую, справочную, учебную и отраслевую литературу, выписывает периодическую литературу, 7 журналов, в том числе 4 детские, 6 газет.

В библиотеке можно пополнить знания в любой отрасли, получить интересующую справку по любой теме, взять на дом необходимую литературу, сделать ксерокопии документов, стать участником массовых мероприятий и книжных выставок.

На вопрос «Стали ли дети читать меньше с развитием новых компьютерных технологий?» Федорчук Л. И. , 1958г. р. ответила, что читают сейчас не меньше, но поменялись интересы. Раньше дети предпочитали классическую детскую литературу К. Чуковского, С. Маршака, А. Дюма, из периодической печати газету «Пионерская правда», журнал «Мурзилка», ныне дети предпочитают детективы, боевики, приключения Гарри Поттера, из периодической печати детские журналы «Маруся», «Юный натуралист».

Среди учащихся 4-х классов была проведена анкета «Читательские предпочтения» из которой видно, что подавляющее число опрашиваемых предпочитают читать приключения (63%), ответы на интересующие вопросы 41% находят в Интернете.

На вопрос: «Каким произведениям печати ты отдаешь предпочтение?» - 58% ребят ответили, что предпочитают журналы и всего 38% - книги. Источником знакомства с периодической печатью в равной степени являются библиотека и подписка (по 41%), большинство ребят (63%) хотели бы подписаться на журнал или газету.

В результате исследовательской работы удалось собрать ценный материал о сельской библиотеке с. Новозаведенного, от момента зарождения до сегодняшних дней, а вместе с ним заглянуть вглубь истории и а) рассмотреть историю появления книги б) выявить строение книги в) исследовать историю библиотечного дела в России и Ставропольском крае г) изучить структуру работы библиотеки.

Из литературных источников собраны высказывания ученых, писателей поэтов о библиотеке, о чтении, о роли книги в жизни человека.

Книги сопутствуют нам повсюду, с раннего детства в школе и взрослой жизни мы привыкаем к этому чуду человеческого разума как к объединенным вещам. Бережно относится к книге, уметь находить точные ответы на вопросы огромного потока информации – это должны уметь мы.

А библиотеки окажут нам помощь, ведь по словам Н. Рубакина «Хорошая библиотека есть книжное отражение Вселенной».

Изречения о роли книги, чтении, библиотеки

1. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

2. «библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа» Г. Лейбниц

3. «Чтение есть создание собственных мыслей, при помощи мыслей других людей» Н. Рубакин

4. «Чтение выстраивает целые судьбы». В. Шукшин

5. «Пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет наше прошлое и будущее» Д. Лихачев

6. «Чтение – это соучастие в творчестве» М. Цветаева

7. «Хорошая библиотека, есть книжное отражение Вселенной». Н. Рубакин

8. Величайшее сокровище – хорошая библиотека» В. Белинский

9. Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон

10. «Книга – учитель

Книга - наставник,

Книга – бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

В. Боков

11. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)