Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чем интересен мой поселок?

О железной дороге я знаю не по картинкам и не по книжкам. Я живу в посёлке, где расположен один из крупнейших железнодорожных узлов Астраханской области. Верхний Баскунчак – посёлок железнодорожников со славным прошлым.

Здесь живет и работает вся моя семья. Мой папа Юрий Иванович работает в восстановительном поезде–2 машинистом крана на железнодорожном ходу, бабушка сейчас на пенсии, а раньше работала на железнодорожной станции дежурной по сортировочной горке, да и дедушка тоже работает на станции составителем поездов.

Поэтому мне стало интересно узнать побольше об истории моего поселка как железнодорожного узла, а потом рассказать об этом ребятам – одноклассникам.

Сначала я расспросил об этом своих родителей, потом посетил школьный музей, познакомился со славной историей поселка, в библиотеке взял и прочитал умные книжки, из которых узнал много интересного об истории железнодорожной станции.

Создание железнодорожной станции.

Сейчас станция Верхний Баскунчак Астраханского отделения Приволжской железной дороги – крупный железнодорожный сортировочный узел. Через неё транспортируется соль из озера Баскунчак, а также продукция гипсового предприятия «Минерал Кнауф». С севера на юг и обратно, а также на запад идут транзитные грузовые и пассажирские поезда. На станции Верхний Баскунчак работают локомотивное и вагонное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации, централизации и блокировки, сообщает служба по связям с общественностью Приволжской железной дороги.

Интересна и богата история в прошлом небольшой, затерявшейся в степи станции, а ныне крупного узла и посёлка железнодорожников.

Строительство железной дороги приняло большой размах во второй половине XIX века. В 1882 году соорудили линию Нижний Баскунчак – Владимировская пристань на Волге (54 версты), которая заменила гужевой путь по перевозке соли из озера Нижний Баскунчак. Строительство железной дороги было громадным событием в истории нашей страны в целом.

В 1897 году были сооружены и другие линии Рязано - Уральской железной дороги (так раньше называлась наша дорога), среди прочих и станция Верхний Баскунчак.

Первые паровозы.

Интересна и богата история в прошлом небольшой, затерявшейся в степи станции, ныне крупного поселка железнодорожников.

История развития станции тесно связана с легендарным парком локомотивного депо Верхний Баскунчак, ознаменована величайшими вехами. Необходимость создания предприятия по ремонту и эксплуатации паровозов в Нижнем Поволжье в начале XX века была связана в первую очередь с перевозками железнодорожным путем ценнейшей для России поваренной соли, добываемой в озере Баскунчак. Локомотивное депо, построенное на железнодорожном узле Верхний Баскунчак в июле 1907 года, было единственным во всей округе и представляло собой каменное здание с мастерскими, водокачкой и водоемным сооружением, которые сохранились и до наших дней. Предприятие в то время осуществляло всего несколько видов ремонта паровозов серии «Ов», одному из которых спустя век суждено было стать музейным экспонатом Верхнебаскунчакского депо.

Шло время. После социалистической революции 1917 года политика государства коренным образом изменилась. Экономика молодой Советской России стала развиваться интенсивнее. Набирал обороты научно-технический прогресс. Изменения в стране коснулись и Верхнебаскунчакского локомотивного депо. На смену старейшим паровозам серии «Ов», верой и правдой служившим российским железным дорогам, пришли более совершенные локомотивы.

Годы Великой Отечественной войны.

Две войны – гражданская и Великая Отечественная – прошли над посёлком. Во время Великой Отечественной войны Верхний Баскунчак называли форпостом Сталинграда. Через станцию непрерывно шло снабжение фронта. Ни один прифронтовой узел нашей страны враг не бомбил так длительно и ожесточённо. На Верхний Баскунчак без конца сыпались зажигательные, фугасные и осколочные авиабомбы. Железнодорожники трудились не покладая рук. Нередко, спасая эшелоны и грузы, они погибали на своих постах. В 1942 г. станция была разрушена до основания.

