Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Человек творец своей жизни: условия формирования личности

Каждый день мы становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений-дорожек и состоит наша жизнь. Но есть в человеческой жизни такие этапы, что от того выбора, какой мы на них сделаем, будет зависеть дальнейшая жизнь. Их можно сравнить с крупными перекрёстками: пойти направо, на лево, вперёд, остаться на месте, или повернуть назад. Первое ответственное решение люди принимают в 14-17 лет. Это тот возраст, когда нужно решать, куда идти учится дальше. Что нужно сделать, для того чтобы потом занять своё место в жизни и стать достойным членом общества? В своей работе я попытаюсь разобраться в том, какие условия нужны, чтобы человек вошел во взрослую жизнь сформировавшийся личностью.

Цели и задачи работы:

1) выяснить, чем личность отличается от человека.

2) рассмотреть процессы, которые участвуют в формировании личности.

3) провести исследование и выяснить какой процент учащихся профильного класса общеобразовательной школы сделали свой выбор по дальнейшему обучению.

4) Провести исследования: опрос по методике «Экспресс – диагностика социальных качеств в личности».

Человек, как личность. Социальная ответственность личности. Построение интегральной модели социализации личности

Личность есть продукт социальной среды ( среды и общесоциальной, и непосредственной, конкретной. Сама среда и её отражение в мотивации личности могут быть узкими или широкими, благоприятными или неблагоприятными. В связи с этим встаёт важный для теории и практики вопрос о том, в какой мере личность и её поступки определяются внешними объективными условиями и в какой ( самой личностью. Сюда включается, в частности, вопрос об ответственности личности за то, что она есть, какой она сформировалась и в какой мере заслугой личности или её виной являются те или иные положительные или отрицательные её качества и поступки. Это и практической важности методические указания на то, как воздействовать на личность (в каких случаях нужно поощрять или наказывать её), т. е. на субъективный фактор, а в каких ( изменять условия формирования и функционирования личности, т. е. объективные факторы.

Изменение объективных условий и изменение субъективных характеристик объединяются в единый процесс формирования личности нового человека и новых общественных отношений. Но нам важно, чтобы этот процесс шел возможно быстрее, осуществлялся возможно гармоничнее и с наименьшими затратами и издержками. В решении этой задачи важная роль принадлежит психологии.

Отражение действительности включает в себя как внешнюю обусловленность поведения средой, так и внутреннюю обусловленность его специфическим для каждого человека переосмыслением отражаемой действительности. Именно эта внутренняя смысловая отражательная деятельность и составляет психологическую специфику человека. Наблюдающиеся огромные индивидуальные различия в содержании мотивации объясняется не только вариациями конкретных социально(психологических условий или наследственных задатков. Они зависят от действительности, которая находит отражение в сознании и эмоциях, интеллекте и мотивации каждого человека, от глубины отражения действительности, которая складывается у человека на данной стадии его формирования.

Индивидуальное своеобразие и избирательность человеческих стремлений, направленность его мотивационных тенденций и понимание им смысла своей жизни ( всё это, разумеется, не продукт его свободной фантазии, так же как и не прямой результат влияния ближайшего социального окружения. Это результат содержательно-смысловой, интегративной (совместной) работы человека (ребёнка или взрослого) по отражению действительности. Однако в психологическом плане понятие отражаемой человеком действительности не совпадает по объёму с философским понятием. В психологическом плане в отражаемую человеком действительность включается лишь та её часть, которая находит более или менее адекватное отражение в практической деятельности, в сознании и в мотивации данного человека на данной стадии его психологического развития.

Человек вообще может отражать и осознавать своё бытие на существенно различных уровнях, с разной степенью глубины и систематичности, непосредственно или более широко. Бытие человека исключительно многообразно, многопланово. Потенциально, т. е. в наиболее широкой исторической перспективе, оно, в сущности, бесконечно и неисчерпаемо. Однако актуально, конкретно-исторически человеческое бытие выступает как вполне определённое, более или менее узко ограниченное степенью развития общества, производительных сил, наконец, психики, реальных возможностей деятельности.

