Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Были великой реки Енисей

В 2002 году нашей школе присвоено имя В. П. Астафьева и открыт музей писателя. В числе первых экспонатов музея были книги писателей-речников, членов «Клуба капитанов». Многие из них начинали свой трудовой путь в нашем посёлке. Из их книг можно узнать много интересного и об истории посёлка и об истории речного пароходства. Так появилась музейная экспозиция о деятельности «Клуба капитанов» и творчестве писателей-речников. Во время летнего модуля мы разработали проект виртуальной экскурсии по данной экспозиции.

Я заинтересовалась этой темой и решила узнать подробнее о том, что же пишут в своих книгах писатели-речники, ведь с рекой связана и жизнь нашей семьи: на речном флоте работали мой дедушка и мой папа, который работает сейчас директором лицея водного транспорта.

О чем же поведала мне обычная музейная экспозиция?

В 18 веке пристань Подтёсово была центром судостроения. В настоящее время это посёлок речников. В Подтёсово находится судоремонтный завод, речная пристань – удобная стоянка для судов в зимнее время. Первый поселенец в этих местах появился в 1654 году. А в 1657 году дали стрелецкому голове Енисейского острога Карпу Самойлову землицу в уезде, дабы он там службу воинскую нёс и в российское подданство инородцев приводил. А место это расположено верстах в 17 ниже крепости, на правом берегу. И имя поселению уже определено – сельцо Подтёсово, хотя нет ещё там не единой избы. «Стрелецкий голова Енисейского острога Карп Самойлов – хозяин ухватистый. Развернётся теперь сын боярский, - говорили промеж собой поселенцы. – И себе ам, и царю – батюшке в карман. Шустер Карпуха. »

За дело Самойлов взялся крепко, расселил на пожалованной ему земле своих дворовых людей. Они отстроили ему домину с надворными постройками, срубили избёнки и себе.

Вскоре Самойлов стал скупать соседние земли или забирать их за долги.

Жизнь поселян протекала в единоборстве с природой. Чтобы отвоевать у тайги клочок земли под пашню, приходилось валить огромные сосны.

Охотники добывали пушнину – соболей, белку, горностая, лисиц.

В 90 – х годах 17 века в этих местах побывал русский картограф Семён Ремезов. Рукой Ремезова на одной из карт, составленных в 1698 году, начертано: «Подтёсово». Так значилось в документах, а старожилы упорно называли село Кекуром. Были в этих местах три деревушки: Кекур, Синод Ханьжина, каждая в 6 – 8 верстах одна от другой. Напротив села расположены были острова – Большой и Малый Кекур.

На островах заготавливался корм для скота, а в протоках ставили сети. Ловился осётр, стерлядь, омуль, чир, муксун. В дальнейшем рыбой и пушниной торговали в Енисейске, по таёжному тракту купцы возили товары в Северо – Енисейский.

Почему поселок назвается именно Подтёсово? Откуда это уходящее корнями в глубокую старину звучное, волнующее воображение название? На этот счёт было много толков и догадок. Не вызвало сомнения, что от деревушки Подтёсово, лепившейся на берегу Енисея еще в 18 – 19 веках, перешло название и на образованный в 30 – е годы 20 столетия посёлок. Но вот кто, когда и почему назвал деревню именно так, а не как – нибудь иначе, - оставалось загадкой. Ведь большинству населённых пунктов, возникавших в 17 веке на берегах Енисея, давали названия по фамилиям или прозвищам первых поселенцев. Таковы существующие до сих пор окрестные деревни: Еркалово, Ожигово, Чермянка, Шадрино, Анциферово, Потапово.

При ознакомлении с большим списочным указателем жителей Енисейского уезда за 17 век убеждаемся, что фамилии Подтёсов ни в одном списке не значится. И всё же - Подтёсово.

«Подтёсово остров» - совсем неожиданная загадка! Почему остров? Ведь всегда было и есть два острова – Малый Кекурский и Большой Кекурский, и карта Ремезова это подтверждает. Знакомство с историей проливает свет и на это. Первожители деревень Енисейского уезда были в основном выходцами из северных областей России, а там крестьяне островом назвали большую лесную площадь со строевым лесом. Именно в этом смысле и упоминался остров – строевого леса здесь было предостаточно.

Летом грузы возили на барках, их тянули лошади. Медленная доставка грузов особенно раздражала купцов – это ведь прямые убытки. И вот в Енисейске построен пароход и две баржи для него.

