Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Что может стать поэтическим?

«Половина таланта заключается в умении выбирать из действительной жизни то, что может стать поэтическим».

Наверняка, многие начинающие поэты не задумывались над этим высказыванием О. Бальзака, в том числе и я. Однако, на самом деле, это умение грамотно выбрать из огромной кучи обыденных вещей, какими изобилует наша жизнь, одну интересную тему, действительно важно для поэта. Ведь именно эта идея, поэтическая мысль, подобно сладкоголосой лире в руках музыканта, позволяет создать подлинный шедевр литературного творчества. Об этом прекрасно сказала Анна Андреевна Ахматова в стихотворении «Творчество» из цикла «Тайны ремесла»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Или ещё один стих из этого же цикла:

Подумаешь, тоже работа, -

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать, шутя, за своё.

И чьё-то весёлое скерцо

В какие-то строки вложив,

Поклясться, что бедное сердце

Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,

У сосен, молчальниц на вид,

Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо

И даже, без чувства вины,

Немного у жизни лукавой

И всё - у ночной тишины.

Так в чём же эти «тайны ремесла»?

Наверное, прежде всего - в умении видеть необычное в обычном, видеть по-своему, умение брать темы, образы из жизни. Художественной литературе, а поэзии в высшей степени, доступен весь мир, все проявления жизни. Каждый поэт выбирает то, что волнует его, что требует поэтического отклика. Поэту важно увидеть за рядовым незначительным фактом гораздо больше того, что можно увидеть при поверхностном рассмотрении. Светом своего поэтического таланта он должен проникнуть в него и осветить те его стороны, которые на первый взгляд были незаметны, как бы заново открыть его для поэзии, для читателей. Он должен найти в своём сердце такие взволнованные, такие проникновенные поэтические слова, которым нельзя не поверить, слова глубоко прочувствованные, выношенные, если хотите, выстраданные, незаменимые слова, при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то, что хотел сказать поэт. Тогда его талант проявится в полной своей силе. Поэтому многие думают, что стихи писать очень сложно. Иногда найти интересную, поэтическую тему довольно сложно. Она может быть глубоко скрытой в мире обыденных вещей, но в том то и заключается талант, чтобы выбрать, отыскать, привести в порядок. У писателя Константина Георгиевича Паустовского есть прекрасная новелла, раскрывающая смысл этих слов. Называется она «Драгоценная пыль». Главному персонажу - парижскому мусорщику Жану Шамету - во время службы в армии было пору- чено отвезти во Францию дочь полкового командира Сюзанну. В дороге Шамет рассказывал девочке историю своей жизни и однажды упомянул о золотой розе - тот, кто получал её в подарок или притрагивался к ней, вскоре обретал счастье. Прошли годы. Шамет вновь встретил повзрослевшую Сюзанну, и после этой встречи он решил подарить ей эту золотую розу. Для этого он собирал пыль из ювелирной лавки, просеивал её и получал остатки золотого порошка, остававшегося после работы мастера. Наконец, золотого порошка скопилось достаточно для изготовления розы. Но вскоре Шамет умер, и роза попала в руки пожилому литератору, узнавшему всю эту историю. Благодаря запискам литератора и была создана новелла, и именно в них написана её главная мысль: «Мы, литераторы, извлекаем десятилетиями миллионы песчинок, собираем незаметно для себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или новеллу. Подобно тому, как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Выходит, тайна ремесла - в умении понимать и раскрывать красоту этого мира, в умении передать свою радость познания красоты читателю и вызывать ответную радость познания и наслаждения красотой. Тайна ремесла - в умении чувствовать слово, его тончайшие оттенки, в умении находить те незаменимые слова, с помощью которых можно наиболее убедительно сказать то, что хочет сказать художник.

Но я считаю, что выбранный сюжет, это ещё не всё. Для меня важны новые впечатления, вдохновение.

