Автобиография как тема в стихах поэтов конца ХIХ – нач. ХХ вв. (А. Блок)
Александр Блок
Крупнейший поэт «серебряного века »; его поэзия была интимным дневником, а жизнь - романом в стихах; гений, предчувствовавший грядущее Возмездие; «трагический тенор эпохи».
А. Ахматова
Вот так величайшая поэтесса Анна Ахматова охарактеризовала выдающегося поэта серебряного века Александра Блока, о творчестве которого я хочу порассуждать в своей работе, опираясь на стихи. Лирика Блока наполнена душевным теплом, любовью к Богу и верой в красоту окружающего мира.
Александр Блок родился 16 ноября 1880 года в семье, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Воспитывался он в семье матери – А. А Бекетовой.
С раннего детства будущему поэту прививалась любовь ко всему прекрасному. Это была и чистота, и возвышенность чувств, и гармония в жизни. К двадцати годам Блок начал свою самостоятельную жизнь.
Одним из первых его стихотворений стало
«Я вышел. Медленно сходили. » (1901):
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы.
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне.
И тихими я шёл шагами,
Провидя вечность в глубине.
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!.
В нём автор говорит об избранности своего жизненного пути утвердительно:
Я вышел.
Мир, в который герой попадает, полон неизвестности, поэтому он идёт осторожно:
И тихими я шёл шагами.
Поэт, придя в мир с открытой душой, надеется, что он будет принят и понят людьми:
Провидя вечность в глубине.
Поэт обращается к прошлому, которое в его представлении является олицетворением всего лучшего, сокровенного, которое поможет ему найти путь к «вечному будущему»:
О, лучших дней былые были!
В своём стихотворении «Ветер принёс издалёка. »,(1901):
Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.
Блок говорит о встрече с миром, который оказался не радостным, а неприветливым. Начало стихотворения наполнено оптимизмом:
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
Ощущение радости от ожидаемой встречи передаётся в стихотворении приёмом аллитерации: Повторяется звук [Л] - светло, глубоко, издалёка, клочок, открылся.
Но во втором четверостишии, используя олицетворения:
Плакали зимние бури и метафору: «реяли звёздные сны», говорит о противоположности, двойственности жизни.
Блок употребляя повторы слов:
« Плакали зимние бури»
« Плакали зимние бури»
«Ветер принёс издалёка» (1 строфа)
«Ветер принёс издалёка» (3 строфа), убеждает нас в том, что мир неоднозначен. В нём есть и радость, и горечь, и счастье, и беда, и встреча, и разлука.
В начале своего творчества поэт не просто так посвящает матери стихотворение «Моей матери» (1903):
Чем больней душе мятежной,
Тем ясней миры.
Бог лазурный, чистый, нежный
Шлёт свои дары.
Шлёт невзгоды и печали,
Нежностью объят.
Но чрез них в иные дали
Проникает взгляд.
И больней душе мятежной,
Но ясней миры
Это бог лазурный, нежный
Шлёт свои дары.
Оно является олицетворением веры: все трудности будут преодолены с молитвой матери. Интересна структура стихотворения: первая строчка длинная часть предложения, а вторая - короткая:
Длинные: «Чем больней душе мятежной»
«Бог лазурный, чистый, нежный»
«Шлёт невзгоды и печали»
Короткие: «Тем ясней миры»
«Шлёт свои дары»
«Нежностью объят»
Может быть, это потому, что автор говорит о трудностях в жизни, которые можно преодолеть с помощью слова матери, обращённого к Богу.
«И больней душе мятежной»
«Это бог лазурный, нежный»
Стихотворение заканчивается оптимистически. Лирический герой находится под покровительством божественных сил.
Стихотворение «Белой ночью месяц красный. »(1901),:
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?.
было создано под впечатлением знакомства с будущей своей возлюбленной и женой Л. Д Менделеевой. Душа поэта находит отражение в красном месяце, который сулит ему добро:
В вас ли доброе таится.
Впервые в своей жизни Блок задумывается над тем, что, наконец, нашёл свою «музу», физическое отображение его идеала, его мечты:
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В период первой русской революции проявилось важное свойство Блока - социальная чуткость.
В стихотворении «Шли на приступ. », написанном в момент расстрела мирной демонстрации в 1905 году, ощущается боль, горечь узнавания жизни:
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Кто-то бьётся под ногами,
Кто - не время вспоминать.