Еще в 17 веке шли вверх по Енисею и на Ангару казацкие челны от Енисейска. Своенравные и порожистые сибирские реки требовали судов особого типа. Так родились знаменитые илимки – лодки с высоко поднятыми острыми носами, небольшими помещениями – каютами. О них и упоминается в старинных сибирских летописях.

Строили челны, баркасы и илимки в Енисейске – городе прославленных сибирских ремесленников, особенно судостроителей – плотников.

К сожалению, история не сохранила имен первых енисейских судостроителей – мастеров своего дела. Зато хорошо известен строитель первого парохода на Енисее «вольноотпущенный» княгини Трубецкой, механик – самоучка, простой русский человек Худяков. Это он заложил в Енисейске в 1861 году и весной 1863 года благополучно спустил на воду паровое судно «Енисей» в 60 лошадиных сил и две баржи с ним. Оно благополучно проплавало все лето и достигло Крайнего Севера, доставив оттуда 47 тысяч соболиных, 38 тысяч беличьих, 9 тысяч песцовых шкур, много рыбы и другого груза. В этом же году построен второй пароход, «Опыт». Енисейские судостроители первыми открыли страницу освоения Енисея.

24 мая 1865 года в красноярской газете «Енисейские губернские новости» была напечатана корреспонденция из Енисейска о пароходе «Енисей». А сам пароход красноярцы увидели лишь в 1882 году.

Возможности флота того времени были на низком уровне, тем более что пароходчики допускали перегрузку судов, экономили на обслуживающем персонале, поэтому аварии были не редкостью. Дорога от Енисейска до Красноярска занимала почти неделю.

Часть судов ставилась на отстой в устье речки Чермянки, неподалёку от Подтёсово. Там же ремонтировали баржи.

В 1916 году приехал в наши края обедневший купец с Вятки Черных. Поселился неподалёку на реке Чермянка. Построили небольшую судоверфь, пилораму и стал понемногу выдавать баржи. Но грянула революция, и исчез Черных неизвестно куда.

Газет и радио тогда в Подтёсово не было, земля полнилась слухами, которые доходили из Енисейска. Слухи о новой власти, о зверствах войск генерал – лейтенанта Розанова, о победе Советов в 1920 году.

Другая жизнь пришла в Подтёсово. В 1930 году жители Подтёсово и Чермянки объединились в один колхоз «Путь Ленина». Может быть, так бы и был здесь колхоз, если бы суровой осенью 1933 года не зазимовали в этом месте суда.

Ясным сентябрьским утром 1935 года к правому берегу Большой Кекурской протоки пришвартовался паровой катер “Штандарт “, с борта которого сошли трое: секретарь Енисейского райкома Искра КА. , начальник Енисейского пароходства Мещеряков П. М и высокий худощавый человек - легендарный Отто Юльевич Шмидт. Вокруг шумела девственная тайга да на том месте, где сегодня слесарно-механический и деревообрабатывающий цеха, чернели избы 19 дворов деревни Подтесово. Все здесь было так же, как и 300 лет назад, когда родилась эта деревня под ударами топоров дворовых людей Карпа Самойлова - стрелецкого головы из Енисейска, решившего обживать нетронутые места. Прибывшие на катере внимательно осмотрели береговую полосу, прошли вглубь берега, изучающие оценили перспективу протоки вверх и вниз и без колебаний пришли к выводу: быть здесь судоремонтно-отстойной базе!

Удобное географическое расположение островов, за которыми в 20 – 30-х годах отстаивались зимой суда, и послужило началом к образованию в этом месте затона, завода и посёлка. В 1975 – 1990 годы здесь было самое крупное в России судоремонтно – отстойное предприятие.

Главным предприятием посёлка является Подтёсовская РЭБ флота. Здесь трудится большая часть населения. Самое бурное время года в Подтёсово – весна. Идёт подготовка судов: их красят, латают, готовят к дальним, продолжительным рейсам. За короткое северное лето они должны доставить продукты, топливо, стройматериалы в отдалённые районы. Раньше всех свою трудовую вахту начинает паром. Он осуществляет связь между правым и левым берегами.

