Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Бесконфликтные отношения «учитель-ученик»: реальность или вымысел?

«Святая наука – расслышать друг друга».

Булат Окуджава

Эффективное взаимодействие учителя с учеником во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья учащихся в школе. Но все ли учителя умеют так общаться с учениками, чтобы не вызывать у них протеста или недовольства? Все ли школьники довольны отношением к ним педагогов? Мы считаем ответы на эти вопросы очень актуальными для себя, так как учимся в школе долгих 11 лет и хотим понять, какие впечатления останутся у нас и других ребят после окончания школы, будут ли тёплыми воспоминания об учителях, о тех, кто был рядом много лет.

Поэтому целью нашего исследования мы поставили: выяснение уровня взаимоотношений учащихся и учителей нашей школы.

Роль общения в жизни человека

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребёнку, как и пища. Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии и его судьбу.

Какие стили межличностного общения существуют между взрослыми и детьми?

Демократичные педагоги ценят в поведении детей и самостоятельность, и дисциплинированность. Контроль, основанный на принятии ребёнка, не раздражает, и формирование личности проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные педагоги требуют от ребёнка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют детей, причём делают это не вполне корректно. Тогда часть учеников идёт на конфликт, а остальные пытаются приспособиться к этому стилю и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация ухудшается при неприятии какого-то ученика педагогом (т. е. он проявляет эмоциональное холодное, отвергающее отношение к нему). Неизбежна полная потеря контакта.

Либеральные педагоги проявляют безразличное отношение к ученикам.

Под педагогическим общением подразумевается система взаимодействия педагога с детьми, учащимися школы. Целью этого взаимодействия является организация педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития учеников микроклимата в классных коллективах. К тому же в процессе общения происходит удовлетворение человека в положительных эмоциях. Способность к общению является врождённой, так как человек – существо социальное, но она должна быть развита соответствующим воспитанием.

Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения?

➢ Искренний интерес к человеку. Особо талантливых в общении педагогов отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность по отношению к другим людям.

➢ Умение слушать других как конкретное проявление интереса к тому, что говорит ученик.

➢ Обращение к человеку по имени, так как имя человека – самый важный для него звук на любом языке.

➢ Доброжелательность.

➢ Улыбка.

Может ли педагогам что-то помешать слушать и слышать ученика? Оказывается, может. Что же это? o Приказы, команды.

o Предупреждения, угрозы.

o Мораль, нравоучения.

o Советы, готовые решения.

o Нотации, логические доводы, «лекции».

o Критика, выговоры, обвинения.

o Обзывание, высмеивание.

o Догадки, интерпретации.

o Выспрашивание, расследование.

o Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

o Отшучивание, уход от разговора.

А что может помочь достигать взаимопонимания?

Принятие ученика таким, каков он есть. Оказывается, существуют определённые правила принятия человека:

➢ Можно выражать своё недовольство отдельными действиями. Но не учеником в целом.

➢ Можно осуждать действия ученика, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они возникают, значит, для этого есть основания.

➢ Недовольство действиями ученика не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие его.

История вопроса

Проблема эффективного педагогического взаимодействия затрагивалась в философских, психологических, педагогических работах с давних пор. Уже Демокрит подчёркивал, что хорошо учителю быть любимым, ибо тот, кого все боятся, сам всех боится.

Пифагорейцы стремились из учебного взаимодействия устранить состязательность и соперничество, полагая их неуместными для развития мудрого. Осторожность, сдержанность внушение в мягких выражениях рассматривались ими как основные характеристики эффективного педагогического взаимодействия.

Квинтилиан призывал использовать в общении с учениками просьбы, похвалы и считал, что детским умам вредит чрезмерная взыскательность учителя.

Аль-Газали, один из выдающихся представителей суфийского учения, на первое место ставил «обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними как с собственными детьми». Он подчёркивал, что «учитель должен заботиться о благополучии учеников с такой же степенью вовлечённости, как отец или мать заботятся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но как родители быть способным любить их».

М. Монтень считал, что эффективное взаимодействие учителя и учащихся не предполагает насилия и принуждения, так как они, как ничто другое, уродуют и извращают натуру с хорошими задатками. Таких же взглядов придерживались замечательные русские педагоги И. И. Бецкой. Н. И. Новиков, В. В. Измайлов.

