Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы

Город Армавир – один из крупнейших экономических и культурных центров Кубани. Как интересна и драматична его история. Как неповторим и многолик наш город. О его истории в последние годы написано много книг и статей в местной прессе. Просматривая заметки в газетах, я обратил внимание на информацию про Армянскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Очень часто бываю в том районе, где она находится. Мне нравится ее величавый облик и звон колоколов. Еще я знаю, что здесь, на этом самом месте в далеком 1839 году появилось первое поселение черкесо-гаев, получившее название армянского аула Армавирский.

«Дороги к храмам» - рубрика исторической темы, любимого мною, армавирского краеведа Евгения Михайловича Иванова на страницах газеты «Армавирский собеседник» (1994 г. ) меня очень заинтересовала. Здесь Евгений Михайлович рассказывает о поучительной, истинно народной, но почти вытравленной из памяти даже коренных армавирцев в годы Советской власти, истории культовых зданий – храмов, церквей, часовен, молитвенных домов и т. д. нашего города, среди которых преобладали православные Армяно-Григорянские архитектурные святыни. Преданный патриот Армавира, опытный и всезнающий краевед Евгений Михайлович долгие годы собирал по крупицам ценную историко-культурную информацию про наш город – это рукопись, которая хранится в музее «Боевой славы» МОУ СОШ № 8, называется «Армавир в хронологии». В ней много архивных источников и про Армянскую церковь.

В статье Е. М. Иванова «О православных храмах Армавира» приводятся следующие факты: «К началу 90-х годов IXX столетия в Армавире 18000 жителей, из них 66% - русские; 24% - армяне; 8% - немцы; 2% - представители других национальностей. В это же время уже работали Успенская церковь, Армянский молитвенный дом, шло строительство Армяно-Григорианской Вс. Георгия церкви».

Из них в наше время сохранилась и является действующей Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (Верапохумн Сурб Аствацацни). Несмотря на то, что на страницах газет неоднократно публиковались статьи об истории строительства этого здания краеведами Е. Ивановым и Н. Навротским, я решил попытаться разобраться в истории происхождения названия данной церкви и проследить, какую роль она играла и играет в историко-культурной сфере нашего города. Такова моя цель.

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

В нашем городе находится старейшая Армянская церковь - Успения Пресвятой Богородицы. В архивных источниках имеется много фактов истории постройки данной церкви. Но нет данных по истории названия ее. Мне захотелось узнать, почему наша церковь имеет такое название.

Для этого я сходил в Армянскую церковь, где пообщался со священником Макаром Тертеряном, который является настоятелем церкви Верапохумн Сурб Аствацацни (Успения Пресвятой Богородицы). Он рассказал мне много об этом историческом здании и подарил две книжки. В одной из них под названием «Армянская Апостольская Святая церковь» нашел праздник Успения Пресвятой Богородицы. Это один из пяти главных праздников Армянской Церкви, который отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье.

«По преданию, незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее доме. В третьем часу дня в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере и закрыли вход в нее большим камнем.

На третий день явился апостол Фома. Апостолы решили открыть вход в пещеру, чтобы Фома мог поклониться телу усопшей. Когда они отвали камень – пещера была пуста.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечался в Иерусалиме 13 августа с начала V века. Местом празднования была церковь, построенная в 3 верстах от Иерусалима по дороге к Вифлеему. Затем праздник стал отмечаться 15 августа в Гефсимане на месте могилы Богоматери. В VI веке он распространился в Сирии, в конце века император Маврикий повелел праздновать Успение Богоматери по всей империи, а в VII веке праздник уже отмечался на Западе. ».

Осталось узнать, почему именно это название дано нашей церкви. Я обратился к архивным источникам и копиям документов, которые хранятся в музее «Боевой Славы» МОУ СОШ № 8.

«Канцелярия военного министра. 15 августа 1842 года. По всеподданнейшему докладу Военного министра и Положения Армянского аула, находящегося на р. Кубань, против крепости Прочный Окоп, государь император, желая оказать жителям оного новый знак отеческой о них попечительности, высочайше повелел: вместо сгоревшей там церкви построить новую, разрешив вместе с тем учредить в сем ауле годовые ярмарки для развития промышленности во всем крае между реками Кубанью и Лабою. Высочайшее повеление сие сообщено 15 августа 1842 г. главноуправляющему Закавказским краем и Командующему войсками на Кавказской линии и в Черномории для надлежащего исполнения».