Б. Н. Еремеев написал очень интересный роман-хронику, который называется «Кача впадает в Енисей». В своей книге он рассказывает о себе, о друзьях-речниках, о нелегкой жизни, в которой были и радости, и печали. Сам Еремеев Борис Николаевич прошел путь от матроса до директора крупнейшего в России судоремонтного предприятия в Енисейском пароходстве. Почетный речник России, ныне - пенсионер. Роман - хроника о себе, людях его поколения, о прожитой жизни. Борис Николаевич почти всю свою жизнь провел в Подтесово, поэтому немало внимания в его книге уделено поселку речников. «Откуда есть пошло Подтесово?» - писал Еремеев, - Его историей уже много лет занимались Сергей Анисимович и Анна Георгиевна Юр и значительно преуспели в своих поисках и исследованиях. На основе собранных ими материалов они предложили создать в РЭБ музей и передали для него столько экспонатов, что отмахнуться от этой инициативы было кощунственно, и музей зародился. Они же на основании собственного и Енисейского архивов установили точную дату появления на свет первого документа, положившего начало строительства судоремонтно-отстойной базы на месте бывшей деревни. С особым тщанием я готовил доклад, который должен будет рассказать о рождении и жизни завода и людях, растивших его и создававших поселок.

День 27 февраля 1936 года речники Подтесовской РЭБ вправе считать днем рождения Подтесовского судоремонтного завода. С 1936 года началось строительство в Подтесово. В 1939 году И. М Назаров организовал строительство настоящей дамбы, послал специалистов, продолжал активно курировать Подтесово по многим вопросам. Рос и развивался завод. А рядом с заводом рос и развивался поселок». Такова история поселка речников - Подтесово, описанная в книге Б. Н. Еремеева, писателя-речника, члена «Клуба капитанов»

Что же за общность людей под названием «Клуб капитанов»? Каковы её цели и задачи, ожидания и перспективы?

Группа инициаторов, бывших капитанов, механиков: И. П. Будко, В. В. Байкалов, В. А. Козаченко, В. А. Кузьмин, И. Т. Марусев, Н. П. Скобло, Н. И. Суворов,А. Ф. Шишкин, А. И. Садовский, по примеру Российского Морского собрания, предложили создать свою организацию, ассоциированного члена РМС – Клуб капитанов. Эту идею искренне и с оптимизмом поддержал Иван Антонович Булава – в то время генеральный директор ОАО «Енисейское речное пароходство».

Учредительное собрание Клуба капитанов состоялось 23 апреля 1999 года, в нем приняли участие 60 ветеранов пароходства. Это капитаны-наставники, руководители предприятий, капитаны и механики и, конечно же, штурманы действующего флота. Собрание приняло Устав Красноярской региональной общественной организации Клуб капитанов, который был зарегистрирован Управлением юстиции 2 декабря 1999 года. Тогда же собрание избрало президента Клуба капитанов И. А. Булаву. А членами совета вместе с ним стали: В. В. Байкалов – вице-президент, И. Т. Марусев – вице-президент, В. А. Козаченко – исполнительный директор, Н. П. Скобло – секретарь, а также Б. Н. Еремеев, В. А. Кузьмин, Н. И. Суворов и А. И. Садовский. В ревизионную комиссию вошли: А. С. Четвериков - председатель, В. С. Ледневский, Н. А. Пестов.

При клубе создано литературно-творческое объединение. Оно содействовало выпуску книги, посвященной 90-летию со дня рождения И. М. Назарова, «Были великой реки», дополненное воспоминаниями его современников. Вышла в свет «Летопись Енисея», написанная группой авторов: «Кача впадает в Енисей» Б. Н. Еремеева, «Между рекой и морем» В. С. Ледневского, три сборника стихов Н. П. Скобло, «Имя на борту» М. Е. Филатова, «В Енисейском заливе» П. П. Борейша. По инициативе Клуба в бассейновой газете «Речник Енисея» ведется литературно-историческая страница. При клубе работает комиссия по увековечиванию памяти ветеранов речников, людей, которые оставили заметный след в истории судоходства края. Экипажи свято хранят память о тех, чьим именем названо их судно. Всего названо более 50 судов. Возрождается духовная традиция – освящение флага судна. В этом году в начале лета архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил недавно переименованный танкер «Василий Суриков», а также вымпел Клуба капитанов.

Совет Клуба оказывает действенную помощь ветеранам, в том числе и материальную, поздравляет с праздниками, регулярно отмечает их юбилейные даты.

