Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чингисхан – варвар или созидатель?

Образ Чингисхана стал очень популярен в культуре, искусстве, он является героем многих книг и кинофильмов, его удостоила своим вниманием и немецкая музыкальная группа. Например, в течение двух последних лет были сняты фильмы про Чингисхана в Китае, Японии и России. Юнеско признала Чингисхана «величайшим полководцем двух тысячелетий».

Личность Чингисхана для многих и сейчас остается загадкой. Вокруг его имени всегда было много политики, а хотелось бы, чтобы его история и деяния рассматривались строго научно.

Изучая историю этого периода, я заметила, что авторы учебников высказывают различные точки зрения, относительно монгольского нашествия, установления ига. А. Н. Сахаров пишет, что ордынцы помогали русским князьям в борьбе против Руси на западе, также отмечается, что и русские участвовали в завоевательных походах вместе с монголо-татарами.

Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев высказал свое мнение: «Период Золотой Орды нельзя рисовать только черными красками. Нужно видеть созидательную сторону этого государства, построившего десятки процветающих городов. Заслуга той эпохи состоит в том, что обширное государство позволило соединить Запад и Восток, до этого были изолированы друг от друга. В XIII-XV веках Великая Степь соединила их в одно целое».

Цель статьи: изучить личность Чингисхана и выяснить, разрушительный или созидательный характер носила его деятельность.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить научно-историческую литературу по данной проблеме;

- узнать о личности Чингисхана, как его оценивают разные авторы;

- определить масштаб его завоеваний, выяснить, какое влияние оказали монголы на завоеванные народы;

- выяснить отношение сверстников к личности Чингисхана и его деятельности.

Предмет статьи – империя монголов

Объект статьи - личность Чингисхана

Что такое личность?

Личность - член человеческого общества, обладающий способами мышления, сознания и самопознания, эмоциональными и волевыми качествами и связанный с окружающей средой участием в общественно-полезной деятельности по производству материальных и духовных благ; человек как носитель каких-нибудь свойств; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; «лицо, самостоятельное, отдельное существо»

В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других, в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и отрицательном смысле.

Определений и примеров конкретных великих личностей в истории множество. Но оценки носят субъективный характер. Тем не менее, многие историки и политики стремятся «вывести на чистую воду» «кто есть кто». Но им в значительной мере сделать это мешает время.

Историки спорят также, кто более велик среди великих? «Великий человек всегда представитель или существующих сил, или сил, созданию которых он способствует, бросая вызов существующей власти. Но высшей степенью творчества могут, вероятно, в большей мере обладать такие великие люди, которые помогали сформировать силы. Принесшие им величие, чем те, кто как Наполеон или Бисмарк, въехали в величие на спине уже существующих сил» ( Э. Карр).

Историки никогда не оставались равнодушными к выдающимся личностям. Одни выделяли и называли великими конкретных людей, занимающих самое высокое положение в государстве. Это особенно было свойственно Н. М. Карамзину, который отмечал, что историю человечества делают такие люди.

С. М. Соловьев возвышал роль личности не только в истории, но и как объект в историческом исследовании. Он отмечал, что у исторической науки «нет возможности иметь дело с народными массами, она имеет дело только с представителями народа»

Но не все историки позволяют преувеличивать значение личности в истории. « Присматриваясь внимательнее к каждой личности ( исторической ), отмечал например К. Н. Бестужев-Рюмин, - нельзя не видеть, как много ее деятельность обусловлена состоянием общества, посреди которого она действует, и соединением разных обстоятельств, при которых она действует. Значение личности состоит в том, чтобы уметь воспользоваться обстоятельствами, подчинить их своей цели и устранить те, которые могут быть вредны для этой цели»

Чаще всего личности не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Им, как и каждому человеку, присуще все, лишь в разной мере. Например, в психологии 36 признанных определений личности. Без знания личностей знание истории не может быть полным.

Существует методика изучения личности. Они изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный подход в изучении личностей. Однако отдельные блоки могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия ( отсутствия ) данного аспекта в деятельности личности.

