Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Быть человеком, а не поросёнком». Образ ребёнка в творчестве А. М. Сидоренко на примере рассказа «Паучок»

взрослые сначала были детьми, только мало кто из них помнит об этом.

А. де Сент-Экзюпери

Трагедия человечества заключается в том, что оно быстро взрослеет и быстро забывает самое лучшее время своей жизни - детство. Очень сложно найти человека, который не потерялся в мире взрослых и продолжает оставаться в душе ребёнком.

Об этом ещё размышляли немецкие романтики. Так, Л. Тик устами одной из своих героинь говорил: «Вы, люди, слишком быстро растёте и стремительно становитесь взрослыми и разумными».

Романтики были убеждены, что тот человек, который сумеет сохранить в своей душе ребёнка, на протяжении всей жизни будет поступать честно и благородно. Он не будет способен на обман и предательство, ибо истинные «дети» всегда устремлены к идеалу.

Они не только стремятся к собственному благополучию, но и чувствуют себя ответственными за благополучие целого мира, который их окружает. Они не падают духом в тяжёлых ситуациях, а ищут тот маленький лучик, за который можно ухватиться и уйти от сложностей.

В беде ребёнок никогда не бросает друзей, ибо чувствует, что несёт за них ответственность. Ни один взрослый, каким бы верным, ответственным и справедливым он ни был, не сравнится с ребёнком, так как слова, исходящие от взрослых, не настолько чисты и искренни, как слова, исходящие от ребёнка.

Таким ребёнком в душе до конца своей жизни оставался А. М. Сидоренко. Тому подтверждение – его творчество.

Тема ответственности человека не только за себя, но и за целый мир, который находится вокруг нас, звучит во многих рассказах писателя.

Именно детям доверяет защитить мир А. М. Сидоренко. Ребёнок и подросток в его творчестве являются метафорой совести и милосердия. В этом нас убеждают такие произведения писателя, как «Как Вовка справедливым был», «Вася» и многие другие.

Обратимся к одному из таких произведений – к рассказу А. М. Сидоренко «Паучок». Его героем является маленький мальчик Вовка. Он поставлен перед выбором: спасти маленького паучка, упавшего на дно ванны, или остаться равнодушным к его судьбе.

Так с самого начала намечается тот внутренний конфликт, который станет центральным в произведении.

Решение даётся герою с большим трудом: он, как и многие дети, боится насекомых. Вовка с ужасом вспоминает, как «однажды по его руке пополз случайный таракан». Тогда герой не смог преодолеть свой страх: «крика было столько, будто это не таракан, а собака Баскервилей». Вовка до сих пор помнил «противное шевеление» тараканьих лапок по коже и «всякий раз передёргивался» от омерзения.

Как же герой поступит в похожей для него ситуации? Сможет ли преодолеть тот животный страх, который цепко держит его душу, словно паутина, и парализует сознание?

Вовка знает только одно: убить несчастное насекомое, пусть и вызывающее отвращение, он не сможет. Чтобы ярче описать душевное состояние своего героя, автор пользуется приёмом несобственно-прямой речи. Его голос сливается с голосом героя-ребёнка: «Нет, ни за что Вовка не сможет ни хлопнуть его тряпкой, ни смыть водой, ни вообще сделать что-то ещё, чтобы наконец ванна освободилась. Почему? Он не знал. Не сможет и – всё. Противно».

Это не высказанное вслух слово «противно» становится своеобразным ключом к восприятию образа героя, той дверцей, через которую мы попадаем во внутренний мир Вовки и начинаем многое в нём понимать.

Мальчику противно не оттого, что он вновь почувствует омерзительное шевеление лапок насекомого на своей коже, а оттого, что ему предстоит совершить жестокость. Может быть, первую в жизни. Готов ли он к этому?

Вовка испытывает к паучку жалость, но страх в его душе ещё остаётся. Мало того, этот страх увеличивается и уничтожает все добрые чувства, которые в какой-то момент просыпаются в нашем герое. Самое простое и лёгкое решение приходит само собой: «Надо было звать маму».

Неужели герой готов смириться? Уступить тёмному, «паучьему» началу, которое цепко держит его душу в руках и уничтожает в ней начало светлое, человеческое?

Мы наблюдаем за Вовкиным поражением, ведь он уже «захватывает ртом воздух для крика», но неожиданно видит, как несчастный, беззащитный паучок вновь срывается на дно ванны и замирает. А вслед за тем замирает Вовкина душа - и в ней происходит нравственный переворот.

