Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чудеса немых искусств. Портреты А.С. Пушкина

Так называлась выставка, открытая в Третьяковской галерее в 1999году. Посвящёна она была 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и должна была раскрыть мир поэта, его жизнь, личную и общественную, в кругу тех художников, с которыми Пушкин общался и которые были ему духовно близки. <<. Вновь ищу союза//Волшебных звуков, чувств и дум>>. В союзе волшебных звуков, чувств и дум был сам Пушкин, были и художники, иллюстраторы. Иначе они не создали бы эти замечательные произведения. <<Какое счастье, что Россия имеет Пушкина. Его существо чрезвычайно солнечно. Как же страшно иллюстрировать его!>> - писал Фаворский.

Я хочу пригласить вас на выставку в мою галерею, которая станет моим посвящением памяти великого русского поэта, потому что, по его словам, <<уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости>>. Это будет ещё одна прекрасная встреча с миром Пушкина.

Пушкин - единственный в России поэт, чьё имя дало название одному из периодов русской культуры. Первая треть 19 века вошла в историю как <<пушкинская эпоха>>, а искусство этого времени - как <<искусство пушкинской поры>>. Необычность искусства пушкинского времени выразилась во взаимном притяжении и взаимном влиянии Пушкина и других живописцев, рисовальщиков, скульпторов, гравёров - его современников, в очень органичном единстве их художественного мироощущения, этических и эстетических идеалов. Почти со всеми, кого я сегодня представлю, поэт был лично знаком, многие были его друзьями, любимцами его Музы. Общение с О. А. Кипренским и К. П. Брюлловым, А. О. Орловским и Ф. П. Толстым было ему столь же необходимо, как общество Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, И. А. Крылова, В. А. Жуковского. Художественные произведения Пушкин называл <<чудеса немых искусств>>.

1. Крупнейшего мастера портрета, художника-романтика Ореста Адамовича Кипренского лицеист Пушкин впервые увидел в 1813 году в Царском селе. Ему посвящена моя первая экспозиция. Кипренский рисовал пушкинского однокашника Сашу Бакунина и двух девушек, которым юный поэт посвящал свои первые стихотворные признания, - Екатерину Бакунину и Наталью Кочубей.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался.

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья.

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!.

Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов - ах! какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!>> А с 1817 года обществом окончившего лицей Пушкина стал тот же литературный и художественный круг, к которому принадлежал Кипренский. Они оказались близкими по духу людьми. Кипренский создал ряд портретов современников: Е. П. Растопчиной (1809), Д. Н. Хвостовой(1814), С. С. Уварова и В. А. Жуковского (1815) и других. К 1827 году Пушкин - автор южных поэм, нескольких глав <<Евгения Онегина, <<Бориса Годунова>>, стихотворения <<Пророк>> - уже воспринимался современниками как явление национальной культуры.

Кипренский, создавший большую портретную галерею лиц пушкинского окружения, понимал, <<что есть Пушкин>>, и это понимание претворилось в знаменитом портрете. Художник написал его по просьбе лицейского друга Пушкина, Антона Дельвига летом 1827 года, когда поэт вернулся в Петербург из михайловской ссылки. Александр Сергеевич был грустен, он только что отослал своим друзьям - участникам восстания на Сенатской площади - <<Послание в Сибирь>>. Художнику хотелось увидеть улыбку на дорогом лице - он шутил, вспоминал забавные случаи, и Пушкин благодарно улыбнулся, но печаль не оставляла его. А уже первого сентября того же года публика увидела портрет на осенней выставке в Академии художеств.

Кипренский запечатлел в портрете не Пушкина в жизни, а Пушкина - гениального поэта. Этот портрет Кипренский собирался показать в Европе, где знали и любили стихи А. С. Пушкина. Главное в портрете - ярко сияющие глаза, отражающие состояние души поэта: он <<звуков и смятенья полн>>; муза с лирой и фон, чуть высветленный вокруг головы, напоминающий лавровый венок, которым в Древней Греции возвеличивали поэтов.

Пушкин очень любил этот портрет. После кончины Дельвига в 1831 году он выкупил портрет у его вдовы. Долгие годы портрет находился в семье поэта и только в 1916 году был приобретён у его внука Григория Александровича Пушкина в Третьяковскую галерею. Знаменательно стихотворение <<Кипренскому>> - поэтическая благодарность Пушкина:

Себя как в зеркале я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

2. Из михайловской ссылки Пушкин был вызван царём в Москву. Здесь в конце 1826 - первые месяцы 1827 года его портрет исполнил крупнейший московский портретист Василий Андреевич Тропинин. О его создании ходило много легенд, но достоверные сведения содержатся в письме приятеля поэта, С. А. Соболевского, историку М. П. Погодину от 1868 года: "Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднёс мне его с разными фарсами". Пушкин ходил на сеансы к художнику в дом Писарева на Ленивке.

