Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Человек, влюблённый в небо

Дерзайте мужеством

Отечество прославить.

М. Ломоносов

Гремела веселая музыка. Оживленно шумели мальчишки, рассматривая только что подаренные им ко Дню Защитника Отечества миниатюрные модели самолетов. Спорили между собой, собирая по крупицам знания в области самолетостроения. Нам, девчонкам, хотелось танцевать, а они в своих мыслях парили высоко в небе. Наконец-то нам удалось вернуть их с неба на землю. Мы стали шутить, угощать ребят приготовленными специально для них маленькими «шедеврами домашнего кулинарного искусства».

На шум заглянул мой папа. Ребята любят и уважают моего отца, поэтому сразу притихли. Пряча улыбку и указывая на модели самолетов, он сказал: «Я так понимаю, что здесь собрались будущие летчики?» Ребята засмущались и пригласили его к столу. Они уже знали, что подарить им самолеты посоветовал мой папа.

Папа серьезно посмотрел на нас и спросил: «А знаете ли вы, кого во время второй мировой войны президент США Ф. Рузвельт назвал лучшим летчиком? И что именно этот летчик воевал в небе над нашей Кубанью?»

Ребята попросили рассказать. И вот что мы услышали.

Шестого марта исполнилось 96 лет со дня рождения выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина. Сам он не был кубанцем, он родился в Новосибирске, учился в Пермской авиационной школе авиатехников. Еще до войны он бывал в Краснодаре, здесь он учился летать на У-2 в аэроклубе. Чуть больше, чем за две недели, он закончил программу аэроклуба, сдал на отлично экзамены и был направлен в Качинскую школу летчиков. Встретил войну рядовым летчиком, а уже в 1943 году тридцатилетний капитан Александр Покрышкин стал легендарным героем. В годы Великой Отечественной войны он придумал знаменитую формулу воздушного боя: «высота - скорость - маневр - огонь. »

Все слушали, затаив дыхание. Праздничный вечер пролетел незаметно, пора было прощаться. Ребята неохотно засобирались домой. На прощание папа сказал: «Если вас заинтересовала военная судьба легендарного русского летчика, вы можете почитать о нем в его книге «Познай себя в бою».

На следующий вечер, когда я готовила уроки, на мое плечо опустилась теплая ладонь. Папа тихо положил передо мной книгу воспоминаний А. И. Покрышкина.

Открыла я её только через два дня. С первых страниц меня поразила влюблённость человека в небо, в свою профессию. Не замечая времени, я перелистывала страницу за страницей, погружаясь в атмосферу воспоминаний. Мысленно я была рядом с летчиком: поднималась по тревоге, атаковала врага, мужественно сдерживала слезу при потере боевого друга. Первые страницы книги меня потрясли. Несгибаемый дух, воля, мужество А. Покрышкина достойны восхищения.

Взволнованная, я читала дальше.

Эскадрилья, которой командовал легендарный летчик, стояла в Бельцах. Самое трудное время - начало войны. На самолетах вооружение не готово к бою, нет патронов и снарядов. Но молодые летчики рвались в бой. В жестоких схватках с коварным врагом росло мастерство, рождались новые приемы и способы воздушной борьбы. А. И. Покрышкина назначили командиром эскадрильи. Теперь приходилось отвечать и за молодых бойцов. Ошибка, просчет, неточность могли многим нашим летчикам стоить жизни.

Каждая новая страница повествовала о боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. А страницы о его участии в боях в небе Кубани я прочитала на одном дыхании. И уже за действиями летчика следила, как за действиями родного человека.

И поэтому, когда в школе проходили уроки мужества, посвященные героям войны, защищавшим Кубань, мне захотелось рассказать одноклассникам о А. И. Покрышкине, легендарном летчике, воевавшем в небе над Кубанью.

И вот в музее Боевой славы на уроке мужества звучит мой рассказ о боевом пути А. И. Покрышкина.