Бытие человека в психологическом плане ( это сфера его реальных взаимоотношений с действительностью: с природой, с другими людьми, с самим собой. В актуальном выражении она конкретно-исторически определена и ограничена. Вместе с тем развитие общества состоит именно в постоянном расширении сферы взаимоотношений человека, сферы его реального бытия. С развитием производительных, духовных, психических возможностей человека углубляется и расширяется его воздействие на мир. Вслед за развитием системы реальных взаимоотношений развивается и человеческое сознание, человеческая мотивация.

Таким образом, положение диалектического материализма непосредственно применимы для разработки теории психического развития человека, ибо структура психики, и мотивации в частности, определяется сферой реальных отношений, в которые вступает человек в данный период развития. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений»Маркс, давая философское определение человека, писал: «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В данном случае имеется в виду человек не в психологическом, а в философском смысле слова. Поэтому попытки неправомерного перенесения этого определения в чисто психологический план считается неверными. Однако на основе Марксова философского определения человека можно было бы дать предварительное психологическое определение личности через совокупность всех тех реальных практических отношений, в которые вступает человек в своей жизнедеятельности.

Мера социальной ответственности личности зависит от сферы отражаемой в мотивации действительности, т. е. от принципиальных возможностей адекватного отражения действительности. Чем шире эти возможности, тем, как правило, выше те социальные требования, которые предъявляются к личности. Так, процесс развития, формирования личности от детского возраста до зрелости ( это процесс постепенного расширения интеллектуальных, волевых, моральных и прочих возможностей саморегулирования поведения и соответственно повышения ответственности личности за свои поступки, а затем и за сформировавшиеся потребности, цели, идеалы, за свою мотивационную направленность и свои качества. Особенности этого процесса учитываются и входят как важная составная часть в психологическо-педагогическую тактику воспитания и перевоспитания не только ребёнка, но и взрослого.

Определение механизмов формирования социальных черт и качеств человека, адекватных социальной ситуации, является на сегодня актуальной задачей. Речь идёт о процессе социализации. К сожалению, единства взглядов на содержание данного процесса сегодня так и не установилось.

Определённый интерес для анализа процесса социализации личности и построения его интегральной модели представляет положения виталисткой социологии, которая оперирует такими исходными понятиями, как «жизненные силы» и «жизненное пространство» человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений.

Здесь сущностная характеристика понятия «жизненные силы человека» практически сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. А жизненное пространство понимается как среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь; как совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихисоциального существа.

С точки зрения виталисткой парадигмы процесс социализации личности можно представить как взаимодействие жизненных сил человека и его жизненного пространства, в результате которого происходит приобретение, изменение и утрата индивидом социальных свойств на основе освоения образцов поведения общества и социальной группы, их ценностей, норм и установок.

Вхождение индивида в социальную среду, включение его в социальные связи и интеграции, в различные типы социальных групп, вследствие чего происходит его становление, представляет собой сложный процесс, в ходе которого формируются социальные качества, ценности, знания, навыки и человек становится дееспособным участником общественных отношений. Происходит преобразование врождённых, естественных качеств в те качества, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе.

Методологически значимым является положение о том, что социальная определённость развития личности есть результат не пассивного восприятия личностью воздействия среды, а активного противостояния ей и взаимодействия с нею.

Согласно виталисткой парадигме, существует несколько основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства:

- во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека;

- во-вторых, особенное, специфическое взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией;

- в-третьих, преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной творческой природой человеческого сознания, психики человека.

Для раскрытия содержания процесса социализации личности выделим основные его факторы. Это, прежде всего жизненное пространство, к которому относятся социальные институты, совокупность ролей и статусов общества, социальные ценности, нормы, знания, навыки и умения, а также технологии по производству, воспроизводству и передаче образцов поведения, норм и ценностей, конкретные события, случайности. То есть социальная среда.

Безусловно, сама индивидуальность человека, его потенциальные возможности освоить культурный пласт общества, потребности и интересы, направленность социальной активности, представляя жизненные силы, выступают важными компонентами социализации.

Соединение факторов социальной среды с личностными факторами представляет собой механизм социализации, в основе которого лежит реальная организация социальной среды.

В любом обществе социальная среда всегда организована определённым образом, выражающимся в типе государственного устройства. В частности, государство определённого вида формирует и соответствующие условия, то есть ту основу, на базе которой происходит социализация личности.

