Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Честь имею. Этимологические особенности слова честь в русском языке

«Ценности - это тот стержень, который образует лицо нации. Ценности - это тот компас, который определяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура»

О. Мандельштам

Россия стоит на пороге исторических перемен, и её будущее зависит от тех духовных сил, которые заложены в нашем народе. Важнейшим носителем духовных ценностей народа является его язык. Именно в нём заложен потенциал, который делает наше Отечество могучей державой. В этом актуальность подхода к данной теме. В нашей работе мы проследим историю возникновения и эволюции одного лишь слова и увидим, что в нём отражено не только историческое прошлое России, но и определяется её будущее. Это слово честь.

Учитывая актуальность такого подхода к лексике русского языка, определяемся с темой реферата: «Честь имею» (этимологические особенности слова честь).

Пытаясь творчески подойти к данной теме в процессе исследования, выявляем проблему: может ли одно слово отразить историческую судьбу нации, духовные ценности русского народа? Исходя из этого, определяемся с целью реферата.

Фонетический и словообразовательный аспекты слова честь

Фонетический аспект этимологического анализа предполагает знание законов фонетического изменения и изучение фонетических соответствий между звуками родственных языков.

Родственными являются:

Украинское – честь. (За ради честi (укр. ) – (рус. ) из уважения )

Болгарское – чесць. ( Честна дума (болг. ) – рус. честное слово. )

Сербохорватское – cast (част)

Польское – czesc (чес)

Чешское – cest (чест)

Словенское – cast (чест)

Перед нами полное фонетическое соответствие, учитывая которое, мы можем восстановить древнейшую форму слова.

Праславянское - *cьstь, связанное со старославянским - чьт,(быть в чисти,чту ), родственно др. -индоевропейскому cittis ж. "мышление, понимание, намерение", cisti- "мышление, познание, понимание"; др. ступень чередования гласных: др. -инд. сetаti "соблюдает, замечает, думает", лтш. skist, skietu "думать, соблюдать"

Общеславянское cesti восходит к индоевропейскому корню сes-, тот же корень можно встретить в словах «чтить», «почитать», «честный». Интересно отметить семантическое «движение» в слове. Индоевропейское – мыслить, понимать; общеславянское – почитать, уважать; современное – уважение, достоинство. Слово честь является производящей основой для слов честный, честность, чествовать, честолюбивый.

Слово чьсть имело почти современный вид- честь, но у каждой буквы своя история. Так в этом слове было два редуцированных (ь - ерь). Один редуцированный (в позиции после ч) стал е после падения редуцированных в XIII веке. Можно предположить, что этот процесс повлиял на беглость гласного е в корне слова (честь - чти). На месте второго редуцированного (в конце слова) стал возможен мягкий знак. Как установил замечательный русский языковед начала XX века Л. Л. Васильев, буква ь стала употребляться на письме как знак большей мягкости уже к XIX веку. Поэтому в слове честь мягкий знак обуславливает мягкое произношение сразу двух звуков - с и т.

Слово честь праславянского происхождения, на это указывает историческое чередование ст – т. Честь – чтить. В толковом словаре В. И. Даля мы встречаем слово чтить – уважать, почитать. Подтверждение такому пониманию слова мы встречаем в Евангелии от Матфея «Чти отца твоего и матерь твою». Также в этом слове есть ещё одно историческое чередование ст – щ. В словаре В. И. Даля встречаем такой пример: чещение и чествование гостей (почитание).

Слова состоят из букв, а буква-это смысл. В старославянской азбуке за каждой буквой стояли не только слова и образы, но и целые фразы. До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте. Можно предположить, что в древней азбуке зашифровано послание наших предков нам, ныне живущим. В ней даны основные заповеди. Первые буквы этой аэбуки: А (азъ – я); Б (буки - буквы); В (веди-ведаю). Азъ Буки Веди – Я буквы ведаю. Азъ – это основа, начало. Я (Азъ) – первая буква азбуки (а первая и в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается Мир, моя Вселенная.

С этой же точки зрения рассмотрим и интересующее нас слово честь и прочтём названия его букв. Ч – червь, Е – как Є - йесть ; С – слово; Т – тврьдо (твёрдо). Червь есть слово твёрдо. Червь – человек? Человеческое слово твёрдое. Не в этом ли понимании заложено современное прочтение слова честь. Честь – надёжность, ответственность, достоинство.

Из сказанного можно сделать вывод, что ещё в древние времена наши предки рассматривали Азбуку как шифр творения. Буква – это единица, атом смысла. Каждая буква нашего алфавита является определённым смыслом, потому что у каждой буквы были определённые образы. А через образы наши предки творили.