Происхождение Чингисхана

«Сокровенное сказание», выдающийся памятник монгольской литературы XIII века, написанный для придворного круга, свое повествование начинает с перечисления предков. Прародительница чингисидов Алан-гоа, «красивая очень знатного рода», родилась у Хорилартай –Мэргэна в Хори-Туматской земле Баргуджин-Токум. В древности Баргуджин-Токумом назывались земли вокруг Байкала, то есть места современного расселения бурят. Ранние хори-монголы жили вокруг Байкала. О перекочевке их предка Хоредоя говорит золотая книга монгольской аристократии – «Сокровенное сказание».

Многие народы пытаются поставить под сомнение монгольское происхождение Чингисхана, пытаются доказать, что Чингисхан был представителем их народа, разгораются дискуссии об этнической принадлежности великого завоевателя. Это и казахи, китайцы, даже византийцы считали его греком. Бурятские ученые также не остались в стороне, многие считают, что он был бурятом.

Чингисхан – бурят или монгол? Можем ли мы говорить, что Чингисхан был бурятом? Предком Чингисхана по материнской линии был Хоридой-Мерган или, по родословным хоринских бурят, Хоредой Мэргэн. Следовательно, Чингисхан родился среди хоринских монголов, которые издавна кочевали по берегам Онона. Член корреспондент АН археолог С. Киселев, опираясь на бурятские предания, указывал местом рождения Чингисхана урочище Делюн-Болдок на реке Онон, недалеко от Кункура в Аге. Предание, записанное Киселевым, распространено и у хоринских бурят, живущих на том же Ононе, но уже на монгольской стороне. В Монголии в Хэнтэйском аймаке, где протекает Онон, в основном, живут буряты хоринского происхождения. Именно они возле улуса Дадал определили монгольский Делюн-Болдок.

Таким образом мы имеем два Делюн-Болдока, два места рождения Чингисхана. Где же он все-таки родился? В Монголии на реке Онон или в Бурятии на реке Онон? Это непринципиально. Эти два места недалеко друг от друга, границы, разделившей 2 места, раньше не было. Не исключено, что с появлением границы, возникло 2 места рождения Чингисхана. Важно, что в Хэнтэе и в Аге издавна живут хоринцы и это их древние кочевья.

В рабочей тетради по истории Бурятии в рубрике «А знаешь ли ты, что» есть данные о том, что Чингисхан родился на реке Онон в Читинской области. Б. Баабар, монгольский историк, написавший книгу «История Монголии» указывает, что Чингисхан происходит из рода борджигинов. Их тотемом был белый сокол».

Если говорить об этногенезе бурят, то ученые еще до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения бурят. Конечно, древняя и средневековая история бурят являются частью истории монгольского народа. Первый российский ученый из бурят Доржи Банзаров утверждал, что мы – северные монголы. С приходом русских и установлением границ России с Китаем и Монголией некоторые племена оказались обособленные от остального монгольского мира. И наши предки объединились, неся с тех пор общее самоназвание – бурят-монголы.

Спорным остается не только место рождения, но и дата его появления на свет. Темуджин родился в феврале 1155 года, по другим источникам 1162 год, ряд ученых, например, Г. В. Вернадский на основании анализа источников указывает на 1167 год. Знаменитый персидский историк Рашид-ад-Дин писал: « В середине лета «гаха» (свиньи) он появился на свет и в год же гаха 15 числа ( по лунному счислению) месяца он скончался». Раньше бурят-монголы не запоминали год рождения в цифрах, но каждый знал название года своего рождения, поэтому с помощью летоисчисления можно вычислить возраст человека. Я думаю, что дата 1155 год является предпочтительней.

Личность Чингисхана

Основные источники, по которым мы можем судить о жизни и личности Чингисхана, были составлены уже после его смерти (особенно важно среди них «Сокровенное сказание»). Из этих источников мы получаем довольно подробные сведения как о наружности Чингиса (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода), так и о чертах его характера. Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался, чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности.

Калмыцкий автор Эренжэн пишет: « Крепкого телосложения, высокого роста, с большими блестящими глазами. Черты характера: выдержка, целеустремленность, терпение, властность, крутой нрав. Но эта черта уравновешивалась обаятельностью личности, создавшей преданных ему людей. При всем этом он был словоохотлив, но говорил всегда после того, как поразмыслит».

Вот что писал Гарольд Лэм: «Ни Тэмуджин, ни преданные ему молодые храбрецы не были людьми мелкой души. В характере самого Тэмуджина было глубоко заложено великодушие и чувство благодарности к тем, кто ему верно служил Он был приучен к тому, чтобы хитростью уравновешивать коварство своих врагов, но слово, данное кому-нибудь из своих, никогда им не нарушалось. «Недержание своего слова, - говорил Чингисхан в последние годы, - со стороны правителя является гнусностью».