Классически выделяют четыре вида государства: тоталитарное, авторитарное, либеральное и демократическое. Первый тип ( тоталитарное, в нём нет политики, потому что она требует независимых субъектов и свободного поля общественного сознания. В тоталитарном сознании проблемы «власть и общество» не существует. Здесь «власть и народ» мыслятся как одно нерасчленённое целое, и сам вопрос об их отношениях не возникает. Тоталитарная личность верит в абсолютное единство общества, и оно осуществляет эту веру на деле, убивая или объявляя вне себя всех, кто не согласен с властью или хотя бы может быть не согласен. В тоталитарном сознании формируется ориентация на вождя, вера в то, что он в каждом своём действии выражает его интересы, чувствуя их глубже. Такая личность живёт по принципу «запрещено всё, кроме того, что приказано». Все её отношения с миром разворачиваются по вертикальной линии «я – вождь». Зная своё положение в иерархии властной структуры, она никогда не стремится изменить ни своё представление о властной структуре, ни положение в ней.

Высокая степень регламентации жизнедеятельности людей в тоталитарном обществе приводит к формированию в процессе социализации личности жесткой модели подчинения. В рамках модели подчинения общество через социальные институты, социальные ценности и нормы предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать. Причём эти качества жестко детерминированы правящей единственной идеологией. Такой механизм социализации личности можно определить как тоталитарный.

Второй тип государства ( авторитарное. Авторитарная система, обеспечивающая любым путём, в том числе и прямым насилием, политическую власть и не допускающая в сфере политики никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые не связаны с политикой непосредственно. Порождается глубокая пропасть между народом и властью, причём любых возможных мостов через эту пропасть избегают практически в равной степени, как государство, так и народ. Формируется новый тип сознания ( авторитарное, важнейшим феноменом которого является массовое отчуждение от власти. В авторитарной личности формируется ориентация на отчуждение от политики. Политическим идеалом авторитарного сознания является независимость и профессионализм.

Несмотря на то, что модель социализации немного смягчается, она всё ещё тяготит к жесткому подчинению. И такой механизм социализации можно определить как авторитарный.

Третий тип ( либеральное государство, в котором происходят серьёзные изменения в политическом сознании людей. Политика как бы появляется из небытия и сразу становится делом, интересным для всех. Политизируется всё: экономика, искусство, экология, право. На арену выходит новый тип организации власти ( либеральный. Этот тип власти основан на таком процессе, как общественный диалог: такое взаимодействие разных индивидов, групп, институтов в поле общественного сознания, в котором каждый партнёр относится к другому как к субъекту, признавая его ценность, право на существование и независимость. У личности формируется ориентация на политическую сферу, главным смыслом которой является обсуждение с целью влияния. Любая политическая проблема подвергается многократному обсуждению. Личность с такой ориентацией практически является безответственной, так как она предполагает, убеждает, но не отвечает за свои предложения. Она может, как доверять, так и не доверять власти, но всегда боится занять какое-то место во властной структуре. Недооценивает роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур.

В таких условиях формируется новая модель социализации с элементами интереса, подчинение, хотя ещё присутствует, но уже не играет главенствующей роли. И такой механизм социализации можно определить как либеральный.

Россия относится к четвёртому, демократическому типу. Демократическое государство требует функционирования демократического сознания. У личности в таком обществе формируется демократическая ориентация. Эта ориентация на равную ответственность граждан за действия своего правительства. Человек с демократической ориентацией воспринимает самого себя как члена общества, выбирающего общий путь вместе с другими людьми.

Наличие развитого политического сознания, сформированного на основе взаимных интересов общества и личности, является гарантией высокого уровня её социализации. А сам механизм социализации личности в таком обществе определяется как демократический.

Таким образом, в процессе социализации личности можно выделить четыре вида механизмов: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический.

Причём тоталитарный и авторитарный основаны на принципе подчинения, то есть общество строго регламентирует процессы социализации людей через предписание личности стандартного набора социальных качеств, которыми она должна обладать. А либеральный и демократический основаны на принципе интереса, означающем свободный выбор личностью социальной роли на основе имеющихся у неё потребностей, интересов, ценностей, понимания интеллектуальных, физиологических и психических возможностей.