Ф. Фребель в центр эффективного педагогического взаимодействия ставил любовь и пример учителя.

Именно так и строили свои отношения с учениками Л. Н. Толстой и С. Т. Шацкий. Толстой, обучая детей «сочинительству» в своей яснополянской школе, обнаружил, что и сам может у них многому поучиться. Это побудило его написать статью под характерным названием «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»

Большое внимание этой проблеме уделял К. Д. Ушинский, подчёркивая определяющую роль личности учителя в педагогическом взаимодействии: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Выдающийся польский педагог Я. Корчак, исследуя проблему взаимодействия учителя с детьми, предостерегал от чрезмерных требований, строгих оценок: «Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и, сверх того, по нашему усмотрению и образцуНайдёшь ли в истории пример подобной тирании? Поколение Неронов расплодилось». (Корчак Я. Как любить ребёнка. М. : Изд-во политической литературы, 1990. ) Характеризуя эффективное педагогическое взаимодействие, он отмечает большую роль свободы ребёнка во взаимоотношениях с учителем, а также необходимость поощрений: «Чем больше у ребёнка свободы. Тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». (Корчак Я. Как любить ребёнка. М. : Изд-во политической литературы, 1990. )

Об опасности использования учителем власти писал В. А. Сухомлинский. Такие проявления педагога «опустошают детскую душу, порождают недоверие, даже ненависть человека к человеку. К сожалению. Ещё нередко встречаются учителя, любующиеся, наслаждающиеся своей властью над ребёнком».

Как видим, многими выдающимися философами и педагогами была отмечена тенденция использования власти в процессе педагогического воздействия над заведомо зависимыми от него детьми.

Современные требования к педагогу

На протяжении всей истории развития общества, как мы убедились, роль учителя была значима и ответственна. Сегодня, как и всегда, педагог реализует две основные социальные задачи: обучение и воспитание.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом определяет её эффективность в целом. Основным его содержанием является установление и налаживание взаимоотношений учителя с учениками. И характер этих взаимоотношений самым серьёзным образом влияет на её успешность. Следствием недооценки педагогом этого компонента работы может явиться потеря контакта с классом.

Эффективность процесса обучения и воспитания младших школьников в первую очередь зависит от благоприятного психологического климата, созданного в классе. Почему?

Система «ребёнок-учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям, т. е. становится отношением «ребёнок-общество». Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славица показали это экспериментально. В учителе воплощены требования общества. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребёнок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. Ситуация №»ребёнок-учитель» пронизывает всю жизнь ребёнка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

В работе с учащимися средних классов – подростками, педагогу необходимо значительно большее внимание по сравнению с учителем начальных классов уделить своей конструктивной и организаторской деятельности. С чем это связано?

Рассмотрим этот вопрос, используя теорию транзактного анализа Э. Берна.

Основой построения стиля общения «взрослый-взрослый» являются искренность и восприятие подростка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать. В плане воспитания значимо содержание общения не само по себе, а то, что это общение серьёзное, на равных.

Ст. Холл впервые описал характер подростка как амбивалентный (двойственный) и парадоксальный, полный противоречий, и назвал этот период кризисом самосознания. В этом возрасте уже нет детского подчинения авторитету. Подростки не удовлетворены собой, и их неудовлетворённость переносится на окружающий мир. Отсюда – повышенная конфликтность и критичность требований педагогов.

Э Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Учителя должны быть примером для подражания подростков, так как подростки очень критично настроены на взрослых – их отличают трудности в отношениях, связанные с негативизмом и упрямством. Сравнивая себя со взрослыми, подростки приходят к заключению, что между ними и взрослыми никакой разницы нет. Тогда они начинает предъявлять взрослым, в том числе и учителям, свои права. Место, которое подростки занимают внутри школьного коллектива, становится для них важнее оценки учителя. Авторитет педагогов падает.

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия; с другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с трудными задачами, ждёт от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом. Большой знаток детской души В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пелёнками присмотра и недоверияя самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельноОт величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Успех учителя-предметника в старших классах во многом определяется творческим овладением содержанием преподаваемой им дисциплины. Глубокое знание предмета и умение заинтересовать им юношей и девушек играют порой решающую роль в их профессиональном самоопределении. Самоопределение в этом возрасте характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

В настоящее время морально-психологической основой учебно-воспитательного процесса провозглашается гуманизм. Очень хочется, чтобы он осуществлялся не на словах, а на деле.

