Развлечения  ->  Психологические тесты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Что наша жизнь. – конфликт?

Худой мир лучше доброй драки.

(народная пословица)

Приходилось ли вам когда-либо яростно хлопнуть дверью, выходя из комнаты? Или быть задетым чьим-то грубым замечанием? Если вы ответили на любой из этих вопросов утвердительно, вы знакомы с тем, что называется «конфликт». Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще?

На протяжении всей жизни человек оказывается субъектом многообразных и многочисленных отношений, которые не всегда бывают позитивными и плодотворно влияющими на его жизнедеятельность. Когда всё идёт хорошо, особых вопросов и проблем не возникает, а при неблагоприятном развёртывании событий мы озадачиваемся вопросом «почему?». Почему я, а не кто-то другой? Почему он так делает? Почему процесс нашей жизни сопровождается страданиями? В наших ли силах изменение естественного хода событий?

Цель моей исследовательской работы: доказать невозможность человеческого существования без конфликтов.

Моя исследовательская работа посвящена проблеме конфликта. В ней я охарактеризую признаки конфликтных ситуаций, раскрою причины конфликтных ситуаций, предложу пути выхода из конфликтных ситуаций и познакомлю с методами профилактики конфликтов.

Для достижения поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу;

2. проявить сравнительный анализ полученных данных;

3. сформулировать выводы.

В исследовании мною были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Подходы к определению и изучению конфликта в зарубежной и отечественной науке

Впервые понятие «конфликт» вводится на рубеже XIX-XX столетия в социологии. Конфликт рассматривается как неизбежное явление общественной жизни, связанное со свойствами человеческой природы. Г. Зиммель впервые вводит термин «социология конфликта», обосновывая в одноимённой работе важность и позитивную ценность конфликта.

Г. Спенсер, рассматривая конфликт, считает его неизбежным явлением в истории человечества и стимулом социального развития.

Т. Парсон, Р. Мертон рассматривают конфликт как своего рода социальную болезнь.

Отечественные психологи: Н. И. Леонов, В. А. Семёнов, В. И. Брудный и др. рассматривают конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений, стремлений, мнений, взглядов в процессе взаимодействия сторон.

А. И. Анцупов определяет конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Таким образом, множество зарубежных теорий акцентируют внимание на многомерности конфликтных явлений и основной единицей его анализа стремятся выделить социальное взаимодействие. В отечественной психологии исследования конфликтов ведутся с позиции социально психологического и психологического рассмотрения.

Понятие «конфликт».

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Обобщая изложенное выше, можно отметить, что в понятии конфликт традиционно выделяется три основных элемента:

1. потребности, цели, ценности и интересы – это жизненно необходимые аспекты бытия человека, источник и фактор активности, его мотивация и движущие силы конфликта;

2. противоречие, столкновение, противоборство – воспринимаемые как угроза собственной индивидуальности человека, поэтому эти формы взаимодействий являются причиной выраженных отрицательных эмоций;

3. социальная и психологическая напряжённость – высвечивают факт противоборства.

Эти элементы можно определить как базовые характеристики состояния субъекта конфликта.

В самом общем виде конфликт можно определить как многомерное природное, социально-психологическое, психологическое явление, характеризующее состояние жизнедеятельности системы. Конфликт проявляется по следующим основным признакам:

← по негативному эмоциональному фону, наличию дискомфорта и напряжённости отношений;

← по состоянию социального менталитета данной общности;

← по характеристики межличностных взаимодействий;

← в противостоянии субъектов по поводу различных точек зрения;

← по непредсказуемости поведения участников конфликта;

← по наличию целенаправленного воздействия на внутренний мир другого человека с целью унизить, оскорбить, причинить боль.

Важно отметить, что конфликт может быть средством и способом жизни у субъектов с инфантильным (детским) жизненным миром.

Динамика развития конфликтной ситуации

Конфликт сложное и динамическое явление, в его развитии отчётливо просматривается четыре основных этапа:

I. Предконфликтная ситуация – это возникновение объективных основ конфликта, появлением первого сигнала конфликта – дискомфорта. Это рост напряжённости в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями, недоразумениями которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые.

II. Конфликтное взаимодействие – характеризующееся недоразумениями, ростом напряжённости, оценкой сил и возможностей конфликтующих сторон. На данном этапе стороны блокируют возможные достижения, цели, намерения оппонентов, используя при этом далеко не нравственные способы взаимодействия.

III. Разрешение конфликта – направлен в основном на изменение самой конфликтной ситуации путём воздействия на участников, либо путём изменения отношения к ситуации или оппоненту.