К данной характеристике можно добавить, что Чингисхан был чужд порочных наклонностей. Самой сильной его страстью была охота. Он всех людей делил на 2 категории: положительные качества ( добродетели) : верность, преданность, стойкость и отрицательные качества ( пороки) : измена, предательство, трусость.

Анализируя все источники можно сделать вывод, что Чингисхан действительно был выдающейся личностью. Меня восхищают такие черты характера Чингисхана, как спокойствие, выдержка, уважительное отношение к людям, целеустремленность, вера в себя, простота и терпимость. Сегодня эта черта называется толерантной, только одно его изречение говорит о многом: «Уважаю и почитаю всех четырех ( Будду, Моисея, Иисуса, Магомета) и прошу того, кто у них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником». Если бы Чингисхан был деспотом, он мог бы запретить все другие религии, а в монгольском государстве были последователи всех религий: шаманизма, буддизма, мусульманства и христианства.

Из исторических личностей разносторонностью своих дарований Чингисхан подходит к Юлию Цезарю, но в нем было больше военного гения. Этот талант превалирует над всеми другими способностями. А Чингисхан, благодаря своим выдающимся разносторонним способностям, сумел добиться своего. Он глубоко верил, что власть ему дана Богом, его идеалом было создание Единого Царства, он к 1206 году пользовался огромным авторитетом, поведение самого Чингисхана притягивало к нему людей.

Курултай

Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Чингисхан был провозглашен Великим ханом над всеми племенами, где ему был дан титул – «Чингисхан». Обычай давать другое имя ханам был и у монголов и у китайцев. Государи не называются своим именем из почитания к ним. Собственное имя их оставалось именем фамильным. По утверждению профессора монголоведа В. Котвича, у восточных монголов не было слова «чингис», у западных монголов это слово употребляется. Эренжэн пишет, что последнее толкование выводит этот титул из монголо-турецкого слова «тенгис»- море, то есть морской хан или хан мира (земель), омываемых морем или всемирный хан.

На языке западных монголов «чингис» в буквальном значении означает «крепкий», «сильный». Но эти определения можно отнести не столько понятию физическому, но и к духовному: уму, характеру и т. п. На этом основании, некоторые слово Чингис считают равнозначащими понятию «непреклонный», которое близко подходит к характеру Тэмуджина, но все-таки представляется односторонним, так как заключает в себе идею твердости не только воли, не касаясь ума и физической стороны человека. Среди монгольской аристократии того времен существовали титулы: багатур ( сильный, крепкий), сецен (мудрый), то имя Чингис, может, соответствует всестороннему значению, так как Тэмуджин, кроме выдающихся физических качеств, был одарен редким умом, твердой волей, военными и организаторскими талантами, красноречием, совокупность всех этих качеств в одном человеке можно определить одним словом «чингис». В электронном пособии по бурятскому языку есть объяснения бурятских имен, в списке имен имя Чингис есть, но объяснения смысла этого слова я не нашла. Написано только, что это имя человека тысячелетия, основателя Великого Монгольского государства.

В наши дни имя Чингис встречается довольно часто. Но это имя не всем под силу. Только люди с сильным характером могут осилить данное имя. Я знаю случай, в нашей школе учится мальчик, который в детстве много болел. Когда родители обратились к ламам, целителям они посоветовали сменить имя сына, после этого он чувствует себя нормально, перестал болеть.

«Всевышний бог дарует тебе Царство лица земного Пусть будет прозвище Чингис. Ты стал Царем царей: Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингисхан, Царь царей и Государь Государей». На что Тэмуджин ответил: « Вечное Синее Небо повелело мне править всеми народами».

На курултае Чингисхан раздал награды и назначил на должности своих сподвижников, кроме этого было обнародован закон Монгольского Государства «Джасак» или «Яса». «Большой Джасак состоял из 2 частей: «Билик» - сборник изречений самого Чингисхана и собственно «Джасак».

Большинство писателей монголоведов отдают должное тому огромному значению, которое имело последовавшее на том же курултае обнародование великого Джасака – в отношении установления в государстве твердого правопорядка, а также благотворного влияния на нравы кочевых племен и на развитие законодательства в последующие царствования.