Какие же методические рекомендации по реализации идеи гуманизма предлагает наука?

К. А. Абульханова-Славская считает необходимым развитие у педагогов особого свойства сознания – социального мышления, которое предполагает учёт категорий совести и ответственности. Не овладев им, учитель затрудняется в выделении реальных профессиональных проблем. Социальное мышление помогает педагогу осваивать педагогику сотрудничества. Она помогает учителю обрести способность сопоставлять мнения и оценки учеников со своими действиями и намерениями.

Для создания нравственной атмосферы в школе педагогам рекомендуется соблюдать следующие правила педагогического общения:

➢ Не пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

➢ Тщательно готовиться к урокам, не допуская даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

➢ Воздействовать на учеников в основном опосредованными методами.

➢ Использовать специальные приёмы оценки личности учеников для изменения их к лучшему.

➢ Правильно организовывать совместную деятельность учеников.

➢ Вести себя предусмотрительно и корректно со школьниками, что снижает напряжение в общении. Это так называемый ориентировочный стиль поведения.

Отсюда напрашивается следующий вывод: педагогам надо решать задачу предупреждения конфликтных ситуаций со школьниками.

Профилактика конфликтных ситуаций в школе

За последние двадцать лет было реализовано множество проектов и опубликовано множество книг и учебных материалов по этой теме.

Определённые затруднения в работе с классом вызывает тот факт, что мы имеем дело не с добровольным сообществом, так как учащиеся не выбирают ни товарищей по учёбе, ни учителей, так же как учитель чаще всего не выбирает класс. Тем не менее нужно жить и работать вместе каждый день, несколько часов подряд. Конфликты при этом почти неизбежны.

Необходимые предпосылки предотвращения конфликтов:

➢ Уважение других и себя самого.

➢ Готовность слушать и понимать.

➢ Чуткость.

➢ Самоутверждение.

➢ Совместная работа в группе.

➢ Открытость и критическое мышление.

➢ Фантазия, творчество, удовольствие.

Цель ненасильственного разрешения конфликтов – найти путь, ведущий участников конфликта к «выигрышу»: вместо того чтобы бороться друг против друга, сообща проанализировать проблему и постараться достичь согласия.

Однако положительные формы поведения в конфликтных ситуациях не приобретаются механически – это длительный и сложный процесс. И учителя овладевают ими, приобретая опыт, в процессе долгих лет.

По исследованиям немецкого психолога, большую роль в разрешении конфликтов в классе, как указывает Д. Валкер, играет пол учителя. Авторитет женщин-учителей часто подвергается сомнению мальчиками. Женщины чаще, чем мужчины, проявляют готовность обсуждать проблемы с детьми.

Способность учителя и учащихся предотвратить конфликт и найти конструктивные решения существенно зависит от того, в какой мере их отношения основаны на доверии.

Для учителей, которые, с одной стороны, проводят чёткие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готовы на компромиссы и не боятся диалога с детьми, такой конфликт не представляет особой опасности.

Наиболее благоприятные предпосылки для конструктивного разрешения конфликтов она видит в младших классах.

В декабре 2006 года вместе со школьным психологом мы провели исследования, показывающие обратную связь от учеников. Психологические исследования проводились анонимно, хотя желающие могли подписать свою фамилию.

В начальной школе для этой цели использовалась методика «Сказка». Она заключается в том(приложение 1)

В пятом классе использовалась методика «Встреча» (приложение 2).

В средней и старшей школе использовалась: методика «Пригласительный билет».

Сначала мы решили посмотреть, есть ли в современной психологической литературе исследования этого вопроса.

Зависит ли качество общения со взрослыми от самих детей или подростков? Мы предположили, что зависит.

Однако положительные формы поведения в конфликтных ситуациях не приобретаются механически – это длительный и сложный процесс. И учителя овладевают ими, приобретая опыт, в процессе долгих лет.

Способность учителя и учащихся предотвратить конфликт и найти конструктивные решения существенно зависит от того, в какой мере их отношения основаны на доверии.

Для учителей, которые, с одной стороны, проводят чёткие границы дозволенного и недозволенного, а с другой стороны, готовы на компромиссы и не боятся диалога с детьми, такой конфликт не представляет особой опасности.