Его знали и боялись враги. Уже в 1943 году летный почерк А. И. Покрышкина стал известен командованию люфтваффе. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Это паническое предостережение служило и высшей аттестацией нашему славному соколу. Затишье боевых действий весной 1943 года позволило противнику сосредоточить в Крыму и на Таманском полуострове мощную группировку авиации. Наша авиация в этом районе имела на вооружении около шестисот самолетов. По плану сосредоточения одним из первых перебрасывался на Кубань полк Александра Покрышкина. Летчики и техники понимали, что предстоящее воздушное сражение на Кубани потребует от каждого огромного напряжения, решительности, смелости. Эскадрилья села на аэродром под Краснодаром. За ней - вторая, под командованием капитана Тетерина, а третьей, под командованием Фадеева, все не было, хотя по времени должна прибыть. К вечеру был собран летный состав полка для изучения боевой обстановки. Выяснилось, что эскадрилья Фадеева вынужденно приземлилась на грунтовый аэродром в районе Тихорецка, потому что ошибочно приняла разлив Кубани за залив Азовского моря. Я видела взволнованные, сосредоточенные лица ребят. Наверное, они и не могли представить, что всё это происходило рядом с нами.

Утром группу истребителей направили в район станицы Крымской: ожидался подход бомбардировщиков противника. Через эту станицу проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск, Тамань и Темрюк. Гитлеровцы понимали, что, потеряв этот узел, им не удержать Таманский полуостров.

И вспомнил Александр Покрышкин станицу Крымскую, утопающую в садах, полевой аэродром на северной ее окраине. И мысль о том, что сейчас Крымская находится на пути наступления войск фронта, что по ней нанесут мощный удар, болью сдавила его сердце. Нельзя допустить этого. «Я буду драться за эту станицу. » - сказал Александр Покрышкин.

Читаю строки из книги воспоминаний летчика: «Я вел самолет в пикирование и нанес «соколиный удар» по ведущему. На большой скорости стреляю в упор. Из «мессера» вырвался сперва дым, потом огонь. Рывок ручки управления на себя - и резко ухожу вверх. От большой перегрузки потемнело в глазах. Верхняя пара самолетов зажгла второго Ме-109Г при попытке вражеской группы уйти вверх. Бомбардировщики и истребители помчались в западном направлении и больше в этот день не появились». (Я видела, как выпрямились спины мальчишек, как невольно сжимались пальцы в кулаки, а глаза оживленно блестели. )

Группа вернулась на аэродром. Александра Покрышкина командир поздравил с первой победой в небе Кубани. С КП подтвердили, что сбито два «мессера».

На второй день пребывания на Кубани эскадрилья Покрышкина вела патрулирование на больших скоростях маятниковым методом. Вскоре столкнулась с десяткой Me-109. В сложном бою было сбито три вражеских самолета. Затем был бой с восьмеркой немецких истребителей. Сбили пять. В этих двух боях Александр Покрышкин уничтожил три вражеских самолета. Эскадрилья дралась отважно, напористо. Так в боях рождались будущие асы.

Их боевая задача часто заключалась в прикрытии наших войск от налетов вражеской авиации. А. И. Покрышкин смело принимал самые неожиданные решения, все делал для того, чтобы заставить сбросить бомбы еще до подхода к нашим частям, не допустить прицельного удара.

Я рассказывала, что в одном из боев над Крымской А. Покрышкин не послушал командира полка, вылетел со своей эскадрильей раньше времени и нанес сокрушительный удар «мессершмиттам», уничтожив одиннадцать самолетов и не потеряв ни одной боевой машины. Командованию штаба не верилось, что можно сбить одиннадцать вражеских самолетов и не потерять своих. Заместитель командующего фронтом подтвердил, что он лично наблюдал бой над Крымской и видел, как падали горящие машины врага.

На этом боевой путь летчика-героя не закончился: до Победы было еще далеко. Впереди - воздушные схватки в небе над Ростовом, Таганрогом, Украиной, Берлином.

А. И. Покрышкин - выдающийся организатор воздушных боев. Совершил свыше шестисот боевых вылетов, провел сто пятьдесят шесть воздушных боев, сбил пятьдесят девять самолетов противника. Командуя на них. В нем, как в военачальнике, удачно сочетались горячее сердце и стальная воля, предельный риск и расчет, дерзость и хладнокровие, порыв и четкая организованность.

Александр Иванович Покрышкин первым в стране был награжден тремя медалями «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми командовал и которых обучал и воспитывал Покрышкин, стали Героями Советского Союза, а трем его воспитанникам это звание было присвоено дважды.

Урок мужества окончен.

А глаза моих одноклассников все еще смотрят сквозь время, видят и осмысливают необычную героическую жизнь обычного человека. В их взглядах я вижу такую просветленность и решительность, что невольно думаю: «Они, не дрогнув, все как один встанут на защиту Родины, если понадобится».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)