История судоходства на реке Енисей, великие стройки на нем, героические будни речников – все это предмет повседневной работы Клуба.

Особого внимания Совета требует воссоздание хороших традиций недавнего «застойного» времени. И вновь должен быть капитан – ключевой фигурой на флоте, с достойной зарплатой, социальным обеспечением, формой речника, фондом капитана, воспитательной работой на судне. Все это в наше непростое время требует возрождения. Работа Клуба капитанов ведет к повышению престижа речных профессий, уважению заслуг ветеранов флота и поддержке тружеников Енисея. Это все флотские традиции, а им жить долго!

Уставом Клуба предусмотрено избрание членов. Первым почетным членом был Виктор Петрович Астафьев. Это произошло в 1999 году. Творчество В. П. Астафьева на протяжении многих лет было связано с творчеством писателей - речников. И это не случайно. Живя на могучей реке, Виктор Петрович прекрасно знал и понимал тех, кто связал с ней свою судьбу.

Его членство не было формальным, он активно помогал в составлении книг «Летопись Енисея», поддерживал начинания по увековечиванию памяти заслуженных речников Енисея.

Писатель много путешествовал на кораблях Енисейского речного пароходства. И к последнему в своей жизни поклону, славной и обездоленной Игарке, тоже отправился на теплоходе.

После этого встречи с речниками стали практически регулярными. Он принял участие в презентации книг «Летопись Енисея», коллективного сборника авторов-речников. С удовольствием вызвался написать рецензию на рукопись книги И. А. Булавы «Флотская судьба».

Книга «Флотская судьба»- это книга о речниках, где упомянуты сотни имен, действительных рассказов и событий нашего времени - второй половины двадцатого столетия. Если же где-то и даются картины из истории судоходства на Енисее, так это для того, чтобы показать преемственность поколений и на этом историческом фоне ярче изобразить жизнь и труд наших современников.

Дружба Виктора Петровича с «Клубом капитанов» переросла после смерти писателя в великую память о нем. Его именем назван один из теплоходов Енисейского речного пароходства «Ленанефть2О35». Совет Клуба капитанов одобрил идею о ежегодном проведении праздника «Астафьевские чтения по-флотски». Почетными членами были выбраны также С. И. Фомин – начальник пароходства (1970-1984), С. О. Франк – министр транспорта, А. Г. Хлопонин – губернатор Таймыра, нынче глава администрации Красноярского края. Совет депутатов, рассмотрев обращение учащихся, родителей и всего педагогического коллектива Подтесовской средней школы №46 и учитывая особое отношение писателя к жителям Енисейского района, а также заинтересованность Виктора Петровича и личное участие в ускорении строительства Подтесовской средней школы, принял решение: присвоить имя великого русского писателя, Виктора Петровича Астафьева, нашей школе.

Произведения В. П. Астафьева тесно переплетаются с произведениями других писателей-речников.

Например, у Андрея Потылицина есть замечательное стихотворение

«Земляк»:

Вновь я вижу родные восходы,

Робкий луч зажигает рассвет.

Я не знаю всех тайн у природы,

Но рассветов таких нигде нет.

Будто птицы весной в поднебесье,

Бродят тучи путями ветров,

И утес над таежным приречьем,

Словно страж на охране веков.

Я иду в теплом сумраке леса.

На полянке березки гурьбой.

И окутанный синей завесой

В косогоре сосняк молодой.

Сквозь листву голубеет протока.

Тальники наклонились над ней.

И на плечах, сверкая потоком,

Улыбаясь, идет Енисей.

Встали в памяти прошлые годы,

На чужбине и солнце не так.

Вновь я вижу родные восходы,

Снова слышу я: «3дравствуй, земляк!»

Эти стихи напоминают биографию Виктора Петровича. Долгие годы живя вдали от родных мест, он с нежностью и грустью вспоминал родной Енисей, тайгу, людей живущих в этих непростых, но прекрасных местах, и поэтому был бесконечно счастлив, вновь услышать слова: «Здравствуй, земляк!»

Работая по данной теме, я прочитала книги писателей-речников: сборник стихов «Память», Назарова «Были великой реки», Филатова «Имя на борту»,

Н. Скобло «На Енисейских берегах», П. Борейша «В Енисейском заливе» и др.

Особое впечатление на меня произвели стихи. Мне захотелось выяснить, какие проблемы волнуют писателей, о чем они думают, о чем мечтают.