Наиболее благоприятные предпосылки для конструктивного разрешения конфликтов она видит в младших классах.

Много хлопот доставляет учителям шум в классе во время урока. Они тратят массу времени и энергии на то, чтобы восстановить порядок и спокойствие в классе. Для этого они прибегают к разным тактическим средствам: замечаниям, угрозам, многозначительному молчанию и другим.

Значимость эффективного взаимодействия по типу «учитель-ученик»

Эффективное взаимодействие (общение) учителя с учеником во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья ребёнка. Как организовать эффективное взаимодействие, от каких факторов это зависит, о том, как конструктивно разрешать конфликтные ситуации, описано в книге, написанной для учителей – «В школу – с радостью».

Мы живём в период радикальных перемен в обществе, культуре, системе ценностей. В связи с этим нужны новые стратегии воспитания, ориентированные на Человека как высшую ценность и предполагающие переход от авторитарного воздействия на ребёнка к эффективному взаимодействию с ним.

Качества учителя, способствующие успешному взаимодействию с учащимися

Прежде всего учитель должен обладать особого рода психолого-педагогической компетентностью, уметь чувствовать ребёнка как самого себя, понимать закономерности функционирования психических процессов, разбираться в природе групповых отношений, владеть игровыми методами обучения и воспитания.

Педагогический профессионализм зависит и от индивидуального жизненного опыта учителя, его умения понимать собственные чувства. С точки зрения поведенческой педагогики, эффективное педагогическое взаимодействие состоит в том, чтобы найти стимулы, вызывающие желательное поведение учащихся и устраняющие нежелательные. Достижение этой цели можно свести к двум парадигмам (платформам): насилия и ненасилия.

С точки зрения гуманистической педагогики, основоположником которой является К. Роджерс, эффективное педагогическое взаимодействие определяется его психотерапевтическим характером, не предполагающим руководство учителя и подчинение ученика.

Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В. А. Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков.

Итак, обладая эмпатией, искренностью, ощущением собственной ценности и готовностью общаться с учащимися на позитивной основе, учителя могут эффективно взаимодействовать с ними, т. е. влиять на самосознание школьников и становление их личности, могут научить их верить в себя, справляться с трудностями, в полной мере реализовывать свои возможности в учёбе.

Процесс эффективного педагогического взаимодействия так или иначе предполагает формирование зрелой личности и включает в себя:

➢ умение легко вступать в беседу с учеником;

➢ умение слушать его;

➢ искренний интерес к ученику;

➢ серьёзное отношение к нему;

➢ терпимость к его ошибкам и недостаткам4

➢ способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение;

➢ непринуждённость самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему;

➢ умение видеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха.

Исследование взаимоотношений учителей и учащихся школы

Чего ждут от общения с учителями наши ученики? Насколько свободно и комфортно они ощущают себя в школе? Какие учебные предметы являются наиболее интересными для школьников? На эти вопросы мы попытались ответить проведёнными в школе исследованиями.

Совместно со школьным психологом мы провели анонимное психологическое исследование всех учащихся нашей школы. Объектом нашего исследования стали как ученики, так и учителя.

Для изучения отношений школьников к учителям или школьным предметам были выбраны проективные методики, разработанные Верой Кореневской, психологом художественно-эстетической гимназии №25 г. Кемерово. Поскольку в нашей школе учатся дети разных возрастов, были использованы и разные методики. В начальной школе была проведена методика «Сказка», слушая которую дети могли выразить своё отношение к учителям с помощью картинок и цвета; в пятом классе – методика «Встреча», где отношение к учебным предметам и в определённой степени к учителям выражалось разными картинками, и для учеников с пятого по одиннадцатый класс – методика «Пригласительный билет», в которой своё отношение юноши и девушки могли выразить одним или несколькими восклицательными знаками и выразить своё мнение, почему некоторые предметы не были положительно оценены.

Какие результаты в итоге мы получили и какие выводы сделали, обработав данные методики?

1. В начальном звене школы:

Дети, за исключением, единиц, испытывают состояние психологического комфорта (от 91 до 100% в 3 «А» и 4 «А» классах).

Классные руководители, ведущие основные учебные предметы, имеют самый высокий рейтинг и авторитет у детей во всех классах.