IV. Послеконфликтная стадия - завершение непосредственного противоборства сторон.

Таким образом, многие специалисты отмечают аналогию конфликта с природными явлениями: с извержением вулкана, с водоворотами, вихрями и так далее. Действительно в развитии конфликта наблюдается постоянный рост напряжения, интенсивности, эмоциональности. Доходя до определённой точки, конфликт может остановить своё развитие и остаться в статическом состоянии некоторое время, после которого возможен спад напряжённости до максимально возможного затишья, а возможен и новый виток развития конфликта.

Характеристика причин конфликтного взаимодействия

Изучая психологическую сущность конфликтного взаимодействия, особое внимание следует обратить на источники психологической и социальной напряжённости, провоцирующие конфликт как таковой.

Впервые источники конфликта изучались в русле социальных противоречий.

В XIX-XX вв. изучение причин конфликтов активно занимаются многие специалисты психологии и конфликтологии: В. С. Мерлин, Л. А. Петровская, А. Г. Здравомыслов, А. И. Шипилов, С. М. Емельянов, Н. И. Леонов и другие.

Анализируя и обобщая работы ведущих специалистов по конфликтологии можно выделить следующие причины конфликтов:

← социальные причины – обусловленные системой социальных отношений субъектов, отражают социальные явления в жизнедеятельности субъектов;

← социально-психологические – обусловлены непосредственным взаимодействием людей, их включением в социальные группы;

← психологические причины – связанные с индивидуально-психологическими особенностями участников конфликта.

Характеристика факторов провоцирующих человеческие конфликты:

1. Социальные факторы – отражают социальные явления в жизнедеятельности субъектов.

2. Социально-психологические – обусловлены непосредственным взаимодействием людей, их включением в социальные группы.

3. Психологические факторы – связаны с индивидуально-психологическими особенностями участников конфликта.

Классификация конфликтов.

Конфликтные явления – это основа жизни всего сущего в этом мире, а сама жизнь – это высокая изменчивость субъекта в процессе разрешения проблем, ситуаций, противоречий, обуславливающих его развитие.

Человеческие конфликты появляются и проявляются не только на бытовом уровне взаимодействия двух сторон, они пронизывают всю систему отношений субъектов (к себе, другим, к миру).

Таким образом, любой конфликт - это сложное совместное и одновременное действие противоборствующих сторон в русле эволюции нашего мира.

Основные типы конфликтов:

← внутриличностные конфликты характеризуются противоборством во внутреннем мире человека (между долгом и совестью т. д. );

← межличностные конфликты характеризуются противоборством субъектов (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений и т. д. );

← социогрупповые конфликты характеризуются преимущественно групповыми противоборствами (мега-, макро-, микроуровней).

Знание классификации конфликтов способствует своевременному распознаванию, разрешению и профилактике конфликтных ситуаций.

Пути выхода из конфликтной ситуации

Попытаемся дать характеристику типов выхода из конфликтной ситуации.

Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом «обвиняемый» ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".

Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.

Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.

Второй вариант - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

Этот прием чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.

Третий вариант - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.

Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение.

Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".

Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. В системе современных личных, родственных отношений он все больше изживает себя.

Полезные советы по урегулированию конфликтной ситуации

1. Лучший способ - это разрешить конфликт с позиции разумности и справедливости, считаясь с моралью, законами общества и помогая общему благополучию.

2. Если конфликт не разрешать, то он, как снежный ком, накапливает проблемы и может привести к войне, драке или преступлению, от которых могут пострадать многие люди.

3. Самый разумный способ разрешение конфликта - компромисс, т. е. выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

4. Не отвечайте на агрессию агрессией.

5. Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом.

6. Дайте выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями.

7. Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд.

8. Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза тоже будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, любой конфликт в этом мире начинается с человека и заканчивается опять-таки на человеке, поэтому негативные тенденции конфликта необходимо корректировать посредством работы с человеком.

Итак, конфликт как особое природное социально-психологическое и психологическое явление практически неизбежен. Он – результат и форма проявления постоянно возникающих противоречий в жизнедеятельности человека и имеет глубокие корни в развитии его сознания и понимания мира, в поисках им добра и зла, черного и белого.

Конфликт можно сравнить с извержением вулкана, поскольку наблюдается колоссальный выброс энергии, а вот куда он будет направлен, зависит от личностных характеристик оппонентов и реакций ближайшего окружения.

Успешность его разрешения зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий развития конфликта, так и от правильной оценки его и выбора путей разрешения.

Конфликт можно сравнить с болезнью, действительно, боль или больной человек постоянно требует к себе повышенного внимания. Поэтому, как и всякую болезнь, его лучше предупредить, и главным профилактическим средством здесь являются наши знания по конфликтологии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)