Основные темы, которые поднимают в своих стихах писатели-речники, это тема реки и тема природы Сибири. Особенно заинтересовала меня тема реки, скорее даже, тема воды. И это не случайно. Ведь Виктор Петрович Астафьев в своих произведениях тоже очень часто обращался к теме воды.

Вода, в наиболее значимом для Астафьева виде – в виде реки, занимает особое место в текстах произведений писателя. Вода в своём разрушительном проявлении ассоциативно связана у В. П. Астафьева с двумя наиболее сильными потрясениями – потерей матери и военными событиями.

Личностное отношение писателя к войне также проявляется в актуализации разрушительного свойства воды. В. П. Астафьев не единожды определяет войну, как водоворот: «Из оврагов тоже вываливает и вываливает волна за волною толпы людей и катились навстречу тем, что взлохмаченным прибоем наплывали от села.<>С двух сторон на всех скоростях катили танки, стискивая все плотнее в кучу людей, закруживая их водоворотом»

Значение слова водоворот – «место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение» свидетельствует об имманентном признаке объекта: вода не только сама центростремительно движется, но и вовлекает в это движение, все, что находится непосредственно на её пути. Отсюда соответствующая «водная» метафора, представляющая войну как динамическую силу, несоизмеримую с желанием и волей людей, оказавшихся в нее втянутыми.

В. П. Астафьев в своём творчестве изображал воду как живое существо. Она дышит, живёт, переживает и радуется.

Так же и писатели - речники, хотя они и не профессионалы, в своих стихах оживляют эту стихию, уподобляя её жизни человека.

В стихотворениях писателей - речников, можно определить две основные темы: тема Сибири и тема Енисея.

В ряде стихотворений рассказывается об истории судоходства на Енисее:

Люд шагает богомольный

На приреченский пустырь.

В старом рваном армячишке

Мужичок идет с шестом,

Рядом крутится парнишка,

Баба крестится крестом.

Ныне , бают, мужичонка

Из дворянских крепостных,

На потешной – де лодчонке

Поплывет без загребных.<> (Потылицин А. В. «Дань Сибири отдавая»).

О речниках - тружениках повествуется в стихотворении Потылицина А. В. «Ветеранам Енисея»:

Перекаты, шиверы, пороги,

Быстрое течение реки-

Это наши дальние дороги,

По которым ходят корабли.

И ведут их в дальний путь нелегкий

Наши речники-сибиряки,

Через перекаты и пороги

Люди удивительной судьбы.

О тяжелом труде на реке говорится и в стихотворении Михаила Мунина

« О речниках» :

Труд на реке всегда был сложным

Для многих даже невозможным,

Но речники – народ такой,

Всегда работает с душой.

Всегда хватает им тревоги:

То предстоит идти в пороги,

То мало осенью воды,

Выводят флот, ломая льды.

В стихотворении «Заря» А. Потылицина перед читателем не просто Енисей, а живой человек с его дыханием и красотой:

Легким ветром дохнул Енисей,

Будто утро встречая приветом

Но все-таки вода – это стихия, это завораживающий и грозный мир.

Об этом тоже рассуждают в своих произведениях писатели-речники.

Так, например, в стихотворении А. В. Потылицина А. В. «Перегон» представлена грозная картина:

В Карском море шторм и качка,

Ветер снасти в мачтах рвет,

Только братская подначка

Духом падать не даем.

Волны с грохотом вздымают

Гребни белые до туч.

То же самое мы видим и с стихотворении «Атлантида»:

Тянет горькими дымами

Догорающих углей

Стоном птиц над островами

Плачет древний Енисей.

Во многих стихотворениях говорится о Сибири. Вот какой ее видит поэт ("Сенокос"):

. Вдаль луга свои уводит

Синеокая Сибирь.

Но всех произведениях чувствуется любовь к родному краю, к великой сибирской реке :

«Енисей – река моя»

В летний вечер летнего заката,

В сердце грусть и радость затая,

Слушал сказ речного переката,

Енисей – река моя.

Сказки детства над крутым откосом

В жизни не оставили меня –

Прохожу раздольным твоим плесом,

Енисей – судьба моя.

И носить фуражку капитана

Речнику честь эта дорога.

Называют братом океана

Енисей – мечта моя.

Отшумело время ледохода,

Рвет гудок упругая струя.