Высоко оценили ученики преподавателей музыки (в 1-х классах) и немецкого языка (в 4 «Б» классе).

Примерно третья часть детей в каждом классе всё-таки испытывает дефицит психологической поддержки как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. Благополучнее других в этом плане ощущают себя ученики 4 «Б» класса, в котором оказалось 82% таких детей.

2. В среднем звене самый высокий рейтинг имеют преподаватели следующих предметов: русский язык (в 7-х и 8 «А» классе); литература (в 7 А» и 8 «А» классах); биология (в 6 «А» и 7 «А» классах); труды (в 5 «А» и 8 «Б» классах); физкультура (в 8 «В» классе – КРО).

В основном у подростков сохраняется позитивное отношение к учителям, хотя появляется более критическое отношение, что показывает достаточно низкий рейтинг некоторых учебных предметов у школьников.

3. В старшем звене отмечается повышение фактора критичности к учителям, особенно в 11 «А» классе. Лишь небольшое количество учебных предметов имеют высокий рейтинг – первое место занимают следующие предметы:

❑ физкультура (в 9 «Б» классе);

❑ история (в 9 «А» и 11 «А» классах)4

❑ география (в 10 «А» классе) и

❑ медицина (в 11 «М» классе).

Увеличивается процент негативного восприятия некоторых предметов, а, значит, в какой-то степени и учителей, которое может проецироваться и на негативное отношение к школе как таковой.

Отчасти это может быть объяснено наличием у юношей и девушек протестных подростковых реакций, или негативизма, почему-то сохраняющихся в старших классах, и юношеского максимализма. Стоит задуматься, а не результат ли это нашего иногда критического отношения к ученикам и подчас завышенных требований к ним, особенно при подготовке к единым государственным экзаменам?

С другой стороны, поскольку общение является двухсторонним процессом, и нам хотелось узнать, какие эмоции испытывают учителя в школе, какой стиль общения с учениками предпочитают, мы провели с помощью психолога тест «Психологический портрет: опыт самодиагностики», разработанную Г. и З. Резапкиными. Мы считаем, что научить ученика достойному поведению, уважению к себе и другим людям может только учитель, для которого такое поведение является стилем жизни.

Цель данной методики – помочь учителям понять причины существующих профессиональных проблем и найти при необходимости личные резервы для их решения.

Исследование также проводилось анонимно, с соблюдением принципа конфиденциальности, и каждый учитель имел возможность самостоятельно, при помощи психолога, обработать тест и проанализировать результаты, так как каждому учителю для самоанализа был предоставлен лист с интерпретацией.

Методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:

1. Приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия).

2. Психоэмоциональное состояние личности (особенности эмоционального состояния и реакция в ответ на различные стрессовые ситуации).

3. Самооценку (степень принятия себя и других).

4. Стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с учениками).

Таким образом, методика даёт учителю «информацию к размышлению», а нам некий собирательный образ учителя нашей школы.

Все полученные данные мы свели в общую таблицу. (приложение 9).

Какие результаты получены в ходе исследования?

➢ Первый параметр относительно ценностей учителей показал, что преобладающее большинство имеют высокую самодостаточность и широкий круг интересов. Для третьей части учителей наиболее близки интересы учеников, а третья часть нуждается в поддержке коллег, их мнении и признании.

➢ Что касается психоэмоционального состояния учителей нашей школы, то преобладают ответы, показывающие повышенную чувствительность нервной системы у учителей и высокой возможности сопереживания другим. По этой причине неблагополучные ситуации или конфликты периодически могут «выбивать из колеи» учителей, приводя к повышению раздражительности и тревожности. То есть, это говорит о том, что эмоциональное состояние педагогов недостаточно стабильное и зависит от обстоятельств.

➢ Примерно третья часть учителей находится на грани нервного срыва. Работа в школе отнимает у них столько физических и душевных сил, что они часто испытывают чувство тревоги, бессилия, раздражения, что в конечном итоге влияет и на учеников, чьё эмоциональное состояние напрямую зависит от состояния педагогов. И лишь небольшая часть учителей имеет достаточно благополучное эмоциональное состояние, уравновешенность, что определяет работоспособность и эффективность их работы.