Два портрета, написанные с разницей в несколько месяцев, - да разных Пушкина. На тропининском портрете - домашний Александр Сергеевич, <<Пушкин в жизни>>, и тем, быть может, особенно привлекательный для нас.

С. А. Соболевский оставил портрет в доме А. П. Елагиной на время отъезда за границу в 1828-1833 годах, откуда он был украден, и найден князем М. А. Оболенским уже в 1850-е годы в московском магазине старинных вещей. Когда новый владелец попросил Тропинина <<подправить>> портрет, художник ответил: <<Нет! На это моя рука не подымется! Это будет святотатством. Это писано здесь с самого Пушкина. я могу только почистить>>.

Здесь я хочу представить вам две копии, сделанные с портрета работы В. А. Тропинина: А. П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г. Ткань, наклеенная на картон, масло. Копия с портрета работы Тропинина. Выполнена для Соболевского, чтобы он смог взять эту копию с собой заграницу; И. Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Сейчас находится в Праге.

3. В 1817 году в салоне президента Академии художеств А. Н. Оленина Пушкин познакомился с Фёдором Петровичем Толстым и Александром Осиповичем Орловским. Поэту нравился романтический характер и темпераментный стиль рисунков Орловского. Во второй песне <<Руслана и Людмилы>> Пушкин дал ему точную характеристику:

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!>> Эту <<набросочную>> манеру он оценил не случайно: таковы были его собственные рисунки. Портретные рисунки Пушкина - особое явление в русской художественной культуре: это не столько наброски поэта, сколько именно художника, рисовальщика. И они могут рассматриваться в истории русского рисунка наряду с произведениями Орловского и Кипренского. (Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе "Евгения Онегина". Письмо к брату Льву Сергеевичу; Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е. Н. Ушаковой. 1829г. )

Знакомство Пушкина с Орловским продолжилось по возвращении поэта из ссылки. В 1828 году Пушкин часто посещал мастерскую художника в Мраморном дворце.

4. В 1824-1826 годы, находясь в Михайловском, Пушкин, описывая в <<Евгении Онегине>> альбомы светских дам, с восхищением вспоминал акварели Ф. П. Толстого:

Великолепные альбомы,

Мученье модных рифмачей,

Вы, украшенные проворно

Толстого кистью чудотворной

Иль Баратынского пером.

Акварели и рисунки Толстого, гипсовые медальоны, посвящённые военным событиям 1812-1814 годов, исполненные по его моделям, украшали гостиные, будуары, кабинеты и в обеих столицах, и в провинции. В 1830-годы дом Толстого в Петербурге являлся одним из центров художественной жизни, и Пушкин бывал там постоянно. Толстой был близок ему как человек большой культуры и как человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

5. Николай Иванович Уткин был выдающимся мастером гравированного портрета на меди, создателем целой галереи образов современников. Дельвиг не случайно заказал ему гравюру с портрета работы художника Кипренского для своего альманаха <<Северные цветы>>: только Уткин был достоин гравировать его. Уткинский портрет нравился самому поэту, его близким и друзьям, он был приложен ко второму изданию <<Руслана и Людмилы>>. В 1838 году Уткин сделал ещё одну гравюру с портрета Кипренского. На сей раз из стали. Уткин вспоминал о его последней встрече с Пушкиным и просьбе поэта сделать его портрет: <<Пушкин как будто желал, чтобы черты его подольше сохранились сталью>>. как будто предчувствовал, что это будет последняя дружеская услуга знаменитого гравёра. Художник исполнил желание Пушкина.

6. К лучшим изображениям Пушкина среди его небольшой прижизненной галереи принадлежит гравированный на стали портрет работы английского художника Томаса Райта, выполненный по его собственному рисунку. Райт приезжал в Россию дважды. Пушкин, интересовавшийся английской культурой, не мог не обратить внимания на творчество работавших в Петербурге британских художников. Рисовал Пушкина Райт - в последний месяц жизни поэта. Этому художнику принадлежит также серия карандашных портретов самых близких Пушкину людей - его жены и детей. Детские изображения в наши дни находятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге.

А замечательный портрет Н. Н. Гончаровой и по настоящее время хранится в семье потомков Пушкина.

7. На одной из художественных выставок судьба подарила встречу с Пушкиным будущему знаменитому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. Этот талантливый художник станет автором серии картин на тему: <<Пушкин и море>>. Самая знаменитая из них - <<Прощание Пушкина с морем>> - была написана Айвазовским совместно с И. Е. Репиным. В ней образ моря предстаёт как символ свободы, которую жаждет душа поэта.

Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

<<К морю>>, 1824.