Ещё один интересный момент. До 1700 года каждая буква в Азбуке имела своё числовое значение. Например: А- 1, С -200 и т. д. Арабские цифры были введены Петром I. До этого все числа обозначались буквами со специальным значком сверху «титло». При склонении слово также меняло свой вид, так как писалось под титлом, т. е. сокращалось. В «Слове о полку Игореве», древнерусском памятнике XIV века, мы встречаем

« Русичи великая поля черлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы», что означает «Русичи широкие поля красными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы». Петровская реформа отменила титлы и слово «чти» стало читаться как «чести». В словаре Даля мы встречаем следующее толкование: поле чести – поле боя, поле сражения.

Так же вежливого, учтивого человека называли честливый или чливый. Вариант «чливый» ещё раз указывает на то, что слово писалось под титлом.

Связь букв и цифр не случайна. Учёные пытаются и сейчас её разгадать. Это ещё одна грань Азбуки, которую ведали наши предки. Получается, что Азбука – это система числовых кодов. И, произнося слова, по мнению известного учёного, психотерапевта Синельникова В. В. , мы общаемся с Космосом, со Вселенной. И Вселенная откликается на вибрации нашего голоса. Язык дан нам не только для общения между собой, но и для общения с Космосом. Уже доказано, что всё живое (и даже неживое) в этом мире реагирует на звуки. Звуки могут улучшать или тормозить рост растений, влиять на рост микроорганизмов. С помощью звука можно менять сознание человека, а можно и воспитывать его моральные качества, как в случае со словом честь.

Как утверждает В. В. Синельников, с реформами языка мы утеряли большую силу, способность оказывать непосредственное влияние на Природу.

Ещё один интересный аспект. Каждому гласному звуку соответствует свой цвет. Потому что цвет – это те же вибрации, которые создаются энергетикой языка. В слове честь гласному е соответствует светло-зелёный цвет, а это цвет гармонии.

Обратим внимание на ещё одну особенность слова честь – это его ударение. Оно в этом слове подвижное. Например, в пословицах можно встретить «В чести, что в шерсти - тепло», ударение падает на гласный и, «Честным (ударение падает на ы) пирком да за свадебку», В разговорном стиле встречаются шутливые выражения «мать честная» и «честная компания». Ударение падает на гласный а в окончании слова честная.

Итак, перед нами слово общеславянского происхождения, которое, претерпев исторические изменения, имеет такой вид – честь

Подытожить сказанное нам поможет этимологический словарь.

В словарях А. Преображенского, М. Фасмера и Н. Шанского встречается одинаковый подход к этимологии слова честь.

. ЧЕСТЬ. Общеслав. Суф. производное (суф. -ть, ср. власть, весть и др. ) от той же основы, что чтить, чести "почитать" < čьtti (tt > ст, ь > е), почет1, читать1. Честь буквально — "почитание, почет, уважение".

Мы убедились, как важно знать свой язык, его историю, те образы, которые стоят за буквами. И как важно не просто произносить слова. А вкладывать в них яркие положительные образы. Это сделает нашу жизнь неизмеримо богаче.

Семантические особенности слова честь

Очень большое значение имеет семантический аспект этимологического анализа слова честь. Функционирование слова обусловлено жизнью общества. В словаре Даля мы встречаем толкование этого слова. Честь ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Слово честь выражает национальное мировоззрение народа, культуру нации, историю России. Мы убеждаемся в этом, проследив семантику слова в хронологическом порядке.

I. В старославянском варианте это слово имело следующие толкования:

1. Поле чести – поле сражения.

2. Честь и место – вежливое приглашение сесть.

3. Чти отца и мать – уважай.

4. Честливый – кроткий, богобоязненный.

II. 882 год отмечен зарождением русского государства. В IX – XI веках происходила княжеская междоусобица и борьба за власть. Иноземные набеги терзали Русь. Мы уже упоминали о древнерусском памятнике «Слово о полку Игореве», где неизвестный автор пишет о князе Игоре и его дружине, желающих с честью погибнуть за свою Родину.

В. И. Даль упоминает летописное издание, в котором встречается фраза «Яко же брат твой Изъяслав честил Вячеслава, тако и ты чести», честить – оказывать почтение.

III. Как известно, фольклор – это не только искусство слова, но и составная часть народного быта. Такие произведения фольклора, как пословицы, поговорки выражают взгляды, чувства, мысли простого народа. Они не требуют особого толкования, так как ясно выражают отношение людей к чести.

Не в кафтане честь, а под кафтаном.

Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.

Честь тверда – в слове стойка.

Кого честь не берёт, того палка поймёт.

Жить живи, да честь знай.

Береги платье снову, а честь смолоду.