➢ Что касается фактора самооценки учителей, то результаты теста показали её недостаточную устойчивость и зависимость от мнения других людей, настроения, внешних обстоятельств у большинства учителей. Снижение самооценки также оказывает негативное влияние на эффективность общения со школьниками и затрудняет решение проблем или конфликтных ситуаций. Лишь у части педагогов преобладает позитивное самовосприятие и восприятие, что помогает им оказывать необходимую психологическую помощь и поддержку школьникам.

➢ Что касается стиля преподавания, то у преобладающего большинства преобладает вариант сотрудничества. Для многих учителей ученик является равноправным партнёром, и лишь у двоих педагогов сочетаются авторитарный и демократический стили общения с учениками.

➢ Судя по шкале искренности и правдивости, результаты можно считать достоверными.

После проведённой работы учителя на педагогическом совете, обсудив результаты психологических исследований, совместно выработали правила взаимоотношений, способствующих эффективности образовательного процесса:

➢ Уважение друг к другу (признание достоинств другого человека).

➢ Принятие людей такими, какие они есть, с учётом их сильных и слабых сторон.

➢ Умение внимательно слушать друг друга.

➢ Демонстрация интереса к тому, с кем общаешься.

➢ Готовность (установка к сотрудничеству).

➢ Спокойное, ровное, доброжелательное общение.

➢ Проявление эмпатии (понимание чувств другого человека).

➢ Высказывание одобрения (психологическая поддержка).

➢ Демонстрация своих тёплых отношений, чувств и положительных эмоций.

➢ Учёт правил бесконфликтного общения.

Эти правила будут помогать ученикам чувствовать свою коммуникативную состоятельность.

Психолог предложила учителям тренинговые занятия по снятию психоэмоционального напряжения и консультирование по обучению способам самопомощи в стрессовых ситуациях, а также были приняты совместные решения по продолжению работы в плане налаживания между учителями и учениками позитивного общения и оказанию постоянной психологической помощи как тем, так и другим созданием в школе на следующий год комнаты психологической разгрузки.

Таким образом, в целом педагогическое общение между участниками педагогического процесса в школе является достаточно благоприятным, за исключением отношения к некоторым учителям и учебным предметам, которые ученики считают в основном трудными (физика, алгебра, геометрия) или чувствуют себя недостаточно комфортно, сталкиваясь с авторитарностью отдельных учителей.

Цель данного психологического исследования нами достигнута, гипотеза о возможности конструктивного общения между учителями и учащимися подтвердилась, и планируется продолжение работы по теме в плане углубления вопроса конфликтного общения и возникающих конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса, насколько они имеют место в нашей школе и по каким причинам чаще всего возникают. В ближайших планах – написание программы нового исследования на следующий учебный год.

Методика «Сказка»

Дорогие ребята! Расскажите, пожалуйста, о своей жизни в школе, о своих друзьях, учителях. Нам очень интересно ваше мнение. Свои листочки можете не подписывать.

Вопросы:

1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко – на тучку. На что похожи ваши учителя: на солнышко или тучку? Если на солнышко, нарисуйте рядом с названием предмета солнышко, а если на тучку, то нарисуйте тучку.

2. Фея в сказках добрая, ласковая, от неё веет теплом. А Снежная королева – красивая, строгая. Когда к ней подойдёшь, от неё веет холодом. Кто из ваших учителей Фея, а кто Снежная королева? Если Фея, то нарисуйте цветок во второй клеточке, если Снежная королева – нарисуйте ёлочку.

3. Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмёт за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Кто из ваших учителей поступает так, как мама, нарисуйте также цветок, а кто нет – ёлочку.

4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Кому из учителей вы доверите сою тайну, нарисуйте цветок, кому нет – ёлочку.

5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые – темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Нарисуйте цветы рядом с учителями, которых вы не боитесь, и ёлочки, если вы побаиваетесь этого учителя.

6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко. Когда вас обидят или вы получите двойку, приходят ли вам на помощь ребята или учителя? Защищают ли вас, сочувствуют ли вам? Или никто в классе не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуйте цветок, если нет – ёлочку.

7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у вас была бы волшебная палочка, захотели бы вы взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или вам и в этом классе хорошо? Если хорошо –нарисуйте цветок, если плохо – ёлочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы.