На процесс социализации личности важное влияние оказывают классовые, этнические и культурные различия. Причем исследованием, проведённым М. Коном, было выявлено, что представители средних слоёв более гибко относятся к власти и авторитету. Им присуще осмысление фактов, сформирована ответственность за свои поступки, ярко выражена способность к сопереживанию. Рабочим же семьям присуща более четкая регламентация поведения. Исследования Элдера показали, что представители бедных и неблагополучных семей стремились быстрее стать независимыми и заработать себе на жизнь, чем дети из зажиточных семей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для рабочего слоя характерен процесс социализации, основанный на принципе подчинения, а для среднего слоя – на принципе интереса.

М. Кон отметил, что помимо классовых различий на социализацию оказывают влияние религия и раса. Причем представители католической религии более склонны к конформизму, чем представители протестантской, Представители негроидной расы – чем белые.

Различные культуры формируют и своеобразные подходы к социализации личности. Так, в США уже с детства ребёнка приучают к строгой дисциплине и регламентации его поведения. В Японии же воспитание ребёнка происходит более демократично. В экономически неразвитых обществах в основном наблюдается Традиционно-регламентированный процесс социализации личности. И чем выше экономический уровень развития общества, тем больше процесс социализации принимает демократический характер.

При всём разнообразии форм социализации личности их можно свести к четырём: воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

Причем воспитание как форма социализации представляет собой сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения индивида в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность, становление его личностью и индивидуальностью. Оно обеспечивает преемственность процесса социализации и осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определённым образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Основным критерием его осуществления является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Образование, как форма социализации включает систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе обучения. Методологически важным моментом является положение о том, что социализация личности определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-эстетическая направленность.

Самовоспитание как одна из форм социализации представляет собой осознанную индивидом целеустремлённую деятельность, направленную на формирование или изменение своих качеств в соответствии с собственными ценностными ориентациями, интересами, складывающимися под воздействием условий жизни и общественного воспитания. Основными методами самовоспитания являются самоанализ, самообязательство и критическая оценка его выполнения.

Самообразование ( это приобретение знаний на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремлённой работы с первоисточниками, другой научной литературой и т. д.

Занимаясь самообразованием, индивид, прежде всего, удовлетворяет свои духовные, эстетические и другие социальные потребности, обогащает свои знания и таким образом формирует в себе социальные качества, позволяющие ему адаптироваться в обществе.

Результаты всех форм социализации личности проверяется практикой жизни и той ролью, которую играет человек в обществе.

Основным критерием оценки социализированности индивида является степень его включённости в систему общественных отношений, успешное воспроизводство и совершенствование своей жизни. Показателями социализированности, соответствующими указанному критерию, выступают социальные свойства индивида, которые отражают его место в системе общественного разделения труда, участие (неучастие) в общественно-политической деятельности, положение в семейно-бытовой сфере и т. д.

На основании сформулированных положений можно построить интегральную модель социализации личности. Она представляет собой взаимодействие личности с элементами среды через механизмы, основанные на принципах интереса и подчинения, в определённых формах, и зависящие от различий, существующих в обществе.

Процессы воспитания и управления

Чтобы стимулировать формирование личности, нужно выделить комплекс таких противоречий, которые являются движущей силой развития. Это требование диалектики прямо и непосредственно приложимо к процессу воспитания, управления.

Одна из важнейших задач психологической тактики управления ( выяснение того, какое мотивационное противоречие включать в действие как основное, как движущую силу поведения. Так, в процессе формирования личности всегда возникает большее или меньшее противоречие между возможностями личностями и её побуждениями. Задача управления состоит в этой связи в том, чтобы намеренно поддерживать оптимальное в данных условиях проявление такого противоречия: ставить акцент либо на развитии способностей личности, создавая некоторое «превышение» возможностей над потребностями, целями, стремлениями, либо обеспечивать преимущественное формирования интересов, целей, идеалов, создавая некоторый «дефицит» личностных средств их реализации.

Само собой разумеется, что в формировании личности нежелательно как чрезмерное повышение уровня её притязаний по объективным возможностям их удовлетворения, так и их отставание от создавшихся объективных условий. Но поскольку идеальное, полное совпадение того и другого практически невозможно, необходимо выделить такой вариант этого движущего противоречия развития личности, который в данных условиях оказался бы эффективнее, то направление, в котором должна осуществляться коррекция этого противоречия, и т. д.