Поэтому, я думаю, церковь носит название Успения Пресвятой Богородицы. И это не единственная причина. 25 августа 1861 г. закончилось строительство каменной Армяно-Григорианской церкви. Была торжественно освящена архиепископом Матевосом из Астраханской епархиальной консистории и получила название Сурб Аствацацни - «Святой Богородицы».

Но вернемся к истории возникновения Армяно-Григорянской церкви - еще и такое в истории Армавира носит она свое название. Обратимся к архивным источникам: 23 февраля 1839 г. Засс направил главному приставу закубанских народов майору Венеровскому следующее предписание за № 376: При переселении черкесо-гаев из временных аулов к Прочноокопской крепости.

« Желая всеми зависящими от меня средствами улучшить благосостояние этих семейств и водворению их дать вид приличной русским подданным, - я за необходимое признал поселить их в одном месте, именно: на левом берегу Кубани противу крепости Прочно-Окопской При постройках домов прошу Вас особенно присмотреть за тем, чтобы не было большого стеснения, наблюдена правильность улиц, и чтобы посредине всего поселения оставлена была площадь, достаточная для построения церкви».

Передо мной стоит вопрос: почему первая церковь, которой придавалось столь важное значение будущего Армавира, была армянской? Ответ на этот вопрос я нашел в исследовательских работах Е. М. Иванова, много лет посвятившего себя в исследовании и создании рукописей по истории родного города:

«Рапорт коллежского асессора К. Дульветова командующему правого крыла генерал-лейтенанту Филипсону Кавказской линии (13. 02. 1859 г. ): «Армавирцы, все без исключения, принадлежат к Армяно-Григорианскому исповеданию».

Армяно-Григорянская С чем связано это название?

До I века в Армении религией было язычество. В I веке апостолы Фаддей и Варфоломей начали проповедовать христианскую веру. Христиане часто подвергались гонениям и зверским убийствам, т. к. официальной религией армян считалось в то время многобожие, приближающееся в какой-то степени к эллино-римской религии. В условиях новых исторических и политических, а так же благодаря проповедям Святого Григория Просветителя, армянский «царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении». История принятия христианства Арменией интересно описана на страницах книги «Армянская Апостольская Святая церковь».

«Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший Католикосом Армянской Церкви (302 – 326 г. г. ), и царь Армении Трдат III (287 – 330 г. г. )», - написано в ней.

По преданию Св. Григорию Просветителю было ведение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть Армянская Церковь. Именно, поэтому построенная затем в Армении церковь была названа «Эчмиадзином», что на армянском языке означает «Сошел Единородный», т. е. Иисус Христос. С тех пор Св. Григорий Просветитель считается основателем Армянской церкви.

Возможно, именно поэтому церковь называют Армяно-Григорянской.

ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

В исторически сложившемся центре Армавира между продольными улицами Маршала Жукова и Полины Осипенко расположена прямоугольная площадь, на которой возвышается сохранившаяся до наших дней кирпичная Армяно-григорянская церковь - памятник архитектуры, находящийся под охраной государства.

В Ленинградском Центральном государственном историческом архиве СССР и Московском Центральном военно-историческом архиве хранятся документы, проекты и чертежи, по которым нашими краеведами Е. М. Ивановым (бывший директор музея «Боевой Славы») и Н. Навротским (сотрудник Армавирского краеведческого музея) восстановлена история строительства Армянской церкви - первого монументального памятника архитектуры Армавира. Наши краеведы печатали свои исследования на страницах газеты «Армавирский собеседник».

Много информации о церкви и копии ее в дореволюционных фотографиях собрано в книжке «Армавир в открытках и фотографиях, собранных краеведом Ивановым Евгением Михайловичем».

История церкви Пресвятой Богородицы такова:

«Командующий Кубанской линией генерал-майор барон фон Засс Григорий Христофорович с целью поощрения черкесских армян (черкесо-гаев) в 1839 г. обратился к правительству с просьбой разрешить строительство церкви в Армянском ауле. Обращается он также к Эчмиадзинском патриарху с просьбой послать священника и денежное пособие.

По его же инициативе весной 1840 г. , с помощью наемных ремесленников в ауле начинается строительство деревянной церкви. Засс (основатель Армавира) одновременно распорядился, чтобы церковь была построена на каменном фундаменте и покрыта железной крышей. На церкви должен был быть установлен позолоченный крест.

Но в 1842 г. недостроенная церковь сгорела. Сгоревшая церковь была освещена (при закладке) как «Сурб Грештак» - Святой Ангел, - об этом пишет Шаханянц Симон в книге «Памятник четырехголосному хору».