8. Выдающемуся мастеру акварельного портрета того времени Петру Фёдоровичу Соколову принадлежит изображение Пушкина, созданное в 1836 году. Современники по-разному оценивали этот портрет. Сергей Львович, отец поэта, утверждал, что это <<единственный настоящий Пушкин>>. Восхитительны женские образы, созданные этим художником, в них воплощён образ женщины - мечты Пушкина-поэта и Пушкина-человека, безупречное, грациозное. Воздушное, чистое существо. Среди большой галереи лиц, запечатлённых в карандашных и акварельных портретах пушкинской поры, созданных О. А. Кипренским, П. Ф. Соколовым, К. П. Брюлловым, - широкий круг светских знакомых поэта и множество близких ему людей.

Какой задумчивый в них гений.

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!.

В них скромных граций торжество;

Так созерцает божество.

<<Её глаза>>, 1828

А Александр Павлович Брюллов исполнил для Пушкина известный портрет Натальи Николаевны Гончаровой в год их женитьбы. Он удивительно созвучен образу, созданному поэтом в стихотворении <<Мадонна>> - <<чистейшей прелести чистейший образец>>.

9. Неповторимое своеобразие архитектурных пейзажей двух столиц - питало творческое воображение Пушкина. Древний кремль, золотые купола храмов на живописных холмах и берегах московских рек, дома и дворцы. С лицейских лет Пушкин жил среди классических ансамблей Петербурга и его окрестностей - Павловска, Царского Села, Петергофа. В Эрмитаже, в Академии художеств он видел залы с коллекциями античной скульптуры, питавшие его интерес к древней истории. Впечатление от скульптуры <<Девушка с разбитым кувшином>> работы Павла Петровича Соколова, украшавшей Царскосельский парк, отозвалось поэтическим эхом через двадцать лет в Болдине:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.

<<Царскосельская статуя>>, 1830.

<<Пушкинские>> Петербург и Москва ярко воплотились в литографии у С. Ф Галактионова, А. Е. Мартынова, К. П. Беггрова. Их образы слились с образами мест, рождённых бессмертными стихами А. Пушкина.

10. В 1837, в год смерти поэта, пушкинский знакомый, живописец Григорий Григорьевич Чернецов, завершил большую картину <<Парад на Царицыном лугу>>. На ней в качестве зрителей парада художник поместил более двухсот портретных изображений современников. Особенно много на картине деятелей искусства - известных писателей, артистов, музыкантов, художников. Здесь на фоне Летнего сада - И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич и среди них А. С. Пушкин. Основой для фигуры Пушкина послужил карандашный рисунок, сделанный Г. Чернецовым с натуры, в рост,15 апреля 1832 года.

Известно, что с младшим братом художника - пейзажистом Никанором Чернецовым - поэта сближали воспоминания о путешествиях по Кавказу и Крыму, которые оставили яркий след в творчестве поэта и были источником вдохновения для художника.

Братья художники воспользовались ещё раз сохранившимся у них рисунком, когда Жуковский заказал им картину в память о погибшем друге. <<Пушкин в Бахчисарайском дворце, а точнее и более символично - <<Пушкин у <<Фонтана слёз>>.

Журчит во мраморе вода

И каплет хладными слезами,

Не умолкая никогда.

Так плачет мать во дни печали

О сыне, падшем на войне.

<<Бахчисарайский фонтан>>, 182101823

Картина эта положила начало посмертной <<изобразительной Пушкиниане>>.

11. Мы с вами в последнем зале моей выставки. Портреты Пушкина писали и многие художники, которые не были лично знакомы с великим человеком, или им не довелось жить в великое пушкинское время. Я нашла такие работы и посвятила им данную экспозицию. На этих изображениях Пушкин очень разный, истории их интересны и не похожи друг на друга, но все эти работы объединяет одно - желание показать бесконечное обаяние личности поэта и неиссякаемый интерес к его биографии. Художник Ю. В. Иванов. Саша Пушкин, лицеист.

# Б. М. Кустодиев. <<Портрет А. С. Пушкина>>, 1815г. Бумага,итальянский карандаш.

# Художник В. А. Серов. Пушкин на прогулке. 1899;

# Пушкин в Царском Селе", картина Ильи Репина, 1911.

# В. И. Шухаев. "Портрет Пушкина". 1960г. Бумага, пастель;

# Карандашный рисунок неизвестного художника.

# Б. В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г. Холст, масло. Этот парадный портрет явно не удался, Пушкин в жизни выглядел по-другому. Здесь он приукрашен. (Щербаков Борис Валентинович Народный художник РСФСР. Член-Корреспондент Академии Художеств СССР. Лауреат Сталинской Премии, полученной за картину <<Заседание президиума Академии наук СССР>> (1951-1953). Работы Бориса Щербакова находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, многих музеях бывшего СССР, а также в Белом доме и конгрессе США).