Вечная память тем железнодорожникам кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Жители посёлка помнят их славный подвиг и свято чтят память о них.

Застыли слёзы на глазах,

В руках весенние букеты.

Воспоминания о прошлом на устах.

Июль 42-го лето

Горела Баскунчакская земля,

Стонала степь, детей спасая.

Выслеживал фашист тут поезда,

Бомбил составы, устали не зная.

Посёлок, Родина моя,

Прифронтовою зоной называлась.

Шли в бой отцы и сыновья,

А сердце матери от боли разрывалось,

Ты выстоял в огне, мой Баскунчак!

Снабжала фронт железная дорога.

- Проехать только б Солончак,

Нас не возьмёт фашист снарядом.

Но верен долгу машинист,

И паровоз ведёт исправно,

Пули шальной проносится лишь свист

- За Родину мне умереть отрадно

Перед глазами Баскунчак

Мальвы в цвету, дом, мама рядом

А на устах: «Мы проскочили Солончак?

Вперёд, друг! Не возьмёт фашист снарядом!»

Ты выстоял в огне, мой Баскунчак!

Твои сыны на всех фронтах сражались

И за родную Землю бились так,

Что смелостью их люди восхищались.

Застыли слёзы на глазах,

В руках весенние букеты,

Вечно Памяти жить в сердцах

Июль 42-го лето

В нашем школьном музее свято чтят память земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, не забывают ученики нашей школы и жители поселка также и ветеранов Великой Отечественной войны. Силами учеников и педагогов школы созданы экспонаты музея, посвященные истории посёлка.

Настоящее и будущее моего поселка.

Более ста лет назад, когда железнодорожная станция Верхний Баскунчак только начинала работать в засушливых, безводных степях, никто и не предполагал, что именно эти тяжелые климатические условия станут причиной её будущей мировой известности. Бесперебойно бегут поезда через мою родную станцию, которая растет и развивается по сей день.

Еще в 1968 году маневровый парк локомотивного депо Верхний Баскунчак подвергся новому и основательному переоснащению: появились более мощные маневровые и грузовые магистральные тепловозы. Некоторые из них до сих пор верой и правдой служат нашей дороге. Да и само депо изменилось до неузнаваемости: разрослось, превратилось в современное крупное транспортное предприятие, став на Приволжской железной дороге одним из ведущих производств и вписав собственную славную страницу историю отечественного локомотивного хозяйства.

В настоящее время, в апреле 2010 года, были начаты работы по усовершенствованию станции Верхний Баскунчак, завершить их планируется в ноябре текущего года.

В ходе реконструкции станции Верхний Баскунчак предусмотрено переустройство путей сортировочного парка станции в приемоотправочные пути с удлинением путей до 1500 м. Кроме того, на участке Солончак - Верхний Баскунчак будет построен дополнительный второй главный путь протяженностью 4,5 км.

На объекте ежедневно трудятся порядка 100 путейцев и около 50 единиц различной техники. Обустройство и модернизацию станции здесь выполняют электромеханики дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также энергетики и связисты.

По окончании всех работ станция Верхний Баскунчак станет крупнейшей в Астраханском регионе, где управление более чем сотней стрелочных переводов будет осуществляться посредством микропроцессорной централизации с помощью новейших компьютерных технологий.

Растёт и развивается мой посёлок, приумножая свою славу доблестным трудом.

Мне интересно было работать над этой проблемой, узнавать историю своей малой Родины – поселка Верхний Баскунчак, частички великой России.

Думаю, что моя работа вызовет интерес не только у моих земляков, но и других россиян. Ведь каждый однажды проезжал мимо моей станции и, наверное, думал: «Любопытно, как здесь живут люди? Что им интересно? Где они трудятся? Как отдыхают?» Думаю продолжить работу, рассказать об этом, об интересных людях моего поселка, о достопримечательностях Верхнего Баскунчака.

Когда я вырасту, то тоже стану железнодорожником, как папа или дедушка, то есть продолжу династию железнодорожников в нашей семье.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)