Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Автобиография как тема в стихах поэтов конца ХIХ – нач. ХХ вв. (А. Блок)

Александр Блок

Крупнейший поэт «серебряного века »; его поэзия была интимным дневником, а жизнь - романом в стихах; гений, предчувствовавший грядущее Возмездие; «трагический тенор эпохи».

А. Ахматова

Вот так величайшая поэтесса Анна Ахматова охарактеризовала выдающегося поэта серебряного века Александра Блока, о творчестве которого я хочу порассуждать в своей работе, опираясь на стихи. Лирика Блока наполнена душевным теплом, любовью к Богу и верой в красоту окружающего мира.

Александр Блок родился 16 ноября 1880 года в семье, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Воспитывался он в семье матери – А. А Бекетовой.

С раннего детства будущему поэту прививалась любовь ко всему прекрасному. Это была и чистота, и возвышенность чувств, и гармония в жизни. К двадцати годам Блок начал свою самостоятельную жизнь.

Одним из первых его стихотворений стало

«Я вышел. Медленно сходили. » (1901):

Я вышел. Медленно сходили

На землю сумерки зимы.

Минувших дней младые были

Пришли доверчиво из тьмы.

Пришли и встали за плечами,

И пели с ветром о весне.

И тихими я шёл шагами,

Провидя вечность в глубине.

О, лучших дней живые были!

Под вашу песнь из глубины

На землю сумерки сходили

И вечности вставали сны!.

В нём автор говорит об избранности своего жизненного пути утвердительно:

Я вышел.

Мир, в который герой попадает, полон неизвестности, поэтому он идёт осторожно:

И тихими я шёл шагами.

Поэт, придя в мир с открытой душой, надеется, что он будет принят и понят людьми:

Провидя вечность в глубине.

Поэт обращается к прошлому, которое в его представлении является олицетворением всего лучшего, сокровенного, которое поможет ему найти путь к «вечному будущему»:

О, лучших дней былые были!

В своём стихотворении «Ветер принёс издалёка. »,(1901):

Ветер принёс издалёка

Песни весенней намёк,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звёздные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои.

Блок говорит о встрече с миром, который оказался не радостным, а неприветливым. Начало стихотворения наполнено оптимизмом:

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

Ощущение радости от ожидаемой встречи передаётся в стихотворении приёмом аллитерации: Повторяется звук [Л] - светло, глубоко, издалёка, клочок, открылся.

Но во втором четверостишии, используя олицетворения:

Плакали зимние бури и метафору: «реяли звёздные сны», говорит о противоположности, двойственности жизни.

Блок употребляя повторы слов:

« Плакали зимние бури»

« Плакали зимние бури»

«Ветер принёс издалёка» (1 строфа)

«Ветер принёс издалёка» (3 строфа), убеждает нас в том, что мир неоднозначен. В нём есть и радость, и горечь, и счастье, и беда, и встреча, и разлука.

В начале своего творчества поэт не просто так посвящает матери стихотворение «Моей матери» (1903):

Чем больней душе мятежной,

Тем ясней миры.

Бог лазурный, чистый, нежный

Шлёт свои дары.

Шлёт невзгоды и печали,

Нежностью объят.

Но чрез них в иные дали

Проникает взгляд.

И больней душе мятежной,

Но ясней миры

Это бог лазурный, нежный

Шлёт свои дары.

Оно является олицетворением веры: все трудности будут преодолены с молитвой матери. Интересна структура стихотворения: первая строчка длинная часть предложения, а вторая - короткая:

Длинные: «Чем больней душе мятежной»

«Бог лазурный, чистый, нежный»

«Шлёт невзгоды и печали»

Короткие: «Тем ясней миры»

«Шлёт свои дары»

«Нежностью объят»

Может быть, это потому, что автор говорит о трудностях в жизни, которые можно преодолеть с помощью слова матери, обращённого к Богу.

«И больней душе мятежной»

«Это бог лазурный, нежный»

Стихотворение заканчивается оптимистически. Лирический герой находится под покровительством божественных сил.

Стихотворение «Белой ночью месяц красный. »(1901),:

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве.

Бродит призрачно-прекрасный,

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?.

было создано под впечатлением знакомства с будущей своей возлюбленной и женой Л. Д Менделеевой. Душа поэта находит отражение в красном месяце, который сулит ему добро:

В вас ли доброе таится.

Впервые в своей жизни Блок задумывается над тем, что, наконец, нашёл свою «музу», физическое отображение его идеала, его мечты:

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В период первой русской революции проявилось важное свойство Блока - социальная чуткость.