# Неизвестный художник. "Портрет Пушкина". 1831? г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Поэтому дату "13 июля 1813 года" можно считать фальшивой;

# Художник Н. Н. Ге. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). 1875 г.

# Портрет работы Петрова-Водкина.

# Д. Н. Кардовский. Пушкин среди декабристов в Каменке. 1834г.

# Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.

# И. Л. Линев. "Портрет Пушкина". 1836-37 г. г. Холст, масло.

Особо хочу остановиться на портрете И. Л. Линёва (1837г. Холст, масло), который до некоторых пор считали последним прижизненным изображением А. С. Пушкина. Это загадочный портрет. И вот почему. По мнению некоторых исследователей, он наиболее реалистически передает внешность и состояние Пушкина в последние годы жизни. Об истории создания портрета не сохранилось ни документальных данных, ни свидетельств современников. Поступивший в музей портрет Пушкина был реставрирован и дублирован (авторский холст наклеен на новое основание). Навели справки - чьей кисти он мог принадлежать. По начальным буквам „И. Л. " и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И. Л. Линева>>. Признав, что о портрете по-прежнему ничего не известно, кроме того, что сообщил о нем исследователь Либрович, эксперт Зильберштейн сделал попытку доказать, что портрет написан с натуры. Факт создания портрета Зильберштейн связал с двумя нерасшифрованными записками В. А. Жуковского к Пушкину, условно датируемыми началом 1836 г. В них Жуковский приглашает Пушкина к себе для позирования художнику.

<<. завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти>>.

<<Жестокий реализм портрета, - пишет Зильберштейн, - естественно не понравился Пушкину и, очевидно, не пришелся по душе Жуковскому. Этим и можно объяснить тот факт, что портрет скоро оказался забытым и на целых 50 лет пропал из поля зрения>>.

Искусствовед Э. Ф. Голлербах высказал некоторое сомнение в том, что портрет прижизненный: <<. трудно предположить, что появление нового портрета Пушкина в последние годы его жизни осталось незамеченным его современниками>>.

Ссылаясь на <<мертвенность облика Пушкина>>, <<некоторую окоченелость лица, не уменьшающую, однако, впечатления сходства>>, Голлербах высказывает предположение, что Линев мог сделать портрет с рисунка Ф. А. Бруни <<Пушкин в гробу>> или собственной подобной зарисовки, которую затем <<превратил в портрет живого Пушкина>>. По данным экспертизы, портрет написан на ранее использованном под другую живопись холсте. Этот момент также вызывает сомнение в создании портрета с натуры. Вряд ли художник, писавший заказной портрет прославленного поэта, использовал бы старый, уже употребленный холст. Наконец, странно выглядит и сама подпись автора портрета. Не просто монограмма (И. Л. ), но вместо букв фамилии проставлены точки. Подобные подписи не встречаются у художников.

Итак, те факты, которыми располагают исследователи сегодня, дают все основания для того, чтобы исключить этот портрет из числа прижизненных и отказаться от авторства Линева. Нет ни одного реального довода, который позволил бы рассматривать портрет в одном ряду с работами Тропинина и Кипренского.

Это портрет явно посмертный, выполненный в конце 1830-х или начале 1840-х гг. художником-монограммистом <<И. Л.>> скорее всего по какому-то литографированному портрету, появившемуся после смерти Пушкина. Оригинал значительно изменен, не сразу узнается. Возможно, портрет был скомбинирован с нескольких изображений Пушкина.

12. <<Все художники, удостоенные пушкинского слова, или стиха, или даже <<графического отклика, - крупнейшие мастера, чьи имена олицетворяют художественную культуру пушкинской эпохи - золотого века истории изящных искусств. Пушкин художников любил, ни разу не уколол их острой эпиграммой, охотно ходил по мастерским, одаривал их своими стихами. Тяга к изящным искусствам жила в поэте всю жизнь. Создатели <<немых искусств>> платили и продолжают платить ему признательностью. <<Изобразительная Пушкиниана>> была начата ещё при жизни Пушкина, и с тех пор, вот уже два века, образ поэта. Его судьба и творчество остаются для художников неиссякаемым источником вдохновения (Л. И. Певзнер).

Я тоже хочу признаться в любви этому гениальному человеку, А. С. Пушкину, и завершить экскурсию по залам моей галереи своим изображением великого поэта. Вот оно.

Я хочу продолжить свою работу по этой теме, потому что есть ещё много изображений Пушкина П. Фаворского, Нади Рушевой, Кузьмина и других художников. Это очень интересно, поучительно, помогает мне в моём обучении в художественной школе, наполняет мой внутренний мир особым светом и чистыми прекрасными ощущениями. <<Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче и интереснее идти по дорогам жизни>> (Д. Кабалевский).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)