И. Я. Коростовец дает следующее резюме сборнику законов Чингисхана: «Джасак предписывает терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и старшим, а также милосердие к нищим, он устанавливает строгий контроль над семейной и домашней жизнью монгола».

Влияние этого законодательства на народные нравы подтверждается свидетельством посторонних наблюдателей. Из этого можно заключить, что законы Чингисхана не были одной теорией, что он умел дать им силу и заставить исполнять их. Этот не умевший ни читать, ни писать деспот, исповедовал культ писанного закона. Не было государя, который бы более добросовестно соблюдал договор, заключенный между ним и государством. Среди самых ужасных репрессий, к которым он прибегал, его самые заклятые враги не могли указать ни на малейший каприз с его стороны.

Профессор Владимирцов в свое время писал: «Но все меняется, все проходит, кодекс Чингисхана не только не действует, но даже неизвестен как таковой современным монголам, от «Джасака» остались лишь жалкие остатки, по которым мы с трудом можем судить обо всем в целом». В энциклопедии написано: « Сыновья Чингисхана продолжили дело Золотой династии и правили монголами, а также покоренными землями, основываясь на Великой Ясе Чингисхана, вплоть до 20-х годов ХХ века».

«Джасак» Чингисхана сыграл огромную роль в жизни созданной им империи и долго служил монголам основным кодексом права, влияя на все стороны их жизни, а также на жизнь покоренных им народов.

После того, как Тэмуджин становится Всемонгольским повелителем, его политика еще больше стала отражать интересы нойонства. Административная система, созданная Чингисханом, предусматривала деление всего населения на десятки, сотни, тысячи и тумэны. Все взрослые мужчины считались воинами, такая организация обеспечила возможность увеличить свои вооруженные силы.

Чингисхан создает сеть линий сообщений, курьерскую связь в крупном масштабе, организовал разведку, в том числе экономическую. Вся его жизнь была посвящена великой цели, даже умирая Чингисхан сказал, что многого сделать не успел, одной человеческой жизни было недостаточно.

В 1227 году в возрасте 72 лет Чингисхан умирает. Причины его смерти описываются по-разному. Первая версия, что он упал с коня во время охоты, по монгольской легенде он умер от раны, причиненной ему тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун. По версии Марко Поло Чингисхан умирает от раны, полученной стрелой в колено, у Плана Карпини – от удара молнии.

Умер он в походной обстановке так же просто, как и прожил свою жизнь. « Он умер, к великому сожалению, так как был честным и мудрым человеком ( Марко Поло). « Он установил мир» - написал Жуанвиль, французский историк XIII века.

Империя Чингисхана и итоги его правления

«Восемьсот лет назад один человек завоевал почти весь известный мир. Он исполнил человечество ужасом, продолжавшимся в течение многих поколений Чингисхан был завоевателем более крупного масштаба, чем все деятели на европейской арене. Его нельзя мерить общим аршином. Переходы его армии измеряются не верстами, а градусами широты и долготы, на его пути города нередко исчезали без следа, реки отклонялись от своих русел».

«Великая Монгольская империя простиралась от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши и Великого Новгорода до Тихого океана, от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии. Эта империя не знает себе равных по величине в мировой истории: границы ее, начертанные кривой саблей монгольской конницы, превосходят границы, начертанные копьями македонских фаланг Александра, мечами римских легионов, пушками Великой армии Наполеона».

Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона «Яса».

Что же хорошего сделал Чингисхан для мира? Рассмотрим без предубеждения, опираясь на источники XIII-XIV веков, время, когда Чингисхан создал единое евразийское государство и земли от Корейского залива на востоке до берегов Дуная на западе и от персидского моря на юге до Ледовитого океана на севере были объединены в одно политическое пространство. Мир тогда не понял замыслов Чингисхана и не готов был воспринять его идеи. Тогда же появился миф о монголах как варварах и дикарях, в котором основное внимание уделялось короткому периоду разрушительных войн, а созидательная деятельность монголов почти в течение трех веков замалчивалась. Не все поддерживали этот миф, достаточно назвать таких российских ученых, как академик – востоковед В. Бартольд, написавший труд «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», археолог С. Киселев, явившийся вдохновителем и организатором работы «Древнемонгольские города». Здесь необходимо назвать и Гумилева, продолжателя традиций российских евразийцев. Он считал, что монгольское время было благом для русского народа. В наши дни появляется много вопросов о том, было ли монголо-татарское иго на Руси. Историки в этом вопросе разделились на два лагеря, одни считают, что было, монголы были разрушителями, варварами, которые на сотни лет затормозили развитие нашего государства. Другая группа ученых считает, что монгольское иго оказало благотворное воздействие на русскую культуру, стали развиваться ремесла, торговля, были изменения в военном искусстве ( мнение Иванина М. И. о том, что в Куликовской битве Дмитрий Донской использовал тактику , заимствованную у монголов).