Существуют 3 свойства, которые определяют выделение данного компонента как ведущего:

1. Принципиальная возможность и относительная простота целенаправленного изменения компонента.

2. Ведущий компонент должен быть достаточно эффективным фактором, детерминирующим основной процесс воспитания, приводящим к существенным изменениям либо в объективном положении, социальной или социально-психологической среде личности (а через эти объективные изменения и в самой личности, как таковой), либо в субъективном, индивидуально-психологическом мире личности непосредственно с последующей реализацией этих изменений в социально значимом поведении.

Нарушение этого требования проявляется в формализме воспитательных и управленческих мер, их шаблонности, недостаточной реалистичности в оценке обстановки (ориентировка на пока ещё отдалённые цели, идеалы) или, наоборот, чрезмерной заземлённости мероприятий, ориентировки на узкие, сиюминутные или устаревшие цели.

3. Реализация ведущего компонента не должна обходится слишком «дорого» ни в материальном, ни во временном отношении, ни в смысле неоправданно резких и грубых манипуляций с коллективом или личностью. Даже наиболее важные цели управления оправдывает далеко не любые средства, поскольку некоторые из них относятся к неменьшим материальным или духовным ценностям, чем сами цели.

Нередко приходится сталкиваться с несоответствием материального уровня культурному, неадекватно высоких требований, притязаний реальным возможностям личности. Поэтому важность направленного регулирования состоит в выборе движущего противоречия, оптимального как по качественной определённости, так и по количественной характеристике (глубина, масштабы противоречия, интенсивность). От правильности выбора зависит, какое побуждение из многообразной сферы мотивации включается в действие, актуализируется, под влиянием какого побуждения развёртывается процесс формирования, развития личности или регуляции её поведения. Выбор оптимального побуждения для данного коллектива, для данной личности зависит от искусства воспитателя, руководителя, связанной принципиальной ориентацией на высшие мотивы или низшие, материально-биологические или моральные, индивидуальные или социальные.

Человеческие побуждения

В основе всякого побуждения лежит исходное диалектическое противоречие, являющееся движущей силой всякой психической деятельности, ( противоречие между тем, что объективно имеет значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и наличной действительностью. «Мир не удовлетворяет человека, ( указывал В. И. Ленин, ( и человек своим действием решает изменить его». В этих словах просто и ясно выражены идеи о противоречии между желаемым и действительным и об активной деятельности как форме его разрешения. С. Л. Рубинштейн, имея в виду, в сущности, то же противоречие, сформулировал его так: «Идеализация и преобразование мира ( таков способ существования человека как сознательного существа».

Противоречие между действительным и желаемым отражается в соответствующем эмоциональном переживании, стимулирует мобилизацию функционально-энергетических возможностей и детерминирует, направляет психическую деятельность. Анализируя условия, при которых возникает мотивационно-ценностное отношение человека к действительности, О. Г. Дробницкий писал следующее: «Таким образом, явление ценности возникает в условиях противоречия между уже назревшей потребностью, возникшей необходимостью, поставленной задачей, открывающейся в близком или отдалённом будущем возможностью, с одной стороны, и наличной действительностью, которая в данный момент еще не позволяет сразу и целиком решить эти проблемы, ( с другой».

Желательное и действительное как два момента исходного противоречия мотивации составляют вместе с тем и глубокое единство. Наличное состояние действительности берется здесь не как статичное и не в стихийных тенденциях изменения, а с точки зрения его соответствия или несоответствия успешному процессу жизнедеятельности человека, в плане тех её состояний или тенденций развития, которые наиболее ей соответствуют. Наличная действительность поэтому рассматривается не только сама по себе, как таковая, но и в её отношении к значимому, к человеческим потребностям, целям, идеалам. Желательное берётся не только как детерминируемое «изнутри», но и с учётом реальных возможностей его реализации, т. е. как объективное.

Ещё Аристотель подметил характерное для мотивации противоречивое раздвоение отражаемой в психике действительности через появление желаемого, противостоящей наличной действительности: «Всякое стремление также появляется ради чего-нибудь. То, ради чего возникает стремление, составляет исходную точку практического разума: предельная (цель( и есть источник деятельности». И далее: «Именно движет то, чего хочется, и благодаря этому приводит в движение рассудок, так как желаемое представляет исходную точку для (практического( ума».