В дальний рейс уходят теплоходы,

Енисей – весна моя.

Таким образом, можно сделать вывод, что связь Виктора Петровича Астафьева с «Клубом капитанов» была действительно не формальной, а творческой, деловой. Редактируя произведения писателей-речников, Виктор Петрович не только помогал авторам, но и многое брал для себя, ведь бывалые «морские волки» иногда могли рассказать такое, чего даже самая богатая писательская фантазия и вообразить не могла. Виктор Петрович прошел нелегкий путь от простого мальчишки-беспризорника до известного всему миру талантливейшего писателя, поэтому его очень интересовали простые каждодневные будни нашей великой реки, обычная, но в то же время очень романтичная работа речников, сопряженная подчас с опасностями, преодолениями, победами. И во всем этом была главная незыблемая ценность, которую так умел ценить великий писатель и о которой так просто, иногда не совсем профессионально, но всегда с теплотой и душевностью рассказывали писатели – речники. Это люди, живущие рядом с нами и скромно выполняющие свою работу.

В нашем поселке живет и до сих пор трудится в лицее водного транспорта Юрий Павлович Капустин, который посвятил флоту более 50 лет своей жизни. Я взяла интервью у Ю. П. Капустина, он рассказал много интересных историй. Одна из них такая: осенью пароход «Дудинка», на котором он работал, переварачивало, буксир попал под корпус. Машинист не покинул машинное отделение, был там до конца. Хотя, если бы обстоятельства повернулись по-другому, он бы мог погибнуть. И таких отважных, мужественных людей было немало на Енисее. Работали не из-за денег, а потому, что надо было.

ОТ – 2058 под командованием капитана Ю. К. Мизеровского только за одну навигацию перевозит грузов на Севере больше, чем вся гражданская авиация края Впервые состав барж с грузом в 18 тысяч тонн он провел в Дудинку в 1975 году. А за три последние навигации экипаж ОТа производительностью труда повысил на 21,4 процента. Себестоимость перевозок снижена на 16 процентов. Прибыль превышает 100 тысяч рублей.

«Родился я на Енисее, - рассказывал Юрий Константинович. – Хотя детство было трудным (шла война, мать троих одна воспитывала), мне везло в жизни. В школе учился легко, все на лету схватывал. После десятилетки подал документы в Красноярское училище, как и было задумано. На реке вырос. Без нее не мог. Скучать было некогда. Учеба, спорт – разряды по лыжам, конькам, бегу, стрельбе, художественная самодеятельность – аккордеон. Училище окончил с отличием. Направили на «Академик Анучин». Был третьим, вторым, первым штурманом. И более четверти века – капитаном. А награда - Государственная премия СССР,- говорит капитан, - это как аванс. У нас многие достойны ее. Но надо работать еще лучше»

Б. Н. Еремеев рассказывает:

«Этот рейс в Дудинку оказался особенно тяжелым. Судно было загружено исключительно контейнерами, они заняли все протопчины и третьим верхним рядом резко ограничивали видимость из рулевой рубки. К тому же мы совершили непростительную ошибку, не потребовав в порту погрузки увязки между собой опасно возвышающегося над палубой груза.

Признаки надвигающегося от норд – веста стали появляться за 100 километров до Игарки, ветер разогнал тучную хмарь, очистил небеса от облаков и начал упорно рассвистываться в вантах и антеннах.

Высоко задранный штевень полузагруженного судна – всего – то 1200 тонн – мягко разваливал пока еще не крупную волну и, мы уверенно и спокойно заходили в шторм.

Гавриков разбудил меня в 8 утра – я лег только в 6 – и сообщил, что проходим Гравийный осередок и что корпус начинает изгибаться на волне, контейнеры сильно шевелятся относительно друг друга и вся команда поднята на увязку, так как один «сундук» на полметра уже съехал в реку

Удары волн резко сотрязали корпус и в окно я увидел: раскачало речку на 8, а то и на 9 баллов!

-Я к ребятам на контейнеры, а вы – в рубку – бросил мне старпом и загремел по трапу наверх.

Редко, но такие вот бунты природы на Енисее бывают. Ветер остервенело ревет и визжит на всем, что встречается на его пути, маленькие окна в совершенно мерзкой рубке «Енисейска» стучат, гремят и сквозняки от неплотностей в них гуляют по рубке снизу и сверху. Клочья пены и брызги воды срываются с гребней волн и эта мокрая взвесь несется над вздыбившейся рекой, заливая верхнюю палубу и окна в надстройке. Корпус судна по – змеиному изгибается, просветы между контейнерами увеличиваются, а верхний ряд находится в немыслимой пляске.