Так, например: «Притчу о вечной жизни» я написал в санатории города Анапы после прочтения в учебнике биологии параграфа под названием «Теория вечности жизни». Сама теория, автором которой является немецкий учёный В. Прейер, рассматривает жизнь как существующую вечно и таким образом решает проблему происхождения на земле. Вообще моё стихотворение не совпадает с содержанием этой теории, просто я домыслил её, исходя из нынешней ситуации. Также из разных средств массовой информации я узнавал об экспериментах по замене частей человеческого тела их техническими аналогами. По моему мнению, в особых случаях это нужно (например, протезирование утерянных частей из-за катастроф органов), но иногда это делается необдуманно, без особой надобности. Эта тема меня сильно заинтересовала и в процессе её осмысления получилось такое стихотворение:

Издавна люди хотели узнать,

Как силу времени им обуздать,

И, несмотря на болезней несметность,

Заполучить наконец-то бессмертность.

Путь был тернист и конечно же труден,

Десятилетьями мучились люди,

Но не окончена эта пьеса-

Тайны природы не сняли завесы.

Но вот достижения сложных наук

Избавили нас от горестных мук.

Есть у людей хоть капелька веры:

Только бы плоть заменить полимером!

А разум, чтоб вышел полный комплект,

Сменит искусственный интеллект.

Вот решена вековая дилемма:

Вечную жизнь нам сулят микросхемы,

Ведь существу с металлическим торсом

Ну, ни к чему о смерти вопросы.

Но так ли прекрасны эксперименты:

Стать существом с конвейерной ленты.

Быть поколением нового века,

Синтезом робота и человека?

Нет! Хоть всего я на свете не знаю,

Но без сомнения променяю

Вечность в обличии механизма

Только на миг человеческой жизни,

Пусть быстротечной, но яркой, прекрасной!

Ежеминутно и ежечасно

Верить, надеяться, злиться, любить,

Каждой секундочкой дорожить,

Чувствовать радость и даже ненастье.

Разве без этого мыслимо счастье?!

Некоторые стихи я написал летом, когда у меня было больше времени. Это стихи-рассуждения: «Судьба», «Смысл жизни». Основой для них стали долгие философские раздумья на темы: что такое судьба и как она влияет на жизнь человека, в чём же всё-таки скрыт смысл человеческой жизни. Выводы, к которым я пришел, оформил в виде стихов и вот что из этого вышло:

Бежим мы без оглядки,

Скрываясь от судьбы,

Душа уходит в пятки

В предчувствии беды.

Бежим мы беспрестанно,

Всё время на чеку,

Но как это ни странно

Приходим к тупику.

Гранитною стеною

Судьба стоит пред нами,

Её не сбить ногою

И не достать руками.

К чему ж смысл бега

И новых удивлений?

В холодной сути снега

Судьбы отождествленье.

Безжалостна, как львица,

И холодна, как льдина,

Да ветрена, как птица

Несладкая судьбина.

Но всё ж бежим мы резво,

А что ещё тут сделать?

В движеньи вся суть жизни,

Её не переделать!

Что есть смысл жизни? Рано или поздно наверно каждый задумывается об этом. У меня сформировалось мнение, что смысл жизни в движении вперёд, движении, как процессе совершенства. Об этом и стихотворение «Смысл жизни».

СМЫСЛ ЖИЗНИ

По пустынной тропе совершенно один

Неизвестно куда шёл один господин.

Долго шёл он, устал и прилёг отдохнуть

Чтоб под тенью дубрав хоть немного вздремнуть.

И во сне видит он старика налегке,

Мудреца распознал он в своём старике.

Захотев любопытство своё утолить,

Он решил у него в чём смысл жизни спросить.

И подумав недолго, мудрец дал ответ:

-Ты послушай немного, запомни совет.

Приведу я пример тебе очень простой –

Ты сравни свою жизнь с быстрой горной рекой.

Без движенья болотом бы стала река,

А в зловонном источнике жизнь нелегка!

И исчезли б с Земли нашей все родники,

И такому, как ты, уж воды не найти!

Вот такой в нашей жизни есть смысл простой –

Ты стремись к горизонту, на месте не стой! –

Так ответил мудрец на сей сложный вопрос.

В тот же миг пробудился наш путник от грёз

И подумал – пора бы продолжить свой путь,

Ведь движение в жизни – есть главная суть!

Из переосмысления моих давних сокровенных желаний получилось стихотворение «Мечта»:

«Мечта»

Я сожалею, что не птицей

Мне суждено на свет явиться,

И не смогу я в небо взвиться,

Как жёлтогрудая синица.