Первое решение молниеносно меняется на противоположное. С этой минуты Вовка уже знает, что хочет только одного: во что бы то ни стало спасти «маленькое, упорное» насекомое, которое никому не причиняет зла, а просто живёт и всего в этой жизни добивается «САМ», не надеясь на то, что ему кто-то поможет.

Когда мама загоняла Вовку в ванну, она, обращаясь к сыну, произнесла одну примечательную фразу: «Будь человеком, а не поросёнком». Мы невольно вспоминаем её, когда дочитываем произведение до конца.

Известно, что поросёнок традиционно олицетворяет самые отвратительные человеческие пороки. Стать ЧЕЛОВЕКОМ, а не поросёнком – это значит избавиться от душевной низости и нечистоты (трусости и подлости). Именно такой смысл обретает данная фраза в рассказе А. М. Сидоренко.

Вовка принимает решение, достойное человека, а не «поросёнка». Он изгоняет из души страх, страх за свою маленькую жизнь.

На смену низменному, недостойному чувству, делающему каждого из нас похожим на нечистое животное, приходит другое, которое в рассказе тоже названо страхом, но это страх с большой буквы, ибо не за себя теперь боится Вовка, а за того, кого за такое короткое время сумел полюбить всем сердцем.

А как было не полюбить милого друга, паучка, который хотя и был, как и он, маленьким ребёнком, но стал для него, Вовки, учителем и наставником, научил, как надо жить и к чему стремиться, научил быть человеком.

Маленький паучок, которого спасает герой рассказа А. М. Сидоренко, мне напоминает Щелкунчика из сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и Чёрную курицу из сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

Эти герои тоже оказались учителями и наставниками для маленьких детей (Мари и Алёши), научили их быть добрыми и смелыми в этой жизни.

А. М. Сидоренко описывает душевное состояние Вовки после совершённого им маленького подвига. Герой чувствует, что свободен. От чего? Прежде всего оттого, что перестал бояться насекомых. А ещё оттого, что избавился от мучительных сомнений, которые раздирали его душу на части, когда он был в ванной комнате.

Теперь, поднявшись на новую нравственную ступеньку, Вовка знает, как жить, чтобы чувствовать себя человеком, а не поросёнком. Внутренний конфликт благополучно разрешается в душе ребёнка. Герой цветёт, как именинник, и когда думает о спасённом им паучке, то чувствует какую-то необыкновенную лёгкость на сердце.

Вовке легко, потому что он сделал правильный выбор: пожалел и защитил того, кто являлся более слабым и беззащитным, чем он сам. И неважно, что это всего лишь обычный паучок. Ведь он является частью того огромного мира, в котором живёт герой.

Помогая насекомому, Вовка одновременно помогает и всему миру, который не меньше нуждается в защите и ждёт от него милосердия и сострадания. В этом мире живут не только слабые насекомые и животные, но мама с папой, другие дети. И всех их Вовка должен научиться любить и всем им должен научиться помогать, если они будут в этом нуждаться.

Герой готов к любым испытаниям, потому что первое испытание, выпавшее на его долю, – испытание на милосердие и сострадание – он выдержал с честью.

В этом Вовка похож чем-то на девочку Наташу, героиню рассказа Ю. Мамлеева «Дикая история», которая умела любить людей просто так, плохих и хороших, добрых и злых, уродливых и красивых. Она говорила: «Я даже чертей люблю немного. Они тоже творения».

И ещё наш герой мне очень напоминает мальчика Вовку из рассказа А. М. Сидоренко «Вася», который испытывал жалость к обитателям школьной лаборантской: скелету Васе, маленькому беркуту, гадючке, кошке - и всех их вместе похоронил на кладбище, чтобы души «заморёнышей» «упокоились».

Научиться любить весь мир и защищать его – именно это и предстоит Вовке из рассказа «Паучок». И мы не сомневаемся, что герой в своей взрослой жизни станет именно человеком, а не поросёнком. Первый шаг к этому он уже сделал.

Итак, на примере рассказа А. М. «Паучок» мы доказали, что в творчестве А. М. Сидоренко образ ребёнка является метафорой совести и милосердия. Именно дети в произведениях писателя наиболее остро чувствуют несовершенство окружающего мира, поэтому неудивительно, что прежде всего с ними А. М. Сидоренко связывает свои надежды.

Писатель убеждён, что дети могут спасти не только взрослых, но и весь мир от гибели, так как ближе всего находятся к правде и к Богу.