IV. Во времена Ивана Грозного (XVI в. ) среди первых русских изданий выделяется «Домострой», содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе. В нём провозглашалось детям чтить старших, жене – чтить мужа «Законоучитель честен всем людям». Чтить – уважать, почитать.

V. В эпоху Петра I появились такие выражения, как «отдать честь», «долг чести», «суд чести», «честь мундира».

В службе честь — вот наиглавнейший завет Петра, вошедший в плоть и кровь русского офицерства.

Безусловно, на реформы Петра I, в том числе и на его представления о чести, огромное влияние оказали западноевропейские идеи того времени

. Иноземные офицеры, которых призывал на службу в свою армию Петр I, принесли и свое понимание чести, характерное для рыцарства Средних веков.

«Рыцарство создало и развило то понятие о чести, — размышлял один из исследователей, — которое впоследствии сделалось краеугольным камнем сословной чести военного дворянства, рыцарства наших дней» Таким образом,

Петр I вносит новое в понятие о чести не только в объективном, но и в субъективном смысле. В личности солдата он возвеличивает нравственное достоинство, внутреннюю честь как неотъемлемую принадлежность каждого человека, требуя, чтобы никто не порочил его личность как личность слуги Отечества.

О значении воинской чести в Петровскую эпоху говорит тот факт, что в

Артикуле воинском даже было специально определено такое наказание, как лишение чести (единственное нефизическое наказание за преступления).

Хотя ни в военных законах Петра I, ни в собственноручно написанных им инструкциях нет определения воинской чести, важнейшей его заслугой яв- ляется то, что он заложил основы ее понимания, выражающиеся в осознании каждым воином, независимо от чина.

Уважая родовую честь, но стремясь подчинить её интересам государства,

Петр I на первое место решительно поставил честь профессионально- должностную, корпоративную, отражавшую личные способности и личные заслуги человека на порученной ему должности. Вводя «Табель о рангах», Петр заботился о том, чтобы представления о «должной чести» в большей мере определялись местом дворянина в служебной иерархии

(«чином») и личными заслугами на службе Отечеству. Честь офицерского корпуса России в XVIII веке не стала только корпоративно- профессиональным явлением, отдельным от фамильной чести каждого офицера: представления об образе поведения формировались в раннем детстве и подразумевали, безусловно, гордость за своих предков и свой народ. Попадая в полк, офицер должен был доказать соответствие его родовой чести чести полка и таким образом пополнить офицерскую корпорацию

Является ли честь свойством русской души? Входит ли честь в число исконно русских добродетелей? Безусловно. Верхний слой русского общества, европеизированный благодаря усилиям Петра I, жадно впитывал западную культуру, и к началу XVIII века дворянское сословие руководствовалось нормами европейской этики, где честь, выпестованная рыцарством, ценилась превыше всего.

Г. Р. Державин своё представление о чести дворянина выразил в стихах:

Что наше благородство, честь,

Как не изящности душевны.

Я князь, коль мой сияет дух

В «Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения, 1 июня

1812 года» его автор командир 12-й дивизии М. С. Воронцов, писал: «Долг чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны, храбрость ничем на свете замениться не может: кто во себе не чувствует уверенности, что страх им в деле не овладеет, тот должен немедленно оставить службу».

Честь офицера-дворянина в общественных условиях России защищалась и с помощью такого средства, как дуэль, что стало характерно с конца

XVIIIвека. В это время утверждались формальные правила поединка, а, главное, общественно мнение однозначно считало дуэль делом необходимым и неизбежным. Хотя поединки и считались незаконными, дворянин стремился отстоять свою честь ценой собственной жизни.

. Любое оскорбление, нанесённое дворянину, должно было закончиться поединком чести - дуэлью. Цель дуэли – восстановление чести. Кодекс чести прочно вошёл в быт дворянского слоя русского общества.

В литературе XIX века поединки чести встречались часто, достаточно вспомнить дуэль Гринёва – Швабрина, Ленского – Онегина, Безухова – Долохова, Печорина – Грушницкого. Трагические дуэли Пушкина и Лермонтова являются неоспоримыми свидетельствами того, что честь ценилась в высшем слое русского общества XIX века выше жизни. Понятие чести существовало в русской литературе как достоинство личности. Вспомним русскую пословицу, которую А. С. Пушкин в качестве завещания молодому поколению употребил в своей повести «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду».

Личным бесчестьем русские офицеры считали военные поражения

России. Чрезвычайно болезненную реакцию вызвало отступление русской ар мии перед Наполеоном в 1812 году. Д. С. Дохтуров писал жене: «Я в отчаянии, что оставляют Москву. Какой ужас!. Какой стыд для русских покинуть столицу без малейшего ружейного выстрела и без боя. Какой позор!. ».