Как отмечал В. Н. Мясищев, «личность наиболее полно раскрывается в том, что для неё наиболее важно, значимо, к чему она наиболее сильно и настойчиво стремится: она наиболее ярко выражается в критические моменты, когда решаются жизненно важные для неё вопросы. Личность проявляется и познаётся в том, каковы мотивы и цели её деятельности, определяющие уровень и состояние её психических процессов». С. Л. Рубинштейн также подчёркивал, что в основе мотивации лежит значимое: «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности».

В побуждении непосредственно фиксируются оба состояния действительности: наличное и желательное Противоречивое единство этих состояний и составляет первую, и основную, структурную особенность побуждения как единицы мотивационной системы. Желательное и действительное, как два полюса, образуют напряжённое энергетическое поле мотивации. В пределах и под влиянием, которого детерминируется и осуществляется направленная деятельность человека. Эта деятельность, при выборе её начальной и конечной точек, средств и путей в её процессуальной развёртке отталкивается как от наличной реальной действительности, так и от «идеального», желательного, будущего состояния, к которому она направлена. Наличное желательное отражают два состояния действительности в её динамике, развитии, изменении, преобразовании человеком ( настоящее и будущее.

Значимый, эмоционально-ценносттный момент мотивации представляется первичным в детерминации поведения и основным, исходным моментом структуры мотивации. Включая в себя «пристрастное», заинтересованное отношение человека к действительности, он создаёт напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется активный процесс деятельности. Вне этого момента, за пределами создаваемого им энергетического поля деятельность невозможна; он составляет совершенно необходимый компонент структуры мотивации.

Природа способностей человека. Креативность

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности? Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв. , отчасти является - употребимым и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей. Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Способности— индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с обшей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

. Критерием способности всегда выступала успешность деятельности; интеллекта — ум; творчества — новизна, уникальность; одаренности — качественное своеобразие способностей, ассоциативность; таланта — интуиция; гениальности — страсть, сила восприятия мира и глубина воздействия на человечество. Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творчеству: способность – одаренность – талантливость – гениальность. Творческий человек, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших её ступенях, но непременно обладает ещё рядом дополнительных, высоких достоинств. Способности – это индивидуально – психические особенности личности, позволяющие ей в равных с другими условиях, добиваться лучших результатов. Креативность – качественное свойство личности. Проблеме исследования креативности, как свойству, отражающему ее творческий потенциал, посвящено не так уж мало работ. Еще в 60-х годах было описано более 60 определений креативности. Их можно классифицировать по основным типам. Инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта. Эстетические, делающие акцент на экспрессии, самовыражении творца. Психоаналитические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений бессознательного и сознания. Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач и некоторые другие. Творческие способности определяются через креативность личности, она является сущностной детерминантой творческого процесса. Креативность, с одной стороны, реализуется в творческом процессе, а с другой стороны – развивается и формируется в зависимости от объективных условий протекания творческого процесса.

Креативность необходима человеку в повседневной жизни, в общении и в самореализации. М. М. Бахтин сформулировал идею незавершенности и незавершимости человека, его несовпадения с самим собой. В этом смысле человек для самого себя есть бесконечная функция. Он ни на один миг не совпадает с собой. Феномены его внутреннего мира находятся в постоянном движении.

Практическая часть

Ситуация выбора профессии после окончания школы обычно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т. е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя уйти. В нашем обществе именно этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Человеку необходимо, завершая определённый этап жизни, определить дальнейший путь, причём ответственность за выбор ложится на его собственные плечи.

Профессиональное самоопределение ( это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на её профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на местожительство, поездки и на многое другое, поездки и на многое другое.

На выбор профессии могут влиять множество факторов, например такие как

1) престижность данной профессии в настоящее время;

2) личная предрасположенность;

3) уровень оплачиваемости работы;

4) советы друзей, родственников, знакомых;

5) семейные традиции и т. д.

По результатам опроса, большинство учеников при выборе профессии опирались на первые три пункта.

Мною было проведено тестирование учащихся старших классов. Им было предложено ответить на ряд вопросов, в том числе и на вопросы о будущей профессии, а также были представлены жизненные различные ситуации и случаи. Ответы тестируемых, помогли определить какая область знаний, для них более предпочтительна, и на сколько она совпадает с предполагаемой профессией. Ниже представлены результаты тестирования.