С восторгом крылышки расправить,

На облака свой взгляд направить,

И самого себя поздравить,

Что я могу в полёт отправить

Своё пернатое созданье,

Узреть всю силу мирозданья.

Но впрочем, хватит о мечтаньях,

Мне хорошо и тут, в страданьях,

В земном потоке суеты,

А крылья – это лишь мечты

Среди безмолвной красоты

И чуткой, нежной доброты!

Стихотворение «Туристу» я написал, когда лечился в центре реабилитации за городом в деревне Таргай. Тогда мы ходили в поход в соседнюю деревню Малиновку к святому источнику. Это было в марте, солнечным днём. Мы шли туда через сосновый лес, дышали его целебным воздухом. Кое-где звенели первые ручьи, пробивались робкие, несмелые подснежники. Тёплые лучи солнца, сверкая между соснами, грели нам щёки. На душе было светло и радостно, хотя мы очень устали. Мне очень захотелось хоть с кем-нибудь поделиться чувствами, охватившими душу, пусть даже с безмолвным листом бумаги - так, под впечатлением красоты сибирской природы, и получилось это стихотворение.

«Туристу»

Пошёл в поход - не бойся,

Боишься – не ходи.

К всему турист готовься

И верою гори!

Люби свою природу:

Пруды, леса, поля.

В любое время года

Не трусь и верь в себя!!!

Это одно из моих ранних произведений. А совсем недавно мною было написано ещё одно стихотворение о красотах родного края.

Весенний лес

В молочном вареве тумана

Купает ветви сонный лес,

В глуби небесных океанов

Оставив кончики древес.

Сквозь комья туч блистает солнце,

Лучом нащупав в них оконце

И устремив в него свой свет.

Нет суеты и горя нет

В природном храме мирозданья.

Здесь не слышны мольбы, страданья,

Которыми овеян быт.

Лес чистоту свою хранит,

В тугую даль глядя с тоскою,

Сереброликою росою

Омыв кору своих ланит.

И тишина, расставив сети,

Немым молчаньем ловит звук

И глушит весь его потуг

Разбить покоя мимолетье.

Лишь изредка доносит эхо

Из глубины лесной глуши,

Как ветерок своей потехой

Колышет стебли черемши.

Но вот, разбуженный зарёю,

Лес воскресает ото сна,

И жизнерадостной струёю

В него вливается весна.

Стихотворение «Признание столице» я написал после участия в московском конкурсе. Тогда мне довелось побывать у стен Кремля поздним вечером. Признаюсь честно, зрелище, увиденное мною, произвело на меня неизгладимое впечатление. Здания Кремля переливались всевозможными цветами, различными оттенками, ярко-красным ослепительным светом блистали звёзды, горделиво разместившиеся на кончиках башен. Потом редкие минуты затишья разбили торжественные звуки курантов, разносящиеся над нашими головами Всё было неописуемо красиво, появилось чувство гордости за нашу страну, в которой возможно увидеть такое необыкновенное, прекрасное чудо. А как прекрасны храмы Москвы, с их мелодичным колокольным звоном! Увидев, услышав всё это нельзя остаться равнодушным. И у меня получилось такое стихотворение, которым я хотел передать хотя бы часть всей увиденной прелести.

Признание столице

Покровом ночи вся объята

Моя любимая столица,

Где всё так грешно и так свято,

Так сладко быть тебя частицей

И незаметною песчинкой

Среди красы твоей великой.

И статность площадей мощёных,

И святость храмов освящённых,

И блеск твоих кремлёвских звёзд

Осколком вечных тайных грёз

В мой разум ослеплённый впились,

И тихим лунным светом лились,

Мне душу трогая до слёз.

Ты возрождения заря!

Москва, как всё в тебе прекрасно!

Вольна, как птица, неподвластна,

Твоей красе подвластен я!

Я рассказал о своём творчестве и в заключение могу добавить: творчество - это ощущение безграничного простора. Вольному поэтическому воображению открыто всё: и пространство, и время, и глубины человеческих чувств. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из неё рождается. Поэзии подвластно всё.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)