Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Что надо знать, чтобы стать настоящими людьми!

На уроке чтения у нас была новая тема «Поучение Владимира Мономаха». Этому произведению более восемьсот лет, но чем больше я вслушивалась в его поучения, тем яснее понимала, насколько важным вещам он учил. И хотя эти поучения написаны древнерусским языком, они понятны и сейчас. Интересно, а как Владимир Мономах сам узнал все эти правила и нормы поведения? Наверное, от родителей, наблюдая за поведением людей и отличая хорошее от плохого? И узнав это, он захотел поделиться с детьми. Но как это сделать? Все свои наблюдения он записал на бумаге. Тогда, я думаю, и появился жанр нравоучительной статьи. Я задумалась: «А нужны ли нам сегодня поучительные статьи, чему они нас учат?». С этим вопросом я обратилась к одноклассникам, и получила интересные данные:

80% - считают, что не нужны.

15% - затруднились с ответом,

5 % - ответили, что нужны.

После проведенного мною опроса, я решила провести исследование нравоучительных статей и доказать моим одноклассникам их необходимость.

История возникновения нравоучительной статьи

Отправной точкой моего исследования стало, конечно же, «Поучение Владимира Мономаха». В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: «не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте,. старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите». Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, и побуждают нас стать лучше.

Мне стало интересно, какой ещё исторический деятель оставил потомкам поучительные наставления? Следующий по программе, чье творчество мы изучали, был справщик Савватий, живший в 17 веке. Он был монахом в Чудов монастыре в Кремле и писал стихи для детей, в которых просвещал детей и учил добру.

В том же 17 веке, жили Симеон Полоцкий и Карион Истомин, которые тоже писали для детей. Симеон Полоцкий, человек образованный, был приглашен царем Алексеем Михайловичем, стать учителем для царевичей Алексея и Федора. Под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Петр.

Карион Истомин при жизни издал три книги: «Лицевой букварь», «Букварь языка словенска» и «Повесть об Иване Воине», написал много детских стихотворений.

Продолжая свое исследование, я, с удивлением обнаружила тот факт, что великая русская императрица Екатерина II написала восемь книг для детей и книги самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы.

Шли годы, сменялись века, и все новые писатели и поэты обращались к творчеству для детей. Это были рассказы или небольшие статьи, но все они с помощью художественного слова и ярких примеров учили детей правилам поведения и отношениям в обществе.

В 18 веке жил удивительный человек – Андрей Болотов. Он автор первой русской комедии для детей, в которой высмеивал плохих детей, и ставил в пример хороших. И еще он написал книгу «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков». Книга написана в 18 веке, а переиздавалась совсем недавно в 1991 году. Я думаю, это говорит о том, что его наставления важны для нас и сегодня.

Творчество еще одного удивительного человека меня заинтересовало. Николай Иванович Новиков – писатель и ученый – издатель первого русского журнала для детей! Он писал: «того ради намерены мы определить «Прибавления» к ведомостям для детского чтения и помещать в них исторические, моральные и разные другие пьесы доставляли бы малолетним читателям приятное упражнение»

Просмотрев много статей нравоучительного характера, я выделила общее в их структуре:

1. Вступление.

2. Сюжет.

3. Мораль.

Я поделилась темой исследования со своим классным руководителем Натальей Владимировной. Она одобрила эту тему, и на уроке мы обсудили от каких плохих привычек или черт характера нужно избавляться или какие надо в себе воспитывать, и чему должны быть посвящены нравоучительные статьи сегодня. Наталья Владимировна предложила нам написать сочинения на тему «Нравоучительная статья». Каждый ученик в своем сочинении-статье должен осветить ту черту характера, от которой хотел бы избавиться или, наоборот, развить.

План написания статьи

Для правильного написания сочинения в стиле нравоучительной статьи, нам необходим план и я хочу рассмотреть его на примере моего сочинения.

Первое, что необходимо сделать, это:

1. Выбрать тему будущего сочинения.

Об обмане.

2. Придумать заглавие.

«Обман – не самая лучшая вещь».

3. Придумать, каким предложением начнется сочинение.

а) Выбрать героя: девочка Юля.

б) Кто она: ученица 4 класса обычной московской школы.

Девочка Юля училась в 4-м классе обычной московской школы. Училась она неплохо, но могла бы лучше, если бы не ленилась.

4. Написать поучение-вывод, которым закончится сочинение.

Юля призналась в своем обмане, ей было стыдно. Мама не стала наказывать Юлю, она сама себя наказала. У нее действительно разболелось горло!

Правильно говорил Виктор Драгунский: «Тайное всегда становится явным!».

5. Придумать историю, из которой можно сделать такой вывод.

Что могло случиться: Однажды утром у Юли по русскому языку была контрольная, поэтому она не хотела идти в школу. Юля позвонила маме на работу и сказала, что у нее болит горло. Мама разрешила ей остаться дома.

Целый день Юля «валяла дурака». Она играла в компьютер, смотрела телевизор, разговаривала по телефону – делала то, что ей нравится. Вдруг Юле очень захотелось мороженого, она вспомнила, что в холодильнике лежат несколько пачек мороженого: шоколадного, ванильного, карамельного, клубничного и вишневого.

Она уже съела десять штук мороженого, и когда она ела последнее, дверь прихожей отворилась, и в квартиру вошла уставшая мама. Юля не знала, что делать. Она быстро спрятала обертки под одеяло, а недоеденное мороженое – под подушку.

Мама вошла в Юлину комнату и ахнула. Юля испугалась и подумала, что мама увидела обертки от мороженого. Чтобы отвлечь маму, Юля начала так сильно кашлять, что сама удивилась, как у нее хорошо получается.

Зачем она это делала, спросите вы? Затем, чтобы мама отвлеклась и дала ей лекарство. Но она делала это зря. Мама ахнула и сказала: «Боже мой!!! Как ты испачкала пододеяльник и наволочки. Юля, иди в ванную комнату и полощи горло, а я пока поменяю тебе постельное белье».

Юля с облегчением вздохнула и тут же, испугалась. Она вспомнила, что у нее под одеялом и подушкой находится то, что маме лучше не показывать. Но деваться было некуда.

6. Развернуть тему (можно с помощью пословицы).

«Ложь белой ниткой шита»

Русская пословица.

«Кто так часто обманывает тебя, как ты сам?»

Бенджамин Франклин.

7. Помнить, что имя героя нравоучительной статьи может быть говорящим, например:

Юля Обманщикова.

Следуя всем правилам, я написала эту статью.

Создание тематического журнала

В процессе моей работы я узнала, что сочинения о плохих или хороших чертах характера писали ребята предыдущего 4 класса. Все сочинения были собраны в тематический журнал, и Наталья Владимировна предложила мне ознакомиться с ними для дополнительного исследования. Я обратила внимание, что по структуре написания и заложенному смыслу, эти сочинения можно отнести в разряд нравоучительных статей.

После обсуждения статей мне стало интересно провести повторный опрос, насколько изменилось мнение ребят о необходимости и роли в нашем воспитании «Нравоучительных статей».

Полученные данные меня порадовали. Так:

92% - согласились, что нужны.

5% - затруднились с ответом.

3% - все-таки сказали, что не нужны.

После проведенной работы, я убедилась в необходимости изучения поучительных статей, в которых заключены знания и опыт прошлых поколений, собраны моральные и нравственные принципы воспитания детей. Именно эти знания помогут нам стать настоящими людьми!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)