По всей монголосфере увеличился денежный оборот, что отмечено по резкому поднятию монетного чекана в Иране – это на крайнем западе монгольских земель, а на Дальнем Востоке, в юаньском Китае начинается выпуск бумажных денег.

Несмотря на все эти примеры, монголы и их предводитель Чингисхан для многих оставались и остаются дикарями, варварами, разрушителями. Да, монголы разрушали, но они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость, этноцентризм мышления, а создавали новое, открытое евразийское пространство и планетарное мировоззрение. «Собственно, не было и экономического упадка после монгольских походов. Археология демонстрирует непрерывность технологических традиций и сохранение уровня металлообработки по всей империи – как у средневековых хакасов Южной Сибири, так и в русских и иранских городах. Монголы принесли новые технологии, например, литье чугуна».

В отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но и консолидированной цивилизацией.

В 2000 году в Москве прошла конференция археологов, изучавших последствия нашествия монголо-татар, или Русь в XIII веке. Факты, приведенные исследователями, свидетельствовали о том, что катастрофических изменений в русской культуре в результате прихода монголо-татар не было, а значит, традиционное представление о разрушительном характере нашествия нуждается в корректировке

В европейской ( в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей. А сами монголы почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества.

C целью выявления мнения моих сверстников о Чингисхане, я в своей школе провела анкетирование среди учащихся старших классов.

Результаты оказались такими, число опрошенных респондентов было 44.

На первый вопрос о том, знают ли, что Чингисхан стал человеком тысячелетия - 82% ответили да, 18% не знают об этом факте. Второй вопрос выявил такие положительные черты как целеустремленность, спокойствие, рассудительность или обдуманность его действий. Эти 3 качества были названы чаще других. На третий вопрос об отрицательных качествах, учащиеся ответили - жестокость, то, что убил брата, жадность, в том отношении, что хотел завоевать все больше стран. Деятельность Чингисхана оценили положительно 75%, 25 – отрицательно. И на последний вопрос 9% респондентов считают его варваром и большинство высказались за то, что он был созидателем – 91 %. Я согласна с большинством опрошенных, считаю, что Чингисхан был созидателем, несмотря на то, что было пролито много крови. Во времена Чингисхана в самой Руси брат убивал брата, было такое время. И хочется сказать, все-таки очень сложно оценивать человека, который жил почти восемь веков назад.

За 20 лет Чингисхан и его потомки покорили 720 различных племен и народностей. Чингисхан был назван Покорителем Вселенной. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, с населением свыше миллиарда людей, обладатель несметных богатств, до конца дней чуждался роскоши и излишеств. У него не было личных потребностей, вся его жизнь была посвящена осуществлению его высочайшего идеала – созданию единого мирового царства, где прекратятся войны и создадутся условия для мирного процветания человечества, как в области духовной, так и в материальной.

Кто-то до сих пор помнит ужас, который принес человечеству Чингисхан, и ненавидят его, кто-то уважает, кто-то молится на него. Его называли кровожадным чудовищем, мусульмане – проклятым. Чингисхан явился для человечества гением, который пытался изменить мир к лучшему, но, как и всякий герой, опередивший своими мыслями и делами время, был непонятен и оклеветан. «Чингисхан вел войны не за религию, как Магомет, и не в видах личного или государственного возвышения, как Александр Македонский и Наполеон, то европейцы были поставлены в тупик. Объяснение этой тайны лежит в простоте монгольского характера» ( Г. Лэм)

Он был велик. Самый великий полководец, который не знал поражений. Самый великий государь, управлявший почти всей Евразией. Самый великий политик. Это феномен, который с тех пор и до сих пор осмысливают люди. Чтобы ни говорили и не думали люди о Чингисхане, он относится к величайшим личностям Всемирной Истории.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)