Результаты тестирования на профессиональную пригодность

№ анкеты Какую профессию По какой профессии Показатели тестирования

Хотел бы получить хотел бы работать

Человек- человек Человек- техника Человек- знания Человек- художник Человек- природа 1. Филолог Филолог, искусствовед, режиссёр 29,2% 9,1% 22,8% 16,0% 22,9% 2. Юрист Не знаю 24,9% 13,6% 21,3% 15,8% 24,4% 3. Не знаю Не знаю 26,9% 12,5% 21,9% 13,6% 24,4% 4. Не знаю С искусством 27,2% 12,9% 21,7% 13,6% 24,4% 5. С компьютерами Не знаю 24,0% 14,6% 12,0% 12,9% 36,5% 6. Специалист по ATI технологиям Специалист по ATI технологиям 23,5% 15,9% 24,3% 12,0% 24,3% 7. Военный юрист Пилот военной дальней авиации 25,0% 12,8% 23,7% 13,8% 24,7% 8. Не знаю Не знаю 26,3% 14,6% 21,7% 12,9% 24,5% 9. Химик, автомеханик Химик, автомеханик 26,8% 14,7% 21,0% 12,1% 25,4% 10. Автогонщик Автогонщик 25,3% 15,6% 21,2% 11,9% 26,0% 11. Экономист Экономист 27,8% 8,1% 19,3% 13,5% 31,3% 12. Переводчик Переводчик 26,7% 14,9% 20,2% 12,2% 26,0% 13. Менеджер по продажам автомобилей Боец спецназа 26,6% 11,2% 23,7% 11,5% 27,0% 14. Экономист Банкир 28,5% 11,9% 21,7% 12,8% 25,1% 15. Не знаю С творчеством, с людьми 24,8% 14,2% 22,8% 12,9% 25,3% 16. С физикой Программист 25,0% 13,5% 22,2% 12,3% 27,0% 17. Программист Программист 25,9% 12,5% 23,0% 13,4% 25,2% 18. Программист Рекламный агент 25,8% 12,1% 24,5% 12,8% 24,8% 19. Не знаю Не знаю 28,2% 11,8% 22,1% 13,0% 24,9% 20. Не знаю Не знаю 29,9% 11,6% 18,3% 13,1% 27,1% 21. Военный Военный юрист 24,8% 12,1% 23,9% 13,9% 25,3% 22. Военный юрист Юрист, адвокат 26,1% 13,1% 21,0% 14,1% 25,7% 23. Не знаю Не знаю 25,9% 13,3% 20,9% 13,3% 26,6%

По результатам проведённого теста получили, что из 100% опрошенных,47 % ещё не определились с выбором профессии. У большей части учащихся (60%), желаемое направление деятельности совпадает с его способностями.

В данной работе рассматриваются процессы формирования личности, как члена общества. Мы выяснили, что личность формируется под влиянием различных факторов, таких как социальное, экономическое положение, принадлежность к определённой религии, государству. При прохождении определённого этапа жизни нужно сделать выбор. Он зависит от стремлений человека, его способностей и дальнейшего видения своей будущности.

Мною также был проведён опрос старшеклассников на профессиональную ориентировку.

Он показал, какая часть опрашиваемых определилась со своим будущим, а какая ещё находится в поиске. В приложении находятся результаты ещё нескольких тестов, проведённых в тех же классах. В одном уклон был сделан на видение своего будущего учащимися, и на видение их будущего родителей. По его результатам мы можем судить о том, насколько ученики осведомлены о востребованности профессий в нашем городе и о том насколько их желания совпадают с желаниями их родителей.

В результатах другого тестирования мы можем видеть, насколько значимы человеческие качества для мужчин и женщин разных возрастов, и насколько у них совпадают представления друг о друге.

Наконец, по результатам последнего тестирования, мы можем наглядно увидеть, какими мотивами руководствуются подростки при выборе профессии, ценности, приносящие, по мнению старшеклассников, наибольшее удовлетворение в жизни, какие ценности которые должны формироваться в школе, по мнению родителей и учителей, а также причины затруднений старшеклассников при выборе профессии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)