Методика «Встреча»

(для учащихся 5-го класса)

Здравствуйте, ребята! В этом году вы стали старше, выросли, повзрослели. Сейчас у вас новые учителя, новые интересные предметы. Сегодня я пришла к вам в класс, чтобы узнать ваше мнение об учителях, которые вас учат, об учебных предметах, которые у вас есть. Но как поговорить с каждым, если вас так много, а времени так мало? Поэтому я предлагаю вам поговорить со мной с помощью цветных карандашей. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них разными цветами: если вам нравится то, о чём я буду говорить, вы раскрасите клеточку зелёным цветом; если относитесь к этому спокойно или равнодушно, раскрасите голубым или синим цветом; а если вам это очень не нравится, вы плохо к этому относитесь, раскрасите коричневым цветом.

Вопросы:

1. Как вы относились к этому предмету в 4-м классе?

2. Как вы относитесь к этому предмету сейчас?

3. Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые ещё, возможно, нет. Всякое бывает. Одним ребятам учитель кажется добрым, а другим – не очень. Кому-то он кажется суровым, а кому-то сердитым. Как, по-вашему, к вам относится учитель? Покажите цветом.

4. Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чём думаете. Как вы чувствуете себя, раскрасьте соответствующим цветом. Если хорошо, спокойно – зелёным, если не всегда спокойно – синим, если сильно волнуешься или боишься – коричневым.

5. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Вспомните, что вы думали о себе, когда учились в 4-м классе. Если думали, что вы – умный человек, раскрасьте клетку зелёным карандашом, если думали, что не очень умный, - синим, если считали, что совсем не умные – раскрасьте коричневым цветом.

6. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Изменилось ли ваше мнение о себе сейчас, в 5-м классе? Покажите нужным цветом.

7. Вспомните, насколько вы были дисциплинированными в 4-м классе, всегда ли слушались учителя, не мешали ли вести уроки. Если вы вели себя достойно, не нарушали дисциплину на уроках, раскрасьте клеточку зелёным цветом, если иногда, изредка мешали учителю, - синим, а если вы часто мешали, вас приходилось ругать, делать вам замечания, то раскрасьте клеточку коричневым цветом.

8. А теперь подумайте, как вы ведёте себя на уроках сейчас, в 5-м классе. Покажите это соответствующим цветом.

Методика «Пригласительный билет»

Ребята, я пришла к вам, так как возникла необходимость узнать ваше мнение по одному очень важному вопросу. В нашей школе, как и в других школах города, иногда бывают гости. И мы хотели бы посоветоваться с вами, на какие уроки их приглашать. Поэтому сегодня я предлагаю вам заполнить пригласительный билет. Вы согласны помочь?

Если вы хотите пригласить гостей на тот или иной урок, то в нужной клетке поставьте знак «!» Он обозначает положительные эмоции (радость, удовольствие), которые вызывает этот урок у вас. Гостям приятно побывать на тех уроках, на которых вам интересно, где вы узнаёте что-то новое и важное для себя, где вы чувствуете себя комфортно, на тех, которые вам нравятся. Свои листы можете не подписывать.

Вопросы:

1. На каких уроках вам интересно?

2. На каких уроках царит комфортная атмосфера?

3. Какие уроки вы любите?

А теперь внимательно посмотрите на свой пригласительный билет. Если вы мало пригласили гостей на какой-то урок, значит, для этого есть основания. Если вам не трудно, ответьте, пожалуйста, какие. Почему вам не захотелось пригласить никого на этот или другой урок? Опишите свои мысли и чувства.

Я благодарю вас за то, что вы высказали собственное мнение, поделились своими впечатлениями.

«Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»

Шкала 1. Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка даёт возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье – ваше и учеников.

Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелёгкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем – пронизано чувством недоверия и отчуждённости, затрудняет сотрудничество.

Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2. Психоэмоциональное состояние

Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить своё психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.

Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Шкала 3. Самооценка

Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.

Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определённую ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Шкала 4. Стиль преподавания

Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас – объект воздействия, а не равноправный партнёр. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жёсткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учёта ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?

Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идёте на большие жертвы, но в вас растёт чувство неудовлетворённости работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания – строить новые, партнёрские отношения с миром и с учениками?

Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик – равноправный партнёр. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворённость своей профессией, высокая степень принятия себя и других. Гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передаётся и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Шкала 5. Достоверность фактов

Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)