В нём уже меньше восторгов: ритм чёткий, даже в звучании стиха чувствуется напряжённость, ожидание трагедии:
Шли на приступ
Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»
Кто-то шепчет: «Не забудь!»
Звуки [р], в словах: приступ, прямо, грудь, направлен, крикнул, прославлен; [ш] и [c] в словах: шли, приступ, штык, шепчет, прославлен. Они помогают мне представить страшную картину трагедии. И я слышу боль поэта, вызванную «страшным миром». А ведь Блок был свидетелем этого события.
Блок солидарен с народом. Он будто находится внутри этих событий, принимает непосредственное участие:
Рядом пал, всплеснув руками,
И над ним сомкнулась рать.
Автор предчувствует, каким будет конец этой стычки, результат всех потерь:
Ведь никто не встретит старость-
Смерть летит из уст в уста.
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста.
Вот оно- пророчество. Разве мог он знать, насколько он был прав.
Страшное событие – I мировая война - стало глубоко личной трагедией Блока, так как в это время он был призван в армию и принимал участие в военных действиях. Моё внимание привлекло стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал». В нём автор, я думаю, за друга принимает Европу. Он говорит о разобщённости людей, одиночестве человека:
И не искал единоверцев.
Блок размышляет о том, что, стремясь к счастью, Европа совершила чудовищную ошибку:
Ты острый нож безжалостно вонзал
В открытое для счастья сердце.
Он обращается к Европе с укором, но одновременно жалеет, как провинившегося перед отцом ребёнка:
Безумный друг!
Ты мог бы счастлив быть. !
Но тут же автор сам себе противоречит:
Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, всё равно, не можем сохранить Неумирающего счастья.
Как обычно, стихотворение заканчивается оптимистически. Есть вера, что когда-нибудь счастье настанет, ведь оно живо:
Неумирающего счастья!
В эти годы Блок стал истинной «душой народа». Он был связан особыми нитями с природой и людьми.
В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека. » автор говорит о витающей где-то в воздухе угнетающей однообразности жизни, о постоянных нерешенных проблемах. Всё это, как в зеркале, отражается на окружающем мире:
Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века
Всё будет так - исхода нет.
Блок говорит, что человек должен «бороться», чтобы что-то изменилось, иначе всё останется так, по-старому:
И повторится всё как в старь
Перестановкой повторяющихся слов автор хочет показать, что мир может измениться внешне, но суть останется всё такой же:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Но больше всего моё внимание привлекло стихотворение «Когда мы встретились. » (1914):
Когда мы встретились с тобой,
Я был больной, с душою ржавой.
Сестра, суждённая судьбой,
Весь мир казался мне Варшавой!
Я помню: днём я был «поэт»,
А ночью (призрак жизни вольной!)
Над чёрной Вислой - чёрный бред.
Как скучно, холодно и больно!
Когда б из памяти моей
Я вычеркнуть имел бы право
Сырой притон тоски твоей
И скуки, мрачная Варшава!
Лишь ты, сестра, твердила мне
О том, что мир- жилище бога,
О холоде и об огне.
Это стихотворение входит в сборник «Ямбы» (1907-1914). Блок отмечает, что он посвящает всё стихи памяти своей покойной сестры Ангелины Александровны Блок.
Интересна употребляемая лексика: используются слова, обозначающие географические названия: Варшава, Висла и т. п. И это не случайно, так как после развода родителей Блока, его отец жил и работал в Варшаве. Сам автор любил и почитал этот город.
Использована так же негативная лексика: душою ржавой, скучно, чёрная и т. п. Чувствуется, что присутствует тревожное ощущение бытия, жизни.
Для большей выразительности Блок употребляет как метафоры: чёрная Висла, сырой притон, чёрный бред, волнующая тревога, так и олицетворения: призрак жизни, мрачная Варшава.
Ямб создаёт мелодику стихотворения и даёт почувствовать грусть, таинство воспоминаний.
Познакомившись с творчеством А. Блока, я узнала для себя много нового. Прежде всего, я смогла познать саму себя, так как вижу между «правдой жизни» и моральными принципами Блока много сходства со мной. Я поняла и осознала, каким должен быть и как должен жить человек, чтобы прожить эту жизнь достойно.
Комментарии