В стихотворении «Шли на приступ. », написанном в момент расстрела мирной демонстрации в 1905 году, ощущается боль, горечь узнавания жизни:

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьётся под ногами,

Кто - не время вспоминать.

В нём уже меньше восторгов: ритм чёткий, даже в звучании стиха чувствуется напряжённость, ожидание трагедии:

Шли на приступ

Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Звуки [р], в словах: приступ, прямо, грудь, направлен, крикнул, прославлен; [ш] и [c] в словах: шли, приступ, штык, шепчет, прославлен. Они помогают мне представить страшную картину трагедии. И я слышу боль поэта, вызванную «страшным миром». А ведь Блок был свидетелем этого события.

Блок солидарен с народом. Он будто находится внутри этих событий, принимает непосредственное участие:

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Автор предчувствует, каким будет конец этой стычки, результат всех потерь:

Ведь никто не встретит старость-

Смерть летит из уст в уста.

Высоко пылает ярость,

Даль кровавая пуста.

Вот оно- пророчество. Разве мог он знать, насколько он был прав.

Страшное событие – I мировая война - стало глубоко личной трагедией Блока, так как в это время он был призван в армию и принимал участие в военных действиях. Моё внимание привлекло стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал». В нём автор, я думаю, за друга принимает Европу. Он говорит о разобщённости людей, одиночестве человека:

И не искал единоверцев.

Блок размышляет о том, что, стремясь к счастью, Европа совершила чудовищную ошибку:

Ты острый нож безжалостно вонзал

В открытое для счастья сердце.

Он обращается к Европе с укором, но одновременно жалеет, как провинившегося перед отцом ребёнка:

Безумный друг!

Ты мог бы счастлив быть. !

Но тут же автор сам себе противоречит:

Зачем? Средь бурного ненастья

Мы, всё равно, не можем сохранить Неумирающего счастья.

Как обычно, стихотворение заканчивается оптимистически. Есть вера, что когда-нибудь счастье настанет, ведь оно живо:

Неумирающего счастья!

В эти годы Блок стал истинной «душой народа». Он был связан особыми нитями с природой и людьми.

В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека. » автор говорит о витающей где-то в воздухе угнетающей однообразности жизни, о постоянных нерешенных проблемах. Всё это, как в зеркале, отражается на окружающем мире:

Ночь, улица, фонарь, аптека

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века

Всё будет так - исхода нет.

Блок говорит, что человек должен «бороться», чтобы что-то изменилось, иначе всё останется так, по-старому:

И повторится всё как в старь

Перестановкой повторяющихся слов автор хочет показать, что мир может измениться внешне, но суть останется всё такой же:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Но больше всего моё внимание привлекло стихотворение «Когда мы встретились. » (1914):

Когда мы встретились с тобой,

Я был больной, с душою ржавой.

Сестра, суждённая судьбой,

Весь мир казался мне Варшавой!

Я помню: днём я был «поэт»,

А ночью (призрак жизни вольной!)

Над чёрной Вислой - чёрный бред.

Как скучно, холодно и больно!

Когда б из памяти моей

Я вычеркнуть имел бы право

Сырой притон тоски твоей

И скуки, мрачная Варшава!

Лишь ты, сестра, твердила мне

О том, что мир- жилище бога,

О холоде и об огне.

Это стихотворение входит в сборник «Ямбы» (1907-1914). Блок отмечает, что он посвящает всё стихи памяти своей покойной сестры Ангелины Александровны Блок.

Интересна употребляемая лексика: используются слова, обозначающие географические названия: Варшава, Висла и т. п. И это не случайно, так как после развода родителей Блока, его отец жил и работал в Варшаве. Сам автор любил и почитал этот город.

Использована так же негативная лексика: душою ржавой, скучно, чёрная и т. п. Чувствуется, что присутствует тревожное ощущение бытия, жизни.

Для большей выразительности Блок употребляет как метафоры: чёрная Висла, сырой притон, чёрный бред, волнующая тревога, так и олицетворения: призрак жизни, мрачная Варшава.

Ямб создаёт мелодику стихотворения и даёт почувствовать грусть, таинство воспоминаний.

Познакомившись с творчеством А. Блока, я узнала для себя много нового. Прежде всего, я смогла познать саму себя, так как вижу между «правдой жизни» и моральными принципами Блока много сходства со мной. Я поняла и осознала, каким должен быть и как должен жить человек, чтобы прожить эту жизнь достойно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)