Образ мальчика Вовки, спасающего в ванной маленького беззащитного паучка, является символическим. Это та надежда, которую дарит своим читателям современный писатель А. М. Сидоренко. И делает он это в лучших традициях русской и мировой литературы.

Читая его рассказы, взрослые вспоминают (я в этом уверена!), что и они когда-то были детьми, и в этот момент в них просыпается что-то светлое и доброе, забытое на какое-то время, но оставшееся в душе навсегда.

Паучок упал на дно ванны и никак не мог из неё выбраться. Он доползал лишь до середины стенки, замирал, стараясь подтянуться, зацепиться за что-нибудь, но не находил и срывался обратно. Но уже через несколько секунд, словно отдышавшись, снова и снова карабкался вверх и срывался снова.

Вовка прищёлкнул языком: здорово – такой маленький, а такой упорный. Уже минут десять, как мама загнала Вовку в ванную, чтобы он «был человеком, а не поросёнком». Нужно было стать под душ, но – как: там был паучок и Вовка боялся его. С самого начала он хотел закричать: «Ма-а! Там паук! Я боюсь!», - но потом засмотрелся на это маленькое сражение за жизнь и теперь не знал, что делать.

Сам Вовка боялся избавиться от непрошеного гостя - он не любил насекомых. Однажды по его руке пополз случайный таракан – и крика было столько, будто это не таракан, а собака Баскервилей. Вовка помнил это ощущение-щекотание по руке – противное, даже омерзительное шевеление лапок по коже – и всякий раз передёргивался, когда вспоминал его. А теперь – паук. Нет, ни за что Вовка не сможет ни хлопнуть его тапкой, ни смыть водой, ни вообще сделать что-то ещё, чтобы наконец ванна освободилась. Почему? Он не знал. Не сможет – и всё. противно.

Надо было звать маму. Вовка уже захватил ртом воздух для крика, но паучок снова сорвался вниз и замер. И крик проглотился, выдохся.

«А что он мне сделал – за что мне его убивать. Он просто живёт. Вот он какой – маленький, а какой упорный. Я бы так не смог. Я бы лежал на дне и ждал, когда придёт на помощь мама. А ему ждать некого – он САМ».

Дверь распахнулась.

- Ты почему не моешься? А ну-ка марш!

Мама сделала шаг вперёд, чтобы запихать Вовку в ванну. А ему вдруг стало страшно: вот сейчас мама увидит паучка, откроет кран и смоет его в чёрную дырку.

- Я уже! Я уже! – он заторопился, заснимал штанишки, рубашку – только бы не подошла, только бы не заметила.

- Ну? – мама не уходила, а, поставив руки в боки, ждала, когда Вовка заберётся в ванну и пустит воду. – Давай-давай, поросёнок, залезай.

А ванне сидел паучок. Сейчас о заползёт на Вовкину ногу и будет противно щекотаться. Бр-р! Вовка весь покрылся пупырышками. А может, сказать? Тогда всё будет просто: никто не станет щекотаться, Вовка спокойно вымоется, станет человеком и спокойно пойдёт пить чай с бутербродами. А паучок утонет и никогда уже не помешает ему жить. Никогда.

Вовка занёс ногу и ощутил холодок ванны. Вот он уже забрался весь и положил руку на вентиль крана, чтобы пустить воду.

- Мам, я уже моюсь, уже – ты иди, а?. – он почти умоляюще посмотрел на мать.

- Ф-ф! Какой стеснительный, - фыркнула мама и почти хлопнула дверью.

Вовка, внутренне содрогаясь, нагнулся и прислонил свою ладошку рядышком с паучком, который всё так же неостановимо лез и срывался.

- Ну? – прошептал Вовка. – На, на же. Иди сюда. Лезь. Мне мыться надо.

Паучок задумался, как будто прислушиваясь к Вовкиным словам, и щекоча, заполз на палец и остановился.

- Молодец – понял!

Вовка привстал на цыпочки и протянул руку к отдушине:

- Иди. Там твой дом.

Он просунул палец в пыльную темноту и замер.

По пальцу прощекотало, и Вовка почувствовал, что свободен.

- Ты чего такой цветущий, как именинник? – спросила Вовку мама, наливая чай и ставя перед ним сырные бутерброды.

Он пожал плечами. Почему-то хотелось улыбаться.

- Так, ничего.

- Я всегда говорила: вода снимает усталость. Вот приходи каждый день со двора – и под душ.

- Угу, - кивнул Вовка и впился в «сырник».

Он лежал на постели и думал о паучке. Думал, и лёгкая улыбка блуждала по его лицу. Было легко, почему-то так легко на сердце.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)