16 ноября 1844 г. был высочайше утвержден «Проект церкви, предполагаемой к постройке вновь в Армянском ауле на реке Кубани, против Прочноокопской крепости». Этот проект исполнил, как свидетельствуют архивные источники, архитектор Фарафонтьев.

Началось строительство новой, кирпичной церкви, которое из-за постоянной нехватки средств затянулось до 1861 г. Однако сохранились копии документов, доказывающие, что выделялись денежные средства:

«Канцелярия военного министра 22 января 1846 г.

Милостивый государь, Владимир Петрович! (Бутков). Имею честь препроводить к Вашему высокородию для сведения по Кавказскому комитету копию с высочайшего повеления, объявленного Главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом от 21 сего января № 312 об отнесении требующихся на постройку каменной церкви в Армавирском ауле на левом берегу Кубани, десяти тысяч рублей серебром. Эти деньги составляют свободный остаток от доходов Закавказских провинций».

Архитектура была заимствована от средневековых армянских церквей (колонны, оконные проемы, купольное перекрытие, своды). Она представляет значительный исторический и архитектурный интерес. Вокруг церкви была построена высокая кирпичная стена с бойницами и 4-мя бастионами на углах.

В августе 1861 г. новая церковь была торжественно освящена. Ее внутреннее помещение сохранило величавый и строгий стиль древних армянских церквей. Большинство икон написано армянскими художниками.

«В 1872 г. церковь была реставрирована русским архитектором из Ставрополя, которому армянский священник заплатил 400 рублей серебром».

В 1887 г. был произведен второй, капитальный ремонт церкви.

В 1930-е годы происходило массовое закрытие и разрушение культовых сооружений. Почти все церкви Армавира были разрушены. Но эта церковь чудом сохранилась. Разрушили лишь каменную ограду с бастионами, сняли колокола. В закрытой половине церкви устроили склад. Сохранилась церковь и в период оккупации в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г. г. ).

В 1943 г. половина армянского храма была передана русской православной церкви, внутренняя архитектура ее претерпела изменения: были построены балконы для хора, новый иконостас, осуществлены и некоторые другие переделки.

Церковь долгое время не ремонтировалась и разрушалась. Сказалась на ее внешнем и внутреннем облике военные действия Великой Отечественной войны. Только послевоенное время армянская Успенская церковь была реставрирована и приведена в порядок, сооружена металлическая ограда.

Представляет собой историко-архитектурный памятник краевого значения.

РОЛЬ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ АРМАВИРЦЕВ

Церковь всегда играла важную роль в жизни жителей сначала аула, потом села, и в настоящее время города Армавира. В конце XIX века, как свидетельствуют архивные источники, у церковной паперти собирался аульный сход, решавший военные, экономические, административные и хозяйственные вопросы. На площади, примыкавшей к территории церковного двора, проводились базары, на которые съезжались черкесы, тут же открывались первые лавки с русскими товарами.

В дореволюционное время церковь была местной священной обителью, куда приходили помолиться верующие.

После октябрьской революции все культовые здания закрывались и разрушались. Сохранились в Армавире только Православная и Успения Пресвятой Богородицы церкви. Когда закончилась война, в Армянской церкви находились множество продовольственных ларьков и небольшой базарчик, на котором торговали жители близлежащих улиц и Старой Станицы.

В 1950-60 г. г. советский Армавир был центром Северо-Кавказской и Астраханской епархии. (В современное время центр епархии Юга России находится в Краснодаре. )

В настоящее время церковь действует и используется по назначению. Отмечаются христианские праздники: Рождество Христово, Крещение, о священном хлебе, о чаше крови Господней, о Пресвятой песни, передовой пост, Крестовое Знамение и т. д.

Одной из обрядовых особенностей Армянской церкви является «Матах», что в переводе означает «жертвоприношение, принесение дара Богу и сотворение милости бедным».

«Жертвоприношение совершается по различным причинам, - рассказывает священник церкви, - в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия; как ходатайство за упокоение души усопших; во искупление грехов и ради спасения души. Для жертвоприношения необходимо два компонента: животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола. Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в сорок домов. Мясо барана - в семь домов. Петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения».

Во время праздника Успения Пресвятой Богородицы бытует красивая традиция освящать виноград. Когда поспевает любой фрукт, первый урожай надо выделить для Бога. Но так как невозможно каждый раз по отдельности освящать разные фрукты, армянская церковь выбрала виноград, поскольку из него готовится вино, используемое при Причастии.