По левому борту контейнеры уже опоясали тросом и обтянули его брашпилем, увязав «сундуки» поверху между собой, но для этого ушли все троса с вьюшек и правый борт обтягивать ничем.

-Вязать между собой пожарные шланги – командует старпом и мне приятно, что это решение он принимает самостоятельно, не оглядываясь на рубку.

На Ереминском плесе волна пониже и далее спасительный левый Давыдовский берег Надо бы бросить якорь, переждать, но радиограмма из Дудинки: сразу же к причалу – редчайшее предупреждение в навигацию – и мы выкатываемся из потаповско – червинское раздолье!

Именно здесь, ниже Червинского осередка неосмотрительно вышел на Лузинское плесо Владимир Владимирович Абшилава на «Родине» в такой же вот шторм и груженый контейнерами деревянный лесовоз сыграл оверкиль – показал днище

«Енисейск» тому лесовозу не ровня, но изгибается на волне так, что, вслед за его изгибами бродит по телу моя душа: то вверх, то вниз и спрятаться теперь уже некуда: Лкзинское плесо – полигон для норд – веста!

Что – то стало зловеще поскрипывать то в носу, то в корме, винты – то один, то другой – взрыкивают по – холостому, без воды в насадке и уже высоко задранный нос не спасает от встречной волны: она гуляет вокруг брашпиля на баке.

Ход только малый, но удары волн так сильны, что судно и мы на нем дергаемся с маятниковым постоянством. За 20 часов от Игарки мы прошли 200 километров и оставшиеся до Дудинки 40 дрыгаться еще часов 5 – 6, но всех утешало: сразу к причалу» Таковы трудовые будни речников.

Особенно заинтересовал меня рассказ заместителя директора Подтесовской РЭБ флота Олейникова Николая Степановича. Наверное, потому, что его история связана с именем Виктора Петровича Астафьева.

«Впервые я увидел В. П. Астафьева, - вспоминает Николай Степанович, - в 1980 году на теплоходе «А. Матросов». Я был старпомом и не знал в лицо этого писателя, хотя « Царь – рыбу» до встречи прочесть удалось и кое– что запомнил. Виктор Петрович часто приходил в рубку и молча долго вглядывался в берега Енисея, иногда спрашивал глубину, ширину или название населённого пункта. Мне показалось, что этот пожилой мужчина впервые на реке и хочет всё запомнить и узнать. Постепенно мы познакомились ближе и начали вести разговоры на другие темы. Он спрашивал о месте приписки т/х «Матросов», где я учился и как попал на судно, кто члены семьи и пр. Однажды разговор зашёл о литературе. Его интересовало, что читает флотская молодёжь, кто из писателей очень нравится. Я как на духу выложил, что люблю Джека Лондона, Майн Рида, Анатолия Черкасова и даже пытался прочесть «Капитал» К. Маркса, но всегда на третьей странице засыпал. Он долго смеялся, но потом всё – таки спросил о творчестве писателей – земляков. Я ответил, что сам из Новосибирска и лично знаком с Казимиром Лисовским и писателем Г. Кублицким, но личность самого поэта Лисовского не понравилась. Стихи хорошие пишет, но очень щепетильный в быту. Виктор Петрович не возражал и спросил ещё раз о том, читал ли я книгу «Царь – рыба». Я ответил, что читал, но автора не помню. Долгое молчание, затем Виктор Петрович спустился в свою каюту и через 15 -20 минут вернулся в рубку с книгой в руках. Протянул мне и сказал : « Это мой подарок с автографом, только, когда читаешь книгу, запомни автора, хотя бы в дань уважения к его трудам». Я увидел название книги и покраснел, как рак: это была она, «Царь – рыба», а передо мною стоял автор. Он не обиделся, не топал ногами, не ругал молодёжь, но сказал: « Это очень хорошо, что у тебя есть своё мнение, очищенное от лести и поклонничества, а всё – таки своих земляков не надо обижать». Могучий духом, с огромным жизненным опытом, передо мной стоял настоящий русский мужик, один из столпов нашей литературы, которую мы, возможно, недооценивали.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)