П. И. Багратион с горечью писал А. П. Ермолову: «Жаль мне смотреть на войско, на всех на наших. В России мы хуже австрийцев и пруссаков стали»

Победы же в сражениях с наполеоновской армией русские генералы и офице- ры рассматривали прежде всего как свидетельства чести и славы России.

Таким образом, в XVIII — начале XIX века офицерская честь являлась одним из важнейших моральных источников, питавших русскую армию. В словаре

Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона мы читаем « Воинская честь, как условие военного быта, всеми сознаётся, но её существо почти неуловимо, в нём верность престолу и отечеству и принцип возможной гуманности в отправлении функции войны – развитие чувства сострадания к побеждённому врагу, право бить только воина-врага, а не мирных жителей неприятельской области, обязанность сохранять неприкосновенность частной собственности и т. п. »

В этом понятии воедино сливались родовая честь, личное достоинство, военно- профессиональная гордость, честь и слава Российского государства.

Сказать «честь имею» - значит иметь не только дворянское звание или офицерский чин, это значит, в первую очередь, иметь гражданское достоинство, ценить жизнь народа, Отечества превыше собственной.

VII. Высоко ценили честь декабристы, расплачиваясь за благородные порывы души собственной жизнью. К сожалению, чаще стало звучать выражение «умереть с честью». Многие свободолюбивые люди того времени верили, что Россия всё-таки освободится от гнёта самодержавия и крепостного права. Пример тому обращение А. С. Пушкина к другу П. Я. Чаадаеву в одноимённом стихотворении

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

VIII. В 19 веке слово честь обретает бытовую окраску. В языке появляются словосочетания: честное имя, честное купеческое слово, держаться на честном слове. Честь – правда, надёжность.

XI. XX век принёс опять тяжёлые испытания русскому народу. Началась Великая Отечественная война. В кровопролитных боях народ сумел отстоять свою независимость. «Честь и слава героям», «честь и отвага» звучало и на полях сражений, и в глубоком тылу. Как завещание потомкам звучит голос А. Т. Твардовского в стихотворении «Убит подо Ржевом»

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

X. В мирное время русский народ давал высокую оценку своему труду. В языке прочно закрепились выражения «Труд на благо Родины – дело чести», «В честь героев-тружеников».

Раскрывая семантику слова честь, мы убедились, что слово способно ориентировать людей на высокие нравственные идеалы. В одном только слове можно увидеть судьбу народа, почувствовать, как слово зовёт за собой, призывает жить, трудиться на благо Отчизны, заставляет задуматься о достойном и благородном назначении человека.

Наблюдая за лексическими особенностями слова честь нужно отметить, что оно имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. С одной стороны, оно используется в высоком стиле (суд чести, имею честь доложить и т. п. ), с другой – в низком (на дурака чести не напасёшься, сделать честь по чести). Это слово используется и в нейтральном стиле (честный человек, честное слово).

Можно сделать вывод, что слово честь имеет потому богатую стилистическую окраску, что используется в разных речевых ситуациях, в широких сферах общения и отражает не только человеческую деятельность, но и выражает высокие духовные ценности народа.

Итак, следуя цели реферата, мы исследовали этимологию слова честь с помощью фонетического, словообразовательного и семантического анализа слова.

В процессе изучения фонетического и словообразовательного аспектов мы пришли к выводу, что перед нами слово, которое, претерпев исторические изменения, является старославянским по своему происхождению. Мы убедились, как важно знать свой язык, его историю, те образы, которые стоят за буквами. И как важно не просто произносить слова. А вкладывать в них яркие положительные образы. Это сделает нашу жизнь неизмеримо богаче.

Исследуя семантические особенности слова, мы определили его роль в судьбе России. Это слово, особо чтимое русским народом, стало той духовной высотой, на которую ориентируется человек в период тяжёлых жизненных испытаний. Этим определяется и выбор темы реферата - «Честь имею». Честь представляет собой национальный идеал, ярко высвеченный русской философией и литературой.

Можно сделать вывод, что русский язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей, отвечать на их запросы, совершенствовать свою структуру в соответствии с развитием общества и, вместе с тем, оказывать влияние на процесс самого общественного устройства. Думая о будущем, оглядываемся в прошлое и вспоминаем слова великого русского полководца А. Суворова: «Моя честь и моё будущее неразлучны. Возьмите у меня честь - и жизни конец».

Только Человеку дано право выбора – созидать или разрушать. Нам от рождения дан самый дорогой дар – дар Слова. В нём духовная ценность нашего народа и в нём наше будущее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)