Еще есть хорошая традиция в Армянской церкви: после Пасхи и Рождества служители церкви ходят в армянские семьи (и по приглашению в другие) и освещают их дома.

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

Церковь имеет купол, высотой 30 м, колокольню и колокола. Внутри ее есть иконы, алтарь, подсвечники, арки. Церковь окружена металлической оградой, на ее территории есть три мраморных надгробия и священный крест, установленный в честь 1700-летия принятия христианства Армении.

В 1866 г. с южной стороны церкви был похоронен монах Карапет Арцивян (Карапет-Вартапет, ученый).

Карапет Арцивов жил у армян в горах с 1815 по 1832 г. г. , затем перешел в Екатеринодар (Краснодар) и жил здесь до 1840 г. , после чего переселился в Армавир. Родом из Начихевани-на-Доеу. В молодых летах принял монашеский сан. По сведениям Астраханской духовной консистории 31 июля 1802 г. , он рукоположен в диаконы Архиепископом Ефремом, а по Указу из Эчмиадзина от 25 февраля 1809 г. Архиепископ Ефрем возвел его в сан иеромонаха. С конца XVII века он странствовал из аула в аул. Там, где он появлялся между армянами, ему оказывались уважение и любовь.

Он не носил оружия, его единственным оружием был крест. В горах этот смеренный человек крестил, венчал, хоронил и исполнял другие христианские требы, а главное – учил словом и собственным примером, как надо было исповедовать христианскую веру и любить своих ближних. Это был живой образец любви к страждущему брату, не знавший ни боязни, ни зависти, не влечения к земным благам, а всецело преданный делу духовного просвещения. И за это любили его армяне и почитали даже иноверцы-мусульмане. Сейчас еще на его белом мраморном надгробии сохранилась надпись на армянском языке, которая гласит: «Здесь покоится Арцивян Карапет – монах, отважный защитник, утешитель и спаситель беззащитных черкесских армян, посвятивший себя опасной борьбе с горцами и спасший армян, неутомимый борец, до конца своих дней, отдавший свою жизнь на благо своей нации. Да станется навеки его благодарная память поколениям Армавирских армян. Скончался 3 августа 1866г. в возрасте 102 лет».

На втором надгробии, на черном, надпись на армянском языке гласит: «Заповедь новую даю Вам: да любите друг друга, как я возлюбил Вас. От Иоан; гл. 13, № 34». Надписи на левой и правой сторонах одинаковы. Сверху надпись: «Первый черкесо-гай священник Вардан, старший священник Гаспарянц, скончался после 40-летнего служения церкви. Родился в 1833г. – 1899, 11 декабря».

В 1981 г. вокруг церкви поставили металлическую ограду. По улице Дзержинского в ограде были выстроены гаражи, последние которые убрали в конце 1981 г. Затем вся территория перед церковью была расчищена, часть ее превратили в сквер, который засадили деревьями и кустарниками, разбили клумбы, проложили асфальтированные дорожки. Возле самой церкви в 1985 г. поставили ограду, отделяющую совсем небольшую территорию. Здания, принадлежащие церкви, и в которых раньше была церковно-приходская школа, отдали средней школе № 6.

В 2001 г. к 1700-летию принятия Арменией христианства во дворе церкви был установлен Khatch-Kar (Хачкар) - «каменный крест». Но комплекс еще не завершен, так предполагается построить фонтан.

В 2002 г. в Армянской церкви на общественные средства был произведен капитальный ремонт.

В настоящее время Церковь преображается. Посажены молодые деревья. Идет реконструкция всей территории, прилегающей к церкви.

В моем сжатом культурно-историческом обозрении нет гладких переходов от одной эпохи к другой, не сохранена строгая последовательность хронологии исторических фактов. И не это главное. В данной работе я попытался найти ответы на интересующие меня вопросы. У меня получилось собрать воедино историю Армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы с первого дня ее существования и до настоящего времени, определить значимость ее в культурной жизни горожан.

В заключении, хочется еще раз обратиться к одному из главных христианских праздников – Успения Пресвятой Богородицы. Для нас – это двойной праздник, т. к. наша церковь названа в ее честь.

Во время праздника Богородицы христианская церковь чтит не только ее память, но и подчеркивает материнский, образ Марии. Богородица – воплощение верующей, высоконравственной, милосердной матери, хранительницы семейной святыни, нравственной чистоты храма.

Мать не только рождает Сына, а живет для Сына, ради Сына. Каждый раз, когда Он подвергался гонениям, Богородица страдала. Образ матери у христиан воспринимается так высоко, что называли матерью такие ценности, как Церковь, Родину.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)